Антикриминальная защищенность что это
Понятие антикриминальной безопасности ермином «антикриминальная безопасность»
криминальной угрозы
ермином «антикриминальная безопасность» обозначается сложная комплексная проблема, учение о которой еще только складывается. Однако сегодня российское правоведение уже располагает определенной теоретической базой, которая позволяет в общих чертах сформулировать понятие антикриминальной безопасности относительно личности. Категория личности в российском правоведении занимает центральное место. Именно на личности фокусируются юридические явления и иные категории, правоотношения и процессы.
Исходя из общего понятия юридической безопасности, антикриминальная безопасность может быть определена как состояние правовой защищенности объекта (личности) от криминальной угрозы (преступности) при наличии ее правовых гарантий и юридического обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Как можно видеть на схеме, антикриминальная безопасность личности (да и иного объекта) представлена основными ее составляющими, которые в комплексе составляют содержание системы обеспечения безопасности от преступных посягательств. Характерными особенностями составляющих выступают правовые признаки, относящиеся, прежде всего, к субъекту обеспечения безопасности и его методам, средствам (мерам).
Рассмотрим каждый из видов антикриминальной безопасности.
Уголовно-правовая безопасность
А.А. Тер-Акопов определяет уголовно-правовую безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз уголовно-правовыми средствами».
«Личность» как правовая категория, объект государственно-правовой защиты следует понимать не как нечто самостоятельное по отношению к «человеку» и «гражданину». Личность представляет собой меру социального в человеке как организме, биологической конституции.
И
менно личные неимущественные права и блага положены в основу моделируемой категории «антикриминальная безопасность». Антикриминальная безопасность как интегративное свойство личности предполагает наличие альтернативного свойства – криминальной опасности, угрожающей личности.
Криминальная опасность есть не что иное, как общественная опасность, исходящая из деяний, запрещенных уголовным законом под угрозой наказаний.
Таким образом, имеет место противодействие двух видов угроз: противоправной, а именно криминальной угрозы и встречной правомерной, или антикриминальной (превентивной) угрозы. В зависимости от объекта посягательства и вида криминальной угрозы «востребуется» и соответствующий вид (общей или частной) превентивной угрозы.
Главным критерием, по которому оценивается особенность уголовно-правовой безопасности, выступают уголовно-правовые средства.
Уголовно-процессуальная безопасность
Р
асследование уголовных дел и рассмотрение их судом, или уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц, организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод и др. (ст.6 УКП РФ). Но данная защита осуществляется в рамках не предупредительной деятельности, а – уголовного преследования, к тому же имеет многофункциональный характер: защита от преступления, необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод личности.
Итак, в число составляющих объекта оперативно-розыскной безопасности, на наш взгляд, входят:
2. Криминогенно прикосновенные лица, т. е. та категория лиц, которая вовлечена в «околокриминальную инфраструктуру». Это люди, обслуживающие легальные и теневые потребности организованной преступности.
3. Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
4. Штатные сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Антикриминальная VIP-безопасность
В криминологическом аспекте остается вообще не исследованной проблема антикриминальной VIP-безопасности. Предлагаемым термином мы обозначаем такой вид антикриминальной безопасности, который обусловлен спецификой ее элементов. Эта специфика присуща:
– субъекту (имеющему специальную подготовку, юридические полномочия на охрану важного объекта, применение предусмотренных законом мер и средств, в том числе огнестрельного оружия) 3 ;
– методу (способу и средствам реализации действий, предпринимаемых для охраны, отражения нападения на важный объект, проведения оперативно-розыскных действий);
– объекту системы безопасности, в качестве которого выступают: государственные лидеры, высокопоставленные должностные лица, видные политики, бизнесмены, и т.п., а также жилища и офисы охраняемых лиц, члены семьи, инкассаторские VIP-броневики и др.;
– ситуации, которые обычно оценивается как экстремальные, требующие усиленной охраны (передвижение важных персон, участие их в каких-либо многолюдных мероприятях; действия, нахождение в условиях вооруженного конфликта и т.д.).
Таким образом, в качестве рабочего варианта антикриминальная VIP-безопасность может быть определена как криминологическая модель подсистемы безопасности, в которой объектом охраны выступают особо важные персоны, а обязанность по обеспечению безопасной жизнедеятельности объекта, его устойчивости перед криминальной угрозой возлагается на специально подготовленных субъектов, наделенных правоохранительными функциями.
в ситуации вооруженного конфликта
в уголовно-исполнительной системе
В тесной взаимосвязи с системой обеспечения антикриминальной безопасности оперативно-розыскными методами и мерами находится и пенитенциарная, или уголовно-исполнительная система (УИС). Основными объектами безопасности здесь являются осужденные и работники уголовно-исполнительной системы. Вся деятельность по обеспечению антикриминальной безопасности личности в УИС осуществляется путем решения задач по двум направлениям: а) снижение уязвимости личности как объекта безопасности, б) повышение результативности воздействия на источники угроз антикриминальной безопасности личности.
Криминологическая безопасность
Наиболее полно, на наш взгляд, представлена сущность феномена криминологической безопасности в определении проф. М. П. Клейменова, который акцентирует внимание в феномене криминологической безопасности на сущности защищаемого объекта, которую он рассматривает «как состояние защищенности законных интересов личности, общества и государства (выделено нами – авт..) от внешних и внутренних угроз, источниками которых выступают явления, в той или иной степени связанные с преступностью, общественно опасными посягательствами, криминальной деятельностью, интересами криминалитета».
Как видим, ученый предлагает развернутое определение, в котором отражены три важных составляющих научной категории «криминологическая безопасность»: объект безопасности, внешние и внутренние ее угрозы и источники этих угроз. К внешним угрозам ученый относит: политические, экономические, правовые и, наконец, криминальные факторы; к внешним угрозам – субъективные характеристики защищаемого объекта: последствия кадровой политики, неумелое прогнозирование криминологических рисков.
Между тем, «криминологические риски, – пишет ученый, – опасны своей направленности к генерализации: они определяют общую атмосферу экономической ситуации в регионе и порождают иные виды риск-факторов, связанных с преступной деятельностью». К таким рискам М.П. Клейменов относит: политические криминологические, законодательные, правовые и правоприменительные риски. Наряду с криминологическими ученый выделяет уголовно-правовые риски, которые нередко оказываются связанными между собой.
Можно предложить собственное определение криминологической безопасности личности – как состояние ее защищенности от криминальной угрозы в силу особых личностных свойств, которые позволят предвидеть прямую или косвенную криминальную угрозу, избегать ее или противодействовать ей, а также в силу определенных, специально созданных для этого условий среды.
В отличие от рассмотренных выше видов антикриминальной безопасности личности криминологическая безопасность не предполагает специфического объекта и специфических методов обеспечения его защищенности от преступлений. В то же время любой вид деятельности обеспечения защищенности личности от криминальной угрозы предполагает применение любых легитимных, социально признанных мер предупреждения (от профилактики до пресечения).
Антикриминальная безопасность личности
Разработаны положения о системы обеспечения антикриминальной безопасности личности, в которых определены: характеристики интегрированного субъекта управления, методов и средств (мер) защиты, основные стратегии управления защитительной деятельностью в регионе, или стратегии безопасности, а также криминологическая характеристика алгоритма управленческого воздействия на факторы и источники криминальных угроз. Сформулировано понятие и рассмотрено содержание антикриминальной политики относительно региональной защитительной деятельности, реализуемой в соответствии с целями и задачами стратегий безопасности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В рамках криминологической теории впервые разработана концепция антикриминальной безопасности личности, которая определена как система знаний об интегрированном свойстве данного объекта юридической безопасности, выраженном в его устойчивости перед криминальной угрозой, а также обеспечение условий и правовых гарантий безопасной жизнедеятельности личности, осуществляемые на основе криминологического контроля и прогнозирования.
2. Поскольку антикриминальная безопасность личности предполагает состояние защищенности ее от криминальных угроз не только средствами криминологической профилактики, предупреждения преступлений, но в значительной мере средствами отраслей права криминального цикла, а также соответствующей юридической деятельностью, определены научные приоритеты по отношению к объекту исследования, которые предполагают разработку соответствующих видов антикриминальной безопасности: уголовно-правовая безопасность, уголовно-процессуальная безопасность, оперативно-розыскная безопасность, антикриминальная VIP-безопасность и антитеррор, пенитенциарная безопасность, криминологическая безопасность.
Исходя из специфики основных видов деятельности по обеспечению антикриминальной безопасности, предложена классификация соответствующих мер безопасности.
3. В основу данной концепции положена антикриминальная модель безопасности личности. Предложены и классифицированы критерии оценки личности в качестве объекта антикриминальной безопасности. К ним отнесены: а) личностные свойства человека как предметная выраженность и ценностное свойство объекта безопасности (например, честь, достоинство), б) критерий непосредственности объекта (например, подверженность личности шантажу), в) информационная, или нефизическая причинная связь в преступлении («ранение» словом), г) целенаправленность информационно-психологического воздействия (оклеветать конкретного адресата).
4. Феномену антикриминальной безопасности личности, ее защиты, или охраны невозможно дать научное описание и объяснение, не обратившись к их антитезе – криминальной опасности, или угрозе общественной опасности. По аналогии с определением опасности, которое имеется в литературе, можно сформулировать понятие криминальной опасности как объективно существующей угрозы (как намерения и возможности) непосредственного либо опосредованного преступного воздействия на личность. Поскольку такой возможностью по российскому уголовному законодательству (ст. 19 УК РФ) обладает вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ, следовательно, источником криминальной опасности являются физические лица.
5. Криминальная угроза в социально-правовом аспекте рассматривается не только как уголовно-правовой признак, или элемент (надежный, доступный и экономичный способ) уголовно наказуемого деяния, но как любой акт информационно-психического насилия над личностью, в целях преступного извлечения выгоды. Например, при вымогательстве чужого имущества (ст. 163 УК РФ) угроза распространением компрометирующих, или позорящих лицо сведений будет элементом уголовно наказуемого деяния, но в случае принуждения путем аналогичной угрозы должностного лица к злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) такая угроза – не будет иметь уголовно-правового значения.
6. На основе криминологического учения о жертве преступления разработаны новые положения о личности как возможном объекте преступного посягательства с учетом особенностей источника и факторов криминальной угрозы. Исходя из определенных в юриспруденции и законодательстве двух видов (внутренних и внешних) источников, данное положение следует относить и к угрозам личности. Личность как объект антикриминальной безопасности в то же время может заключать в себе и источник криминальной опасности, тем самым представлять для себя самой криминальную угрозу. Производящая, опасная для себя самой, волевая энергия личности, продуцирующая криминальную (само)угрозу выражается в таких ее качествах, как виктимность и криминогенность, или способность самокриминализации
7. Эффект самокриминализации заключается в том, что лицо под воздействием криминальной угрозы, реального преступного посягательства становится способным стать либо преступником, либо жертвой-преступником, или криминализированной жертвой. В первом случае опасное для самого себя (рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провокационное) поведение лица стимулирует, навлекает на себя преступное посягательство и в итоге претерпевает вред. Во втором случае лицо под воздействием преступника само совершает преступление и в итоге также претерпевает вред.
8. Как по отношению к преступнику (субъекту криминальной угрозы), так и по отношению к жертве (объекту угрозы), можно говорить о повышенной степени угрозы, которая зависит от личностных качеств. В связи с этим в исследовании предложена классификация жертвы-преступника как объекта антикриминальной безопасности по характеру и степени ее уголовно-правовой вины.
9. Обоснована и осуществлена (по разработанным автором критериям) классификация криминальных угроз, что имеет не столько теоретическое, сколько прикладное значение. Оно заключается в том, что субъект обеспечения антикриминальной безопасности получает знания о существенных признаках тех отношений, которые складываются между теряющим свойство защищенности объектом антикриминальной безопасности, и внешним источником криминальной угрозы, принимающей все более реальный характер. Эти знания позволяют субъекту обеспечения антикриминальной безопасности правильно разрабатывать стратегические цели и тактические задачи, оптимально использовать методы и средства в воздействии на источники и факторы опасности.
10. Нормальное функционирование системы, обеспечивающей защищенность личности от криминальной угрозы, нуждается в отлаженном управлении, искусство которого именуется политикой. В данном контексте речь идет об антикриминальной политике, которая определяется как направление государственной политики борьбы с преступностью, ориентированное на разработку и реализацию стратегической линии, тактических целей, принципов и средств, или возможностей специализированных (уголовно-правового, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, тактико-специального и др.) институтов государственного управления в обеспечении защищенности личности от криминальной угрозы в реальной криминологической ситуации.
Антикриминальная политика ориентирована, главным образом, на реальных лиц (источников криминальной угрозы), реальные обстоятельства криминогенного характера, в которых уже «вызрела» или явно «вызревает» предкриминальная ситуация, на потенциальных и реальных жертв преступления, виктимогенные ситуации.
11. Социальная защита как сложная деятельность по реализации мер обеспечения безопасности личности, т. е. как основная составляющая управленческого воздействия на источник, факторы криминальной угрозы и объект защиты представляет собой главную проблему антикриминальной политики. Социальная защита – это линия поведения, прежде всего, исполнительно-распорядительных органов, которая выстраивается в соответствии с региональной концепцией антикриминальной политики, системой ее правового регулирования с учетом и использованием возможностей различных по характеру – (анти)криминогенных, (анти)виктимогенных, (анти)криминальных – факторов общественной жизни, а также складывающихся правозначимых условий и обстоятельств. Поэтому такого рода управленческую деятельность можно именовать «практической политикой защиты».
12. Выстраивание политической линии управленческого поведения в сфере защиты безопасности личности осуществляется, главным образом, путем разработки ее стратегии и тактики.
Стратегией определяются основные (приоритетные) направления этой деятельности: разработка и обеспечение реализации главных (стратегических) целей, определение и рациональное распределение по ключевым позициям ресурсов, обеспечению взаимодействия органов управления с основными союзниками – юридическими лицами, общественностью, населением в целом и др. Тактика рассматривается как совокупность методов, форм и средств достижения ближайших из основных целей защиты личности в определяемых стратегических направлениях и обусловленных характером, содержанием стратегии, ее установками.
13. В исследовании проведен дифференцированный анализ стратегий антикриминальной безопасности по двум условно определяемым – общему и специальному – направлениям управленческой деятельности. Под общим направлением, или стратегией антикриминальной политики определена преимущественно нравственно-психологическая защита личности, а под специальным направлением – ее правовая защита.
Разделение защитительной деятельности и ее характеристика по критериям морали и права обусловлено не только традиционными научными взглядами на неизменный вопрос о взаимоотношениях этих двух нормативно-ценностных регуляторов, но и потребностями деятельности государственных и негосударственных субъектов в сфере борьбы с преступностью. Однако такое разделение носит во многом условный характер и направлено на выявление не столько различий, сколько преимуществ того и другого института, использование которых позволит обеспечить наиболее успешные комплексные решения в антикриминальной политике.
14. Нравственно-психологическая защита антикриминальной безопасности личности может быть определена как часть (подсистема) системы обеспечения антикриминальной безопасности, позволяющая организовать и скоординировать деятельность субъектов социального управления, направленную, с одной стороны, на формирование нравственно-психологической устойчивости личности и ее окружения перед криминальной (и/или виктимальной) угрозой, а с другой стороны – на минимизацию общественной опасности такой угрозы вплоть до возможного полного устранения негативного информационного воздействия на личность и среду ее жизнедеятельности.
В исследовании сформулированы и раскрыты положения о предмете, целях, задачах; принципах; уровнях, направлениях; методах и средствах нравственно-психологической защиты.
15. Правовая защита представлена как система правового обеспечения антикриминальной безопасности личности путем формирование ее активного правоосознанного поведения, создания правовых гарантий реализации, восстановления ее прав, а также минимизации криминальной угрозы преимущественно правовыми средствами.
В качестве объекта правовой защиты выступает, прежде всего, личность, нуждающаяся в правовой помощи и защите. Помощь заключается, главным образом, в формировании правового мировоззрения, повышении уровня правовой культуры, обучении умению отстаивать, защищать свои права и законные интересы. При этом обращается внимание на гарантии ее прав и обязанностей.
В данном аспекте исследовании социальной защиты личности от криминальной угрозы также сформулированы и раскрыты положения о предмете, целях, задачах; принципах; уровнях, направлениях; методах и средствах защитительной деятельности.
16. Придавая большое значение трудноразрешимой проблеме эффективности защитительной деятельности прав и законных интересов личности в сфере борьбы с преступностью, рассмотрены определенные подходы к совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в обеспечении антикриминальной безопасности личности.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Антикриминальная безопасность личности впервые выделена и рассмотрена в качестве крупной научной проблемы, имеющей важное, прежде всего криминологическое значение, и относящейся к юридической безопасности как многоаспектному компоненту национальной безопасности России.
На основе изученных в теории положений, в той или иной мере относящихся к предмету исследования, и собственных эмпирических исследований, данные которых были апробированы на различных научных форумах и в учебном процессе, разработана концепция антикриминальной безопасности личности. Настоящая концепция представляет собой теоретическую базу для научной разработки криминологических категорий, отражающих в себе сущность и закономерности тех общественных отношений, которые в целом составляют интегрированные свойства системы антикриминальной безопасности.
Концепция углубляет социально-правовое мышление субъекта управления в сфере обеспечения аникриминальной безопасности личности, что, в частности, способствует достижению объективности, достоверности и научности криминологических оценок и прогнозов.
В материалах диссертации систематизированы знания, которые обогащают криминологический инструментарий, освоение которого осуществляется в учебном процессе, в частности могут быть использованы в подготовке учебной литературы, в том числе при разработке специальных курсов по криминологии, уголовному праву, уголовно-исполнительному праву, а также уголовному процессу и оперативно розыскной деятельности.
Некоторые выводы могут служить в качестве отправных идей совершенствования уголовно-правовых норм, направленных на защиту прав и законных интересов личности.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования изложены в 50 публикациях, общий объем которых составляет 86,6 печатных листов, а также в научных докладах и сообщениях, сделанных на научных и научно-практических конференциях, в частности: на Международной научно-практической конференции «Девиация и делинквентность: социальный контроль» (Н. Новгород, 21-22 апреля 2006 г.); на Международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора Орданского Марка Семеновича (31 марта-1 апреля 2005 г.); на Международной научно-практической конференции «Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России» (Санкт-Петербург, 15-17 января 2006 г.); на Международной научно-практической конференции «Преступность, общество, криминология: диалектика развития» (Суздаль, 27-3- августа 2006 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Криминологические и правовые проблемы борьбы с криминальным насилием» (Якутск, август 2004 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Пенитенциарная преступность: история и современность» (Владимир, октябрь 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение прав граждан и интересов государства в современном обществе» (Муром, декабрь 2004 г.), на V Всероссийской научно-теоретической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (Сыктывкар, 19 апреля 2006 г.); на научно-практической конференции «Российское право в период социальных реформ» (Нижний Новгород, ноябрь 2004 г.), на научно-практической конференции «Приволжский федеральный округ в начале XXI в.: экономические, социально-политические, нравственные, правовые, экологические проблемы» (Нижний Новгород, май 2004 г.), на региональной научно-практической конференции «Оптимизация уголовной политики и экономического правопорядка на основе положений Федерального закона от 08.12.03 г. № 162-ФЗ» (Нижний Новгород, январь 2004 г.), на III региональной научно-теоретической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (Сыктывкар, январь 2004 г.), на научно-практической конференции «Проблемы науки и юридической практики» (Нижний Новгород, апрель 2004 г.); на научно-практической конференции «Война и права человека» (22 – 23 апреля 2005 г.);
Положения авторской концепции антикриминальной безопасности личности используются в учебном процессе Волго-Вятской академии государственной службы, Коми республиканской академии государственной службы и управления, Нижегородском государственном университете им Н.И. Лобачевского, Сыктывкарском госуниверситете и других образовательных учреждениях, главным образом, в изучении «Криминологии», «Уголовного права» и «Уголовно-процессуального права», специальных курсов «Приоритетные направления криминологической деятельности», «Криминология массовых коммуникаций», «Криминологическое обеспечение управленческой деятельности в сфере борьбы с преступностью», в особенности в разработанном автором спецкурсе «Безопасность личности».
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, шести глав, включающих тридцать параграфов, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, указаны цель, задачи, объект и предмет исследования, его методологическая и теоретическая основы, эмпирическая база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, апробация его результатов, представлены выносимые на защиту положения; приведены сведения об апробации и внедрении в учебный процесс результатов исследования.
Первая глава «Национальная безопасность как социальный феномен и ее юридическая оценка» состоит из пяти параграфов.
В первом параграфе «Историческая обусловленность и развитие правовой идеи безопасности» систематизированы знания об историческом аспекте научного осмысления феномена социальной безопасности, определения в ее параметрах идеи безопасности личности, защиты неимущественных благ, в частности путем установления и реализации института юридической ответственности за моральный вред.