Алтарная свеча что это
Только свечку поставить?
Пожалуй, ни один из церковных предметов не порождает столько суеверий и кривотолков, как церковная свеча. Даже по тому, горит ли она ровно, «плачет» или трещит, любители примет умудряются «определять» свою судьбу, впадая в уныние или необоснованный оптимизм.
Но всегда ли прихожане храмов могут ответить тем, кого именуют захожанами, на их вопросы о свечах? Почему, например, и в каких случаях подается свеча в алтарь? Нужно ли брать домой свечу с соборования и возжигать ее потом, когда болеешь? Об этом и многом другом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова священником Александром Степовиком.
— Правда ли, что первоначально свечи использовались в христианских храмах просто для освещения пространства перед иконами, то есть их значение было утилитарным?
— Нет, свечи использовались в храме еще во времена Ветхого Завета, и их значение с самого начала было символическим. В чине освящения свечей, в Требнике, говорится, что Сам Господь повелел пророку Моисею внести светильник в алтарь и что мы употребляем свечи по заповеди сей во славу величия Господа.
Православному христианину нужно понимать, зачем вообще свеча ставится. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике пишет, что советовал бы каждому священнику перед служением Литургии возжигать свечу. Он говорит: ты поймешь, что тогда по-другому даже молитва течет, потому что одно дело — когда ты просто молишься, и другое — когда ты Богу при этом хотя бы небольшую жертву приносишь. Мы жертвуем, и эта жертва соединяется с нашей молитвой.
Другое дело, что понимание всего этого не должно ни в коем случае приводить человека к магизму. И конечно, нужно помнить, что свечи часто используются для создания так называемой религиозной ширмы — в псевдорелигиозных ритуалах, которыми обставляется оккультная деятельность. Если человек, допустим, «лечит» заговорами и при этом советует своим «пациентам» в храмах ставить свечи — он такой же колдун, как и остальные.
— То есть если человек пришел в храм, купил в лавке свеч, потому что ему сказали: «Надо свечку поставить», расставил их по подсвечникам и ушел, он сделал нечто бессмысленное?
— Я бы не был так категоричен. В деле молитвы всё зависит от горячности и искренности человека. И ктото, может быть, обратился к Богу буквально на мгновения, когда эту свечу ставил, — и был Богом услышан. Думаю, что в основном даже совсем нецерковные люди приходят в храм не с совершенно холодным сердцем, и какая-то беседа со святыми, с Господом Богом у них все-таки происходит.
— Кстати, Вам не кажется, что за последние лет пятнадцать «захожан» в храмах стало значительно меньше? По крайней мере, не так часто уже кто-то пробирается сквозь ряды молящихся со свечами наперевес…
— Да, в целом сейчас на приходах выше процент людей, которые пришли всерьез и надолго. Церковная жизнь по сравнению с 90‑ми и даже нулевыми годами изменилась: сейчас те, кто хотел бы креститься, проходят вероучительные огласительные беседы, у прихожан стало намного больше возможностей общения со священниками — и всё это направлено на то, чтобы до человека донести, что такое не просто ходить в храм, а жить по-христиански. И это приносит определенные плоды.
— Давайте поговорим о тех традициях и суевериях, которые еще бытуют. Есть, например, такое понятие, как свеча со Страстных Евангелий. Многие в Великий Четверг несут ее в зажженном виде домой, от нее затепливают лампаду. Это суеверие или традиция?
— Это традиция. Она не зафиксирована в авторитетных письменных источниках, но она передается из поколения в поколение, и во многих верующих семьях, в том числе священнических, ее хранят. Я не вижу в этом чего-то противоречащего православному вероучению. Опять же, в Требнике, в чине освящения свечей, говорится о том, что свеча принесется в дом и там будет возжжена, чтобы Господь освятил жилище сие.
— А обязательно ее из храма донести зажженной?
— Думаю, что если человек эту свечу потушит и дома опять затеплит, ничего в этом страшного нет. И вообще ничего страшного нет — повторюсь, это просто традиция. Мне доводилось видеть, какой бывает ажиотаж, когда раздают в наших храмах Благодатный огонь: многие считают, что нужно его не только непременно донести до дома, но и затеплить от него лампадку, которая будет гореть непрестанно до следующей раздачи огня. Неугасимая лампада в квартире — это вообще, на мой взгляд, вещь достаточно спорная. И лампады, и свечи нужны во время молитвы: они нас собирают, они нам являют образ этой молитвы. А когда никого нет дома, зачем лампаде гореть? Это опять же какое-то представление о том, что нечто внешнее может за нас устроить наше спасение.
И еще суеверием можно назвать обычай с четверговой свечой либо со свечой от Благодатного огня обходить по периметру свое жилище. Так делают как раз оккультисты — «сжигают негативную энергию». Верующий человек может по незнанию, без нечистых помыслов это совершить, но вообще так делать не стоит.
— Еще люди часто берут домой свечи с соборования. Говорят, что с ними нужно потом молиться, когда болеешь…
— Совершенно нет разницы, эту свечу зажечь или какую-то другую. Никакой «благодати исцеления» в свече с соборования не сохраняется. И не надо дома такие свечи складировать — ни с соборований, ни из паломничеств.
Здесь стоит оговориться: существует традиция в течение всей жизни хранить свечи с венчания и с монашеского пострига. Но опять же это связано не с тем, что это какие-то «сильные» свечи, а с тем, что они напоминают об исключительном моменте в жизни человека — и само это напоминание может ревность к жизни духовной в его сердце вновь возгревать.
— Люди порой спрашивают в церковных лавках «сретенские свечи». Что это такое? Какой-то околоцерковный миф?
— Нет, это не миф. В Требнике существуют молитвы на освящение свечей именно в Сретение. Однако это точно такие же свечи, как и остальные. Просто существовал такой чин — в память о том, что свет Христова учения просветил народы. Знаю, что в советские годы, когда достать церковные свечи было трудно, верующие люди в деревнях делали их сами и раз в год, на Сретение Господне, привозили освящать. Сейчас этот чин мало где сохранился, свечи освящаются по мере необходимости, а поиском сретенских свечей по храмам занимаются в основном люди, увлеченные эзотерикой.
— Можно ли передавать свечи во время богослужения, чтобы другой человек поставил их за тебя?
— Можно, а что в этом такого? Единственное что — не нужно этого делать во время чтения Апостола и Евангелия, во время Херувимской песни евхаристического канона, шестопсалмия, то есть в такие моменты службы, которые требуют максимального сосредоточения всех сил молящегося. И конечно же, неправильно думать, что если кто-то зажег нашу свечу, то эта жертва «перешла» ему. Другой человек ничего у нас не может в духовной жизни «украсть».
— Есть такое понятие, как свеча в алтарь. Есть ли в этом отношении какая-то традиция, в каких случаях она подается?
— Свеча в алтарь — одна из форм материального пожертвования на храм, и подается она тогда, когда у человека есть желание и возможность храму помочь. В алтаре тоже требуются свечи: с ними стоят священники на полиелее, с ними выходят в определенные моменты службы пономари, свеча горит на престоле, на жертвеннике. И соответственно, либо эти свечи покупает храм, либо их жертвуют прихожане.
— Часто люди считают правильным поставить одну, но большую свечу, когда у них какая-то большая просьба, или какая-то беда, или они каются в тяжком грехе. А когда всё нормально, ставят несколько маленьких, на разные подсвечники. Это суеверие?
— Скорее это предрассудок. Если у человека душа просит поставить одну большую свечу, допустим, какому-то святому, пусть поставит. Но размер свечей соотносить с масштабом наших бедствий и грехов — это, конечно, нелепость. Жертва Богу в виде свечей приносится по нашим материальным возможностям, не нужно этот момент усложнять. А то ведь бывает, что человек, если у него нет денег на свечу и на то, чтобы положить что-то в кружку для пожертвований, и в храм не идет. Сколько раз от бабушек доводилось слышать: «Вот пенсию получу — тогда схожу в храм». На самом деле, не должно быть внутреннего стеснения, если мы пришли на службу и просто помолились, не пожертвовав никаких денег. Господь видит наши обстоятельства. Кроме того, каждый человек, молящийся на службе, нечто уже приносит в храм — он приносит в него свою молитву.
— Какой из предрассудков, связанных со свечами, Вы бы назвали самым нелепым, чудовищным, исходя из своего пастырского опыта?
— Пожалуй, возжигание свечей за упокой живых людей. Навредить человеку таким образом нельзя, а вот ставящий свечу вредит своей душе очень сильно — своею собственной злобой. Впрочем, если человек, которого помянули о упокоении, будет считать, что теперь Господь непременно лишит его жизни, он тоже себе повредит — своим недоверием Богу, представлением о Нем как о неком механизме, а не как о Личности. Вообще, уязвимость человека в отношении подобного рода обрядов зависит от того, насколько он в силу этих обрядов верит больше, чем в силу Божию.
Но бывает порой, что не о желании зла другому идет речь, просто человек не знал, что подсвечник заупокойный. Потом узнаёт — и у него паника, ужас. Я в таких случаях привожу в пример одну историю, которую можно найти в наставлениях преподобного Паисия Святогорца. Старец рассказывал, что один мужчина во время Второй мировой войны попал в концлагерь. Близкие считали его погибшим. Поскольку это были верующие люди, они постоянно молились о его упокоении, бывали в храме во все дни особого поминовения усопших. Потом он вернулся домой и впоследствии рассказал, что в его тяжелой жизни в концлагере бывали моменты, когда с ним происходило что-то хорошее — когда немного облегчался режим или давали дополнительную пайку, — и случалось это почему-то в дни, когда в храмах проходят заупокойные службы. Тогда его близкие расплакались, потому что им стало понятно, что это Господь отвечал таким образом на их молитвы. Так что человеку, который случайно кого-то не так помянул, можно сказать, что у Бога все живы и что главное — это наша любовь и любовь Божия.
Газета «Православная вера» № 03 (623)
Божественная сила свечи
Освящённая восковая свеча, которую мы покупаем в храме, имеет несколько духовных значений:
В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники. В левой стороне церкви есть особый столик с Распятием — канунник (канун), обычно находящийся перед изображением Креста Господня, — сюда вы всегда можете поставить свечу или свечи и помолиться Господу за ушедших из земной жизни близких, родственников, знакомых и просто за всех почивших христиан. Ставятся свечи с молитвой об упокоении почивших («за упокой»).
Подойдя к подсвечнику, следует два раза перекреститься и поклониться святыне, затем зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике, оплавить низ свечи от другой, и поставить её на свободное место (или если все места на подсвечнике заняты, просто положить рядом — церковнослужители сами поставят вашу свечку на освободившееся место).
Во время особых богослужений, молящиеся не только ставят свечи перед иконами, но и сами стоят с горящими свечами в руках. Такими особыми днями являются:
Чудесный дар Господу! Свеча в алтарь!
Свечу в алтарь можно подавать в любое время, в любой день, когда вашей Душе это будет угодно. Я открою Вам сокровенную молитву, которую я записала после второго посещения мощей преподобного Феодосия Кавказского.
Наставления, как передать свече силу вашей чистой молитвы, которая будет возноситься каждый раз, когда она будет зажжена в алтаре. Приобретите в церковной лавке самую большую восковую свечу. С этой свечой подойдите к главной иконе, которая находится в центре храма. Сделайте два земных поклона и с благоговением приложитесь к иконе. Сложите руки, как при причастии (левая на груди, правая со свечой поверх её).
Господи!
Прими, сей, дар мой малый, эту освящённую Духом Святым восковую свечу,
За всех православных христиан, о коих радею всей своей душой и сердцем (имена).
Помоги нам, Господи!
Утиши смятение душ наших, исцели немощи наша!
Даруй Господи, по великому милосердию Твоему, отпущение грехов наших, очищение душ наших, и телес от всякие скверны, болезни, злобы, ненависти, разочарования и печали.
Спаси нас, Господи!
Прими молитву мою робкую грешного человека (имя) и вознеси её с молитвою всех православных христиан Отцу нашему Небесному!
Сотвори чудо, Господи, со всеми нами здесь и сейчас
во Славу Отца и Сына и Святого Духа!
И ныне и присно и вовеки веков!
Аминь!
Отойдите на шаг назад и снова сделайте земной поклон. Перекреститесь.
Теперь передайте свечу в лавку со словами: «Примите эту свечу — мой дар малый в алтарь». Ваша молитва будет звучать в храме каждый раз, когда свеча будет зажжена в алтаре во время богослужений.
И Ангелы всякий раз поднимут её до небес, и Господь услышит вас!
Алтарь
Алтарь – это особенное место.
Место силы.
Кроме того, алтарь позволяет быстрее войти в колдовское состояние сознания.
Настраивает на рабочий лад.
Помогает быстрее сконцентрироваться и лучше выполнить колодвские действия.
Обязателен ли алтарь?
Алтарь может быть, как в квартире/комнате, так и на природе.
В качестве алтаря вне квартиры, может быть использован камень, пень, поваленное дерево.
Желательно выбрать такое место, раз и навсегда и все свои магические операции проводить на нем.
Алтарь, как и предметы, расположенные на нем, могут быть любыми.
П режде, чем устроить алтарь
Нужно понять для каких целей он вам нужен.
В таком случае лучше всего приобрести/ сделать алтарный столик.
Или приспособить для этой цели комод, тумбочку, туалетный столик.
Алтарь может быть, как стационарный, так и разборный.
Открытый либо скрытый от любопытных глаз.
Что должно быть на алтаре.
Цвет зависит от той работы которую вы хотите проводить.
В этом качестве могут выступать
Кроме этого, на алтаре размещают те атрибуты, которые по вашему мнению или согласно мифологии, связано с тем или иным божеством.
Кроме этого важным атрибутом алтаря являются:
Так же, часто на алтаре можно увидеть символы четырех стихий.
В остальном, все зависит от ваших чувств, ощущений и предпочтений.
Это может быть интересный камень или кусочек дерева, или коры принесённый с прогулки.
Украшения, камни, бусины, четки, сухие и живые растения и т.д.
Все то, что лично для вас наделено силой, напитано вашими эмоциями.
Эти вещи со временем становиться своеобразными «Батарейками», они впитывают энергию и в нужный момент поделиться ей с вами.
Второй вариант.
Обустройства алтаря для тех, кто не занимается практической магией.
В таком случае алтарь посвящается либо каком-то божеству, либо роду.
В этом варианте алтарь может быть совершенно неприметным и только вы будете знать, что это то место где вы общаетесь с Силами, духами или вашими предками.
Это может быть все что угодно: изображение, картина, статуэтка, фото или вещь которая связывает вас и ваш Род.
Здесь же возжигать свечи, воскуривать благовония, приносите дары.
В качестве даров могут выступать как свечи и благовония, так и сладости, живые цветы.
Единственное, что не следует в одном и том же месте общаться или обращаться к разным традициям.
Ещё один немаловажный момент.
Если вы обустроили стационарный алтарь, на нем не должно быть ничего лишнего (чашка с недопитым чаем, чеки из магазина, расчёска)
Помните, что это священное место.
Место где сконцентрирована энергия другого порядка, не стоит ее захламлять.
Тем самым показывая неуважение к Силам.
Лично у меня, мест силы несколько.
Все зависит от той работы которую нужно провести.
Тогда я иду на природу.
Я не сторонник большого количества магических атрибутов, в каждом обряде я использую только то что к нему относиться.
Для меня сила не вещах, а тех Силах, которые мне помогают, которые меня ведут.
Так что каждый сам для себя решает вопрос о том, как и где ему удобнее общаться с Силами и Духами покровителями.
Молитва свеча в алтарь
свеча в алтарь что это значит
Алтарная свеча
В разделе Религия, Вера на вопрос Видела как человек купил большую свечу для алтаря и передал с запиской с именами. Поясните для чего. Что это значит? заданный автором Ирина Петрова лучший ответ это Дело в том, что во время Божественной Литургии, исчезает граница между Небом и Землей. Если Вы очистите свою душу до кристальной чистоты, то увидите своим духовным зрением в паралельном измерении, присустствующих на Литургии Ангелов, душ людей. Записки подаются за упокой или за здравие людей, за которых Вы бы хотели, чтобы священник во время Литургии помолился. Но если перед Вами стоит выбор, куда лучше отдать деньги: на свечку или нищему, то лучше нищему. Потому что на НЕБЕ все это видят и оценят, т. е., давая нищему, думайте, что ВЫ даете Богу во прощение своих грехов или прощение грехов усопших, за судьбу которых на том свете Вы переживаете. Сами же стойте на Литургии, как свеча, пламенно молясь за упокой душ усопших.
Тебе минимум две надо.
То и значит. что свечу в Алтаре зажгут, а записки с именами всегда в Алтарь уносят.
Записки пишут все прихожане и их несут в алтарь.
Свеча по вашему усмотрению.
То что Вам действительно надо, это всем сердцем, искренне уверовать во Христа и получить Его спасение от греха и смерти. А свечки и ритуалы Богу не нужны и к Нему ни как не приближают.
Записки- это те что подают за здравие или упокой на литургию. Как правило, за ящиком продают большие свечи и их покупают специально для алтаря, т. е. эти свечи горят во время службы в алтаре.
В алтаре есть подсвечники и твоя свеча будет там гореть, я бывает так делаю, не часто.
Свечи передаются в алтарь для возжигания там на престоле или на жертвеннике, а про записки вам ответили
Заказать Свечу о здравии
Свеча, поставленная на алтарь – видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к той иконе, которой ставиться свеча. Поставив свечу на алтарь в храме, прихожане благодарят Господа и всех Святых за их помощь и заступничество. После поставленной свечи, правильно заказать поминовение, сорокоуст или другое богослужение в храме, обратившись тем самым к Господу с просьбами.
Все заказанные требы читаются перед Чудотворными иконами и Мощами Святых.
Для отправки Требы, заполните форму заказа ниже:
Свеча о здравии
Издавна у христиан принято зажигать вместе с молитвами свечу за раба Божьего, которому вы от чистого сердца желаете процветания, любви и счастья, милости Господней и крепкого здоровья. К сожалению не все знают, когда и по каким причинах исполняется это Церковное действие, но каждый точно знает, что это непременно нужно делать. Традиция зажигать в храме церковную свечу берет начало еще со времен Моисея. Как гласит Святое Письмо, приказание сотворить светильник из золота с семью лампадами – является одним из первых, сказанных Моисею Господом Богом, но не для того, чтобы осветить мрак ночи, а потому что через свет возжигаемой свечи воссоединится с Богом. Ибо без Божьего благословения и прощения мы и ясным днем блуждали бы в темноте.
Что означает поставить свечу о здравии?
Свеча о здравии определенного человека – это зажжение Божественного светильника, в котором горящий огонь, пронзая пространство и время, достигает Спасителя. Неприемлемо ставить свечу церковную о здравии, без искренней веры в душе, бездумно. Только молясь от чистого сердца, о том, что вы просите, Господь услышит молитвы и поможет вам. Не стоит забывать, что не все прошения будут услышаны, ибо не все просимое будет во благо нам. Также не стоит тешить себя иллюзиями, что все, что попрошено ставя свечу, будет исполнено. Господь Отец наш милосерден и справедлив, сам выбирает, что для души просящего будет на пользу и во спасение. Пути Господни неисповедимы, и только Бог знает, что лучше детям его.
По какому поводу и когда ставят свечу о здравии?
Образ света Божественного, который возжигается в одночасье с церковной свечей, озаряет и направляет на путь истинный христианина, за которого с непоколебимой верой и с искренней любовью поставлена свеча. Свет от пламени свечи, поставленной в Храме Божием – это Духовный свет, который озаряет грешный мир. Мирская жизнь человека в неверии, неведении и грехе – это кромешная тьма, которую сам Спаситель развеял огнем свечи. О здравии, свечи, следует ставить по любому поводу, будь то дальняя дорога или рисковое дело, сложная операция или предстоящие роды, судебное разбирательство или важная покупка. Зажигая церковною свечу с молитвой, можно возносить хвалу Господу Богу нашему, Сыну Его единородному, Пресвятой Деве Марии или Святым.
Перед какой иконой поставить свечу?
Очень часто у прихожан появляется вопрос, – перед какими иконами нужно молиться за то или другое дело, и пред какими иконами ставить свечи по тому или иному поводу? Тут нужно опираться только на собственные чувства, которые вы испытываете стоя перед иконами. Ваши пожелания будут услышаны, если вы отбросите все мирские проблемы, раскроете душу перед Господом.
Если заболел близкий человек, потерян мир в семье или впереди сложные испытания.
Если вы имеете намерение не просто поставить свечу о здравии и поблагодарить Господа, а имеете конкретное прошение, вам самим нужно определить у какого Святого просить помощи и заступничества Господа Бога и перед каким ставить свечу. Если врачи поставили неутешный диагноз, и хворь неизлечимая одолела вас, зажгите свечу с молитвой перед ликом Господним «Спас Нерукотворный». Свечу, дабы иметь удачу в бизнесе, принято ставить перед иконами святых апостолов Божьих Петра и Павла. Если же хотите попросить мир и лад в семье, поставьте свечу перед иконой Божией Матери «Знамение», и в искренних молитвах попросите Богородицу избавить ваш дом от ссор и неурядиц. Если вы не знаете, перед каким образом молиться и кому из святых ставить свечу, можно спросить совета у церковнослужителей. Ну, а если Вы не желаете никому поведать о своей просьбе или проблеме, то откройте свое сердце для веры и покаяния и икона святого сама выберет вас. Важный нюанс, который должен знать любой прихожанин, это то, что свечка за отпущение грехов не ставится, ибо грехи может отпустить только священник на исповеди. Самое главное не то, какому святому вы возжигаете свечу и молитесь, самое главное это сделать искренне, тогда Творец услышит вас. Ставить свечу о здравии своем в Православном храме разрешается, но при этом, молясь нужно просить не только за себя, но и за своих близких, а также за всех верующих. В разделе КОМУ О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ Вы можете узнать про все Чудотворные Иконы, представленные в храмах и монастырях на сайте “Чудотворная Столица”, и их чудесные свойства.
Что делать если чувствуете необходимость поставить свечу, а физически нет возможности?
Святой Церкви не чужды мирские проблемы прихожан. И Священнослужители прекрасно понимают, что далеко не всегда, есть возможность, отправиться за сотни километров, чтобы предстать пред конкретной иконой и зажечь свечу за здравие. Посему на нашем сайте можно поставить свечу онлайн, это означает что, заполнив форму заказа, где вы прописываете, в каком храме вы хотите зажечь свечу, за кого молиться, а также свои данные. Внеся определенную сумму пожертвования, от вашего имени будет зажжена свеча.
Последние новости нашей организации
Звон церковного колокола впервые разнёсся над Русью в X веке. С этого момента колокольный перезвон непрерывно связан с духовной жизнью каждого православного христианина. Звук колокола – это не только глас о начале Богослужения, не только оповещение о великих православных праздниках, но и напоминание о горнем мире, позыв к раскаянию, покаянию и осознанию настоящего смысла человеческого бытия.
Зачем покупать и ставить свечи в храме
Содержимое
Человек имеет двойную природу – духовную и телесную. Душа и тело гармонично соединяются в нем. Потому, к примеру, все Таинства в Православной Церкви не только благодатно невидимы благодаря Святому Духу, Сходящему на человека и Дающему ему Свои Дары, но и материально ощутимы.
В Крещении – материя воды; в Евхаристии – Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина; в Елеосвящении – помазывание освященным маслом и т. д. Так происходит для того, чтобы освятить благодатно не только душу человека, но и его тело.
Потому, конечно же, ставить свечи в храме нужно. Ведь мерцающий огонечек именно ТВОЕЙ свечи, горящей перед ликом Спасителя, – это твое личное богообщение – твоя таинственная жизнь души, обнаженной перед Господом Богом…
Традиция возжигания свечей в храме очень древняя. Еще при ветхозаветной скинии были светильники (например, семисвечник). Позже, во времена первых христиан, когда приходилось собираться на молитву тайно в римских катакомбах ночью, свечи являлись важным и богослужебным и практически-прикладным атрибутом.
В символическом плане с горящей свечой много чего связано. Во-первых, Христос – это Свет миру. Во-вторых, нашим душам следует пламенеть любовью ко Господу, подобно горящей свече. В-третьих, наши сердца должны быть мягкими от страха Божьего, любви и покаяния, как растопленный «плачущий» воск.
Кроме того, покупка свечи является вполне посильной для каждого жертвой, которую человек приносит Богу и Его Церкви. Благодаря приобретению свечи мы кладем деньги не в карман батюшке, а отдаем на нужды храма – ремонт, оплату отопления, электричества и прочее. Покупая свечи, мы помогаем существованию храма Божьего на земле. А это уже дело святое.
Количество свечей, их размер, стоимость, перед какими иконами их ставить – это уже ваш личный выбор. Как правило, покупают хотя бы две свечи, чтобы поставить одну за здравие свое или других людей, а другую за упокой. Свечи о здравии возжигаются в любом месте храма, кроме специального металлического столика – канунника – перед которым или на котором ставится Распятие. Это единственное место в храме, где ставятся свечечки за упокой. Желательно, если вы ставите свечку за усопших, говорить про себя молитву «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное». Усопшие, за которых вы молитесь, должны быть крещены, отпеты по канонам Церкви и, соответственно, не самоубийцы или другие люди, за которых в храме нельзя молиться (сатанисты, активные еретики, богоборцы и т. д.). Если же человек был православным, хоть и маловерующим, за такого можно и нужно молиться. Это правило, помимо, естественно, самоубийц, распространяется и на живых.
Во всех остальных частях храма ставятся свечи о здравии. Вы подходите к той иконе, которая вам приглянулась, метафорически выражаясь, которая на вас «смотрит».
Если просите исцеления от болезни – к святому великомученику и целителю Пантелеимону, если собираетесь в путешествие – к Святителю Николаю Чудотворцу. Самая скорая Помощница в наших нуждах, конечно же, Пресвятая Богородица.
В идеале желательно приходить в храм заранее – перед богослужением, чтобы успеть купить свечи, поставить их, подать записочки в алтарь, а потом уже спокойно стоять на службе, молитвенно углубившись в нее, не отвлекая ни себя, ни других.
В жизни бывают разные ситуации: на работе проблемы – забежали и поставили свечку, поругались с супругом/супругой – в обеденный перерыв зашли поставить свечку и прочее. Конечно, заходите и ставьте, не бойтесь. Всем нам нужно утешение.
Только ведите себя как можно тише, не мешая другим. Храм любит молитву и тишину.
Самое главное – не ставить свечи механически, автоматически. Нужно знать, что это не простое бытовое действие. Это фактически жертва, духовный акт, ваше личное молитвенное соединение с Богом. Вам же не хочется, чтобы близкий человек что-то ткнул вам в лицо и побежал второпях дальше. Так и перед Богом. Есть у вас десять минут, купите свечу, зажгите ее, поставьте перед иконой и проведите оставшиеся пять минут с Богом, с Пресвятой Богородицей или со святым, которому вы молитесь. Поговорите с Господом, пожалуйтесь, поплачьтесь Ему. Он примет любую молитву, главное, чтоб она была искренней, от чистого сердца. Помните: свеча, зажженная вами в храме, – это ваше личное богослужение.
Иерей Андрей Чиженко
Статистика просмотров
Автор(ы) материала
Популярное за 7 дней
Нижнее меню
Просмотров сегодня: 14998
Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.
Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.
Видела как человек купил большую свечу для алтаря и передал с запиской с именами. Поясните для чего. Что это значит?
Записки подаются за упокой или за здравие людей, за которых Вы бы хотели, чтобы священник во время Литургии помолился.
Но если перед Вами стоит выбор, куда лучше отдать деньги: на свечку или нищему, то лучше нищему. Потому что на НЕБЕ все это видят и оценят, т. е., давая нищему, думайте, что ВЫ даете Богу во прощение своих грехов или прощение грехов усопших, за судьбу которых на том свете Вы переживаете. Сами же стойте на Литургии, как свеча, пламенно молясь за упокой душ усопших.
Молитва свеча в алтарь
Рождественский пост отличается особым настроением. Ведь Рождество – это праздник предшествия в мир Бога. И пост потому и установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и телесным постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать за Ним. дальше
СВЯТАЯ ВОДА
Учимся вместе
РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ
ПОСТЫ И ПОСТНЫЕ ДНИ
Беседы с настоятелем
Закон Божий для взрослых
ПОИСК ПО САЙТУ
ПОДЕЛИТЬСЯ
О НАС, НАШЕМ САЙТЕ
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ
У вас превосходный сайт. Продолжайте его раскручивать и уверен, что через год число положительных отзывов в вашей г остевой крупно увеличится. Удачи! Алексей (Тверь)
Хочу сказать отдельное спасибо за статью “Ко святому Иордану через минные поля..”! Низкий поклон за неё, буд-то бы сама побывала на святом Иордане и видела как кружат над святой рекой голуби, слышала запах луговых трав и чувствовала горечь Мертвого моря. Спасибо. Это настоящий подарок ко великому празднику. С праздником Святого Крещения Господня, дорогие наши православные. Екатерина (Берлин)
МЫ ВОШЛИ В ХРАМ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Эта с та тья прежде всего призвана помочь человеку, впервые посетившему Православный Храм.
Если понять, что содержание храма — это та тишина, та глубина, в которой находится Бог, то понятно делается, почему человек, идущий в храм, еще только пускаясь в путь, настроен так, как он не бывает настроен, когда идет на работу или в гости. В храм собираешься с того момента, когда просыпаешься и знаешь: я иду на встречу с Живым Богом. И одеваешься по-иному, и готовишься по-иному, и стараешься, чтобы разговоров лишних не было, чтобы ничто недостойное не рассеивало той глубины, в которой только и можно пережить содержание храма. И по дороге идешь серьезно; идешь, как на встречу с очень значительным или с очень любимым человеком, не рассеиваясь пустыми мыслями…
Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия.
Внешний вида пришедшего в храм должен соответствовать и времени, и месту. Главное в одежде — чтобы она не смущала никого и не привлекала к себе пристального внимания. Недопустимы шорты, очень нежелательна спортивная одежда у мужчин (вы же не придете в такой на официальный прием и или на работу в офис — почему же допускать это в доме Божием?). Женщинам надо надеть юбку или платье, причем по возможности ниже колен и без вызывающих разрезов, благодаря этому вы будете себя чувствовать свободнее и избежите нареканий со стороны, лучше впишетесь в среду. Это довод для начала, а позже придет ощущение органичности такой одежды и ее красоты.
Собираясь в храм, лучше всего узнать о порядке богослужений в данном приходе: когда служатся литургии, когда вечерни и утрени (всенощное бдение), когда можно заказать частные службы (требы) — молебны, панихиды.
Наш храм открыт по будням с 7 до 17:30, но если есть праздничное богослужение, то церковь закроют примерно на час позже.
В воскресенье обычно храм открывают уже в 6:30 и закрывают примерно в 17:30.
Расписание в Воскресенском соборе можно
Перед тем, как зайти в храм, в ограде Церкви мужчинам надо снять головной убор (конечно, если это не зима, иначе это можно сделать в притворе храма, то есть – как только зайдете), а женщинам – надо покрыть голову платком. Потом трижды перекреститься с поясным (малым) поклоном, причем, не спеша, благоговейно.
Далее идем по территории храма, где, естественно, не курим, не выражаемся и вообще, ведем себя благопристойно.
ОТКЛЮЧАЕМ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, ИЛИ, ХОТЯ БЫ ПЕРЕВОДИМ ЕГО В БЕЗЗВУЧНЫЙ РЕЖИМ
Итак, мы вошли в храм.
Вступая в него, мы говорим: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. И, переступив порог, останавливаемся, не спешим никуда, стоим мгновение, потому что мы вошли в удел Божий. Всё это пространство, всё это место посвящено Богу в мире, который Его отрицает, который Его не знает, в мире, где у Него нет ни места, где главу преклонить, ни гражданства, ни права жительства. В храме Он дома; это место, где Он у Себя и принимает нас как хозяин; это святое место, куда можно вступить только с такими чувствами, которые достойны и самого человека, и Бога, на встречу с Которым идешь.
Нужно учиться чувствовать сердцем, а не умом. Незнание обрядов и языка богослужения никак не умаляют наше участие в нем (хотя, конечно, затрудняют — но это как раз дело поправимое).
И поэтому человек кладет на себя крест : Во имя Отца и Сына и Святого Духа… Я вошел в Божий удел во имя Божие, я не принесу в этот удел ничего недостойного Его. Вернее, все, что недостойно, должно быть здесь очищено, омыто покаянием и обновлением души».
Ни в коей мере не следует смущаться своей некомпетентности и возникающими, возможно, недоразумениями.
Тут же поправим, что крестное знамение есть самое важное молитвенное действие, как по своему значению, так и по своей благодатной силе. В крестном знамении содержится вкратце все христианское учение (Символ веры), ибо, изображая это знамение, мы в трех перстах правой руки выражаем свою веру.
…В течение целой недели мы, может быть, не жили достойно себя. И вот когда в воскресный день мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и, как мытарь, сказать: Господи, будь милостив мне, грешному! Я пришел в место, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Ты можешь меня научить Своим словом, очистить Своим действием, изменить, обновить до конца… вот с чем мы должны входить в храм — все, не только те, которые крещением в него входят, но и те, кто вступает в него каждое воскресенье или даже каждую службу. Даже священник должен приходить, останавливаться и говорить: Господи, будь милостив мне, грешному! Я вхожу в область, которая словно огнем горит; как бы мне не сгореть! Я буду произносить слова такие святые, что они могут обжечь мои уста, зажечь мою душу — или испепелить ее, если я их произношу недостойно, с ложью и лицемерием, с отсутствием правдивости… Я встречу Христа в этом храме: подойду к иконе, поцелую эту икону, — как я ее поцелую? как Иуда поцеловал Христа, когда хотел Его предать? или как ребенок целует мать? или как в благоговении мы целуем руку человека, которого уважаем больше всех на свете.
«Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к церковной лавке. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…
Обычно, подходя к святым иконам, мы ставим перед святым образом свечу. И это правильно. Свеча – это как символическая жертва Богу и образ нашего моления.
Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.
Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.
Свечи ставят на специальных подсвечниках перед образами (иконами) Спасителя, Матери Божией, святых. При этом – еще раз напомним! – следует всегда помнить, что объектом моления и поклонения является не вещество иконы, но на ней запечатленный образ (нашу душу возводящий к первообразу).
Сколько поставить свечей – это дело каждого и зависит от душевного порыва. Можно и одну свечу поставить, при этом сделать это с глубоким благоговением и верой.
Свечи “о здравии” можно ставить на любом подсвечнике в храме перед иконой.
Для свечей “за упокой” в храме отведено только одно место (смотри ниже) – это канун – настольный подсвечник прямоугольной формы с Крестом или специальный плоский ящик с песком.
Прикладываться к иконам, святыням и ставить свечи в Православной Церкви может человек любого вероисповедания, а ткже и люди не крещенные. То же относится и к тем людям, за кого ставятся свечи.
Свечи обычно приобретают в так называемом «свечном ящике» (прилавок с церковными товарами). Они бывают разной стоимости. разница лишь в том, что чем больше свеча, тем дольше она горит. На некторые службы, такие, ка Пассия, Соборование, Службы Страстной Недели и некоторые другие службы, стараются взять большую свечу, так как стоят с ней все Богослужение, а потом уносят её домой.
В лавке часто продают еще “Иерусалимские свечи”. Эти свечи действительно привезены из Иерусалима и их фитильки обожжены Благодатным Огнём. Поэтому такие свечи часто берут, чтобы возжечь их в своем доме, или в храме.
Часто передают свечи в алтарь. Такая свеча будет использована в Богослужении и, чаще всего, будет зажжена именно в алтаре. Это своеобразная жертва на храм. Так как для совершения Богослужения всегда необходимо какое-то количество свечей, которые возжигают в Алтаре, на Святом Престоле и т.д..
Причем Спасителя Христа, Божию Матерь, святых — в лицо не целуют. Целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос, либо ноги, как знако собого своего смирения и благоговения, но к лицу не прикасаются. Это большая дерзость.
Для человека, редко или тем более впервые входящего в храм, лики по его стенам — собрание незнакомых, путь образ красоты (а иногда просто и странности, потому что к языку иконы надо тоже привыкнуть, понять его), но все же буквально не знаешь, к кому обратиться.
Когда мы подходим к иконе с тем, чтобы выразить свое отношение к изображенному на ней святому, Матери Божией или Самому Господу Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамаскина, обращаемся не к дереву и краскам, а к Первообразу. Мы, касаясь губами досок, адресуем поцелуй Самому Христу, Пресвятой Богородице и святым, изображенным на иконах.
К иконе можно подойти, перекрестясь, сотворив поясной поклон и мысленно обратиться со своими словами, своей проблемой, просьбой. Будьте уверены, что Вас слышат и обращайтесь со святым образом как с живым.
Вы можете поставить свечу или молитвенно пос
Некоторые христиане, обращаясь к святому образу, прикладываются к иконе льбом, чувствуя таким образом особое уединение. Это не порицается. Прикладываясь к иконе льбом, мы просим освятить наши мысли, ум, помочь решить наши проблемы и принять наше покаяние. Главное, молитва должна идти из глубины сердца и не нести в себе желаний причинить кому-то зло.
Если для Вас еще непривычно, трудно прикладываться к иконам, не насилуйте себя. Лучше постойте молча перед образом — это даже важнее, чем поставить свечу. Посмотрите на него, а он, образ, пусть посмотрит на Вас. Это не художественное преувеличение. Икона — окно в Небесный мир, окно в вечность. Вот, кстати, и ключ к характеру древних иконных изображений, их непохожести на «реализм»: они изображают не земную, а небесную реальность, изображают события и личности святых в вечности.
Прикладываться к иконам нужно до начала службы или по ее окончании, чтобы хождением по храму не нарушать общего строя богослужения и не мешать людям молиться, не наводя на себя чей-то гнев. Когда вы бродите по всему храму во время Богослужения – это всегда мешает, тем более, что во время богослужения есть моменты, когда нужно полностью сосредоточится на том, что происходит в алтаре и ходить, грубо говоря – “нельзя”. В таком случае, подойдите к тем иконам, которые расположены в том зале, где сейчас нет службы. К остальным иконам подойдёте в другое время. «Все да будет у вас благопристойно и по чину», — наставляет Писание.
В самом центре храма всегда расположена храмовая икона — образ Спасителя, святого или церковного события, которым посвящен данный храм (икона св. Николая, если Церковь Свято-Никольская; икона праздника Рождества Господня, если это Рождественский храм и т.д.). У нас – это икона Воскресения Госопда нашего Иисуса Христа.
Впереди и вправо от храмовой иконы всегда располагается икона Спасителя, впереди и слева — Богородицы. Остальные иконы, как правило, располагаются на стенах и вдоль стен. Лежат иконы на специальных столиках.
Женщинам при этом надо запомнить, что нельзя целовать иконы и крест накрашенными губами.
О том, как не заблудиться
из часто спрашиваемых икон расположены – смотрите здесь
(страница на разработке)
Обычно в храм идут для молитв в прошении ходатайства Господа, Божией Матери или какого-либо угодника Божия при решении важных жизненых проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, прибретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека. Если для Вас важно найти среди икон определенного святого, попросите об этом дежурную в храме.
При входе в каждый православный храм м
ы видим лавку или ларек, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?
Для молитвенного поминания принято подавать «поминальные записки», в которых перечислены имена (без отчеств и фамилий) наших близких, которых мы хотели бы вверить соборной молитве Церкви. Отдельно подаются записки «О ЗДРАВИИ» (на молебнах) и «О УПОКОЕНИИ» (на панихидах).
И то, и другое поминание совершается на литургии, причем это поминание в Таинстве Тела и Крови Христовых наиболее благодатно и, следовательно, действенно.
Поминальные записки – что это и какие они бывают?
Заупокойное поминание в нашем храме совершается в первом малом зале с левой стороны, там, где расположен настольный подсвечник прямоугольной формы с Крестом – Распятием ; такой подсвечник называется канун. Иногда он выглядит иначе – плоский ящик с песком. Там и ставятся свечи о упокоении.
Поставив свечу о упокоении можно прочитать эту молитву:
Обращаться к священнику следует «батюшка» или «отец» (имя).
В нашем храме почти каждый день служатся молебны.
НА МОЛЕБНАХ МОГУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ И НЕКРЕЩЕНЫЕ В ПРАВОСЛАВИИ.
ЗА НИХ ЖЕ МОЖНО И СТАВИТЬ СВЕЧИ, И ПОДАВАТЬ ЗАПИСОЧКИ НА МОЛЕБЕН
(в отличии от евхаристии – Литургии)
По этим ссылкам вы также найдете всю информацию как заказать молебен и как правильно написать записку
Молебны – это всегда хорошая помощь в решении сложных ситуации. Во время молебна священник молится о тех людях, которые указаны в записочках. (…еще молимся тебе, Господу Богу нашему, еже услышатися гласу моления нашего, и молитве и помиловати рабов Твоих (кто написан в записочках) благодатию и щедротами Твоими, и исполнити вся прошения их, и прости им вся согрешения вольная и невольная…и покрый их от враг видимых и невидимых, от всякия напасти, беды и скорби избавити, и подати здравие с долголетием… из последования Молебна).
Помимо того, что мы на молебнах просим помощи святых, важно и заказывать Молебены благодарственные, особенно после того, как наши проблемы успешно разрешились.
На молебнах часто бывает малое освящение воды. Для того, чтобы её набрать и принести домой, необходимо заранее позаботиться о таре.
Во время богослужения желательно по храму бесцельно не передвигаться, дабы не смущать молящихся; тем более, не следует разговаривать, кроме крайней необходимости, особенно громко.
Часто бывает так, что пришедшие в храм люди, увидев очередь к Святой Чаше, также присоединяются к этой очереди. Но этого делать нельзя. К Святому Причастию могут подойти только православные христиане и только те, кто исповедовался и готовился к принятию Святых Даров.
Вы можете подойти вместе со всеми, когда священник на солее держит Крест для целования. Это бывает в конце Божественной литургии.
Если идет молебен, вы также можете принять в нем участие (даже представители другого вероисповедания), подойти к Кресту, а также для окропления святой водой и помазывания святым маслом.
Нельзя заходить на амвон (возвышение перед Царскими вратами) и входить в алтарь, даже если в храме никого нет.
Центральная часть храма, где располагаются молящиеся, отделена от алтаря (там, где происходят все Таинства Божественной Литургии).
Алтарь означает небо, место особенного жилища Божия. Он же напоминает рай, в котором до греха жили первые люди. В алтарь могут входить, и то с великим благоговением, только лица, имеющие священный сан. Прочие без нужды не должны входить в алтарь, женский пол совсем не входит в алтарь для напоминания о том, что за первый грех первой жены Евы все люди потеряли райское блаженство.
Алтарь отделяется от второй части храма, где стоят все молящиеся иконостасом, который перед нами ставит образы нашего спасения. По одну сторону царских врат — икона Спасителя Христа, именно Спасителя, Бога, ставшего человеком для того, чтобы человек мог приобщиться Божеству и войти в полноту, в самые глубины Божественной тайны. По другую сторону святых врат — икона Божией Матери, которая говорит нам о том, что действительно от Девы родился Спаситель мира Христос; но не только: она говорит и о том, что это стало возможным, потому что в лице Божией Матери все человечество отозвалось на Божию любовь.
А по правую и левую стороны — иконы разных святых, которые говорят нам о том, что это не пустое обещание, что тысячи людей прежде нас прошли этим путем и действительно дошли до такой меры богопознания, до такой изумительной красоты человечества, которая и нам возможна. Верхние ряды иконостаса нам представляют образы пророков, дальше — апостолов, дальше — святых, и все они говорят о том же. И восходит весь этот путь к Кресту Господню: это путь. Христос нам сказал: кто Меня любит, пусть за Мной последует, и в другом месте Он говорит, что мы должны отказаться от себя, отвернуться от себя, потерять к себе интерес и взять на себя крест, то есть подвиг жизни, и следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. А куда Он пошел? — Сначала на крест, но затем — в вечную славу.
На солее, перед Царскими вратами имеется небольшой выступ – амвон. С амвона совершается причащение, читается Священное Писание, произносятся проповеди. Как и на солею, на амвон не заходят миряне.
Как известно клиросы расположены они с левой правой и левой сторон храма. Место расположения клиросов четко не регламентировано. Они могут располагаться даже на солее(ка это у нас в храме), но входить туда могут только служители Церкви: регенты, певчие, пономари и некоторые другие работники храма.
И еще несколько советов.
Первый — вновь и вновь повторим — ничего не бойтесь и не смущайтесь. Ваше незнание церковных обрядов не является препятствием в отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как вы к Нему пришли, и, несомненно, принимает вашу безыскусную молитву. Даже если вы поначалу что-то сделаете «не как положено», если вам сделают замечание или даже обругают, — не смущайтесь, знайте, что это попущено Господом, чтобы проверить вашу веру и смирение: пришли ли вы к Богу или себя показать.
Отсюда вытекает и второе: имейте терпение, не торопите события духовной жизни по принципу «все или ничего»; все придет, но только со временем… «терпением вашим спасайте души ваши», — сказал Господь (Лк. 21, 19). Третье — имейте доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. Без доверия нет веры.
Не соблазняйтесь вам непонятным, неубедительным и, возможно даже, неприятным — не судите сходу, вручите суд весь Богу, а сами откройте свое сердце тому, что вам уже сейчас близко, и примите в себя этот дар Божий.
Об остальном говорите себе: «Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно».
И, наконец, четвертый совет, в сущности, вытекающий из вышесказанного: будьте настойчивы в достижении своей цели на пути к Богу. Не опускайте рук после первых разочарований и неудач. Излечение и спасение души — труд более кропотливый, чем излечение тела, и не нужно ожидать на этом пути одних восторгов и успехов. Даже «сто раз на день падая — сто раз вставай» — учат наши святые, и именно через эти падения ведет путь к победе. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), — вот утверждающее слово Самого Спасителя, и только с пониманием этого можно приступать к духовному деланию.
Все вышесказанное не отменяет необходимости учиться. Для этих целей существует множество пособий, как-то: «Первые шаги в православном храме», объяснение литургии и всенощного бдения и т.п.; в настоящее время они вполне доступны. При этом, безусловно, незаменимой школой христианской жизни является непосредственное участие в богослужениях и живое общение в Церкви.
СКОРО ПРАЗДНИК
Святитель и чудотворец Спиридон, епископ Тримифунтский
до РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА осталось
Статистика
раз смотрели эту страницу с 17 мая 2017 года
КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ
КАК ЗАКАЗАТЬ
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К
Православие в Прииртышье-Семипалатинск © 2013 – 2017
Официальный сайт Семипалатинского благочиния
Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Казахстане