Автор считает что личное поведение политических лидеров существенным образом влияет на общество
Автор считает что личное поведение политических лидеров существенным образом влияет на общество
Какие два типа личностного и группового выбора названы в тексте? В чём, по мнению автора, проявляется их связь?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Для социально-политической психологии наибольший интерес представляют два типа личного и группового выбора. Во-первых, выбор человеком уровня и форм своей вовлеченности в общественно-политическую жизнь. Крайние точки таких уровней и форм, с одной стороны, активное участие в этой жизни, осмысление её как главной сферы деятельности человека, с другой — полное отчуждение от неё, принятие роли пассивного объекта социальных и политических процессов. Второй выбор определяет конкретную общественно-политическую позицию или ориентацию человека, основанную на одной из систем идейно-политических ценностей, существующих в обществе. Оба эти выбора взаимосвязаны. Уровень психологической и практической вовлечённости людей в жизнь общества влияет на определенность и последовательность их идейно-политического выбора: чем меньше человек интересуется политикой, тем более аморфны, бессистемны, неустойчивы его политические взгляды. В то же время отчуждение от господствующих в обществе конвенциональных систем ценностей и форм политической жизни может означать психологическую готовность к активной альтернативной, вне- или антисистемной общественной деятельности (именно такими были психологические предпосылки так называемых неформальных движений в ряде стран).
Уровень вовлечённости людей в общественно-политическую жизнь обусловлен достаточно сложной системой факторов. Обычно он возрастает в периоды бурного обновления общественных отношений. В периоды стабилизации системы, а также в трудные времена кризисов обычно происходит спад массовой политической активности.
В странах с развитым гражданским обществом широкое распространение получает вовлеченность, которую можно назвать ценностно-ориентированной. Ибо она направляется прежде всего теми ценностями, которые вырабатываются различными социальными группами в процессе осознания ими своих интересов и предпочтений. Самодеятельная, независимая от институтов власти активность таких социальных субъектов отличительная особенность гражданского общества. И хотя она чаще всего развертывается вокруг конкретных проблем — общенациональных или локальных и групповых — и не претендует на участие в «большой политике», даже противопоставляет себя ей, она так или иначе влияет на деятельность партий и органов власти. Данная форма социальной активности эволюционирует относительно независимо от уровня активности политической и представляет собой один из важнейших механизмов саморегулирования общества, связей между гражданами и органами власти.
Как, по мнению автора, изменяется уровень вовлечённости людей в общественно-политическую жизнь в различные периоды развития общества? Объясните любые два изменения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «гражданское общество».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание изменений и краткие пояснения, например:
— уровень вовлечённости возрастает в периоды бурного обновления общественных отношений (происходит взлёт ожиданий людей, они мобилизуются вокруг новых целей общественного развития);
— в периоды стабилизации системы обычно происходит спад массовой политической активности (общественная жизнь приобретает рутинный характер);
— в трудные времена кризисов обычно происходит спад массовой политической активности (люди решают преимущественно свои материальные проблемы, обеспечивают выживание себе и своей семье).
2) объяснен смысл понятия, например:
— гражданское общество — совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.
Автор считает что личное поведение политических лидеров существенным образом влияет на общество
Какие научные подходы, объясняющие природу политического лидерства, описаны в тексте? Дайте характеристику каждому из них. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Политическое лидерство — это не врожденное свойство отдельных личностей и не раз и навсегда данная привилегия субъектов.
Социальным статусом субъекта называется определенная позиция, занимаемая им в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иными словами, социальный статус характеризует место данного субъекта в системе социального взаимодействия, место в обществе. Как следует из вышеизложенного, политическое лидерство — это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия. Иначе говоря, лидер — это руководитель.
Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. В социологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Власть политического лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Политический лидер по своему статусу это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе.
Здесь мы подошли к еще одной важной характеристике политического лидерства. Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт- Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок — мать, ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и прежде всего отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное.
Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества. Главное содержание функций лидерства, с точки зрения этого подхода, определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или отдельных его частей (политических групп, организаций) в сознательном саморегулировании и саморазвитии.
Какие две формы руководства различает автор? Дайте их характеристику.
В правильном ответе должны быть указаны и описаны две формы руководства.
— формальное (руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами);
— неформальное (власть строится на авторитете, руководитель играет важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе).
Описание может быть сформулировано иначе.
Укажите, как автор определяет понятие политического лидерства? Приведите три примера политических лидеров, авторитет которых имеет различное происхождение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Приведено авторское понятие политического лидерства:
— это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия.
2. Могут быть приведены следующие примеры политических лидеров, например:
— император Петр Великий, власть которого прежде всего основывалась на его происхождении, традиции, привычке людей подчиняться монарху;
— лидер партии РКП(б) В. И. Ленин, власть которого основывалась на харизме, имеющего собственное мнение, видение будущего развития общества, обладающего навыком убеждать;
Автор указывает, что «Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, приведите три характерные черты социальных институтов.
Могут быть указаны следующие характерные черты:
— представляет собой устойчивую форму организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в обществе, политическое лидерство существует во всех государствах;
— включает в себя четко определенную сферу деятельности;
— группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
— организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный);
— каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т. е. круг групповых или общественных потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность института.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Политическая власть — взаимоотношения между социальными субъектами, в основе которых лежит способность одного лица или группы лиц подчинять и контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из политических и государственных целей.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Должны быть указаны и описаны два научных подхода, объясняющие природу политического лидерства:
— психологический подход (пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов);
— системно-функциональный подход (связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества).
Описание подходов может быть сформулировано иначе.
2) Объяснен смысл понятия, например:
— политическая власть — взаимоотношения между социальными субъектами, в основе которых лежит способность одного лица или группы лиц подчинять и контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из политических и государственных целей.
Укажите, как автор определяет понятие политического лидерства? Приведите три примера политических лидеров, авторитет которых имеет различное происхождение.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Политическое лидерство — это не врожденное свойство отдельных личностей и не раз и навсегда данная привилегия субъектов.
Социальным статусом субъекта называется определенная позиция, занимаемая им в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иными словами, социальный статус характеризует место данного субъекта в системе социального взаимодействия, место в обществе. Как следует из вышеизложенного, политическое лидерство — это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия. Иначе говоря, лидер — это руководитель.
Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. В социологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Власть политического лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Политический лидер по своему статусу это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе.
Здесь мы подошли к еще одной важной характеристике политического лидерства. Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт- Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок — мать, ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и прежде всего отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное.
Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества. Главное содержание функций лидерства, с точки зрения этого подхода, определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или отдельных его частей (политических групп, организаций) в сознательном саморегулировании и саморазвитии.
Какие две формы руководства различает автор? Дайте их характеристику.
В правильном ответе должны быть указаны и описаны две формы руководства.
— формальное (руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами);
— неформальное (власть строится на авторитете, руководитель играет важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе).
Описание может быть сформулировано иначе.
Какие научные подходы, объясняющие природу политического лидерства, описаны в тексте? Дайте характеристику каждому из них. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Должны быть указаны и описаны два научных подхода, объясняющие природу политического лидерства:
— психологический подход (пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов);
— системно-функциональный подход (связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества).
Описание подходов может быть сформулировано иначе.
2) Объяснен смысл понятия, например:
— политическая власть — взаимоотношения между социальными субъектами, в основе которых лежит способность одного лица или группы лиц подчинять и контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из политических и государственных целей.
Автор указывает, что «Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, приведите три характерные черты социальных институтов.
Могут быть указаны следующие характерные черты:
— представляет собой устойчивую форму организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в обществе, политическое лидерство существует во всех государствах;
— включает в себя четко определенную сферу деятельности;
— группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
— организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный);
— каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т. е. круг групповых или общественных потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность института.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Политическая власть — взаимоотношения между социальными субъектами, в основе которых лежит способность одного лица или группы лиц подчинять и контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из политических и государственных целей.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Приведено авторское понятие политического лидерства:
— это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия.
2. Могут быть приведены следующие примеры политических лидеров, например:
— император Петр Великий, власть которого прежде всего основывалась на его происхождении, традиции, привычке людей подчиняться монарху;
— лидер партии РКП(б) В. И. Ленин, власть которого основывалась на харизме, имеющего собственное мнение, видение будущего развития общества, обладающего навыком убеждать;
Автор указывает, что «Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, приведите три характерные черты социальных институтов.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Политическое лидерство — это не врожденное свойство отдельных личностей и не раз и навсегда данная привилегия субъектов.
Социальным статусом субъекта называется определенная позиция, занимаемая им в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иными словами, социальный статус характеризует место данного субъекта в системе социального взаимодействия, место в обществе. Как следует из вышеизложенного, политическое лидерство — это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия. Иначе говоря, лидер — это руководитель.
Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. В социологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Власть политического лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Политический лидер по своему статусу это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе.
Здесь мы подошли к еще одной важной характеристике политического лидерства. Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт- Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок — мать, ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и прежде всего отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное.
Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества. Главное содержание функций лидерства, с точки зрения этого подхода, определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или отдельных его частей (политических групп, организаций) в сознательном саморегулировании и саморазвитии.
Автор считает что личное поведение политических лидеров существенным образом влияет на общество
Какие научные подходы, объясняющие природу политического лидерства, описаны в тексте? Дайте характеристику каждому из них. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Политическое лидерство — это не врожденное свойство отдельных личностей и не раз и навсегда данная привилегия субъектов.
Социальным статусом субъекта называется определенная позиция, занимаемая им в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иными словами, социальный статус характеризует место данного субъекта в системе социального взаимодействия, место в обществе. Как следует из вышеизложенного, политическое лидерство — это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия. Иначе говоря, лидер — это руководитель.
Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. В социологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Власть политического лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Политический лидер по своему статусу это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе.
Здесь мы подошли к еще одной важной характеристике политического лидерства. Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт- Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок — мать, ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и прежде всего отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное.
Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества. Главное содержание функций лидерства, с точки зрения этого подхода, определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или отдельных его частей (политических групп, организаций) в сознательном саморегулировании и саморазвитии.
Какие две формы руководства различает автор? Дайте их характеристику.
В правильном ответе должны быть указаны и описаны две формы руководства.
— формальное (руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами);
— неформальное (власть строится на авторитете, руководитель играет важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе).
Описание может быть сформулировано иначе.
Укажите, как автор определяет понятие политического лидерства? Приведите три примера политических лидеров, авторитет которых имеет различное происхождение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Приведено авторское понятие политического лидерства:
— это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия.
2. Могут быть приведены следующие примеры политических лидеров, например:
— император Петр Великий, власть которого прежде всего основывалась на его происхождении, традиции, привычке людей подчиняться монарху;
— лидер партии РКП(б) В. И. Ленин, власть которого основывалась на харизме, имеющего собственное мнение, видение будущего развития общества, обладающего навыком убеждать;
Автор указывает, что «Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, приведите три характерные черты социальных институтов.
Могут быть указаны следующие характерные черты:
— представляет собой устойчивую форму организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в обществе, политическое лидерство существует во всех государствах;
— включает в себя четко определенную сферу деятельности;
— группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
— организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный);
— каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т. е. круг групповых или общественных потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность института.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Политическая власть — взаимоотношения между социальными субъектами, в основе которых лежит способность одного лица или группы лиц подчинять и контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из политических и государственных целей.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Должны быть указаны и описаны два научных подхода, объясняющие природу политического лидерства:
— психологический подход (пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов);
— системно-функциональный подход (связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества).
Описание подходов может быть сформулировано иначе.
2) Объяснен смысл понятия, например:
— политическая власть — взаимоотношения между социальными субъектами, в основе которых лежит способность одного лица или группы лиц подчинять и контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из политических и государственных целей.
Укажите, как автор определяет понятие политического лидерства? Приведите три примера политических лидеров, авторитет которых имеет различное происхождение.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Политическое лидерство — это не врожденное свойство отдельных личностей и не раз и навсегда данная привилегия субъектов.
Социальным статусом субъекта называется определенная позиция, занимаемая им в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иными словами, социальный статус характеризует место данного субъекта в системе социального взаимодействия, место в обществе. Как следует из вышеизложенного, политическое лидерство — это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия. Иначе говоря, лидер — это руководитель.
Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. В социологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Власть политического лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Политический лидер по своему статусу это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе.
Здесь мы подошли к еще одной важной характеристике политического лидерства. Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт- Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок — мать, ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и прежде всего отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное.
Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества. Главное содержание функций лидерства, с точки зрения этого подхода, определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или отдельных его частей (политических групп, организаций) в сознательном саморегулировании и саморазвитии.
Какие две формы руководства различает автор? Дайте их характеристику.
В правильном ответе должны быть указаны и описаны две формы руководства.
— формальное (руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами);
— неформальное (власть строится на авторитете, руководитель играет важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе).
Описание может быть сформулировано иначе.
Какие научные подходы, объясняющие природу политического лидерства, описаны в тексте? Дайте характеристику каждому из них. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Должны быть указаны и описаны два научных подхода, объясняющие природу политического лидерства:
— психологический подход (пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов);
— системно-функциональный подход (связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества).
Описание подходов может быть сформулировано иначе.
2) Объяснен смысл понятия, например:
— политическая власть — взаимоотношения между социальными субъектами, в основе которых лежит способность одного лица или группы лиц подчинять и контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из политических и государственных целей.
Автор указывает, что «Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, приведите три характерные черты социальных институтов.
Могут быть указаны следующие характерные черты:
— представляет собой устойчивую форму организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в обществе, политическое лидерство существует во всех государствах;
— включает в себя четко определенную сферу деятельности;
— группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
— организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный);
— каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т. е. круг групповых или общественных потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность института.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Политическая власть — взаимоотношения между социальными субъектами, в основе которых лежит способность одного лица или группы лиц подчинять и контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из политических и государственных целей.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Приведено авторское понятие политического лидерства:
— это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия.
2. Могут быть приведены следующие примеры политических лидеров, например:
— император Петр Великий, власть которого прежде всего основывалась на его происхождении, традиции, привычке людей подчиняться монарху;
— лидер партии РКП(б) В. И. Ленин, власть которого основывалась на харизме, имеющего собственное мнение, видение будущего развития общества, обладающего навыком убеждать;
Автор указывает, что «Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, приведите три характерные черты социальных институтов.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Политическое лидерство — это не врожденное свойство отдельных личностей и не раз и навсегда данная привилегия субъектов.
Социальным статусом субъекта называется определенная позиция, занимаемая им в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иными словами, социальный статус характеризует место данного субъекта в системе социального взаимодействия, место в обществе. Как следует из вышеизложенного, политическое лидерство — это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия. Иначе говоря, лидер — это руководитель.
Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. В социологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Власть политического лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Политический лидер по своему статусу это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе.
Здесь мы подошли к еще одной важной характеристике политического лидерства. Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт- Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок — мать, ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и прежде всего отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное.
Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества. Главное содержание функций лидерства, с точки зрения этого подхода, определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или отдельных его частей (политических групп, организаций) в сознательном саморегулировании и саморазвитии.