Как исправить если фильтр недостаточно качественная
Страницы низкого качества или как понять, что твой сайт «не очень»
Не так страшен чёрт, как его малюют
– русская пословица
Иногда довольно сложно понять, что от тебя хотят поисковые системы, что именно они понимают под значением «страницы низкого качества»? Порой смотришь на страницу и откровенно не понимаешь, почему же её невзлюбил Яндекс или Google. В этой статье мы рассмотрим страницы, которые ПС удаляют из поиска, считая недостаточно качественными.
Страницы низкого качества в понимании поисковых систем
В блоге Яндекса Елена Першина даёт следующее определение страницы низкого качества: «Под понятием некачественная страница мы понимаем страницы, вероятность показа которых в поиске практически нулевая. По понятным причинам мы не рассказываем способы определения таких страниц, но это чёткий сигнал, что если вы хотите видеть эту страницу в поиске, то со страницей нужно что-то делать».
Внесём немного корректив в слова представителя Яндекса: так как алгоритмы иногда дают сбой, причём в пользу сайтов, страница может занимать ТОП, а потом бесследно пропасть из выдачи.
То есть, страницы низкого качества – это документы, которые не имеют ценности, не несут новую и полезную информацию, не дают релевантный ответ на вопрос пользователя, с точки зрения поисковых систем.
Как обнаружить удалённые низкокачественные страницы
Яндекс.Вебмастер
Проще всего найти исключённые страницы, воспользовавшись инструментом Яндекс.Вебмастер.
Переходим в раздел «Индексирование» – «Страницы в поиске».
Переходим на вкладку «Исключённые страницы» – выбираем статус «Недостаточно качественная».
Можно, не переходя с «Последних изменений», выбрать статус «Удалено: Недостаточно качественная».
Google Search Console
В отличие от Яндекса, Google не предоставляет информацию о том, какие страницы были удалены из поиска из-за качества. Даже в новой бета-версии Google Search Console, к сожалению, эта функция отсутствует.
Единственным сигналом от Google сейчас можно считать «Отправленный URL возвращает ложную ошибку 404». В таких случаях нужно проанализировать страницы, убедиться, что они существуют, а не удалены (и просто ответ сервера некорректен). Подробнее о мягкой 404 можно прочесть в нашем блоге.
Причины удаления страниц
Проанализировав большое количество различных сайтов и выявив закономерность у страниц, удалённых по причине низкого качества, мы пришли к следующим выводам:
1) Алгоритм Яндекса недоскональный: вместо того, чтобы отнести страницу в удалённые, например, по причине дублирования, он исключает её как низкокачественную.
2) Страницы низкого качества чаще встречаются на коммерческих сайтах – интернет-магазинах и агрегаторах, чем на информационных (за счёт автоматической генерации).
Типология удалённых страниц низкого качества
1. «Жертвы» некорректной работы алгоритма
К этой категории мы отнесём страницы, которые должны были быть удалены по другим причинам.
1.1. Дубли страниц
К страницам низкого качества довольно часто попадают дубликаты страниц.
Такие страницы довольно легко определить, если кроме URL ничего не уникализированно.
1.2. Страницы сортировки, пагинации и GET-параметры
Чаще Яндекс исключает такие страницы, как дубли, но, как показано на примере ниже, они могут быть удалены и по другой причине.
GET-параметры:
В этом примере GET-параметры определяют регион пользователя.
1.3. Неглавное зеркало
Сайт переехал на защищённый протокол. Долгое время робот Яндекса не знал, что делать со старой страницей на HTTP и, то удалял её как некачественную, то добавлял обратно в поиск. По итогу, спустя несколько месяцев, он удалил страницу как неглавное зеркало.
1.4. Страницы, закрытые в файле robots.txt
Директивы в файле robots.txt не являются прямыми указаниями для поисковых роботов, а служат больше рекомендациями. Исходя из практики, бот Яндекса больше придерживается установок, прописанных в файле, чем Google. Но не в этот раз. Как и в прошлом примере, «помучив» несколько раз страницу, он всё-таки «снизошёл» и удалил её из поиска как запрещённую в файле robots.txt.
2. Действительные недостаточно качественные страницы
В эту группу «я плох, бесполезен и никому не нужен» попадают страницы низкого качества, которые действительно являются таковыми.
2.1. Шаблонная генерация страниц
Часто шаблонное заполнение и генерация страниц влечёт за собой ошибки внутренней оптимизации: неуникальные Title, отсутствует Description, с H1 что-то не так и т. д.
Тут важно сказать, что пользователь без проблем поймёт разницу в страницах и для него они могут быть даже полезными, но он о них не узнает, так как роботы стоят на страже порядка не допустят попадания данных страниц в поиск.
Увидев Title на странице, долго не пришлось гадать, что с ней не так.
2.2. Плохое заполнение карточек товара
Создать карточку товара просто, а вот наполнить её качественным контентом, описанием товара, изображениями – не каждому под силу.
2.3. Листинг без листинга
Создавать страницы категорий/подкатегорий без товара – лишено смысла, так как:
Об этом скажет и сам Яндекс, исключив страницу из поиска как недостаточно качественную.
2.4. Страницы с малым количеством контента
Несмотря на слова поддержки Яндекса, что важно не количество контента, а качество, его отсутствие – не очень хорошая идея.
Например, на этой странице, кроме шаблонной части и двух изображений, ничего нет.
2.5. Страницы, не предназначенные для поиска
Не стоит паниковать, робот о нём знает и помнит. Страница просто не будет отображаться в поисковой выдаче – ну а зачем она там нужна?
XML- и HTML-карты сайта также исключаются. Особенно если у вас многостраничная карта сайта – какая польза от неё в поиске?
Яндекс считает, что RSS-лентам в поиске тоже нет места.
2.6. Страницы с некорректным ответом сервера
В эту группу мы отнесём страницы, которые должны выдавать 404 ответ сервера, а вместо этого отвечают 200 ОК.
Например, это могут быть несуществующие страницы пагинации. Яндекс исключил восьмую страницу пагинации, при имеющихся семи.
Также это могут быть пустые страницы. В таком случае нужно анализировать и принимать решение: настраивать 404 ответ сервера или 301 редирект.
Google может удалить такие страницы, как SOFT 404, но об этом чуть позже.
2.7. «Нужно больше страниц»
Этим часто грешат агрегаторы и интернет-магазины, считая, что чем больше страниц, тем больше видимость и трафик. Страницы создают, не беря во внимание их качество и надобность.
Например, низкокачественными являются страницы, созданные под каждый вопрос из FAQ.
Часто бесполезные страницы создаются с помощью применения всех фильтров. Я соглашусь, что нужно думать о посетителях и удобстве пользования сайтом. Если у интернет-магазина большой ассортимент, то структура сайта должна состоять из множества категорий и подкатегорий, а также иметь различные фильтры. Но, во-первых, нужно ли создавать страницу для «Фарфоровых кукол 20 см с голубыми глазами в розовом платье с корзинкой» и, во-вторых, нужны ли такие страницы в поиске?
2.8. Технические ошибки
Яндекс не жалует страницы с pop-upом, который перекрывает текст без возможности его закрыть, или случайно созданные страницы под изображения.
Как должно быть и как реализовано на сайте:
Случайно созданная страница:
2.9. SOFT 404
Как мы уже говорили, Google прикрепляет страницам именно такой ярлык. Это могут быть пустые страницы или же страницы с очень малым количеством контента.
Влияние низкокачественных страниц на ранжирование
Сколько бы страниц ни было исключено из поиска по этой причине, на ранжировании остальных страниц сайта это никак не отразится.
Этот алгоритм удаления страниц анализирует каждую страницу отдельно, пытаясь ответить на вопрос: «Если страница будет в поиске, даст ли она релевантный ответ на вопрос пользователя?».
Как говорит Яндекс, страница может быть исключена из поиска даже в том случае, если отсутствуют запросы. Робот может вернуть её, если количество запросов, которым будет релевантна страница, увеличится.
Что же делать со страницами низкого качества
Принимать меры можно только после того, как вы определили причину исключения страницы из поиска. Без выяснения обстоятельств не стоит паниковать, сразу удалять страницы, настраивать 301 редирект.
Алгоритм действий после определения причины удаления страницы:
Дубли страниц: 301 редирект или rel=“canonical”.
Страницы сортировки, пагинации и GET-параметры: настраиваем rel=“canonical”/уникализируем страницы пагинации.
Неглавное зеркало: проверяем 301 редирект, отправляем на переиндексацию.
Страницы, закрытые в файле robots.txt: если страница не нужна в поиске, настраиваем метатег noindex.
Шаблонная генерация страниц: если страница нужна в поиске – уникализируем её, работаем над качеством.
Плохое заполнение карточек товара: добавляем описание товара, изображения и т. д.
Листинг без листинга:
Принимаем действия исходя из результата. Например, если страница приносила трафик и на ней временно отсутствует товар, можно вывести ленту с похожими товарами или со смежных категорий.
Страницы с малым количеством контента: определяем необходимость таких страниц в поиске, если они нужны – наполняем качественным контентом; не нужны – настраиваем метатег noindex.
Страницы, не предназначенные для поиска: тут всё просто – ничего не делаем, просто живём с этим.
Страницы с некорректным ответом сервера и SOFT 404: как бы ни логично это прозвучит, настраиваем корректный ответ сервера.
«Нужно больше страниц»: проверяем, приносили ли такие страницы трафик, определяем, нужны ли они пользователям в поиске, частотны ли запросы – принимаем действия исходя из результата.
Страницы с техническими ошибками: исправляем недочёты/если страницы не нужны – закрываем noindex/настраиваем 404 ответ сервера.
ВАЖНО: выше перечислены общие рекомендации, которые чаще всего предпринимаются в той или иной ситуации. Каждый случай нужно рассматривать в индивидуальном порядке, находить оптимальное решение проблемы.
Заключение
К сожалению, выдача поисковых систем переполнена мусором, некачественным контентом и бессмысленными сгенерированными страницами. Яндекс и Google активно борются с такими страницами, исключая их из поиска. Мы за качественный контент. Поэтому, если у вас возникли трудности, вы наблюдаете, как поисковики удаляют страницы, ссылаясь на недостаточное качество, мы можем провести технический аудит вашего сайта и написать инструкции по решению проблемы.
У Вашего сайта много страниц низкого качества?
Как бороться с недостаточно качественными страницами
Любой SEO-специалист, продвигающий сайт в Яндексе в 2020 году, может в один прекрасный день обнаружить, что из поиска исключена пара десятков (или сотен) страниц с пометкой «недостаточно качественные». Расскажем о том, как с этим бороться!
Что значит недостаточно качественная страница
Представьте, что вы хотите купить телевизор и открываете любимый поисковик. Зашли на понравившийся ресурс, а там нет ни фотографий, ни цены, ни характеристик… Сомнительно, что вы совершите покупку на этом ресурсе. Вот поисковые системы и пытаются оградить людей от подобных недоразумений и убрать из выдачи сайты, которые не способны решить их проблему.
Причины попадания в блок тоже разнятся, но эффект один и он не самый приятный!
Как посмотреть
Давайте разберемся где же искать НКС. Заходим в Яндекс.Вебмастер и выбираем нужный сайт.
Находим пункт меню Индексирование → Страницы в поиске
Здесь вы сможете отследить все изменения индексации: добавление, изменение, удаление. Нам потребуется вкладка Исключенные
Нажимаем на фильтр Статус → Недостаточно качественная → Применить
И вот мы находим полный список НКС.
Ссылки кликабельны и с ними можно начинать работать. Если хотите выгрузить весь список, то Вебмастер позволяет это сделать. Промотайте вниз страницы и найдете кнопки для скачивания в формате XLS и CSV
Влияние на позиции в выдаче
Яндекс уверяет, что переживать по этому поводу не стоит. Нужно «улучшать сайт, ориентируясь на посетителей – тогда страницы станут более удобными и востребованными, и алгоритм сможет включить их в поиск.»
Однако, на практике алгоритм работает иначе: поисковик «выставляет» среднюю оценку всему домену. Поэтому, если будет много некачественных страниц с низким рейтингом, то и «доверие» к сайту будет ниже. Как следствие – снижение позиций даже по трафиковым запросам.
Иными словами, НКС негативно влияют на сайт целиком, включая наиболее мощные его документы.
Как исправить
Прежде, чем исправить поломку, ее нужно найти. Рассмотрите внимательно файлы, которые помечены «BAD_QUALITY» и определите что в них общего. Помимо этого задайте себе вопрос: «а нужно ли конкретно это в поисковике?»
Общие рекомендации
На странице обязательно должны быть:
Служебные страницы
Часто сюда попадают пагинация, результаты поиска или добавления в корзину. По-хорошему, они и не нужны в индексе и закрываются в robots.txt или им прописываются canonical.
Сюда же относятся «сырые» документы, которые создали, например, желая написать статью, а потом отложили в долгий ящик. Забыв, при этом, запретить роботам ее индексировать.
Переживать о подобных пропажах точно не стоит, это больше сигнал еще раз провести технический аудит – скорее всего, получится «поймать» еще много таких маленьких ошибок и исправить их.
Карточки товаров в интернет-магазине
К магазину применяются четкие требования, которые однозначно должны быть выполнены, если его владелец хочет не только занимать хорошие позиции в поисковой выдаче, но и успешно торговать в сети. К ним относят:
Проверьте, что эти требования выполнены по максимуму, на сколько это возможно в вашей тематике.
Категории в интернет-магазине
Обычно это происходит с категориями, в которых мало позиций. Поисковик сравнивает между собой конкурентов. Если у других в категории в среднем 50 наименований, а у вас – 10, то вы в зоне риска. Однако, есть очень узкие ниши, например, специализированное оборудование. В этом случае у всех конкурентов будет примерно равное число товаров в листинге и это вполне нормально.
В любом случае, для интернет-магазинов мы всегда советуем расширять ассортимент. И никогда не удаляйте карточки товара, который больше не продаете. Лучше поставить статус «не поставляется» и предложить альтернативы.
Новости и статьи
Самое важное здесь – полезный, актуальный и интересный контент. При этом, уникальный, либо со ссылками на авторов, если используете сторонние материалы.
Информационные разделы
Из индекса пропала страницы «Оплата и доставка» и «Отзывы»? Покажите их нескольким случайным людям. Всем респондентам понятно что там написано, достаточно ли информации?
Поймите, что эти разделы созданы с целью ответить на вопросы пользователей, а не рождать у них новые!
Сквозные блоки
Часто страницы помечаются некачественными из-за схожести в рамках одного сайта. Иногда это происходит из-за сквозных блоков: меню, футер и т.п. Если вы попробовали уже все средства и ничего не помогает, то закройте в noindex эти элементы и посмотрите на реакцию поисковиков.
«Яндекс-шторм»
А потом благополучно возвращаются назад. Но не всегда…
И это же происходит и с НКС! На половине наших проектов внезапно стали некачественными десятки страницы. Однако, они не только не пропали из поиска (да-да, мы проверили), но и спустя пару дней проиндексировались опять, на этот раз без проблем! В отдельных случаях, они отправлялись на переобход вручную и тоже становились «качественными» При этом, никаких изменений на них не проводилось.
Поэтому совет всем: не спешите ничего менять, если увидели подобные изменения в Вебмастере. Иногда следует немного подождать и все станет как прежде.
Статья на Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал – публикуем там уникальный контент, которого нет в блоге!
Недостаточно качественные страницы
Навигация
Если недостаточно качественная страница обнаружилась у вас, совершенно не стоит сразу паниковать, удалять их. Для начала нужно рассмотреть, почему произошло исключение из поиска, а уже потом делать выводы и решать технические моменты.
Недостаточно качественная страница – термин, который Яндекс использует для обозначения страниц, которые, по его мнению, не несет пользы для пользователя. В данный момент этот термин заменен на «Малоценная или маловостребованная страница».
Страницы с данной пометкой не участвуют в поиске (исключаются из индекса Яндекса), т.к. вероятность востребованности ее у пользователя очень низкая, а поисковику необходимо оптимизировать свои индексные ресурсы.
Влияние некачественной страницы на позицию сайта
Если на сайте имеется небольшое количество некачественных страниц, они не должны оказывать влияние на ранжирование прочих страниц. Но, как показывает реальность, если такие страницы становится все больше, это может привести к сомнениям поисковой системы, касательно надежности сайта. Ведь на сайте могут встречаться как качественные страницы, таки и низкого качества. И это способно значительно понизить позицию всего сайта в общем.
Вывод из под фильтра «недостаточно качественная страница»
Если возникли такого рода ошибки, которые касаются страницы сайта, в первую очередь необходимо оценить объем таких страниц. Если их количество мало по сравнения с самим сайтом (до 10%), то мер можно не предпринимать. Если страниц много, либо в число некачественных попали действительно важные для вас страницы, следует предпринять следующие меры:
Существует также случаи, когда спасать недостаточно качественные страницы и не нужно. Возможно, в существовании таких страниц и правда нет смысла? Например, если под данный фильтр попали страницы товарных позиций «хомуты», которые отличаются лишь количеством позиций в упаковке. Действительно ли нужно создавать несколько позиций вместо одной? Ведь можно создать одну и дать пользователю на ней возможность выбора нужного количества позиций. В таких случаях, возможно, лучшим решением будет оптимизация каталога и удаление признанных некачественными страниц. Каждый случай требует детального изучения!
Прочие причины удаления страниц из поиска
Причин удаления из поиска страницы сайта у поисковой системы может быть предостаточно. Это могут быть технические неполадки, которые можно устранить достаточно легко. Но также случиться это может по причине некачественного оформления или же если загружен неподходящий контент.
Сделаем аудит сайта и подготовим рекомендации по улучшению.
Для того, чтобы лучше разобраться и отыскать страницы, которые были исключены, необходимо открыть Яндекс Вебмастер, перейти в раздел под названием «Индексирование». После чего стоит рассмотреть, что именно все это выдаст:
Это самые распространенный причины, но далеко не единственные. Поэтому, если у вас на сайте возникает нечто подобное, постарайтесь найти причину в индивидуальном порядке, чтобы устранить максимально быстро.