Авиатор уточкин чем знаменит
Памяти Сергея Уточкина
12.01.2016 – 100 лет со дня гибели выдающегося одесского спортсмена, одного из первых русских авиаторов Сергея Уточкина.
Сергей Исаевич Уточкин родился в Одессе 12 июля (30 июня по старому стилю) 1876 года.
Кто такой Сергей Уточкин? В годы его жизни такой вопрос одесситы сочли бы бестактным и даже оскорбительным, ибо это имя обожала почти вся Одесса. Александр Куприн сказал об этом обожании коротко, но емко: «Если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и Сергея Уточкина – кумира рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ и уличных мальчишек».
Сергей рано увлекся спортом. Точнее следовало бы это назвать не увлечением, а уходом в спорт, как в образ жизни. Уже в 14 лет он становится лучшим конькобежцем города. В 15 бросает учебу и начинает зарабатывать деньги, участвуя в велогонках. В течение 17 лет не сходит с трека и одерживает множество побед. Становится чемпионом России по велоспорту и, выйдя на международную арену, завоевывает Большой приз на соревнованиях в Лиссабоне.
С велосипеда Уточкин переходит на мотоцикл, затем – на автомобиль, на котором участвует в автогонках и ставит рекорды скорости.
Сергей занимался плаванием и яхтами, фехтованием, боксом и теннисом. Был отличным конькобежцем, а когда появился футбол, выступал в первых одесских командах.
Упоминание о футболе требует отступления от основной темы, ибо далеко не всем (даже в сегодняшней Одессе) известно, что самым футбольным городом Российской империи в те времена была именно Одесса: первый футбольный клуб здесь был создан англичанами еще в 1878 году, а сборная города выиграла первый же полуофициальный чемпионат России (правда, петербуржцы смогли опротестовать эту победу, мотивируя перебором легионеров – за Одессу в финале играли четыре англичанина).
В Одессе футбол приобрел особую популярность. Он освещался в специализированной спортивной прессе, имена лучших игроков были у всех на слуху, и не случайно именно одессит Юрий Олеша написал первый советский роман («Зависть»), где футбол являлся значимым элементом сюжета. Кстати, юркий полузащитник Олеша играл в одной команде не только с будущей звездой сборной Богемским, но и с Валентином Катаевым, и с поэтом Багрицким. Многие одесские литераторы и люди искусства уделяли свое внимание новому виду спорта.
Сергей Уточкину играл в профессиональных футбольных клубах с 17 лет.
Он был одним из первых местных игроков в Одесском британском атлетическом клубе и много сделал для развития этой игры в городе.
Впрочем, Уточкин приобрел популярность не только своими спортивными достижениями, но и экстравагантными поступками. Ему мало было выигрывать на треке или на футбольном поле, он стремился, что называется, «произвести впечатление». Привлекал внимание, чем только мог: бегал наперегонки с трамваем, состязался на велосипеде со скаковой лошадью, на роликовых коньках – с велосипедистом.
Знаменитая одесская Бульварная (Потемкинская) лестница стала для него нескончаемым источником трюков, он съезжал по ее ступеням на всем, что только оказывалось в его распоряжении, восхищая мальчишек и приводя в ужас женщин. Пожалуй, лишь самые знаменитые артисты были столь же известны, как этот веселый огненно-рыжий человек, отважный и по-рыцарски благородный – любимец всей Одессы.
В 1908 году Уточкин принял участие в создании Одесского аэроклуба (созданного практически одновременно со Всероссийский аэроклубом в Санкт-Петербурге). Через год получил удостоверение пилота-аэронавта. Параллельно освоил планеры. Появились аэропланы, и Уточкин обрел новое увлечение.
В конце марта 1910 года Уточкин получил от Одесского аэроклуба грамоту на звание «пилота-авиатора». А уже в августе он испытывал самолеты на заводе «Дукс» в Москве. В конце года Всероссийский аэроклуб С-Петербурга в свою очередь выдал летчику пилотский диплом под № 5.
Когда и где Сергей Уточкин проходил обучение полетам на аэроплане доподлинно неизвестно. Создается впечатление, что он, впервые сев в кабину, сразу полетел. Такое предположение не лишено смысла, имея в виду характер и спортивные таланты этого уникального человека.
Уточкин был самоучкой – осваивал воздушный океан на чистом вдохновении и бешеном желании летать. Как пилот, Уточкин был чрезмерно азартным, часто пренебрегал опасностью. Его рискованный стиль нравился широкой публике, и он быстро стал ее любимцем не только в Одессе, но и везде, где выступал. Интересно, что сам себя Уточкин часто относил к разряду артистов и клоунов. Развлекать публику для него было также органично, как и рисковать. Такой уж это был человек – неугомонный одессит, любимец публики Сергей Уточкин!
На первом Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге в числе двенадцати приглашенных спортсменов был и Уточкин. В состязаниях профессионалов вошел в число призеров по выполнению ряда упражнений на точность пилотирования. В общей сложности Сергей Уточкин совершил около 150 полетов на аэроплане. Ему не раз приходилось попадать в аварии и переживать смертельно опасные минуты. До поры все обходилось.
Трагедия случилась в 1911 году в ходе первого в России дальнего перелета Петербург – Москва. Перелет, вызвавший поначалу всеобщий восторг, был сущей авантюрой. Здравомыслящие авиаторы считали эту дистанцию крайне трудной, а в ненастную погоду со шквальным ветром и дождем, случившуюся в день старта (10.07.1911) – непреодолимой.
В итоге 15 искалеченных авиаторов завершили перелет на госпитальных койках, пилот Николай Шиманский погиб и лишь один пилот – Александр Васильев сумел долететь до Москвы.
В аварию попал и Уточкин. Его самолет врезался в крутой берег реки и развалился. Пилоту удалось выпрыгнуть из аэроплана буквально на лету. Он остался жив, но получил серьезные травмы: перелом ноги, руки, вывих ключицы, коленной чашечки, ушибы грудной клетки. Крайне тяжелой оказалась черепно-мозговая травма головы, в результате которой Уточкина стали мучить головные боли, приведшие в дальнейшем к нервно-психическому заболеванию.
После аварии Уточкин оказался в московской больнице. И хотя Сергей через полтора месяца выписался из больницы, до полного восстановления было далеко. Привыкший к бурной деятельности, Уточкин, неожиданно остался не у дел, лишился заработка. Ко всем несчастьям от него ушла жена.
Травма черепа оказалась роковой. Появились сильные головные боли. Снять их помогали лишь лекарства, содержащие наркотики. Несмотря на все старания врачей и друзей, болезнь стремительно развивалась. Сергей лихорадочно искал выход. Метался между Одессой и Петербургом. Из последних сил пытался избегать психиатрических лечебниц. Но неизменно в них оказывался.
Осенью 1913 года консилиум одесских врачей поставил безжалостный диагноз: тяжелое нервное расстройство на почве употребления наркотических веществ.
Душевное состояние Уточкина точно передал его друг, знаменитый борец и авиатор Иван Заикин: «В Одессе Сергей пришел ко мне изможденный, нервный. Я любил его за энергию, за смелость в полетах, это был один из первых соколов нашей русской авиации. Теперь он был слабым физически и душевно больным человеком. ».
Уточкин вновь уезжает в Петербург, но там его вновь ждет разочарование. Началась первая мировая война. Многие авиаторы были мобилизованы. Стараниями друзей ему присваивают воинское звание «прапорщик» и зачисляют в автомобильно-авиационную дружину. Большое участие в его судьбе в это время принимала первая русская летчица Лидия Зверева.
Умер знаменитый авиатор 13 января 1916 года (31 декабря 1915 по старому) на сороковой год своей жизни.
Погасла яркая звезда Сергея Уточкина. Его сожгло небо. Как метеор, проживающий в атмосфере считанные мгновения. Его похоронили с воинскими почестями на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, невдалеке от могил других русских авиаторов, погибших в авиакатастрофах.
В честь Сергея Уточкина в Одессе названа улица. Поставлен памятник: молодой и красивый бронзовый Сергей стоит на площадке кинотеатра, который он сам называл когда-то «Кино-Уточ-Кино».
***
«То, что с ним случилось, было фатально неизбежно. На роду, как говорится, было написано» – такими словами многие комментировали судьбу Уточкина. При этом вкладывая в это свой определенный смысл. Одни отмечали потрясения детства (Сергей рано остался сиротой), другие – наследственность (старший брат спился и вел образ жизни городского сумасшедшего), третьи – наркотики (якобы, и раньше «баловался»). И, словно сговорившись, мало кто называл главную причину – жесточайшую аварию 10 июля 1911 года, отводя ей лишь второстепенную роль.
«То, что с ним случилось, было фатально неизбежно. На роду, как говорится, было написано» – да, с этим можно согласиться. Только в другом смысле – с его неугомонным характером, пренебрежением к опасности можно было быть классным спортсменом (велосипедистом, футболистом и др.), но не летчиком! Летное дело не терпит неоправданного риска и лихачества. Многие авиаторы тогда этого еще не знали и поплатились своей жизнью.
Если за период 1903-1910 гг. в России погибли всего лишь 5 авиаторов, то уже только за один 1911 г. – 82 человека, а за 1912 г. – 128 человек. Первые покорители неба, и в их числе Сергей Уточкин, своей кровью начинали писать правила летного дела, которым мы следуем сегодня. Увы, не всегда успешно. И этим лишний раз доказываем, что в авиации мелочей нет. За малейшее послабление в выполнении правил безопасности полетов расплачиваться приходится многими человеческими жизнями.
Одержимый небом: 150 взлетов и 4 смертельных падения Сергея Уточкина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сергей Уточкин был настоящим спортсменом, любил испытывать себя на прочность, экспериментировать. Он не боялся тяжелых испытаний и без тени сомнений брался за самые рискованные авантюры. Свой первый «полет» он действительно совершил на крыле ветряной мельницы (конечно, удалось ему это не с первого раза, но ощущения были ни с чем не сравнимы).
На свободу он вышел к началу Первой мировой войны. Искренне стремился на фронт, но безумца никто не хотел брать в ряды армии. Сергей ушел из жизни 13 января 1916 года, официальной причиной смерти значилось воспаление легких, однако бытует мнение, что пламенный мотор его сердца остановился из-за передозировки морфием и кокаином.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сергей Уточкин – первый в московском небе
Явился ХХ век – и, казалось, мир перевернулся. Новые скорости, новые возможности – и новые люди. Романтики прогресса. В науку и технику тогда верили безоговорочно. Даже наркотики в среде прогрессистов не считались чем-то предосудительным. Ведь они – вроде как изобретение медицины…
Уточкина по праву считают образцом одессита. Жизнелюбивый, мощный, веселый, поэтичный, склонный к авантюризму – он повсюду излучал юное черноморское солнце.
Писатель Александр Иванович Куприн любил и понимал таких молодцев. Он вспоминал Уточкина с азартом, достойным нашего авиатора:
«Вся жизнь его была пестра, подвижна, тревожна и по-своему блестяща; вся на краю риска, часто лицом к лицу со смертью! В самом раннем детстве подвергся он потрясающему перепугу во время ночного пожара, что и отразилось на всю его жизнь тяжелым заиканием. Учился плохо, и не так по лености, как вследствие необычайно пылкого темперамента. Перебывал во множестве учебных заведений и, кажется, ни одного не окончил.
Могущественным, неотразимым очарованием влек его к себе спорт всевозможных видов, и в каждой отрасли он добивался совершенства. В школе: городки, лапта, турник, перышки, пуговки, голуби, прыганье, теннис, футбол. Впоследствии – спортивный бег, плаванье, гребная и парусная гонка. В период возмужалости последовательно – фехтование, борьба, бокс, велосипед, мотоциклетка, автомобиль, воздушный шар и, наконец, роковой для него аэроплан.
В велосипедных состязаниях он выступал как профессионал, сделал себе громкое имя на русских и заграничных ипподромах, установил в свое время несколько видных рекордов и зарабатывал большие деньги. Держал сначала велосипедный, а потом автомобильный магазин и еще что-то; но держал тоже из своеобразного соревнования, потому что неизбежно прогорал».
Французская открытка с велосипедистом-спринтером С.И. Уточкиным/ivak.spb.ru
Замечательный спортсмен, он учился летать. В 1907 году Уточкин совершил в Одессе несколько самостоятельных полетов на воздушном шаре, а 29 июля 1908 года достиг на нем высоты 1200 метров. Затем со своим аэростатом он отправился в Египет и летал над пирамидами и пустыней Сахарой.
В каких только переделках не побывал! Вот уж действительно «А он, мятежный, просит бури». Имя воздухоплавателя гремело на всю Одессу, но всероссийскую славу ему принесет пилотируемая авиация. Когда в Одессе появился первый аэроплан, Уточкин, конечно, попытался поднять его в небо. Но, как и другие одесситы, потерпел неудачу. Машину они загубили. А Уточкин понял, что этому делу надо учиться. Где? Столицей авиаторов считался Париж.
Там он и устроился слесарем на фабрику, где собирались авиамоторы «Гном». Наблюдал полеты уже известных авиаторов Райта, Блерио, Сантос-Дюмона. Ни в какую летную школу не поступил – по большому счету, стал самоучкой. Но быстро делал успехи. Он хорошо знал технику, сам конструировал летательные аппараты. И – оказался прирожденным летчиком.
В марте 1910 года состоялся первый настоящий полет русского авиатора, и случился он в Одессе. Нет, первым был не Уточкин, а Михаил Ефимов, его товарищ. Уточкин вторым в России получил лицензию пилота. О первом полете вспоминал как о первой любви: «Мой первый полет длился двенадцать минут. Это время ничтожно мало, когда оно протекает в скучной, серой, мертвящей обстановке жизни на земле, но когда летишь, это – семьсот двадцать секунд, и каждую секунду загорается новый костер переживаний, глубоких, упоительных и невыразимо полных… Сказка оборвалась… Я спустился. Легкий, как сон, стоял аэроплан на фоне восходящего солнца. Трудно было представить, что несколько минут тому назад он жил и свободно двигался в воздухе».
У Уточкина, несомненно, имелось и литературное дарование – это видно даже по воспоминаниям о полете. Настоящий сын серебряного века! Вскоре после первого полета он начал мечтать о самолете собственной конструкции. И – бросил всю свою энергию на пропаганду авиации. Стал авиатором-спортсменом.
В августе 1910 года Уточкин испытывал лицензионные самолеты на заводе «Дукс» в Москве, потом всё-таки достроил свой самолет-биплан по типу «Фармана», на котором, к восторгу и ужасу публики, совершал полеты над Одессой и Черным морем. Отчаянная смелость и артистизм принесли ему громкую славу. Несколько лет путь авиатора был усеян цветами.
В 1910-1911 годах Уточкин первым демонстрировал полет самолета во многих городах России и за рубежом. Это был его звездный час! Он за один год приучил публику к полетам, к аэропланам, к тому, что авиация – не сказка, не миф. Именно таких героев – бесшабашных, порывистых – публика любит крепко.
Он совершил около 150-ти полетов на аэроплане почти в 70 городах. При этом не меньше десяти полетов окончились плачевно – но бесшабашный «летун» чудом оставался невредим. На выступления Уточкина собирались десятки тысяч человек! Восторженная публика носила его на руках. Среди тех, кто с восхищением наблюдал за подвигами смельчака – будущие летчики и конструкторы. Те, кто превратит ХХ век в век авиации и космонавтики.
В июле 1911 года состоялся первый в России дальний перелет Петербург – Москва. Все лучшие летчики тогда попытали счастья в этой авантюре. Уточкин полетел первым. В десяти километрах от Новгорода он был вынужден посадить машину, но после ремонта продолжил путь. И всё-таки завершил перелет на больничной койке, как и 16 из 17-ти стартовавших летчиков… Долетел до Москвы только Александр Васильев.
Объявление о полетах С.И. Уточкина 15 августа 1910 г. в Нижнем Новгороде/ivak.spb.ru
«Он – считается – чудак. Отношение к нему – юмористическое. Неизвестно почему. Он одним из первых стал ездить на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, одним из первых стал летать. Смеялись. Он упал в перелете Петербург – Москва, разбился. Смеялись. Он был чемпион, а в Одессе думали, что он городской сумасшедший», – так рассуждал о летчике другой Одессит, Исаак Бабель. Да Уточкин и был безумцем. Таким, как Дон Кихот – только со спортивным разрядом.
Между прочим, Дон Кихот возник в нашем рассказе неслучайно. В детстве на Сергея Уточкина сильное впечатление произвела ветряная мельница. «Вот бы на ней полетать!» – подумал он. И попытался осуществить свою мечту. Схватился за крыло мельницы, поднялся на несколько метров – и упал на землю. Больно! Но он встал, отряхнулся, перевел дух – и изловчился, крепко зацепился за мельничное крыло. Два круга он летал на мельнице! С тех пор и полюбил небо. И падений не боялся.
Недолгой была его слава: уже в 1912-м Уточкин временами лишался рассудка. Рвался в Зимний дворец, к императору, рассуждал бессвязно… Снова и снова возвращался на больничную койку.
Про небо не забывал и не сдавался. «Я летал над морем, над собором, над пирамидами. Четыре раза я разбивался насмерть. Остальные разы – „пустяки“. Питаюсь только воздухом и бензином… Разбил все аппараты. Но – главное – мой головной мотор еще хорошо работает, и я выдумаю что-нибудь еще».
Памятник Сергею Уточкину в Одессе, расположенный по адресу ул. Дерибасовская, 22 в доме, в котором располагалась синема́, открытая братьями Уточкиными – «УточКино»
Он умер в разгар войны, и потому его некрологи затерялись в сводках с фронта. Умер под новый 1916 год, вроде бы – всеми забытый. По старому стилю – 31 декабря. Но легенда не умерла. В двадцатые годы авиация играла всё более важную роль в жизни общества. И Уточкина летчики считали одним из первопроходцев, чтили память о нем.
Выходили статьи и книги о быстро сгоревшем храбреце. Еще перед войной начали снимать художественный фильм об Уточкине. Правда, летчику снова не повезло, фильм не сумели закончить. Но вернулись к этой теме в 1961-м, и в 1962 году на экраны вышла кинокартина «В мертвой петле». Роль Уточкина исполнил знаменитый Олег Стриженов. В Одессе открыт памятник выдающемуся летчику. Разве можно забыть человека, который открыл авиацию для тысяч людей, в том числе – для будущих конструкторов и асов?
140 лет назад родился легендарный российский спортсмен и воздухоплаватель Сергей Исаевич Уточкин
12 июля 1876 года в Одессе родился один из первых русских авиаторов и летчиков-спортсменов, многосторонний и очень талантливый спортсмен Сергей Исаевич Уточкин. В 1910-1913 годах он был, пожалуй, самым известным и популярным летчиком-спортсменом Российской империи. Хотя Сергей Уточкин прожил короткую жизнь, она была достаточно яркой, чтобы навсегда вписать его имя в отечественную историю, куда он вошел и как «дедушка русской авиации».
Один из первых отечественных авиаторов любил спорт и был очень многосторонним человеком и талантливым спортсменом — фехтовальщиком, пловцом, боксером, вело-, мото- и автогонщиком, яхтсменом, футболистом. Его заслуга в популяризации авиации в России в 1910-1914 годы по-настоящему велика. В это время Уточкин совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах империи. При этом его полеты наблюдали будущие известные летчики и авиаконструкторы, среди которых были С. В. Ильюшин, И. И. Сикорский, П. О. Сухой, С. П. Королев и многие другие. Его друг, писатель Александр Куприн, писал о нем: «Из многих виденных мною людей он самая яркая по оригинальности и духу фигура».
Сергей Исаевич Уточкин родился в Одессе 12 июля 1876 года в купеческой семье. Отец его принадлежал ко 2-й купеческой гильдии, считаясь очень успешным строительным подрядчиком. В 1881 году в возрасте пяти лет он остался без матери, которая умерла при родах, родив ему младшего брата. А вскоре, заболев туберкулезом, из жизни ушел и отец Сергея. Опекунство над ставшими сиротами детьми Уточкиных взяли на себя родственники отца. Сначала это была двоюродная сестра. Но затем мальчики стали воспитываться у чужих людей, которые брали их на пансион на деньги, оставленные отцом.
До 15 лет Сергей обучался в коммерческом училище Святого Павла в Одессе, после чего оставил учебу, ради занятий спортом, который и принес ему всероссийскую известность. В опубликованном в 1913 году автобиографическом очерке под названием «Моя исповедь» Сергей Исаевич Уточкин писал, что успешно занимался 15 видами спорта. Не обладая какими-то выдающимися природными данными, Уточкин сумел добиться успехов в спорте благодаря силе воли и большому трудолюбию. Так он становился чемпионом Одессы в соревнованиях по фехтованию, теннису, конькобежному спорту, гребле, боксу, плаванию и борьбе. Самостоятельно занимался постройкой яхты и затем побеждал на ней в парусных регатах. Он даже успел опуститься на дно моря в водолазном костюме. Помимо этого Сергей Уточкин стал одним из первых в стране футболистов, выступая за любительскую команду Одесского британского атлетического клуба. В то время футбол в Российской империи культивировался главным образом среди иностранцев, однако Сергей Уточкин сломал эту традицию, основав в Одессе сразу два футбольных клуба, в одном из них он был избран капитаном. Также Уточкин одним из первых в стране освоил роликовые коньки. Будущий авиатор совершал прыжки с парашютом, занимался джиу-джитсу, в дальнейшем стал известным велогонщиком, водил автомобиль и мотоцикл.
Будучи очень разносторонним спортсменом, Уточкин добился наибольших успехов, как велогонщик. Одесский писатель Валентин Катаев позднее в своих воспоминаниях писал: «Велосипед был стихией Уточкина». На рубеже веков в конце XIX и начале XX века Одесса считалась настоящим центром велосипедного спорта юга России. Членом Одесского общества велосипедистов-любителей Сергей Уточкин стал еще весной 1890 года, после чего на протяжении последующих 20 лет добивался многократных побед на соревнованиях как внутри страны, так и за границей. Так он неоднократно становился чемпионом и рекордсменом России и завоевывал награды на международных велосипедных соревнованиях, которые проводились в Европе.
Часто Сергей Уточкин, даже уступая более именитым спортсменам в опыте, умел добиваться победы, благодаря выносливости и выдержке, которые позволяли ему сохранять силы для спурта на самом финише. Умение финишировать сделало Уточкина очень известным велогонщиком и в Европе. 1895-1905 годы были временем очень большой популярности велоспорта в Российской империи, а Сергей Уточкин признавался непревзойденным спринтером и был одним из любимцев российской публики. По словам самого Уточкина, именно навыки, которые были получены им во время занятий спортом, помогли ему в будущем самостоятельно и в достаточно короткие сроки освоить управление разными воздухоплавательными аппаратами, в первую очередь — аэропланами.
При этом знаменитому одесскому спортсмену было недостаточно побеждать только на велотреке или футбольном поле, Уточкин хотел расширить пределы человеческих возможностей. Для этого он бегал наперегонки с одесским паровым трамваем, соревновался на роликовых коньках против велосипедиста, а на велосипеде со скаковой лошадью, причем, с неизменным успехом добиваясь побед. Знаменитая Потемкинская лестница в Одессе стала для Сергея настоящим источником спортивных трюков: он спускался по ее ступеням на мотоцикле, велосипеде и автомобиле.
При этом, занимаясь спортом, Сергей Уточкин не нажил себе никакого состояния. Напротив, он тратил личные средства на приобретение спортивного снаряжения и инвентаря, оплачивал поездки на соревнования в России и за границей. Расходы его значительно выросли после того, как он увлекся авиацией и воздухоплаванием. Одновременно с этим Уточкин никому и никогда не отказывал в получении материальной помощи, а его щедрость и отзывчивость были хорошо известны жителям Одессе.
2 октября 1907 года в Одессе после ряда неудачных попыток Уточкин смог совершить самостоятельный полет на купленном им воздушном шаре. Данный полет происходил на высоте 1200 метров над землей. А уже в 1908 году он вместе со своим товарищем отправился в Египет, где также совершил несколько полетов.
Осенью 1908 года Анри Фарман французский авиатор совершил свой знаменитый перелет длиной практически в 30 километров во Франции на биплане конструкции братьев Фарман, а уже 25 июля 1909 года еще один француз — Луи Блерио на моноплане собственной конструкции совершил перелет из Франции в Англию, преодолев пролив Ла-Манш по воздуху, за что был представлен к ордену Почетного легиона. Эти и другие мировые события, которые были связаны с авиацией, а также начавшиеся в 1909 году в Российской империи демонстрационные полеты иностранных пилотов, вызвали в стране неподдельный интерес и увлечение воздухоплаванием. Не мог остаться в стороне от этого и Сергей Исаевич.
Примерно в это же время целый ряд русских пилотов, в том числе представлявших Одессу, приступили к обучению за границей. 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1910 года Сергей Уточкин впервые взлетел на биплане «Фарман-IV», который принадлежал одесскому банкиру Ксидиасу. Впоследствии Сергей выкупил у него биплан, использовав воздушное судно в своем последующем турне по российским городам. Сергей Уточкин стал вторым дипломированным летчиком в истории российского воздухоплавания (первым был Михаил Ефимов). Если Михаил Ефимов осваивал летное мастерство во Франции в школе Фармана, то Сергей Уточкин выучился летать самостоятельно и уже весной 1910 года успешно сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, а в дальнейшем подтвердил свое звание в ИВАК — Императорском всероссийском авиаклубе. Уже в мае 1910 года Сергей Уточкин приступил к выполнению показательных полетов в Киеве, Харькове, Москве и Нижнем Новгороде. В общей сложности в 1910-1912 годах Сергей Уточкин выполнил порядка 150 полетов, посетив 70 городов в Российской империи и за ее пределами.
Сергей Уточкин стал первым российским авиатором, который поднял аэроплан в московское небо. Присутствующий при этих первых полетах профессор Николай Егорович Жуковский отметил, что у Сергея помимо умения и знания есть необходимая для авиатора врожденная способность. Демонстрации полетов в исполнении Сергея Уточкина собирали многотысячные толпы зрителей. К примеру, 22 апреля 1910 года в Киеве на показательных полетах присутствовало до 49 00 зрителей. На выступление Уточкина в Баку, которое состоялось 23 октября 1910 года, пришло порядка 20 000 человек.
На лето 1910 года пришелся пик славы и популярности авиатора в России. К примеру, 3 июля в присутствии большого количества зрителей в небо поднялся самолет «Фарман» под управлением Уточкина. Он совершил взлет с территории Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе, перелетев через Одесский залив. Данный полет для Уточкина был юбилейным — сотым. Некоторые СМИ сравнили его по важности со знаменитым перелетом Блерио через Ла-Манш.
В июле 1911 года Сергей Уточкин принял участие в грандиозном для того времени перелете по маршруту Петербург — Москва. Поднявшись в небо с Коломяжского аэродрома, несколько самолетов сразу же взяли курс в направлении Москвы. При этом до конечной точки маршрута долетели не все. Во время перелета один летчик погиб, еще трое получили ранения разной степени тяжести. Сам Сергей Уточкин потерпел аварию на территории Новгородской губернии, под Крестцами, — здесь его аэроплан врезался в берег реки и развалился на мелкие части. Но для авиатора все закончилось достаточно хорошо, хотя Сергей и получил перелом ключицы, вывих колена и многочисленные ушибы и ссадины по всему телу, но самое главное заключалось в том, что он буквально чудом остался жив в этой аварии.
К тому моменту веснушчатого и огненно-рыжего Сергея Уточкина уже узнала и полюбила вся страна. Он был настоящим кумиром публики. Еще при его жизни на свет начали появляться книги и статьи о нем, а в СССР о нем был снят художественный фильм «В мертвой петле», в котором главную роль сыграл Олег Стриженов. В те годы воздушные приключения и кульбиты на грани хулиганства Уточкина на долгое время стали предметом обсуждений и шуток обывателей. Вновь совершать публичные полеты авиатор начал только в 1912 году, восстановившись от последствий аварии. При этом он посещал не только крупные, но и малые российские города. В частности, весной 1912 года он побывал в станице Каменской, расположенной на Северском Донце в Области Войска Донского.
К тому моменту перенесенные Уточкиным многочисленные аварии и травмы, хроническая бессонница и сильные головные боли, а также нервное расстройство на фоне личной семейной драмы (во время болезни летом 1911 года от него ушла жена), привели к душевному надлому авиатора. В 1913 году он перерос в психическое расстройство. Свою лепту в болезнь внесло и злоупотребление сначала болеутоляющими средствами, содержащими морфий, а затем гашишем и кокаином, с которыми летчик познакомился еще в 1908 году в Египте, во время совершения здесь полетов на воздушном шаре. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что Сергею Исаевичу не удалось добиться в воздухоплавании тех же успехов, каких он сумел добиться в спорте. Сергей Уточкин не стал лучшим летчиком России. К тому же российская публика, мнением которой Уточкин всегда сильно дорожил, продолжала видеть в нем спортсмена-эксцентрика, своеобразного воздушного акробата, а не героя-авиатора.
Последние годы жизни авиатора прошли в Санкт-Петербурге, Кишиневе и родной для него Одессе. Периоды лечения сменялись периодами нужды и поисков работы. На тот момент времени за Уточкиным прочно закрепилась репутация «безумца». Рецидивы его душевной болезни, которые подпитывались употреблением наркотических средств, сменялись нормальным состоянием, однако устроить свою жизнь Уточкин уже не мог. Постоянных заработков он не имел, подрабатывая лишь игрой на бильярде. Тогда же в «Синем журнале», который издавал Куприн, были опубликованы его воспоминания.
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война пробудила в Сергее новые надежды. Он загорелся желанием попасть на фронт, оказаться в авиации, веря в том, что накопленные им знания и умения в воздухоплавании будут востребованы в сражениях. Но куда бы не обращался пилот, всюду он получал лишь отказы — его считали не вполне нормальным для военной службы и даже благоприятные отзывы некоторых врачей не убеждали членов военных призывных комиссий.
В конце концов, его настойчивость обеспечила результат. В 1915 году он добился зачисления в автомобильно-авиационную дружину под Петроградом в звании прапорщика. Здесь он был инструктором, снова получив возможность заняться любимым делом — полетами. Во время одного из таких полетов в декабре 1915 года летчик очень сильно простудился и был госпитализирован в больницу Святого Николая-чудотворца на Мойке. Здесь он и скончался от осложнений, вызванных воспалением легких, в ночь на новый 1916 год. Пионер российской авиации скончался 31 декабря 1915 (13 января 1916 года по новому стилю). Он ушел из жизни в свои неполные 40 лет, пять из которых отдал авиации. Сергея Уточкина похоронили в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
По материалам из открытых источников