Автономная школа что это

Автономная школа: что это, плюсы и минусы

Автономная школа что это. schoolava. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-schoolava. картинка Автономная школа что это. картинка schoolava

На сегодняшний день существует много разговоров о переходе учреждений (в частности школ) от статуса «бюджетных» к статусу «автономных». И прежде чем размышлять о плюсах и минусах данного вопроса нужно разобраться что же такое «автономия».

Что это такое?

Автономия – это новая форма изменений в государственных учреждениях, которая позволит им распоряжаться финансами, имуществом, и другими вопросами самостоятельно, вне зависимости от государства. Это значит, что автономная школа, в отличие от бюджетной, будет иметь некие привилегии, которые установлены правовым статусом учреждения: на сегодняшний день происходит рост финансово-хозяйственной самостоятельности школ.

Глобальное изменение полагает в том, что автономная школа не будет подлежать сметному финансированию, то есть школа будет получать деньги отдельно на каждого ребенка. Но в то же время план финансово-хозяйственной деятельности остается, и если школе удастся сэкономить немного денег, то их можно будет потратить на то, на что руководство посчитает нужным, будь то прибавка к учительской зарплате, или же ремонт. А при сметном финансировании весь бюджет был жестко прописан.

Автономная школа что это. school1. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-school1. картинка Автономная школа что это. картинка school1

Плюсы автономной школы

Автономная школа что это. school2. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-school2. картинка Автономная школа что это. картинка school2

Минусы автономной школы

Бюджетная школа может развиваться только в условиях ограниченного государственного финансирования, что является огромной проблемой, как для учеников, так и для учителей и руководства. Кроме того, директорам школ приходится решать большинство проблем с помощью родительских взносов, либо же при участии спонсоров. В то время как автономная школа открывает путь к оптимизации образовательного и финансового процесса.

Что касается влияния автономии на другие аспекты обучения, такие как школьная атмосфера, взаимоотношения между учителями, учителями и учениками, то эта тема пока слабо изучена.

В новой автономной школе учитель станет для детей настоящим другом и наставником, его роль немного трансформируется. Учитель сможет самостоятельно составлять планы и конспекты уроков, готовить собственные стратегии и методы в соответствии с развитием детей в каждом классе и с их интересами. Это называется «академическая свобода». Кроме того, если учитель пройдет независимую сертификацию, которая является добровольной, то получит небольшую прибавку к зарплате.

Вывод

В автономии есть и свои плюсы, и свои минусы. Преимуществом является то, что руководитель школы теперь станет в некой мере «хозяином», который сможет решать огромное количество проблем самостоятельно. А недостатком может быть то, что помимо всех проблем, руководителю придется ознакомиться с управлением финансами, а также финансово-хозяйственными и учебно-методическими делами школы.

Некоторые думают, что переход школ в статус «автономных» является инициативой государства только для того, чтобы снять из себя некие полномочия и отдать все в руки самих же школ. Но на самом деле, автономия даст огромные преимущества для образовательного процесса. Да, это сложно, ведь самостоятельность требует огромной ответственности и нереальных усилий, но если школа готова ко всем проблемам, с которыми ей придется столкнуться на пути к автономии, тогда у нее все получится!

Источник

Что значит автономное образовательное учреждение

Автономная школа что это. CHto znachit avtonomnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-CHto znachit avtonomnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie. картинка Автономная школа что это. картинка CHto znachit avtonomnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie

Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?

Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.

Суть работы

Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.

Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.

Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.

Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.

Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.

Основное отличие от других видов организации

Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.

Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.

Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.

Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.

Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.

Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.

На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.

В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.

Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений

Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.

Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.

Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.

Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.

Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.

Источник

Школы переходят на автономное управление

Автономная школа что это. . Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-. картинка Автономная школа что это. картинка

при автономной системе управления наиболее энергичные педагоги получат возможность зарабатывать больше. Фото Алексея Кунилова.

Сегодня есть три основных типа образовательных учреждений: казённые, бюджетные и автономные. Последние пока эксклюзив, их немного. В Екатеринбурге — чуть больше 20, всего по области таких школ и садиков около 40 (хотя соответствующий закон, дающий право выбора системы управления, действует уже три года). Видимо, остальные боятся излишней ответственности или не знают «автономных» плюсов.

— Нужно сразу определиться с самой распространённой народной легендой, которая придумана про автономные учреждения. Считается, что автономная школа или садик — это синоним платного образования и обязательных платных услуг. Это совершенно неправильное утверждение. Вернее будет сказать, что автономное учреждение создаёт дополнительные возможности в том числе и для эффективного оказания платных образовательных услуг. Само образование (обязательная программа, стандарт — прим. автора) у нас по Конституции является бесплатным в любом типе учреждений, — пояснил Павел Креков, заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области. — Платные услуги может оказывать и бюджетное учреждение. Принципиальное различие в том, что автономные могут более эффективно использовать выделяемые им деньги.

Проще говоря, автономные учреждения получают все причитающиеся им бюджетные деньги сразу, единовременно в начале года. В то время как, допустим, казённые могут финансироваться поквартально и по строго определённым статьям.

Автономные же сами определяют, на чём они могут сэкономить и куда направить основные суммы. «Сами» — это под бдительным оком наблюдательного совета, куда входят учредители (представители муниципалитета), педагоги и родители.

Вот пример лицея № 110, что находится в столице Среднего Урала. На автономию они перешли чуть меньше двух лет назад. При этом основные работы — ремонт крыши, обустройство стадиона — по-прежнему проводятся за бюджетные деньги. Директор Ирина Виноградова скромничает: «Пока зарабатываем кредит доверия, учимся. Есть идеи, как можно получать доход. Допустим, открыть школу танцев, но. площади не позволяют. А до высшего пилотажа (автономные учреждения ведь, кроме всего прочего, могут открывать счета в кредитных учреждениях, приобретать акции, получать дивиденды) ещё далеко».

Первое, чему научился лицей, — это экономить. Потому как всё сэкономленное ни в какую общую копилку не возвращается, а остаётся в родных стенах. Так, только на коммуналке (свет включают исключительно тогда, когда надо) за прошлый учебный год удалось выручить 220 тысяч рублей. Впоследствии их потратили на противопожарные мероприятия — купили огнетушители, рукава, заказали светящиеся указатели выходов при эвакуации. Плюс на дополнительных услугах заработали больше четырёх миллионов. Ирина Виноградова говорит, что немалая часть этих денег ушла на обучение самих учителей, чтобы их уроки и креативные идеи казались школьникам самыми увлекательными на свете.

А теперь самое интересное: средняя зарплата педагога в лицее № 110 (в автономном лицее!) — 29 тысяч рублей. Как пояснила учитель экономики Валентина Комолова, прибавка составляет 90 рублей за каждого ребёнка с одного занятия. Провела раз в неделю дополнительный урок для пятерых ребят — заработала за месяц 1800. При этом те, кому достаточно основной программы, могут забыть и не вспоминать об этих дополнительных платных занятиях.

А Нине Шлыковой, другому руководителю другого автономного учреждения, екатеринбургского детского сада № 103, очень понравилось в новой системе управления то, что теперь садик сам может выбирать поставщиков продуктов, беря во внимание не только дешевизну, но и качество товаров. Дело в том, что автономные учреждения не попадают под действие Федерального закона № 94, а посему не зависят от торгов и аукционов. В садике довольно много дополнительных услуг: начиная от баскетбола, хореографии и восточных единоборств, заканчивая английским языком, сказкотерапией и музейной педагогикой. Всё это проводят собственные или приглашённые педагоги во второй половине дня, когда основные занятия уже прошли. Те детки, чьи родители согласились платить по рублей за одно дополнительное занятие, уходят на урок, остальные остаются играть в группе.

Садик управляется автономно только девять месяцев (однако до этого двухлетний опыт ведения баланса у руководителей уже был — тогда дошкольное учреждение выиграло соответствующий грант и заручилось патронатом одного из банков, специалисты которого и преподали первые уроки управления). На вопрос, что сделали за последнее время на заработанные деньги, Нина Шлыкова ответила: «Отремонтировали музыкальный зал: вставили пластиковые окна, поменяли пол. Закупили оборудование в спортивный зал — тренажёры, мячи и прочий инвентарь (сама видела — ракетки для бадминтона, клюшки для хоккея и гольфа, городки. — прим. автора). А ещё заказали стульчики в три группы, часть уже привезли, часть должны доставить со дня на день. Стулья эти не- простые, каждый стоит больше 1600 рублей, — в них продумано всё, чтобы ребёнок правильно держал спинку».

Таким образом, работа по созданию сети автономных образовательных учреждений началась. Как пояснил Павел Креков, у министерства пока нет никаких планов на тот счёт, все, или половина, или ещё какой-то процент от общего числа садиков-школ должны получить автономию. Сегодня около 250 учреждений проявили такое желание (сейчас их директора проходят учёбу). В дальнейшем же всё будет зависеть от того, насколько руководители окажутся готовы к таким изменениям. Сами дети и педагоги, по словам замминистра, вообще не должны замечать какие-либо изменения в процессе обучения.

Источник

Отличия автономного и бюджетного учреждения простыми словами

Действующее законодательство регламентирует работу разных видов государственных учреждений, среди которых стоит выделить бюджетные и автономные. Они отличаются определенными особенностями. В последнее время государство старается переводить бюджетные организации в автономные. Это обусловлено возможностью эффективного управления. Чтобы определить выгоду этого процесса, стоит понимать главные отличия автономных учреждений и бюджетных учреждений.

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Такие учреждения отличаются определенными особенностями. При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами.

Обозначение и задачи

Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.

Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.

Собственниками таких предприятий считаются Российская Федерация и муниципалитет. При этом автономная организация отличается от бюджетной уровнем независимости от государства. Также разница кроется в финансово-хозяйственной самостоятельности.

Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 1. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 1. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 1 Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 2. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 2. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 2 Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 3. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 3. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 3

Система управления

По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.

Какие права и обязанности имеют учреждения

Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.

Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 4. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 4. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 4 Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 6. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 6. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 6 Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 5. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 5. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 5

Особенности осуществления приносящей доход деятельности

Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.

Нормативные акты

Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.

Бухгалтерский учет

Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.

Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 7. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 7. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 7 Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 8. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 8. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 8 Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 9. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 9. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 9

Различие в уплате налогов

К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:

Отличительной особенностью автономных организаций считается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом для бюджетных учреждений она отсутствует.

Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 10. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 10. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 10

Выгода и преимущества

Каждая из форм собственности характеризуется определенными особенностями. При этом автономные предприятия считаются более выгодными.

Автономного учреждения

К плюсам этой формы относят следующее:

Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 11. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 11. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 11

Бюджетного

Несмотря на очевидные плюсы автономной формы, использовать ее могут далеко не все предприятия. Если сфера деятельности организации не входит в законодательно установленный перечень, переходить на автономную форму нельзя. При этом важно понимать, что финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных организаций сильно ограничена.

Автономная школа что это. avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 12. Автономная школа что это фото. Автономная школа что это-avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 12. картинка Автономная школа что это. картинка avtonomnoe uchrezhdenie i byudzhetnoe uchrezhdenie otlichiya 12

Методы определения учреждений

Для бюджетных и автономных организаций характерны определенные особенности. Чтобы определить, к какой форме собственности относится предприятие, рекомендуется внимательно изучить учредительную документацию.

Сравнительная таблица

Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:

КритерийАвтономные организацииБюджетные организации
Закон о государственных закупкахРазрешается работать по 223-ФЗ.Требуется работать по 44-ФЗ.
Получение займов и кредитовРазрешается получать заемные средства.Имеют законодательные ограничения на получение кредитов.
Распоряжение имуществомСпособны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства.Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения.
Расчетный счетРазрешается открывать счета в кредитных компаниях.Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство.
НалогообложениеРазрешается пользоваться упрощенной системой.Нельзя применять упрощенную систему.

Источник

Анатолий Борисович Вифлеемский

Анатолий Борисович Вифлеемский,

действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, г. Нижний Новгород

Закон об автономных учреждениях изменялся неоднократно, практическая реализация положений федерального законодательства во многих регионах приводит к привычному российскому результату — когда «хотели, как лучше, но получилось, как всегда». Поэтому ответ на вопрос, какой тип учреждения лучше для школы, не так прост, как кажется.

Три типа государственных (муниципальных) учреждений

В результате реализации Феде­рального закона от 8 мая 2010 г.

№ 83-Ф3 «О внесении измене­ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в свя­зи с совершенствованием правового положения государственных (муни­ципальных) учреждений» в России теперь три типа государственных (муниципальных) учреждений.

Привычное бюджетное учреждение в рамках нового правового регули­рования типов учреждений превра­тилось в казённое учреждение.

Казённое учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреж­дение, оказывающее государственные, (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государст­венные (муниципальные) функции для ре­ализации предусмотренных законодатель­ством России полномочий органов госу­дарственной власти (государственных ор­ганов) или органов местного самоуправле­ния, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казённое учреждение имеет смету такую же, как до этого имело бюджетное уч­реждение. Любые средства, полученные казёнными учреждениями от приносящей дохо­ды деятельности (которую они могут осуще­ствлять только в случаях, предусмотренных их учредительными документами), поступают в соответствующий бюджет бюджетной систе­мы России. Их могут и не вернуть из бюдже­та, что в ряде регионов уже давно делается, например, по средствам, получаемым от арен­ды помещений, находящихся в оперативном управлении школ.

В целом ничего нового в регулировании казён­ных учреждений нет, это привычные «старые» бюджетные учреждения, у которых финансово­хозяйственная самостоятельность возможна лишь на словах.

Бюджетное учреждение определяется теперь как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством полномо­чий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, обра­зования, здравоохранения, культуры, социаль­ной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Это определение дословно совпадает с опреде­лением автономного учреждения, но автоном­ное можно создавать не во всех сферах, а только в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, «новое» бюджетное учрежде­ние — это «недоделанное» автономное учреж­дение, искусственно придуманная организаци­онно-правовая форма для того, чтобы с мини­мальным шумом провести кардинальную бюд­жетную реформу — снять ответственность го­сударства за такие учреждения, при этом мало что предложив им взамен. В отличие от авто­номных бюджетные учреждения практически не получают существенной финансово-хозяйст­венной самостоятельности, но также лишаются субсидиарной ответственности со стороны го­сударства (муниципалитета).

В результате при недостаточности средств на уплату каких-либо долгов (включая долги по оплате дорожающих коммунальных услуг) мо­жет быть обращено взыскание на имущество бюджетного учреждения (за исключени­ем недвижимого имущества и имущест­ва, отнесённого к категории особо цен­ного движимого). Поэтому в ряде реги­онов к особо ценному имуществу стали относить почти всё имущество, имеюще­еся у учреждения (некоторые туда включали даже имущество, которое в связи с полной амортизацией учитыва­лось за балансом). Впрочем отнесение имущества к «особо ценному движимо­му» осуществляется так же, как и для автономных учреждений (с разницей в регионах в незначительных нюансах).

Финансово-хозяйственная самостоятель­ность бюджетных учреждений по-преж­нему ограничена, так как важнейшие во­просы всё также необходимо согласовы­вать с учредителем. Этим бюджетное учреждение формально отличается от автономного, где часть полномочий уч­редителя передаётся наблюдательному совету, который, например, даёт заклю­чение о плане финансово-хозяйственной деятельности, тогда как у бюджетного учреждения его утверждает учредитель. Впрочем, теоретически учредитель бюд­жетного учреждения может передать полномочия по утверждению плана фи­нансово-хозяйственной деятельности школы её директору. Но нам такие слу­чаи не известны.

В то же время на практике чаще всего наблюдательный совет автономного уч­реждения играет роль «прокладки» между учредителем и руководителем школы: все решения по-прежнему при­нимает учредитель, все документы так­же утверждает учредитель, а роль чле­нов наблюдательного совета сводится к оформлению необходимых бумаг, хотя основные бумаги — государственные (муниципальные) задания и планы фи­нансово-хозяйственной деятельности (ФХД) оформляются как для бюджет­ных, так и для автономных учреждений и требования к ним таковы, что в ряде регионов планы ФХД — это перелицо­ванные сметы доходов и расходов.

Государственные (муниципальные) задания при этом — многостраничные документы, для оформления которых требуется прило­жить значительные усилия, однако никакой роли в деятельности школы они не играют. Как и раньше, ключевое значение имеют план приёма и сетевые показатели (контин­гент школы). При этом перевыполнение по­казателей, как и прежде, обычно не влечёт за собой никакого увеличения финансирова­ния, точно также как и недовыполнение пла­на не влечёт обязательного сокращения объё­мов финансового обеспечения государствен­ного (муниципального) учреждения.

Школа, как бюджетное или автономное уч­реждение, должна вести в соответствии с го­сударственными (муниципальными) задания­ми деятельность, связанную с оказанием ус­луг, относящихся к её основным видам дея­тельности. При этом и бюджетное, и авто­номное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципально­го) задания, каким бы недостаточным ни ка­залось его финансовое обеспечение.

Финансовое обеспечение выполнения госу­дарственного (муниципального) задания бюд­жетным или автономным учреждением осу­ществляется в виде субсидий из соответству­ющего бюджета бюджетной системы Россий­ской Федерации. Для муниципальных школ это бюджет соответствующего муниципально­го образования, для государственных (школы в Москве и Санкт-Петербурге) — бюджет субъекта РФ.

Законом № 83-ФЗ было определено, что школа как бюджетное учреждение осуществля­ет операции с поступающими ему в соответст­вии с законодательством средствами через ли­цевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финан­совом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном зако­нодательством Российской Федерации.

Финансирование бюджетных учреждений должно осуществляться также, как и авто­номных — субсидиями на выполнение го­сударственного (муниципального) задания. При этом в подавляющем числе регионов все бюджетные средства будут использо­ваться и бюджетными, и автономными уч­реждениями через счета в органах казна­чейства. Субсидии на практике выделяют­ся с подразделением на различные коды и подкоды бюджетной классификации, ко­торые по-прежнему определяет Минфин России. Однако нередко для автономных учреждений при выделении субсидий ис­пользуются более укрупнённые коды.

Преимущества АУ над БУ

На страницах журнала «Народное обра­зование» мы уже писали о грядущем «со­вершенствовании» автономных учрежде­ний, и оно было произведено Федераль­ным законом от 18.07.2011 № 239-Ф3 «О внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федера­ции в связи с совершенствованием право­вого положения автономных учреждений», значительно сблизившим автономные и бюджетные учреждения, нивелировав одно из существенных отличий — воз­можность использовать собственный рас­чётный счёт в банке. Тогда же был при­нят Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», значительно осложнивший исполь­зование второго преимущества.

Поэтому стоит повнимательнее посмотреть, со­хранились ли преимущества автономных учреж­дений над бюджетными. Теоретически все пре­имущества сохранились, но теперь их реализация в большей мере зависит от позиции учредителя школы. В то же время авторитетные директора школ — автономных учреждений могут и наста­ивать на реализации своих прав, предоставлен­ных Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Итак, первое преимущество. Автономные уч­реждения по-прежнему могут открывать счета в кредитных организациях. Согласно действую­щей редакции части 3 статьи 2 Федерального закона № 174-ФЗ у них есть возможность иметь как расчётный счёт в банке, так и лице­вой счёт в органах казначейства. Для того, чтобы открыть счёт в банке, руководителю на­до заручиться одобрением Наблюдательного совета. Также АУ вправе размещать средства на депозитах и совершать сделки с ценными бумагами. Это открывает широкие возможности для работы с благотворителями — если, конеч но, найдутся желающие дать столько денег, чтобы школа затем могла что-то существенное покупать на проценты от их размещения.

Более реальна возможность накапливать на счёте в банке средства на крупные приобрете­ния (дорогостоящее оборудование и т.п.).

И конечно, при ведении производственной дея­тельности школе значительно удобнее работать с банком, чем с органами казначейства.

Второе принципиальное преимущество за­ключается в том, что на автономные учрежде­ния по-прежнему не распространяются поло­жения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, ус­луг отдельными видами юридических лиц» ав­тономным учреждениям предписано принимать собственные положения о закупках (о чём пойдёт речь ниже), а при их отсутствии вы­полнять требования Федерального закона № 94-ФЗ. И если не вмешается учредитель и не станет заставлять заключать договора со специализированными организациями (которые осуществляют закупки для нужд муниципали­тета), то автономным учреждениям, дей­ствуя на основании своих положений о закупках, очень удобно приобретать необходимые им товары, работы, услуги.

Бюджетные учреждения не являются более получателями бюджетных средств, (в отличие от автономных учреждений), на них по-прежнему распространяются положения, установленные законодатель­ством о размещении заказов на постав­ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муници­пальных нужд. Бюджетные учреждения обязаны также вести реестры закупок, осуществлённых без заключения догово­ров (контрактов), в порядке, установ­ленном бюджетным законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств.

Поэтому для школ, особенно занимаю­щихся производственной деятельностью, возможность осуществлять закупки без выполнения всё более жёстких требований Федерального закона № 94-ФЗ — весьма важное преимущество формы «автономное учреждение».

И ещё об одном преимуществе. Для не­больших школ (численностью работников менее 100 человек) весьма интересным может оказаться такое преимущество ав­тономных учреждений, как возможность применять упрощённую систему налогооб­ложения (УСН). Хотя снижение налого­обложения при использовании УСН сего­дня и не столь велико, как прежде, всё же можно на законных основаниях «оп­тимизировать» налогообложение. Однако здесь надо очень внимательно просчиты­вать возможности оптимизации исходя из конкретных условий деятельности школы.

План финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетному и автономному учрежде­нию необходимо составлять план финан­сово-хозяйственной деятельности.

При этом план ФХД является одним из до­кументов, открытый доступ к которым дол­жен быть обеспечен школой.

С 1 января 2012 г. вступил в силу приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н, утверждающий Требования к плану финан­сово-хозяйственной деятельности государст­венного (муниципального) учреждения.

На основании этого приказа орган, осуще­ствляющий функции и полномочия учреди­теля, вправе утвердить единую форму плана для государственного (муниципального) бю­джетного учреждения. При этом согласно пункту 16 Требований учредитель может утвердить как единую форму плана ФХД для бюджетных и автономных учреждений, так и две отдельные формы для каждого вида учреждений.

Согласно пункту 10 Требований при форми­ровании плановых показателей поступлений школа должна отразить, в частности:

В то же время на практике организация ра­боты с планом будет основываться на опыте работы с бюджетной сметой «старого» бюд­жетного учреждения.

Структура Плана финансово-хозяйственной деятельности следующая:

Основа плана финансово-хозяйственной деятельности — планируемые финансовые показатели, отражаемые в рублях с точно­стью до двух знаков после запятой. Учи­тывая, что данные указываются в тысячах рублей, два знака после запятой означают не копейки, а десятки и сотни рублей.

в соответствии с уставом к основным ви­дам деятельности, которые для физичес­ких и юридических лиц предоставляются за плату;

(с учётом стоимости имущества, закреп­лённого собственником имущества за шко­лой на праве оперативного управления; приобретённого школой за счёт выделен­ных собственником имущества школы средств; приобретённого школой за счёт доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

В табличной части плана указываются показатели финансового состояния школы (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю от­чётную дату, предшествующую дате со­ставления плана), плановые показатели по поступлениям и выплатам школы.

Поступления в плане финансово-хозяйственной деятельности должны детализироваться по субсидиям на выполнение задания учредителя, доходов от оказания платных услуг и других поступлений. При этом доходная часть плат­ной услуги формируется на основании цены на неё, утверждённой учредителем. Обратим вни­мание на то, что если платная услуга облагает­ся НДС, её стоимость определяется с учётом этого налога. Уплата НДС и налога на при­быль возможна только за счёт средств, посту­пивших от покупателей. Поэтому сумма этих налогов должна быть запланирована в поступ­лениях со знаком «минус» (собственно говоря, также как и при составлении сметы).

Эти поступления отражаются школой на осно­вании информации, предоставленной учредите­лем на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год. Плановые пока­затели по поступлениям указываются по видам работ (услуг).

Таблица «Показатели поступления и выбытия по выплатам учреждения» представляет собой своего рода кассовый план школы. В таблице указываются:

Плановые показатели по выплатам должны формироваться школой с учётом выплат, ука­занных в плане, с детализацией до уровня групп и статей классификации операций секто­ра государственного управления бюджетной классификации РФ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» — с указанием кода группы классификации операций сектора госу­дарственного управления.

Объёмы поступлений от оказания шко­лой услуг (выполнения работ), относя­щихся в соответствии с её уставом к ос­новным видам деятельности и предостав­ляемых физическим и юридическим ли­цам на платной основе, планируются в соответствии с порядком определения платы, установленным учредителем на основании совместного Приказа Минфи­на России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527 «О Мето­дических рекомендациях по расчёту нор­мативных затрат на оказание федераль­ными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества феде­ральных государственных учреждений».

В расходной части приводятся только статьи и подстатьи расходов, по кото­рым бюджетное учреждение предусмат­ривает затраты. Коды операций сектора государственного управления (КОСГУ) устанавливаются в соответствии с При­казом Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной клас­сификации Российской Федерации».

Содержательная часть документа должна включать раздел о порядке утверждения плана финансово-хозяйственной деятельно­сти, который предусматривает процедуру его утверждения и уточнения показателей.

После утверждения в установленном по­рядке федерального закона о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год и плановый период план при необ­ходимости уточняется школой и направ­ляется на утверждение учредителю.

Соответствующие показатели плана (свя­занные с принятием закона о федераль­ном бюджете) уточняются школой не позднее одного месяца после официаль­ного опубликования этого закона. Пока­затели плана, связанные с выполнением государственного задания, и показатели по приносящей доход деятельности уточ­няются учредителем.

После уточнения показателей составляется новый план. Его показатели не должны вступать в противоречие по кассовым опера­циям по выплатам, проведённым до внесения изменений в план, т.е. правка в той части, которая исполнена, не допускается.

Изменения вносятся при наличии у школы соответствующих обоснований и расчётов ве­личины изменённых показателей (уменьше­ние (—), увеличение (+) в соответствии с установленным школе государственным за­данием.

Несмотря на подробное изложение различ­ных показателей в плане, бюджетное учреж­дение формально самостоятельно определяет направление расходования средств, за исклю­чением целевых субсидий, и представляет свои предложения учредителю, автономное же учреждение получает заключение от на­блюдательного совета.

План государственного (муниципального) ав­тономного учреждения (План с учётом изме­нений) утверждается руководителем автоном­ного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреж­дения. Проект плана ФХД подлежит рас­смотрению и согласованию членами наблюда­тельного совета автономного учреждения. Копия заключения наблюдательного совета по итогам рассмотрения плана ФХД направ­ляется учредителю. На наблюдательном со­вете также по представлению руководителя автономного учреждения рассматривается от­чёт о его выполнении.

План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учётом из­менений) утверждается органом, осуще­ствляющим функции и полномочия учре­дителя. В то же время учредитель вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План (План с учётом изменений) руководителю государственно­го (муниципального) бюджетного учреж­дения. Однако сомнительно, что это бу­дет широко использоваться в практике де­ятельности муниципальных образователь­ных учреждений (на федеральном уровне такие решения в отношении федеральных государственных бюджетных образова­тельных учреждений более чем вероятны, учитывая, что руководителям таких уч­реждений ранее предоставлялось право утверждать сметы).

Поскольку план ФХД должен быть ут­верждён перед началом финансового года, его нужно утверждать в ноябре-декабре предыдущего отчётного года. На практике же планы финансово-хозяйственной дея­тельности школы получают не только по­сле новогодних праздников, но и вообще в феврале следующего года. При этом во многих случаях получают от централизо­ванных бухгалтерий уже с распределением средств по статьям расходов, точно так­же, как раньше получали смету.

Закупки автономного учреждения

С 1 января 2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Фе­деральный закон от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который предусматривает, что помимо за­казчиков, прямо перечисленных в Феде­ральном законе № 94-ФЗ, при опреде­лённых условиях под действие этого зако­на подпадают и автономные учреждения. При этом если для государственных авто­номных учреждений закон уже вступил в силу, то для муниципальных автоном­ных учреждений он вступит в силу лишь с 1 января 2014 года, если на местном уровне не будет принято решение о более ранней дате начала его применения.

Для того, чтобы не подпадать под действие Федерального закона № 94-ФЗ, автономные учреждения должны принять наблюдательным советом и разместить на своём (а с 1 июля 2012 г. — на официальном) сайте Положение о закупке.

Положение о закупке — это документ, кото­рый регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая спо­собы закупки) и условия их применения, поря­док заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением за­купки, положения.

Кроме того, необходимо разработать и утвер­дить План закупки товаров, работ, услуг (на срок не менее года). Этот план размещается на официальном сайте. Требования к форме, порядку формирования должны быть установ­лены Правительством РФ.

На официальном сайте также должны разме­щаться извещения о проведении закупки, до­кументация о закупке, проект договора, прото­колы, составляемые во время закупки и иная информация, предусмотренная положением о закупке.

Предусмотрена и отчётность — не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным, автономное учреждение — заказчик на офици­альном сайте размещает сведения:

Школа — автономное учреждение вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, если стои­мость закупки не превышает 100 тыс. рублей (хотя у единственного поставщика можно за­купать товары, работы, услуги и более 100 тыс. рублей).

Положение о закупке уже часто предлагают делать на основе требований Федерального за­кона № 94-ФЗ. Однако это отнюдь не обязательно, более того, это делать нецелесообразно, так как в этом случае будет потеряно важное преимущество организационно-правовой формы «авто­номное учреждение».

Лучше учесть некоторые положения Федерального закона № 94-ФЗ, но составить положение так, чтобы школе было удобно его применять.

В соответствии с требованиями закона Положение о закупках должно соответ­ствовать принципам (пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ):

(с учётом, при необходимости, стоимос­ти жизненного цикла закупаемой про­дукции) и реализации мер, направлен­ных на сокращение издержек заказчика;

к участию в закупке путём установле­ния неизмеряемых требований к её уча­стникам.

Закон устанавливает, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки (часть 3 статьи 3 Фе­дерального закона № 223-ФЗ). К та­ковым относится закупка у единственно­го поставщика, причём перечень случаев, когда осуществляется такая закупка, мо­жет быть указан в Положении о закуп­ке более широким, чем предусмотренных для казённых и бюджетных учреждений Федеральным законом № 94-ФЗ.

Ещё одним способом закупки может быть запрос котировок, причём его рег­ламентация может быть намного мягче, чем предусмотренная в Федеральном законе № 94-ФЗ.

Возможно, что и Федеральный закон № 223-ФЗ будет «совершенствоваться», т.е. ужесточаться, однако в настоящее время, в отличие от федерального законодательства о закупке товаров, работ и услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд, этот закон не требует обязательного применения в отдельных случаях такого способа закупки, как открытый аукцион в электронной форме. Поэтому автономное учреждение (с помо­щью своего наблюдательного совета, который утверждает положение о закупке) может са­мостоятельно решить, будет ли применяться данный способ закупки и как будут приме­няться другие способы закупки.

Учитывая, что если грамотно написать Поло­жение о закупке, вполне можно действовать согласно ему, не нарушая федерального зако­нодательства, автономные учреждения всё ещё находятся в более привлекательном по­ложении для эффективного ведения хозяйст­венной деятельности.

Теоретически автономное учреждение даёт больше возможностей, чем бюджетное, одна­ко эти возможности постепенно сводятся «на нет» изменениями федерального законода­тельства. Кроме того, практическая реализа­ция этих возможностей во многом зависит от желания местных властей. Мало кто из ру­ководителей муниципальных образовательных учреждений осмелится ослушаться руководи­теля органа управления образованием, если тот не разрешает открыть собственный рас­чётный счёт в банке.

Печально также, что в тех регионах, где развивают автономные учреждения и предо­ставляют им более широкие права, уже оче­видны тенденции злоупотребления этими правами. Местная администрация, стремясь уйти из под процедур, предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ, проводят необходимые им закупки с помощью подве­домственных автономных учреждений. И ав­тономные учреждения уже получают санк­ции от контролирующих органов. Так, на­пример, в городе Кирове городская адми­нистрация выделила своей методической службе, оформленной в виде автономного учреждения, субсидию в размере 6,5 млн рублей на разработку информационного портала для нужд управления образовани­ем. Методическая служба заключила до­говор с неким обществом с ограниченной ответственностью, которому и перекочева­ли деньги.

Процитирую, как были оценены такие дей­ствия в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 11.11.2011 № 56/03-11:

«признать в действиях Муниципального образовательного автономного учрежде­ния дополнительного профессионального образования «Центр повышения квали­фикации работников образования г. Ки­рова» факт нарушения:

2.1. Пункта 2 части 1 статьи 17 Фе­дерального закона «О защите конкурен­ции», выразившегося в создании участ­нику торгов преимущественных условий участия в торгах.

2.2. Пункта 2 части 1 статьи 15 Фе­дерального закона «О защите конку­ренции», выразившегося в необоснован­ном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъек­тов на рынке разработки программных продуктов путём расходования средств из бюджета г. Кирова на товары, рабо­ты, услуги, необходимые для муници­пальных нужд муниципального образо­вания «Город Киров» и соответствен­но без соблюдения процедур, предусмо­тренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд», что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на участие в торгах,

а также обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2.3. Части 3 статьи 15 Федерального зако­на «О защите конкуренции», выразившегося в совмещении функций хозяйствующего субъекта и функций органа местного само­управления при расходовании средств из бю­джета г. Кирова на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальных нужд муниципального образования «Город Киров».

Таким образом, приходится констатировать, что в результате сегодня сложилась весьма неожиданная для реформаторов ситуация: наи­большие возможности теоретически есть у ав­тономных учреждений, но практическая их ре­ализация зависит в большей степени от жела­ния местных властей, чем от инициативы ру­ководителей учреждений. При этом риски функционирования в режиме автономных уч­реждений растут, в том числе и риски привле­чения их к преступной деятельности чиновни­ками (ведь незаконный уход от выполнения требований Федерального закона № 94-ФЗ правомерно рассматривается в качестве право­нарушения).

А наиболее спокойная и прогнозируемая жизнь — у казённых учреждений, оставшихся под законной опекой государства. Учитывая, что всё меньше инициативных руководителей остаётся в системе образования, для многих из них функционирование в статусе казённого уч­реждения наиболее выгодно. В то же время «по умолчанию» школы остались бюджетными (со старым названием, но новым организаци­онно-экономическим механизмом), и таких школ большинство. За ширмой «нового меха­низма» на самом деле скрывается привычный диктат чиновников, смета доходов и расходов (пусть и с новым названием). И неэффектив­ным чиновникам объективно выгодно существование большинства школ имен­но в таком качестве. Ключевое измене­ние: формально ответственность с госу­дарства за такие учреждения снята, что и требовалось реформаторам.

Такое двуликое бюджетное учреждение мы считаем самой нерациональной фор­мой из существующих для государствен­ных и муниципальных учреждений. Од­нако, к сожалению, именно за ней — будущее, именно таких учреждений бу­дет большинство и вся модернизация образования неизбежно утонет в этом лицемерном «бюджетном» болоте.

До тех пор, пока не начнётся новый этап «оптимизации», в рамках которого эти учреждения начнут ликвидировать под разными благовидными и не очень предлогами.

В 2009 году мы давали ответ на во­прос: «Какую форму лучше выбрать школе?».

«Если школа хочет развиваться, что не­возможно в существующих условиях без привлечения внебюджетных средств, ес­ли школа работает в режиме «школа-хо­зяйство», то единственный выход для школы — перейти в автономное учреж­дение. Как бы страшно это ни казалось.

Если же школа не имеет внебюджетных доходов, не зарабатывает денег (по крайней мере легально), то такой школе лучше всего выбрать тип «казённое уч­реждение» (если, конечно, это разрешат местные власти)».

Несмотря на изменения в действующем законодательстве ответ не изменился.

Журнал “Народное образование” 5/2012 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *