Анкерные столбы что это
Виды и типы опор воздушных линий электропередачи
В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы:
Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии
Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.
При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов. Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.
Линия электопередачи высокого напряжения (рисунок из книги 1950 года)
Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.
Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ
При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.
Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа
В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.
Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее тяжение проводов и тросов ВЛ.
Не менее важным при реконструкции, модернизации и строительстве линий становятся и вопросы снижения транспортного веса опор, простота монтажа, высокая удельная прочность опор, долговечность, вандалоустойчивость, устойчивость к воздействию климатических нагрузок, экологичность. Поэтому, на современном этапе необходимо активно проводить работы по реализации внедрения новых форм опор и модификации существующих конструкций опор и их элементов с применением новых материалов и технологий.
Композитные опоры ВЛ
Композитные опоры ВЛ представляют собой модульную конструкцию из последовательно собранных конусооборазних композитных модулей на основе стекловолокна (стеклоровинг) и применяются для одноцепных и двухцепных промежуточных опор линий электропередач классов напряжения 110 и 330 кВ. Для композитных опор рекомендуется применять изолированные траверсы.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Анкерные столбы что это
Столбы AP-2h, начиная с высоты 0,8 м, оснащены ребрами жесткости (укосинами) у основания для повышения прочности конструкции.
Анкерный столб AP-T200 используется в качестве самостоятельного анкерного устройства на трансформаторах. На конце столба расположена точка для присоединения соединительно-амортизирующей подсистемы. При установке двух анкерных столбов этой модели и мобильной линии Pz-line между ними, можно организовать безопасное рабочее пространство.
Анкерный столб AP-T200b используется в качестве самостоятельного анкерного устройства на разъединителях. На конце столба расположена точка для присоединения соединительно-амортизирующей подсистемы. При установке двух анкерных столбов этой модели и мобильной линии Pz-line между ними, можно организовать безопасное рабочее пространство.
Анкерный столб AP-S200 используется в качестве самостоятельного анкерного устройства на трансформаторах. На конце столба расположена точка для присоединения соединительно-амортизирующей подсистемы. При установке двух анкерных столбов этой модели и мобильной линии Pz-line между ними, можно организовать безопасное рабочее пространство.
Анкерный столб AP-T200b используется в качестве самостоятельного анкерного устройства на разъединителях. На конце столба расположена точка для присоединения соединительно-амортизирующей подсистемы. При установке двух анкерных столбов этой модели и мобильной линии Pz-line между ними, можно организовать безопасное рабочее пространство.
На конце столба расположена точка для присоединения соединительно-амортизирующей подсистемы.
Анкерные устройства
При организации работ на высоте и подготовке рабочего места одной из самых сложных задач является определение мест установки анкерных устройств, а также подбор подходящих анкерных устройств. От выбора места установки анкерного устройства зависит потенциальная глубина падения работника при срыве, возможный маятник, удобство выполнения работ и многое другое.
Анкерные устройства являются компонентом системы обеспечения безопасности при работах на высоте и используются для прикрепления соединительно-амортизирующей подсистемы к опоре. Важно понимать, что присоединять канаты и анкерные линии с использованием узлов напрямую к опоре запрещено. В этом случае вы не организуете полноценную систему обеспечения безопасности.
Пригодность того или иного анкерного устройства для организации страховочной системы, удерживающей системы, системы позиционирования или канатного доступа определяет изготовитель и указывает в эксплуатационной документации. Правила по охране труда также устанавливают ограничения:
п.101: Анкерное устройство страховочных систем для одного работника является пригодным, если выдерживает без разрушения нагрузку не менее 22 кН.
п.100: Анкерное устройство удерживающих систем и систем позиционирования является пригодным, если выдерживает без разрушения нагрузку не менее 13,3 кН.
В нормативной документации выделяют 5 классов (и еще один подкласс) анкерных устройств. Но по виду использования их гораздо больше. Постараемся рассмотреть типы устройств с учетом требований законодательства и способов применения.
Тип А
Анкерные устройства для крепления к вертикальным, горизонтальным и наклонным поверхностям, например, к стенам, стойкам, перемычкам
Такие устройства чаще всего устанавливаются стационарно в структуру опоры для длительного использования. Они могут быть рассчитаны как на одного, так и на нескольких пользователей. Крепление к опоре может быть в одной или нескольких точках в зависимости от материала основания. При использовании необходимо учитывать направление нагрузки, которое производитель указывает в паспорте изделия. К некоторым устройствам нагрузку можно прикладывать в любом направлении, а другие допускают только нагрузку на срез. При этом также важно учитывать рабочую нагрузку на крепежные элементы (болты, распорные анкеры и т.д.) для соответствующего материала основания.
Виды устройств типа A:
Проушины бывают различных размеров и форм. Устанавливаются на опору одним или несколькими крепежными элементами. При их использовании анкерная точка располагается непосредственно в месте установки. Если над рабочей зоной нет подходящих выступающих конструкций, проушина будет расположена на уровне ног работника, что приведет к большой глубине падения и фактору рывка 2 в случае срыва.
Такие устройства иногда устанавливаются на переносные лестницы для организации страховочной системы.
Отличаются особой формой и большим количеством крепежных отверстий. Иногда снабжаются крюками для фиксации лестницы для доступа на кровлю.
Основной особенностью анкерных столбов является существенный вынос уровня анкерной точки от уровня установки анкерного устройства. На рынке представлены модели высотой от 20 см до 1,5 метров. Плюсы по сравнению с проушинами в определенных условиях очевидны:
Также существуют модели для установки на профлист, сэндвич-панели и, конечно, бетонные и железные опоры. Анкерные столбы также часто используются для установки временных или стационарных анкерных линий.
Используются для организации анкерных точек на трубах круглого и квадратного сечения до 100 мм, уголках, таврах. Могут использоваться при выполнении работ на лесах и металлоконструкциях, лестницах и т.д.
Это массивные опоры, на которых установлены анкерные линии, либо СИЗ втягивающего типа. Используются для обслуживания автомобилей, вагонов, цистерн. Сохраняют устойчивость, благодаря противовесу. Обычно это бетонные блоки — привезенные, либо залитые на месте. По причине большой массы используются только в случаях, когда другие решения сложны, либо очень дороги.
Тип В
Переносные временные анкерные устройства
Пожалуй, это самый распространенный тип анкерных устройств. На рынке представлено огромное множество моделей. Из самого названия следует, что такие устройства можно переносить с одного рабочего места на другое. Хотя некоторые из моделей на рынке достаточно тяжелые. Переносные анкерные устройства могут быть рассчитаны на одного или нескольких пользователей. Количество пользователей указывается в эксплуатационной документации и на изделии.
Виды анкерных устройств типа B:
Самый популярный вид анкерных устройств этого типа. Широко применяется во всех видах работ на высоте. Их применяют промышленные альпинисты для организации систем канатного доступа и спасатели для быстрой организации системы эвакуации. Также анкерные стропы применяются для организации страховочных систем, установки гибких анкерных линий, установки СИЗ втягивающего типа и т.д.
Анкерные стропы обычно изготавливаются из текстильных материалов или стали. При использовании текстильных стропов следует особое внимание уделять защите их от повреждения острыми кромками опоры, а также возможность повреждения режущим инструментом или высокой температурой. При длительном использовании на открытом воздухе текстильные стропы могут терять прочность от воздействия УФ лучей.
Некоторые стропы допускают использование в виде удавки на вертикально опоре, другие же необходимо использовать только путем оборачивания вокруг опоры.
Используются для организации анкерной точки на двутавре, когда нет возможности обернуть его стропом. Обычно устанавливаются только на горизонтальные двутавры, но есть модели и для установки на вертикальные двутавры.
Существуют модели кронштейнов с интегрированным роликом, которые можно использовать для передвижения по двутавру под потолком. Балочные кронштейны отличаются большим весом и довольно высокой стоимостью, но в некоторых ситуациях они абсолютно незаменимы.
Кронштейны для двутавров могут использоваться как компоненты стационарных анкерных линий в том случае, когда анкерная линия изготовлена из двутавра.
Зачастую, при выполненные работ на высоте в жилых домах (обслуживание кондиционеров, настройка спутниковых антенн и т.п.) необходимо организовать анкерную точку в помещении, без доступа на кровлю и не повреждая внутреннюю отделку квартиры. В этом случае кронштейн для дверного или оконного проема будет отличным решением. Такие кронштейны (или распорные балки) также могут использоваться при спасательных операциях, организации систем канатного доступа и выполнении работ на строительных площадках.
При установке устройств такого типа следует внимательно относиться к выбору проема для установки, избегать проемов из гипсокартона и прочих непрочных конструкций.
Да. Карабины тоже бывают анкерными. Такие карабины имеют маркировку А на корпусе и в эксплуатационной документации и называются Анкерные карабины. Они соответствуют требованиям стандартов EN 362 тип А и EN 795 тип B. Обычно это большие «монтажные» карабины с раскрытием до 110 мм, а также трубные карабины.
Некоторые карабины такого типа могут использоваться со штангой для дистанционной установки анкерного устройства с присоединенной к нему анкерной линией. Это упрощает подъем и делает его более безопасным.
Также анкерные карабины устанавливаются на концах стропов.
Триподы чаще всего применяются для организации работ в колодцах, емкостях и т.д. Они позволяют вынести анкерную точку на расстояние до 3 м от уровня земли и обеспечить комфортный спуск работника в емкость. Многие триподы рассчитаны на двух пользователей, что позволяет обеспечить безопасность не только работника, спускающегося в емкость, но и работника, контролирующего лебедку.
Отдельно можно выделить анкерные балки для бетонных колодцев.
Кроме традиционных триподов, устанавливаемых на землю, сейчас можно встретить версии для установки на баки и другие емкости.
Мы уже рассматривали такой тип анкерных устройств как стационарные. Но существуют модели анкерных столбиков с быстросъемным креплением для организации временных анкерных точек. Обычно анкерные стоблики предназначены для монтажа на опоры любого сечения с размерами одной из сторон не более 600 мм. Также есть специализированные решения для работ на разъединителях и трансформаторах и для работ на морских контейнерах. Такие решения позволяют организовать временную анкерную линию на высоте порядка 1 м от уровня ног работника, что делает выполнение работ достаточно безопасным даже на малой высоте.
Не самый распространенный вид анкерных устройств, однако он может оказаться достаточно полезным. Устройства такого типа плохо представлены на нашем рынке и далеко не все из них сертифицированы по требованиям ТР ТС 019/2011. Такие устройства можно использовать, когда в опоре есть отверстие, и это единственное доступное нам место установки. Например, это могут быть отверстия в бетонных стенах и перекрытиях для прокладки коммуникаций.
Применяются в случаях, когда необходимо вынести анкерную точку за перегиб, либо когда нет возможности установить анкерное устройство (трипод) непосредственно над местом выполнения работ. Могут использоваться при организации работ в замкнутых пространствах (ОЗП), для выполнения работ на лестницах, для работы на автомобилях и цистернах, для организации систем канатного доступа.
Ассортимент таких устройств достаточно большой. Многие Г-образные анкерные устройства используют пригруз (противовес) для надежной работы устройства, а другие допускают установку в подготовленные закладные элементы. Сейчас на рынке встречаются и совсем компактные Г-образные устройства, буквально складывающиеся в чемодан.
Также существуют решения, интегрированные в прицеп легкового автомобиля (пока не представлены в России). Они позволяют довезти достаточно массивное устройство до места производства работ и начать использование буквально «с колес». Для стабилизации прицеп оборудован гидравлическими лапами.
Тип С и D
Жесткие и гибкие горизонтальные анкерные линии
Анкерные линии применяются в тех случаях, когда необходимо обеспечить безопасность работников и их свободное перемещение на протяженной рабочей зоне. В качестве соединительно-амортизирующей подсистемы используются СИЗ втягивающего типа, стропы (с амортизатором или без) или вертикальные гибкие анкерные линии.
Виды устройств такого типа:
Такие анкерные устройства можно достаточно быстро устанавливать в рабочей зоне. Гибкие анкерные линии используются для проведения временных работ на строительных площадках, при кровельных работах, работах на трансформаторах и т.д. Большинство временных анкерных линий рассчитаны на одновременное использование не более чем 3 работниками, но есть модели и для 5 работников.
Большинство моделей на рынке изготовлены из текстильной стропы или каната. К их недостаткам можно отнести относительное большое провисание линии при падении работника, ведь натягиваются линии обычно силой рук одного или двух работников. Также текстильные материалы легко повреждаются. Длина большинства текстильных линий не превышает 30 метров, а по требованиям ПОТРВ необходимо устанавливать промежуточные анкерные точки каждые 12 метров.
Для выполнения огневых работ необходимо использовать временные линии из стального троса. Они гораздо тяжелее и дороже. Зато временную линию из стального троса можно установить на длину до 100 метров.
Этот тип анкерных устройств позволяет организовать систему обеспечения безопасности на больших участках, таких как кровли, подкрановые пути, ж/д эстакады, пункты слива нефтепродуктов и т.д. Жесткие анкерные линии обычно комплектуются средствами защиты втягивающего типа для организации страховочной системы.
В отличие от других анкерных устройств, установка жестких анкерных линий требует предварительного проектирования. Монтаж стационарных анкерных линий должны проводить компетентные специалисты, прошедшие обучение у производителя (такое требование зачастую указывается в эксплуатационной документации).
Жесткие анкерные линии изготавливаются из стального троса, либо из металлического профиля. Тросовые системы применяются только в страховочных и удерживающих системах, а анкерные устройства на основе металлического профиля могут применяться в системах позиционирования и канатного доступа.
Большинство жестких анкерных линий рассчитаны на одновременную работу от 3 до 5 пользователей.
Тип E
Противовесные анкерные устройства
Такие устройства применяются для организации страховочных и удерживающих систем на плоской поверхности. Они представляют из себя основание, разборные пригрузы и центральный столбик с одной или двумя анкерными точками. Противовесные анкерные устройства могут использоваться с гибкими анкерными линиями, стропами и СИЗ втягивающего типа.
На сегодняшний день такие устройства мало распространены в России, но имеют ряд преимуществ. При организации страховочной системы на плоской кровле (например, для уборки снега) у работодателя обычно есть два варианта — установить стационарную анкерную линию, либо установить противовесные анкерные устройства. При использовании противовесных устройств не требуется проводить проектные и строительные работы, нарушать гидроизоляцию кровли и т.д.
К недостаткам этих устройств стоит отнести большую массу и сложность переноски, невозможность установки на скользкие (заснеженные, мокрые) поверхности.
ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7
В линиях электропередач именно опоры ЛЭП несут основную нагрузку в местах изгибов и поворотов линии, при натяжении проводов и организации отводов к отдельным абонентам. Чтобы система была способна обеспечивать нормативное натяжение электропроводов, она должна включать в себя 4 типа опор:
ГОСТы и Правила устройства электроустановок также выделяют в отдельную категорию специальные виды опор — для выполнения специфических задач.
Анкерные опоры
: на прямом участке трассы, перед препятствиями (реки, дороги, ЖД-пути и пр.), в точках смены сечения проводов ВЛ.
Анкерные опоры (обозначаются «А») — основной несущий элемент в ЛЭП. Именно этот тип опор отвечает за натяжение проводов воздушной линии электропередач (ВЛ). Конструкция таких изделий отличается массивностью, жесткостью и повышенной прочностью.
Расстояние между двумя соседними анкерными опорами называют анкерным пролетом.
Основные элементы ЛЭП
Технические характеристики и защита ЛЭП
Основные конструктивные параметры воздушных ЛЭП
Для уменьшения количества аварийных отключений, обусловленных атмосферным электричеством при грозах, ЛЭП оснащаются молниезащитными тросами, закрепляемыми на опорах выше проводов и предназначенными для устранения прямых попаданий молнии в провода; представляют собой стальные оцинкованные многопроволочные канаты или спец. усиленные сталеалюминиевые провода небольших сечений с целью обеспечения работы высокочастотных каналов диспетчерской связи. Разработаны и применяются новейшие конструкции молниезащитных тросов с вмонтированными в их трубчатый сердечник оптико-волоконными пучками, обеспечивающими многоканальную связь. В районах с часто повторяющимися и сильными гололёдными отложениями возможны аварии из-за пробоев возд. промежутков при сближении провисших тросов и проводов, если отсутствует своевременное плавление осадка; в таких случаях применяют молниезащиту ЛЭП.
Проектирование ЛЭП выполняется с учётом требований ограничения радиопомех для приёмников радио- и телепередач и требований снижения влияния электромагнитного поля на людей и животных, находящихся под проводами действующих линий. Подземная ЛЭП состоит из одного или нескольких кабелей, стопорных, соединительных и концевых муфт (заделок) и крепёжных деталей, а ЛЭП, содержащая маслонаполненный или газонаполненный кабель, снабжается также подпитывающей системой и сигнализацией давления масла (газа). Протяжённость кабельных линий значительно меньше, т. к. их стоимость на порядок выше ВЛ, хотя ширина отчуждаемой под их трассу территории существенно меньше (последнее является решающим в тех случаях, когда трасса линии проходит по гор. территориям, где стоимость земли, как правило, высока и сооружение ВЛ нецелесообразно по экологическим и архитектурно-планировочным требованиям).
Промежуточные опоры
: на прямых участках дороги строго между двумя анкерными опорами.
Промежуточные опоры (обозначаются «П») — не принимают участия в натяжении проводов, а лишь поддерживают их. Из всех опор на трассе 85% — промежуточные.
В обычных условиях работы испытывают нагрузки только по вертикали и горизонтали. Конструкция этого типа опор является не такой жесткой, как в «А». Однако промежуточные опоры должны иметь определенный запас прочности, поскольку в непредвиденных ситуациях нагрузка на них может сильно увеличиваться. В аварийном режиме промежуточная опора должна выдерживать обрыв двух тросов или проводов.
При подвешивании ВЛ на промежуточные опоры используются поддерживающие гирлянды изоляторов.
Термины и определения
Опора линии электропередач (ЛЭП) – конструкция, предназначенная для удержания проводов и при наличии —грозозащитных тросов воздушной линии электропередачи и оптоволоконных линий связи на заданном расстоянии от поверхности земли и друг от друга.
Опоры лэп промежуточные – конструкции, устанавливающиеся на прямых участках ЛЭП и предназначенные только для поддержания проводов и тросов на определенном уровне. Не рассчитаны на нагрузки направленные вдоль трассы.
Опоры ЛЭП промежуточные прямые – конструкции, устанавливающиеся на прямых участках ВЛ для поддержания провода в анкерном пролете.
Опоры ЛЭП промежуточные угловые – конструкции, устанавливающиеся в точках поворота линии, использующиеся для компенсации боковых суммарных нагрузок от тяжения проводов при повороте трассы.
Анкерные опоры ЛЭП – сооружения на прямых участках ЛЭП в местах перехода через инженерные сооружения или естественные преграды для ограничения анкерного пролета, а также в местах изменения числа, марок и сечений проводов.
Анкерно-угловые опоры ЛЭП – конструкции, использующиеся для строительства ВЛ в районах с различными гололедно-ветровыми нагрузками и рассчитанные на малые углы поворота и малые марки проводов.
Концевая опора лэп – сооружение, являющееся разновидностью анкерных опор и устанавливающиеся в конце и начале линии электропередачи. Рассчитаны на нагрузку от одностороннего тяжения всех проводов и тросов.
Анкерно-угловые металлические опоры ВЛ 35 кВ – одностоечные свободостоящие сооружения, использующиеся для строительства ВЛ 35кВ в районах с различными гололедно-ветровыми нагрузками.
Анкерно-угловые стальные опоры ЛЭП – специальные стальные сооружения с горизонтальным расположением проводов, рассчитанные на применение в городских условиях.
Переходные металлические опоры ЛЭП ВЛ 110 кВт – одностоечные, свободностоящие сооружения, использующиеся для строительства ВЛ до 110кВ в районах с различными гололедно-ветровыми нагрузками.
Унифицированные решетчатые опоры ЛЭП – сооружения, использующиеся при строительстве ВЛ, которые выполняют в виде пространственных решетчатых конструкций и собирают из большого числа элементов изготовленных из углового проката.
Переходные опоры ЛЭП – сооружения, использующиеся для перехода ВЛ через естественные преграды и инженерные сооружения.
Транспозиционные опоры ЛЭП – сооружения, использующиеся ля изменения порядка расположения проводов на опорах.
Ответвлительные опоры ЛЭП — сооружения, использующиеся для выполнения ответвлений от основной линии ВЛ.
Опоры ЛЭП больших переходов – сооружения, использующиеся при строительстве ВЛ через реки и водные пространства и т.д.
Перекрестные опоры ЛЭП – сооружения, использующиеся для реализации пересечения двух ВЛ.
Опоры ВЛ с оттяжками – сооружения, использующиеся для компенсации сил, возникающих от тяжения проводов при повороте и окончании трассы ЛЭП.
Свободностоящие одностоечные металлические опоры ЛЭП – конструкции на основе стальных многогранных стоек, имеют фланцевое соединение с фундаментом.
Стальные решетчатые опоры ЛЭП – пространственные решетчатые конструкции из низколегированного стального проката марки 09Г2С или углеродистой стали марки Ст3 с обработкой от коррозии горячей оцинковкой или покрытием специальным цинконаполненным композитом.
Стальные опоры ЛЭП из гнутого профиля — пространственные конструкции, использующиеся при прокладке линий ВЛ для повышения надежности, безотказности, долговечности и снижения эксплуатационных расходов в особенности в труднодоступных районах с тяжелыми климатическими условиями.
Одноцепные башенные опоры лэп – сужающиеся вверх конструкции Т-образного вида с одной траверсой, использующиеся для строительства линий постоянного тока высокого напряжения.
Портальные опоры лэп – конструкции из металла, дерева или железобетона, напоминающие букву «П» либо букву «Н». Пользуются широким распространением на ЛЭП 330-750 кВ. Как правило, одноцепные.
АП-образные опоры ЛЭП — одноцепные пространственные конструкции, созданные при помощи сварных металлических труб, МГС либо дерева, в профиль напоминающие букву «А», в анфас букву «П». Сечение труб в этих опорах может достигать 1300 мм, а высота может быть свыше 80 м.
Трехстоечные раздельностоящие решётчатые опоры лэп — пространственные металлические конструкции, использующиеся в качестве анкерных опор для строительства ВЛ на поворотах и переходах.
Л-образные опоры лэп — плоские Л-образные решётчатые конструкции, шарнирно сочленённые с двумя фундаментами, использующиеся, как переходные для двух цепей ВЛ 110кВ или 220 кВ.
Y-образные одноцепные опоры – металлические пространственные конструкции решетчатого типа. Используются в качестве переходных опор ВЛ.
V-образные промежуточные поры ЛЭП – пространственные конструкции типа «Набла» с оттяжками, применяются на трассах ЛЭП 330-1150кВ. Исключительно одноцепные.
Столбовые опоры ЛЭП – пространственные конструкции не решетчатого типа, в основе которых деревянные, металлические либо железобетонные столбы. Существуют одностоечные и портальные. конструкции, которые служат для поддерживания над земной поверхностью проводов под напряжением и грозозащитных тросов.
Портальные столбовые опоры ЛЭП – пространственные конструкции, состоящие т из двух столбов (деревянных, железобетонных или МГС) скреплённых общей траверсой.
Промежуточные опоры с внутренними связями – сооружения, использующиеся при строительстве ВЛ, имеющие внутренние неподвижные связи, соединяющие несколько элементов опоры между собой.
Промежуточные переходные опоры ЛЭП – стальные сооружения для строительства воздушных линий до 330кВ в районах с различными гололедно-ветровыми нагрузками. Данные опоры выпускаются одностоечными свободностоящими.
Многогранные опоры закрытого профиля – стальные конструкции закрытого профиля (шести-, восьми- и т. д. гранники), оцинкованные методом горячего цинкования, с буронабивными и шпунто-забивными фундаментами.
Многогранные опоры открытого профиля – стальные конструкции открытого профиля (треугольного и квадратного сечения), оцинкованные методом горячего цинкования, использующиеся для строительства ВЛ.
Деревянные опоры ЛЭП — сосновые и лиственничные круглые бревна, пропитанные противогнилостным составом (антисептиком), использующиеся для линий напряжением до 220/380 В.
Композитные опоры ЛЭП — строительные конструкции, выполненные из армированныхполимерных композиционных материалов, предназначенные для удержания проводов и грозозащитных тросов на заданном расстоянии от земли и друг от друга.
Вантовые опоры аварийного резерва – конструкции V-образного типа на оттяжках с вантовой полимерной траверсой, использующиеся для оперативной ликвидации технологических нарушений на ЛЭП.
Мобильные опоры ЛЭП – быстровозводимые конструкции для строительства ВЛ, которые могут собираться без привлечения бригад рабочих и без подготовки фундамента.
Узкобазовые опоры ЛЭП – конструкция высотой не более 4 метров для прокладки воздушных линий, устанавливаемые в фундамент с креплением на стальную трубу или стальную винтовую или железобетонную сваю.
Ответвительные опоры ЛЭП – металлические конструкции, использующиеся для организации ответвлений от ВЛ.
Стойки железобетонные вибрированные для опор ЛЭП – элементы опор ЛЭП, которые изготавливаются, как из предварительно напряженного, так и ненапряженного железобетона в многоместной прямоугольной опалубке с применением вибрации и тепловой обработки.
Центрифугированные железобетонные стойки для опор ЛЭП – конические со сбегом или цилиндрические железобетонные конструкции кольцевого сечения, изготавливающиеся методом вращения в специальных формах.
Качающиеся переходные опоры ЛЭП — плоские Л-образные конструкции, шарнирно соединенные с двумя фундаментами, использующиеся для прокладки ВЛ.
Классические башенные опоры ЛЭП – пространственные конструкции, использующиеся, как на одноцепных, так и на двухцепных и многоцепных переходах линий.
Повышенные линейные опоры лэп – конструкции, имеющие специальные подставки в основаниях. Применяются при коротких переходах.
Трехстоечные опоры ЛЭП – сооружения, имеющие три стойки, каждая из которых предназначена для подвески проводов одной фазы.
Опоры ЛЭП на базе многогранных гнутых стоек (МГС) – пространственные конструкции переходного типа, изготовленные из многогранных гнутых стоек. Могут быть П-образные и башенные.
Траверсы высоковольтные – захватные приспособления, использующиеся для установки штыревых и подвесных изоляторов и крепления изолированных и не изолированных проводов, установки разъединителей на ВЛ и РУ 6-10кВ в населенной, ненаселенной местности.
Траверсы низковольтные ТМ – основные несущие элементы опоры ВЛ, использующиеся для установки штыревых и подвесных изоляторов и крепления изолированных и не изолированных проводов, установки разъединителей на ВЛ и РУ 6-10кВ в населенной, ненаселенной местности.
Траверсы высоковольтные ТВ, В, Б – стальные элементы в опорах ВЛ 35 и ВЛ110-220 кВ.
Надставки высоковольтные ТС – приспособления, предназначенные для использования в переходных опорах ВЛ 6-10 кВт. Позволяют увеличить высоту стандартных железобетонных стоек для организации безопасного прохождения ЛЭП через различные инженерные сооружения в том числе другие ВЛ с изолированными и не изолированными проводами.
Накладки и оголовья ОГ в опорах ЛЭП – приспособления, предназначенные для установки изоляторов верхнего одинарного или двойного провода или изоляционных подвесок на железобетонных опорах ВЛ 6-10кВ в населенной, ненаселенной местности.
Кронштейны и узлы крепления укосов в опорах ЛЭП – соединительные элементы, использующиеся при сооружении угловых, переходных, ответвительных и концевых опор с подкосами на базе железобетонных стоек трапециевидного сечения и служат для надежного закрепления подкоса к стойке опоры, передачи и распределения действующих горизонтальных нагрузок между соединенными несущими конструкциями.
Оттядки опор ЛЭП – элементы, использующиеся для устройства угловых, переходных и концевых опор на базе железобетонных стоек СВ164, для компенсации сил, возникающих от тяжения проводов при повороте и окончании трассы ЛЭП.
Штыри для опор – соединительные элементы, использующиеся для крепления штыревых изоляторов к траверсам опор ЛЭП.
Хомуты опор — металлические элементы для опор ЛЭП, изготавливаемые из углеродистой стали с защитой от коррозии и с применением оцинковки или окрашивания.
А-образная падающая стрела – конструкция, использующаяся для подъема и установки собранных опор ЛЭП из горизонтального положения в вертикальное путем поворота вокруг шарнира монтажной стрелы, соединенной с монтируемыми опорами.
Железобетонные фундаменты опор ЛЭП – унифицированные фундаменты, использующиеся при установке опор линий электропередач напряжением 35-500 кВ.
Унифицированные фундаменты опор ЛЭП 35-500 кВ — грибовидный монолитный фундамент с вертикальной или наклонной стойкой или с навесными плитами.
Фундаменты металлических опор ВЛ — монолитные подножники в опалубках. Могут иметь вертикальную или наклонную стойку.
Ригели для опор ВЛ – элементы конструкции опоры ЛЭП, использующиеся для улучшения способности фундамента выдерживать горизонтальные нагрузки.
Стрела провеса провода — расстояние по вертикали от линии, соединяющей точки подвеса провода на соседних опорах возд. ЛЭП, до низшей точки провода. Если точки подвеса имеют разную высоту, то определяют две С. п. п. f1 и f2. Для возд. линий напряжением 35-110 кВ С. п. п. составляет3 — 4 м, для линий 500 — 750 кВ — 7 — 8 м.
Провод для воздушных линий электропередачи — провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи.
Грозозащитный трос — тросовый молниеотвод, заземлённый провод в воздушных линиях электропередач, служащий для защиты токопроводящих проводов от прямых ударов молнии.
Разрядник в лэп — устройство для замыкания электрических цепей посредством электрического разряда в газе, вакууме или (реже) твёрдом диэлектрике; содержит 2 (или более) электрода, разделённых (соответственно одним или более) разрядным промежутком, проводимость которого резко меняется, когда разность потенциалов между электродами становится равной некоторой определённой при данных условиях величине — напряжению пробоя, или зажигания потенциалу.
Воздушные ЛЭП – пространственные конструкции, у которых провода подвешены над землёй или над водой.
Воздушная линия (ВЛ) – устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам.
Анкерный пролет – это расстояние между двумя анкерными опорами ВЛ, на которых жестко закреплены провода.
Провод – элемент ВЛ, предназначенный для передачи электрического тока.
Тяжение провода (троса) – усилие, направленное по оси провода (троса), с которым он натягивается и закрепляется на анкерных опорах ВЛ.
Габарит воздушной линии – расстояние от низшей точки провисания провода до поверхности земли.
Стрела провеса провода (f) – расстояние по вертикали между прямой линией, соединяющей точки подвеса провода, и низшей точкой его провисания.
Габаритная стрела провеса провода (fгаб) – наибольшая стрела провеса провода в габаритном пролете.
Пролет ВЛ – расстояние между соседними опорами воздушных линий электропередачи.
Габаритный пролет (lгаб) – пролет, длина которого определяется нормированным вертикальным расстоянием от проводов до земли при установке опор на идеально ровной поверхности.
Весовой пролет (lвес) – длина участка ВЛ, вес проводов (тросов) которого воспринимается опорой.
Ветровой пролет (lветр) – длина участка ВЛ, с которого давление ветра на провода и грозозащитные тросы воспринимается опорой.
Вибрация проводов (тросов) – периодические колебания провода (троса) в пролете с частотой от 3 до 150 Гц, происходящие в вертикальной плоскости при ветре и образующие стоячие волны с размахом (двойной амплитудой), которая может превышать диаметр провода (троса).
Пляска проводов (тросов) – устойчивые периодические низкочастотные (0,2 – 2 Гц) колебания провода (троса) в пролете с односторонним или асимметричным отложением гололеда (мокрого снега, изморози, смеси), вызываемые ветром скоростью 3 – 25 м/с и образующие стоячие волны (иногда в сочетании с бегущими) с числом полуволн от одной до двадцати и амплитудой 0,3.
Гирлянда изоляторов – устройство, состоящее из нескольких подвесных изоляторов и линейной арматуры, подвижно соединенных между собой.
Линейная арматура для ВЛ – это, в частности, элементы крепления изоляторов, средства защиты, зажимы, спиральные вязки.
Нормальный режим ВЛ – состояние ВЛ при неповрежденных проводах или тросах.
Аварийный режим ВЛ – состояние ВЛ при оборванных проводах или тросах.
Монтажный режим ВЛ – состояние ВЛ при монтаже опор, проводов или тросов.
Трасса ВЛ – положение оси ВЛ на земной поверхности.
Тросовое крепление – устройство для прикрепления грозозащитных тросов к опоре ВЛ, если в состав тросового крепления входит один или несколько изоляторов, то оно называется изолированным.
Электрическая сеть – совокупность воздушных и кабельных линий электропередач и подстанций, работающих на определенной территории.
Электромонтажные работы при строительстве лэп — это комплекс работ, связанных с монтажом электросетей и электрооборудования. Электромонтажные работы выполняются поэтапно с соблюдение определенной последовательности действий.
Пасынок железобетонный — короткая опорная стойка из железобетона или стали, закрепленная в грунте и служащая для закрепления деревянной опоры ЛЭП, деревянного столба освещения.
Анкерный зажим – приспособление, применяющиеся для концевого анкерного крепления изолированных и незащищенных проводников напряжением 6-35 кВ. Корпус концевых анкерных зажимов изготовлен из алюминиевого сплава, устойчивого к появлению коррозии.
Концевые зажимы клинового типа – приспособления, использующиеся для анкерного крепления защищенных проводов в опорах лэп. Зажим легко монтируется на проводах, так как не требует снятия изоляции.
Поддерживающие зажимы – приспособления для опор ЛЭП, составляющие широкий спектр арматуры для сип, применяются для неизолированных и защищенных проводов напряжением 6-35 кВ.
Зажим подвесной – приспособление, предназначенное для крепления натяжных и подвесных зажимов к стойке опоры на прямых участках и при внутренних углах поворота линии.
Аварийный режим ВЛ – состояние ВЛ при оборванных одном или нескольких тросах.
Волоконно- оптическая линия связи на воздушных линиях электропередачи.- линия связи, для передачи информации по которой служит оптический кабель, размещаемый на опорах ВЛ.
Гасители вибрации для опор ЛЭП — устройства, устанавливаемые на линиях электропередачи для ограничения вибрации проводов и грозозащитных тросов и предупреждения усталостных повреждений, вызываемых вибрацией.
Фундамент опоры ЛЭП — конструкция, заделанная в грунт или укладываемая непосредственно на грунт без заглубления и передающая на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).
Угловые опоры
: на поворотах и изгибах дороги.
Угловые опоры (обозначаются «У») бывают двух видов:
Нагрузка на угловую опору равна сумме нагрузок на соседние пролеты.
Достоинства и недостатки
К достоинствам, свойственным бетонной опоре линий электропередач, относят дешевизну изделий, высокую степень их унификации, высокую стойкость к образованию коррозии при воздействии негативных факторов окружающей среды. Кроме того, железобетонный столб имеет высокие эксплуатационные характеристики.
Говоря о недостатках изделий из железобетона, специалисты указывают на трудности, которые возникают при перевозке, строительстве, демонтаже либо замене железобетонных стоек. При этом утилизация столбов линий электропередач требует немалых финансовых затрат. Кроме того, работники электросетевых организаций с опаской занимаются монтажом на линиях электропередач, поскольку возможен срыв электромонтеров с опорных конструкций.
Вернуться к оглавлению
Особенности установки
Специалисты начинают установку столбов линий электропередач с выкладывания деталей изделий вдоль дорожных покрытий, а затем собирают их. Собранные бетонные конструкции поднимают краном и переходят к установке в котлован цилиндрической формы.
Работники заполняют пустоты в котловане при помощи смеси из песка и гравия. Все размеры должны быть указаны в проекте. Чтобы дополнительно закрепить опору в почве, стойки необходимо зафиксировать ригелями, а также поместить их на поверхность специальных плит. Оттяжки крепятся в грунте на определенном расстоянии от столбов, которое измеряется заранее. Также следует установить плиты либо другие конструкции согласно проекту.