В чем заключается проблема гуманизации труда обществознание
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Зачетный Опарыш
В чем состоит проблема гуманизации труда?
Лучший ответ:
Таня Масян
Проблема гуманизации труда стоит ребром долгое время. Общество совершило переход от традиционного типа к индустриальную отчасти и из-за гуманизации тоже, и к постиндустриальному также с учетом гуманизации труда. И все еще эта проблема актуальна.
Проблема гуманизации труда заключается в том, что она требует многоаспектных изменений. Изменения должны затронуть улучшение заработной платы, улучшение отдыха, улучшение воздействия труда на окружающую среду, улучшение влияния труда на здоровье человека.
Вообще, гуманизация труда представляет собой создание благоприятных условий организации труда для максимальной реализации трудового потенциала тех, кто работает в организации.
Гуманизация труда работает в нескольких направлениях. Например, улучшается социально-экономическое содержание труда (то есть повышаются заработные платы, ликвидируется монотонность и бессодержательность рабочего процесса, объединяются разные элементы в работу, работа соответствует требованиям высокого развития личности, проводится эстетизация рабочего места и так далее), обеспечивается безопасность и надежность производства и ликвидируется негативное воздействие на человека и экологию.
Если гуманизация труда – обеспечение комфортных условий труда, благоприятной микроэкологии и продолжительный период отдыха и так далее, то проблем возникнуть не должно. Но нет.
Проблема гуманизации труда в современных условиях
Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ в психологии труда, инженерной психологии, эргономики и в др. случаях изучения труда в целях его гуманизации.
Таким образом, именно эти два неразрывно связанных понятия дают человеку возможность не только работать, а трудиться в более улучшенных условиях со всеми мерами безопасности и звукоизоляции, что естественно приведет к увеличению продуктивности труда.
По мере того как производственные системы становятся все более автоматизированными и сложными, возрастает вероятность ошибок, допускаемых человеком. При этом в большинстве случаев действия работников оказываются неправильными не из-за низкой квалификации (хотя и здесь много проблем), а из-за несоответствия конструктивных особенностей техники возможностям человека. Проблему можно устранить или смягчить, если при создании и эксплуатации технических систем грамотно и наиболее полно учтен человеческий фактор. В результате достигается эффективное и надежное взаимодействие человека с машиной. Сегодня требуется конструктивно «встроенная» в технологию и оборудование безопасность труда. Любая, самая надежная технологическая система требует и «высоконадежного» работника, умеющего принимать в экстремальных ситуациях быстрые и правильные решения. Это, в свою очередь, вызывает новые требования к профессиональному отбору работников, их подготовке и постоянному поддержанию высоких профессиональных качеств персонала.
Концепция совершенствования управления трудовой деятельность, предполагающая более полное использование производительных резервов рабочей силы, особенно интеллектуальных и морально-психологических. Выделяют четыре основных принципа гуманизации труда:
2) Комплекс организационно-технических и социально-экономических мероприятии по изменению условий труда и производственной среды, содержания труда, форм и методов управления в целях достижения оптимального соответствия человека и работы.
Неотъемлемой составной частью гуманизации труда являются мероприятия по обогащению содержания труда.
Гуманизация труда (наряду и вместе с демократизацией управления) признана мировым сообществом, в частности МОТ, ведущей тенденцией развития сферы социально-трудовых отношений.
Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях
Какой бы из аспектов трудовой деятельности мы ни взяли, везде можно обнаружить этические проблемы, связанные с утверждением, или, наоборот, с ущемлением человеческого достоинства. Сама реализация личности в труде может осуществляться по разным направлениям. Это может быть утверждение своего достоинства через качественное выполнение поставленных производственных задач или выполнение этих же задач через творчество, новаторство и соответствующий риск. Это может быть самореализация через поиск новых задач и смыслов в труде. Это может быть самореализация через утверждение своего превосходства над другими людьми (при построении «успешной» карьеры, при зарабатывании баснословных денег и т.п.) или самореализация через альтруистический труд, ориентированный на то, чтобы делать людям добро, не выпячивая своего превосходства над ними (например, в реализации истинно интеллигентской позиции).
Поскольку все возможные проблемы, связанные с утверждением человеческого достоинства в труде, назвать сложно, перечислим наиболее важные проблемы гуманитаризации труда в современных условиях:
1. Проблема «узкой специализации» в труде, поставленная еще К. Марксом (Маркс, Энгельс, Ленин, 1984). Ограниченный в своей деятельности человек часто бывает ограничен и в развитии. Добавим к этому, что ограниченность в проявлении своих способностей в работе часто является основой формирования «профессиональных деструкций» (см. подробнее Тему 5). Кроме того, человек, ограниченный лишь рамками своей работы, часто оказывается объектом глобальных общественных манипуляций, т.к. не понимает многих процессов, происходящих в социуме, в том числе и тех процессов, от которых зависит и его собственное благополучие и личное достоинство.
2. Проблема «отчуждения труда от капитала», также обозначенная еще К. Марксом, актуальна и сейчас. К сожалению, далеко не всегда работник получает зарплату по справедливости, т.е. в соответствии с затраченным трудом и реальной пользой для общества. В современных условиях, благодаря искусной (и потому особенно подлой) пропаганде культивируется идея о том, что главным мерилом «общественной полезности» является «востребованность» труда на рынке. Это часто приводит к тому, что наиболее квалифицированный труд, да еще ориентированный на историческую перспективу (фундаментальные разработки, проблемные темы деятелей искусства и т.п.), просто «не воспринимается» обывателем, а соответственно и «не покупается» им. Печальным следствием такой ситуации является то, что даже некоторые выдающиеся деятели науки и культуры вынуждены подстраиваться под рынок и часто отказываться от настоящего творчества.
7. Проблема монотонности и рутинности труда, когда работник вынужден выполнять однообразные действия, которые явно не способствуют его развитию, а часто вообще являются причиной формирования стереотипности поведения и существенных личностных деструкций. Возникает даже парадоксальная этическая ситуация: с одной стороны, считается, что высоко должен оплачиваться именно квалифицированный творческий труд, который помимо того, что является общественно-полезным, еще и способствует личностному развитию работника. Но, с другой стороны, и рутинные работы кто-то должен выполнять, но поскольку такие (рутинные) виды труда при своей очевидной общественной полезности, явно способствуют личностной деградации (например, работа на конвейере или работа дежурных по эскалатору в метро, когда от мельтешащих лиц буквально дуреешь за смену), возникает вопрос: быть может, именно таким работникам, которые жертвуют своим здоровьем на трудовом посту, и надо платить больше всего, а за интересный, творческий труд, который еще и облагораживает человека, платить нужно меньше: сам творческий труд должен рассматриваться как «награда»? Правда, в условиях, когда для творческого труда нужно солидное образование, а получают такое образование далеко не все, этот этический парадокс в какой-то мере снимается, т.к. в обществе еще достаточно много людей, не претендующих на высокую квалификацию и «муки творчества»: таким людям проще выполнять примитивные работы. Но по мере развития общества, и соответственно повышения общекультурного уровня самих людей, данная проблема может заявить о себе с особой остротой.
9. Проблема соотношения личной и коллективной ответственности за труд. В современном мире труд все больше становится коллективным. Но это означает, что конкретный человек-работник все в меньшей степени самостоятельно определяет цели и смыслы своей деятельности, а в случае недостижения какого-то производственного результата его личная ответственность как бы распределяется между всеми участниками трудового процесса. Это создает основу для различного рода спекуляций, когда некоторые работники с помощью искусной демагогии доказывают себе и окружающим, что именно они работали хорошо, а вся ответственность лежит на других людях (обычно на тех, кто не умеет отстаивать себя в словесных перебранках). Проблема ответственности за труд в условиях коллективной трудовой деятельности имеет и позитивные следствия, когда, решаются значительные производственные задачи, недоступные одному работнику, что является основой для особого чувства гордости за свой труд (например, после полета Ю. Гагарина в космос многие люди по всей стране как-то пытались обозначить и свое участие в этом историческом событии, кто-то «добывал сталь для ракеты», кто-то «проектировал узлы и агрегаты космического аппарата», кто-то сочинял и пел песни об этом подвиге и т.п.).
10. Проблема соотношения личностного и профессионального в труде. Еще А.К. Маркова писала о том, что на высших уровнях развития профессионала человеку удается совместить в своей работе и профессиональные знания, и лучшие личностные качества (Маркова, 1996. С. 52). К сожалению, реально от работников часто требуют лишь «правильного» (в соответствии с инструкцией или приказом) выполнения своих обязанностей, когда всякого рода личностное творчество в труде пресекается. Хотя иногда здесь все-таки бывают счастливые исключения. Видимо, в творческих профессиях возможность совмещения личностного и профессионального все-таки больше, чем в профессиях, где работник включен в сложные технологические процессы, где само проявление творчества является нарушением этих процессов. И это также является проблемой, которая еще потребует своего разрешения в будущем.
12. Проблема неоднозначной общественной значимости труда по ряду профессий и видов деятельности. Например, сейчас остро дискутируется вопрос о легализации проституции. Не секрет, что часть мужчин реально пользуется услугами проституток, но в общественном сознании сам труд проституток осуждается. Отсюда возникает множество проблем как в плане личного самосознания проституток, так и их клиентов, которые для сохранения самоуважения часто также публично осуждают их, а потом опять обращаются к их услугам. Хотя еще В. Франкл писал о том, что «как психологическая проблема проституция является в такой же мере делом проституток, как и их «клиентов» (Франкл, 1990. С. 265). Другим примером неоднозначной общественной значимости труда является «труд» многих владельцев финансовых «пирамид» в условиях «новорусской» России. С одной стороны, организаторы таких «пирамид» откровенно обворовали многих своих соотечественников, но, с другой стороны, самим людям (акционерам этих «пирамид») очень хотелось получать большие проценты, не прилагая к этому никаких усилий в ходе реального труда. Кроме того, такие «пирамиды» чуть ли не пропагандировались тогдашней властью, т.е. фактически были легализованы и признаны «общественно-полезными».
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Проблема гуманизации труда в современных условиях
В чем заключается проблема гуманизации труда обществознание
Ответ:
Проблема гуманизации труда стоит ребром долгое время. Общество совершило переход от традиционного типа к индустриальную отчасти и из-за гуманизации тоже, и к постиндустриальному также с учетом гуманизации труда. И все еще эта проблема актуальна.
Проблема гуманизации труда заключается в том, что она требует многоаспектных изменений. Изменения должны затронуть улучшение заработной платы, улучшение отдыха, улучшение воздействия труда на окружающую среду, улучшение влияния труда на здоровье человека.
Объяснение:
Вообще, гуманизация труда представляет собой создание благоприятных условий организации труда для максимальной реализации трудового потенциала тех, кто работает в организации.
Гуманизация труда работает в нескольких направлениях. Например, улучшается социально-экономическое содержание труда (то есть повышаются заработные платы, ликвидируется монотонность и бессодержательность рабочего процесса, объединяются разные элементы в работу, работа соответствует требованиям высокого развития личности, проводится эстетизация рабочего места и так далее), обеспечивается безопасность и надежность производства и ликвидируется негативное воздействие на человека и экологию.
Если гуманизация труда – обеспечение комфортных условий труда, благоприятной микроэкологии и продолжительный период отдыха и так далее, то проблем возникнуть не должно. Но нет.
Проблема гуманизации труда в современных условиях.
Трудовая деятельность человека
3. Проблемы гуманизации труда
Наиболее полно дегуманизация труда, проявилась в его организации по системе американского инженера Ф.У.Тейлора (1856-1915). Тейлор разработал систему организационных мер, включавшую хронометраж трудовых операций, инструкционные карточки и т.п., которые сопровождались системой дисциплинарных санкций и стимулированием труда. Дифференциальная система оплаты труда означала, что трудолюбивый рабочий дополнительно вознаграждается, а лодырь не может получить незаработанные деньги.
Хотя система Тейлора обеспечила значительное повышение производительности труда и содержала в себе немало рациональных решений, соответствующих уровню материального производства начала ХХ в., однако обозначилась проблема: насколько возможно в данных технических и общественных условиях гуманизировать человеческий труд?
Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости.
Большое значение имеют условия труда. В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Выделяются следующие группы элементов условий труда:
1. Санитарно-гигиенические элементы (освещенность, шум, вибрация, ультразвук, разнообразные излучения и т.п.).
2. Психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность работы, рабочая поза и т.п.).
3. Социально-психологические элементы (психологический климат трудового процесса, его некоторые социальные характеристики).
Потенциально опасными являются факторы:
Физические, такие как шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и другие излучения;
Биологические, это могут быть вирусы, бактерии, грибки.
Особо вредные, экстремальные условия труда (например, добыча угля в шахтах) опасны возможностью крупных аварий, серьезных травм, тяжелых профессиональных заболеваний, и даже гибелью людей.
Особое значение имеет и культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.
Таким образом, гуманизация зависит от объективности труда в процессе трудовой деятельности, условий труда и отношений к человеку.
Гуманизация труда и ее влияние на человека в производстве
Сегодня перед Россией стоит двуединая задача преодоления сырьевой ориентации экономики и перехода к экономике, основанной на научных знаниях.
Гуманизация труда и ее влияние на человека в производстве
Гуманизация труда и ее влияние на человека в производстве
Разработка системы мотивации труда в ООО «Макдоналдс»
Современное трудовое сознание характеризуется отчуждением труда. Прежде всего, это касается работы в общественном производстве.
регламентация нормирование гуманизация труд Сегодня перед Россией стоит двуединая задача преодоления сырьевой ориентации экономики и перехода к экономике, основанной на научных знаниях.
Регламентация и нормирование труда
Предлагаем расширить понимание термина «гуманизация». Под ним подразумевается не только гуманное отношение к непосредственно окружающим людям (партнерам, коллегам, конкурентам и т.д.), но также к самому себе. Можно, таким образом.
Регламентация и нормирование труда
Регламентация и нормирование труда
Система мероприятий, направленных на увеличение в содержании труда доли творческих функций; основана на предположении, что работники должны быть лично заинтересованы в выполнении той или иной работы.
Система формирования и регулирования оплаты труда в ООО «Гранд»
Уровень социально-экономического неравенства, высокий уровень бедности и низкий уровень занятости населения в сельской местности обуславливаются вовсе не отсутствием ресурсов и низким темпом экономического роста.
Управление персоналом организации
Анализ деятельности предприятия показывает, что на предприятии не каких мероприятии по улучшению положения и поиску внутрипроизводственных резервов стимулирования в последнее время не проводится.
Наиболее полно дегуманизация труда, проявилась в его организации по системе американского инженера Ф.У.Тейлора (1856-1915). Тейлор разработал систему организационных мер, включавшую хронометраж трудовых операций, инструкционные карточки и т.п., которые сопровождались системой дисциплинарных санкций и стимулированием труда. Дифференциальная система оплаты труда означала, что трудолюбивый рабочий дополнительно вознаграждается, а лодырь не может получить незаработанные деньги.
Хотя система Тейлора обеспечила значительное повышение производительности труда и содержала в себе немало рациональных решений, соответствующих уровню материального производства начала ХХ в., однако обозначилась проблема: насколько возможно в данных технических и общественных условиях гуманизировать человеческий труд?
Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости.
1. Санитарно-гигиенические элементы (освещенность, шум, вибрация, ультразвук, разнообразные излучения и т.п.).
2. Психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность работы, рабочая поза и т.п.).
3. Социально-психологические элементы (психологический климат трудового процесса, его некоторые социальные характеристики).
Потенциально опасными являются факторы :
Физические, такие как шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и другие излучения;
Биологические, это могут быть вирусы, бактерии, грибки.
Особо вредные, экстремальные условия труда (например, добыча угля в шахтах) опасны возможностью крупных аварий, серьезных травм, тяжелых профессиональных заболеваний, и даже гибелью людей.
Таким образом, гуманизация зависит от объективности труда в процессе трудовой деятельности, условий труда и отношений к человеку.
Всего в теме 14 презентаций
сих пор мы говорили о том, какой работник нужен производству: трудовая деятельность требует от человека профессионализма, квалификации, общей культуры, дисциплинированности, исполнительности, инициативы то. ОЩ.
Теперь подойдем к трудовой деятельности с другой стороны: насколько она соответствует природе человека, как способствует (или препятствует) развития в ней подлинно человеческих качеств
С развитием индустриального производства человек освободился от многих физических усилий при выполнении трудовых операций. Однако если ремесленник создавал законченную вещь, которая была воплощением его личной ю айстерности, что представляла его личные качества, работник индустриального труда наряду со средствами труда рассматривается лишь как фактор производства. Это нарушает гармонию труда с основными биологическими и психологическими чертами, присущими развития человеческого жизненнотя.
Этот результат индустриального производства называется дегуманизацией труда. Наиболее полно дегуманизация труда проявилась в его организации по системе американского инженера. ФУ. Тейлора (1856-1915). Т. Тейлор разработал систему организационных мер, включала хронометраж трудовых операций, инструкционные карты и т.д., которая сопровождалась системой дисциплинарных санкций и стимулирования труда дифференциал на система оплаты труда означала, что трудолюбивый работник дополнительно вознаграждается, а лентяй не может получить незаработанные денгроші.
Система. Тейлора характеризовалась исключением рабочих из подготовки и контроля трудового процесса; определению сверху рабочего ритма, норм и перерывов; исключением рабочих из творческих ролей и ограничении нием их деятельности выполнением. Сам. Тейлор писал:»Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приемов работы, приспосабливать их к ряду введенных форм и привыкнуть принимать и в иконуваты директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые ранее оставались на его личное усмотрение».
Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду я как к чему-то вынужденному, выполняемого только по необходимостию.
Большое значение имеют условия труда. В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Потенциально опасными являются факторы физико ични (шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и другие излучения), химические (газы, пары, аэрозоли), биологические (вирусы, бактерии, грибкии).
Гуманизация труда означает процесс ее очеловечивания. Прежде всего необходимо устранить факторы, угрожающие здоровью людей в технизированные среде. Опасные для здоровья человека функции, операции, связан ные с трудом, монотонным трудом»на современных предприятиях перекладываются на робототехникуку.
Современные технологические процессы предполагают максимальную интеллектуализацию труда, такую??ее организацию, когда личность не сводится к простому исполнителя отдельных операций. Иными словами, речь идет о сми ину содержания труда, что на современном этапе научно-технического прогресса может стать более разнообразным, более творческием.
Особое значение имеет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это усовершенствование трудовой среды, т.е. условий, при которых проходит трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимодействием емин между участниками труда, создание благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замыселдуму.
Труд. Материальное производство. Условия труда. Культура труда. Гуманизация
Средства труда. Предмет труда. Технология. Разделение труда. Профессионализм. Квалификация. Дисциплина. Инициатива
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключаются особенности материального производства?
2. Какие основные средства труда?
3. От чего зависит содержание труда?
4. Что такое гуманизация труда?
1. Какова профессия вам больше знакома?. Подумайте, как можно повысить производительность этой трудовой деятельноститі.
2. Поясните смысл и происхождение пословиц»Ремеслу везде почет»,»Мастерство везде в почете»,»Кто что знает, тем и хлеб добывает»,»Дело мастера боится»,»Барской работы не переделаешь»,»Послал. Б. Бог работу, так отнял черт охоту».
3 немецкие поэт и ученый. ЙВ. Гете писал:»Любому жизни, любой деятельности, любому искусству должно предшествовать ремесло, может быть усвоен только при известной специализации. Приобретение повног го знания, полного умения в области какого-либо одного предмета дает больше знаний, чем усвоение наполовину сотни различных предметов»Согласны ли вы с этим утверждением?. Аргументируйте свою соответствующиховідь.
Дегуманизация или обесчеловечивание – это явление в психологии, обозначающее процесс лишения гуманных ценностей субъекта, принадлежащего к человеческому роду. Говоря о дегуманизации, можно выделить два основных течения, о которых поговорим далее.
Наиболее часто такой термин применяется при конфликтах: военных, политических, социальных. Известный пример. Во время второй мировой войны политическая верхушка нацисткой Германии определила еврейский народ как корень всех зол, отчего и началось гонение и уничтожение евреев. В этом случае применялись приемы политической пропаганды, во главе которой стоял Йозеф Геббельс.
Такие примеры имеют общий знаменатель: преследование социальной группы по ее внешним или внутренним признакам. Такое явление, как притеснение общины по определенным атрибутам, – античеловеческое, и изначально противоречит людской природе.
Рассматриваемое явление тесно переплетается с некоторыми традициями и стереотипами. Так, в некоторых культурах за «нелюдей» считают представителей гомосексуализма, которые и поддаются преследованию и лишению статуса нормальных людей. Причина такова: отличие сексуальных предпочтений и взглядов гомосексуалистов от большинства – людей с гетеросексуальной ориентацией.
Обесчеловечивание культуры и общественных ценностей
Процесс дегуманизации культуры и общества наблюдался в государствах, где общественным строем выступал социализм. В современном мире, где царствует гуманизм, всякий человек – личность, имеющая свои права, свободу действий и возможность самовыражения. Философия социализма предполагает равенство людей, где каждый член общества – винтик в системе.
Главный антитезис такого политического строя – забыть и выключить навсегда понятие личности. Коллективный строй, где основная цель – преследование интересов партии, государства или просто большинства, убивает личность в психологическом, социальном и философском плане. Формирование равенства – это одна из главных целей социализма.
Однако равенство – это исключительно понятие философов левых политических течений. Равенства априори не существует в природе. Любой человек рождается индивидуальностью. Уже в утробе матери в плоде закладываются определенные задатки и предрасположенности. Очевидно, что кто-то рождается с мощным умственным или творческим потенциалом, в то время как у другого ребенка такого нет.
Дальнейшее приравнивание один к одному и убивает сущность человека – возможность выбирать свой путь и следовать своей цели. Когда ребенка с сильными математическими навыками отправляют верстать – это и есть данный феномен; когда ребенку с художественными наклонностями или задатками музыканта не дают рисовать и музицировать – это и есть рассматриваемое явление.
Принципы дегуманизации труда
При социалистическом строе наблюдалась не только процесс дегуманизации общества, но и дегуманизация труда. Ясный тому пример – индустриальное производство, в котором человек выполняет функцию звена производства. Ремесленник создает законченную вещь, это – воплощение его личных качеств: мастерства в деле, видения деталей и предмета в целом, вкусовых предпочтений. Рядовой работник же воспринимается лишь как фактор производства, при котором утрачиваются все его психологические черты и проявление личности.
Обесчеловечивание труда, однако, впервые появилась в организации американского инженера, которому удалось разработать систему последовательных трудовых операций. Эта система была алгоритмизирована, где каждый шаг предусматривается инструкцией и твердой дисциплиной.
Сам инженер-создатель, Тейлор, в своих дневниках писал, что всякий работник обязан научиться отказываться от своей индивидуальности. Он должен забыть о предпочтениях в приемах работы. Вся его личность должна перестроится на систему предприятия.
При такой организации труда отрицается всякая индивидуальность. Человек заменяет механизированную машину. В долгосрочной перспективе в психологическом плане это явление развивает апатию, у рабочего появляется негативное отношение к труду, ведь его заставляют работать по плану, в который сам работник ничего не может привнести.
С развитием контор, дегуманизация труда коснулась офисных работников. Те, подобно конвейеру, выполняют бюрократические процедуры и так же вынужденно становятся винтиком в системе.
Дегуманистические тенденции в искусстве
В отличие от социализма, где наблюдается обесчеловечивание общества и труда, обесчеловечивание искусства наблюдается с капиталистическим строем. При рыночной экономике всякое произведение искусства, будь то музыкальная композиция или картина, по мнению Ортега-и-Гассет, неизбежно измельчается в эстетическом и содержательном плане.
Любое новое произведение потворствует вкусам богачей и среднего класса. Таким образом, искусство сводится к единственной формуле. Оно превращается в ремесло, где, к примеру, написание картины, – лишь ремесленный процесс, обусловленный общим принципам эстетики.
Такое явление ведет к обеднению искусства, уровень мастерства представителей богемы падает. По мнению Ортега-и-Гассет, все это имеет дегуманистические тенденции, ведущие к общей гибели искусства.