Автор считает что человек в некотором смысле аномальное существо
Сейчас философские антропологи все чаще с тревогой говорят о роковой черте, к которой, вероятно, подошел биологический вид homo sapiens.
Когда ученые сравнивают психику человека и животного, они приходят к выводу: человек в некотором роде аномальное существо. С первого взгляда видно – в нем нарушен какой-то баланс. Он может продуцировать и получать удовольствие от страданий других, сознательно творить зло, мучить, разрушать. Откуда в нас это уникальное зло? Мудрецы разных времен пытались разгадать тайну. Пожалуй, только в ХХ в. обнаружили некоторые грани проблемы, позволяющие судить о разрушительном в человеке. Феномен был переосмыслен как зло в индивиде, в социуме, в истории, в жизни всего человеческого рода. По мнению Н.А.Бердяева, существование зла – величайшая тайна мировой жизни и величайшее затруднение для официальной теологической доктрины и дя всякой монистической философии.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) верил в живительную силу истории. Она, думал он, создаст более человеческие условия жизни. Потеснится и жестокость. Фрейд склонялся к мысли, что деструктивное – результат непростой жизни. Однако, вероятно, пройдет тысяча лет, прежде чем люди перерастут свою дочеловеческую историю.
Но последователь Фрейда философ и психолог Эрих Фромм (1900-1980) сделал поразительное открытие: людям вовсе не нужно перерастать дочеловеческую историю. они ни в коей мере не разрушители по своей сути. Присущая им деструктивноть – благоприобретение… истории. Именно она совратила человека, породив в нем погромные и погибительные страсти. И хотя комплекс разрушительности не выражает человеческую природу без остатка, он готов погубить все вокруг себя.
Раньше считали: агрессивное поведение человека имеет филогенетические корни, оно запрограммировано в нем, связано с врожденным инстинктом. По мнению некоторых современных философов, например, того же Э.Фромма, появление человеческой деструктивности относится скорее к истории, нежели к предыстории.
Личность, индивид, индивидуальность. Эти понятия нередко употребляются как однозначные. действительно, человек, всегда являясь индивидом, обладает индивидуальностью, или наличием единичных, неповторимых черт. Но различия между терминами «индивид» и «индивидуальность «есть. С позиций логики первое понятие называется конкретным, поскольку оно отражает «предмет», а именно человек, а второе понятие – абстрактным выражающим свойства этого «предмета». Индивидуальность характеризует самобытность, непохожесть, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью, и в чем-то не поход ни на кого на свете. Абсолютно тождественного нет не только у людей, но и любых представителей животного и растительного мира. Разумеется, наряду с сугубо индивидуальными чертами у каждого человека есть множество черт, которые роднят его со всем человечеством, с определенными историческими общностями, социальными группами и т.п.
Под личностью подразумевается, во-первых, человеческий индивид, выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности в сфере общественных отношений. Во-вторых, под личностью понимают социальную значимость индивида, его социально-этический и психологический облик. В данном контексте понятие личности, фиксируя меру социального в индивидуальном, употребляется в аксиологическом (оценочном) смысле. О достойном человеке говорят: «Это личность!». Личность может быть признана великой, выдающейся, самостоятельной, волевой и т.п. Или же – недостойной, жалкой, ничтожной.
Личность формируется в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс «вхождение индивида в социальную среду», усвоение им социальных влияний, приобщение к системе социальных связей и т.п.
Человек не просто усваивает социальный опыт, но преобразовывает его в множественные ценности, установки, ориентации. Человек является одновременно и объектом и субъектом общественных отношений. Социализация личности предполагает процесс построения ею определенной стратегии деятельности, процесс мобилизации сил и возможностей субъекта.
В процессе социализации человек становится личностью. У него возникает самосознание, или образ собственного Я, отличного от других людей и остального мира. По мнению психологов, самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности. Образ Я включает в себя сознание тождественности самому себе, социально-нравственную самооценку и самоуважение.
Все формы самоутверждения в процессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.
Успех
Самоуважение =
Притязания
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Т.Карлейль по этому поводу говорил: «Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих». Этот принцип культивировали также античные философы – стоики и сторонники ряда восточных философских систем.
3.ЧЕЛОВЕК В МИРЕ. ПОИСКИ СМЫСЛА СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Человек всегда пытается стать кем-то (ученым, художником, пожарником…), и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоте, сострадании.
Все серьезные философские концепции, всемировые религии видят свою главную цель в раскрытии и объяснении тех путей, тех усилия, благодаря которым человек может вырваться из животного, бессмысленного, автоматического состояния и удержаться в своем человеческом (богочеловеческом) естестве. С точки зрения Ф.Ницше, человек в массе своей еще и не возник, он продолжает пребывать в животном состоянии. В массе своей люди – это «супершимпанзе», их отличие от обезьян только количественное: они более умны, более хитрые, они более изобретательны и в собственном благоустройстве, и в жестокости и насилии.
Людьми в полном смысле слова являются, по Ницше, только философы, художники и святые. Не в профессиональном смысле, а в жизненном – те, кто живет, обдумывая свою жизнь, те, кто пытается внести в свою работу красоту и мастерство, те, кто пытается стать выше животных потребностей и животного эгоизма.
Большую часть времени обычный человек живет в автоматическом режиме, почти рефлекторно: ходит на работу, благоустраивает свое жилье, жизнь его подчинена сложившимся стереотипам поведения и мышления. В строгом смысле слова он и не приходит в сознание. Отсюда – возникающая рано или поздно мертвящая скука существования, представление о бессмысленности жизни. Лишь в редкие минуты человек выпадает – случайно или намеренно- в другой режим бытия, когда он действительно чувствует, что живет: например, когда любит, когда решается на поступок, когда творит, когда чувствует острую потребность в вере и начинает верить, когда его осеняет состояние благодати. Это и есть подлинно человеческий режим бытия, здесь мы у самих себя, здесь мы в стихии свободы. Но моменты, когда мы приходим к себе, очень редки.
Увидеть впервые необычайно трудно, потому что наша память тотчас все именует, транслирует в уже известные термины и понятия. Попробуйте просто посмотреть на цветок, не называя его, не относя к определенному классу, разряду, без утилитарных соображений и сентиментальной умиленности. Но именно все эти моменты чаще всего и дают нам ощущением того, что мы видим.
Нужно изменить отношение ко всему известному, прошлому, чтобы получить возможность действительно увидеть настоящее. Это не значит, конечно, что мы должны стереть память, нужно только перестать реагировать, исходя исключительно из прошлых знаний и привычек. Недаром и философы, и поэты различают «память рассудка» и «память сердца», т.е. те достигшие глубины души «живейшие впечатления», которые мы действительно получили и почувствовали в мире сами. Без памяти и прошлых знаний, без преемственности человек не может существовать и развиваться.
Если утром, писал Кришнамурти, вы смотрите на солнечный свет, отражающийся от реки, на всю ширину танцующей воды, не рассуждая, не переводя все это в какие-нибудь обозначения, то вы сами входите в этот свет, в его бесконечное движение, похожее на прилив моря, растворяетесь в нем, чувствуете охватывающую вас красоту мира, а себя и свой разум просветленным до самых глубоких основ. Это и есть то, что называется созерцанием, с него начинается и мысль, и действие, и сам человек, почувствовавший смысл своего существования и свою опору в природе.
Точно так же и звуки. Они могут раздражать нас, как плач ребенка или лай собаки, а могу и радовать, как игра оркестра, исполняющего наше любимое произведение. Но все это внешнее наблюдение, внешнее слушание. А вот когда звук, допустим, вечернего колокола перед закатом подхватывает нас и несет через долину над холмами, то мы чувствуем, что мы и звук неразделимы, что мы – часть звука, а его красота – часть нашей души.
И, наконец, еще одним необходимым условием самотворчества или поиска самого себя является воспитание, культивирование в себе отношения к природе, миру, космосу в целом как к живому бесконечно таинственному целому, необходимой частью которого являешься ты сам, и в тебе, как в микрокосме, заложены все возможности мира, и твоя судьба незримо связана со всем окружающим, и смерти на самом деле нет, а есть лишь ряд незаметных переходов, превращений, в которых твой дух будет жить вечно. Творить самого себя – значит в каждом своем стремлении и в каждом поступке стремиться к максимуму выражения своей человечности – стремиться к максимально доступной тебе доле святости, добра и любви, постоянно стараться пребывать в бодрствующем состоянии предельной внимательности и открытости ко всему окружающему.
Для многих жизнь, связанная с Богом, есть цель и смысл. Он для них, вера в него питает их жизнь, наполняет ее смыслом, просветляет и преображает ее. Эта вера дает же им и творческие силы и энергию жизни.
Чаще всего, когда человек пытается стать кем-то, обрести определенный смысл в своем существовании он «проходит» несколько этапов поиска самого себя. Себя в самом себе и одновременно осуществляет сразу несколько целей в своей жизни. Как биологическое существо он может найти смысл в рождении ребенка и обретении семьи, т.е. продолжении рода или сохранения своего биологического здоровья и долголетия. Не зря А.Шопенгауэр в «Афоризмах житейской мудрости» писал, что «девять десятых нашего счастья основаны на здоровье». Как социальное существо он может всю жизнь стремиться к совершенствованию в профессии, науке, искусству, служению другим, игре, некоторые посвящают себя «служению» духовному – вере, Богу, искусству. Этими и другими осмысленными делами можно действительно наполнить свою жизнь содержанием, которое приносит и внутреннее удовлетворение и благодарность семьи, общества, радость самому себе. Жить в радости – большое искусство, умение и труд. Культивировать в себе радость, радостно смотреть на мир, не пускать в свою жизнь гнев, зависть, уныние – это трудный выбор, но он приносит оптимизм и внутреннее просветление, гармонию, спокойствие, желание жить и помогать всему живому во Вселенной, также наполняет дополнительным смыслом наши житейские устремления.
Осуществление осмысленной жизненной программы требует немало усилий и определенных условий: это и проявление силы воли, соответствующий уровень притязаний, образование, внутренние и внешние условия, здоровье, возраст и т.д. Поэтому не все могут сделать то, о чем мечтали, строили планы.
Чем определяется ценность самого человека? Уровнем его духовного развития, вкладом в общественный прогресс, полезностью для других? Очевидно, что с этой точки зрения большей ценностью обладают жизни гениев науки и искусства, люди, с именами которых связаны целые эпохи в развитии человечества, определяющие развитие человеческой духовности. Однако такой подход не отвечает принципу гуманизма, согласно которому уникальна и бесценна жизнь любого человека, ибо каждый человек наделен индивидуальными неповторимыми чертами и свойствами, Ценность личности есть высшая иерархическая ценность в мире, ценность духовного порядка. Принцип гуманизма должен распространяться даже на преступников.
Инструкция по выполнению работы
Практическая работа по обществознанию № 1
Тема «Биологическое и социальное в человеке»
Инструкция по выполнению работы
Практическая работа состоит из 5 заданий. На выполнение работы по обществознанию отводится 1 урок.
Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Для выполнения заданий дополнительного оборудования не требуется. При выполнении работы можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
О каждом живом существе на нашей планете в принципе можно сказать: оно сложилось окончательно. Животное действует так, как записано в его инстинктуальной программе: пауки безошибочно мастерят орудия лова; птицы совершают дальние перелеты без навигационных приборов. Жесткая генетическая запрограммированность приводит к тому, что на многие поступки, которые легко совершает человек, животное просто не способно. Они не совершают преступлений, убийств, которые предваряются расчетом, выгодой. Нет среди животных такого понятия, как изнасилование.
Лишь люди действуют по свободной программе. Многие их инстинкты природны и в то же время парадоксально неорганичны. У животного все отправления тела и психологические реакции на окружающий мир нормальны и естественны. Животное знает меру. У человека пищевые ограничения нарушены. Человек не только переедает. Он потребляет множество вредных продуктов. Потребности человека не заданы всецело инстинктом. В целом разрушение органики человека связано, судя по всему, с разрастанием искусственных потребностей. Человек едва ли не единственное на свете создание, которое уничтожает себе подобных.
Когда ученые сравнивают психику человека и животного, они приходят к выводу: человек в некотором роде аномальное существо. Он отражает в своем сознании бесконечное многообразие окружающего. Он творит мир культуры. В нем самом – удивительное сплетение природных и социальных качеств. Человек безмерно сложен и неисчерпаем.
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Используя текст, выпишите любые три отличия человека от животных.
3. Автор считает, что человек в некотором смысле аномальное существо. Используя текст и обществоведческие знания, дайте объяснение этой мысли.
4. На основе знаний обществоведческого курса и текста покажите два любых случая преобладания социальных норм над биологическими потребностями у современных подростков.
5. Н.А. Бердяев пишет: «Ужасен не зверь, а человек ставший зверем». Как вы понимаете это утверждение? Используя текст и обществоведческие знания, дайте объяснение этой мысли и приведите пример.
Практическая работа по обществознанию № 1
Тема «Биологическое и социальное в человеке»
Инструкция по выполнению работы
Практическая работа состоит из 5 заданий. На выполнение работы по обществознанию отводится 1 урок.
Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Для выполнения заданий дополнительного оборудования не требуется. При выполнении работы можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Итоговый тест по курсу обществознание 10 класс
Промежуточная аттестация, 10 класс, Вариант № 2
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА
2. Из нижеприведенного списка выберите признаки индустриального общества.
1) Основа производства — земля, сельскохозяйственный труд
2) Развитие крупной машинной промышленности
3) Преобладание ручного труда
4) Основа производства — знания, информация
5) Широкое применение машинной техники
3. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
Ответ: 4. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) большое число последователей во всем мире
2) основа религиозной жизни отдельных наций
3) проповедуют равенство всех людей
4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами
5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств
6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств
5.Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) Содногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
6.Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни
Б) детальные правила вежливого поведения
В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации
Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения
2) корпоративная норма
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Выберите верные суждения о видах социального взаимодействия и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) Взаимоуважение осложняет сотрудничество.
2) Сотрудничество направлено на достижение совместной цели.
3) успешное взаимодействие обеспечивает укрепление сотрудничества
4) Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конкуренции.
5) Неравенство в уровне доходов и потребления между богатыми и бедными, нестабильность экономического, политического и социального развития неизбежно ведут к конфликтам на различных уровнях.
6) Если каждая сторона получает то, что считает приемлемым, возникает конфликт.
8. По данным социологического опроса, на вопрос «Кем хочет стать современная молодёжь?» были получены результаты, представленные в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пятая часть опрошенных связывают профессиональный заработок с популярностью новых видов СМИ.
2) Абсолютное большинство опрошенных имеют представление о своей будущей профессии.
3) Наибольшей популярностью пользуются профессии, требующие экономического образования.
4) Профессия юриста занимает третье место по популярности среди молодёжи.
5) Десятая часть опрошенных стремится работать в таких новых для российской экономики сферах, как PR и реклама
9. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам.
5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов.
6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются.
10. Социологические службы страны Z провели опрос. В ходе опроса респондентов спрашивали: «Насколько интересно Вам было бы получать информацию о состоянии окружающей среды?».
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) Доля респондентов, которые не определились относительно своего интереса к информации о состоянии окружающей среды в месте своего проживания, больше, чем доля тех, кого состояние окружающей среды в месте их проживания не интересует
2) Экологические проблемы не вызывают существенного интереса у жителей страны Z
3) Более четверти опрошенных не проявляют интереса к состоянию окружающей среды в своем регионе
4) Почти две трети опрошенных выражают интерес к состоянию окружающей среды в своём регионе.
5) Доли респондентов, интересующихся состоянием окружающей среды в своей стране в целом и тех, кому это не интересно, оказались примерно равными.
11. Выберите верные суждения о командной (централизованной) экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Командная экономика основана на государственной собственности на основные материальные ресурсы.
2) Основные экономические ресурсы распределяются посредством централизованного планирования.
3) Командная экономика не способна обеспечить быстрых темпов экономического роста.
4) Экономические роли членов общества определяются наследственным статусом.
5) Командная (централизованная) система предполагает государственное регулирование цен на основные товары.
12. В стране Z правительство формируется блоком партий, победивших на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.
1) Голосование проводится по спискам политических партий
2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
3) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах
4) Предусмотрено голосование по одномандатным округам
5) Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей
6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах
13.Выберите верные суждения о признаках, присущих любому государству, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам государства относится его территориальная целостность.
2) Высшим органом законодательной власти в государстве является парламент.
3) Государство обладает монопольным правом сбора налогов.
4) Важнейшим признаком государства является его суверенитет.
5) Государству присуще разделение власти на самостоятельные ветви.
14. Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный, главный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение?
1) обладает наивысшей концентрацией власти
2) устанавливает общеобязательные нормы
3) его деятельность регулируется определёнными нормами
4) выполняет определённые общественные функции
5) регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории
6) возникло раньше других социальных институтов
15.Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тоталитарный 2) пропорциональный
3) мажоритарный 4) демократический
5) легальный 6) авторитарный
16.Запишите слово, пропущенное в схеме:
17. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правонарушение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) деяние 2) соблюдение закона 3) правовой обычай
4) неосторожность 5) умысел 6) вина
18.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) гражданин был принят на работу в должности механика
Б) суд установил опеку над несовершеннолетним
В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны
Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск
Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Страна Z переживает сложный период в экономике. Какие факты свидетельствуют о том, что в стране наблюдается экономический спад? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране наблюдается высокий уровень занятости населения.
2) Банки сокращают кредитование потребителей.
3) В производстве наблюдается снижение производственных мощностей.
4) Наблюдается устойчивый рост ВВП.
5) Качество жизни населения показывает самый высокий уровень за последнее десятилетие.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы,
общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что
человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Человек биологический, человек социальный, человек духовный. В разных соотношениях все три персонажа живут в каждом человеке.
Человек биологический – существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Так и хочется написать: элементарных потребителей. Ведь речь идет о еде, о жилье, об одежде, воспроизводстве своего рода, которое опять же требует питания, одежды, жилища. Казалось бы, при нынешнем уровне цивилизации и прогресса удовлетворение всех этих потребностей рода человеческого должно было уже перестать быть существенным. Увы, за этими заботами десятки миллионов усталых людей забыли о своем высоком предназначении, и не видят иных ценностей, кроме первичных потребностей. Нет, нельзя эти потребности называть элементарными, ибо они ещё не удовлетворены.
Человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло, оценивать свои помысли и поступки, формулировать для себя нравственные предписания, требовать от себя их исполнения. Человек духовный преодолел в себе опаснейшее искушение видеть смысл существования только в удовлетворении своих всё более изощренных потребностей. Благодаря этому он обрёл новую грань свободы, которая делает его способным служить высшим ценностям культуры, поискам смысла бытия. Разумеется, он понимает огромную роль экономических и социальных проблем общества, но он всегда видит в них цель, а не средства.
21.Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.
22. Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.
24.Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.
25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»?Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта
26. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
27. Группа школьников регулярно посещает дополнительные занятия в Историческом музее. На занятиях школьники знакомятся с секретами крестьянских ремёсел, региональными особенностями глиняных игрушек и других предметов крестьянского быта. К какой форме культуры относятся данные предметы? Назовите три отличительных признака этой формы культуры