Автодиктат что это такое
Автодидакт
Автодидакт
Автодидакт (греч. autos и греч. didaktos ) — человек, самостоятельно получивший образование высокого уровня вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего.
Противоположностью ему является дилетант, который хоть и может получить знания автодидактическим путем, но это знание зачастую ограничено и поверхностно. Автодидакт же, как правило, стремится найти профессиональное применение своим знаниям, а иногда и общественное и научное признание.
В общем и целом автодидактов можно разделить на две группы. К первой относятся люди, овладевшие своими знаниями и образованием совершенно самостоятельно, например философ Жан-Жак Руссо и президент США Авраам Линкольн. Ко второй группе относятся личности, самостоятельно получающие образование, отличное от изучаемого ими ранее, например братья Гримм, сказочники и лингвисты, получившие юридическое образование.
Изобретение понятия «автодидакт» приписывается немецкому философу Готфриду Лейбницу, который будучи юристом, являлся в числе прочего и библиотекарем герцога Эрнста Августа Брауншвейг-Люнебургского в Вольфенбюттеле и описал самого себя в одном из своих произведений как «практически абсолютного автодидакта». Лейбница, овладевшего большинством своих знаний самостоятельно, часто называют последним из учёных-универсалов.
До введения в XIX веке всеобщего обязательного образования и разграничения по областям высшего образования, автодидактов можно было встретить чаще. В профессиональных кругах можно было встретить серьезных специалистов-автодидактов из числа тех, кому был закрыт доступ в гимназии и университеты. Чаще всего это были любознательные выходцы из бедных семей и женщины. В качестве примера можно привести англичанку Мэри Эннинг, ставшую из бедной, необразованной собирательницы окаменелостей одной из величайших палеонтологов XIX века.
Не редки случаи, когда исследования автодидактов в определённой области знания становились учебной дисциплиной в вузе.
В наши дни автодидактов можно найти прежде всего в области искусства, изучения иностранных языков и естественных наук. Необычным автодидактом можно назвать афроамериканского художника Билла Трейлора, начавшего рисовать в возрасте восьмидесяти лет и ставшего всемирно известным.
В областях, где получение профессионального образования не является безусловной необходимостью: шахматисты, спортсмены, эстрадные исполнители и музыканты, журналисты, актёры или писатели, об автодидактах не говорят. Также люди с высшим образованием, прервавшие своё обучение, но ставшие профессионалами в данной области благодаря самостоятельному изучению предмета, не являются автодидактами в полном смысле этого слова, также как и люди, получившие образование у частных преподавателей или дистанционно.
Известные автодидакты
Появившийся в 1997 году американский фильм «Умница Уилл Хантинг» описывает историю автодидакта Уилла Хантинга.
Автодиктат что это такое
Художник Online запись закреплена
АВТОДИКТАТЫ ПРОТИВ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ
Знаменитые художники-самоучки.
Художников, не получивших систематического художественного образования, история живописи знает довольно много. Большинство из них тем не менее учились в мастерских известных или модных художников, посещали частные художественные школы, вечерние художественные классы. Это и Т. Жерико, и Ван Гог, и А. Тулуз-Лотрек, и Амедео Модильяни. Это М. Ю. Лермонтов и П. Федотов, П. Филонов и К. Малевич. Однако Википедия дает определение самоучки как человека, самостоятельно получившего образование высокого уровня не только вне стен учебного заведения, но и без помощи обучающего. Такие люди называются АВТОДИДАКТАМИ, от древнегреческого «обученный сам». Противоположностью ему является дилетант, который хоть и может получить знания автодидактическим путем, но это знание зачастую ограничено и поверхностно. Автодидакт же, как правило, проявляет необыкновенные способности, неутомимое прилежание и твёрдую волю, и, как следствие, находит профессиональное применение своим знаниям, а иногда и общественное и научное признание.
В наши дни автодидактов можно найти, прежде всего, в области искусства, изучения иностранных языков и естественных наук.
Это, конечно, далеко не полный перечень художников-автодидактов. Но уже из него можно понять и поверить в то, что системное академическое образование не является обязательным условиям известности и величия. Напротив, при напряжённом и постоянном изучении своего предмета, не подавляемом чужими предрассудками, автодидакты нередко открывают новые пути, находят новые точки зрения и тем самым приносят искусству большую пользу.
Автодидактика
Полезное
Смотреть что такое «Автодидактика» в других словарях:
АВТОДИДАКТИКА — (от греч. autos сам, и didasko учу). Самообучение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВТОДИДАКТИКА от греч. autos, сам, и didasko, учу. Самообучение. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
автодидактика — сущ., кол во синонимов: 1 • самообучение (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
автодидактика — автодид актика, и … Русский орфографический словарь
АВТОДИДАКТИКА — (от греч. autos сам и didaktikos поучительный) совокупность освоенных приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (учащимся) главным образом в процессе самообразования … Профессиональное образование. Словарь
Автодидактика — – совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Куринский — Куринский, Валерий Александрович Валерий Александрович Куринский Дата рождения: 13 июля 1939(19390713) Направление: постпсихология, автодидактика Основные интересы: Скрипка, фортепьяно, исполнительство. Живопись, графика, рисунок. Литература … Википедия
Куринский, Валерий Александрович — Валерий Александрович Куринский (род. 13 июля 1939(19390713), Красноармейск (Донецкая область)) украинский поэт песенник. Биография В раннем детстве во время Второй мировой войны попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены, в… … Википедия
Валерий Александрович Куринский — родился 13 июля 1939 года в г. Киев, Украина, где и проживает по настоящее время. В раннем детстве по время Второй мировой войны он попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены. После окончания войны, в 1945 году, его родители и старший… … Википедия
Валерий Куринский — Валерий Александрович Куринский родился 13 июля 1939 года в г. Киев, Украина, где и проживает по настоящее время. В раннем детстве по время Второй мировой войны он попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены. После окончания войны, в 1945 … Википедия
Куринский, Валерий — Валерий Александрович Куринский родился 13 июля 1939 года в г. Киев, Украина, где и проживает по настоящее время. В раннем детстве по время Второй мировой войны он попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены. После окончания войны, в 1945 … Википедия
Что такое NFT и почему они приносят миллионы
Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Как цифровые объекты превращаются в NFT?
Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.
Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.
Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.
Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.
Так что такое NFT?
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сам по себе блокчейн фактически является реестром записей. Например, биткоин или эфир — записи в блокчейне. NFT — тоже. Такие токены, как и любую криптовалюту, можно хранить в своем криптокошельке и совершать с ними транзакции, покупать и продавать.
Но есть важное отличие. Биткоины, эфиры, прочие цифровые валюты и даже реальные деньги легко заменяют друг друга и делятся на части. Скажем, 0,1 биткоина или 0,1 эфира, как и 0,1 руб. — неуникальны. Их можно поменять на любые другие 0,1 биткоина, 0,1 эфира или 0,1 руб.
NFT нельзя разделить на части или заменить на аналогичный токен. С этой точки зрения NFT обладает всеми свойствами уникального предмета в физическом мире.
Понятнее не стало. У NFT есть четкое определение?
Единого и четкого определения для уникальных невзаимозаменяемых токенов нет и, вероятно, не появится. Попробуем привести более приземленный пример.
Когда вы покупаете квартиру в России, запись об этом появляется в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эта запись регистрирует и доказывает ваши права на объект. Там указаны ваши личные данные и параметры квартиры. Так реальный объект недвижимости связывается с записью, подтверждающей права на него.
NFT — тоже реестровая запись, но в блокчейне. Она содержит в себе сам цифровой объект, например, картину Everydays: The First 5000 Days, информацию о создателе произведения (так NFT помогают защищать авторские права) и данные о владельце, а именно — номер его кошелька в системе Ethereum.
Кроме того, в NFT вшит определенный набор прав владельца. Обычно это разрешение на свободную демонстрацию изображений или проигрывание музыки и видео. Но иногда продавцы включают в токен весь набор авторских прав.
Таким образом, NFT — цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.
Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
А причем тут котики?
«Криптокотики» (CryptoKitties) — популярная игра на блокчейне Ethereum, запущенная в конце 2017 года. Здесь пользователи создают, покупают, продают и разводят виртуальных котят.
Получается, NFT — это дорогая игрушка для геймеров и коллекционеров?
NFT, как и блокчейн с криптовалютами, — это всего лишь инструмент. Использовать его можно по-разному. Теоретически, в NFT можно упаковать что угодно, любой цифровой объект.
Сейчас NFT как инструмент активнее всего используют для распространения цифровых коллекционных предметов. Криптокотики, карточки с покемонами, работы Покраса Лампаса, Бэнкси и Beeple прекрасно оцифровываются и, с одной стороны, удовлетворяют тягу людей к коллекционированию, с другой — поддерживают создателей искусства.
Но использование уникальных токенов не ограничивается одним только коллекционированием.
Так, в 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Как и в случае с криптокотиками, такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах.
Дальше виртуальная обувь начинает жить своей жизнью. Владельцы уникальных токенов с цифровыми кроссовками смогут скрещивать пары (да, опять как в CryptoKitties), и получать потомство, но уже в виде реальной обуви. Впрочем, новостей о CryptoKicks с 2019 года не было: похоже, пока эти планы остаются на бумаге.
Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT — проект Crypto Stamp австрийской почтовой службы. Это почтовые марки, привязанные к токенам. Их используют для отметки реальных почтовых отправлений. При этом каждая марка сохраняется на блокчейне и может быть частью цифровой филателистической коллекции.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники. Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.
Секреты создания автодидактических материалов для самостоятельной работы
10 Авг
Секреты создания автодидактических материалов для самостоятельной работы
Важной составляющей тьюторского сопровождения ребенка является образовательная среда, обеспечивающая индивидуализацию. Такая среда должна иметь условия для самостоятельного выбора и возможность самостоятельного движения в ней. В данной статье мы открываем секреты создания материалов для самостоятельной работы.
авторы: Е. В. Григоренко, Е. А. Крапивец, О. О. Шаляпина
Тьюторы МБОУ СОШ Эврика-развитие г. Томск
Преимущества автодидактического материала в том, что он не требует постоянного присутствия взрослого. Он является стимулом для внутреннего самостоятельного развития ребенка, т.к. сориентирован на возраст ребенка и его психологические нужды. Он сам учит (является учителем) и знания «рождаются» в ребенке под воздействием данного материала.
Большой вклад в изучение технологии автодидактических материалов внесён итальянским профессором М. Монтессори, которая не требовала от детей заучивания материала, но предлагала помощь через короткий урок, который сегодня принято называть презентацией. Предполагается, что интерес, возникший у ребенка, побуждает его возвращаться к изучаемому, возможно, на новом уровне.
Автодидактические материалы — огромный ресурс для работы с детьми. Чтобы каждый педагог мог пользоваться ими активно, а также создавать свои материалы, пополняя образовательное пространство класса, познакомимся с секретами их создания.
Пользуясь описанными принципами, каждый педагог может создавать автодидактические материалы по любой теме любого предмета для детей любого возраста. Также наш опыт может быть интересен педагогам, которые вводят элементы самостоятельной работы на групповом уроке, практикуют индивидуальный подход, экспериментируют с применением творческих заданий и нестандартных решений.
Данный материал является частью сборника «Секреты материалов для самостоятельной работы: методические рекомендации по разработке авторских материалов в начальной школе (авторы: Е. В. Григоренко, Е. А. Крапивец, О. О. Шаляпина). Данный методический комплект является финалистом областного конкурса УМК, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение учащимися ключевых компетенций (ОГБУ «РЦРО» 2013 г.)
В нем раскрываются не только секреты автодидактических материалов, но и описаны способы работы с материалами по фразеологии, а также модели их разработки.
Материалы, описанные в сборнике активно применялись педагогами разных образовательных площадок России («Школа Монтессори Валентины Михайловой», г. Санкт-Петербург, Монтессори-клуб «Выше радуги», г. Челябинск, Начальная школа «Вершина», г. Владивосток и др…
Секреты создания материалов для самостоятельной работы
Секрет первый
Сегодня для нас с вами особенно актуально развивать в наших учениках умение
самостоятельно работать. Только в ходе самостоятельной работы ребенок может развить свой интерес, экспериментировать, размышлять. Если самостоятельные занятия с автодидактическими материалами будут вестись без перебоя в течение всего учебного года, результаты обязательно повлияют и на фронтальные уроки, улучшая их качество.
Почему же формы самостоятельной работы так эффективны?
1. В самостоятельной работе по-настоящему могут проявиться интересы ребенка. Мы, взрослые испытываем чувство гордости, когда наш ребенок, часто еще дошкольник, уже глубоко разбирается в любимой теме, поражая нас своим интересом и знаниями. Динозавры, космос, машины, древние царицы, или герои мультсериалов. Ребенок старательно работает, собирая коллекции, делая модели и макеты. В начальной школе интересы дети гаснут не сами, это мы их тушим: «этой темы нет в программе, лучше выучи правило, открой учебник, делай задание» И ребенок, с такой охотой посвящавший себя «Делу» начинает отворачиваться от знаний.
2. В самостоятельной работе гораздо яснее вскрываются разные недочеты в навыках и знаниях, которые гораздо легче ликвидируются в обстановке классной самостоятельной работы, чем дополнительными занятиями с отдельными детьми. В первом случае ребенок не только сам изживает, но и учитывает свои недостатки.
3. Разный темп детской работы, от которого качество не зависит. Во время самостоятельных занятий у каждого ребенка есть возможность тратить столько времени на работу, сколько ему необходимо. У медлительного ребенка 8-10 лет нельзя выработать более быстрый темп, подгоняя его работать быстрее. Углубленный в работу и наблюдая товарищей, успевающих сделать больше, ребенок постепенно вырабатывает и у себя более быстрый темп и перестаёт отставать от товарищей. И наоборот, дети с ложным быстрым темпом, наблюдая за организованными и спокойными ребятами, приходят к осознанию несовершенства своей работы.
4. Дети научаются располагать свою работу в определенном порядке и доводить ее до конца. Одновременно у них развивается строгая точность и четкость в выполнении работы, а с ними и концентрация внимания, и углубленность в тот предмет, с которым они работают.
5. Дети научаются ориентироваться в материале – необходимы качества для всякой работы и у взрослого.
6. Самостоятельная работа – школа развития внимания. Внимание — точка опоры в развитии интеллекта. Без него невозможно никакое познание, никакая творческая работа. «Развивая внимание самостоятельными упражнениями с материалами, дети самостоятельно упражняют интеллект, приобретая умственные привычки, характерные для индивидуальностей». (Ю. И. Фаусек «Самостоятельные занятия учащихся 1–4 классов).
7. Продуктивность работы в часы самостоятельных занятий выше, чем на фронтальных уроках. За 45 минут отдельный ребенок выполняют гораздо больше, чем в течение урока весь класс.
Секрет второй
Особенностям возраста — особенный материал
Давайте вспомним самые важные из возрастных характеристик:
Ребенка 6–12 лет отличают ненасытность в приобретении знаний о внешнем мире,
желание исследовать, экспериментировать и жажда творчества. Следовательно, содержание материалов должно быть шире рамок школьной программы, в него необходимо включать и спорные, исключительные случаи. Это стимулирует ребенка начать исследование, обратиться к словарю, заметить противоречие, выдвинуть собственную гипотезу. Например, так может выглядеть задание к автодидактическому материалу «Родственные слова».
Задание 1. Прочитай группу слов одного цвета. Чем они похожи и чем отличаю 2. Объедини родственные слова в группы. 3. Спиши их в тетрадь, выдели корни. Отдельно выпиши слово, которое ни к одной группе не относится. 4. Допиши в каждую группу по три родственных слова. 5. Пользуясь словарем, найди группы слов с похожими по написанию корнями*. 6. Составь подобное задание для одноклассника*. |
Фрагмент лексического материала «Родственные слова»
Первое и второе задания стимулируют к исследованию через сравнение и классификацию. Ребенку предстоит самому сделать открытие про омонимичные корни слов, которые совпадают по звучанию, но разные по значению. Третье задание предполагает фиксацию исследования с доказательством (выделение общего корня). Последние задания приглашают ребенка к творчеству. Ребята очень любят создавать свои материалы и презентовать их для своих одноклассников. Они также могут находиться в среде класса. Важно указывать на них автора задания.
Например, третьеклассница Люба С. подобрала такие слова:
Кот, котяра, котик, котлета, котенок, кошачий, кошкин, котел, котелок, котишко, котище.
Психологические новообразования этого периода «обусловлены природой и предполагают повышенную восприимчивость к культурным ценностям»
(М. Монтессори). Это значит, что любой языковой материал может помочь ребенку впитать картину мира своего народа, его ценности, моральные устои, и т. д. Нужно только грамотно подбирать содержание материала.
Особенно ярко заметно это на примере изучения пословиц, поговорок, афоризмов и фразеологических оборотов. Разгорелась целая дискуссия, когда мы предложили обсудить фразеологизм «Не лыком шит».
Предлагались варианты «не пустой», «не богатый», «не делает глупых дел», «занимается легкими делами» и многое другое. Дети с интересом рассуждали о том, как они понимают смысл данных выражений. Затем выделили то слово, которое необходимо было узнать, чтобы рассекретить выражение целиком.
В разнообразные материалы по лексике, побуждающие размышление детей мы вставляем задания типа:
1. Объясни, как ты понимаешь смысл данных крылатых выражений.
2. Запиши ситуацию, в которой мог бы быть использован любой из данных афоризмов*.
3. Найди и запиши в словаре афоризмы, которые тоже относятся к этой теме*.
(Задания к материалу «Афоризмы»)
«Мне больше всего понравилось крылатое выражение: «Нет ничего глупее, чем хотеть быть умнее всех». Оно мне кажется очень мудрым. Не надо ставить перед собой ненужных целей, ведь все равно найдется человек, который в чем-то умнее тебя. Глупо мерить свой ум, ведь не для этого мы получаем знания. Ум нам нужен, чтобы делать мир лучше, совершать разные открытия, изобретать что-то новое».
Классики психологии (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов) отмечают, что именно в этом возрасте у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования — произвольные психические процессы и способность действовать в уме, во внутреннем плане действий, закладывается способность произвольно сосредотачивать внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что необходимо для решения текущей задачи. Ребёнок научается выделять цель действия, условия и средства её достижения. Следовательно, у ребенка вырабатываются способности к абстрактному, теоретическому мышлению, обобщённому охвату конкретной ситуации.
Значит, не стоит упрощать в начальной школе теоретические понятия, само содержание материала, а предлагать ученикам исследовать и обобщать.
Пример задания к автодидактическому материалу «Синонимические ряды»:
Задание
1. Прочитай карточки со словами.
2. Классифицируй синонимы по группам.
3. Докажи, что эти группы слов являются синонимами.
4. Придумай и запиши с одним синонимом из каждой группы словосочетание*.
5. Вспомни или выпиши из словаря другие группы синонимов. Приду май и запиши интересную историю, используя данные слова*.
Объясни, все ли синонимы из группы можно вставить в текст твоей истории. Почему?
Фрагмент материала «Синонимические ряды»
Ряд синонимов | Другие ряды слов |
Быть голодным, чувствовать голод, голодать. |
Голод, голодный, голодать, проголодаться, голодание. |
Я голоден. Я проголодался. Хочется есть. С утра маковой росинки во рту не было. |
Другую особенность, которую подметил Л. С. Выготский — заинтересованность
школьников должна проявляться в увлеченности содержанием предмета через
активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости новых знаний, желание знать больше о предмете, углубиться в его суть. Следовательно, задания должны быть разными по виду деятельности, содержать четкую инструкцию действия.
Задание
1. Подбери к каждому омониму подходящее толкование и пример.
2. Спиши 2 пары омонимов с их толкованием. Придумай и запиши
предложение с каждым из омонимов.
3. Найди в толковом словаре две пары омонимов и выпиши их в тетрадь
вместе с их определением.
4. Придумай предложение с каждым из омонимов*.
5. Придумай подобное задание для одноклассника**.
Здесь ребенок будет раскладывать материал, писать, сочинять, искать слова в словаре. Итак, материал для ребенка станет значимым, если мы с вами постараемся грамотно создавать источники интереса и с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Секрет третий
Возможность выбора – обязательное условие самостоятельной работы
ребенка.
1. Выбор материала для работы.
Чтобы выбор материалов состоялся, поставим их в свободный доступ, распределим
по областям знаний и разделам. У каждого будет свое место (его тоже удобно подписать). Материал требует сознательного выбора работы, а не хватания первой попавшейся коробочки. Сознательному выбору детей могут помогать вопросы, которые помогут ему подумать о своем выборе (Какой из материалов тебя больше интересует? Что бы ты сегодня хотел узнать? Что бы тебе было интересно поисследовать?). А также рефлексия детей после работы (Каким материалом ты сегодня занимался? Что ты для себя открыл? Какой из материалов ты бы порекомендовал для занятий другу?)
Некоторые материалы не помещаются на столе, поэтому их можно раскладывать, например, на коврике. Можно обустроить еще несколько мест для работы с материалом в парах или в мини-группах. Наш опыт показал, что 70% детей необходимо менять место для своей деятельности, а также положение тела для более эффективной работы. Как легко заучивать разные стихи и рифмовки, стоя на лопатках. Тогда мы сможем избежать искривления осанки!
При этом нам с вами важно обращать внимание ребенка на порядок в расположении материала. Порядок снаружи рождает порядок внутри.
Благодаря тому, что дети работают каждый со своим материалом индивидуально, а не выполняют одну и ту же работу по заданию учителя, у них рождается интерес к работе товарища. Двое детей сидят рядом, и у каждого из них своя коробочка с
различным содержанием. Глаза одного невольно останавливаются на материале другого, он присматривается и говорит: «Когда я окончу свою работу, я возьму твою». Также этот интерес к работе товарища стимулирует развитие взаимопомощи. Можно часто видеть, как ребенок обращается не к учителю, а к более сильному товарищу с просьбой написать какое-нибудь слово или сделать рисунок, который ему не удается.
Можно стимулировать взаимодействие детей через такие инструкции к заданию
Задание
1. С помощью словаря приготовь подобное задание для одноклассника.
2. Спроси одноклассника, как он понимает фразеологизм «одного поля ягоды».
3. Предложи своему товарищу поразмышлять о том, почему так говорят «смотреть, как баран на новые ворота.
Секрет четвертый
Собственное открытие приносит истинное удовлетворение.
Здесь нам очень важно помнить, что, работая с
автодидактическим материалом, ребенок сам добывает знание. Роль учителя тоже меняется от транслятора знания к консультанту-помощнику, внимательному наблюдателю. Может показаться, что ему почти нечего делать. Это не так, задача учителя не меньше и не легче! Ему надо подготовить огромное количество знаний, чтоб удовлетворить умственный голод ребенка. И он, в отличие от обычного учителя, не ограничен программой, предписывающей, какое количество каждого предмета должно быть предоставлено в течение определенного времени и за какие границы не переходить. Эти потребности ребенка, очевидно, более трудно удовлетворить, и учитель не может больше прикрываться программой и расписанием. Ему следует самому ознакомиться в достаточной степени с каждым предметом.
Он готовит среду, наполняет ее необходимыми материалами, а затем у него появляется уникальная возможность — наблюдать за работой ребенка. И тогда очень хорошо можно увидеть дефициты каждого, понять, как эффективней помочь ребенку продвигаться самостоятельно, фиксируя очень важные вещи, которые незаметны на фронтальных уроках:
— сознателен или формален выбор ребенка;
— в каком темпе он движется;
— как справляется с трудностями;
— доделывает ли работу до конца;
— соблюдает ли порядок в расположении материала (иначе работа выйдет плохо);
— последователен ли он в выполнении инструкций к материалу;
— как у ребенка развивается внимание.
Так изо дня в день, проводя наблюдение, учитель находит ключик к каждому ребенку, помогает им понимать свои недочету и трудности, находить и исправлять их самостоятельно.
Секрет пятый
Материал в единственном экземпляре стимулирует желание с ним работать
Каждый автодидактический материал в среде имеется в единственном экземпляре.
Это может показаться странным, ведь каждый учитель хочет обеспечить доступность учебных материалов. Но из опыта мы убедились, что это помогает ученику более осознанно подходить к выбору материала, воспитывает волю (умение ждать, добиваться своей цели), стимулирует к коммуникации (договориться работать вместе или подождать), учит планированию, помогает упорядочиванию пространства (у каждого материала свое место).
Секрет шестой
Соблюдаем этапность, разновариантность и разноуровневость
1. Тематическое содержание материалов осваивается поэтапно.
Учащийся выполняет задание от простого к сложному, от общего к частному,
от конкретного к абстрактному. Например, в первом конверте темы «Омонимы»
ребенок знакомится с омонимами и их значениями, во втором он различает омонимы и многозначные слова, а в третьем – ищет эти различия в словаре.
Очень важно, чтобы материал дозировался по возрастам и по возможностям ребенка. В конвертике должно находиться столько карточек (7–9), чтобы самый медлительный ученик мог закончить свою работу. В первых конвертах, на этапе знакомства очень важна иллюстрация. Картинка может обратить внимание ребенка, натолкнуть его на пути рения задачи. В этом примере ученик легко обнаруживает, что сильный мужчина и цветок не имеют ничего общего, кроме слова-наименования. Разбирая следующие карточки, ребенок окончательно в этом убеждается и делает выводы, формулируя правила.
Фрагмент материала к конверту «Омонимы»
Задание 1. Собери слова-омонимы попарно. 2. Докажи, что это разные слова, которые одинаковы по написанию. 3. Запиши пары в тетрадь. 4. *С любыми двумя-тремя парами придумай предложения. 5. **Пользуясь толковым словарем, найди и выпиши пары омонимов. Со- ставь с ними два предложения. |
Секрет седьмой
В одном материале — одна трудность.
Выделение одной трудности в одном материале упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. Например, сначала ребенок отрабатывает навык объединения разных слов в синонимические пары, а в следующем материале — работает с синонимическими рядами, и только затем — разбирается с синонимами многозначных слов и т. д.
Также вначале каждого блока заданий находится определение термина, понятия, над которым идет работа.
Пример карточки с определением, прилагающейся к автодидактическому материалу «Омонимы»:
Омонимы — (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя), разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (слова, морфемы и др.). Например,
«рысь» — бег и «рысь» — животное.
Многозначные слова — слова, имеющие несколько значений, которые связаны между собой, имеют общие элементы. Например, слово «стена» имеет четыре значения:
1. Вертикальная часть здания, служащая для поддержания перекрытий и для
разделения помещения на части
3. Вертикальная боковая поверхность чего-либо;
4. Тесный ряд или сплошная масса чего-либо, образующие завесу, преграду.
Общий элемент здесь может быть определен как «вертикальная преграда, отделяющая что-то».
Секрет восьмой
Самоконтроль ошибок — гарантия качества!
Встроенный в материал контроль ошибок дает ребенку возможность самоконтроля, способствует независимости ребенка от взрослых. Он может быть механический (нарушение целостности по типу паззла) и визуальный (несоответствие пары, нарушение гармонии ряда, цветная маркировка, контрольная карта). Следует отметить, что самоконтроль дидактического материала, по мнению М. Монтессори, имеет огромное воспитательное значение. Ошибки стимулируют присматриваться к предметам, переделывать работу несколько раз, и в этих повторных упражнениях ребенок не только обостряет свои чувства, но и упражняет свое внимание. Традиционный контроль со стороны учителя также имеет значение, однако принципиально, что он идет вслед за самостоятельным контролем ребенка и поэтому является сопроводительным. Главная задача учителя — проконтролировать, сделал ли ребенок самостоятельный контроль своих ошибок.
Секрет девятый
Творчество, эксперименты, пробы — лучшие учителя.
Возможность экспериментов и открытий должна быть заложена в самом материале. Возможность изменить форму деятельности в пределах одной работы, чтобы решить одну и ту же задачу под другим углом.
В каждом классе всегда есть дети, которые желают творчески подходить любой, даже самой рутинной работе. Они нередко предлагают другие формы представления сделанной работы вместо списывания групп слов в тетрадь (доклад по изученной теме, сочинения рассказа с изученными выражениями, нахождение в словаре слов с подобным значением, придумывание собственных выражений и т. д.).
Пример выражений, придуманных детьми:
«Мы с Верой с одной начинкой пирожки, так похожи друг на друга.
Вешать гирю на разум — обманывать
Молчит, будто прищепку на губы повесила».
Секрет десятый
Красота спасёт мир!
Эстетика и привлекательность материала для ребенка необходимы для мотивации выбора, ощущения красоты и гармонии. Нередко удивляешься, как может привлечь к самому сложному материалу удачная коробочка, гладкие ламинированные цветные карточки, подходящий прозрачный конвертик или необычная застежка.
Хочется заметить, что материалы могут оказаться «ключами от мира», которые способствуют упорядочиванию имеющихся знаний и четкой «классификации» новых. В сочетании с самостоятельной работой они могут сформировать в сознании ребенка четкую «картотеку» мира и новые знания займут в ней свою четко определенную полочку. Они являются огромным ресурсом развития активности и самостоятельности обучения. Но мы понимаем, как трудно и тревожно отпустить ребенка в «свободное плавание». Нас здесь поддерживают слова педагога М. Монтессори: «Самый большой признак успеха для учителя состоит в том, чтобы быть в состоянии сказать: «Дети теперь работают, как будто я не существовал». Это кредо учителя, который вступил на путь самостоятельной работы учеников.
- Как можно сесть на стул
- Twitter profile link что это