Антология это что философия
Онтология в философии: понятие и основные идеи
Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.
Что такое онтология?
Онтология – это важнейший раздел философии, в котором изучаются фундаментальные принципы устройства бытия. Чаще всего онтологию определяют как «учение о бытии». Это определение следует из её названия, поскольку термин образован от греческих слов ὄντος (сущее, бытие) и λόγος (учение).
Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.
Считается, что данное понятие ввёл в науку немецкий философ Рудольф Гоклениус в начале XVII века. Чуть позже его земляк Иоганн Клауберг в своих работах описывал аналогичное понятие, используя для его обозначения термин «онтософия». Позже данному понятию уделил значительное внимание немецкий философ Христиан фон Вольф, написавший в 1730 году свою работу «Первая метафизика, или Онтология». К современному виду онтологию привёл Иммануил Кант.
Что изучает онтология?
Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.
У слова «онтология» есть ещё одно значение, связанное с систематизацией и каталогизацией информации. В этом смысле онтология – это попытка полной и подробной формализации определенной области знаний или научной дисциплины. Она занимается изучением предметной области с целью определения структуры и составления концептуальной схемы, описывающей данную область.
Формирование онтологической мысли
В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.
К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.
Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.
В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.
Онтология у Платона
Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:
Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.
Онтология у Аристотеля
Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.
Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.
Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.
История развития онтологии
В истории онтологии выделяют четыре периода:
онтология
Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997.
Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.
Куайн У. Вещи и их место в теориях. // Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.
Деннет Д. Онтологическая проблема сознания. // Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.
Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1952.
Huber G. Das Sein und das Absolute. Basel, 1955.
Diemer A. Einfuhrung in die Ontologie. Meisenheim am Glan, 1959.
Logik and Ontology. New York, 1973.
Trapp R. Analytische Ontologie. Frankfurt am Main, 1976.
Ahumada R. A History of Western Ontology: From Thales to Heidegger. Washington, 1979.
Parts and Moments.: Studies in Logic and Formal Ontology. Muenchen, 1982.
Wolf U. Ontologie. In: Historisches Worterbuch der Philosophie. Eds. J.Ritter — K.Grunder. Bd. 6, S.1189—1200. Basel- Stuttgart, 1984.
How Things Are. Dordrecht-[a.o.], 1985.
Schoenberger R. Die Transformation des klassischen Seinsverstandnis. Studien zur neuzeitlichen Seinsbegriff im Mittelalter. Berlin-New York, 1986.
Полезное
Смотреть что такое «онтология» в других словарях:
ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда О. отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основополагающую часть, как метафизику бытия. Бытие последнее, о чем допустимо спрашивать … Философская энциклопедия
ОНТОЛОГИЯ — (греч., этим. см. предыд. слово). Наука о действительно существующем; наука об общих свойствах вещей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОНТОЛОГИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка
ОНТОЛОГИЯ — (греч. on, ontos сущее, logos учение) учение о бытии: в классической философии учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии… … История Философии: Энциклопедия
ОНТОЛОГИЯ — (греч. on, ontos сущее, logos учение) учение о бытии: в классической философии учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии… … Новейший философский словарь
ОНТОЛОГИЯ — ОНТОЛОГИЯ, онтологии, жен. (от греч. on (род. ontos) сущий и logos учение) (филос.). В идеалистической философии учение о бытии, об основных началах всего существующего. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОНТОЛОГИЯ — ОНТОЛОГИЯ, и, жен. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. | прил. онтологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОНТОЛОГИЯ — греч. ученье о существе или о сущности, бытии, сути. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ОНТОЛОГИЯ — (от греч. ontos бытие и iogos учение, слово) англ. ontology; нем. Ontologie. Учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего. см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, МЕТАФИЗИКА. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Основная теория онтологии в философии
Онтология в философии занимает значимое место, особенно в становлении философской мысли и современных научных теориях. Учение обо всем сущем стремится объяснить природу и взаимосвязь предметов: материальных и нематериальных.
Определение учения
Онтология —это подраздел систематической философии о бытие, которая в общефилософской системе выступает в качестве одной из ее составляющих. Если рассматривать это направление, как раздел философии, то онтология занимается изучением фундаментальных основ устройства, истоков и характеристик мироздания.
Понятие онтология впервые введено Р. Гоклениусом (1613 г.) и одновременно И. Клаубергом, которые применил термин, как «онтософия» в виде эквивалентия к определению «метафизика» (1656 г.).
Позднее, понятие было рассмотрено и расширено в работах Хр. фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730 г.), где учение изучается в качестве фундаментальной части метафизики. В Европе 18 века работы Хр. Вольфа становятся популярными.
Однако, затем, К.Больф разделил понятия метафизики и онтологии. Эволюция бытия происходит двумя путями:
Переломный момент завершается Кантом, который провозглашает априорные типы чувственности, благодаря которым субъект может принимать бытие.
Онтология, гносеология, аксиология и антропология считаются основными разделами философии.
Как развивалась онотологическая мысль
Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:
Онтологическая теория
Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей. Онтология — своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук. Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.
Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности. Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.
Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий. Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.
Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.
В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.
В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности. Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.
Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности. В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность. Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.
Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания — от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.
Философско-правовая онтология
Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек. Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы). Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.
Философско-правовая онтология — метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия.
Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична. Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции. Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.
Фундаментальная онтология Хайдеггера
Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то. Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.
Предмет учения о бытие
Бытие — центральный объект изучения в онтологической науке, который понимается, как полное объединение всех типов реальности.
Действительность по традиции рассматривается, как материя и делится на косвенную, живую и социальную.
Бытие, в качестве объекта мысленной деятельности, ставится в противоположность неосмысливаемому небытию. В феноменологической и экзистенциальной философии 20 века, все сущее ассоциируется с человеком, как существом, которое может мыслить и задаваться вопросами о сущем. Однако в метафизике рассматривается теологическая основа бытия. Человек в этом смысле волен в выборе.
Как рассматривается онтология в точных науках
В науках программирования, под онтологией понимается очевидное описание большого количества объектов, взаимосвязанных между собой (концептуализация). На формальном уровне онтология складывается из таких составляющих:
Виды онтологий
Онтологическое учение подразделяется на несколько видов:
Антология в философии — сборник произведений от отдельных авторов, представляющий собой литературу определенного временного периода.
Модель онтологической науки
Онтология в философии предполагает поиск и применение связанных и зависимых между собой трех составляющих:
Обобщение некоторых моделей учения производится так, чтобы:
После этого, можно рассматривать модель расширяемой онтологии, которая представляет собой учение для создания пространств знаний в интернете. Одновременно с этим, эта модель не является полной, поскольку пассивна в определении процедурных интерпретаций и введении специализированных функций расширения учения.
Онтология — это исчезающее понятие в философии, но проявляющееся в информатике
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Онтология или антология? Такие похожие слова, различающиеся только написанием первой буквы, имеют совершенно разные значения.
И если с антологией все предельно просто — это всего лишь тематический сборник стихов, рассказов, статей, то онтология — сложнейший раздел философии, занимающийся изучением бытия — самой необъятной философской категории.
Границы интересов онтологии размыты, ни один из философов не смог дать исчерпывающее определение этой области знания, да это, скорее всего, невозможно, ведь в самом общем смысле:
онтология — это система идей и предположений о том, как устроено все существующее.
«Три бабочки спорили о природе огня. Одна подлетела не близко и сказала, что огонь светит. Другая подлетела ближе, опалила крыло и сказала, что огонь обжигает. Третья бабочка залетела прямо в пламя и сгорела. Она поняла огонь до конца, но уже никому не смогла об этом рассказать».
Онтология — что это в философии
Онтология — это раздел философии, изучающий принципы бытия, его структуру и закономерности. Онтология рассматривает мир в целом, ищет общие законы его развития, пытается ответить на вопрос, что такое истинное бытие.
Все что мы наблюдаем и воспринимаем органами чувств — это еще не подлинная реальность. Сущность, основа всех вещей и процессов может быть далека от их видимого отображения, поэтому главная задача онтологии — докопаться до понимания истинного бытия.
Отсюда и основные вопросы этого раздела философии:
Термин ontologia (древнегреческий ὄν, ὄντος — сущее; λόγος — слово, учение) придумал в 1606 году немецкий философ Якоб Лорхард, и уже в 1613 году он был включен в «Философский словарь» немецкого ученого Рудольфа Гоклениуса.
Статус фундаментального раздела метафизики (это что?) онтология получила благодаря работам немецкого философа Христиана фон Вольфа (1679–1754 гг.), который считал ее учением «о первых основаниях нашего познания и всех вещей вообще».
Появление термина сильно запоздало — онтология начала складываться в отдельное учение о бытии еще у древних греков. Наиболее важные онтологические теории выдвигали Парменид Элейский, Платон, Аристотель. В общем смысле, античное истинное бытие — это субстанция.
В средневековой онтологии категория бытия рассматривалась через призму Бога. Бог воспринимался или источником, «дарителем» бытия, или непосредственно самим бытием.
Самые прогрессивные онтологические системы Средневековья предложили Фома Аквинский (1225–1274 гг), разводящий понятия сущности и существования, Иоанн Дунс Скот (1226–1308 гг.), противопоставивший философию религии, и Уильям Оккам (1285–1347 гг.) — сторонник экспериментальной, доказательной науки.
Оккам сформулировал знаменитый методологический принцип «бритвы Оккама»: «Не следует множить сущее без необходимости». Смысл его в том, что постигать существующее вокруг нас нужно, опираясь на естественные причины, не углубляясь в туманные дали тайных начал, неведомых сил и прочей мистики.
«Бритва Оккама» — вполне рабочий принцип и в современной науке, когда наиболее очевидное решение или самая простая схема, скорее всего, будут правильными.
Развитие идей рационализма (это как?) в учениях Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Вильгельма Лейбница выводят на первый план взаимоотношение субстанций и уровней бытия.
Рационалисты пытаются объединить онтологию и гносеологию (это что?) — учение о познании.
Декартовское «я мыслю, значит, я существую» делает бытие содержанием мышления, а мышление — актом бытия.
Развитие естественных наук в Новое время возвращает онтологию к поискам истинного бытия в материи и субстанции, но уже в новых интерпретациях.
А XX век стал временем построения альтернативных онтологических систем, т.к. поиски истинного бытия через естественные науки привели онтологию к кризису.
Русский космизм, сверхреальность Семена Франка, фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера и бытие как самоосуществление человека у экзистенциалистов — основные направления в онтологии новейшего времени.
*Палехская роспись.
Константин Циолковский, представитель направления русского космизма.
Эпоха постмодернизма, в которой мы пока еще находимся, в принципе отрицает возможность построения онтологических систем. Мир постмодерна — это текст, который хаотично и субъективно интерпретируется каждым. Этот хаос невозможно объяснить через онтологию.
Происходит что-то «вроде крушения реальности. Слова превращаются в звучащую оболочку, лишенную смысла».
Эжен Ионеско, румынский драматург
Онтология в информационных технологиях
В то время как онтология исчезает из постмодернистской философии, этот термин все чаще звучит в мире информатики. Здесь онтология понимается как подробное описание некоторой области знаний при помощи концептуальной схемы.
Такая схема является классификацией знаний, описывающей классы объектов, их связи и правила взаимодействия.
Идея инженерной онтологии принадлежит американскому ученому Тому Груберу, имеющему непосредственное отношение к разработке умного помощника Siri. Грубер дал краткое определение своей концепции:
«Онтология — это явная спецификация концептуализации».
В научном сообществе под онтологией понимается понятийный аппарат определенной области знаний.
Терминология, взаимосвязь понятий и их таксономия — классификация и систематизация — все это задача онтологии в различных науках: и гуманитарных, и естественных, и технических.
В заключение можно привести еще один интереснейший аспект онтологии, о котором каких-то 50 лет назад не было известно ничего.
Это онтология виртуальной реальности и компьютерных игр.
По сути, виртуальная реальность — это попытка человека сотворить высший уровень бытия, лишённый недостатков и ограничений материального мира.
Современный человек все больше подвержен влиянию виртуальной реальности, поэтому можно предположить скорое появление новых онтологических учений, связанных с этой стороной нашей жизни.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (6)
Познавательно в легкой форме и занимательно,
поэтому все вместе просто замечательно!
Существует медицинская онтология, с помощью которой удаляются причины заболеваний, что автоматически приводит к исцелению больного самым быстрым на сегодняшний день способом.
Убирать можно даже причины наследственного характера. Суть её выявить не только физические, эмоциональные, но и энергетические, информационные и Духовные причины заболевания.
Затем они удаляются и организм сам восстанавливается.
Печальный вывод. Онтология говорит о том, что ничего мы толком не знаем, и разобраться в вопросах бытия не в состоянии.
Катя. Думаю, что не всё так грустно. Аристотелева логика, накопленные знания, воображение и диалектика нам помогут разобраться в вопросах онтологии бытия.
Кстати, есть же такое течение как трансгуманизм. Возможно трансгуманисты смогут оцифровать личности реальных людей и поместить их в виртуальный мир, тогда виртуальные люди, живя в виртуальном мире, полностью его познают, но в отличии от бабочки, не погибнут, а будут жить вечно, ну или до тех пор, пока кто-то не выдернет вилку из розетки.