триптих родина мать в каких городах
Меч Победы — триптих монументальных советских памятников
Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур — «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл — фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент — Меч Победы.
Два из трех монументов триптиха — «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» — принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле. «Тыл — фронту»
Первая часть трилогии «Тыл — фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне.
Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. «Воин-освободитель»
Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине.
Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.
Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл — фронту» был готов только летом 1979 года.
Монумент «Тыл — фронту» Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала — гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника — это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске — это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита. На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).
Монумент «Родина-мать зовет!» Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент — это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага. Проводя некоторую аналогию можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор силам захватчиков. В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.
На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра.
Монумент «Воин-освободитель» 8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.
Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.
Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку.
Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.
Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента находится круглый памятный зал. Стены зала украшены мозаичным панно (художник А. А. Горпенко). На панно изображены представители разных народов, включая народы Кавказа и Средней Азии, возлагающие венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано:
«Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества»
(цитата из доклада И. В. Сталина к 27-й годовщине Октябрьской революции). В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром в 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».
Осенью 2003 года скульптура «Воина-освободителя» была разобрана и отправлена на реставрационные работы. Весной 2004 года отреставрированный монумент вернулся на свое законное место. Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.
Перед входом в комплекс нас встречают две полукруглые площади с однопролетными арками из серого гранита, которые образуют вход на территорию памятника-ансамбля. На арках высечены ордена Великой Отечественной войны, годы «1941–1945» и надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость социалистической Родины». В пролетах гранитных арок, как в торжественной раме, фигура женщины. Женщина присела на камень, опершись на него рукой и склонив голову. Горе ее глубоко! Эта скульптура — собирательный тип женщины-матери, вынесшей на своих плечах все тяготы войны. Миллионы матерей проводили своих сыновей на ратные подвиги и не дождались их возвращения домой. Мать-Родина скорбит о своих погибших детях. Фоном статуи служат ели и тонкие березки со склоненными кронами, широкая аллея пирамидальных тополей, которая ведет к террасе главного входа. Аллея заканчивается главным входом в некрополь — двумя направленными навстречу друг другу знаменами из красного гранита. Это советский народ склонил их над могилами своих сынов.
Курган служит подножьем главного монумента ансамбля — статуи «Воин-освободитель». Высоко на ступенчатом постаменте из белого камня стоит эта статуя. Спокойно смотрит вперед молодой советский солдат. Поворот головы, широко развернутые могучие плечи, натруженная рука, уверенно лежащая на рукояти меча, создают впечатление несокрушимой воли. Маленькая девочка доверчиво прильнула к широкой груди молодого солдата. Ее нежное, хрупкое, полуобнаженное тельце контрастирует с походной гимнастеркой, грубыми сапогами и наброшенной на плечи плащ-палаткой. Ребенок олицетворяет собой будущее человечества, спасенного от ужаса и позора фашистского рабства Советской Армией. Сюжетом для памятника послужило событие, случившееся во время штурма Берлина. 30 апреля 1945 года сержант Николай Масалов, рискуя жизнью, вынес из зоны обстрела трехлетнюю немецкую девочку. Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков, позже исследователям удалось подтвердить это документально.
Скульптору Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова. Он сам вспоминал, как перед атакой услышал детский плач и увидел девочку, которая сидела возле убитой матери. Она теребила мать и звала: «Муттер, муттер!» Николай схватил девочку в охапку – и обратно к своим. В этот момент он был ранен в ногу, но не бросил ребенка.
Это было в мае, на рассвете
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла.
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Вот что писал о событии, случившемся 26 апреля 1945 года, во время взятия Берлина, маршал Чуйков:
За час до начала артподготовки для взятия аэродрома Темпельхоф, знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принёс знамя полка к Ландвер-каналу. Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий, с отвесными бетонированными берегами, канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнем пулеметов. До атаки гвардейцев осталось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер» Кажется, это на той стороне канала, сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он».
Масалов перекинулся через барьер канала. Прошло ещё несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребёнка, но было тихо. Ждали пять, десять минут; неужели напрасно рисковал Масалов? Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску.
На Потсдамском мосту в Берлине, где Николай Масалов спас немецкую девочку установлена табличка, на которой на двух языках (немецком и русском) написано: «В память о советском сержанте Николае Масалове (1921- 2001). В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 года, возле этого места, рискуя жизнью, он спас из огня, оказавшегося между двумя фронтами ребенка». Олицетворением нашей победы, олицетворением мужества и гуманизма советских солдат стал этот берлинский монумент «Воина-освободителя».
Так через 65 лет воин-освободитель «вернулся» домой, присел на лавочку в парке Победы, посадил на колени правнучку и стал символом связи времен и поколений. Парковая композиция лишена пафосной монументальности, носит подчеркнуто домашний характер. Рядом с ветераном можно посидеть, сфотографироваться, потрогать медали. И первыми после открытия памятника этой возможностью воспользовались дети.
Ветеран Великой Отечественной войны, гвардии рядовой Воздушно-десантных войск Иван Степанович Одарченко скончался 2 июля 2013 года. Ему было 86 лет.
И вот ещё, как дополнение к третьей части триптиха:
Мемориал Русскому воину в Берлине
В центре Берлина находится Мемориал Русскому воину. Он был возведён в кратчайшие сроки и уже в ноябре 1945 г. открылся парадом так называемых союзнических войск. Центральная часть Мемориала представляет собой вогнутый ряд с более крупной центральной колонной, являющейся восьмиметровой статуей советского воина. Винтовка на его плече говорит о закончившейся войне, которая никогда больше не повторится. Вытянутая вперёд левая рука воина символизирует победу света над тьмой, над теми, кто развязал кровопролитную войну. За спиной у солдата в небольшом сквере покоятся останки советских солдат павших в боях за Берлин. Надписи на колоннах рассказывают о различных родах войск и хранят списки погибших солдат. По обеим сторонам покой павших воинов охраняют два танка и две пушки, принимавшие участие в битве за Берлин. Справа и слева от главной дорожки находятся надгробные плиты с именами советских офицеров погибших в последние дни войны. Постоянно к Мемориалу приходят люди чтобы отдать почесть. Ежегодно к подножию памятника и к воинским захоронениям торжественно возлагаются венки.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как монумент «Родина-мать зовет!» стал частью триптиха, который растянулся от Магнитогорска до Берлина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Три монумента, помимо общей идеи, объединяет меч, который есть в каждом из них. Он олицетворяет символ борьбы и победы, единения народов в стремлении одолеть пришедшую в их страну беду. Ансамбль открывается произведением «Тыл – фронту», он установлен в Магнитогорске, затем следует «Родина-мать зовет» в Волгограде и завершается сооружением под названием «Воин-освободитель», расположившемся в Берлине.
«Тыл-фронту» или меч выкован
Несмотря на то, что это начальная композиция ансамбля, построен он был позже всех – в 1979 году. В том, что именно небольшому Уральскому городку выпала честь установить на своей территории монумент такого масштаба – совершенно не случайно. Магнитогорская сталь использовалась для изготовления каждого второго танка и каждого третьего снаряда. Поэтому именно здесь и расположен памятник тыловикам, тем, кто ковал, причем в буквальном смысле этого слова, победу в тылу.
Для магнитогорцев в этом есть особый символизм – рабочий литейного завода вручает меч, который они выковали, солдату, взгляд которого повернут на Запад, именно туда он направит острие своего меча. Фигуры, несмотря на то, что стоят близко к друг другу, развернуты в противоположные стороны. Это олицетворяет тот факт, что у каждого из этих мужчин одна цель и одна война, но разные задачи, каждая из которых одинаково важна для победы.
Несмотря на то, что памятник не очень высокий – 15 метров, создается впечатление, что он гораздо больше. Этот эффект достигается благодаря холму, на котором он расположен. Изготовлен монумент в граните и бронзе.
Для возведения памятника был создан искусственный холм высотой 18 метров, для того, чтобы он выдержал весомую конструкцию, его основание укрепили сваями. Сам памятник отлит в Ленинграде. Позже он дополнен элементами, на которых увековечены имена погибших на фронте магнитогорцев.
«Родина-мать зовет!» или меч поднят
Кстати, сам меч, являющийся объединяющим элементом триптиха, в этой статуе был переделан. Сначала он был изготовлен из нержавеющей стали и покрыт титаном. Но так конструкция сильно раскачивалась, особенно при ветреной погоде. Позже, во время реконструкции лезвие меча заменили на фторированную сталь, к тому же добавили отверстия на самом верху.
«Воин-освободитель» или меч опущен
В канун четвертой годовщины Победы состоялось открытие памятника, олицетворявшего поражение фашизма. Это не только символ победы советского народа, но и олицетворение свободы всех народов Европы от фашизма. Стоит ли говорить, каких трудов стоило воздвигнуть памятник в послевоенные годы, когда разруха и тяжелый труд сопровождали каждого.
У памятника есть прототип – простой советский солдат из Кемеровской области, во время штурма Берлина он спас немецкую девочку и такой сюжет на самом деле имел место быть. Для статуи же позировал десантник Иван Одаренко, а у него на руках трехлетняя дочь коменданта советского сектора Берлина. Несмотря на то, что статуя изготовлена с победителя, на его лице нет радости или ликования, скорее скорбь и облегчение, ведь он прошел огромный путь, а впереди его еще ждут тяжелые испытания.
Триптих, в основу которого легла и творческая задумка, и работа инженеров и строителей, не оставляет равнодушным зрителей. Величие и мощь народа-победителя как нельзя лучше выражена в этих монументальных творениях. Несмотря на то, что война стала одной из ключевых тем современного искусства, она же стала причиной исчезновения мировых сокровищ, о которых и сегодня удается узнать немногое.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Меч передан. Меч поднят. Меч опущен
2 сентября 1945 года церемонией подписания капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури» закончилась Вторая мировая война…
Уникальным триптихом в скульптуре стала серия монументов с Мечом Победы в разных городах.
Меч — аллегорический символ победы над врагом — был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в знаменитых скульптурах: «Тыл — фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Германии.
Позже Меч Победы поднимет ввысь
«Родина-мать» в Волгограде (Сталинграде в Великую Отечественную), где произошел переломный момент в войне. Именно отсюда, из Сталинграда, после тяжелейших боев началась долгая дорога на Берлин.
И завершает общую композицию монумент
«Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Советский солдат стоит на обломках свастики и держит на руках спасенную им немецкую девочку. Победно опущенный Меч символизирует конец войны и разгром нацистской Германии.
Несмотря на то, что Меч Победы начал путь на Урале и закончил в Берлине, монументы триптиха были установлены в обратном порядке. Памятник
«Воин-освободитель» установили в Берлине весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» завершили осенью 1967 года, а первый монумент серии — «Тыл — фронту» — открыли летом 1979 года.
Два монумента триптиха — «Родина мать зовет!» и «Воин-освободитель» — принадлежат руке одного мастера, скульптора Евгения Викторовича Вучетича. Евгений Викторович Вучетич рассказывал Андрею Дмитриевичу Сахарову о скульптуре «Родина мать зовет!»:
Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!
Вот такой триптих — «Меч передан. Меч поднят. Меч опущен».
Меч передан. Магнитогорск, «Тыл-фронту»
Меч поднят. Волгоград, Мамаев Курган, «Родина-мать зовет».
Как мы знаем, здесь произошел коренной перелом в ходе войны, откуда после тяжелейших боев началась дорога на Берлин. Скульптура представляет из себя многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом, которая является образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Меч опущен. Берлин, Трептов-парк, «Воин-освободитель»
Завершает общую композицию монумент война-освободителя. Здесь изображена фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный в немецкую землю меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Но вернемся к памятнику в Магнитогорске, куда мы приехали его посмотреть. Просто так сюда не придешь, очень грустно и одиноко. Для этого нужно какое-то особое настроение.
В композицию памятника также входит вечный огонь в виде гранитной звезды-цветка.
На гранитных плитах высечены имена магнитогорцев, погибших в Великой Отечественной войне.
Очень символично и место установки памятника в Магнитогорске, прямо за фигурами через реку находятся те самые заводы.
А вы побывали на всех памятниках этого триптиха?