Андеррайтинга что это в страховании
Кто такой андеррайтер?
Мир страхования богат различными терминами, за многими из которых иногда стоят любопытные истории. Наверняка вы знаете или слышали о профессии «андеррайтер»? Что же это за человек, носящий должность со столь внушительным названием? Если совсем просто, то андеррайтер в страховании — это лицо, ответственное за оценку принимаемого страхового риска. Для сотрудников страховщика образ андеррайтера складывается в виде эдакого серьезного, интеллектуального коллеги, с уголками улыбки на лице, живущего в водопаде информации, потоках цифр, океанах случайностей и вероятностей.
Но почему профессия называется именно так? Мы покопались в истории страхования, нашли множество версией, легенд и… выбрали самую красивую.
Давайте представим лондонскую таверну 16 века. Грубо отесанные столы и лавки, полумрак, копоть от свечей и специфический запах сырости, которая навечно въелась в сами стены. Здесь собираются моряки после долгих походов. Они пьют эль и грог, бранятся, напиваются, дерутся, мирятся и распевают в обнимку морские песенки. А еще здесь делятся последними новостями и заключают соглашения. Вот примерно в такой обстановке, однажды, на засаленном клочке бумаге, был выписан первый страховой полис. Моряки и владельцы судов объединились в общество взаимного страхования. Все было довольно просто. Составлялся список судов, отправляющихся в поход, затем владельцы делали страховые взносы и при крушении или нападении морских пиратов могли рассчитывать на страховое возмещение.
Это продлилось какое-то время, пока владелец таверны, господин Эдвард Ллойд не заметил одну проблему. Дело в том, что каждый из моряков делал одинаковый взнос за страхование судна, но вот непосредственно сами суда имели разную стоимость, везли разной ценности груз и ходили по разным морским маршрутам. Согласитесь, что стоимость шхуны, перевозящей бочки с элем, гораздо ниже стоимости грузоподъемного фрегата с трюмами, набитыми золотом и шелками.
И тогда господин Ллойд под названием каждого судна стал оставлять комментарии, описывая маршрут судна, перевозимый груз, примерную стоимость и другую важную информацию. Вероятно, что это писалось как-то так – «Этот чертов прохиндей Джек, ведет свою полную золота «Мэри» через моря, кишащие пиратами и разбойниками. Содрать с этого мерзавца двойную цену!».
И вот тут мы подбираемся к самому интересному. Ллойд писал свои рецензии под названиями судов. В переводе с английского слово «under» означает «под, ниже, нижний», а слово «write» переводится как «писать». Складываем оба слова и получаем то самое «underwriter». Но вот какая штука… и тут мнения разнятся, т.к. underwriter еще можно перевести как «подписант». Т.е. Ллойд мог ничего подобного не писать, а на правах владельца таверны и своеобразного лидера клуба, подписывать те самые засаленные бумажки. Которые в настоящее время называются просто: страховые полисы.
Андеррайтинг в кредитовании
Андеррайтинг (англ. underwriting – «подписка») имеет несколько значений в финансовом секторе, одно из них – оценка рисков при принятии решении о предоставлении кредита или при заключении любого другого договора.
Каждый банк имеет свою собственную систему анализа заемщика. Можно выделить три основных направления: оценка уровня доходов заемщика, анализ его кредитной истории, оценка обеспечения, которое предоставляется заемщиком по кредиту.
По результатам проверки банк либо дает свое согласие на выдачу кредита, либо отказывает в этом. Кредитная организация может также принять решение о предоставлении займа не на тех условиях, которые запрашивал клиент. Например, банк может уменьшить сумму кредита и/или увеличить процентную ставку.
Можно выделить два типа андеррайтинга: автоматический (скоринг) и индивидуальный.
Автоматическая проверка банком осуществляется при экспресс-оценке платежеспособности заемщика в потребительском кредитовании на небольшие суммы (например, POS-кредитование, экспресс-кредитование). Сотрудник банка заносит в специальную программу информацию о заемщике, на основании которой программа присваивает баллы. По результатам набранных баллов принимается решение по кредиту. Такая упрощенная проверка может занимать от 5 минут до 1 часа.
Индивидуальный андеррайтинг применяется при кредитовании на крупные суммы (автокредитование, ипотека и т. д.). В процессе оценки заемщика взаимодействует несколько служб банка: кредитная, юридическая, служба безопасности. Ими производится тщательная проверка информации, предоставленной заемщиком, поэтому срок рассмотрения кредитной заявки может занимать от 1 до 10 дней.
Окончательное решение по заявке в этом случае выносит андеррайтер, который анализирует информацию, предоставленную клиентом и смежными службами. Также для подтверждения данных из анкеты сотрудником обычно совершаются звонки работодателю и заемщику.
Андеррайтинг
Андеррайтинг — это процесс изучения и анализа уровня платёжеспособности потенциальных клиентов финансового учреждения, которые желают воспользоваться возможностью взять кредит. Процедура организована в порядке, который устанавливается банковским учреждением. По результатам андеррайтинга физическому или юридическому лицу сообщают о наличии или отсутствии возможности предоставления ссуды.
Андеррайтинг в банке что это
Когда банковский специалист (андеррайтер) оценивает возможности потенциального заёмщика, он фокусируется преимущественно на трёх моментах:
Помимо перечисленных выше параметров существует ещё один критерий оценки, который определяется субъективно и называется порядочность.
Даже хорошо обеспеченный человек в силу своих индивидуальных качеств иногда может не заплатить регулярный взнос по кредиту.
Андеррайтинг кредитов
В финансовом мире термин андеррайтинг имеет несколько значений. Но если говорить о кредитах, имеется ввиду подход к оцениванию рисков, который позволяет принять максимально взвешенное решение о выдаче займа на определенных условиях.
Каждый банк оценивает своих постоянных клиентов в индивидуальном порядке. Большинство таких процедур автоматизированы, поэтому решение принимается максимально быстро. Иногда финансовое учреждение соглашается выдать кредит, но не на условиях, на которые претендовал заёмщик. К примеру, часто клиенту предлагается уменьшить запрашиваемую сумму или увеличить процентную ставку.
Андеррайтинг физических лиц
Тщательная проверка заёмщиков этой категории применяется преимущественно при оформлении в кредит автомобиля или недвижимого имущества. В таком случае процесс оценки строится на взаимодействии нескольких банковских служб. Чаще всего это департамент безопасности, юридический и кредитный отделы. Информация, предоставленная заёмщиком, проверяется с особой тщательностью. По этой причине время принятия решения часто затягивается на период от одного дня до пары недель.
Андеррайтинг ценных бумаг
Помимо андеррайтинга-проверки заёмщика существует также андеррайтинг ценных бумаг. На фондовых рынках под этим термином понимают продажу (подписку, размещение) ценных бумаг профессиональным брокером, который действует от имени эмитента и за его средства.
Андеррайтинг акций — это банковские операции, которые выполняются по распоряжению клиента, которые хотят организовать публичный выпуск ценных бумаг, чтобы привлечь необходимое количество дополнительных средств.
Виды Андеррайтинга
Применение андеррайтинга возможно с учётом использования двух подходов:
Последний также известен под термином «скоринг». Автоматическая проверка чаще применяется, когда речь идет о выдаче незначительных сумм. Решение принимается на основании алгоритма, работающего в рамках использования современного программного обеспечения. Длительность упрощенной проверки сравнительно небольшая — от пяти минут до одного часа. Под индивидуальный андеррайтинг попадают заёмщики, решившиеся подать заявление на получение крупной суммы средств.
Процедура Андеррайтинга
На этапе андеррайтинга кредитная организация определяет, на каких условиях она согласна предоставить тот или иной займ. Базовые положения по выдаче кредитов утверждаются специальным комитетом, после чего на основании принятых норм и правил составляются типовые кредитные договора. Кредитный эксперт, ответственный за проведение андеррайтинга, после завершения процедуры обязан предоставить заключение обоснованного характера, в соответствии с которым будет максимально точно определен уровень благонадежности и платежеспособности заёмщика.
Услуги Андеррайтинга
Андеррайтинг на рынке ценных бумаг — это комплексный пакет услуг, который выполняется профессионально подготовленными участниками рынка для эмитента. Как правило, такие услуги необходимы в связи с инициированной эмиссией ценных бумаг. Услуги андеррайтинга относятся к разряду особо престижных и высокодоходных, поэтому их предоставлением занимаются преимущественно крупные компании, способные взять на себя выполнение широкого перечня необходимых функций.
Совет от Сравни.ру: После того как вы узнали что такое андеррайтинг в кредитовании физических лиц вы и без помощи банковского клерка определите, насколько реальны шансы оформить ипотеку или взять в кредит хороший автомобиль. Если по поводу успешного рассмотрения заявки у вас возникают сомнения, возможно следует несколько улучшить кредитную историю или устроиться на официальную работу.
Кто такой андеррайтер. Объясняем простыми словами
Андеррайтер (англ. underwriter — «страховщик») — специалист или компания, чья деятельность связана с оценкой и принятием на себя рисков.
Представьте, что двое коллег просят у вас в долг. Первый — пунктуальный, щепетильный и с хорошей зарплатой, а второй — только устроился, просит уже третий раз за месяц и должен половине офиса. Это риски, которые вы оцените, прежде чем решить, принимать их или нет. Так работают и андеррайтеры, с тем отличием, что за оценку и принятие рисков и получают деньги.
В роли андеррайтера может выступать компания, например банк; андеррайтер также может быть должностью в компании, том же банке или страховой.
Андеррайтеры есть в разных сферах:
Андеррайтеры в банках занимаются оценкой рисков при выдаче кредитов, в частности ипотеки. По сути, есть два вида андеррайтинга: 1) автоматический (или кредитный скоринг) используется при кредитовании на небольшие суммы, 2) индивидуальный — для кредитов на крупную сумму. В последнем случае вся информация о заёмщике тщательно проверяется юристами и службой безопасности, а окончательное решение принимает специалист-андеррайтер.
В страховых компаниях андеррайтеры разрабатывают тарифные ставки и условия страхования и оценивают риски при выдаче страховки.
На рынке ценных бумаг андеррайтер (обычно компания, инвестиционный банк) руководит их выпуском и распределением. Отдельная роль — андеррайтер IPO, он помогает компании, пожелавшей разместить свои акции, оценить свою инвестиционную привлекательность и установить цены на акции.
Примеры употребления на «Секрете»
«К сожалению, пока блок андеррайтинга воспринимает нас как конкурентов. Наша модель скоринга работает на основе так называемых неинтерпретируемых технологий — своего рода чёрный ящик. Отсутствие прогнозируемости и невозможность интерпретации результатов часто настораживает андеррайтеров, что вполне понятно. Тем не менее мировой рынок страхования и многие отечественные страховщики уверенно переводят разные области бизнеса на технологии машинного обучения».
(Предприниматель Антон Редько — о своём бизнесе по онлайн-страхованию грузовиков.)
«Андеррайтер займётся подготовкой акций, оценкой активов и совместно с независимыми юристами разработает проспект эмиссии, в котором должна содержаться вся информация о компании. В нашей стране проспект эмиссии утверждает Центробанк России, он же даёт разрешение на IPO».
(Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков — о том, как компании выходят на IPO.)
История
Андеррайтеры появились несколько веков назад, во времена развития мореплавания. Владельцы судов хотели их застраховать, для этого они описывали своё судно и имущество, а бизнесмены брали на себя часть риска и обязательств, указывали условия в документе и подписывались своим именем. По одной из версий, отсюда и произошло слово «андеррайтер», что в дословном переводе значит «написавший под».
Что такое страховой андеррайтинг? Все что вам нужно знать
Андеррайтинг – это то, как страховая компания оценивает свой риск. Это может относиться к страхованию дома, автомобиля, водителя, или здоровья или жизни человека. Это помогает страховой компании решить, будет ли выгодна возможность предоставления страхового покрытия физическому или юридическому лицу.
Рассмотрев связанный с этим риск, андеррайтер устанавливает страховую премию, которая будет взиматься в обмен на принятие на себя этого риска.
Что такое страховой андеррайтинг?
Страховая компания должна иметь возможность решить, насколько она рискует, предоставляя страховое покрытие. Ей также необходимо знать вероятность того, что что-то пойдет не так, в результате чего ей придется выплатить требование. Например, выплаты могут быть почти гарантированы, если компанию просят застраховать человека, больного раком.
Компания не будет брать на себя риск выпуска полиса, если риск дорогостоящей выплаты слишком высок.
Как компании определяют приемлемый уровень риска? Вот где вступает в дело андеррайтинг. Андеррайтинг – это сложный процесс, который включает данные, статистику и рекомендации актуариев. Все это помогает андеррайтерам прогнозировать вероятность большинства рисков. Затем страховые компании взимают премии (страховые взносы) в зависимости от уровня риска.
Как работает страховой андеррайтинг
Андеррайтеры – это обученные профессионалы в области страхования, которые понимают риски и способы их предотвращения. У них есть специальные знания в области оценки рисков. Они используют навыки и информацию, чтобы решить, следует ли страховать что-то или кого-то и какой ценой.
Андеррайтер просматривает всю информацию, которую предоставляет ваш агент. Затем он решает, готова ли компания сделать на вас ставку. Работа также включает в себя:
Большая часть андеррайтинга автоматизирована с использованием компьютерных программ. Эти программы очень похожи на системы цитирования.
Андеррайтер может участвовать в случаях, когда требуется дополнительная оценка. Например, это может быть, когда застрахованное лицо подало много требований, когда выдаются новые полисы или когда возникают проблемы с оплатой.
Страховые андеррайтеры часто пересматривают полисы и информацию о рисках всякий раз, когда ситуация кажется выходящей за рамки нормы. Это не означает, что андеррайтер никогда больше не рассмотрит ваше дело только потому, что вы уже подали заявку или у вас есть полис. Андеррайтер может участвовать при изменении условий страхования или риска.
При изменении условий страхования андеррайтер проверяет, желает ли компания продолжить действие полиса на текущих условиях или может представить новые условия.
Законы запрещают андеррайтинговые решения, основанные на расе, доходе, образовании, семейном положении или этнической принадлежности. В некоторых странах также запрещается страховщику отказываться от предоставления полиса, основанного исключительно на кредитном рейтинге или отчетах.
Андеррайтеры и агенты/брокеры: в чем разница?
Агент или брокер продает страховые полисы. Андеррайтер решает, должна ли страховая компания продавать это покрытие и будет ли она его продавать. Ваш агент или брокер должен представить веские аргументы, которые убедят андеррайтера в том, что риск, который вы представляете, является хорошим.
Агенты обычно не могут принимать решения, выходящие за рамки основных правил, которые им даны в руководстве по андеррайтингу, но некоторые агенты могут решить, что они не могут застраховать вас, на основании своих знаний о решениях по андеррайтингу своей компании. Они не могут принять особые меры, чтобы предложить вам страховку без одобрения андеррайтера.
Андеррайтер защищает компанию, соблюдая правила и оценивая риски на основе этого понимания. Они могут решить, помимо основных рекомендаций, как компания будет реагировать на возможность риска. Они также могут делать исключения или изменять условия, чтобы сделать ситуацию менее рискованной.
Андеррайтеры | Страховые агенты или брокеры |
Утверждают или отклоняют риск выпуска полиса | Продают полисы и страховое покрытие компаниям и частным лицам, но только с разрешения андеррайтера |
Работают в страховой компании | Работают как на страховую компанию, так и на застрахованного |
Примеры страхового андеррайтинга
Эти примеры могут помочь вам понять, когда андеррайтер может принимать собственное решение в отношении вашего полиса.
Когда в доме нет людей
Предположим, жена с мужем купили новый дом и решили продать старый. В то время на рынке недвижимости был застой, и они не продали свой первый дом так быстро, как надеялись. В конце концов они переехали, прежде чем продали его.
Они позвонили своему страховому агенту, чтобы сообщить ему, что старый дом пуст. Их агент сообщил им, что им нужно будет заполнить анкету и предоставить более подробную информацию о том, что дом пуст. Затем андеррайтер рассмотрит риски и решит, дадут ли они разрешение на то, чтобы пустующий дом был по-прежнему застрахован.
Когда дом нуждается в ремонте
Новый дом мужа с женой нуждался в большом ремонте. Страховщик обычно не страхует дом без обновленной проводки, но они были клиентами в течение нескольких лет и никогда не предъявляли никаких претензий. В той же компании они застраховали свою машину. Их агент решил передать дело в андеррайтинг.
Муж с женой обещали отремонтировать проводку в течение 30 дней. Отдел андеррайтинга изучил их профиль и решил, что они готовы пойти на риск. Страховщик сообщил агенту, что они не будут отменять полис страхования жилья из-за отсутствия ремонта. Вместо этого они временно увеличили франшизу и дали им 30 дней на выполнение работы.
Условия полиса могут вернуться к более разумной франшизе после небольшого увеличения при соблюдении определенных условий.
Множественные претензии по автострахованию
Человек за пять лет подал три иска по своему полису автострахования в связи с разбитыми стеклами машины. В остальном у него отличный водительский стаж. Страховая компания хочет и дальше страховать его, но хочет снова сделать риск прибыльным. За последние пять лет компания выплатила 1400 долларов по заявкам на стекло, но человек платит только 300 долларов в год за покрытие стеклянных покрытий. Его франшиза составляет всего 100 долларов.
Страховщик просматривает файл и решает предложить клиенту новые условия после его продления. Компания соглашается предложить ему полное покрытие, но увеличит его франшизу до 500 долларов.
Страховщик также предлагает другой вариант: он продлит полис, но он будет включать ограниченное покрытие стекла. Это способ страховщика минимизировать риск, при этом обеспечивая клиенту другое необходимое покрытие, например страхование на случай столкновения.
Ключевые выводы
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.