Анаморфотная оптика что это
Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике
Анаморфные / анаморфотные объективы
Сегодняшняя статья будет короткой. Я не буду сильно вторгаться на территорию кинематографистов хотя бы потому, что я сам кино не снимаю. Но меня просили рассказать, что такое анаморфные объективы и я это делаю.
Возможно знание о том, что такие объективы существуют удастся использовать и фотографам.
Итак, есть такой тип объективов, который сплющивает изображение, чтобы широкий угол (больше любого широкоугольного объектива) запихнуть в 35мм кадр.
Было это придумано для того, чтобы снимать кино на 35мм плёнку, дабы не разводить кучу стандартов плёнки и объективов. Таким образом снимаемое на анаморфный объектив изображение сплющивалось в 35мм кадр, а после, при показе фильма в кинотеатре, ставили объектив обратного действия и изображение разворачивалось обратно в широкоформатный формат 2.39:1.
съемка широкоформатного фильмы без использования анаморфного объектива. Вверху и внизу черные неиспользуемые полосы
съемка в широком формате с использование анаморфного объектива (изображение растянуто по вертикали)
Это именно формат широкого экрана кино, а не широкоэкранного телевизора, у которого соотношение 16:9 и в котором, кстати, снимают цифровые зеркальные камеры.
Вот здесь и могут пригодится анаморфные объективы — они позволяют снимать на цифровую зеркальную камеру широкоэкранное кино почти без дисторсии (на самом деле немного есть). Анаморфный объектив, как правило, имеет угол обзора гораздо больше обычного сферического и позволяет впихнуть формат 2.39:1 и более в 16:9, сжимая видео по горизонтали оптически.
Когда вам потребуется выводить окончательную версию вашего фильма, вы ставите коэффиценты, чтобы обратно растянуть ваш фильм по горизонтали и получаете широкоэкранное кино без дисторсии.
Вобщем-то можно смотреть видео и ужатом по горизонтали виде, но понадобится проекционная анаморфная насадка на проектор, которая и вытянет видео обратно по горизонтали.
Вот видео в котором можно посмотреть на современную анаморфную насадку и как она надевается на объектив.
Кроме современных насадок есть еще масса старых анаморфных насадок, в том числе нашего советского производства завода ЛОМО. Качество у них не слишком высокое, но они относительно дешевые.
Зато со спецэффектами у них всё в порядке. Аберрации присутствуют в полной мере.
Спецэффекты анаморфных объективов
Считается, что анаморфные объективы дают возможность получить меньшую глубину резкости. Но насколько я понимаю, они просто имеют кроп-фактор, который превращает их в 1.5х большее фокусное. Это требует уточнения.
Помните, что аберрации также могут быть использованы ка художественный эффект. Это особенно применимо к кинообъективам. Эффекты анаморфных объективов были использованы для многих знаменитых фильмов («Чужой», «Крепкий орешек», «Охотники за привидениями», «Индиана Джонс», «Я- легенда», «Криминальное чтиво», «Челюсти», «Мулен Руж», «Миссия невыполнима» и тд.). Некоторые знаменитые режиссеры все свои фильмы снимают на анаморфные объективы из-за спецэффектов.
Далее иллюстрации фирмы Arri, известного производителя кинооборудования.
пример малой глубины резкости анаморфного объектива
обычные сферические объективы дают круглые диски нерезкости
Анаморфные объективы дают диски нерезкости овальной формы
вертикально растянутое изображение, размытый фон и анаморфное боке
— горизонтальная голубая линия
— горизонтальные овальные «зайцы»
— радужные блики
— вуалирование
— дисторсия
— неравномерное сжатие кадра при перефокусировке (breathing)
Наверняка вы вспомнили эти эффекты в куче других известных фильмов. Сложно даже представить кинематограф без этих спецэффектов (по-крайней мере я, киноман, не могу).
Ну да что это я всё про кино, да про кино?
Вы спросите — а как это использовать в фотографии?
Дело в том, что дисторсии на анаморфных объективах меньше, а угол обзора больше. Потому мы можем при хорошем разрешении матрицы захватывать по одной из сторон гораздо больше, чем штатно нам разрешено.
Пример использования анаморфного объектива в фотографии
Примеры фото взяты отсюда: оригинальный пример.
Автор фото: http://club.foto.ru/user/28388/
размер кадра 7460×4912.
Теперь снимаем на 50мм обычный объектив + анаморфный объектив, в положении, когда изображение сплющивается по горизонтали.
На выходе все тот же размер 7460×4912= 36 Мп
Но разворачивая в редакторе изображение мы получаем 9000×4912 = 44 Мп с гораздо большим углом обзора по-горизонтали.
В данном случае мы получаем идентичную четкость по вертикали и немного интерполированное изображение по горизонтали. Но при хорошем разрешении матрицы это незаметно!
Если мы повернем насадку на 90град, то сжатие изображения будет происходить по вертикали и мы значительно увеличим угол обзора по вертикали.
В этом случае изображение будет иметь оригинальную четкость по горизонтали и интерполированный кадр по вертикали. Форма кадра станет квадратной. Размер кадра уже 7360×6900 = 50 Мп!
Сравнение получившихся снимков по качеству на кропах 100%
Как видите, разрешение сколько-нибудь существенно не падает.
Так что анаморфные объективы имеет смысл использовать и в фотографии. Заодно и ради указанных выше спецэффектов.
Если вы найдете упоминание про анаморфный объектив RH-1 на Canon, то это, к сожалению, всего лишь 1—апрельская шутка. А жаль 🙂
анаморфный объектив RH-1 f/2.8
Не лишним тоже будет упомянуть, что анаморфные объективы производят и Carl Zeiss и Schnieder Krueznach.
Видео, где видно анаморфные аберрации.
Короткометражное видео, снятое на анаморфный объектив ЛОМО.
Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?
Читайте также:
Добавить комментарий Отменить ответ
18 thoughts on “ Анаморфные / анаморфотные объективы ”
Есть объективы, а есть насадки. Фокусировка в случае насадки по объективу и по насадке одновременно. В случае объектива только объективом, как правило. Для кино выпускали кучу советских анаморфотных объективов ЛОМО и их используют и сейчас. Кроме того хорошие анаморфоты делает Kowa.
По цене само собой лучше ЛОМО. Но смотрите, чтобы он был целый, а то бывает продают обломки.
Диоптрийные линзы дают возможность фокусироваться ближе (как и с обычными объективами) тк сами анаморфотные насадки наоборот увеличивают МДФ.
Заниматься ересью не стоит — сожгут 🙂 Проще экспериментировать с объективом. Только учтите, что эти объективы бликуют и контраст имеют невысокий. А вот с мультипросветлением которые — имеют мало анаморфотных эффектов. Хотя это уже лучше уточнить на сайте кинематографистов по конкретным моделям.
Спасибо.Точно сожгут я по коменту одного хама это понял который что то про статью вашу отписывал.А можно про какие то конретные модели узнать.А то их много за некоторые ломят такие цены что хочется рассмеятся в лицо такому человеку который цену выставил за 1,5 миллиона рублей)).Я просто смотрел там Шнайдер вроде есть насадки они по 15 и выше стоят чем отличаются непонятно есть с фокусировкой есть без еще непонятно что брать у них ведь свое фокусное есть светосила опять же как вот все это определить и на какие объективы это можно крепить.А то купить кота в мешке и продать потом не продашь
Руслан, я не специалист по анаморфотам. Написал статью тк спросили что это такое. Плюс может какую пользу для фотографа может иметь.
Сюда заходил (как я понял) владелец или совладелец ресурса по DSLR-кино и оставил ссылку bit.ly/moWWtr
Почитайте там. По конкретным моделям лучше спрашивать у тех кто пользовался.
Плюс посмотрите ниже в комментариях еще две ссылки полезные для «самоделкиных»
Чувак на этом надо было заканчивать статью!
Эту статью я давно читал. Писал свою специально для фотографов. Кратко и основные моменты, как меня просили. То что вам лично нравится другая статья — ваше право.
Лучше бы цензура цензурила хамство Хамера, а ссылки на альтернативную инфу оставляла )))
Это выглядело как вброс своей рекламы, потому и было цензурировано.
Причем еще и корректно общаться человек не умеет.
Анаморфотная насадка (объектив сильно дорогое удовольствие) вряд ли чем-то будет полезна для фотографа. Единственная причина, по которой сегодня используют анаморфоты – получение изображения, подобного кинокадру – менее контрастное и более мягкое. Действительно, для людей в возрасте 30-ти лет и старше такие кадры вызывают ощущение настоящего кино, поскольку именно на подобных изображениях они выросли. У молодежи, как правило, таких ощущений не возникает, поскольку выросла она на материале совсем другого рода – сильно контрастном с высокой частотой кадров.
Для всех интересующихся мы сделали перевод «Руководства по анаморфотной съемке» — bit.ly/moWWtr
Хм. Низкого контраста в фильмах, снятых на аморфоты не заметил. Вот только что смотрел фильм «Джунгли» с Верой Брежневой и Светлаковым, снятый явно на аморфот. За ссылку спасибо, думаю многим тем не менее будет интересно почитать.
Интересно, а в пейзажном жанре имеет ли смысл попробовать такие линзы? Дисторсия там не сильно принципиальна а подбором освещения минимизируются зайцы и остальные аберрации связанные со светом.
Спасибо, Дмитрий за интересную статью!
Роман, если хочется снять одним кадром картинку с минимумом дисторсии за наименьшее время, то, наверное, имеет смысл использовать в пейзажной съемке. Но с помощью обычного сферического объектива в целом можно склеить панораму из нескольких кадров и она будет качественнее. Любители пейзажной съемки как правило не останавливаются перед сложностями и потому анаморфотные объективы в их среде непопулярны.
Но! Я лично вижу им применение в некоторых ситуациях. Аберрации, как и было уже написано всегда расширяют список возможных спецэффектов.
Всегда пожалуйста 🙂 вот еще одна «мутная» тема стала чуть более понятной.
Да, Дмитрий тема мутная. В эпоху DVD меня парили эти анаморфные фильмы с прямоугольными пикселами. нормальный ресайз по 720 в ширь жалко потери разрешения, делать прямоугольные пикселы не везде играет, делать ресайз по высокой стороне жаба давит и не полноценный это размер. вы прояснили и наглядно.
Я поизучал вопрос по насадкам и пришёл к выводу что 2 или 3 кадра сшить может быть проще технически. Гиморой с сопряжением к камере, вес 1,5 кг и размер, а цена равна цене ширика плюс б.у. 5дм2. К тому же в основном насадки для длинного фокуса. Для тех кто получил в наследство небольшую голливудскую студию нормальное поле для экспериментов.
Спасибо, много всего читал про эту технику, но сумбур был. а теперь, с примерами, более-менее понятно стало что к чему (видимо, эта статейка была последней каплей чаши перехода количества в качество).
Анаморфотную насадку даже видел один раз на барахолке. Не купил, показалось дорого. (цену не помню)
Рад, что удалось что-то прояснить. Действительно большинство статей на эту тему слишком растекается мыслью.
Если я снимал кино, то я бы точно её купил ради широкого угла зрения и этих киношных спецэффектов. А вот для фотографа польза от них неочевидна. Причем не все насадки так легко использовать. Некоторые еще нужно фокусировать отдельно от объектива.
Объективы (и насадки) всё же анаморфотные, а не анаморфные.
Слышал оба названия. Говорят анаморфотные правильнее (на форумах).
Но в русском языке ни одного, ни другого слова не нашёл. А вот в английском как раз есть anamorphic lens.
Наверное, я все-таки неправ. В советской фотоиндустрии приняли на вооружение странное слово анаморфот. Хотя саму технологию придумали не в СССР и называли её без «фот».
Спасибо, очень познавательный пост, даже не знал о существовании таких объективов.
👌Лучшие анаморфотные объективы на 2021 год
С развитием цифровой техники, каждый, у кого в кармане смартфон, может снимать видеоролики и даже короткометражные фильмы. Тем, кто продвинулся в этом занятии дальше других, доступны даже съемки на свой умный телефон широкоформатного кино в HD качестве. Для этого нужно всего лишь приобрести специальную оптическую насадку и надеть ее на камеру своего смартфона или айфона. Редакция сайта «Янашла» предлагает обзор: «Лучшие анаморфотные объективы на 2021 год», составленный по отзывам покупателей и оценкам экспертов.
История появления анаморфотной оптики
Кино появилось в нашей жизни в конце декабря 1895 года. Братья Люмьер устроили первый киносеанс в Гранд кафе на бульваре Капуцинок. В Париже.
Интересно! Бульвар, расположенный во втором округе французской столицы получил свое название от стоящего здесь женского монастыря. Нам это место известно под ошибочным наименованием «бульвар Капуцинов».
Очень скоро кино стало любимым развлечением граждан в развитых странах. Так продолжалось до тех пор, пока у владельцев кинотеатров не появился весьма серьезный конкурент-телевидение. Кинозалы опустели. Нужно было придумать нечто новое, какой-то эффект, какого не могло дать людям телевидение. И выход был найден – широкоэкранное кино.
Этот прием делал изображение на экране более реалистичным, благодаря широкому углу съемки. Такой формат максимально приблизил изображение на экране к углу зрения человеческого глаза. Задача состояла в том, чтобы вместить в рамку 35 миллиметровой пленки как можно больше пространства в горизонтальной плоскости. Решением стало использование специальных анаморфотных объективов при съемке фильма и его демонстрации.
Новая оптика сплющивала изображение в горизонтальной плоскости, позволяя на 35 мм гораздо больше объектов. Принцип действия довольно прост. Однако в вертикальном направлении изображение получалось вытянутым.
Этот недостаток устранялся при проецировании отснятого материала через анаморфотную оптику обратного действия. Такой прием позволил кинематографистам избежать применения пленки разных форматов и неизбежных осложнений, связанных с их стандартизацией.
Анаморфотная оптика имеет интересные побочные эффекты: едва заметные блики среди нечетких элементов на заднем плане – т.н. овальное боке, светящиеся полосы от вспышек линз. Их можно сделать менее заметными, а можно наоборот, подчеркнуть, придав изображению фантастический вид. Этот прием особенно почитаем знаменитыми режиссерами. Примером тому фильм «Чужие» Джеймса Кэмерона.
Интересно! В СССР первым широкоэкранным фильмом, стал «Илья Муромец» Александра Птушко, снятый в 1956 году.
Виды анаморфотов
Афокальная насадка
Присоединяется к обычным объективам для достижения нужного эффекта. Бывает линзовой и зеркальной. Первая оснащается цилиндрическими линзами, вторая зеркалами с цилиндрической поверхностью. Применение афокальной насадки может повлечь за собой искажение (аберрацию) изображения, откорректировать которое будет сложно.
Анаморфотный блок
Оптическая система, собранная из цилиндрических элементов, как единая конструкция. Рассчитать и юстировать ее нетрудно.
Анаморфотная оптическая система
Применяется для трансформации обычного изображения в широкоформатное. Используется кинематографистами при печати прокатных копий с рабочих негативов. В состав входят два объектива, сфокусированные на бесконечность, с размещенными между ними цилиндрическими линзами. Первая такая система, разработанная В 1964 году, получила название «Технископ».
Важно! Применение технископа позволяет не использовать анаморфотную оптику при съемке и демонстрации фильма.
Анаморфная насадка для смартфона
Та же афокальная насадка. Надевается на камеру смартфона или айфона. Специальное приспособление (винт под шестигранный ключ) фиксирует ее положение относительно встроенной камеры вашего гаджета. Для крепления насадки к корпусу смартфона в нужном положении используются разные приспособления. Это может быть клипса (попросту– прищепка), зажим или чехол для телефона со специальным гнездом.
Насадка вставляется в гнездо, после чего ее нужно провернуть в посадочном месте на 90°, что называется «до щелчка». Афокальные насадки для смартфонов позволяют владельцам снимать широкоформатные ролики в высоком качестве своими руками.
Критерии выбора анаморфного объектива
Анаморфотная оптика (далее АО), не может считаться самой востребованной даже среди профессионалов. Редакция сайта подготовила в помощь начинающим видеоблогерам ряд рекомендаций и полезных советов, которые помогут решить эту проблему и подскажут на что обратить внимание.
Лучшие производители
Китайский производитель профессиональной фототехники. Основанная в 2001 году, компания быстро заняла лидирующие позиции в избранной отрасли. В ее распоряжении завод, занимающий площадь более 20 тысяч квадратных метров, внушительный штат исследователей и конструкторов, современные производственно-технологические линии. Популярные модели бренда широко известны в Китае и за его пределами. Их отличает качество на уровне мировых стандартов и доступные цены.
Китайская компания. В 2016 году ее основали фотографы-любители, знающие не по наслышке, о важности аксессуаров, обеспечивающих комфортную съемку с высоким качеством снимков и видеороликов. Популярность моделей штативов, стабилизаторов, кронштейнов для камер и микрофонов, объясняется высоким качеством исполнения, стильным дизайном, разумной ценой. В ассортименте компании различные фотокомпоненты, в том числе различные типы насадок и объективов анаморфотного исполнения.
Аббревиатура Ленинградского оптико-механического объединения. Крупнейший производитель оптических систем различного назначения в СССР и РФ. История компании началась в 1913 году со строительства в северной столице завода по производству оптики. Первую продукцию предприятие произвело в 1914 году. Свое нынешнее название фирма получила в 1962 году. Занималась производством киноаппаратуры, военной оптики, фотоаппаратуры и аксессуаров. Сегодня это современное предприятие, основное направление деятельности которого и премиальное качество продукции остались неизменными.
Британская компания. Основана в 1888 году. Производила и производит оптику для кино и фотоаппаратов, совместимых с байонетами других брендов. Среди многочисленных моделей оптических устройств, в ассортименте Cooke Optics есть и анаморфоты, зуммированные и фиксы.
На заметку! Фиксами фотографы называют объективы с постоянным фокусным расстоянием. Оптика с регулируемым фокусом называется зуммированной.
Российская компания производит анаморфотные блоки и насадки, считается одной из лучших в стране. Фирма выпускает изделия только собственной разработки, отличающиеся простотой в эксплуатации, надежностью и бюджетными ценами. Продукция компании пользуется повышенным спросом у профессиональных фотографов, видеоблогеров и киноманов.
Китайский производитель кинообъективов, в том числе анаморфотных. Изделия отличаются высоким качеством, доступной ценой, пользуются заслуженной популярностью видеоблогеров. Не так давно компания выпустила последний из трех анаморфотов серии Т2 1.8х с фокусным расстоянием 28, 40 и 65мм. Все три новинки спроектированы для камер с матрицами 4:3 Panasonic GH5, BGH1 и т.п.
Это далеко не полный список лучших производителей и продолжать его можно довольно долго. Какой фирмы лучше купить анаморфотную оптику, решать покупателю. Прежде, чем потратить деньги, нужно собрать как можно больше информации о товаре: уяснить, как работает АО и что это такое вообще, выслушать советы и рекомендации опытных пользователей и профессионалов.
Рекомендуем посетить официальные сайты производителей. На их страницах можно найти описание и технические характеристики моделей, узнать, сколько стоит приглянувшееся вам изделие, изучить инструкцию пользователя, ознакомится с новинками. Проанализировав весь объем информации можно с уверенностью выбрать модель и оплатить заказ.
Где купить
В больших городах всегда найдутся специализированные магазины, где можно не только увидеть, но и пощупать товар своими руками, расспросить продавца-консультанта о сильных и слабых сторонах модели, оформить гарантийный талон.
Если такой вариант невозможен, остается заказать онлайн нужную модель в интернет-магазине. Адреса виртуальных торговых площадок можно найти на сайте Яндекс.Маркет. Здесь можно найти характеристики устройств от разных производителей, перейти на страницу интернет-магазина и сделать заказ.
Рейтинг качественных анаморфотных объективов
Афокальные насадки для смартфонов
Универсальный анаморфик, совместимый с техникой от Motorola, Xiaomi, LG, OnePlus, Pixel. Корпус их алюминиевого сплава предохраняет набор линз от повреждений. Мультиэлементное покрытие стекла минимизирует искажения и блики при съемке. Байонет оборудован резьбой 17 мм. Крепления в комплекте. Масса прибора с упаковкой составляет 90 г.
Насадка позволяет снимать ролики с кинематографическим качеством изображения. Широкоугольная оптика захватывает гораздо больше информации, чем у самого короткофокусного объектива. Соотношение сторон полученной картинки – 2:4:1. Средняя цена: 3900 рублей.
Покупатель должен знать, что для работы с насадкой потребуется скачать и установить специальное приложение для работы с аноморфиком. Это может быть ProMovi или Filmic Pro.
Анаморфот от компании Apexel. Пригоден для работы со смартфонами от других производителей. Результаты съемки максимально приближены к «киношному» качеству. Оптика от Apexel универсальна, высокого качества, доступна по цене.
Модель APL-HDAN относится к широкоугольной оптике с постоянным фокусным расстоянием и диафрагмой 1,8. Присоединяется с смартфону посредством байонета, типа T-Mount, который крепится на корпусе устройства зажимом – скрепкой.
Для топовых iPhone и Samsung фирма предлагает специальный чехол с резьбой для присоединения насадок к встроенной камере. Средняя цена – 6000 рублей. По мнению покупателей – неплохое соотношение цены и качества.