Как интернет влияет на грамотность
ИМХО фсё оки: как Интернет меняет нашу речь
ИМХО фсё оки: как Интернет меняет нашу речь
“Ты в инстике посмотри, я репостнул, лайкнуть не забудь!” – привычная фраза, ставшая частью ежедневного общения современных людей.
А много бы мы из нее поняли еще лет 10 назад? Человеческая речь, манера говорить, наш сленг, тенденции развития языка меняются на протяжении существования всего человеческого общения. Словарный запас регулярно обновляется и пополняется. Это непрекращающийся процесс. Но за последние пару десятилетий произошел сильнейший скачок в плане изменений того, как и что мы говорим.
Вы задумывались, как Интернет влияет на язык? Почему шутки, фразы и даже отдельные слова из Интернета давно перекочевали в ежедневное общение? На виртуальных просторах используется свой особенный набор фраз, свои способы подачи информации, свой юмор и манера общения. Это англоязычные слова, жаргонные и гибридные выражения, придуманные неизвестными “аффторами” своеобразные фразы. Сложно не обратить внимания, что интернет откладывает свой отпечаток на устную и письменную речь современного человека. В результате чего слова русского языка употребляются не по правилам, мы забываем пунктуацию, культура общения уходит на второй план.
Язык и речь в Интернете и повседневном общении все больше сближаются – это естественная и неминуемая тенденция развития языка в эпоху развития всемирной Сети.
На первый взгляд нет ничего плохого в том, что пользователи интернета внедряют в обиход новую терминологию. Проблема заключается в том, что они переносят ее из виртуального мира в реальную жизнь, заменяя грамотную речь потоком сокращений, англицизмов и интернет-сленга.
Фразы перестают быть просто интернет-сленгом, они укореняются в языке. Но велик риск, что это ведет к снижению грамотности и культуры молодого поколения. Нельзя недооценивать влияние интернета на язык. С тех пор, как интернет-сленг вошел в наш обиход, возник ряд проблем.
Влияние интернета на язык общения
1. Сетевой язык трансформируется в новый стиль общения.
Влияние интернета на речь несложно заметить. Он изобретает новые фразы с небывалой скоростью. Слова «лайкнуть», «загуглить», «аватар» – далеко не полный перечень терминов, который использует современная молодежь и вне интернета. Все мы каждый день что-то “качаем”, где-то “сёрфим” и кого-то “баним”. Надо ли говорить про постоянный “спам на почте”?
2. Низачот: снижение уровня грамотности.
Старшее поколение общалось посредством писем, составляло грамотные тексты, стремилось к красоте языка. Современная молодежь максимально упрощает свою жизнь короткими переписками, использованием простых терминов в обиходе. Интернет-пользователи делают все быстро. На грамматику, пунктуацию и орфографию они не обращают внимания. Про высокий стиль письма речи не идет тем более. В результате мы регулярно наталкиваемся на сплошные полотна текста, расшифровать которые порой не под силу даже самому “аффтору”. Это сообщения без заглавных букв и знаков препинания. Ошибки в словах и непонятные сокращения – также норма. Молодые люди привыкают к такому стилю. Но на психологическом уровне такое общение наносит серьезный урон грамотности живого общения. Ведь если 10 раз человек видит неправильное написание слова, именно оно отложится на подкорке подсознания. Все это становится причиной безграмотности в современном обществе.
3. Глобальность.
Влияние интернета на русский язык очевидно. Но проблема усугубляется тем, что интернет сленг встречается не только в Сети. Поскольку все мы – пользователи интернета и соцсетей, эта терминология успела просочиться и в печатные издания, на радио и телевидение.
4. Интернет-ресурсы – законодатели мод.
Благодаря социальным сетям и форумам в наш словесный обиход входят новые слова. Название поисковой системы дало название термину «загуглить». В социальной сети Facebook зародилось слово «лайкать».
5. Не придумывай нового?
То, как интернет влияет на язык, мы можем заметить и по новым технологиям. Инновации и разработки приходят с Запада, а на отечественном рынке словесного обозначения для новой разработки не ищут. Русские специалисты используют оригинальные названия. Вместе с инновациями мы получаем и новую терминологию.
6. Мб в пт встретимся? Сокращай и властвуй.
Влияние интернета на язык связано с процессом сокращения сложных терминов. Например, словосочетание «материнская плата» стали заменять простым словом «мамка». «Накопитель на лазерных дисках» или CD-ROM Drive проще назвать «сидюком». Но тут речь идет не только о профессиональной терминологии. В наш век отсутствия времени, мы стремимся к тому, чтобы максимально все упростить. Касается это и разговорных фраз. Например, набор слов «как мне кажется» стали заменять «кмк», личное мнение выражается аббревиатурой “ИМХО” и т.д.
7. “Американство” в массы.
“Пользователей” сайта сейчас мало, в основном “юзеры”, а еще никто не живет в реальном времени, все находятся “онлайн”. Влияние интернета на речь усиливается и за счет широкого распространения игр в Сети. Англицизмы присутствуют даже в русскоязычных версиях. Так они и запоминаются пользователю.
8. Влияние интернета на русский язык или как возникают гибридные языки
Влияние интернета на речь прослеживается и благодаря гибридным словам. Распространяется тенденция к смешиванию английских фраз с русскими словами. Желание выделиться, изобрести что-то новое толкает пользователей на изобретение совершенно новых фраз. Такие термины набирают популярность, прочно укореняются в разговорной речи. Так проявляется влияние интернета на язык.
9. Игра в ошибки
Намеренное написание фраз с ошибками, вроде “я все понил” или “какдила” – характерная черта интернет-общения. Пока еще речь не идет о безграмотности таких собеседников. Это, скорее, игра. При таком способе общения, совершая грубые ошибки в элементарных словах, человек самовыражается, подсознательно бросая вызов общепринятым нормам общения.
Нужно чтобы каждый осознал, как интернет влияет на язык, на культуру, и старался избегать негативного воздействия, поскольку пока отмечается в основном отрицательное влияние интернет-сленга на разговорную речь и грамотность подрастающего поколения и взрослых людей. Если мы хотим сохранить культуру нашего языка, то должны следить чтобы жаргонные и гибридные слова не перекочевали из юмористической переписки в разговорную или, не дай бог, деловую речь. Не забывайте читать классическую литературу, это поможет обогатить словарный запас, оценить силу и могущество родного языка. Разделяйте язык и речь в Интернете и в межличностном общении, не уподобляясь интернет-ботам.
Как влияет Интернет на грамотность школьников и студентов?
В Беларуси уровень грамотности взрослого населения – 99,8%. Здесь учитывается не только письмо, но и математическая грамотность. А если говорить об умении писать без ошибок, то тут есть нюансы. С каждым днем все больше пользователей соцсетей игнорируют запятые и правила орфографии. А вот могут ли ошибки в мессенджерах повлиять на грамотность в жизни?
Второкурсник механико-математического факультета Игорь Панченко, как и любой подросток, активно пользуется мессенджерами и сидит в соцсетях. Студент признается: больше любит изучать точные науки, но и в языках старается не уступать – даже в сообщениях друзьям старается писать грамотно.
Ученые из Сиднейского университета пришли к выводу, что Интернет благоприятно влияет на грамотность подростков, если они посещают сайты, посвященные современной литературе. По мнению исследователей, там подростки не только знакомятся с контентом и обсуждают его, но и самостоятельно пишут фан-книги. В соцсетях же люди пишут быстро, не обращая внимания на правила. Главное – донести смысл. Отсюда – множество ошибок.
Например, путаница с «тся/ться», «не/ни», раздельное и слитное написание. Некоторые слова принято писать с ошибками – это как негласное правило чатов. Большую популярность имеют мемы с такими словами. Такое написание откладывается в памяти. И потом, во время диктанта или теста, велика вероятность подсознательно их повторить. Если же у ребенка хорошая база, он много читает и интересуется языком, Интернет не сможет сделать его неграмотным.
В начальной школе детей учат писать с помощью фонематического метода. То есть школьники сначала осваивают звуки, а потом буквы. Вот только в русском языке слов, написание которых совпадает со звучанием, не так много. Иногда дети привыкают писать так, как слышат. В этом случае поможет изучение правил орфографии. Но самое главное, чтобы родители сами грамотно разговаривали и писали. Нужно приучать детей писать ручкой, а не клавиатурой. Это могут быть сочинения или письма. Важно, чтобы ребенок с малых лет учился правильно подбирать слова и строить свою речь.
Йа криветко, или как интернет влияет на языковую грамотность
Книги обогащают словарный запас. Сами того не замечая, мы запоминаем, как пишутся слова и где ставятся запятые. В издательствах тексты перед публикацией редактируют и вычитывают корректоры, поэтому вероятность грамматических или пунктуационных ошибок в них стремится к нулю. А вот в интернете писать можно как душе угодно — с очепятками и ашыпками. Чай не на уроке русского языка находимся!
Место русского языка во Всемирной паутине
Именно эта специфика общения в интернете вызывает все больше опасений у филологов, лингвистов и других специалистов. Есть версия, что стремительное развитие сетевого общения способствует примитивизации великого и могучего.
По статистике более 80% пользователей интернета говорят на десяти наиболее популярных языках. Основным языком общения считается английский, а русский — только на девятом месте по популярности: по разным оценкам, в интернете присутствует от 35 до 50 миллионов его носителей. И это не только жители нашей страны, но и русскоговорящие в странах ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них владеют языком на очень разговорном уровне, что порождает весьма интересные казусы. Например, ставшую мемом фразу «рожу сома!» из поста с обсуждением естественных родов и кесарева сечения.
Примеры влияния
Мы не беремся давать оценку тем изменениям, которым в той или иной степени подвергается русский язык в интернете, но попытаемся упорядочить их по нескольким категориям.
Низачот, или снижение уровня грамотности
Общение в интернете существенно упростило жизнь, а вместе с тем упростилось и само по себе. Пользователи соцсетей привыкли все делать быстро: писать, читать, реагировать. Нет времени обращать внимание на грамматику и пунктуацию. Сообщения без заглавных букв и знаков препинания стали нормой. Даже длинные сообщения скорее исключение из правил: в диалоговом окне одно сообщение при вводе разбивают на несколько и отправляют построчно. О стилистике письма речи и вовсе нет: ее заменили многочисленные скобочки. Такое общение подтачивает нормы общения на уровне подсознания. Ведь если человек раз десять увидит написанное слово, то запомнит его таким, каким видит. Даже если оно написано неправильно.
Перед одним из «Тотальных диктантов» Дмитрий Быков заметил, что люди стали делать больше ошибок в «тся» и «ться», причем не в пользу мягкого знака: «…как-то отвердела жизнь, и мягкому знаку не стало в ней места».
Хорошая получилась метафора, не так ли?
Йа криведко, или намеренные ошибки
Казалось бы, падонкаффский, или олбанский йазыг давно остался в нулевых, но его «превед» мы можем наблюдать до сих пор на просторах Рунета. Обычную безграмотность едва ли можно перепутать с игрой в ошибки. Допуская подобные фокусы, пользователь будто бы бросает вызов общепринятым нормам письма. Вот только эффект от чтения подобных перлов сравним с обычными ошибками. Примелькается так какая-нибудь «криведко» перед глазами, что потом и не вспомнить, как будет правильно — креведка, криведка, креветка?
Интернетизмы, или от Google до гугля
По аналогии с неологизмами этим термином называют все те словечки, которые приходят в нашу жизнь с просторов интернета. При этом большинство интернетизмов несут явные корни от англицизмов: слова русифицируются при помощи суффиксов и приставок. Так, например, английское слово like сначала трансформировалось в лайк, а потом и вовсе пошло по глагольной форме — лайкнуть, полайкать, лайкни. Трансформация слова Google кажется еще более примечательной: название транснациональной корпорации преобразовалось в глагол со значением поиска — гугли, гуглить, погуглить.
Фраза «это не баг, это фича» вряд ли смогла бы стать мемом, если бы звучала как есть в переводе на русском: «это не программная ошибка, а заранее продуманная возможность».
Англицизмы, или юзеры здесь, юзеры там
Пользователей сейчас днем с огнем не сыскать — кругом одни юзеры, в режиме реального времени в интернете тоже уже не скажешь — просто онлайн. Англицизмов много, от англицизмов никуда не денешься. Попытка заменить лайки на классы в одной из соцсетей массовым явлением не стала, зато выражение «ставь класс» стало отсылкой на эту соцсеть, а точнее — ее возрастную аудиторию и их несовременный стиль общения.
ИМХО, или сокращай и отправляй
Профессиональный сленг сокращает сложные термины до понятных далеко не каждому слов. Компьютер — комп, клавиатура — клава, материнская плата — мамка, и так далее. Интернет-сленг тоже пошел по этому пути: под сокращение попадают не только термины, а самые обычные слова и даже фразы. Мб, спс, пжл, нзчт и другие слова, которые сократили до двух первых букв или и вовсе лишили гласных. Отдельным списком идут расхожие выражения: «как мне кажется» сократилось до кмк, а из «по моему мнению» не без помощи английского языка получилось красноречивое имхо.
«Люди, которые вместо «спасибо» пишут «спс», что вы делаете с кучей освободившегося времени?» — с просторов Рунета.
Три скобочки подряд, или новая пунктуация
Сетевое общение, едва появившись, успело явить миру новые правила пунктуации, не позволительные прежде в пространстве письма. Многократный повтор скобок, вопросительных и восклицательных знаков, заглавных букв и даже нулей в числовой записи передают силу эмоций пишущего, а по эмоциональному наполнению — скорее кричащего. Точка в конце предложения на фоне такой бури страстей смотрится как явная обида того, кто ее поставил.
Количество скобочек больше, чем просто количество:
)) — собеседнику действительно смешно;
))) — это нечто запредельно смешное;
)))))))))))))))))))))))) — воспитанный человек себе такие эмоции не позволяет, похоже, на клавиатуру запрыгнул кот.
Все, что было в интернете, не останется в интернете
Глобальность — вот общий тренд влияния на русский язык. Интернет-сленг выходит далеко за пределы Всемирной паутины, а терминология просачивается в печатные издания, на радио и телевидение. Интернет-терминологию можно сравнить с законодателем моды. Сегодня это словечко употребляется только узкой прослойкой населения, а завтра попадает в Оксфордский словарь.
Оксфордский словарь регулярно пополняется пришедшими из интернета терминами. Например, слова follow, follower и tweet стали самыми молодыми — не прошло и десяти лет! — терминами, которые проделали свой путь от сленга до словаря.
Заключение
Эволюция языка — процесс необратимый, повлиять на него мы можем едва ли. В конце концов, большинства окружающих нас в быту, а не только в интернете слов раньше не существовало. Исторически русский язык пополнялся за счет тюркского, французского, немецкого и других языков. Тому, что к этому процессу добавился и язык сетевого общения, даже не стоит искать объяснений: они лежат на поверхности. Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что мы уже не мыслим ее без него. А потому можно просто расслабиться и наблюдать, как сугубо сетевые термины стремительно перекочевывают в наше бытовое общение. Подчиняясь правилам грамматики и пунктуации великого и могучего, конечно же.
Как влияет Интернет на детскую грамотность
Мнения психологов и родителей
Ребенок приносит из школы листочек с проверочным диктантом, где красуется гордая двойка, а вы хватаетесь за сердце, увидев ошибки, которые допустил малыш. Как можно было написать «пичаль», «врочи» и «вообщем»? Как можно было поставить в многоточии не три точки, а восемь?! Как можно заканчивать сочинение набором смайликов?!
Вы точно знаете, что виноват Интернет. Сидит целыми днями за компьютером и телефоном, вот там и нахватался этих своих словечек типа «превед» и «ня», а про грамотность и вообще забыл. Срочно перерубать кабель, а лучше «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», чтобы научился нормально писать!
Не торопитесь с выводами. Во-первых, вина Интернета не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Во-вторых, есть и другие причины того, что ваш ребенок ошибается в простых словах. Ко Дню русского языка, который празднуется в России 6 июня, мы подготовили статью-обзор с мнениями психологов и родителей о влиянии Интернета на правописание и речь детей.
«Дети стали меньше читать!»
Родители говорят: «Сидят в своем Интернете, совсем не читают». Но это не так. Современные дети читают в несколько раз больше, чем прошлое поколение, так как со всех сторон их окружает плотное информационное поле. Реклама, плакаты, соцсети, комментарии, статусы, да и все-таки, книги, ведь школьную программу никто не отменял. Так что чтения у них хватает. Проблема в том, что это чтиво у них совершенно другого качества.
Раньше все читали только книги, журналы, газеты, где тексты проходят несколько редакторских и корректорских проверок, найти в них ошибку довольно сложно. Поэтому все каналы информации предоставляли детям совершенно грамотное письмо, которое ребята и запоминали.
Но потом появился Интернет, куда доступ имеет любой человек: грамотный и не очень, взрослый и школьник, русскоговорящий и тот, у кого русский язык — не родной. Программы по исправлению ошибок работают вовсе не идеально, поэтому и появляются лишние запятые, буквы и другие безобразия.
Дети привычно копируют то, что видят: так работает их визуальная память. Запомнив, как выглядит слово, ребенок так его и запишет. Можно ли от этого отучиться? Да, причем легко. Просто воздействовать на два других канала памяти: выучить правило правописания этого слова (зубрежка) и развить механическую память, правильно несколько раз записав слово, в котором сделана ошибка. Не зря же в школе делают работу над ошибками и проводят словарные диктанты.
Сознательно или нет?
Нужно разобраться — сознательно или неосознанно ребенок копирует слово с ошибкой. Если ваш сын пишет вам SMS: «Привед», — то это сленг, осознанное искажение слова, вряд ли он забудет, как оно пишется на самом деле. Но вот если вместо «фасоль» он пишет «фосоль», то, скорее всего, это неосознанная ошибка, которую он не видит. Кстати, не обязательно такое написание подсмотрено в Интернете.
Бороться с намеренными искажениями языка довольно глупо, в каждом поколении были свои жаргонизмы, свой сленг. Ребенок знает, что нарушает правило, он делает это для комического эффекта, пусть даже вы этого юмора и не понимаете.
Абсолютно не страшна и «профессиональная» лексика. Сейчас дети часто играют в онлайн игры, и их монологи могут звучать для вас как китайская грамота: «Сейчас, мам! Я лут соберу, отхилюсь, сэйванусь и приду ужинать». Прости, что ты сделаешь? Это через сколько времени?
В таких словах нет ничего страшного, их действительно можно считать за профессиональную терминологию. В основном, это русское прочтение английских слов. Емких аналогов в нашем языке нет, вот дети и говорят, как им удобнее. Главное, указать на грань между игровой лексикой и обычной. Чтобы ребенок не говорил вам, придя из школы: «А у меня новая ачивка по физре!».
Бороться нужно только с неосознанными ошибками, которые могут быть принесены из Интернета. Например, отсутствие запятых — их довольно редко используют в сообщениях (и так поймут). Или безразличие к строчным и прописным буквам, отсутствие знаков в конце предложения и т. д.
Как исправить ситуацию (и нужно ли)?
Начинайте, как обычно, с себя. Контролируйте свою речь и правописание, исправляйте свои ошибки и опечатки. Если вы ведете аккаунт в социальной сети, он должен быть примером для ребенка. Если малыш ошибся в сообщении вам, не поленитесь и поправьте его.
Приучайте детей проверять правописание, причем не только свое, но и чужое. Когда все время проверяют тебя, приятно в конце концов тоже выступить в роли ревизора. Дайте ребенку проверить чужой текст: ваш, младшей сестренки, кого-то еще.
Не забывайте, что грамотность в Интернете — это не обязанность, а право. Вы не можете запретить ему писать в Сети так, как он хочет, но можете объяснить, что более уважительно к собеседнику писать без ошибок и жаргонизмов. Но если все дети в классе в этом паблике общаются именно так, не запрещайте, это их способ самовыражения. Все хорошо, пока эта лексика остается в Интернете.
Если же она выходит из аккаунтов соцсетей в реальную жизнь, разработайте совместный план действий: напишите совместный диктант, проведите работу над ошибками, повторите правило. Придумайте смешной пример, превратите все это в игру, и ребенок усвоит информацию куда легче.
Запомните, Интернет — это не корень всех бед, это просто один из каналов информации, а каким он будет, зависит, в том числе и от нас с вами.
Что считают родители?
Конечно, многие родители понимают, что Интернет — это не адская машина по вымыванию грамотности из детей, но некоторые близки к этому. Давайте рассмотрим мнения мам и пап с родительских форумов и соцсетей на этот счет. И для забавы, кстати, авторскую орфографию мы сохраним.
«читать, читать детишкам надо. да побольше, и не всякие тупорылые паблики в поганом контактике, а нормальную литературу… глядишь — и появится то, что называют врожденной грамотностью».
«Могу привести в пример свою дочь. Девочка-умничка! Закончила школу с медалью 4 года назад. Теперь в переписке по интернету замечаю ошибки, на которые она „машет рукой“. „Кто на это обращает внимание?“ — ответ на мои замечания. Думаю, что интернет влияет на грамотность, потому что снижается ответственность за то, что написано тобой».
«Кстати, хотелось бы добавить, что в новом поколении детей все чаще и чаще появляются личности, которые отстаивают свои убогие грамматические познания лозунгами вроде „как хочю, так и буду песать!“. В общем, иногда действительно боязно за наших потомков, да».
«Думаю врят ли если у детей забрать интернет они будут читать книги, а не пить пиво в 13 лет по подъездам. Читал где-то что ребенок проводят время в интернете читает что-то около 100 страниц книжных в день. А вот фильтровать что делает и читает ребенок в интернете дело родителей».
«У меня у самого такой брат, пятиклассник, с начальной школы в сети. Когда уезжал из дома учиться, поставил ему аську, дабы поддерживать связь. За год, что мы с ним общались по сети его речь (письменная) сильно изменилась, что хорошо просматривается по логам. Не скажу, что она стала более безграмотной (больше уже некуда :)), скорее просто пропало желание уметь писать правильно и единственное, чем я могу на это повлиять — своим примером. Хотя, из-за нескольких лет наплевательского отношения к русскому языку, делать это стало трудно».
«Я бы не реагировала, сленг — это ведь не грубости. Это элемент подростковой „культуры“, относиться к этому лучше с уважением. Это точно пройдет с возрастом. Мы ведь и сами использовали „словечки“ в свое время. Просто забыли об этом».
«Вам никогда не пригодило в голову, что явление под кодовым названием „превед“ всего лишь часть другого, крайне интересного с филологической т.з. явления под названием „варваризация“? Т. е. естественный процесс обновления языка за счет любых заимствований».
«а что страшно? вы действительно думаете, что каждый, кто говорит „превед“, никогда не сможет написать „привет“? Я сама в интернете токие штуке энагда зогебайу — сомой дика. Когда человек сознательно искажает норму, это свидетельствует только о том, что он эту норму хорошо усвоил. Ну как малыши, еле-еле научившиеся говорить, приходят в полный восторг, отвечая „гав“ на вопрос „как кошечка говорит“».