Авторизация или аутентификация в чем разница
Идентификация, аутентификация и авторизация – в чем разница?
Мы постоянно идентифицируемся, аутентифицируемся и авторизуемся в разнообразных системах. И все же многие путают значение этих слов и часто употребляют термин «идентификация» или «авторизация», хотя на самом деле речь идет об аутентификации. Ничего страшного в этом нет, часто обе стороны диалога понимают, что в действительности имеется в виду. Но всегда лучше знать и понимать слова, которые употребляем.
Определения
Что же значат все эти термины, и чем соответствующие процессы отличаются друг от друга?
Примеры
Пользователь хочет войти в свой аккаунт Google (Google подходит лучше всего, потому что там процедура входа явным образом разбита на несколько простейших этапов). Вот что при этом происходит:
Аутентификация без предварительной идентификации лишена смысла – пока система не поймет, подлинность чего же надо проверять, совершенно бессмысленно начинать проверку. Для начала надо представиться.
Идентификация без аутентификации не работает. Потому что мало ли кто ввел существующий в системе логин! Системе обязательно надо удостовериться, что этот кто-то знает еще и пароль. Но пароль могли подсмотреть или подобрать, поэтому лучше подстраховаться и спросить что-то дополнительное, известное только данному пользователю: например, одноразовый код для подтверждения входа.
А вот авторизация без идентификации и аутентификации очень даже возможна. Например, в Google Документах можно публиковать документы так, чтобы они были доступны всем. В этом случае вы как владелец файла увидите сверху надпись, гласящую, что его читает неопознанный субъект. Несмотря на это, система его все же авторизовала – то есть выдала право прочитать этот документ.
Но если вы открыли этот документ для чтения только определенным пользователям, то им в таком случае сперва пришлось бы идентифицироваться (ввести свой логин), потом аутентифицироваться (ввести пароль и одноразовый код) и только потом получить право на чтение документа – авторизоваться.
Если же речь идет о содержимом вашего почтового ящика, то Google никогда и ни за что не авторизует неопознанного субъекта на чтение вашей переписки.
Что еще важно знать
Аутентификация – пожалуй, самый важный из этих процессов с точки зрения безопасности вашего аккаунта. Если вы ленитесь и используете для аутентификации только простенький пароль, то какой-нибудь злоумышленник может ваш аккаунт угнать. Поэтому:
Чем отличается авторизация от аутентификации
Как усложнить жизнь злоумышленникам.
Послушать аудиоверсию этой статьи (6 минут):
Так. Минутка терминологии для грамотных айтишников.
Аутентификация — это когда нужно подтвердить, что мы это именно мы, а не кто-то другой.
Например, можно пройти аутентификацию по логину и паролю. Предполагается, что никто не передаёт свой пароль другому человеку, и если кто-то ввёл логин и пароль Васи — он и есть Вася (потому что этот пароль знает только Вася).
Есть и другие варианты. Например, когда звонит телефон и на нём высвечивается надпись «Мама», мы предполагаем, что, ответив на звонок, мы будем разговаривать с мамой. Это аутентификация по номеру звонящего. Но окончательно мы в этом убедимся, только когда услышим её голос в трубке. Это аутентификация по голосу.
Раньше для разблокировки телефона нужно было вводить код, пароль или рисовать узор на экране — это тоже способы аутентификации, чтобы доказать телефону, что вы его владелец. С появлением датчика отпечатка пальца и распознавания лица мы перешли на биометрическую аутентификацию.
Авторизация — это когда система смотрит на результат аутентификации и решает, что этому пользователю можно делать, а что нельзя. В ИТ для этого вводят разные уровни доступа, например:
Пример авторизации из жизни
Давайте представим ситуацию в очень законопослушной стране:
— Здравствуйте, гражданин, предъявите документы!
— А вы, собственно, кто?
— Я лейтенант Иванов, 3-е отделение ППС, вот моё удостоверение.
Перед тем как гражданин согласился показать документы, он убедился, что Иванов — именно тот, за кого себя выдаёт. Это был этап аутентификации — гражданин запросил документы, сверил лицо человека с фотографией, прочитал должность и срок действия документов.
После того как аутентификация была пройдена, человек с удостоверением получил нужный уровень доступа — право запрашивать документы у этого гражданина. Если бы удостоверение было просрочено или на фотографии был другой человек, то уровень авторизации остался бы тем же, что и в самом начале, и документы можно не показывать.
Аутентификация и авторизация одной картинкой
Что дальше
Следующий этап — двухфакторная аутентификация. Она нужна, чтобы усложнить жизнь злоумышленникам, которые украли чей-то логин и пароль. Про неё — в другой раз.
Авторизация
Авторизация — процесс предоставления пользователю или группе пользователей определенных разрешений, прав доступа и привилегий в компьютерной системе.
Разница между авторизацией, аутентификацией и идентификацией
Авторизацию не следует путать с идентификацией и аутентификацией пользователя. Она происходит по завершении этих процессов.
Допустим, пользователь хочет получить доступ к определенному документу в корпоративном облаке. Сначала он вводит логин от своего аккаунта, и система проверяет, есть ли такой логин в ее базе данных. Это идентификация.
Если логин существует, система запросит у пользователя пароль, вычислит для него хеш и проверит, совпадает ли он с хешем в базе данных. Это аутентификация.
Если логин и пароль верные, система проверит, имеет ли этот пользователь право читать и изменять запрашиваемый документ, и в случае успеха предоставит ему доступ к файлу. Это авторизация.
Некоторые сервисы спрашивают логин и пароль одновременно, однако они все равно сначала идентифицируют пользователя, а потом, если он успешно прошел проверку, переходят к аутентификации. Для пользователя момент перехода от идентификации к аутентификации в этом случае незаметен.
Авторизация возможна и без идентификации (и аутентификации). Например, сервис может предусматривать, что пользователи, которые не ввели логин и пароль, по умолчанию получают какой-то набор прав — скажем, на чтение документов без возможности правки.
Виды авторизации
Существует несколько моделей авторизации. Три основные — ролевая, избирательная и мандатная.
Например, пользователь А, создав текстовый файл, может назначить пользователю Б права на чтение этого файла, а пользователю В — права на его чтение и изменение. При этом пользователи Б и В могут передать свои права пользователю Г.
Мандатная модель авторизации применяется в системах, ориентированных на безопасность, и чаще всего она используется для организации доступа к гостайне и в силовых ведомствах.
Например, в организации может быть пять уровней доступа. Пользователь, имеющий доступ к файлам 3-го уровня, может также открывать файлы 1-го и 2-го уровня, но не может работать с файлами 4-го и 5-го уровня.
Публикации на схожие темы
Идентификация, аутентификация и авторизация — в чем разница?
Береги ДНК смолоду!
У мошенников тоже могут быть права
Платформа WordPress подверглась масштабной брут-форс атаке
Идентификация, аутентификация, авторизация — в чем разница?
Перед серией уроков по информационной безопасности нам нужно разобраться с базовыми определениями.
Сегодня мы узнаем, что такое идентификация, аутентификация, авторизация и в чем разница между этими понятиями
Что такое идентификация?
Сначала давайте прочитаем определение:
Идентификация — это процедура распознавания субъекта по его идентификатору (проще говоря, это определение имени, логина или номера).
Идентификация выполняется при попытке войти в какую-либо систему (например, в операционную систему или в сервис электронной почты).
Сложно? Давайте перейдём к примерам, заодно разберемся, что такое идентификатор.
Пример идентификатора в социальной сети ВКонтакте
Когда нам звонят с неизвестного номера, что мы делаем? Правильно, спрашиваем “Кто это”, т.е. узнаём имя. Имя в данном случае и есть идентификатор, а ответ вашего собеседника — это будет идентификация.
Идентификатором может быть:
Подробнее об идентификаторах и ID рекомендую прочитать здесь.
Что такое аутентификация?
После идентификации производится аутентификация:
Аутентификация – это процедура проверки подлинности (пользователя проверяют с помощью пароля, письмо проверяют по электронной подписи и т.д.)
Чтобы определить чью-то подлинность, можно воспользоваться тремя факторами:
Отпечаток пальца может быть использован в качестве пароля при аутентификации
Получается, что каждый раз, когда вы вставляете ключ в замок, вводите пароль или прикладываете палец к сенсору отпечатков пальцев, вы проходите аутентификацию.
Ну как, понятно, что такое аутентификация? Если остались вопросы, можно задать их в комментариях, но перед этим разберемся еще с одним термином.
Что такое авторизация?
Когда определили ID, проверили подлинность, уже можно предоставить и доступ, то есть, выполнить авторизацию.
Авторизация – это предоставление доступа к какому-либо ресурсу (например, к электронной почте).
Разберемся на примерах, что же это за загадочная авторизация:
Дверь открылась? Вы авторизованы!
Взаимосвязь идентификации, аутентификации и авторизации
Наверное, вы уже догадались, что все три процедуры взаимосвязаны:
Инфографика: 1 — Идентификация; 2 — Аутентификация; 3 — Авторизация
Проблемы безопасности при авторизации
Помните, как в сказке «Красная Шапочка» бабушка разрешает внучке войти в дом? Сначала бабушка спрашивает, кто за дверью, затем говорит Красной Шапочке, как открыть дверь. Волку же оказалось достаточным узнать имя внучки и расположение дома, чтобы пробраться в дом.
Какой вывод можно сделать из этой истории?
Каждый этап авторизации должен быть тщательно продуман, а идентификатор, пароль и сам принцип авторизации нужно держать в секрете.
Заключение
Итак, сегодня вы узнали, что такое идентификация, аутентификация и авторизация.
Теперь мы можем двигаться дальше: учиться создавать сложные пароли, знакомиться с правилами безопасности в Интернете, настраивать свой компьютер с учетом требований безопасности.
А в заключение, занимательная задачка для проверки знаний: посчитайте, сколько раз проходят идентификацию, аутентификацию и авторизацию персонажи замечательного мультфильма «Петя и Красная Шапочка» (ответы в комментариях).
P.S. Самые внимательные могут посчитать, сколько раз нарушены рассмотренные в данном уроке процедуры.
Копирование запрещено, но можно делиться ссылками:
Статьи по теме: «Информационная безопасность»
Идентификация, аутентификация и авторизация
На самом деле никакого обмена не происходило. Произошли поочередно три процесса: идентификация, аутентификация и авторизация. Данная статья поможет понять, как происходят эти процессы, когда они происходят, в какой последовательности и как с их помощью защитить свои персональные данные и денежные средства.
Содержание статьи:
Определения
Понимание процессов придет быстрее, если дать им определения.
Для начала этих теоретических знаний будет достаточно. Вернемся к примеру с доступом в онлайн-банкинг. Каждое действие пользователя и системы рассмотрим подробно.
Механизмы идентификации, аутентификации и авторизации
Находясь на сайте банка, пользователь решает зайти в личный кабинет, чтобы сделать денежный перевод. На странице личного кабинета система вначале просит ввести идентификатор. Это может быть логин, имя и фамилия, адрес электронной почты или номер мобильного телефона.
Какой конкретно вид данных необходимо ввести – зависит от ресурса. Данные, которые указывались при регистрации, необходимо ввести для получения доступа. Если при регистрации указывалось несколько типов данных – и логин, и адрес электронной почты, и номер мобильного, то система сама подскажет что ей конкретно нужно.
Ввод этих данных необходим для идентификации человека за монитором как пользователя конкретно этого банка.
Если пользователь в качестве идентификатора ввел «Александр Петров», и система нашла в своей базе запись о пользователе с таким именем, то идентификация завершилась.
После идентификации следует процесс аутентификации, в котором пользователю нужно доказать, что он является человеком, который регистрировался под именем Александр Петров.
Для доказательства необходимо наличие одного из типов аутентификационных данных:
Самый распространенный тип аутентификационных данных – это пароль. Именно поэтому так важно создавать и правильно хранить свои пароли. Подробнее об этом можно прочитать в статьях «Создание надежных паролей» и «Как правильно выбирать и хранить пароли».
После ввода пользователем пароля система проверяет: соответствует ли условный пароль «Q45fp02@13» пользователю с именем Александр Петров. Таким образом происходит аутентификация.
Если все верно, и пара логин-пароль верны, то система предоставит пользователю доступ к его ресурсам и совершение банковских операций, то есть произойдет авторизация.
Описанные процессы всегда происходят только в таком порядке: идентификация, аутентификация, авторизация. Вся цепочка потеряет смысл, если, например, сайт сначала предоставит доступ к денежным средствам пользователя, а потом будет уточнять, он ли это на самом деле.
Процессы идентификации, аутентификации и авторизации характерны не только для онлайн-банкинга, но и для электронной почты, социальных сетей и других ресурсов.
Процессы идентификации, аутентификации и авторизации есть во многих сферах. Даже в простейших детских сказках. Сказка «Волк и семеро козлят» является идеальным примером для демонстрации.
Здесь козлята выступают в роли системы безопасности, идентифицируя каждого, кто подходит к двери. В качестве данных для аутентификации выступает биометрия – тонкий голосок мамы-козы. И если в первый раз волк не смог пройти аутентификацию (его выдал грубый голос), то со второй попытки (после того как ему перековали горло, и он запел тонким голоском) он аутентифицировался как мама-коза и козлята «авторизовали» его в свою избу.
Несмотря на то, что сказка закончилась благополучно, доступ к козлятам был получен неправомерно. Волку удалось обмануть процессы идентификации и аутентификации и тем самым пройти авторизацию.
Если в старой детской сказке это оказалось возможным, то что говорить о современных злоумышленниках. Чтобы защитить свои денежные средства и персональные данные и козлят от волка от злоумышленника необходимо использовать более сложные способы аутентификации.
Многофакторная аутентификация
Многофакторная аутентификация представляет собой метод, при котором пользователю для доступа к учетной записи или подтверждения операции с денежными средствами необходимо двумя различными факторами доказать, что именно он владелец учетной записи или что именно он осуществляет вход.
Среди видов многофакторной аутентификации наиболее распространена двухфакторная аутентификация (2FA — 2-factor authentication) – метод, при котором пользователю для получения доступа необходимо предоставить два разных типа аутентификационных данных, например, что-то известное только пользователю (пароль) и что-то присущее только пользователю (отпечаток пальца).
Доступ к ресурсам через ввод логина и пароля, является однофакторной аутентификацией, поскольку для входа используется только один тип аутентификационных данных — известный пользователю пароль.
Однофакторная двухэтапная аутентификация
Даже если злоумышленник получит логин и пароль для учетной записи (с помощью вредоносной программы, кражи записной книжки с паролями или методами социальной инженерии и фишинга), то после ввода этих данных система отправит на привязанный мобильный телефон пользователя одноразовый код с ограниченным временем действия. Без одноразового кода мошенник не сможет похитить денежные средства.