флешка на какой счет отнести в бухгалтерии бюджетного учреждения
Как учитывать флеш-карты?
Флеш-карта — это съемное устройство, выполняющее множество функций. Наиболее распространенным и востребованным является ее применение в качестве носителя информации. Флеш-карты повсеместно используются в учреждениях госсектора. Более того, ими в обязательном порядке обеспечиваются работники, занимающие те или иные должности (смотрите, например, Приказ Министерства экономического развития РФ от 11.12.2017 г. № 660 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства экономического развития Российской Федерации», Приказ Федеральной антимонопольной службы от 06.03.2017 г. № 259/17 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной антимонопольной службы»).
Извечная дилемма бухгалтеров учреждений государственного сектора — как учитывать флеш-карты. К какой группе нефинансовых активов их отнести? Это основные средства или материальные запасы? Ответ на данный вопрос во многом субъективен. В данной статье мы рассмотрим всю имеющуюся в настоящее время информацию, которая поможет принять правильное решение по вопросу отнесения флеш-карт к основным средствам или материальным запасам.
«Сухие» нормы законодательства
Как известно, с законом не поспоришь. Поэтому на первом этапе принятия решения об отнесении флеш-карт к основным средствам или материальным запасам следует проанализировать положения нормативных-правовых актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету.
В части определения возможности отнесения имущества к основным средствам необходимо руководствоваться следующими документами:
В отношении имущества, приобретенного до 1 января 2018 года, критерии отнесения к основным средствам устанавливались п. п. 38, 39, 41, 45 Инструкции № 157н. С 1 января 2018 года такие критерии закреплены п. п. 7, 8 СГС «Основные средства» вкупе с п. 36 СГС «Концептуальные основы». Кроме того, следует учитывать Методические указания, доведенные Письмом Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257.
Основными средствами признаются материальные ценности:
Указанные материальные ценности могут находиться:
К основным средствам не относятся:
Вместе с этим, в отношении материальных ценностей, признаваемых в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н материальными запасами вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, положения СГС «Основные средства» не применяются (Письмо Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257).
Анализируя названные нормы, можно прийти к выводу, что ключевым моментом при определении возможности отнесения флеш-карты к основным средствам является срок ее полезного использования. То есть, если данный носитель информации может использоваться более 12 месяцев, то он относится к основным средствам. Иначе — к материальным запасам.
Сколько «проживет» флешка?
Срок полезного использования — это период, в течение которого предусматривается использование актива в деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен, то есть в запланированных целях (п. 7 СГС «Основные средства»).
Срок полезного использования определяется согласно п. 35 СГС «Основные средства», исходя из:
При этом в первом случае следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Классификация № 1) и выбирать наибольший срок полезного использования, установленный для конкретной амортизационной группы (в части имущества, включаемого в 1-9 амортизационные группы).
Таким образом, для определения срока полезного использования флешки первоначально следует посмотреть, содержит ли Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2018-ст (далее — ОКОФ), ее наименование в явном виде и соотнести код с конкретной амортизационной группой по Классификации №1. Согласно ОКОФ флешка — носитель информации может быть отнесена к коду 330.26.80.13 «Носители данных прочие…». Однако Классификация №1 не содержит амортизационной группы для кода ОКОФ 330.26.80.13. Следовательно, срок полезного использования следует определять вторым способом: исходя из рекомендаций производителя и (или) на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов.
Таким образом, ответ на вопрос: как учитывать флеш-карту, сводится к субъективному суждению должностных лиц конкретного учреждения относительно срока ее полезного использования. Именно они обладают информацией о входящей в комплект поставки документации, о «добросовестности» производителя. Они в компетенции определить характер и интенсивность использования флеш-носителя. Также отметим, что на флеш-карты некоторые производители дают гарантию до 5 лет.
Частный случай учета флеш-карт
Отдельно остановимся на учете флеш-карт, приобретаемых одновременно с разнообразными устройствами и используемых с ними. Например, покупается фотоаппарат, собственная память которого отсутствует либо очень мала. Тут же к нему подбирается и флеш-карта (SD, microSD и т. п.), чтобы он мог полноценно использоваться. Флеш-карта в таком случае служит не только для увеличения памяти фотоаппарата, но и для удобства перенесения фотографий на компьютер и иных целей. Аналогичная ситуация может происходить и с мобильным телефоном.
В соответствии с п. 10 СГС «Основные средства» согласно учетной политике учреждения с учетом положений Инструкции № 157н объекты основных средств могут объединяться в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств, если:
Согласно данному пункту в один инвентарный объект можно объединять, к примеру, периферийные устройства и компьютерное оборудование. При этом учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта с учетом положений СГС «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 Письма Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).
Критерий существенности также устанавливается учетной политикой учреждения, а его определение приведено в п. 17 СГС «Концептуальные основы».
Таким образом, флеш-карты, приобретаемые и используемые одновременно с иными устройствами (фотоаппаратами, мобильными телефонами), при внесении соответствующих положений в учетную политику учреждения могут учитываться единым инвентарным объектом.
Как избежать претензий?
Подводя итог изложенному, можно констатировать, что прямого ответа на вопрос: как учитывать флеш-карту, действующее законодательство в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержит. Минфин данный вопрос тоже не разъяснял. Анализ судебной практики и решений должностных лиц конкретных учреждений, закрепленных в их учетных политиках, противоречив (смотрите, например, в Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 г. № 18АП-6963/11, Решение АС Томской области от 17.04.2015 г. по делу № А67-7469/2014, Решение АС г. Москвы от 17.12.2014 г. по делу № А40-111746/2014, п. 39 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.12.2014 г. № 532 «Об утверждении Учетной политики Федерального агентства железнодорожного транспорта»). Поэтому при принятии решения об учете флеш-карт в качестве основных средств или материальных запасов целесообразно придерживаться следующих правил.
Во-первых, принятое комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решение должно быть обоснованным. То есть оно должно содержать подтверждение сделанного вывода относительно срока полезного использования флеш-карт. Это могут быть письменные гарантии производителя или поставщика, документальное обоснование характера и интенсивности использования данных носителей, проведенный анализ сроков использования за прошлые периоды и прочее. Важно, чтобы проверяющие видели, что в учреждении велась работа по принятию решения.
Решение следует закрепить в учетной политике учреждения. Кроме того, должен быть организован единообразный учет поступающих в учреждение флеш-носителей. Иными словами, не должно возникать ситуаций, когда аналогичные флеш-карты учитываются и в составе основных средств, и в составе материальных запасов.
_______________________
* если иное не предусмотрено СГС «Основные средства», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Статья подготовлена
Приобретение и учет канцелярских товаров
Автор: Алексеева М., эксперт журнала
Как отразить в бухгалтерском учете расходы на приобретение канцтоваров? На какие КВР и коды КОСГУ они относятся? Как учитываются указанные объекты: в составе основных средств или материальных запасов? Ответы на эти вопросы – в статье.
Основные средства или материалы?
Отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) входит в компетенцию образовательного учреждения, которое самостоятельно принимает решение исходя из установленных в учетной политике способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, функциональной и экономической направленности производимых расходов, принимая во внимание положения инструкций № 157н[3], 162н[2], 174н[1], 183н[4], СГС «Основные средства»[5] и СГС «Запасы»[6].
Главным критерием в данном случае будет срок полезного использования. Если он превышает 12 месяцев, то канцелярские принадлежности включаются в состав основных средств, если нет – в состав материальных запасов.
Особенности учета канцтоваров.
Учет в составе основных средств
Канцтовары, отнесенные к основным средствам (калькуляторы, дыроколы, брошюровщики, переплетчики бумаги, ножницы, лотки для бумаги, подставки для канцелярских мелочей и другие аналогичные принадлежности, которые используются более года), учитываются на счете 0 101 06 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный» (п. 53 Инструкции № 157н).
Формирование первоначальной стоимости канцтоваров осуществляется на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции № 157н).
Расходы на приобретение канцтоваров отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н[7], 11.1 Порядка № 209н[8]).
Канцтовары, стоимость которых не превышает 10 000 руб., при выдаче их в эксплуатацию списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 39 СГС «Основные средства», п. 50, 373 Инструкции № 157н). Принятие таких объектов к забалансовому учету осуществляется на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) либо накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) одним из следующих способов:
в условной оценке «один объект – один рубль»;
по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта, если такой способ оценки предусмотрели в учетной политике.
На канцтовары стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. начисляется амортизация в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию (п. 39 СГС «Основные средства», п. 92 Инструкции № 157н). Внутреннее перемещение этих объектов в учреждении оформляется требованием-накладной (ф. 0315006).
Выбытие канцтоваров как с балансового, так и с забалансового учета производится на основании акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) либо акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).
За счет субсидии на выполнение государственного задания образовательное учреждение (является автономным) приобрело у сторонней организации брошюровщик на сумму 8 000 руб. Оплата товара произведена с лицевого счета, открытого учреждению в ОФК. Комиссией по поступлению и выбытию активов принято решение учитывать брошюровщик в составе основных средств (код 330.28.99.11 ОКОФ). Он используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.
Согласно Инструкции № 183н в бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены вложения в объект основных средств – брошюровщик
Погашена задолженность перед сторонней организацией
Забалансовый счет 18
Принят к учету брошюровщик
Выдан брошюровщик в эксплуатацию
Отражено увеличение забалансового счета
Забалансовый счет 21
* Предусмотрен учетной политикой учреждения.
Учет в составе материалов.
Канцтовары, отнесенные к материальным запасам (бумага, ручки, карандаши, стержни, папки, скрепки и иные материалы, которые используются 12 месяцев и меньше), учитываются на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции № 157н).
Для учета вложений в объеме фактических затрат учреждения в материальные ценности (канцтовары) при их приобретении используется счет 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).
Расходы на их покупку отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.6 Порядка № 209н).
В зависимости от порядка приобретения и (или) использования канцтовары можно учитывать (п. 8 СГС «Запасы», Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02‑07‑07/58075):
в номенклатурных (реестровых) единицах;
партиями, однородными (реестровыми) группами запасов.
Номенклатурную единицу целесообразно применять в случае необходимости ведения раздельного аналитического учета однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, имеющих разные артикулы, торговые марки, размеры, сорт.
Учет партиями ведется при массовых продажах. К уникальным товарам данная единица учета не применяется.
Однородная группа материальных запасов позволяет оптимизировать учетные процедуры, уменьшить затраты, связанные с ведением учета. Например, бумагу для офисной техники разных торговых марок при совпадении количества листов в пачках и формата можно учитывать по однородной группе «Бумага для офисной техники формата A4».
Выбранный способ учет канцелярских товаров следует закрепить в учетной политике учреждения.
Аналитический учет канцелярских товаров ведется по группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (п. 119 Инструкции № 157н).
В целях перемещения канцелярских товаров внутри учреждения оформляется требование-накладная (ф. 0504204).
Списание канцтоваров с балансового учета при выдаче в эксплуатацию осуществляется по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Способ списания закрепляется в учетной политике учреждения.
Казенное дошкольное образовательное учреждение приобрело через подотчетное лицо канцтовары (бумагу, папки-скоросшиватели, ручки, блокноты). Подотчетные средства в размере 5 000 руб. были зачислены на банковскую карту учреждения, выданную работнику. Работник снял с карты наличные деньги через банкомат и приобрел канцтовары на сумму 4 950 руб. Неиспользованные денежные средства в сумме 50 руб. внесены работником на карту через банкомат и в этот же операционный день зачислены на лицевой счет учреждения. На основании авансового отчета канцтовары были приняты к учету, а потом выданы в пользование сотрудникам учреждения.
В соответствии с Инструкцией № 162н в бюджетном учете отразятся следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислена на банковскую карту учреждения подотчетная сумма на покупку канцтоваров
Забалансовый счет 17
Получена работником подотчетная сумма через банкомат
Забалансовый счет 18
Приняты к учету канцтовары на основании авансового отчета
Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы на банковскую карту
Забалансовый счет 17
Зачислены неиспользованные денежные средства на лицевой счет учреждения
Забалансовый счет 18
Списаны на расходы выданные канцтовары
Отнесение канцтоваров к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) входит в компетенцию образовательного учреждения, которое принимает решение по данному вопросу в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов по ведению учета и несет ответственность за правильность принятого им решения.
Канцелярские принадлежности, которые планируется использовать в деятельности учреждения более года, учитываются в составе основных средств на счете 0 101 06 000, расходы на их приобретение отражаются по КВР 244 и статье 310 КОСГУ. Принадлежности со сроком использования менее года – в составе материальных запасов на счете 0 105 06 000 с отнесением расходов на их приобретение на КВР 244 и подстатью 346 КОСГУ.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[5] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
[7] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н.
[8] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
Приобретение материальных запасов: применяем КОСГУ
Автор: Тончин А., эксперт журнала
В каждом автономном учреждении присутствуют расходы на приобретение материальных запасов, которые используются для осуществления деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) и административно-управленческих нужд. В отношении таких расходов, в зависимости от целевого назначения запасов, могут применяться различные коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Подробнее об этом расскажем в статье.
Критерии отнесения нефинансовых активов к материальным запасам.
При отнесении нефинансовых активов к материальным запасам следует руководствоваться:
Методическими рекомендациями по применению СГС «Запасы», направленными Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075;
Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)[3] (далее – ОКПД 2).
Согласно п. 7 СГС «Запасы» материальными запасами являются:
а) материалы – материальные ценности, используемые в текущей деятельности субъекта учета в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также материальные ценности, приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций);
б) готовая продукция, биологическая продукция;
г) иные материальные запасы в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перечень таких материальных запасов определен в п. 99 Инструкции № 157н. Например, к ним относятся:
бензомоторные пилы, сучкорезки;
специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях;
постельное белье и постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.) и иной мягкий инвентарь;
тара для хранения товарно-материальных ценностей;
предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;
оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов, приобретаемые для целей передачи их соответствующей социальной группе населения;
драгоценные и другие металлы для протезирования;
спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;
материальные ценности специального назначения.
Выбор кода КОСГУ
При выборе кода КОСГУ в отношении тех или иных операций (в том числе по приобретению материальных запасов) необходимо пользоваться:
порядком применения КОСГУ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н);
руководствами по применению классификации операций сектора государственного управления (письма Минфина РФ от 11.12.2020 № 02-08-10/109210, от 27.12.2019 № 02-08-10/102939);
методическими рекомендациями к порядку применения КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 29.06.2018 № 02-05-10/45153);
примерами и особенностями отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ (опубликованы на сайте Минфина (www.minfin.ru) по состоянию на 13.05.2019).
Для отражения операций по поступлению (принятию к учету) материальных запасов, а также расходов на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, предназначена статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, которая детализирована подстатьями:
341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»;
342 «Увеличение стоимости продуктов питания»;
343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов»;
344 «Увеличение стоимости строительных материалов»;
345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря»;
346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;
349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
При приобретении материальных запасов выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого (функционального) назначения материального запаса.
При этом в зависимости от целей использования материального запаса приобретение одного и того же типа материальных запасов может быть отнесено на разные подстатьи КОСГУ.
В таблице приведем примеры расходов на приобретение материальных запасов с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме № 02-08-10/109210 и иных письмах:
Примеры расходов на приобретение материальных запасов
Целевое (функциональное) назначение
Подстатья КОСГУ
Приобретение продуктов питания
Организация питания сотрудников, учащихся, пациентов
Использование продуктов в учебной практике
Приобретение электрических лампочек
Выполнение работ, не связанных с капитальными вложениями
Осуществление работ, связанных с капвложениями
Замена в технологическом оборудовании
Приобретение медицинских изделий, медицинского инструментария
В медицинских целях для оказания медицинских услуг
Для целей деятельности учреждений, не связанной с оказанием медицинских услуг
Приобретение составных частей для медицинского оборудования
Замена выбывших из строя частей, деталей новыми, не приводящая к изменению (расширению) функциональных возможностей, улучшению технических характеристик и к увеличению первоначальной (балансовой) стоимости
Изменение (расширение) функциональных возможностей, улучшение технических характеристик, увеличивающих первоначальную (балансовую) стоимость основного средства
Пошив театральных костюмов, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств
Пошив постельного белья, которое впоследствии будет принято к учету в качестве материальных запасов
Приобретение (изготовление) строительных материалов
Проведение работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий, капитальный ремонт здания)
Для целей капитальных вложений (например, в рамках реконструкции, модернизации)
Изготовление объектов основных средств
Приобретение медицинских масок (полумасок фильтрующих)
Для медицинских целей
В качестве средств индивидуальной защиты
Не в медицинских целях и не в качестве СИЗ (например, для хозяйственных нужд учреждения, образовательной деятельности, лабораторных исследований)
Приобретение цветочной продукции
* Если медицинское учреждение приобретает медицинские маски в рамках одного контракта (договора) как в целях оказания медицинской помощи, так и для общехозяйственных нужд учреждения, в том числе для посетителей учреждения, то расходы на оплату данных контрактов (договоров) относятся на подстатью 341 КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 06.04.2020 № 02-08-10/27111).
** Письмо Минфина РФ от 29.07.2020 № 02-08-10/66856.
В отдельных случаях материальные запасы могут приобретаться не только по статье 340 КОСГУ. Например, приобретение молока:
в целях использования при организации питания сотрудников, учащихся, пациентов и пр., если учреждение наделено соответствующей функцией по питанию, отражается по подстатье 342 КОСГУ;
в целях выдачи молочной продукции сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, – по подстатье 214 КОСГУ.
Автономное учреждение за счет приносящей доход деятельности приобрело у коммерческой организации молочную продукцию для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на сумму 1 500 руб. Доставка осуществляется этой же организацией, ее стоимость составила 250 руб. Молочная продукция выдана указанным работникам.
Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме № 02-05-10/45153, при приобретении молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, стоимость названных продуктов отражается на счете 0 105 36 346.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены вложения в материальные запасы (в части молочных продуктов)
Отражены вложения в материальные запасы (в части доставки)
Принята к учету молочная продукция по сформированной стоимости
Выдана молочная продукция работникам, занятым на работах с вредными условиями труда
Разграничение операций текущего и капитального характера.
При приобретении материальных запасов, в зависимости от характера осуществляемой операции, расходы условно подразделяются на операции капитального и текущего характера.
Капитальный характер предполагает использование материальных запасов в целях создания, реконструкции, модернизации основных фондов. Соответствующие операции отражаются по подстатье 347 КОСГУ. Например, к целям капитальных вложений относятся расходы на оплату договоров:
на приобретение (изготовление) материалов, деталей, комплектующих в целях использования их для изменения (расширения) функциональных возможностей основного средства (повышение нагрузки и (или) другие новые качества, улучшающие технические характеристики), приводящего к увеличению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства;
на приобретение (изготовление) всех видов материалов для изготовления объектов основных средств;
на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, в рамках строительства, реконструкции, модернизации и т. п.;
на приобретение оборудования, требующего монтажа, без его установки (после установки которого оно будет принято к учету в качестве объекта основных средств).
Операции с материальными запасами текущего характера, в зависимости от целевого назначения, относятся на подстатьи 341 – 346, 349 КОСГУ. К таким операциям относятся, например, приобретение материальных запасов:
для поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей оборудования в исправном (рабочем) состоянии на изначально предусмотренном уровне (например, плановая (систематическая) замена составных частей оборудования на аналогичные, не меняющие характеристик данного оборудования);
для проведения мероприятий по устранению повреждений (неисправностей), восстановлению работоспособности (например, в рамках проведения ремонтных работ в целях возврата в рабочее состояние), замене изношенных деталей, не приводящих к изменению изначальных технических (рабочих) характеристик объекта;
для использования в деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Примеры отражения расходов на приобретение материальных запасов текущего характера приведены в таблице.
Подстатья КОСГУ
Примеры расходов на приобретение
материальных запасов текущего характера
Приобретение лекарственных средств (лекарственных препаратов), термометров (срок полезного использования которых менее 12 месяцев), дезинфицирующих средств (препаратов), антисептиков, масок медицинских, перчаток медицинских стерильных, медицинских аптечек и санитарных сумок для оказания первой медицинской помощи, перевязочных средств (ваты, марли, бинтов), шприцов, игл, катетеров, канюль для переливания, тест-полосок и прочих медицинских расходных материалов (медицинских изделий, медицинского инструментария), применяемых в медицинских целях для оказания медицинских услуг.
Приобретение лекарственных средств, медикаментов и ветеринарных препаратов для оказания ветеринарных услуг.
Приобретение автомобильных аптечек
Приобретение бутилированной воды при наличии обязанности по обеспечению питанием и наличии системы централизованного питьевого водоснабжения, где вода соответствует санитарным нормам, и отсутствии заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора или лаборатории организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, о признании воды не соответствующей санитарным нормам.
Приобретение продуктов питания в целях обеспечения питанием (приготовления пищи для) находящихся (содержащихся) в них детей
Приобретение угля, твердого топлива для обеспечения функционирования топливных систем.
Приобретение спирта, предназначенного для использования в качестве присадки к бензину
Приобретение (изготовление) строительных материалов в рамках капитального, текущего ремонта, строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями, в том числе:
силикатных материалов (цемента, песка, гравия, извести, камня, кирпича, черепицы);
лесных материалов (леса круглого, пиломатериалов, фанеры и т. п.);
строительного металла (железа, жести, стали, цинка листового и т. п.), металлоизделий (гвоздей, гаек, болтов, скобяных изделий и т. п.);
санитарно-технических материалов (кранов, муфт, тройников и т. п.);
электротехнических материалов (кабелей, ламп, патронов, роликов, шнуров, проводов, предохранителей, изоляторов и т. п.);
химико-москательных материалов (красок, олифы, толя и т. п.) и других аналогичных материалов;
готовых к установке строительных конструкций и деталей (металлических, железобетонных и деревянных конструкций, блоков и сборных частей зданий и сооружений, сборных элементов; оборудования для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительных котлов, радиаторов и т. п.)
Приобретение материальных запасов, функционально ориентированных на охрану труда и технику безопасности (например, одноразовой одежды, полумасок фильтрующих в качестве средства индивидуальной защиты), гражданскую оборону, в том числе спецодежды, в состав которой входят специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления.
белье (рубашки, сорочки, халаты и т. п.);
постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.);
одежда и обмундирование (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.);
обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.);
спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.)
Приобретение запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т. п.
Приобретение комплектующих, составных частей к медицинскому оборудованию, в том числе в случае приобретения, связанного с заменой выбывших из строя частей, деталей новыми и не приводящего к изменению (расширению) функциональных возможностей, улучшению технических характеристик и к увеличению первоначальной (балансовой) стоимости.
Приобретение спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Приобретение кухонного инвентаря.
Приобретение кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных, продуктов питания для содержания животных.
Приобретение бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности).
Приобретение канцелярских товаров и принадлежностей.
Приобретение бутилированной воды в случае, когда такая вода приобретается учреждением, в функции которого не входит обеспечение питанием различного контингента, при наличии в учреждении системы централизованного питьевого водоснабжения и отсутствии заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора или лаборатории организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, о признании воды не соответствующей санитарным нормам.
Приобретение бактерицидных ламп, дезинфицирующих средств, антисептиков, масок, латексных перчаток для сотрудников (персонала) в профилактических целях во избежание заболеваний в межсезонный период (за исключением, учреждений, оказывающих медицинскую помощь).
Расходы на оплату договоров на изготовление книг, буклетов, научных каталогов для продажи.
Приобретение фреона для работы холодильных установок.
Приобретение (изготовление) подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения.
Приобретение (изготовление) специальной продукции (перечни объектов, относимых к специальной продукции, определены нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, изданными в целях реализации возложенных на них функций).
Приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности. К ним относятся бланки, изготовленные типографским способом, имеющие степень защиты и специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению, содержащие номер, серию. При этом форма бланка должна быть утверждена правовым актом органа власти, учреждения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам.
Обратите внимание: данный перечень является закрытым и не предусматривает отнесение иных расходов кроме вышеуказанных
В заключение обобщим вышесказанное.
При приобретении материальных запасов выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого (функционального) назначения материального запаса. При этом, в зависимости от целей использования материального запаса, приобретение одного и того же типа материальных запасов может быть отнесено на разные подстатьи КОСГУ.
В отдельных случаях материальные запасы могут приобретаться не только по статье 340 КОСГУ. Например, приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Такие расходы отражаются по подстатье 214 КОСГУ (в части отражения обязательств (расчетов) и начисления расходов), но принимаются к учету в составе материальных запасов по счету 0 105 36 346.
При приобретении материальных запасов, в зависимости от характера осуществляемой операции, расходы условно подразделяются на операции капитального (подстатья 347 КОСГУ) и текущего (подстатьи 341 – 346, 349 КОСГУ) характера.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
[3] Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст.