Как казахи помогали депортированным народам
День благодарности – это память о хороших людях
1 марта в Казахстане объявлен днем Благодарности всех этносов друг к другу и казахам, с милосердием принявших репрессированных людей. Впервые праздник страна отметила в прошлом году.
АСТАНА, 1 мар — Sputnik, Тамара Веретина. Ингушская семья Султыговых из Караганды вторую годовщину Дня благодарности встречают все вместе. Для потомков бывших репрессированных и депортированных 1 марта стал не просто праздником весны и признательности. Но еще и днем памяти об ушедших родственниках и хороших друзьях.
В Казахстан добрались не все, многие умирали в дороге
«Тяжелая ситуация была. По пути сюда много погибло. По официальным данным, до полутора тысяч человек. По дороге оставляли мертвых родных, даже не разрешили похоронить. Мать нам рассказывала, что месяц ехали всей семьей. Страшно было. Брата расстреляли в пути. Голод был, тиф мучил. У матери по дороге все умерли – муж и трое детей. Она сама еле выжила», — вспоминает глава семьи.
Они не людоеды, а братья по вере
«В Казахстан приехали, а казахи стоят, смотрят, но подойти боятся. Ведь оперуполномоченные распространили слух, что едут людоеды и бандиты! Потом старый аксакал подошел, спросил, какой вы веры. Все ответили, что мусульмане. Тогда дедушка своим сказал, что не стоит бояться! Это братья по вере! Много горя народ пережил. Но первыми руку помощи протянули казахи. Хлебом делились, кровом. Мы всегда будем благодарны им за это!», — едва сдерживая волнение, пересказывает слова матери Магамет Абукарович.
Помогали даже хоронить
«Вот было поселение войнахов, а через речку жили казахи. На их стороне кладбище было мусульманское. Но депортированным туда нельзя было заходить. Середина реки считалась границей. Ингуши-мужчины по 6 человек заносили покойного в речку, а с другой стороны подходят столько же казахов. Принимают носилки и несут сами хоронить. Ингуши так провожали в последний путь своих родных, стоя на другом берегу. Но знали, что братья по вере похоронят с честью. Таких историй было много. Спасибо местным жителям за такую душевность», — говорит Магомет Султыгов.
Жили бедно, но дружно
Мать и отец Магамета Абукаровича, потеряв свои семьи, женились уже в Казахстане. Приходилось много работать, чтобы прокормить детей. Работали на цементном заводе, на фермах. После войны ребят в семье стало уже семеро. Жили бедно, но дружно и весело. Одной компанией дружили с греками, немцами, казахами, русскими. За одним столом последней едой делились, в школе учились, вспоминает уже свое детство глава дома Султыговых. Видимо, это единство помогло выжить многим репрессированным народам.
«Караганда – своеобразный город, здесь ведь КарЛаг был, аура здесь чувствуется другая. Мы все толерантны между собой, поскольку давно живем рядом друг с другом. Люди разных национальностей, мы это сами создали», — говорит Магамет Абукарович.
Без прошлого нет будущего
У Магамета Абукаровича Султыгова пятеро сыновей. Все получили высшее образование в Казахстане, став юристами, инженерами. Они хорошо знают родной ингушский язык и помнят историю своей семьи.
«Здесь главную роль играет, что спасала вера в Аллаха и в добрых людей разных национальностей. Все поддерживали друг друга! Мы благодарны сейчас за то, что у нас все хорошо. Мир, свобода в выборе. И мы, конечно, должны помнить историю своего народа», — говорит старший сын Юнуз Султыгов.
Глава семейства – активный участник Ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области. В прошлом строитель, шофер и заготовитель, он хорошо знает цену труду. Уверен, что именно единство и труд представителей более 100 национальностей дадут Казахстану надежное будущее. Ведь самое ценное у нас сохранилось – это благодарные друг другу люди.
«Мы не забудем, что здесь было, как мы выжили, это останется в генетической памяти. Пока хоть один из нас живой будет, будем помнить, как Казахстан стал для нас домом! Люди проверяются и голодом, и сытостью. Богатство – тоже испытание. У нас в стране сейчас все хорошо. И это тоже надо достойно вынести. Все равно помнить, что мы должны поддерживать друг друга, дружить. Благодарность сначала Аллаху. Казахам – за то, что принимали нас. И вообще, всем хорошим людям, независимо от национальности», — говорит он.
Правительство Казахстана выплачивает компенсации всем репрессированным, кроме жертв Голода
В Казахстан были депортированы многие народы СССР. Мнения экспертов разошлись в оценке того, справедливо ли то, что правительство выплачивает компенсации всем жертвам политических репрессий. При этом жертвы Голода 1930-х обойдены вниманием.
КАЗАХИ ПОМОГЛИ ВЫЖИТЬ ДЕПОРТИРОВАННЫМ НАРОДАМ
После публикации на сайте радио Азаттык ряда материалов про голод 1930-х годов в Казахстане в редакцию позвонил алматинский пенсионер, кореец по национальности, Леонард Цой. Он попросил встречи с корреспондентом радио Азаттык.
Корреспондент радио Азаттык встретился с Леонардом Цоем и выслушал его.
Более того, по его мнению, корейцы и другие народы, высланные в Казахстан, должны быть благодарны за тепло и кров, предоставленные им казахами в то трудное время. Вот что, в частности, сказал пенсионер Леонард Цой:
— В 1997 году казахстанские корейцы отметили 60-летие депортации. И тогда же правительством Казахстана было принято решение: корейцам, которые вышли на пенсию, выдавать реабилитационные деньги, как жертвам политических репрессий. В 2003 году я по возрасту вышел на пенсию. И мне в центре по выплате пенсий в Алматы сказали: «Принесите все документы, чтобы начислить реабилитационные деньги». Я отказался от этих денег, хотя я живу только на пенсию и у меня нет иных доходов. А эти реабилитационные деньги, хотя и небольшие, мне не помешали бы. Но я отказался.
– И почему же отказались?
Леонард Цой предлагает корейцам требовать деньги за репрессии с российского правительства:
Наш собеседник видит другое применение реабилитационным деньгам:
— И потом, я же не слепой и вижу, что многие казахские семьи до сих пор терпят бедствия, не имеют жилья, не обустроены. Пусть правительство позаботится об их нуждах. Решит их вопросы. Поэтому даже с моральной точки зрения, видя все это, я не могу брать эти деньги. Путь на меня мои корейцы не обижаются, но я считаю, что поступаю правильно.
Проблема, поднятая Леонардом Цоем, как мы видим, очень даже непростая и требует самого серьезного анализа и комментариев. Вот почему мы решили адресовать этот вопрос компетентным людям в сфере политики, юриспруденции и этики.
Но вначале мы решили уточнить кое-какие моменты по выплате компенсаций жертвам политических репрессий из официальных источников: сколько человек получают компенсации и представители каких народов больше всех в этих списках. И могут ли жертвы Голодомора и их дети, внуки рассчитывать на компенсацию?
Начальник управления по социальному обеспечению министерства труда и социальной защиты Ардак Шамиева пояснила следующее:
– Да, мы выплачиваем компенсации депортированным в Казахстан народам, как репрессированным гражданам, которых власть впоследствии реабилитировала. То есть жертвам политических репрессий. Компенсации выплачиваются по представлению ими соответствующих документов. А за голод в 1930-х годах в Казахстане мы не выплачиваем компенсации, так как нет для этого правительственных документов, признавших это геноцидом.
Заместитель директора центра по выплате пенсий Алматы Биржан Жунусов отметил, что они не делят репрессированных по национальным признакам. Тот, у кого есть на руках документы, подтверждающие, что он или его родители были репрессированы, могут рассчитывать на реабилитационные деньги. Вот что сказал, в частности, Биржан Жунусов:
КАЗАХИ ВОССТАНОВИЛИ СВОЮ ЧИСЛЕННОСТЬ СПУСТЯ ПОЛВЕКА
Писатель Валерий Михайлов, автор книги «Хроника Великого джута», услышав вопрос нашего корреспондента, был искренне удивлен тому, что Казахстан выплачивает компенсации депортированным народам:
«Впервые слышу, что казахстанские корейцы и некоторые другие народы, депортированные перед Великой Отечественной войной и во время ее, получают от казахстанского правительства компенсацию за политические репрессии сталинского периода. Мне известно, что бывшие советские немцы в Германии, прошедшие трудовую армию в Казахстане, получают от германского правительства денежную компенсацию, как пострадавшие от советского режима. Но вот корейцы и другие. Действительно ли это так.
Когда были высланы в Казахстан корейцы? Перед войной, в самом конце 1930-х годов. К этому времени жизнь и хозяйство в республике были в основном налажены. Как бы ни была тяжка их насильственная депортация, она все же не сравнима с теми испытаниями и лишениями, которые перенесли в начале 1930-х на земле Казахстана казахи и спецпереселенцы из России, Украины и других краев.
Теперь другой вопрос. От кого требовать компенсацию? Нет уже ни советской власти, ни Советского Союза.
Евгений Жовтис считает выплату компенсаций депортированным гражданам справедливой:
— Репрессии бывают разные. Были репрессированы целые народы, отдельные личности и родственники этих личностей. После того как они были реабилитированы, то, исходя из этого, им полагались компенсации. Советский Союз включал в себя много республик. В 1991 году СССР распался, а часть репрессировано-депортированных народов осталась на местах. И на всех этих территориях репрессированным народам стали выплачивать компенсации. Потому что все эти республики являлись частью бывшей единой страны.
Да, в принципе, претензии можно было бы предъявить к России, потому что Россия была центром, так сказать, этих репрессий. И официально Россия признана правопреемницей СССР, но, тем не менее, с точки зрения морали, каждая республика тоже несет ответственность за прошлые общие грехи.
Тем более что мы все знаем, что Россия тоже испытала на себе все эти репрессии. Поэтому то, что Казахстан сегодня выплачивает компенсации репрессированным народам, является восстановлением исторической справедливости.
– А что говорит об этом международная практика?
– Советский Союз был уникальной империей, аналогов которой не было в мире. И все же, некоторую, может быть, не совсем удачную, параллель можно провести. Скажем, сравнить СССР с Великобританией и Нидерландами, которые, как известно, имели колонии в Африке, в Восточной Азии. Так вот, жители этих некогда колонизированных стран сегодня получают от бывших империй льготы, хотя уже прошли века и сегодняшние голландцы не имеют никакого отношения к тем нарушениям, которые допустили их предки сто и более лет назад.
Точно также существуют льготы в Германии в отношении евреев. Хотя, опять же, нынешнее руководство Германии не имеет никакого отношения к нацистской Германии Гитлера. Но сегодняшние немцы морально чувствуют свою ответственность. Точно также новые государства, образовавшиеся на обломках Советской империи, чувствуют свою моральную ответственность не только за реабилитацию, но и за некоторую материальную компенсацию репрессированным народам.
КАЗАХИ ЧЕТЫРЕЖДЫ ПОДВЕРГЛИСЬ РЕПРЕССИЯМ
Экс-депутат парламента Казахстана и общественный деятель Жасарал Куанышалин считает, что Казахстан никогда не участвовал в репрессиях, а потому он не несет моральной ответственности за грехи Советской империи.
Более того, Жасарал Куанышалин убежден, что в первую очередь сами казахи стали жертвами всевозможных экспериментов и репрессий на своей же земле; и всякий раз, принимая у себя переселенцев и депортированные народы, казахи подвергались геноциду и репрессиям.
Жасарал Куанышалин говорит о репрессии и геноциде казахского народа:
«В то время, когда в Казахстан переселяли репрессированные народы, этим самым репрессировали и самих казахстанцев. Почему-то никто об этом не хочет задуматься. Ведь для переселенцев не было готовых домов, готовой пищи. Каждой казахской семье пришлось тесниться, делиться продуктами и вновь испытать на себе все тяготы лишений. Казахи не успели оправиться от голода, как на их голову взвалили новую проблему. От голода погибла половина казахов, и это до сих пор не признается за репрессии, за геноцид.
Еще один момент, о котором до сих пор очень мало говорят исследователи, хотя это факт общеизвестный. Помимо голода, казахи пережили еще другой геноцид: всех казахов депортировали внутрь страны – из плодородных земель в пустыни и полупустыни. Многие так и остались на этих землях. Это была самая настоящая депортация. А плодородные места заселяли переселенцами из России и Украины.
Что же касается компенсаций за репрессию, то на них в первую очередь должны были претендовать казахи. А другие народы, высланные в Казахстан, свои претензии и требования должны адресовать России, поскольку нынешняя Россия официально является правопреемницей СССР. И это россияне приняли на законодательном уровне. А потому они несут полную ответственность за все обязательства и грехи Советского Союза».
Уважаемые читатели, проблема, поднятая алматинцем Леонардом Цоем, как мы поняли, требует беспристрастного изучения и анализа. И поэтому мы приглашаем вас принять участие в нашей дискуссии и высказать свое мнение и позицию по этому вопросу.
Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь
23 февраля для многих чеченцев и ингушей — черная дата в истории.
Ровно 75 лет назад чеченцев и ингушей начали выселять из своих домов. Операция под названием «Чечевица» в 1944 году стала одной из самых жестоких. Из Чечни тогда выслали почти полмиллиона человек. Каждый год, 23 февраля, шымкентские чеченцы собираются, чтобы почтить память погибших во время страшных репрессий: вайнахи читают дуа (молитву) за упокой душ погибших.
Чеченцы благодарят казахский народ
Чеченцы в этот день говорят спасибо, выражают свою благодарность за то, что казахский народ, несмотря на тяжелое время, принял сотни чеченских и ингушских семей.
«В этот день я не могу плакать, я вспоминаю те дни, душа рыдает моя, сколько людей погибло, сколько семей разломлено. Наш народ хотели стереть с лица земли, но не получилось у них. Казахский народ нас поддержал, не дал умереть. Спасибо огромное, спасибо всем, кто помогал нам. Мы никогда не забудем этого. В Казахстане я похоронила своего мужа, двоих детей, внуков даже. Никуда я не хочу уезжать», — говорит Есита Чинтиева.
Кабайхан Ингашева и Есита Чинтиева
Есита Чинтиева вместе с семьей была выслана из Шаройского района ЧИАССР в 1944 году 23 февраля.
После сталинских репрессий Есита Чинтиева вышла замуж, работала в колхозе. После вышла замуж. В данное время живет в поселке Тасарык, Туркестанской области.
В этот день чеченские семьи раздают садакъа (милостыню) нуждающимся. 23 февраля практически в каждом чеченском доме Шымкента открыты ворота.
«Мы в этот день собираемся все вместе. Даем поминальный обед. Это страшная трагедия, которая останется черным пятном у всех нас. Было страшное время, когда казахи нам помогли, протянули руку помощи. Я хочу, чтоб молодое поколение никогда не забывало о том, что было, как нам казахский народ помог», — говорит Якуева Сакимат.
Чеченцев и ингушей вывозили в товарных вагонах. Людей грузили без разбора, и стариков и женщин вместе. Никто не смотрел на больных, а погибших в дороге выбрасывали в степи.
Очевидцы рассказывают, как 3 марта 1944 года в Восточно-Казахстанской области вагоны простояли почти сутки, из вагонов выгружали мужчин и женщин, стариков и детей, которым требовалась медицинская помощь. Следом выкидывали окочевшие трупы. Потом вагоны двигались вперед, а люди оставались на чужой земле, одни…
От автора:
Я, уроженец ЮКО, родился в Толебийском районе. Я прямой потомок ссыльных чеченцев. Я никогда не забуду напутствия моей бабушки Саидовой Малики, которая при жизни наставляла нас внуков, помнить то, что моих предков когда-то приютил казахский народ. Бабушка Малика со слезами на глазах рассказывала, как казахи помогли ей излечится от страшной болезни. От лица своей семьи и всех чеченцев хочу сказать спасибо братскому народу. Не дай Аллах, чтоб такое повторилось когда-либо.
Саидова Малика умерла в 2005 году. Была выслана в ЮКО в 1943 году, в возрасте семи лет.
Из воспоминаний Малики Саидовой, которая была в числе репрессированных:«Мне было 7 лет тогда. Нас в семье было трое: я, мама и брат, отец погиб на фронте. 15-летнего брата сразу забрали в другой состав, а нас с мамой отправили в неизвестном направлении. Мы ехали долго, было очень холодно, я заболела тифом. На наших глазах умирали люди, наши братья и сестры. Если кто-то умирал, его выбрасывали в пути, мужчин и стариков избивали. Это было страшное время. Когда наш состав остановился на одной из станций, нас заставили выйти и делали так, чтобы семьи не были вместе, отделяли. Мне удалось остаться с мамой. Мы остались на станции «Уш тобе», нас приняли местные жители, делились с нами самым дорогим — своим добрым отношением, нас никогда не обделяли».
Из рассказа Чоки Шамсадова, дедушке 100 лет:
«Загружали в вагоны и везли людей в неведении, мы не понимали куда мы едем. Никто не учитывал наших адатов (обычаев). Женщин сажали вместе со стариками и мужчинами. Мужчины не могли пойти в туалет и умирали от разрыва мочевого. Ну как бы они это сделали перед старейшинами? Это было страшное время. В Казахстане, я помню, выкинули нас (около 80 человек) в степи, где нас окружили казахские аксакалы и долгое время не могли подойти близко. Позже мы узнали, что казахов пугали, мол, везут к вам людоедов. Нас в тот день забрали в казахские семьи, так мы и остались тут», — рассказывает Чока Шамсадов.
Чеченская молодежь Шымкента
Не остается в стороне от общественной жизни и чеченская молодежь в Шымкенте. Молодые ребята известны в разных сферах, многие из них спортсмены, которые известны даже за пределами страны.
Чеченская молодежь
Многие чеченцы сегодня пустили корни в Казахстане, связь с исторической родиной они поддерживают, но покидать вторую родину пока никто не собирается. Большая часть переселенцев покинула Казахстана в 1957 году. Но неизменным остается одно, при удобном случае чеченцы приезжают в Казахстан вспомнить былое время, покушать сочный «Бешпармак» и сказать Рахмет казахскому народу.
Дружбе казахского, депортированных и эвакуированных народов в Казахстан посвящается 03 мая 2018, 14:38
Фото с сайта yenicag.ru
Мы редко задумываемся о том, почему наша страна столь многонациональна. Представить только, а ведь чуть больше полувека назад целые семьи, целые народы перебрасывали в Казахстан и людям приходилось с нуля учить язык, вливаться в новую культуру и как-то сосуществовать с местными жителями. То было сложно время, но разные народы сдружились и стали братскими. В память о дружбе казахского народа и наций, депортированных или эвакуированных в Казахстан, информационный портал Tengrinews.kz запускает специальную акцию.
В течение мая 2018 года каждый из вас может рассказать историю своих родных и близких, отправив информацию и фотоматериалы по электронному адресу tengri.deportation@gmail.com. Лучшие истории будут опубликованы на Tengrinews.kz.
Десятки тысяч депортированных скончались в первые месяцы после депортации. Часть работоспособных была отправлена в трудовую армию. Покидать место проживания им категорически запрещалось, иначе можно было получить до 20 лет каторжных работ. Большую поддержку спецпереселенцам оказало местное население – делились всем, что у них было.
В годы Великой Отечественной в Казахстан было эвакуировано 23 театра, более 20 научных учреждений, 146 детских домов, более 300 заводов. Это свыше двух миллионов человек. По разным данным, в Казахстане в 1937-1944 годах нашли вторую родину более 1,1 миллиона представителей депортированного населения, а вместе с эвакуированными это около 1,7 миллиона человек. И большинство из них выжили благодаря своей стойкости и поддержке местных жителей.
Как казахи помогали депортированным народам
Истории семей, переживших в 1944 году насильственное переселение в Среднюю Азию и в Сибирь, передаются из поколения в поколение.
В 1944 году по приказу комиссара госбезопасности СССР Л. Берии сотни тысяч людей, проживавших на территории Кавказа, были переселены в степи Средней Азии и в Сибирь. Операция по депортации народов началась 23 февраля. Для этого со всей страны собрали около ста тысяч офицеров, бойцов войск НКВД, других силовых структур для якобы участия в «учениях в горной местности».
Опергруппы выгоняли из домов женщин, детей, немощных стариков и перевозили их на машинах в пункты погрузки. На восток было отправлено 180 эшелонов с переселенцами. Многие ничего не знали о своих родственниках вплоть до прибытия по месту назначения.
Официальной причиной депортации назывались массовое сотрудничество с захватчиками и активная антисоветская деятельность. Однако республика не была оккупирована, а активность антигосударственных элементов была такой же, как в соседних регионах. Так что обвинения такого рода беспочвенны.
Всего было выселено более полумиллиона чеченцев и ингушей. В период депортации в пути и за время ссылки больше половин вайнахов умерло. Это был чудовищный акт геноцида против своих граждан. А ведь Чечено-Ингушетия внесла существенный вклад в Победу в Великой Отечественной войне где по архивным данным боле 50 тысячи вайнахов воевали на фронтах сформированных
на ее территории. 317-я стрелковая дивизия и 114-й чечено-ингушский кавалерийский дивизион, на 80 % состоявший из горцев (в составе 4-го казачьего кавалерийского корпуса). Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении. Также были созданы 242-я горнострелковая дивизия, 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон, стрелковая маршевая дивизия, несколько резервных подразделений. В 1942 году был сформирован 255-й отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк, который принял участие в Сталинградской битве. Почти 400 чеченцев и ингушей участвовали в героической обороне Брестской крепости. Многим участникам Великой Отечественной войны присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Вайнахи Казахстана пережившие эту трагедию, сегодня, 23 февраля, отмечают 77 лет этой чудовищной депортации вайнахского народа. Мы, Чеченцы и Ингуши, вспоминаем и скорбим о своих родных и близких погибших в 1944 году, вместе с ними мы скорбим и о наших братьях и сестёрах казахах, умерших от голода 30-32 годов. Мы скорбим о всех жертвах сталинского геноцида этих лихолетий.
Дань памяти об этих ни в чем неповинных жертв тех лет, во всех регионах Казахстана в городах Нур-Султан, Алмата, Шимкент, представители этнокультурных объединений вайнахов, старейшины, молодежь, духовные деятели Казахстана, оказывают благотворительную помощь нуждающимся, накрывают дастархан, читают молитвы, совершают зикр.
Саднящей болью отзывается пережитое в сердцах тех, чьих предков лишили родины и отправили в холодных товарняках на восток, обрекая на верную гибель.
Преодолеть невзгоды и выжить людям, сорванным с родных мест, помогли казахи. Для переселенцев казахская юрта и скромное жилище стало укрытием и пристанищем в суровых условиях. Местные жители, хотя и сами испытывали крайнюю нужду, делились с ними последним.
Невозможно равнодушно слушать истории спасения представителей старшего поколения, которым пришлось пережить те страшные годы. Они останутся в памяти народной как пример проявления лучших человеческих качеств, сострадания и самопожертвования.
Сегодня тем, кто в раннем возрасте испытал голод, холод и лишения, уже под восемьдесят. Но в памяти живы воспоминания родителей, да и собственные детские ощущения доброты и сочувствия, которыми их окружило местное население, никуда не исчезли.
В 1995 году в республике по инициативе Первого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева была создана Ассамблея народов Казахстана, сыгравшая ключевую роль в объединении этносов страны. Казахстанцам близки и дороги консолидирующие вековые ценности, такие как единство, милосердие, добро и сострадание.
Благодаря АНК, в нашей республике всем этносам предоставлена возможность стать полноправными участниками общественно-политической жизни страны, развивать свои культуру, язык и традиции, сохранять национальный колорит и самобытность.
Сегодня ассоциации чеченцев и ингушей Казахстана «Вайнах» её этнокультурных объединений, деятельность которых направлена на укрепление дружбы и доверия между этносами Казахстана, взаимообогащение культур и развитие лучших традиций. Созданные в республике культурные центры содействуют изучению государственного, чеченского и ингушского языков, литературы, истории, развитию художественной самодеятельности, творческих объединений и клубов.
В интервью газете «Комсомольская правда» Касым-Жомарт Токаев сказал: «По сути, казахстанцы, независимо от их этнического происхождения, считают себя единым народом, единой нацией. В Казахстане нет понятия «национальное меньшинство»». И это действительно так. Дружба, мир и согласие – самое главное наше богатство.
член Правления «ОЮЛ Ассоциации чеченского и ингушского народов «Вайнах» РК,
член совета АНК, член Республиканского совета медиации АНК