Авары и аварцы что общего

Мой Дагестан

Представляют интерес сведения о происхождении имени горцев (маарулал) — аварцы. Горцы (маIарулал) — самоназвание аварцев. Современное название — аварал, аварцы — получило распространение благодаря литературной традиции.

Впервые термин авар встречается в сообщении Ибн-Руста (X в.), где говорится, что царя Серира звали Авар. Следует учесть, что, по мнению академика Н. Я. Марра, у Н. С. Трубецкого, И. Бехтера и др., старое название аварцев, которым называли их и соседние народы, встречалось как halbi, сопоставляемое с кавказским alban греческого происхождения.

Из письменных источников известно, что аварцы стали называться подобным именем в довольно позднее время, чуть ли не с XIX в. Как полагают некоторые исследователи, появление термина аварцы может быть связано с кочевыми племенами аваров, появившихся из глубин Азии в степях Северного Кавказа в 558 г. Один из аварских вождей Кандих во главе посольства прибыл, как отмечают источники, в столицу Византии Константинополь и сообщил императору: «К тебе пришел народ авар — наибольший, наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами: в них обретешь ты надежных защитников» (Артамонов М. И., 1962).

В сложной политической обстановке, сложившейся на восточной границе Византийской империи с проникновением различных кочевых народов, авары были выгодными союзниками для Византии, и она заключила с ними договор, позволив им поселиться на своей территории. Так они оказались на территории нынешней Венгрии, где создали новое государственное образование — Аварский каганат, первым правителем которого был их предводитель — каган по имени Баян. На новой родине Аварский каганат окреп и достиг огромного могущества, распространив свою власть на южнорусские степи, подчинив множество славянских и других племен. Аварский каганат окреп настолько, что соперничал и с Византией, его войска во главе с Баяном [96] доходили до Константинополя, города, защищенного мощными крепостными стенами. Два столетия спустя Аварский каганат теряет свое могущество. Окончательные удары по каганату нанес в 796 г. франкский король Карл Великий.

Согласно византийской хронике, последних аваров видели еще в 828 г. на имперском государственном собрании, где они представляли покоренный аварский народ. Представляет интерес ответ пленного авара на вопрос болгарского хана Крума: «Почему были разорены ваши города и ваш народ?» Тот ответил: «В начале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратились с лицемерными ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало причиной нашего постыдного несчастья».

Уже после падения Аварского каганата в русской летописи (XII в.) говорится: «Почившие яки обре (авары) их же нет ни потомства». Исследователи не без основания отмечают возможность ошибки летописца, говоря, что этот народ бесследно исчез. Может быть, дагестанские авары и есть их потомки, тем более что Дагестан расположен вблизи пути передвижения аваров из Азии в Европу в VI в.? И, возможно, поэтому они имеют одинаковые наименования. О вероятной связи дагестанских аварцев с остатками кочевых авар писал известный русский историк XVIII в. В. Н. Татищев.

Подобную возможность допускал и М. В. Ломоносов. Версия эта популярна в восточной историографии. В этой связи примечательны высказывания Мухаммеда Мурада ар-Рамзи (XIX в.): «Небольшие остатки тех кочевых авар и ныне существуют в Дагестане. Они известны своей храбростью и чистосердечием и сохраняют старое название авар».

Этой темы касались известные востоковеды Дж. Маркварт и В. Ф. Минорский, которые полагали, что часть кочевых авар, [97] около 600 г. проходя вблизи Дагестана во время своего продвижения из Азии в Европу, просочилась в горы Дагестана, растворилась в местной среде и дала им свое имя — авары. Венгерский исследователь И. Эрдели также допускает, что кочевники авары, продвигаясь на запад, временно остановились в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником царство Серир. Другой венгерский исследователь — академик Карой Цегледи — отрицает всякую связь между аварами и дагестанскими аварцами, поскольку они говорили на исключительно далеких друг от друга языках.

Известный исследователь М. А. Агларов, обобщивший все существующие версии об аварах, обоснованно полагает, что о дагестанских аварах невозможно говорить как о прямых остатках кочевых аваров, потому что растворение пришельцев в местной этнической среде означает только лишь участие кочевых аваров в этногенезе дагестанских народов. Другое дело, если бы местные народы были бы растворены в среде кочевых аваров, которые дали бы им не только свое имя, но и язык. Тогда можно было бы говорить, что в Дагестане сохранились остатки тех кочевых авар. Возникает вопрос, дали ли вообще кочевые авары свое имя дагестанским горцам в прямом смысле, ведь аварцами горцы (маарулал) сами себя никогда раньше не называли. В истории нередки примеры, когда сам себя народ называет иначе, чем соседи. Например, венгры в истории и соседям известны как венгры, а сами себя называют мадьярами. Так и горцы — не только сами себя, но и соседи не называли их аварами, грузины называли их леками, лакцы — яруссал, андийцы — хьиндалал, ахвахцы — гьай-булу (алби), кумыки — тавлу и т. д., но аварцами никто. Все это позволяет предполагать, что кочевые авары своего имени местному народу, видимо, не дали (Агларов М. А., 2002). Вместе с тем сегодня официально маарулал (горцы) называются аварцами, и этот факт требует объяснения. Новое оригинальное толкование этому предлагает М. А. Агларов, который отмечает, что, по авторитетному свидетельству арабского историка Ибн-Руста, царя Серира звали Авар. Поэтому в литературной традиции это имя все чаще используется для означения народа, который когда-то [98] подчинялся царю Авару. В книгах с тех пор редко пишут леки, вообще не пишут маарулал, а все чаще их называют аварцы (авары). Такое перенесение имени человека на целый народ случается довольно часто: от имени хана Узбека происходит название узбеков, хана Ногая — ногайцев, от династии Каджаров — название персов в Дагестане — каджары и т. д. Так и имя царя Серира Авар было использовано для обозначения жителей Серира. Достоверно известно, что народ маарулал аварами называл историк XIV в. Мухаммед Рафи в своем сочинении «Тарихи Дагестан», которое было популярно в регионе как официальная история Дагестана.

С тех пор имя аваров кочевало из книги в книгу, попало в архивы, официальные документы, научные издания и т. д. Так, искусственно образованное имя заняло место этнонима, более популярного, чем название маарулал, употребляемое только среди аварцев (самоназвание). В этой связи остается загадкой: почему царя Серира нарекли именем Авар? Связано ли это имя с названием тех кочевых авар или это случайное совпадение? Вероятно, нет, потому что граница государства Серир соприкасалась с регионом обитания кочевых аваров в VI в., да и само имя авар чуждо кавказским языкам. И тем не менее причина того, почему имя кочевников стало собственным именем царя Серира, продолжает оставаться загадкой, позволяющей выдвигать различные гипотезы.

Большинство исследователей не исключает возможности того, что часть кочевников аваров зашла в горы и установила свою династию, а владетеля Серира нарекли Аваром или царя Серира назвали громким именем воинственных соседей Авар. Нередки примеры, когда у горцев человека называют по имени соседних народов, например Черкес (черкесы), Орусхан (русский хан) и т. д.

Таким образом, можно заключить, что современное название дагестанских маарулал (горцев) — аварцы — один из следов некогда могучего народа, исчезнувшего с исторической арены.

Источник

Авары Европы: откуда взялись, как выглядели, куда исчезли?

Про аваров и Аварский каганат, конечно, слышали все. Напомню, что это европейское государство существовало почти три века. Причём, известны точные даты: с 562 по 823 годы нашей эры. За это время многочисленными народами этой страны правили более десятка каганов.

Авары и аварцы что общего. 00 47. Авары и аварцы что общего фото. Авары и аварцы что общего-00 47. картинка Авары и аварцы что общего. картинка 00 47

Давайте перечислим территории, которые занимало это довольно большое государственное образование на карте. Аварский каганат занимал земли нынешних стран: Швейцария, Венгрия, Австрия, Хорватия, Румыния, Сербия, Словакия, Польша, Украина, Белоруссия, Болгария, Северная Македония (имеется в виду славянская страна, часть бывшей Югославии). Кроме того, каганат занимал часть нынешних Германии и Литвы.

На Среднем Дунае авары закрепились во время правления кагана Баяна Первого — в конце 60-х годов 6 века нашей эры. И с этого времени началось восхождение каганата. Однако известно, что до него аварами правил некий Кандик.

Во времена Баяна Первого в Паннонии (сейчас это Венгрия) жил народ лангобарды, древнегерманского происхождения. В 568 году эти самые лангобарды бросили насиженные места и двинули в Северную Италию, где основали своё новое королевство. Сейчас это итальянская провинция — Ломбардия. Но перед уходом они позвали на помощь аваров для того, чтобы повоевать со своими родственниками — гепидами.

В результате чего, гепиды были завоёваны, их король Кунимунд был убит. А многочисленные славянские племена, тоже здесь проживавшие, подчинились новым хозяевам — аварам.

Авары и аварцы что общего. 00 48. Авары и аварцы что общего фото. Авары и аварцы что общего-00 48. картинка Авары и аварцы что общего. картинка 00 48

Откуда вообще взялись авары? Как выглядели? На каком языке говорили? К сожалению, данных на эту тему довольно мало. По крайней мере, тех, что ответили бы на эти вопросы однозначно. Наиболее достоверной гипотезой является то, что родина аваров — Центральная Азия. Территория, как вы понимаете, довольно большая — от России и Казахстана до Китая и Индии.

Византийцы отправили аваров воевать с кутригурами, утигурами и восточными славянами. Первые два народа — родственники. Это протоболгары. Тюркские кочевые племена, пришедшие в Европу чуть раньше аваров, но уже доставлявшие проблемы грекам. Позже в союзе с южными славянами они сформируются в самостоятельный славянский народ — болгары.

Авары повоевали с этими кочевниками и восточными славянами удачно. За это византийцы дали им земли на территории нынешней Сербии. Но они им не понравились, потому что мало походили на родные степи и равнины. Затем они переселились в современную Добруджу — это область на границе Румынии и Болгарии. Она равнинная, поэтому аварами понравилась.

И только после этого авары заключили договор с лангобардами против гепидов. Причём договор был такой: авары помогают разбить гепидов, и тогда лангобарды уходят из Паннонии в Италию, где они уже присмотрели приятное место. Паннония аварам очень понравилась. Позже она очень понравится другим кочевникам — мадьярам, которые смогут основать тут Венгрию. Но это уже другая тема.

Авары и аварцы что общего. 00 7. Авары и аварцы что общего фото. Авары и аварцы что общего-00 7. картинка Авары и аварцы что общего. картинка 00 7

Что касается этнического происхождения, то есть мнение, что авары ко времени появления у границ Византии уже были смешанным кочевническим народом, при этом довольно однородным. В их жилах текла тюркская и иранская кровь. Возможно также монгольская, поскольку археологи находили монголоидные черепа. Но, во-первых, тюрки тоже были монголоидными (взгляните на нынешних казахов и киргизов, например). Во-вторых, в Европе находят по большей части кости аваров-европеоидов. Причём, чем ближе к нашему времени, тем больше европеоидов. Это говорит о том, что авары довольно легко смешивались с местным населением — германцами, славянами, романизированными фракийцами, иллирийцами и т. д. Их толерантность в этом вопросе происходит, видимо, от того, что они сами по происхождению уже были «метисами».

Авары и аварцы что общего. 00 49. Авары и аварцы что общего фото. Авары и аварцы что общего-00 49. картинка Авары и аварцы что общего. картинка 00 49

Кстати, дагестанский народ аварцы НЕ являются потомками аваров. До 30-х годов 20 века аварцы называли себя — «магӏарулал». А аварцами стали называться в честь некоего вождя Авара. Простое совпадение. К тому же аварцы говорят на нахском языке, а авары говорили или на тюркском или на иранском наречии.

Источник

Авары и аварцы что общего

ПРЕАМБУЛА: Лубок (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества (т. е. анонимного). Были очень популярны, доступны, заменяли собой книги и украшали интерьер. В Европе известен с XV в., в России в XVII, в Дагестане — с XXI в.

Авары и аварцы что общего. . Авары и аварцы что общего фото. Авары и аварцы что общего-. картинка Авары и аварцы что общего. картинка

ЛУБОК: АВАРЫ (АВАРЦЫ?) В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Прислали мне презабавную картинку (по всем определениям — лубок) с пометкой «часто пересылаемое». Думаю, настолько часто пересылаемое, что опоясало планету Дагестан, возможно, не один раз. На ней изображены воинственные всадники до-огнестрельных времен, в массивных кольчугах и шеломах — у них щиты, копья, колчаны со стрелами. Трое высоко держат алые знамена с изображением странного животного, которое последние десятилетия принимают за символ истории аварского народа. Это животное с неестественно согнутыми передними лапами, в которых немыслимым образом удерживается нечто вроде двухконцевого штандарта (или хоругви) с непонятной рунической вертушкой по центру, радикально повернутой назад головой — принято считать волком. Оно дало название псевдоисторическому знамени Аварского нуцальства «БацI байрахъ» («Волк знамя» с авар.яз.).

Об истории возникновения этого нелепого знамени мы еще поговорим, но сначала обратимся к сопровождающему изображение тексту: «Летом 558 г. жители Константинополя наблюдали на своих улицах всадников, одетых в броню из железных пластин. Воины отличались высоким ростом, и ехали на мощных лошадях, также защищенных доспехами. Эти воины были послами авар, которые заявили императору Юстиниану, что они авары — самый сильный на земле народ, который может истребить любого врага». Поскольку воины на картинке держат «исторические» знамена Аварского нуцальства, вне всяких сомнений, это аварцы, представители современного дагестанского народа? А не «авары», известный исторической науке как воинственный кочевой народ центрально-азиатского происхождения, восходящего корнями к древнемонгольским племенам и испытавший сильнейшее влияние тюркоязычных племен? Однако «знамена Аварского нуцальства» развеваются над отрядом аварцев. Несомненно, по задумке анонимного автора лубка, сердце каждого современного аварца должно наполняться особой гордостью при виде этих воинов и чтении текста.

Авары и аварцы что общего. 1 1. Авары и аварцы что общего фото. Авары и аварцы что общего-1 1. картинка Авары и аварцы что общего. картинка 1 1лубок авары и аварцы

АВАРЫ ИЗ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА

Цитата вырвана из источника (письма тюркютского кагана Дяньгу императору Маврикию, датированное 598 г.), который привел в своей монографии «История хазар» (1962) известный историк-хазаровед М.И. Артамонов, — точнее, она выдрана из контекста источника и истории его возникновения. Но прежде чем перейти к разбору истории цитаты и ее полного содержания, настоятельно рекомендую всем «знатокам» истории Дагестана и «аваров» осилить труд М. И. Артамонова «История хазар» [Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1962. 523 с.] (книга доступна в сети). Прежде чем писать (или размышлять) о древних аварах (якобы «предках» современных аварцев), «нагнавших страху» на одного из выдающихся монархов раннего средневековья византийского императора Юстиниана Великого I, необходимо разобраться в условной терминологии кочевого мира Евразии и попытаться не запутаться в племенах-акторах VI-VII веков (гуннов, савиров, утигур и кутригур, уар и хунни), которых нещадно «штормило» на обширном пространстве от Китая, Западной Сибири и Южного Урала до Восточной Европы. Это важно, иначе будет не совсем понятно отправное заключение хазароведа М. И. Артамонова: «Когда император Юстиниан занимал царский престол, некоторая часть племен yap и хунни бежала и поселилась в Европе. Назвав себя аварами, они дали своему вождю почетное имя кагана. …Явившиеся в Европу авары не имели ничего общего … с настоящими аварами, а представляли собой бежавшую от тюркютов часть огор — угров, состоявшую из племен yap и хунни. Название первого из них созвучно с именем авар, что и послужило причиной выгодной для беглецов ошибки. Появившиеся в Европе авары вели свое происхождение из среды угорского населения Северного Казахстана». Современник Феофилакт Симокатта отзывался об уграх как о могущественном и многочисленном народе, небольшая часть которого, состоявшая из двух племен, yap и хунни, не желая подчиниться тюркютам, откочевала (бежала) на запад, за Волгу, где и получила свое европейское имя — авары.

Авары и аварцы что общего. 4. Авары и аварцы что общего фото. Авары и аварцы что общего-4. картинка Авары и аварцы что общего. картинка 4Ганбат Бадамхан Монгольские воины тюркского каганата

Другой российский историк-хазаровед А. П. Новосельцев, автор монографического исследования «Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа» (1990 г.) также писал о тюркско-угорском происхождении «авар»: «В VI в. роль тюркских племен в Восточной Европе усилилась. В 50–60-е годы под напором тюркских орд устремились на запад авары, народ неясного, очевидно, смешанного тюркско-угорского происхождения. В степях же Восточной Европы в середине VI в. утвердилась верховная власть Тюркского канагата. Центр его находился в районе Алтая, но пределы простирались от Желтого моря до Причерноморья. Тюрки сокрушили эфталитов (563–567 гг.) — союз ираноязычных племен в Средней Азии и закрепились в этом регионе». По М. И. Артамонову, северокавказские племена, с которыми, перейдя Волгу, прежде всего встретились племена yap и хунни, приняли их за тех авар, от которых они в свое время тоже бежали за Волгу. Пришельцы не стали рассеивать выгодного для них заблуждения и тоже стали называть себя этим именем, аварами. Между тем тюркютский каган Истеми, занятый на тот момент войной с эфталитами (Согдиана, Бактрия), сообщал византийским послам, что как только развяжется с этой войной, он непременно займется беглыми уарами и хунни — им «не избегнуть его сил», ибо они «не птицы, чтобы, летая по воздуху, избегнуть мечей тюркских», они и «не рыбы, чтобы нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины». М. И. Артамонов писал: «У авар были все основания торопиться с поисками надежного убежища».

Авары время не теряли, вскоре они нашли себе друзей в лице северокавказских алан. Через аланского вождя Сарозия им удалось связаться с начальником византийского войска на Кавказе (в Лазике) и, получив разрешение императора, в 558 г. отправить свое первое посольство в Константинополь.

ЦИТАТА. А теперь возвращаемся к нашей картинке, «Аварцы на улицах Константинополя в 558 г.», вспоминаем ее текст — и сверяем ее с текстом из монографии М. И. Артамонова: «Население столицы толпами сбегалось смотреть на аварских послов. Особенно поразили византийцев во внешнем виде невиданных еще варваров волнистые волосы, заплетенные в косы». Однако автор анонимного лубка смело заменил в тексте косы воинов, предмет изумления византийцев, на броню из железных пластин, высокий рост всадников и их мощных лошадей.

Менандр Протектор, византийский историк VI века, сохранил содержание той речи, с которой аварский посол Кандих обратился к императору Юстиниану. М. И. Артамонов цитировал его: «С дерзостью отчаяния аварский посол говорил: «К тебе приходит самый великий и сильный из народов; племя аварское неодолимо, оно способно отразить и истребить противников. И поэтому тебе полезно будет принять авар в союзники и приобрести себе в них отличных защитников; но они только в том случае будут в дружеских связях с Римской державою, если будут получать от тебя драгоценные подарки и деньги ежегодно и будут поселены тобой в плодоносной земле». М. И. Артамонов пояснял: «Авары хорошо были осведомлены о политике Византии, которую она применяла к варварам как для того, чтобы отвести их жадность от своих владений, так и для натравливания их друг на друга. Очутившись вблизи византийских границ, авары хотели немедленно урвать свою долю вынужденных милостей империи. Кроме того, они нуждались в земле для поселения и рассчитывали получить ее в Византии подобно многим другим племенам, поселившимся на территории, которая считалась принадлежавшей империи». Таким образом, авары заявились в Константинополь не только похваляться силой и бряцать доспехами — они пришли просить взять их на службу.

В Византии аварское посольство было принято благосклонно. С аварами был заключен вполне взаимовыгодный союз, но увы, авары не оправдали надежд Византии — «вместо того, чтобы воевать с врагами Византии кутригурами, они вмешались в войну между болгарскими племенами на стороне кутригур и напали на преданных союзников империи утигур». Между тем, беглая аварская орда, по сведениям, сообщенным Византии тюркютами, состояла всего из 20 тысяч воинов (не семей или кибиток) и, покинув свою страну, находилась в очень трудном положении — без собственной территории и без основного источника средств к существованию для кочевников — без скота. Авары вынуждены были жить войной и грабежом, умело пользуясь межплеменной усобицей на обширных восточноевропейских границах Византийской империи. Но они были сильны тем, что всегда оказывались желанными союзниками той или другой воюющей стороны. Дальнейшие, немало занимательные аваро-византийские отношения (558–601 гг.), кровопролитная история приобретения аварами собственной территории и создания собственного государства — Аварского каганата (просуществовавшего в 562–823 гг., в период расцвета занимавшего территории современных Венгрии, Австрии, Швейцарии, Словакии, Германии, Польши, Украины, Хорватии, Сербии, Румынии, Болгарии и Северной Македонии) не имеют ни малейшего отношения к дагестанским аварцам, за которых пытаются выдать воинственных всадников со «знаменами Аварского нуцальства» на том лубке.

Читайте в следующем номере:

«ЗНАМЯ АВАРСКОГО ХАНСТВА»-правда и вымысел.

Источник

Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кем же были кавказские и европейские авары?

О названиях (этнонимах) авар

Происхождение названия avar/awar остается до настоящего времени окончательно не установленным. Существуют различные точки зрения.

Из существующих этимологий наиболее вероятными являются древнетюркские:

Происхождение аваров является предметом дискуссии. По вопросу их происхождения и идентификации имеются следующие гипотезы:

б) они принадлежали к племени урало-алтайскому (финно-тюрко-монгольскому) (Услар);

Как видим, даже в новейшее время мнения относительно происхождения авар еще очень расходятся. Поэтому нельзя претендовать на окончательное разрешение вопроса о происхождении аваров на основе все еще недостаточных фактов, но эти последние, несомненно, должны быть выявлены для будущих исследователей.

Авары впервые упоминаются здесь (степи Западного Прикаспия) в источниках с середины VI в. Мы имеем в виду свидетельство сирийского автора Захария Ритора (VI в.). Он называет среди 13 тюркских племен, живущих «за Каспийскими воротами» «булгар» (бургар), авар/авгар/авангур («народ, живущий в палатках»), сабир, хазар (Н.В. Пигулевская). Сами хазары, если верить письму царя Иосифа, считали себя в родстве с другими народностями и племенами «гуннского» круга: аварам, булгарам и савирам, барсилам (Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932. С.74). В этой связи интересно предположение историка М. Артамонова (История хазар. С.140-141) о том, что Семендер первоначально было стойбище уар-хуннского племени «зебендер». Это племя впоследствии отмечено и среди авар в Придунавье. По мнению американского тюрколога П. Голдена, авары в Волжско-Северных Кавказских степях приняли в свой союз некоторые булгарские (огурские) племена (роды).

В науке утвердилось мнение о том, что якобы авары чуть ли не всей своей массой ушли в Европу. Такого никогда не бывало, часть, конечно, уходила, часть (пусть и незначительная) всегда оставалась. Так, по всей вероятности, произошло и с аварами. Об этом, в частности свидетельствуют исторические факты, Так, согласно источнику, использованному Ибн Руста, писавшим около 900 г. «малик (Сарира) называется Авар«. Гардизи дает вариант Аваз (см. выше). На основании этих скудных данных некоторые ученые приходят к выводу о том, что династия правителей (господствующий класс) одного из владений здесь, а именно Сарира могла состоять из пришельцев-завоевателей VI в. т.е. из авар (В.Ф. Минорский).

По сообщению же Рашид-ад-Дина известно, что в период монгольского нашествия в Приморском Дагестане, в предгорьях существовала «область Авир». А историки Тимура, говоря о его походе в Дагестан в 1396 г., упоминает область Аухар. А в начале XV в. (1404) наряду с кумыками здесь неких авар упоминает Иоанн де Галонифонтибус.

В конце XVI в. (1574-1586 гг.) в турецких источниках впервые упоминаются: «Avar Hakimi Nusal» (правитель Авара Нусал) и «Avar Hakimi Tucalav Burhanettin» (правитель Авара Туджалав Бурханеттин). Последний был братом Чопан-шаухала (Уллу Шаухала) Тарковского. В «Нусрет-наме» он представлен как «Avar Zabiti Tucalav Bek» («покоритель Авара Туджалав Бек»).

Представ перед императором, посол сказал: «К тебе пришел народ авар, наибольший и наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами: в них обретешь ты надежных защитников».

В VI в. Византия была могущественной державой и во многом определяла ход европейских событий. Соперником византийской империи была держава франков. Король франков Теодеберт в союзе с лангобардами и гепидами хотел выступить против Византии. Этим намерениям не суждено было сбыться из-за вражды между лангобардами и гепидами.

В это же время произошло такое важное событие, как переселение в Карпатский бассейн славянских племен, представлявших серьезную военную опасность для Византии, особенно после их объединения с конными номадамикутригурами, жившими в Северном Причерноморье.

В сложившейся для византийского императора политической ситуации авары были выгодным союзником. После заключения с ними договора он отправил авар против кутригур, родственных им утигур и восточных славян, с которыми они успешно сражались. После этого император предложил им земли на территории современной Сербии. Однако эти земли не понравились аварам. Они попросили для себя Добруджу, лежащую вдоль дунайских берегов: равнинная территория больше удовлетворяла кочевников. Но и здесь они задержались ненадолго. Заключив союз с лангобардами против гепидов и победив их, они переселились в Паннонию, ибо, по условиям этого союза, в случае победы лангобарды должны были покинуть эту территорию. Так и произошло.

Византийскому императору было на руку поражение гепидов. После их падения он сразу же занял их столицу, находившуюся на территории древнего Сирмия, что вызвало, однако, длительную византийско-аварскую распрю.

Аварский каганат и его соседи

Первым правителем был их предводитель каган Баян. Ему было подвластно множество обитавших здесь племен, в том числе славяне и гепиды. Почти столетие власть кагана распространялась на часть территории южнорусской степи, населенной кочевниками. Кроме того, в конце VI в. в Аварский каганат влились преследуемые тюрками племена кутригуров, тарниахов и забендеров.

В это время византийцы на своих восточных окраинах вели войну с персами. Подобное обстоятельство благоприятствовало действиям авар: вместе со славянами они в 70-80-е годы VI в. производили опустошительные набеги на земли, лежащие по нижнему течению Дуная, которыми владела Византия. Последняя, однако, после победы над персами в 591 г. вытеснила на некоторое время авар с балканских территорий.

В последующем аваро-византийские стычки проходили с переменным успехом. Войска кагана Баяна доходили до Константинополя, но случалось, что византийцы обращали их вспять, причем часть войска кагана переходила на сторону противника.

Западные соседи авар также не были миролюбивы. В 595 г. в союзе со словенами им пришлось вступить в борьбу с баварскими племенами, а затем и с франками.

Не менее бурным был VII век. На западной границе аварских земель славяне во главе с франкским купцом Само создали недолговечное (623-658 гг.) государство, объединившее чехов, моравов, словен и т. д. Их восстание против авар увенчалось успехом. Более того, в 631 г. им удалось одержать победу над франками. Но государство распалось сразу же после смерти Само.

В это время Аварский каганат переживает тяжелый внутренний кризис, связанный с прекращением династии Баяна. С целью овладения золотым троном кагана кутригуро-болгары подняли восстание внутри страны, подавленное аварами. Вследствие этого кутригуро-болгары были вытеснены с земель каганата.

Этногенез европейских авар

А на каком языке говорили авары, и какой они пользовались письменностью? Вот те вопросы, без ответа на которые вряд ли можно их правильно этнически идентифицировать.

Авары: язык и письменность

О языке авар известно очень мало Мы можем получить о нем некоторое представление только по личным именам и названиям титулов, хотя и имена, и титулы могли быть и не аварского происхождения.

Археологические данные свидетельствуют о том, что авары знали руническое письмо они высекали и выцарапывали различные заклинания, чтобы уберечься от бед, и именные знаки собственности (тамги) на различных предметах. Однако у нас нет данных, что эта письменность использовалась в переписке или в создании литературных памятников.

Точку над «i» по вопросу об этнической принадлежности надписи на чаше из «клада Аттилы» поставил уже в наше время в своей недавней статье «Аварская надпись на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош» (2007) московский ученый О. Мудрак, который на основе тщательного изучения установил, что написана она на аварском диалекте булгарского (тюркского) языка. Однако первым к выводу о тюркоязычии авар еще в 1916 г. пришел венгерский ученый З. Гомбоц, подвергший критическому рассмотрению аварскую проблему. Данный вывод впоследствии был документально обоснован венгерским тюркологом Ю. Неметом, составившим список слов, сохранившихся от языка европейских аваров и имеющих надежное научное истолкование.

Таким образом, мы можем утверждать, что «авары были тюркского происхождения и говорили приблизительно на том же тюркском диалекте, что и племя Аттилы, весьма близком к языку орхонских надписей» (Ю. Немет). Кроме того, ученые (О. Мудрак и др.) пришли еще и к другому не менее значительному выводу в рамках рассматриваемой нами проблемы: огромное количество булгаризмов в венгерском языке (около 300 слов) не является плодом мимолетного контакта во время переселения венгров на новую родину, а представляет собой отражение аварского субстрата в Трансильвании и Паннонии. Ведь с VI по начало IX века на этих территориях находился основной домен Аварского каганата. Исчезнувшие «аки обры» кочевое население основного этноса просто влилось в новую общность переселенцев венгров и оставило более сотни слов на протяжении постепенной ассимиляции.

Падение Аварского каганата

О внутреннем положении Аварского каганата с конца VII в. и до конца VIII в. в письменных источниках нет почти никаких данных. Усиливающаяся держава франков во главе которых в 768 г. встал Карл Великий постепенно подчиняла своему влиянию все большее число народов Европы. Были покорены саксы, некоторые славянские племена. Проводилась насильственная христианизация населения.

Авары были для франков наиболее опасными противниками. Поэтому вначале они пытались установить с ними дружеские отношения. Для этого они обменялись посольствами: в 780 г. в Вормс прибыли аварские послы, а затем посольство франков посетило каганат.

Тем не менее в 788 г. баварскому князю Тассило удалось заключить с аварами союз против франков. Однако войско их было разбито. Тогда Карл разработал план окончательной расправы с аварами. Для этого он предварительно укрепил ряд городов, в том числе пограничный Регенсбург.

В 791 г. франки выступили против каганата. Наследный принц Пипин, который вел свое войско из Италии, захватил одну из аварских крепостей. Основные силы франков под предводительством Карла продвигались на восток вдоль Дуная. У Регенсбурга франки навели через Дунай мост для постоянного обеспечения своего войска с тыла. Побежденные, но окончательно не покоренные саксы решили поддержать авар, отправили к ним посольство, а затем подняли восстание у себя на родине, в тылу франков. Авар, однако, это уже не могло спасти, так как в самом каганате начались раздоры.

В этом же году войско франков во главе с Пипином захватило резиденцию аварских каганов, по-видимому, находившуюся возле р. Тисы. Множество авар спаслось бегством за Тису, но еще больше попало в плен. Франки одержали полную победу, ликвидировавшую политическую самостоятельность Аварского каганата. В Ахен отправились обозы с сокровищами, накопленными аварами в течение столетий.

В одном византийском источнике IX в. сохранились любопытные подробности о причинах разложения позднеаварского общества; это рассказы старых аварских воинов, находившихся в болгарском плену у хана Крума. Хан спросил у них: «Что вы думаете, почему были разорены ваши господа и ваш народ?» Они ответили так: «Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей, авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало источником нашего постыдного несчастья».

Аварское (тюркское) наследие

Авары и аварцы: загадка этнического имени

Устойчивый этнополитоним «авар/овар/увар» в русских исторических источниках в Дагестане известен с конца XVI в. Но только в начале XIX столетия, кажется с подачи русского кавказоведа Ю. Клапрота, среди ученых возникла дискуссия о возможном родстве дагестанских аварцев и «исчезнувших» авар. Этот ученый считал, что официальное название аварцев является памятью от средневековых авар, которые после разрушения своего царства удалились на Кавказ, основали новое государство и смещались с местным населением, сохранив лишь некоторые имена и слова. Эту гипотезу впоследствии подержал (кто частично, а кто и с оговорками) и ряд других исследователей (П. Услар. Й. Маркварт, К. Менгес, О. Прицак, В. Ф. Минорский, М. Г. Магомедов, Т. М. Айтберов, М. Гаджиев), которые причисляют к наследию авар этнический термин «awar

Происхождение этого имени, как совершенно справедливо подчеркивал востоковед В.Ф. Минорский, сложный вопрос. На первый взгляд просто связать его с именем завоевателей-тюрков (аваров). Этой точки зрения придерживался указанный выше востоковед, склоняясь к своеобразной «варяжской» теории. Но вопрос, по его мнению, осложняется указаниями на то, что аварские правители получали свои титулы от Сасанидов. Речь, конечно, не идет о самом народе (ма`арулал), издавна жившем в Дагестане, но лишь о династии его правителей, которая, по примеру многих стран, могла состоять из пришельцев (В.Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда. М.1963. С.133.). Эту же версию, очевидно, поддерживал еще в начале ХХ в. и Е. Козубский, который указывал, что это название сами аварцы знали «только в смысле политическом, для обозначения жителя бывшего Аварского ханства, но никак не в этническом» (См.: Козубский Е. Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура. 1902. Вып.1. С.42).

Как видим, именно этнополитоним Авар, совпадающий с современным нам именем, и является основой для предположения о связи нынешних аварцев или, вернее, их старого господствующего класса с завоевателями-тюрками. Однако нельзя претендовать на окончательное разрешение вопроса с происхождением имени аварцев на основе все еще недостаточных фактов, но эти последние, несомненно, должны быть выявлены для будущих исследователей.

На сегодня же, как нам представляется, единственно достоверных и бесспорно документированных генеалогий аварских ханов не существует. А что касается их генеалогической идентификации, то существуют следующие версии:

а) они происходят от сасанидских шахов Ирана;

в) они потомки гуннов (и мадъяров) (Клапрот, Услар, Моор);

д) султаны Аварии были из рода султана Оруса (М. Рафии, Н. Яковлев);

е) они произошли от потомка внука Орус-хана Джанибека (М. Тынышпаев);

ж) происходят из рода шаухалов Тарковских (по некоторым сведениям османских (турецких) источников).

Таким образом, мы видим, преобладающими являются версии тюркского происхождения аварских ханов. Это своего рода «варяжская» теория. Можно ее не принимать и оспаривать, но она при скудости исторических сведений не менее правомерна и жизненна, чем какие-либо другие менее правдоподобные версии. Следовательно, мы можем осторожно заключить, что авары-тюрки правили непосредственно среди аварцев (маарулал) несколько веков. Естественно, за такой длительный период они не могли не подвергнуться ассимиляции, т.е. не принять их язык и обычаи. Подобных примеров в истории великое множество. Аналогичное происходило с кабарами-хазарами среди адыгов, «язык которых, смешиваясь с тюркским и трансформируясь, стал превалирующим в Кабарде, поскольку адыги численно во много раз превосходили возглавивших их хазар, ставших князьями и дворянами новообразовавшегося народа» (В.М. Атлыков). То же самое происходило и с булгарами Аспаруха, основавшими на Дунае первое Болгарское государство и растворившимися среди преобладающего славянского населения. Таких примеров можно привести немало.

Замечания общепонятийного порядка

Существует положение, согласно которому народы и племена, сменяя друг друга на определенной территории, не исчезают бесследно: каждое новое племя сохраняет что-то из полученного от своих предшественников. Но существует и другое положение: далеко не всегда этимологическая природа названия народа говорит о его происхождении. Современные болгары, например, сохраняют тюркский этноним своих предков, но они не тюрки, а славяне. В языке болгарского народа от булгар-тюрок, основателей первого булгарского государства на Дунае, осталось всего три слова, включая и самоназвание.

Для определения сущности этнонима важное значение имеет положение, выдвинутое академиком Б. А. Рыбаковым: «Название народности чаще всего восходит к названию первенствующего союза племен, а тем самым может восходить и к имени отдельного племени, если оно было ядром и гегемоном всего союза».

Древнетюркская этнотопонимика и этногенез

Баян. Название села в Чечне в ХIХ в. Считается, что оно «произошло от имени Баяна, знаменитого хана средневековых авар» (А.-К. Бакиханов).

Гумбет. Название одного из феодальных владений в Дагестане. Ученый натуралист И.А. Гильденштедт (1770-1773) указывал, что «Гумбет, по-андийски Михтелар, при речке Гумбет, впадающей в Койсу. От Чечена два дня езды. Он подвластен кумыкскому князю, находящемуся в Чечне. (ДИРЗЕА,С.225). Считается, что название Гумбет получило от кумыкского слова «гюнбет», означающего «лицом к солнцу» («солнечная сторона»), что нам представляется не достоверным. Для такого обозначения у кумыков имеется другой термин «гюн+жувакъ» (солнцепёк). Мы полагаем, что первый компонент «гум», возможно связан с гуннским этнонимом. Этноним гум широко представлен в субстратной гуннской (тюркской) топонимике Кавказа. И не только Кавказа. Так, этот этноним отложился в названии средневекового городища у г. Кисловодска. У балкарцев, например, сохранилась поговорка, связанная с этим городищем: «Хрум-къала, Гум-къала, къуруп къалсын бу къала!», что означает: «Хрума-крепость, Гума крепость, да исчезнет эта крепость!». Историк И. Мизиев полагает, что вместе с именем булгарского Хрума (VII в.) и этнонимом гуннов или куманов (Гум) народная эпическая память сохранила воспоминание о каком-то кровопролитии у стен этого города-крепости. Позднее балкарцы перенесли название Гум-кала на современный город Минеральные Воды. К этому добавим, что, по свидетельству акад. Палласа, черкесы реку Куму и «лесистую долину Подкумы» называли «Гум». В этой зоне известна была и «река Ата-Кум, которая после слияния с несколькими ручьями течет через длинное болото в одном направлении с Кубанью, и, наконец, впадает в нее слева». А сам этнотопоним Гумбет встречается и в других регионах России, в частности в Оренбуржье, в Турции и в др. странах.

К узденам у кумыков относились: 1) старшие уздени, называемые сала-оьзден; 2) уздени других фамилий, которые назывались общим именем уллу-оздень; 3) свободные поселяне, называемые вообще догерек-оздень (здесь хотел бы только обратить внимание на то, что огузов их монголоязычные соседи жужане на своем наречии называли тегрег «тележники», в китайской транскрипции теле)

Сала, салалар. Данный термин правомерно можно связать с гуннским этнонимом сал (зал) и более поздним названием салар, салыр или сала (кит. салацзу), относящимся к числу огузских этнических наименований. Махмуд Кашгарский (XI в.) указывает древнейшую форму этого имени салгур среди огузских племенных названий (Тенишев Э. Р. Строй саларского языка. М. 1976. С.291-292).

В раннем средневековье одна из царских династий Дейлема на юге Каспия называлась Кангариды, а его ветвь называлась Салар (Саларилэр), поэтому первый правитель династии Саларидов назывался Салар ибн Марзбан ибн Мухаммед ибн Мусафир Кангари (середина IX века). Это говорит о том, что гунны кангары (салары) обитали и в этой области.

Однако основным ареалом обитания салов, очевидно, были предгорья и степи Северного Кавказа, Крыма и юга России, где они оставили многочисленные топонимические свидетельства (памятники). К ним, кроме отмеченных выше, несомненно, относятся Салгыр (гидроним в Крыму). [В. Бушаков Тюркская этноойконимия Крыма ], название Сальских степей на юге России.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что носители этнонима сал (сала, зал) были древнейшей племенной общностью авар, оставившей след в ойконимах не только Средней Азии, Азербайджана, Северного Кавказа, но и Восточной Европы (см. выше об аварах в Венгрии). Однако, как нам представляется, наиболее глубокий след это гуннское племя, наряду с булгарами, гюенами и тюменами, оставило в этнополитической истории и этногенезе кумыков. Можем сказать, что салы или салалар у кумыков были потомками средневековых авар, пронесшими через тысячелетие свое исконное этническое имя. Нас в данном случае ни в коей мере не должно смущать то обстоятельство, что к XIX в. они превратились в одно из привилегированных сословий кумыкского общества.

Основа «сала» представлена в социальном термине кумыкского языка сала-узден и, по данным словарей, сала означает «дворянин». В языке соседствующих с засулакскими кумыками чеченцев употреблялось выражение салуоин-эли со значением «салатавские князья»; т. е. «кумыкские князья».

М. Б. Лобанов-Ростовский утверждал, что «сала-уздени кумыкской плоскости составляли особый класс, первый в народе после князей, вероятно, по месту их первоначального поселения на речке Сала-су». Д. М. Шихалиев в своей знаменитой работе указывает выходцами из каких именно мест они являются: «Сала или салатавцы, выходцы из находящейся за Гумбетовским хребтом деревни Рикони, жили при речке Сала-су, впадающей в Акташ. В Андрееве и ныне существует квартал Сала».

Все вышеизложенное, как нам думается, позволяет сделать вывод о том, что:

а) средневековые авары имели определенное отношение к формированию господствующего класса аварцев;

б) являясь наряду с другими тюркскими племенами этническими составляющими кумыков, сыграли решающую роль в их этногенезе и формировании кумыкской феодальной народности в XV-XIX вв.

Баскаков А.Н. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». М. 1985;

Бенциг И. Языки гуннов, дунайских и волжских болгар//Зарубежная тюркология.М.1986;

J. Brutzkus. The khazar origin of ancient Kiev//The Slavonic and East European Review.1944 mayis, volXXII,no58.s/108-104;

Бузуртанов М.О., Виноградов В.Б., Умаров С.Ц. Навеки вместе. Грозный.1980; Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа. ч.2. СПб.;

Вехи единства. Сб.статей, посвященных 200-летию вхождения Чечено-Ингушетии в состав России. Грозный. 1982.;

Дёрфер Г. О языке гуннов//Зарубежная тюркология. М.1986;

Zeki Veldi Togan. Umumi Turk Tarihine giris. Istanbul. 1981. s. 161;

Islam Ansiklopedisi. Istanbul. 1970. С.2;

Народы Кавказа. М.1960;

Kirzioglu F. Dede Korkud Oguznamelerin isiginda Karapapaklar, Borcali-Kazak urugunun Kur-Aras boylarindaki 1800 yilina bir bakis. Erzerum, 1972;

Лавров Л.И. Тарки до XVIII в.//Ученые записи ИИЯЛ. Т. 4. Махачкала. 1958. С. 15;

Н.В. Несколько слов об аварцах//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис. 1869. С.V.;

Немет Ю. К вопросу об аварах//Turcologica. M. 1976;

Nemet G. Hunlarin dili//Attila ve Hunlari. Ankara.1982;

Nemet G.Hunlar ve Macarlar//Attila ve Hunlari. Ankara.1982;

Малов С. Памятники древнетюркской письменности. М.-Л. 1951, С. 44;

Оразаев Г.М.-Р. К интерпретации северо-кавказского топонима Бораган. Тезисы докладов по итогам географических исследований в Дагестане. Вып. XXI. М.-ла. 1993, сс. 93-95;

Ошаев X.. Экскурсанту-туристу. Грозный. Типо-лит. чеч. изд-ва «СЕРЛО». 1928;

Полосин В.В. Этноним «булгары» в арабских источниках Краткие сообщ. VII науч. Сессии ЛО ИВ АН СССР. Л. с. 26-29;

Руденский Н.Е. Венгры//Расы и народы, Вып.14.М.1984;

Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент. 1925;Rasanen M.Nohmals finn, Turku, russ. torg usw.// Neuphdolgishe Mitteilungen. Helsinki. 1951, 52, H. 7; Семенов Н.С. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб. 1895. С. 388;

Таймасханова Т.Г. Тюркский элемент в аварской топонимии // Тюркско-дагестанские языковые взаимоотношения. Махачкала. 1985.С.108; Тенишев Э. Р. Строй саларского языка. М. 1976. С.291-292;

Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в ХIХ в. М. 1961;

Эрдели И. Авары//Природа, 1980, № 11;

Яковлев Н. Новое в изучении Кавказа//Новый Восток. №5.М.1924.

Опубликовано:
газета «Ёлдаш/Времена», 16.11.2007-14.12.2007

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *