Амфитеатр что это такое в парке
Амфитеатр
Амфитеатры в Древней Греции использовались исключительно по своему прямому назначению – были площадкой для разнообразных массовых зрелищ. Но с течением времени все меняется. И современный амфитеатр значительно расширил свои общественно-полезные функции. Сегодня амфитеатр — это место для общения и встреч с друзьями, место для экскурсий туристов и даже место для занятий спортом. Именно такой амфитеатр будет в парково-рекреационной зоне «Каусар». Помимо того, что он станет местом проведения крупных городских и республиканских праздников, концертов и фестивалей, предполагается его использование как роллердрома летом и ледового катка зимой. Это заложено в самой архитектурной концепции объекта.
Предполагается, что основные культурные мероприятия будут проходить либо с использованием пространства «дна» амфитеатра, либо сцены амфитеатра. В кулисах расположены гримерные комнаты для артистов и складское помещение для хранения декораций с собственной загрузочной зоной.
Крыша-оболочка амфитеатра защитит посетителей от осадков и солнца в любую погоду. Её волнистая внутренняя поверхность, напоминающая гигантскую раковину, позволит создать уютную атмосферу и даст превосходную акустику.
Конфигурация посадочных мест в зрительном зале оптимизирована для максимальной вместимости до 2000 человек, с сохранением комфортного угла обзора сцены для каждого зрителя и учетом возможности передвижения по амфитеатру маломобильных групп населения. В зале амфитеатра 10 зрительских рядов, 4 из которых находятся на нижнем уровне, 3 – на верхнем, а еще 3 обращены в сторону парка и лодочного озера, на которые открывается чудесный вид. Эти места идеальны для спокойного отдыха, общения и созерцания красоты природы.
Амфитеатр в Дворцовом парке
Фото и описание
Амфитеатр – уникальное, но, к сожалению, полуразрушенное сооружение, расположенное на юго-западе левого берега Дворцового парка в Оранжерейном саду. В 18 в. считалось модным устраивать в парках театры под открытым небом или амфитеатры. Амфитеатр в Дворцовом парке в Гатчине был построен в 1797 г. Автор проекта Н.А. Львов, талантливейший русский архитектор, создавший Невские ворота Петропавловской крепости и Приоратский дворец в Гатчине.
Гатчинский амфитеатр – оригинальный образец «зеленой архитектуры» садово-паркового искусства конца 18 в. Архитектору до конца не удалось осуществить проект Амфитеатра. В связи со смертью Павла I все работы были прекращены.
Амфитеатр в плане представляет собой круг, который обнесен десятиметровым земляным валом. Вал служил с внешней стороны стеной Амфитеатра, а на внутренних его склонах, которые были выложены зеленым дерном, находились зрительские места. Ширина вала имела довольно внушительные размеры и составляла 1/6 диаметра Амфитеатра, что придавало сооружение необычайную монументальность и величие. Благодаря этой особенности, иногда Амфитеатр еще называли Земляной крепостью.
По всей окружности вал на равных расстояниях прорезают четыре проезда. Два находящихся напротив друг друга проезда закрывались металлическими воротами. Эти проезды использовались для всадников, выезжающих на арену. Оставшиеся проезды были предназначены для прохода зрителей. Вал со стороны проездов укреплялся стенами, сложенными из блоков пудостского камня. По обеим сторонам от каждого проезда были устроены крутые и узкие лестницы, ступени которых выполнены из черницкой плиты.
В Амфитеатре проводились «потешные» рыцарские турниры, их еще называли «рыцарскими каруселями». Облаченные в доспехи рыцарей участники турнира, двигаясь по кругу, исполняли всевозможные воинские упражнения. Периодически они перестраивались, образуя, таким образом, красивые фигуры, которые называли «кадрили». В Европе карусели были при королевских дворах весьма модной забавой в 17-19 вв.
Первые «конные карусели» в России были проведены по распоряжению Екатерины II. Одна «из славнейших каруселей» была проведена в Петербурге перед Зимним дворцом в 1766 г. Ее главными героями были братья Орловы. Победу одержал старший брат Григорий. Поэтому, наверное, получил в подарок и сердце императрицы, и гатчинское поместье, что весьма символично.
Павел Петрович увидел «конные карусели» еще в детстве. И они произвели на него сильное впечатление. Великий князь любил лошадей, и сам прекрасно ездил верхом. К тому же он мечтал возродить рыцарские традиции и идеалы. Историки называли Павла «Дон-Кихотом на российском престоле», в 1798 г. он был даже избран Великим Магистром Мальтийского ордена Святого Иоанна Иерусалимского. В 20-х гг. 19 в. Амфитеатр Дворцового парка получил название «Петушиный бой». Возможно, что здесь проводились и петушиные бои, но точных сведений об этом до наших дней не дошло.
Полностью проект Амфитеатра так и не был реализован. Сверху предполагалось устроить скамьи для зрителей из дерна, арена Амфитеатра должна была отделяться барьером из низко стриженого кустарника, в просветах предполагалось установить статуи на пьедесталах, сделанных из пудостского камня. Лестницы должны были украшать восемь золоченых ваз, а арену – плоские чаши-курильницы в античном стиле на высоких фигурных ножках. На проходы так и не установили запроектированные кованые ворота с вензелями Павла I и вызолоченными копьями. Об этом напоминают металлические пятники, вмонтированные в стены проходов. Завершать композицию Амфитеатра должны были бы зеленые стены из двух рядов лип.
Реставрация Амфитеатра проходила в 1849 г., но во время войны 1941-45 гг. это уникальное сооружение было разрушено. Сейчас земляной вал довольно сильно оплыл, хотя сохранились лестницы, торцовые стены, каменные постаменты статуй.
Как будет выглядеть амфитеатр в парке «Зарядье» Он будет вмещать до 2 тысяч зрителей
Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы утвердил проект летнего амфитеатра на 2 тысячи мест в парке «Зарядье» и дизайн малых архитектурных форм в нем. Об этом сообщается на сайте правительства Москвы.
«Амфитеатр будет представлять собой спускающуюся с холма к сцене ступенчатую ландшафтную конструкцию. Зрительные места сделают из дерева», — заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
По его словам, дорожки между рядами амфитеатра покроют мелкой галькой, которая станет частью дренажной системы. Объект накроют куполом для защиты посетителей парка от дождя. В амфитеатре планируется проводить кинопоказы, концерты, лекции и другие мероприятия.
В парке также разместят широкие ступени для отдыха, светящиеся скамейки и лавочки из дуба и камня, которые были разработаны победителем конкурса 2012 года на проект «Зарядья».
Парк «Зарядье» строится на месте снесенной гостиницы «Россия». Он соединит все пешеходные маршруты от Варварки до Воробьевых гор. В парке будут представлены все климатические зоны России. Также там появятся кафе, автостоянка, павильоны «Медиацентр», «Ледяная пещера», «Заповедное посольство», смотровая площадка «Парящий мост» и филармония на 1,5 тысячи мест.
Амфитеатр
Авторов понять легко – они стремятся разнообразить среду, предоставить людям больше возможностей для отдыха и приятного времяпрепровождения. Вдобавок амфитеатр дает возможность целым группам людей собраться вместе на одном пространстве, то есть стимулирует социальное взаимодействие. Да и как лавка работает отлично – и посидеть можно, и поваляться.
А с другой стороны (и как ни горько признаваться, но для многих архитекторов это более важно) амфитеатр просто круто выглядит. Тут уж сложно удержаться и не нарисовать свой собственный.
Но всё-таки, всё-таки. Концентрация амфитеатров наблюдается не только в одном взятом проекте. Они буквально заполоняют архитектурные новости. Может, я и не прав, но субъективно кажется, что пролистай пару-тройку страниц ArchDaily, как наткнешься на их большие ступени. Они карабкаются по стенам, забираются на скаты кровель, иногда скрывают под собой целые здания. В чем дело? Не мода ли это?
Попробуем разобраться, что стоит за модой на современные городские амфитеатры.
Во-первых, если придираться, то называть эти объекты амфитеатрами не совсем верно. Амфитеатром традиционно называли кольцеобразное сооружение с трибунами, обращенными к внутренней арене. Самый известный пример – Колизей, который еще именуют амфитеатром Флавиев. Сейчас такое сооружение мы бы назвали стадионом.
Слово «амфитеатр» можно перевести с античного как «круглый театр». А театром тогда называли полукруглую зрительскую трибуну под открытым небом, обращенную к площадке, на которой, собственно, и давали древнегреческие театральные представления с масками и жертвоприношениями. Потом на этой площадке стали размещаться музыканты, а актеры отошли подальше, но нам это сейчас не важно. А важно понять, что изначально театр – это полукруглая трибуна, а амфитеатр – кольцевая.
Почему же теперь значения перепутались? Я думаю, смещение понятий произошло из-за того, что слово «театр» давно уже обозначает место для представлений (а в более узком значении – учреждение культуры), и ничего с этим не поделать. В то время амфитеатр превратился в стадион, так что красивое греческое слово освободилось. А освободившись, прочно приклеилось к любым крупным ступеням под открытым небом, и не важно, круглым, прямым или ломаным.
На этом закончим минутку занудства и перейдем к анализу. Почему же амфитеатры сейчас стали так популярны?
Можно сделать предположение, что отчасти дело в нашем происхождении. Как маленькие дети любят лазить на деревья, так и взрослые особи человека не прочь забраться повыше. Только вместо веток теперь ступени амфитеатров. Ну или длинных лестниц, типа Испанской лестницы в Риме. Идеальное место, чтобы насладиться своим социальным (или стадным, кому как нравится) инстинктом.
А может быть и более возвышенная трактовка. Ведь что такое амфитеатр, как не крупная лестница? А лестницы человечество любит и почитает с древних времен, воздвигая ступенчатые пирамиды и зиккураты, устремленные ввысь. Греки строили основания своих храмов в виде ступеней, по которым не могли пройти люди – по ним должны были ступать боги. Если говорить серьезно, то лестница – очень мощный культурный архетип. Это прорыв движения в новое измерение. По горизонтальным полочкам ступеней человек может освоить новую ось координат: как подняться к небу, так и спуститься в самые глубины.
Но самым верным объяснением мне кажется вот что. Дело в том, что в современном цивилизованном мире у людей стало гораздо больше свободного времени. Кроме того, их занятость перестала подчиняться графику заводских смен. Все это вкупе с развитием городского сервиса, торговли и развлечений вызвало активизацию уличной жизни. Более того, самые продвинутые города делают всё, чтобы ее стимулировать. А это значит, что на улицах теперь много самых разных людей в разных жизненных ситуациях. Каждое мгновение на оживленной улице или площади возникают новые сцены городской жизни, за которыми интересно наблюдать. Формируется запрос на зрительские места внутри самого города, потому что город сам превращается в непрерывный театр. И архитектура быстро реагирует на запрос, формируя новый тип городского объекта – открытый городской амфитеатр.
Современный городской амфитеатр – это зрительский зал, вывернутый наизнанку.
Его отличает демонстративная демократичность. Ограничений нет – на ступенях может расположиться кто угодно. В отличие от настоящего театра, платы за вход не берут, нет охраны, дверей и билетеров. Правда, это качество имеет свои особенности – например, бомжи тоже люди, почему бы и им не провести здесь время?
Словом, крутая штука амфитеатр. Но это не значит, что надо стараться внедрять амфитеатры всюду, да побольше. Напротив, понимая специфику этого объекта, мы теперь можем лучше понять, где он может быть востребован, а где совершенно не нужен и даже вреден.
Итак, главная функция амфитеатра – место для наблюдения за городской жизнью или красивым ландшафтом. Он должен располагаться в точке с интенсивной городской активностью, чтобы его не облюбовали маргиналы, желающие выпить и закусить на улице. То есть если в вашем городе нет интенсивной уличной активности и праздных людей, об амфитеатре можно только мечтать. Сначала жизнь, архитектура потом.
Посмотрите на новый амфитеатр у Политеха. Станет ли он «Ямой» 2.0?
У Политехнического музея появилось новое общественное пространство, и ему уже предсказывают судьбу «Ямы». «Афиша Daily» спросила у авторов проекта, зачем Москве еще один уличный амфитеатр.
Амфитеатр стал частью нового общественного пространства «Музейный парк». Архитектурная концепция музея-парка легла в основу обновления всего Политеха. Реставрационные работы в историческом здании музея идут с 2013 года. Их планируется завершить в 2020 году.
Вдоль фасада музея со стороны Лубянской площади расположилась двухуровневая пешеходная зона. Для ее создания реконструировали Лубянский проезд и сузили проезжую часть Новой площади. Площадь перед главным входом в Политех опустили на уровень подземного этажа музея. Здесь появились амфитеатр и прогулочные галереи, где разместятся кафе, магазины и выставочные пространства. Сейчас в так называемой «холодной» галерее можно понаблюдать за процессом реставрации через окна мастерских. С нижнего уровня можно попасть в Ильинский сквер или к станции метро «Китай-город».
Концепцию пространства разработал японский архитектор Джунья Ишигами в рамках реконструкции Политеха. Проектом «Музейного парка» с амфитеатром и пешеходной зоной занималось архитектурное бюро Wowhaus.
руководитель проектной группы Wowhaus
Как появился проект
«В концепции Джунья Ишигами, которая победила в Международном архитектурном конкурсе в 2011 году, идея заключалась в том, чтобы опустить уровень земли вокруг всего музея и открыть бывший подвал здания для публики, расположив здесь фойе, кассы, пространство временных выставок, кафе и просто свободный проход между станциями метро «Лубянка» и «Китай-город».
Первоначально здесь должен был появиться длинный пологий склон с разнотравьем. В соответствии с концепцией он начинался гораздо дальше от музея, но для этого нужно было бы полностью уничтожить зеленое пространство Лубянской площади — Соловецкий сквер, где находится Соловецкий камень.
Когда мы начали адаптировать эту концепцию, стало очевидно, что город не готов уничтожить целый сквер и перекладывать находящийся под ним подземный коллектор с огромным количеством сетей. Поэтому начало склона переместилось ближе к музею, он стал гораздо более крутым. Так появились естественный ландшафтный амфитеатр и площадь перед главным входом в музей».
Что общего у нового амфитеатра и «Ямы»
«Ровно год «Музейный парк» стоял полностью готовый за забором — в разгаре были строительные работы на фасадах музея, и находиться рядом было небезопасно. Так что, надеемся, свое за забором наш амфитеатр уже отстоял, и в дальнейшем этого с ним не случится.
Будет любопытно понаблюдать, как станут развиваться события в «Музейном парке», и сравнить с историей, которая нам всем хорошо известна. Надо сказать, что ландшафтные амфитеатры существуют во многих городах мира, начиная со времен Древней Греции. Важен контекст и то, как это пространство управляется. «Музейный парк» — это открытая часть Политехнического музея, очень тесно с ним связанная. Там планируются проведение музейных событий, сменная открытая экспозиция.
В наших проектах множество примеров амфитеатров: амфитеатр института «Стрелка», ландшафтная лестница нового входа в парк Горького с Ленинского проспекта, Оливковый пляж тоже можно назвать амфитеатром, все наши парковые кинотеатры построены по этому принципу. Уверены, что сценарий «Ямы» не обязан повторять каждый появившийся амфитеатр в городе».