Автономная школа и бюджетная в чем разница
Разница между автономным и бюджетным учреждением
Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства. Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?
Определение учреждений
Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.
Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.
Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.
Сравнение
Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.
Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.
Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.
В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.
Автономное и бюджетное учреждение — что это такое и отличия
Каждый человек слышал такие обозначения для учреждений, как автономное или бюджетное. Для того чтобы лучше знать особенности, нужно не только понимать суть, но и учитывать имеющиеся различия. За этими терминами скрывается форма работы различных видов государственных учреждений. Все тонкости и нюансы прописаны и регламентированы в законодательстве и подзаконных актах. От того, какой статус присвоен организации зависит, например, как будет действовать финансирование и проводиться основная работа с документацией. В 90% случаев государство стремиться к переводу бюджетных организаций в автономные формы. Это обусловлено в большинстве случаев тем, что возможность эффективного управления в последнем случае значительно упрощается. Для того чтобы выбрать оптимальный для себя вариант, учредитель (директор) должен знать, какие отличия существуют у бюджетных и автономных организаций.
Определение понятий
Для того чтобы понять разницу между организациями и формами их управления, нужно знать определения каждого из них. Автономным принято называть такое учреждение, которое является некоммерческим по форме деятельности. Выполнение работ связано с оказанием услуг в различных отраслях человеческой деятельности. Организация создается РФ или субъектом.
Если речь идет о бюджетной форме, то такая организация также является некоммерческой. Основные формы предоставления услуг связаны с образованием, спортом и культурным развитием, а также с социальной сферой. Находится организация в РФ.
Сравнение
Сравнительные характеристики каждого из учреждений помогут лучше разобраться в том, чем они схожи, а в чем отличаются друг от друга. По имеющимся в законах сведениям бюджетным будет называться такое учреждение, которое имеет статус некоммерческой организации. Основывается оно на базе государственной или муниципальной компании, которая ставит перед собой цели, связанные с оказанием различных и неизменно качественных услуг или выполнения работ в других сферах, которые являются важными для человека. Финансирование работы производится из бюджета страны и/или региона. Примеры таких учреждений: школы, ВУЗы.
Если говорить об автономных учреждениях, то здесь также присутствует некоммерческая составляющая. Учредителем является государство или муниципальное образование. Главной задачей работы в этом случае для такого типа учреждения становится оказание в первую очередь образовательных и развивающих услуг. Учреждение находится в собственности у РФ или муниципалитета. При этом автономная организация отличается более выраженной независимостью от государства. Финансирование за счет бюджетных средств может полностью отсутствовать.
Также присутствуют и другие формы, по которым можно проводить сравнение:
Различия имеются также в сфере налогообложения. В случае с автономной формой работы разрешается выбирать упрощенку для снижения финансового бремени. Если организация получает финансирование за счет средств бюджета, то упрощенную форму выбирать нельзя.
Выводы
Бюджетное учреждение не может по своему желанию вносить денежные средства или иное имеющиеся движимое или недвижимое имущество в уставный капитал, финансировать за счет этих средств других юридических лиц или иным образом передавать имущество. Им нельзя становится участниками или учредителями других компаний. Причина в том, что финансирование идет напрямую от государства. В случае, когда организация работает в качестве автономного учреждения, то распоряжение имуществом и средствами допускается, но для этого требуется получить согласие от своего учредителя. Таким образом, в отличие от бюджетного учреждения, автономное может без нарушения действующих законов и нормативов создавать юридические лица. Это помогает организации в работе и позволяет ей расширять свой функционал.
Отличия автономного и бюджетного учреждения простыми словами
Действующее законодательство регламентирует работу разных видов государственных учреждений, среди которых стоит выделить бюджетные и автономные. Они отличаются определенными особенностями. В последнее время государство старается переводить бюджетные организации в автономные. Это обусловлено возможностью эффективного управления. Чтобы определить выгоду этого процесса, стоит понимать главные отличия автономных учреждений и бюджетных учреждений.
Разница между автономным и бюджетным учреждением
Такие учреждения отличаются определенными особенностями. При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами.
Обозначение и задачи
Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.
Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.
Собственниками таких предприятий считаются Российская Федерация и муниципалитет. При этом автономная организация отличается от бюджетной уровнем независимости от государства. Также разница кроется в финансово-хозяйственной самостоятельности.
Система управления
По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.
Какие права и обязанности имеют учреждения
Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.
Особенности осуществления приносящей доход деятельности
Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.
Нормативные акты
Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.
Бухгалтерский учет
Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.
Различие в уплате налогов
К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:
Отличительной особенностью автономных организаций считается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом для бюджетных учреждений она отсутствует.
Выгода и преимущества
Каждая из форм собственности характеризуется определенными особенностями. При этом автономные предприятия считаются более выгодными.
Автономного учреждения
К плюсам этой формы относят следующее:
Бюджетного
Несмотря на очевидные плюсы автономной формы, использовать ее могут далеко не все предприятия. Если сфера деятельности организации не входит в законодательно установленный перечень, переходить на автономную форму нельзя. При этом важно понимать, что финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных организаций сильно ограничена.
Методы определения учреждений
Для бюджетных и автономных организаций характерны определенные особенности. Чтобы определить, к какой форме собственности относится предприятие, рекомендуется внимательно изучить учредительную документацию.
Сравнительная таблица
Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:
Критерий | Автономные организации | Бюджетные организации |
Закон о государственных закупках | Разрешается работать по 223-ФЗ. | Требуется работать по 44-ФЗ. |
Получение займов и кредитов | Разрешается получать заемные средства. | Имеют законодательные ограничения на получение кредитов. |
Распоряжение имуществом | Способны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства. | Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения. |
Расчетный счет | Разрешается открывать счета в кредитных компаниях. | Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство. |
Налогообложение | Разрешается пользоваться упрощенной системой. | Нельзя применять упрощенную систему. |
Какому учреждению выгодно стать автономным?
«Руководитель бюджетной организации», 2013, N 5
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Для начала следует отметить, что автономный статус для учреждения не означает ухода в полностью свободное плавание и необходимости самостоятельно обеспечивать себя финансовыми средствами. Автономное учреждение, как и бюджетное (и казенное), является государственным или муниципальным учреждением, а это означает, что собственником его имущества и земельного участка под ним является соответствующее публично-правовое образование (РФ, регион, муниципалитет), что ему в обязательном порядке выделяется бюджетное финансирование на содержание имущества и на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Как и бюджетное, автономное учреждение в обязательном порядке получает государственное (муниципальное) задание и субсидию из бюджета на его выполнение. Также могут предоставляться целевые субсидии, бюджетные инвестиции, средства на исполнение публичных обязательств. Разница между бюджетным и автономным статусом, в общем, не в деньгах, а в степени свободы при осуществлении деятельности.
Кому нельзя в «автономку»
Переход из статуса бюджетного учреждения в автономный статус в законодательстве называется изменением типа государственного (муниципального) учреждения. Принимать решение об изменении типа учреждения, конечно же, вправе только учредитель, однако в случае перехода в автономный статус существует узаконенный механизм участия учреждения в принятии соответствующего решения. Согласно ч. 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях для принятия учредителем решения о переводе учреждения в автономный статус требуется инициатива либо согласие самого учреждения. Таким образом, бюджетное учреждение вправе по установленной процедуре выступить с инициативой о своем переводе в автономное.
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
При этом перейти в статус автономного учреждения может не любое учреждение. Законодательством РФ установлен ограниченный перечень сфер, в которых могут работать «автономки». К разрешенным сферам деятельности автономного учреждения отнесены : наука, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), а также экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, тушение лесных пожаров, предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.
В соответствии с Законом об автономных учреждениях, ГрК РФ, Лесным кодексом, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Выгоды, связанные с автономным статусом
Однако между бюджетным и автономным учреждениями существуют значимые различия. Основные из них приведены в таблице:
Таким образом, выгоды перехода из статуса бюджетного учреждения в «автономку» связаны с перечисленными отличиями автономного и бюджетного учреждений.
Указанные нормы содержатся, соответственно, в ч. 15 ст. 4 и п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.
Прочие условия перехода на УСНО приведены в гл. 26.2 НК РФ.
2. Дает заключения:
Часть 1 ст. 10 Закона об автономных учреждениях.
Полный перечень функций наблюдательного совета приведен в ст. 11 Закона об автономных учреждениях.
Наконец, автономное учреждение в отличие от бюджетного вправе распоряжаться всеми своими доходами, а не только доходами от приносящей доходы деятельности. На практике это обеспечивается правом директора автономного учреждения утверждать план финансово-хозяйственной деятельности учреждения по заключению наблюдательного совета (то есть при контроле со стороны общественности, работников и отчасти учредителя).
Ограничения, связанные с автономным статусом
Однако переход из статуса бюджетного учреждения в «автономку» влечет и определенные ограничения. Главным из них является невозможность осуществлять деятельность в сферах, в которых федеральными законами автономным учреждениям прямо не разрешено работать (см. выше). Причем это ограничение касается не только деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, но и оказания платных услуг.
Часть 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждениях.
Подробнее правила оформления платных услуг в бюджетных и автономных учреждениях были рассмотрены в статье Д.В. Жигалова «Куда вписать платные услуги», N 3, 2013.
Для практической иллюстрации указанного ограничения рассмотрим следующий практический пример. Бюджетное учреждение «Автобаза «Медавтотранс» оказывает транспортные услуги для медицинских учреждений, а также платные транспортные услуги для любых потребителей. В случае перевода такого учреждения в автономное оно утратит право оказывать платные транспортные услуги всем потребителям, кроме медицинских учреждений. Причина в том, что автономное учреждение не вправе работать в сфере транспорта. Рассматриваемое автономное учреждение должно относиться к учреждениям здравоохранения, осуществляющим транспортное обслуживание медицинских учреждений, и, соответственно, должна быть сформулирована цель создания автономного учреждения в его уставе. С такой формулировкой цели создания оно не вправе оказывать транспортные услуги другим потребителям, кроме учреждений здравоохранения, поскольку эти услуги нельзя отнести к основным уставным видам его деятельности.
Действия учреждения в связи с переходом в «автономку»
Части 2 и 3 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, ст. 5 Закона об автономных учреждениях.
Часть 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях.
Если у него есть инициатива перейти в «автономку» или получено его согласие, производятся установленные процедуры, которые осуществляет в основном учредитель. Перевод бюджетного учреждения в автономное требует внесения соответствующих изменений в его устав. При этом смена типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией : разрешительные документы (лицензия, аккредитация и пр.) продолжают действовать без переоформления вплоть до истечения срока их действия.
Части 1 и 4 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях.
Что касается изменения наименования учреждения в других документах, таких как вывески, бланки и печати, здесь логика может быть следующей. По закону наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (соответственно, может и не включать). Поэтому, если вывеска, бланки или печать учреждения содержали полное наименование, придется их поменять. А если на них было написано лишь «государственное учреждение» или «муниципальное учреждение», их можно оставить.
Часть 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях и ст. 6.1 Закона об автономных учреждениях.
Автономное учреждение и бюджетное учреждение: отличия и сравнение понятий
Что такое автономное учреждение и бюджетное учреждение, отличия между ними? Несведущему человеку, далекому от юридической терминологии, легко запутаться. Понимать, что это не одинаковые структуры, очень важно. Чтобы не ошибаться, правильно называть ту или иную организацию. Не обязательно углубляться в тонкости статей, законов. Достаточно будет воспользоваться подсказкой владеющих предметом людей.
Что такое автономное учреждение
Прежде всего, это организация некоммерческая. Автономное учреждение обязательно является субъектом РФ. Работает в соответствии с действующим законодательством, может оказывать услуги в сферах:
Кроме указанных, автономучреждения занимаются физкультурой и спортом, трудоустройством населения. В отдельных случаях профиль организации определяют федеральные законы РФ.
Следующий аспект касается того, что данное учреждение – однозначно юридическое. Автономучреждение наделено правом на открытие счетов.
Что считается бюджетным учреждением
К бюджетным относят организации некоммерческого профиля, созданные для реализации перечня услуг на основании действующих федеральных законов. Как и автономные, данные структуры относятся к субъектам РФ. Область деятельности бюджетных подразделений распространяется на спорт, социальные программы, образование, здравоохранение, занятость граждан.
Похоже на автономучреждение. Но на этом сходство заканчивается. Потому что данная организация финансируется из бюджета. Но может пользоваться также и внебюджетными фондами. Только государственными. Расход средств регулируется сметой.
Распределение финансов осуществляется федеральным казначейством либо уполномоченным на данные действия госорганом. Разновидности бюджетных организаций включают:
Далее выясним, в чем заключается разница между бюджетным и автономучреждением.
В чем заключается разница
Между двумя разновидностями организаций много схожих черт. Это касается выполняемых функций, задач. И те, и другие могут заниматься культурой, трудоустройством граждан, медициной. Деятельность данных подразделений регулируется ФЗ.
Теперь переходим к разнице. Суть автономучреждения заключена в названии. «Автономное» – значит, независимое. Владеет правом открывать счета в финансовых структурах. Бюджетному это нельзя.
Также автономучреждение наделено полномочиями пользоваться правом получения займа. И в отношении кредитов, распоряжения имуществом свобод побольше, чем у бюджетного аналога. Там деятельность четко подчиняется контролю со стороны государства, включая управление сметой и основными фондами.
«Бюджетники» практически интегрированы в соответствующие муниципальные, госструктуры. И связаны с ними четкими правилами, требованиями, документами.