фрагмент какой речи представлен в отрывке для судьи в его решении необходимы веские факты

Фрагмент какой речи представлен в отрывке для судьи в его решении необходимы веские факты

Ивакина Надежда Николаевна

Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие 2-е издание

Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность.

П. Сергеич. Искусство речи на суде

…нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами.

А.Ф. Кони. Приемы и задачи прокуратуры

…для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов. Хорошая новость

Воздействие на чувства является естественной принадлежностью красноречия в уголовном процессе, и само название судебного оратора едва ли может подойти к тому, кто говорит исключительно для ума.

K.П. Луцкий. Судебное красноречие

Как музыканту нельзя без музыкального слуха, так и людям, работающим со словом, нельзя без любовного отношения к слову, без живого чувства языка.

Г.А. Золотова. Слово и штамп

Книга написана лингвистом. Много раз я спрашивала себя, имею ли право давать юристам какие-либо советы по подготовке и произнесению судебных речей. И пришла к убеждению, что имею. 15-летний опыт участия в судебных процессах в качестве народного заседателя Красноярского краевого суда и многолетний опыт чтения студентам юридического факультета Красноярского госуниверситета собственного курса «Культура речи юриста» дают мне это право.

Целью курса «Культура речи юриста» было воспитание языкового вкуса будущих юристов, развитие коммуникативных навыков. Разработка программы и методов преподавания шла путем поисков. Были неудачи, были успехи. «Учебником» по данному курсу была практическая деятельность юристов: посещали со студентами судебные процессы, анализировали судебные речи дореволюционных судебных ораторов, современных прокуроров и адвокатов; читали и анализировали процессуальные акты, делали выводы. Проводили конференции с работниками прокуратуры и следственных органов, с судьями. Студенты выполняли курсовые, даже дипломные работы, хотя курс не был профилирующим; выступали с докладами на научных студенческих конференциях в городах Красноярске, Перми, Казани, Москве. В результате большой работы был накоплен материал для учебного пособия «Культура речи юриста» в двух частях, вышедшего в 1994 г. в издательстве Красноярского госуниверситета. В 1995 г. в московском издательстве «БЕК» вышло учебное пособие «Культура судебной речи». В 1997 г. в том же издательстве было издано учебное пособие «Профессиональная речь юриста». В 1999 г. в издательстве «Юристъ» вышло второе издание учебного пособия «Культура судебной речи» под названием «Основы судебного красноречия (Риторика для юристов)».

Но в работах, написанных в постсоветские годы, ставится вопрос о том, что убедительная речь должна строиться «…по всем правилам ораторского искусства»: «Одна из причин неубедительности речей государственных обвинителей в суде с участием присяжных заседателей (впрочем, как и в обычном суде) заключается в том, что они при разработке и произнесении своих речей не придают должного значения ораторскому искусству» [172. С. 141].

В пособии впервые сформулировано определение понятия судебного красноречия[2]. Судебная речь рассматривается с точки зрения ее особенностей как жанра публичной речи, с точки зрения ее убедительности, композиции, этических основ и устности; продемонстрировано, что выбор языковых средств связан с темой речи; даются рекомендации по использованию языковых средств, способствующих логичности и экспрессивности судебного выступления; а также предлагаются ораторские приемы, которые помогут приобрести отдельные навыки в подготовке и произнесении судебных речей. Приводятся многие правила риторики, позволяющие молодому, начинающему оратору овладеть основами судоговорения.

В пособии приведено большое количество цитат из работ юристов о судебной речи для того, чтобы показать, что вопросы судебного красноречия волновали и волнуют юристов; что мои выводы из исследований о судебной речи совпадают с мнениями ученых-юристов и подтверждаются ими. Кроме того, точки зрения дореволюционных, советских и современных юристов обобщаются, сопоставляются, систематизируются, что позволит студентам познакомиться с литературой и на основе этого составить собственное мнение по многим вопросам.

По каждой теме, предлагаемой в учебном пособии, даны необходимые лингвистические термины, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы и примерный план практического занятия. К пособию прилагаются тексты судебных речей. В речи, записанной на магнитную пленку, знаки препинания не поставлены; речевые сегменты отделены друг от друга наклонными линиями. Фамилии красноярских судебных ораторов не названы из этических соображений.

Источник

Фрагмент какой речи представлен в отрывке для судьи в его решении необходимы веские факты

Укажите результат референдума, о котором идёт речь. Каков был итог работы над заключением Союзного договора, о проекте которого идёт речь? Укажите причину такого итога.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из выступления политического деятеля

«Сегодня я хотел обратиться к вам по жизненно важному для всей страны вопросу. Это – предстоящий референдум о будущем нашего Союза. Он проводится в соответствии с решением [высшего органа государственной власти СССР]. …17 марта советские люди должны дать ответ на один вопрос. Вот как он поставлен Верховным Советом: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Ответ должен быть однозначным: да или нет. Каждый из нас в отдельности и все мы вместе должны сделать выбор…

Хотя дискуссии по этому вопросу продолжаются, уже сейчас со всей определённостью можно сказать: советские люди за сохранение Союза как общего достояния всех наших народов, их надёжной опоры.

Столь же решительно они выступают за его обновление, с тем чтобы все живущие в нём народы могли свободно развиваться, чувствовали себя хозяевами собственной судьбы.

Общее представление о том, каким должно быть обновлённое союзное государство, даёт проект нового Союзного договора. Он опубликован в печати. Что главное в концепции обновления Союза? Это прежде всего суверенитет республик – субъектов федерации, обеспечивающий право каждого народа на самоопределение и самоуправление. Это совместное участие республик в реализации союзных полномочий, то есть всего того, что они поручают центральным органам власти и управления. Суверенным республикам нужна жизнеспособная федерация, которая действительно могла бы отстаивать общие интересы…

По своему политическому весу и кредиту доверия Советский Союз выступает сегодня на международной арене как мощное государство, которое не без оснований называют супердержавой. Его политика оказывает влияние на все процессы, происходящие в мире. Огромные усилия понадобились, чтобы приобрести такое влияние. А растранжирить его, пустить по ветру можно очень быстро. Добавлю: за исключением отъявленных реакционеров и милитаристов, никто в мире не хочет ослабления роли Советского Союза в международных делах.

Вот на всех этих доводах, дорогие товарищи, и основано моё твёрдое убеждение в необходимости сохранения Союза и его глубокого обновления».

Укажите год, когда состоялся референдум, о котором идёт речь в отрывке. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название высшего органа государственной власти СССР, о котором идёт речь.

2) Руководитель — М.С. Горбачев.

3) Орган государственной власти — Съезд народных депутатов СССР.

Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций наряду с верной.

Укажите позицию автора выступления по вопросу сохранения обновлённого Союза. Какие доводы приводит автор выступления в обоснование своей позиции? Укажите любые два довода.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Позиция: автор высказывает твёрдое убеждение в необходимости сохранения Союза и его глубокого обновления;

— по своему политическому весу и кредиту доверия Советский Союз выступает сегодня на международной арене как мощное государство, которое не без оснований называют супердержавой;

— политика СССР оказывает влияние на все процессы, происходящие в мире.

Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию.

1) Результат: большинство граждан СССР проголосовали «за» сохранение СССР;

2) Итог работы над заключением Союзного договора: договор был разработан («новоогаревский процесс»), но не подписан представителями союзных республик;

3) Причина: подписание 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик Беловежского соглашения, в котором было заявлено о прекращении существования СССР и создании СНГ как межгосударственной организации.

Укажите год, когда состоялся референдум, о котором идёт речь в отрывке. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название высшего органа государственной власти СССР, о котором идёт речь.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из выступления политического деятеля

«Сегодня я хотел обратиться к вам по жизненно важному для всей страны вопросу. Это – предстоящий референдум о будущем нашего Союза. Он проводится в соответствии с решением [высшего органа государственной власти СССР]. …17 марта советские люди должны дать ответ на один вопрос. Вот как он поставлен Верховным Советом: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Ответ должен быть однозначным: да или нет. Каждый из нас в отдельности и все мы вместе должны сделать выбор…

Хотя дискуссии по этому вопросу продолжаются, уже сейчас со всей определённостью можно сказать: советские люди за сохранение Союза как общего достояния всех наших народов, их надёжной опоры.

Столь же решительно они выступают за его обновление, с тем чтобы все живущие в нём народы могли свободно развиваться, чувствовали себя хозяевами собственной судьбы.

Общее представление о том, каким должно быть обновлённое союзное государство, даёт проект нового Союзного договора. Он опубликован в печати. Что главное в концепции обновления Союза? Это прежде всего суверенитет республик – субъектов федерации, обеспечивающий право каждого народа на самоопределение и самоуправление. Это совместное участие республик в реализации союзных полномочий, то есть всего того, что они поручают центральным органам власти и управления. Суверенным республикам нужна жизнеспособная федерация, которая действительно могла бы отстаивать общие интересы…

По своему политическому весу и кредиту доверия Советский Союз выступает сегодня на международной арене как мощное государство, которое не без оснований называют супердержавой. Его политика оказывает влияние на все процессы, происходящие в мире. Огромные усилия понадобились, чтобы приобрести такое влияние. А растранжирить его, пустить по ветру можно очень быстро. Добавлю: за исключением отъявленных реакционеров и милитаристов, никто в мире не хочет ослабления роли Советского Союза в международных делах.

Вот на всех этих доводах, дорогие товарищи, и основано моё твёрдое убеждение в необходимости сохранения Союза и его глубокого обновления».

Источник

Практическая работа по истории по теме «Византийская империя» для студентов первых курсов технических специальностей СПО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическая работа № 1

по дисциплине «История»

1. Сформировать умения:

— проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации;

— анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта);

— различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

— структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

— устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы.

2. Приобрести знания:

— фактов, процессов, явлений и персоналий истории Византийской империи.

Время выполнения работы: два академических часа (1 ч. 30 мин).

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. Ч 1– М., 2017 п. 10.

3. Дидактический материал.

Задание № 1 Прочитайте тексты и ответьте на вопросы:

Высказывания императора Юстиниана об императорской власти и церкви .

Историк Прокопий Кесарийский о лицемерии Юстиниана ( из « Тайной истории »)

Вопросы :

Задание № 2 Соотнесите даты и события :

Задание № 3 Дайте определения терминам :

Задание № 4 Ответьте на вопрос:

Государственным языком в Византийской империи был …

Задание № 5 Ответьте на вопрос:

Задание № 6 Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопрос:

Задание № 7 Ответьте на вопрос:

Задание № 8 Используя карту «Византийская империя в IX XI вв» ответьте на вопрос:

Назовите территории, вошедшие в состав Византии при императоре Юстиниане.

Задание № 1 Прочитайте тексты и ответьте на вопросы:

Церковный историк о деятельности Кирилла и Мефодия

В чем состояла главная причина создания славянской азбуки?

Задание № 2 Соотнесите имена исторических деятелей и их характеристики :

1. Феодора ( Теодора ) 2. Мехмед II Завоеватель 3. Юстиниан 4. Алексей Комнин.

Г . Турецкий султан , завоеватель Константинополя.

Задание № 3 Дайте определения терминам :

Иконоборцы, фреска, мозаика.

Задание № 4 Ответьте на вопрос:

Задание № 5 Ответьте на вопрос:

Главную угрозу Византийской империи в VII веке представляли …

Задание № 6 Прочитайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос:

Пожирает сирых и немощных ;

Задание № 7 Ответьте на вопросы:

Задание № 8 Используя карту «Византийская империя в IX XI вв» ответьте на вопрос:

Какие торговые пути проходили по территории Византии? Назовите византийские города, через которые они проходили.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с заданиями.

2. Используя оборудование, выполнить задания согласно их порядкового номера.

1. Дата, ФИО, наименование работы вариант.

2. Выполнение заданий.

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. Ч 1– М., 2017

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидакические материалы. М.- Академия. 2015

6. История Византии в 22 пунктах. https://arzamas.academy/materials/859 (Арзамас академия, просветительский проект)

7. Византия для начинающих. Курс лекций № 27 https://arzamas.academy/courses/27 (Арзамас академия, просветительский проект)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Укажите признаки этого стиля, иллюстрируя их примерами из текста. ГДЗ. Упр. 171, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Прочитайте отрывок из выступления на суде известного русского юриста А. Кони. Определите, к какому стилю речи относится отрывок. Укажите признаки этого стиля, иллюстрируя их примерами из текста.

Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершено, и по личностям самих под­судимых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение вашей довольно продолжительной сессии приходилось встречаться преимущественно с подсудимыми обыкно­венного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже. Бедность, неразвитость, отсутствие безвредных развлече­ний и иногда крайне печальная нравственная и бытовая обстановка являлись причинами, привлекавшими их на скамью подсудимых. Совершив преступление, нарушив закон, они заслуживали по большей части наказания, но тем не менее нельзя не пожалеть, что они были постав­лены судьбою в положение, которое благоприятствовало совершению преступления. Но ничего подобного в насто­ящем деле мы не видим. Перед нами другие подсудимые. Перед нами люди, которые, во всяком случае, имеют не­которую претензию считаться людьми развитыми, которые имеют средства к существованию довольно определённые, а один из них — даже сравнительно большие. Эти лица могли бы совершенно иначе сложить свою жизнь, чем они её сложили, могли бы отдать её такой деятельности, которая не привлекает в конце концов на скамью подсу­димых. Я думаю, что напряжённое внимание, с которым вы относились к судебному следствию, избавляет меня от необходимости указывать вам на многие мелочные подроб­ности дела. Поэтому я буду касаться только выдающихся его сторон, будучи убеждён, что остальное дополнят ваша память и совесть. Вы точно так же не упустите из виду и того, что дело это приподнимает кусочек завесы над деяниями, совершаемыми во мраке и редко всплывающи­ми на свет божий, над действиями, которые совершенно напрасно старается приурочить один из подсудимых к целям общего блага и спокойствия. Вы вглядитесь в эти деяния пытливым взором и в приговоре вашем оцените их нравственное достоинство.

1. Выпишите слова, словосочетания, обороты речи, которые вы считаете характерными для речи юриста, обозначьте корни слов и удар­ный слог.
2. Какие средства языка помогают эмоциональному воздействию на чита­теля и слушателя? Ответьте на вопрос письменно с приведением примеров из текста.

Источник

Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката. ГДЗ. Упр. 211, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф. Плевако, описанных в «Воспоминаниях» писателя В. Вересаева.

Старушка украла жестяной 3 чайник, стоимостью дешев-
ле пятидесяти копеек. Она. подлежала суду присяжных.
По наряду ли, или так, по прихоти, защитником старушки
выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать
влияние защитительной речи Плевако и сам высказал всё,
что можно было сказать в защиту старушки: бедная старуш-
ка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вы-
зывает не негодование, а только жалость. Но собственность
священна, всё наше гражданское благоустройство держится
на собственности; если мы позволим людям потрясать её,
то страна погибнет.
Поднялся Плевако.
— Много бед, много испытаний пришлось претерпеть
России за её больше чем тысячелетнее существование. Пе-
ченеги терзали её, половцы, татары, поляки. Двунадесят
языков обрушилось на неё, взяли Москву. Всё вытерпела,
всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний.
Но теперь, теперь. Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.
Речь Плевако оказалась решающей для присяжных заседателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки.

1. Какой приём в речи Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее
сильным? Как он сочетался с другими речевыми средствами?
2. Отметьте в речи Плевако слова и обороты высокого, торжественного стиля. Какой оттенок придаётся им в данной речи? Чем подтверждается этот особый оттенок?
3. Как вы понимаете слово двунадесят? Разберите его по составу. Как называются слова, которые в настоящее время не употребляются? Какой стилистический оттенок приобретает это слово в данном тексте?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *