Авизо аккредитива что это
Что такое авизо в бухгалтерии
Авизо – это термин итальянского происхождения. Он весьма часто встречается при обсуждении финансовых тем. Значение его меняется в зависимости от контекста. Понятие это используется в коммерческой, банковской и бухгалтерской средах.
Несмотря на то что четкого закрепления обязательных реквизитов авизо законодательство не предусматривает, тем не менее в некоторых случаях суды в своих постановлениях указывают, что авизо — документ сводной формы, содержащий сведений о конкретных погашаемых поставках, а также о размере и основаниях зачета в случае его осуществления, в котором содержатся ссылки на конкретные оплачиваемые товарные накладные, а также на размер и основания зачета, если такой проводился
Посмотреть мнение судей
Что обозначает авизо
Авизо представляет собой официальное извещение, составленное в письменной форме. Оно используется для уведомления о совершении каких-либо платежей, об отправке груза. Извещение направляется от одного лица другому.
К примеру, банк может отправить своему клиенту уведомление о выполнении поручения. Это может быть перевод денег на указанный счет. В документе также прописывается сумма, которая осталась на счете.
В некоторых случаях суды, употребляя термин «авизо», отождествляют его с заявлениями о зачете встречных однородных требований, в которых также указаны реквизиты товарных накладных, по которым производились поставка товара, оплата товара с указанием сумм скидок, штрафных санкций и тому подобное.
Посмотреть мнение суда
В рамках бухгалтерского учета авизо представляет собой уведомление о различных отклонениях или изменениях статуса финансовых потоков, имущества, различных активов. В бумаге может содержаться информация об изменениях в нормативных актах касательно оформления бухгалтерских документов. Через авизо также могут сообщаться эти сведения:
Также в уведомлении может содержаться другая информация.
Разновидности
Авизо отличаются друг от друга в зависимости от того, от кого и кому они направляются:
ВАЖНО! Образец авизо при расчетах между головным офисом и филиалом от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Бухгалтер может упростить ведение документов. Для этого можно воспользоваться ПО «1С: Бухгалтерия 8». В этой программе есть специальная форма «Авизо».
Также уведомления подразделяются на эти типы:
Авизо подразделяются на эти виды:
Чем больше развиваются технологии, тем чаще используются электронные авизо. Однако нужно помнить, что они не будут действительными без цифровой подписи.
К СВЕДЕНИЮ! Авизо достаточно часто используется в рамках коммуникации между структурными подразделениями. К примеру, документ актуален при распределении трат по хозяйствам с различными отраслями, при поступлении средств на расчетный счет для распределения зарплат.
Кредитовое и дебетовое авизо
Кредитовое авизо используется при коммуникации между контрагентами. Оно устанавливает наличие долга перед контрагентом. Оформляется покупателем. Продавец, в свою очередь, составляет счет-фактуру. По сути, кредитовое уведомление обозначает поручение на зачисление средств.
Дебетовое авизо нужно для уведомления контрагента о том, что у покупателя есть обязательства перед контрагентом. Составляется продавцом. Является свидетельством наличия права на требование об исполнении обязательств. Также документ может считаться поручением о списании средств по заключению сделки. Дебетовое авизо подразделяется на эти типы:
К СВЕДЕНИЮ! Авизо используется в российских фирмах достаточно редко. Заменой этому документу служат счет-фактуры. Однако бухгалтеру нужно иметь в виду, что авизо обязательно применяются в рамках международных сделок.
Оформление авизо
Унифицированная форма авизо отсутствует. Поэтому фирма может установить свою форму документа, которая будет удобна в рамках деловой переписки. Однако в бумаге обязательно должны содержаться эти данные:
Метод передачи авизо регламентируется корреспондентскими и межбанковскими договорами. Авизо содержит в себе все реквизиты официальных документов. Если эта бумага направляется в банк или в государственную структуру, нужно заверить ее печатью.
К авизо могут прилагаться эти документы:
Все это – сопроводительная документация, которая нужна для подтверждения информации, изложенной в авизо. Также сам рассматриваемый документ может являться подтверждением. К примеру, он может прилагаться к платежным поручениям. На базе документа могут создаваться дебетовые и кредитовые авизо.
ВАЖНО! Установленную компанией форму авизо нужно закрепить с помощью внутренних актов.
Формирование авизо через бухгалтерские программы зависит от наименования этой программы, а также от релиза конфигурации.
ВНИМАНИЕ! Авизо является заменяемым документом. Его аналогами являются платежные поручения, расчетные бумаги.
Авизо по ОС
Исходящее авизо ОС нужно для фиксации передачи средств в отдел. Последний выбирается в графе «Получатель» из справочника фирмы. Операция фиксируется на субсчете счета 79. ОС вводится с помощью клавиши «Добавить». После заполнения документа создаются проводки по амортизации и начальной стоимости. Нужно также создать записи в регистрах по учету средств.
Входящее оповещение по ОС нужно для фиксации поступления средств из отдела. Отдел, из которого прислали ОС, подбирается в графе «Отправитель». Для расчета используется субсчет счета 79.
Авизо по расчетам
Исходящее авизо по расчетам нужно для направления дебиторских и кредиторских долгов между главным и обособленным отделами. В одном оповещении можно заявить об обеих разновидностях долгов по разным договорам. В таблице прописывается эта информация:
Если передается долг в валюте, нужно сделать пометку «Авизо по расчетам в валюте».
Понятие аккредитива и его виды
Аккредитив – счет в банковском учреждении, посредством которого осуществляются торговые операции. Повсеместно используется практически во всех развитых странах, распространяется и внутри российского рынка. Основное назначение аккредитива – обеспечение финансовой безопасности в рамках торговых взаимоотношений.
Что собой представляет аккредитив?
Деятельность любой крупной компании сопряжена с заключением сделок, разветвленными партнерскими отношениями. Данная сфера богата недобросовестными людьми, а потому возникает насущная необходимость в обеспечении защиты своего предприятия. В качестве защитной функции и выступают аккредитивы. Это надежный банковский инструмент для финансовой безопасности.
Аккредитив – это счет, открытый в банке, на котором резервируются деньги. Используется при проведении торговых операций. Средства на него поступают от отправителя. Получателю они выдаются только в том случае, если он выполнил все пункты договора по сделке.
Банк является гарантом. Его функция в рамках операции – выдача средств и ответственность за это. Деньги предоставляются только при выполненных условиях, определенных отправителем или обоими участниками сделки. Применяться данная форма взаиморасчетов может и между российскими партнерами, и при международных операциях.
Вопрос: Применяется ли для целей налога на прибыль ст. 269 НК РФ при учете в расходах комиссионного вознаграждения, уплаченного по аккредитиву (ст. 269 НК РФ)?
Посмотреть ответ
ВНИМАНИЕ! Аккредитив предполагает участие двух финансовых учреждений. Это банк-эмитент и банк-исполнитель.
Основные особенности
Аккредитив – сравнительно новая форма расчетов на российском рынке. Не все ею пользуются, что вызвано, зачастую, непониманием механизма подобных сделок. Объяснить его проще на примере поэтапной работы аккредитива:
Вопрос: Как отразить в учете покупателя открытие покрытого (депонированного) аккредитива в целях оплаты приобретаемого товара и плату за открытие этого аккредитива?
Стоимость товара, установленная договором купли-продажи, составила 600 000 руб. (в том числе НДС 100 000 руб.). Иных затрат, связанных с приобретением товара, организация не несет. Аккредитив открыт за счет собственных средств организации на всю цену договора. Плата за открытие аккредитива (комиссия банка), безакцептно списываемая с расчетного счета организации в день открытия аккредитива, составила 1 000 руб. (НДС не предъявлен). Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
В рамках одной сделки можно выделить четырех участников: отправитель средств, получатель (поставщик), а также два банковских учреждения: исполнитель и эмитент.
Преимущества и недостатки аккредитива
Аккредитив является тем инструментом, который делает любую сделку безопасной. Но не всё так однозначно. Перед его использованием следует ознакомиться со всеми плюсами и минусами. К преимуществам инструмента относятся:
Услугу аккредитации предоставляют большинство банковских учреждений, а потому с поиском исполнителя никаких проблем не возникнет. Но рассматриваемый инструмент не лишен недостатков:
Перевод средств таким образом может быть длительным, так как требуется подготавливать документы. В исполнение сделки может вмешаться государство. Риск этого невелик, но он присутствует.
Разновидности аккредитивов
Счета по аккредитивам подразделяются на следующие виды:
Наиболее популярным является безотзывной счет. Он позволяет защитить интересы всех участников сделки.
Формы расчетов по аккредитиву
Формы расчетов определяются законами РФ. Расчеты осуществляются на специальных бланках управленческой документации по следующим стандартам:
Расчеты должны фигурировать в бухгалтерской документации. Они отражаются на следующих балансовых и внебалансовых счетах:
При обращении к банковским гарантиям нужно не только правильно открыть счет, но и разобраться, как его отразить в бухгалтерской и налоговой документации. Со сделок, выполненных по безналичному расчету, также взимаются налоги.
Авизо
Авизо – это официальный документ, который используется юридическими лицами для того, чтобы подтвердить факт исполнения той или иной операции. Понятие может использоваться повсеместно в коммерческой, банковской и бухгалтерской сферах.
Что обозначает авизо?
Данный термин происходит от итальянского слова «avviso», которое дословно переводится как «уведомление». В частности, термин используется для обозначения официального письменного извещения, направленного от одного лица другому с целью информирования об осуществлении тех или иных мероприятий (например, перевод денег, отправка груза и пр.).
В рамках бухгалтерского учёта авизо представляет из себя уведомление о различных отклонениях либо изменениях статуса денежных потоков, имущества и активов. Документ может содержать в себе сведения об изменениях в нормативно-правовых актах, касающихся оформления бухгалтерских документов. Кроме того, через авизо может передавать информация об:
Разновидности авизо
Существует несколько классификаций авизо. Так, в зависимости от того, кому направляется уведомление, выделяют несколько групп авизо:
В данном случае авизо представляет из себя документ в виде бухгалтерской справки, назначение которой заключается в фиксировании передачи информации о хозяйственных операциях между подразделениями, имеющими отдельный баланс.
Операции купли-продажи подразумевает то, что продавец и покупатель должны извещать друг друга обо всех этапах исполнения своих обязательств – и происходит это именно с помощью авизо. Так, продавец обязан ставить в известность покупателя о готовности партии товара к отгрузке и его точной стоимости. В свою очередь, покупатель обязан направить продавцу ответное уведомление, в котором будет отражена информация о списании денег с его личного счёта на счёт продавца в качестве оплаты за приобретённый товар.
В том случае, если между несколькими предприятиями ведутся переговоры относительно качества, количества и денежного выражения услуг (поставляемой продукции), то можно говорить о прямых и обратных авизо:
В зависимости от задолженности, авизо может быть:
Кроме того, авизо бывает электронным и тогда заверяется электронной подписью, а также почтовым. С развитием информационных технологий электронные авизо стали использоваться значительно чаще, однако нужно помнить о том, что они будут действительными только при обязательном наличии электронной подписи.
Кредитовое и дебетовое авизо
Кредитовое авизо устанавливает наличие долга перед продавцом (контрагентом) и его размер. Оно формируется самим покупателем и фактически является поручением на зачисление денежных средств.
В ответ на авизо продавец предоставляет покупателю счёт-фактуру, которая в дальнейшем подлежит аннулированию (если покупатель возвращает продавцу всю партию купленного товара) или корректировке в меньшую сторону (если покупатель возвращает часть партии).
В случае поставки незаявленных товаров или продукции плохого качества кредитовое авизо может служить торговым документом, составляемым на основании претензии, как отказ от платежа. В таком случае дебиторская задолженность будет снижена.
Что касается дебетового авизо, то оно используется для уведомления контрагента об имеющихся у компании прав требовать выполнения финансовых обязательств. Фактически, дебетовое авизо выступает в качестве поручения о списании денежных средств по завершении операции. В свою очередь, дебетовое авизо может быть:
Заметьте! Дебетовое авизо в практике российских компаний используется крайне редко (заменой ему выступают счёт-фактуры). Обязательным оно является только в том случае, если сделка имеет статус международной.
Оформление авизо
Унифицированной формы оформления авизо нет, поэтому каждая компания самостоятельно разрабатывает и устанавливает её для себя, а затем (что очень важно) закрепляет в своей учётной политике. Тем не менее, есть обязательные пункты, которые строго должны быть отражены в уведомлении. К ним относятся:
Если авизо направляется в адрес сторонней компании, то к ней дополнительно нужно будет приложить документацию (платёжные поручения, права на активы и всё, что относится к сути передаваемого объекта).
При передаче финансовых активов (пассивов) адресат получает авизо, оформленное в двух экземплярах. Один из них хранится в бухгалтерии и выступает в качестве подтверждения законности проведения финансовой операции у получателя, а второй (с соответствующими пометками о получении) – возвращается отправителю.
Авизо оформляется в трёх экземплярах, если используется для внутрихозяйственных операций, осуществляемых в рамках одной компании между её структурными подразделениями. В таком случае первый экземпляр остаётся в бухгалтерии, второй экземпляр (с пометками о получении) возвращается отправителю, а третий – направляется в главный офис (головное подразделение), откуда и ведётся координирование всех последующих действий подразделений.
Авизо по ОС
Авизо по основным средствам используется для фиксации перемещения денежных средств между отделами и подразделениями внутри одной компании. Все эти операции отражаются на субсчетах 79 счёта, который как раз и регулирует расчёты между подразделениями, состоящими на отдельном балансе.
Факт перемещения денег в отдел фиксируется исходящим авизо по ОС. Если документ формируется в бухгалтерской программе, то при выборе объекта ОС, табличная часть авизо заполнится автоматически на основе инвентарного номера и стоимости. Также произойдет автоматическая корректировка в бухгалтерском учёте: передача первоначальной стоимости и амортизации отразится на счёте 79.
Факт поступления средств из отдела, в свою очередь, фиксируется входящим авизо по ОС, которое оформляется в бухгалтерской программе на основе полученного исходящего авизо. В данном случае все реквизиты о переданном объекте ОС нужно будет ввести вручную.
Авизо по расчётам
Основная функция авизо по расчётам заключается в перемещении дебиторской и кредиторской задолженностей, обретённых с участием внешних контрагентов, между подразделениями фирмы. При этом, в одном уведомлении сразу можно сообщить об обеих разновидностях долгов по различным договорам.
Авизо по расчётам также бывает входящим и исходящим. В них обязательно должна указываться следующая информация:
Важно! Если долг передаётся в валюте, то в бухгалтерской программе необходимо будет сделать соответствующую поправку.
Форма документа авизо в бухгалтерии
Как уже было отмечено ранее, общепринятой формы документа авизо нет, поэтому каждая организация разрабатывает её по собственному усмотрению.
В общем же виде авизо в бухгалтерии выглядит как специальный бланк, на котором указывается такая информация, как: номер авизо, дата оформления документа, характер операции, сумма транзакций или доход от реализации товаров, номер счёта, реквизиты отправителя и получателя.
Также необходимо помнить, что авизо может быть заменено на платёжные поручения или иную расчётную и бухгалтерскую документацию.
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Что такое аккредитив
Зачем он нужен и как оформить
Предположим, одна компания хочет купить что-то у другой, но стороны сделки не особо друг другу доверяют. Тогда они могут заключить сделку через банк — он будет выступать посредником. Покупатель переведет деньги в банк, банк их заморозит, а продавец получит их, только если исполнит свои обязанности по договору. Для покупателя это гарантия, что продавец не сбежит с деньгами, для продавца — что покупатель не обманет его с оплатой.
Аккредитив — это как раз такая банковская операция. В ней участвуют три стороны:
Важное условие: платеж — раскрытие аккредитива — проходит только после того, как получатель денег представит заранее оговоренные документы. Например, подтвердит поставку товара или переход права собственности. Это удобно, когда партнеры заключают сделку в первый раз и не уверены друг в друге.
Как работает аккредитив
Например, одна компания продает другой здание. Стороны заключают договор, в котором указывают, что производят расчеты по аккредитиву. Схема будет такой:
Таким образом, банк в этом случае выступает гарантом надежности сделки: плательщик уверен, что получит товар, а продавец — деньги.
Законодательное регулирование. На территории России расчеты по аккредитиву регулируются параграфом 3 главы 46 Гражданского кодекса РФ и нормативами Центробанка. Международные аккредитивы выпускают в соответствии с общими правилами, которые приняла Международная торговая палата.
Отличия от банковской ячейки и счета эскроу. Банковская ячейка используется для расчетов наличными, а аккредитив — это безналичный платеж. Как и в случае с аккредитивом, в условиях договора аренды ячейки плательщик может прописать, что бенефициар получает доступ к сейфу, только если предъявит определенный документ. Например, выписку из ЕГРН, если речь идет о купле-продаже недвижимости.
В отличие от аккредитива, банк не несет ответственности за сами деньги в ячейке — только за ограничение доступа к ней. Поэтому если продавец вскроет ячейку, а внутри ничего не окажется, кражу доказать не получится.
На счете эскроу, как и на аккредитиве, деньги блокируются, пока продавец не представит покупателю подтверждающие сделку документы. Например, если речь идет о недвижимости, это может быть та же выписка из ЕГРН. Но у аккредитива, в отличие от счета эскроу, возможности шире. Например, в сделках с аккредитивами можно применять векселя. Вексель — ценная бумага, которая подтверждает обязанность должника выплатить ее владельцу указанную в документе сумму через определенный срок.
Получить деньги от банка по аккредитиву может не только сам продавец, но и указанное им третье лицо. В случае со счетом эскроу деньги переведут только бенефициару, указанному в договоре.
Аккредитив бывает отзывным: плательщик может в любой момент отменить его, не уведомляя об этом бенефициара. С эскроу так не получится.
В случае с аккредитивом банк лишь посредник — третье лицо, которое переводит деньги, если продавец представил все нужные документы. При расчетах по эскроу банк принимает непосредственное участие в сделке: он обязан проверить, действительно ли выполнены все условия.
Плюсы и минусы аккредитива
Главное преимущество аккредитива — гарантия надежности сделки для обеих сторон договора. Плательщик не рискует деньгами, как если бы работал по предоплате, а бенефициар уверен, что точно получит платеж после того, как представит необходимые документы.
Минус этой формы расчетов — сложный документооборот. Бенефициар должен юридически точно соблюсти все условия аккредитива. Если банк обнаружит расхождения в полученных документах, он не переведет деньги.
Еще один недостаток — комиссия, которая в разных банках составляет в среднем 0,1—0,6% от суммы платежа.
Если аккредитив используется при расчетах в ипотечных сделках, банк может предложить свои условия, например фиксированную стоимость за использование аккредитива.
Сфера применения аккредитивов
Торговые операции внутри страны. Аккредитивы, как правило, применяются в России при крупных сделках. Такой вид гарантии используется в сделках, связанных с акциями и долями в ООО. В этом случае условием платежа бенефициару будет документ, подтверждающий изменение записи в реестре владельцев ценных бумаг или ЕГРЮЛ.
Экспортно-импортные операции. В международных сделках с использованием аккредитива, в отличие от внутрироссийских, принимают участие сразу два банка: один на стороне импортера, другой — экспортера. Вот как проходит сделка после того, как стороны заключили контракт:
Кроме гарантии надежности сделок международный аккредитив используют как выгодный инструмент финансирования импортных контрактов. Импортер может получить в банке-эмитенте кредит на выплату по аккредитиву. Причем сам банк возьмет эти деньги взаймы за рубежом по ставкам международного рынка, которые ниже российских. Таким образом, импортер фактически получит еще и выгодный кредит на финансирование своего контракта.
Виды банковских аккредитивов
Отзывный и безотзывный. Отзывный аккредитив может быть аннулирован или изменен банком по поручению плательщика в любой момент, и тогда деньги перечислены не будут. Уведомлять об этом бенефициара ни банк, ни плательщик не обязаны. При экспортно-импортных операциях такие аккредитивы по правилам Международной торговой палаты не применяются.
Безотзывный аккредитив тоже можно отозвать, но для этого банк должен направить получателю денег уведомление.
Аккредитив считается отмененным или измененным с того момента, как бенефициар даст на это согласие банку.
Аккредитив по умолчанию считается безотзывным, если в его тексте отдельно не указано, что он отзывной.
На практике чаще всего используются именно безотзывные аккредитивы, так как сам факт того, что аккредитив может быть отозван, сводит к нулю все преимущества такой формы расчета: стопроцентной гарантии, что поставку оплатят, уже нет.
Подтвержденный и неподтвержденный. По просьбе банка, который выпустил безотзывный аккредитив, его может подтвердить другой банк. После этого платить бенефициару обязан подтверждающий банк. Причем независимо от того, перечислил ли ему деньги банк-эмитент.
Компания из России хочет продать товар партнерам из Венесуэлы. В схеме используют аккредитив, но продавец знает, что в этой южноамериканской стране экономический кризис, и не уверен, что покупатель оплатит товар. Чтобы партнер был спокоен, венесуэльская фирма обращается в крупный международный банк, который готов подтвердить аккредитив — выступить гарантом сделки. Если покупатель получит товар, но не найдет денег, продавец все равно получит платеж от подтверждающего банка.
Покрытый и непокрытый. Открывая покрытый — депонированный — аккредитив, банк-эмитент сразу перечисляет деньги плательщика исполняющему банку. Именно этот исполняющий банк и будет платить бенефициару. Депонированные аккредитивы используют при расчетах на территории России.
Одна фирма покупает у другой товар и рассчитывается по аккредитиву. Чтобы убедить продавца, что он гарантированно получит деньги, покупатель сразу перечисляет всю сумму на счет в банке-эмитенте, а тот тут же переводит ее в банк, где обслуживается продавец. Правда, получить их он сможет только после поставки, но при этом он знает, что обещанные деньги существуют в природе, больше того, они уже зачислены в его банк.
При экспортно-импортных расчетах финансовые организации чаще всего работают по непокрытым аккредитивам. Их еще называют гарантированными. Исполняющий банк открывает в банке-эмитенте корреспондентский счет на сумму контракта, а потом списывает с него деньги по мере того, как платит бенефициару.
Кумулятивный и некумулятивный. Если банк разрешает плательщику зачислить не потраченную по текущему аккредитиву сумму на счет нового, такой аккредитив называется кумулятивным. Если неистраченные деньги возвращаются плательщику обратно, это некумулятивный аккредитив.
Когда компания часто работает с аккредитивами в одном и том же банке, есть смысл использовать кумулятивный аккредитив: не выводить деньги, если они вдруг остались, обратно, а перебросить их на оплату новой сделки.
Переводной (трансферабельный). Переводной аккредитив позволяет произвести выплату другому бенефициару, не являющемуся контрагентом плательщика по конкретной сделке. В этом случае плательщик должен подать в банк заявление и указать, кто имеет право получить деньги по аккредитиву.
Переводной аккредитив дает плательщику возможность рассчитаться с другими своими контрагентами, не переводя деньги со счета на счет.
Фирма закупает в долг металл, делает из него гвозди и продает. При этом с поставщиками металла она рассчитывается только после того, как реализует гвозди. В этом случае есть смысл сократить цепочку движения денег: поставщик металла будет получать деньги от покупателя гвоздей напрямую через переводной аккредитив.
Револьверный. Револьверный аккредитив открывают, когда сделка растянута по времени. Например, продавец поставляет товар партиями, а покупатель платит частями. Плательщик в этом случае может вносить деньги на аккредитив по мере того, как происходят расчеты.
Две компании сотрудничают постоянно, и нет смысла открывать для каждой сделки новый аккредитив, если можно сделать один «длинный» — револьверный.
Циркулярный аккредитив позволяет плательщику оплачивать свои счета в пределах определенной суммы через банки — агенты эмитента, например за границей.
С красной оговоркой. Аккредитив с красной оговоркой дает бенефициару возможность получить аванс до представления всех необходимых документов. Такое название появилось из-за того, что банки, выпускавшие в прошлом аккредитивы на бумажных бланках, выделяли оговорку об авансе в тексте красным цветом.
Резервный ( Stand-By ). Резервные аккредитивы используются для торговли со странами, где запрещены банковские гарантии, например США. Но по сути, резервный аккредитив является именно гарантией: банк-эмитент обязуется рассчитаться с бенефициаром от имени плательщика, даже если у того не будет денег.