Как искусство связано с наукой
ИСКУССТВО И НАУКА: ЧТО ОБЩЕГО?
Искусство и наука — то, без чего человек с давних времен не может представить свою жизнь. Однако связаны ли они между собой? Или все же это две параллельные? Разбираемся в новом материале.
Однако всегда ли искусство и наука были автономны? В прежние века, как, например, в эпоху Возрождения, их связи были значительно крепче. Философ Томас Кун отмечает, что в течение столетий — и во времена античности, и в ранней истории Европы — живопись наравне с наукой являлась областью, где был виден кумулятивный рост. Художники и критики с трепетом фиксировали плоды открытий в живописи — от сокращения в ракурсе до контрастов, тем самым стремясь к идеальному изображению природы. Леонардо да Винчи был только одним из многих, кто свободно переходил от науки к искусству, и только значительно позднее эти категории стали сильно различаться.
Михаил Ломоносов интересовался не только естественными науками. Его открытия в области физики, химии, географии, геологии, металлургии, астрономии действительно впечатляют. Но нельзя обойти стороной и его литературные заслуги: учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке», знаменитую реформу стихосложения и, конечно же, его выдающуюся поэтическую деятельность.
Позднее примером слияния естественно-научного мышления с художественным стало творчество Гёте. Ему было близко неделимое на эти две категории изучение мира. Он также считал, что и ученый, и художник воплощают одну цель в своих творческий усилиях – постижение тайн мироздания. И именно через такую оптику сам Гёте видел свою деятельность, не допуская относиться к себе исключительно как к поэту. Такой исследовательский метод привел Гёте к открытиям в остеологии, минералогии, метеорологии, ботанике, в учении о цвете.
Промышленная революция создала эпоху специализации, когда наука обособляется, а ее открытия позволяют освещать те области, которые еще недавно были таинственными и малоизученными. Искусство же двигалось своим путем, все больше игнорируя науку. Разумеется, эта взаимная удаленность давала каждой из этих сфер возможность предельно сконцентрироваться на собственных достижениях. Со временем быть образованным человеком уже не значило разбираться в этих сферах.
Сегодня наука и искусство все еще стоят вдалеке друг от друга, однако эти области сообщающиеся. Искусство традиционно использует научные знания: математические и оптические представления влияют на развитие архитектуры и живописи. Но бесспорен и тот факт, что искусство способно принести ученому плодотворные интуиции, одарить его тонкими смыслами, увеличить его чувствительность, способность анализировать, расширять горизонты умственного созерцания.
Профи (503), закрыт 10 лет назад
На протяжении многих веков наука и искусство идут рядом, хотя представители обеих сред с неизменным постоянством дискутируют, чего же между ними больше: общего или разного? Казалось бы, общего — ничего. У прагматичной науки совсем не те задачи, методы и объекты внимания, что у возвышенного искусства. Тем не менее, в тех или иных выражениях лучшие таланты разных поколений сходились в том, что науку и искусство объединяет особая роль, которая отведена им в обществе.
Инициаторами совместного форума выступили две академии: Российская академия наук и Российская академия художеств — творческий и научный центры, объединяющие художественный и исследовательский потенциал страны, все виды и направления отечественной созидательной мысли.
— Нас объединяет в первую очередь то, что и учёные, и деятели искусств являются творческими единицами, — сказал на открытии конференции вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов. — И даже на различия можно смотреть по-разному. В истории искусства огромное количество имён, без которых само искусство представить невозможно. То, что создали Микеланджело или Пушкин, не могло быть создано кем-либо другим. В науке же картина несколько иная: не было бы Эйнштейна, теория относительности рано или поздно всё равно была бы открыта. Но это не означает, что наука мало зависит от имени. Кто знает, каким был бы сегодня научный мир, если бы не было Ньютона или Ломоносова. 90 процентов учёных, когда-либо живших на Земле, — наши современники. И 90 процентов научных открытий также приходятся на наше время. Наука играет важнейшую роль во всех отраслях жизни человека, но отражает мир в его объективном состоянии. Это лишь один срез, далеко не исчерпывающий реальность. Срезов много, и эти пласты взаимодействуют друг с другом. Нет никакого сомнения, что искусству отведена особая роль в жизни человечества. Именно оно является основным инструментом создания и сохранения бесконечных форм нашего сознания.
Трёхдневная конференция проводилась в рамках программ фундаментальных исследований президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» и Отделения новейших художественных течений РАХ «Искусство и наука в современном мире».
Я задавал такой вопрос своим студентам. вот к какому выводу мы пришли на семинаре
Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.
Еще в Древней Греции
ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой
мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины,
являясь музой, покровительствовала определенной области творчества. Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена
трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым
словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой
Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства
владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес
изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание
искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды
художественного творчества, тем самым отделяя его от других
видов человеческой деятельности.
Наука и искусство: 5 примеров вдохновения художников
Оказывается, художники нередко обращаются к науке в поисках вдохновения. Представляем вам подборку наиболее интересных историй создания художественных шедевров.
«Крик» Эдварда Мунка
Норвежский художник Эдвард Мунк написал картину «Крик» в 1893-м году. В своем дневнике он рассказал, что был вдохновлен кроваво-красным небом, которое он увидел во время прогулки с друзьями. Удивительная атмосфера картины породила немало споров о том, что же именно увидел на небе Мунк. Одна из самых популярных гипотез предполагает, что художник мог наблюдать пепел вулкана Кракатау после его извержения в 1883 году.
О других догадках исследователей «Популярная механика» уже рассказывала: метеоролог из Университета Осло предположила, что Эдвард Мунк мог вдохновиться, увидев в небе редкое явление — перламутровые облака, причиной появления которых становятся низкие температуры и высокая степень освещенности.
Научные наброски как искусство, Мария Сибилла Мериан
Немецкая художница Мария Сибилла Мериан видела красоту там, где ее не замечали другие. Будучи энтомологом, она часто изображала на своих картинах насекомых. В 1705-м году художница сделала набросок тарантула, поедающего колибри. Ее работа в конечном итоге дала название целому семейству пауков (птицееды). Несмотря на то, что сначала ее гравюра была раскритикована и названа «чистой выдумкой», позже было доказано, что пауки-птицееды все-таки иногда питаются мясом птицы.
Большинство самых ярких работ Марии Сибиллы Мериан появились благодаря ее двухлетней научной экспедиции в Суринам (Южная Америка) с 1699 по 1701 года. Она подробно изобразила метаморфозы насекомых, которые никто никогда не видел прежде, а некоторых из запечатленных ею представителей исследователи по всему миру ищут до сих пор.
Вулканические закаты Уильяма Тернера
Британский живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (более известный как Уильям Тернер) славился своими картинами, на которых были изображены впечатляющие закаты, бушующие моря и лунные сцены. Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, Тернер в 1816 году написал свои знаменитые закаты, будучи под впечатлением от вулканических выбросов в атмосфере, которые были вызваны извержением вулкана на Тамбора в 1815-м году (оно стало крупнейшим вулканическим извержением в истории человечества). В результате этого в мире установились глобальные климатические аномалии, породившие Год без лета.
Что общего между наукой и искусством?
Что общего между наукой и искусством? Кто-то, наморщив лоб, ответит, что и то, и другое – изобретение человеческого разума, но по сути – совершенно несвязанные явления. Но это в корне неверно.
И искусство, и наука родились из извечной потребности человека в познании. По сути – искусство есть «мать наук», оно возникло куда раньше и постоянно вбирало в себя все формы познания. Тем не менее, на определенном этапе пути науки и искусства разошлись, и каждый вид деятельности занял свою специфическую нишу.
Ни одна картина или книга еще не обогрела человека физически (разве что если кинуть произведение искусства в костер, как делал из нужды Пикассо), но и ни одна химическая формула не пробудила в чьем-то сердце сострадания к ближним.
Получается, что для физического выживания более полезна наука, которая помогает прокормиться, согреться, защититься от опасностей окружающего мира нашему телу. Но без искусства не будет духовной пищи, которая позволяет человеку не зачахнуть, не погрязнуть в материализме, не разочароваться в бытие. Искусство – пища для наших душ.
Искусство позволяет испытать катарсис – чувство, описанное Аристотелем; оно очищает, дает душе отдохновение, облагораживает личность, способствует ее гармонизации. Наука может сдвинуть горы, но не сделает человека добрее.
Получается, что искусство и наука – противоположные грани познания? Но наблюдательный человек найдет и места, где эти грани пересекаются. Ранее наука заставляла человека двигаться вперед и вперед, не считаясь со средствами (не верите – почитайте хотя бы «Таинственный остров» Жюля Верна и оцените, как новоявленные островитяне обращаются с приютившей их землей). Тем не менее, в последнее время искусств,о всегда служившее моральным ориентиром, активно «перетягивает» науку нас свою сторону. В наше время наука провозглашает заботу о природе и сохранении нравственности путем создания доказательной базы, искусство же дополняет эту работу яркими, эмоциональными образами, оставляющими следы в памяти и сердце.
С практической стороны, если углубляться в детали – наука помогает художникам развивать технические приемы, создавая новые инструменты, изучая строение живого и неживого, а искусство помогает науке иллюстрациями и аккомпанементом.
Не станем же разделять Искусство и Науку – двух сестер, вечно пытающихся превзойти одна другую, но и помогающих друг другу достигать собственных целей. В целом, у них весьма гармоничные отношения.
Симбиоз науки и искусства: почему сейчас наступает эпоха sci-art
[mybigtext]Наука и искусство — два огромных мира, которые развиваются по своим уникальным траекториям, лишь иногда вступающим в пересечение. И, несмотря на то что ученые и художники-творцы говорят на разных языках, их диалог нередко оказывается весьма интересен и плодотворен для обеих сторон. Как работает симбиоз науки и искусства, что такое sci-art и какие новые смыслы он привносит в развитие и популяризацию науки — рассказываем ниже.[/mybigtext]
История дружбы науки и искусства
И наука, и искусство — это попытки человека понять, описать и объяснить мир вокруг. Субъекты, методы и правила в этих сферах имеют разные традиции, их предполагаемая аудитория различна, но мотивации и цели в глобальном смысле довольно схожи.
Ведь одна из самых примитивных врожденных потребностей людей — это понять себя и все, что существует в мире, а затем поделиться этим знанием. Ученые проводят эксперименты снова и снова, пытаясь выявить новый аспект реальности. Художники рефлексируют над реальностью. И те, и другие в широком смысле выступают творцами, которые используют различные концепции и технологии для создания чего-то принципиально нового. Оба этих мира вращаются вокруг идей, теорий и гипотез, которые воплощаются там, где разум и руки объединяются — будь то лаборатория или арт-студия.
[myline]Даже в переводе на древнегреческий язык слово «искусство» будет τέχνη, что читается как «техни». Соответственно, понятия «техника» и «технология» являются производными от него.[/myline]
Примеров того, как проявлялся этот синергетический эффект науки и искусства, мы можем найти немало. Пожалуй, самый очевидный продемонстрировал Леонардо да Винчи, в котором неразделимо совмещались гениальный ум ученого и талант художника. Достаточно вспомнить его иллюстрации и графические работы, которые являлись существенной частью его разработок и экспериментов.
Знаменитый Пабло Пикассо говорил, что его работы — это не столько произведения искусства, сколько самостоятельные исследования. Наравне с Альбертом Эйнштейном он ставил своей задачей переосмыслить классические представления о пространстве и времени.
Технология камуфляжа для солдат была придумана американским художником Аббатом Тайером. А Эрл Баккен изобрел кардиостимулятор, вдохновившись работой музыкального метронома. Японские оригами подсказали медицинским инженерам технологические решения по созданию подушки безопасности в автомобилях. Даже Стив Джобс некогда описывал себя и своих коллег в Apple как художников.
Кстати, по этому поводу интересную фразу сказала в одном своем выступлении на TED Talks врач и астронавт Май Джемисон: [myquotes]Разница между наукой и искусством заключается не в том, что это разные стороны одной и той же монеты. Это просто разные проявления одного и того же явления — воплощения человеческого креативного потенциала.[/myquotes] Однако наука и искусство не всегда и не во все времена шли рука об руку.
Наука в глазах смотрящего?
[mybigimg2 src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2018/03/Train_Liverpool_Manchester.jpg» subs=»Поезд на линии Ливерпуль-Манчестер»]
Определенный разрыв между искусством и естественными науками произошел в XIX веке. И тут, скорее, наука стала дистанцироваться от искусства, когда подавляющее большинство ученых перестали размышлять о художественности как о средстве, с помощью которого можно объяснять и распространять научную информацию. А вот творческие деятели наоборот с восторгом взаимодействовали с наукой в плане поиска новых средств и материалов. Например, французские химики в начале XIX века изобрели недорогие смешанные краски, упакованные в тюбики, и синтетические пигменты, которые художник мог сам смешивать между собой. Изобретение фотографии и вовсе высвободило возможность сосредоточиться на визуализации идей, а не на художественном отражении реальности. А, к примеру, художники-сюрреалисты XX века сосредоточились на выявлении бессознательного в своем творчестве, прямо вслед за теорией психоанализа Зигмунда Фрейда.
Однако наука в то время стала с растущим скепсисом относиться к тому, чтобы вести и представлять исследования через эстетизацию. В 1959 году британский ученый и писатель Чарльз Перси Сноу писал, что «интеллектуальная жизнь всего прогрессивного общества все больше разделяется на две полярные группы». Так он говорил о различиях между учеными и людьми искусства. [myline]Для многих наука тогда стала воплощать рациональный и аналитический аспект человеческого опыта, в то время как искусство стало четко ассоциироваться с эмпатией и самовыражением. [/myline]Эти различия усугубились еще и тем, что наука стала ответственной за официальное повествование о нашей жизни: через медицину, генетику, физику и т. д. А современное искусство приобрело статус исключительно субъективного высказывания.
Такую ситуацию прекрасно иллюстрирует история Ричарда Тейлора, известного физика и профессора из Орегонского университета. Во время собеседования при приеме на работу в вуз члены комиссии увидели в его резюме строчку о том, что физик увлекается живописью. Один из преподавателей даже заметил: «Ах, да, когда я прочитал, что вы ходили в художественную школу, я захотел бросить ваше заявление в мусорное ведро».
Прошло некоторое время, и в 1999 году Ричард Тейлор прославился на весь научный мир тем, что открыл в полотнах художника Джексона Поллока фрактальные структуры. Об этом написали многие авторитетные издания — от Nature до Scientific American, несколько телекомпаний сняли документальные фильмы, а сам Тейлор презентовал свое открытие на нобелевском симпозиуме по квантовой физике. Но перед этим ученый столкнулся с массой критики и сомнений относительно целесообразности своего подхода. К счастью, сегодня, как и последнее десятилетие в принципе, переплетение науки и искусства все чаще признается удачным способом осуществления научной коммуникации. Остановимся на этом поподробнее.
[mybigimg2 src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2018/03/1024px-Modern_art_wall_splashed_handyman_dripped_free-form_painting.jpg» subs=»Джексон Поллок «Торнадо на закате»»]
Science art — научное искусство, помогающее популяризации знаний
Сегодня многие видят искусство и науку как полюса особой культуры. Есть и те, кто считает, что искусство, технологии и наука вовсе начинают сливаться в новую область под названием sci-art, или science art.
Такова точка зрения Артура Миллера, профессора Лондонского университетского колледжа, который популяризировал эту идею в своей книге «Сталкивающиеся миры: как передовая наука переосмысливает современное искусство». [mydoubleline]Он считает, что sci-art — это новое авангардное движение, или «третья культура», рождающая работы, которые радикально отличаются от всего, что было раньше. Искусство становится неотъемлемой частью научной коммуникации, оно привлекает аудиторию на эмоциональном уровне.[/mydoubleline] Но, к примеру, научная иллюстрация или рентгеновские снимки цветов — это не сайнс-арт.
Сайнс-арт — это, например, магнитно-резонансная визуализация человеческого тела, изображение мухи на кристаллах сахара, захваченное микроскопом, или причудливый узор из кровеносных сосудов или раковых клеток, ярко светящихся благодаря внедрению в них гена флуоресцентной медузы.
Из наиболее громких проектов sci-art можно вспомнить прозрачные стеклянные скульптуры вирусов (вроде ВИЧ, гриппа H1N1, малярии и других патогенов), представленные в рамках проекта «Микробиология в стекле». Их автор Люк Джеррам таким образом показывает, насколько сложны структуры микроорганизмов, которые безжалостно уносят множество жизней.
Другая художница — Анна Думитриу — сотрудничает практически с каждым британским университетом и создает работы с использованием реальных бактерий. Тем самым она показывает аудитории, сколько микроскопических существ населяет наши тела, поверхности домашней мебели и не только. Так, один из ее авторских экспонатов представлял собой интерактивную панель, имитирующую чашку Петри. Любой желающий мог поднести руку к ее поверхности, «оставить» на ней микробы со своей ладони и посмотреть, как они будут себя вести. Так Анна Думитриу предложила поразмышлять о наших представлениях о чистом и грязном, о больших и самых маленьких организмах.
А, к примеру, лаборатория молекулярной физики в европейском CERN, где находится Большой адронный коллайдер, учредила целую программу под названием COLLIDE. В рамках этого проекта художники мирового класса приезжают в лабораторию и университетский городок в Женеве на срок до трех месяцев, чтобы пересказывать историю исследований арт-языком.
Не отстает и легендарный MIT (Массачусетский технологический институт). Там в 2012 году открылся Центр искусств, науки и технологий с целью интеграции искусств в научные исследования и инженерные разработки. Таким образом один из ведущих мировых вузов признает роль искусства в науке и технологическом образовании, а также в культивировании творческой атмосферы, которая помогает раскрыться потенциалу студентов и ученых.
Все эти примеры говорят об одном. Продвижение науки через искусство — это отличный способ расширить доступ к достижениям ученых. Ведь обмен информацией интересным или необычным способом помогает улучшить распространение знаний и вовлечь более широкую аудиторию. Наука может подвести к истине, в то время как искусство позволит почувствовать ее. Поэтому, когда наука встречается с искусством, горизонты представлений расширяются, а пробелы в нашем понимании обеих этих сфер заполняются.