Как казаки празднуют новый год
История Краснодара: как казаки отмечали Новый год
Коллаж: «Блокнот Краснодар»
Читайте также:
Новый год принято считать семейным праздником. Большинство в самую волшебную ночь в году собираются за одним большим столом перед телевизором, смотрят поздравление президента, а затем продолжают праздновать уже согласно своим семейным традициям. А еще чуть более века назад эти традиции на Кубани были общие. «Блокнот Краснодар» рассказывает, как это было.
При переселении на Кубань казаки привезли с собой и свои традиции, в том числе новогодние. Так, например, вечер перед Новым годом назывался «щедрым вечером». В это время люди обедали не какими-либо заморскими яствами, а, как правило, варениками и домашней колбасой. Сразу после этого во всех уголках поселения звучали щедровки. Молодые девушки распевали песни, с сумками, наполненными семечками, горохом, пшеницей, ходили по гостям и бросали зерно в угол к иконам. Считалось, что от такой традиции зависит благополучие будущего года.
Еще одной неотъемлемой традицией на Кубани в те времена было гадание среди девушек. В основном это были гадания о замужестве, судьбе, урожае и плодородии. Способы были различные.
Кроме того, в этот день редко можно было встретить человека одетого в обычную одежду. Люди примеряли образы различных животных. Они ходили по станицам целыми группами. Считалось, что такое действие также должно привести к благополучию в Новом году.
Стоит также еще раз коснутся темы новогоднего стола у казаков. Здесь старались поставить лучшие блюда, приготовленные самостоятельно. Побольше мяса, а также пышный хлеб, который считался признаком достатка в доме. Чтобы год сложился хорошо, под скатерть стелили солому.
Если вечером в канун Нового года щедровать ходили женщины, то утром 1 января посевать ходили мужчины. Считалось, что именно они должны первыми зайти в Новый год. Посевальщики пели и также бросали зерно. Щедрые хозяева благодарили их выпивкой и закуской.
Не менее интересные и необычные традиции были у кубанских казаков на святки. Но о них «Блокнот Краснодар» расскажет несколько позже.
Чтоб «житы богато»
Добрым людям на здоровье!
Краски Святок
В вечерних обходах накануне Нового года участвовали в основном девушки и женщины. Парни и подростки также могли принимать в них участие, но реже. Зато в это время они могли предаваться новогодним «бесчинствам»: нередко снимали калитки, ворота и заносили их на другой край станицы. По словам известного этнолога Николая Бондаря, автора книги «Календарные праздники и обряды кубанских казаков», так поступали далеко не с каждым двором: или в этой семье жила «гулящая девка», или, наоборот, «очень строгая», не желавшая подчиняться общим правилам и отказывавшаяся выходить замуж. Здесь ученые видят стремление укрепить определенные поведенческие нормы.
А пока парни и девушки развлекались, взрослые окуривали деревья, чтобы защитить их от болезней и вредителей. Иногда к растениям, которые плохо плодоносили, подходили с топором, стучали им по стволу и грозили срубить.
Новогодний стол заставляли едой (свининой, пирогами и прочими яствами), высоким и пышным хлебом так, чтобы за ним не было видно хозяина. Это древний славянский обычай. А для того, чтоб «житы богато», под скатерть могли класть солому.
В прежние времена вся семья обязательно гадала: на погоду, замужество дочерей, судьбу членов семьи. Например, считалось, что если под Новый год на ветках деревьев будет иней, то есть надежда на хороший урожай.
Зерно, оставшееся после посевания, считалось особенным. Его могли дать курам, чтобы те лучше неслись. А могли рассыпать по грядкам или вынести к воротам для хорошего урожая.
Кстати, очень популярным у зрителей стало яркое театрализованное представление со святочными обрядами, которое перед прошлым Новым годом подготовили артисты Кубанского казачьего хора. Одним из самых веселых стал воссозданный обряд вождения козы.
Помоги ближнему
На праздничную трапезу нередко приглашали не только родственников, но и знакомых. Особенно малоимущих, живущих одиноко. Помощь нуждающимся и благотворительность были одним из важнейших элементов не только станичного, но и «городского» Нового года.
Например, о таком мероприятии, приуроченном к наступлению 1913 года в станице Крымской, рассказала газета «Кубанский край»: «. в частном средне-учебном заведении был устроен первый ученический литературно-музыкально-вокальный вечер, прошедший с успехом, которому много способствовали: Е. А. Закаблуковская, Н. Ф. Теннис, К. Т. Шмарина, В. К. Гридасова, А. С. Фетцер, М. И. Янтарова, М. А. Барабаш, П. А. Лазарев, Е. Л. Саливеро, Ф. Т. Ефимов. Эллинское благотворительное общество предоставило декорации, Д. Ф. Варельджи пожертвовал детям конфет. Начальница Крымского средне-учебного заведения».
Не давать на это средств, отлынивать от официальных и общественных мероприятий считалось неприличным. Поэтому екатеринодарцы, планировавшие посвятить новогодние праздники сугубо частной жизни, заранее делали благотворительные взносы. Об этом можно прочитать в «Кубанских областных ведомостях» в конце и 1878, и 1879 годов: «В редакцию «Кубанских областных ведомостей» принимаются пожертвования с благотворительной целью взамен визитов на Рождественские праздники и Новый год.
Конечно, Новый год активно праздновали и в домашнем кругу. Екатеринодарцы ходили в гости к родным и друзьям, устраивали домашние спектакли, музыкальные вечера, детские праздники. «Ту самую» новогоднюю елку в дореволюционный период в основном наряжали на Рождество, а не на Новый год.
В то время уже формировалась и традиция детских новогодних спектаклей. Например, ставили волшебную сказку-феерию «У царевны Дин».
Также показывали и намеренно серьезные вещи, например, «обстановочные пьесы из жизни углекопов». Они должны были напоминать благополучным обывателям о тех людях, кому и в Новый год бывает не до праздника.
Как праздник «репрессировали»
Большевики в первые годы своего правления отрицательно относились к празднованию Нового года как такового, его называли «мещанским», «буржуазным».
Екатеринодарцы не забывали об отдыхе и развлечениях. Наступление нового, 1914 года, например, было отмечено многочисленными постановками комедий и комедий-фарсов. Для них были характерны такие названия, как «У ног вакханки», «Севильский обольститель» и «Сын кокотки». Третьего января 1914 года в Зимнем театре планировалась к постановке комедия-фарс Леонарда Тальмского «У женских юбок». После спектакля и до трех часов ночи в театре должен был греметь маскарад.
А еще к празднованию Нового, 1914-го были приурочены гастроли мадемуазель Станиславской, «русско-польской каскадной артистки». «Каскадными артистами» до революции называли каскадеров.
Брага и кутья: как в старину донские казаки отмечали Новый год
31 декабря 2019 01:37
Ростовская область, 31 декабря 2019. DON24.RU. В старину Новый год в хуторах и станицах Области войска Донского отмечали по-разному. Елки не ставили, зато готовили брагу и вареники, молодежь устраивала шуточные бесчинства, а старики ходили по домам с кутьей. Иногда праздники совпадали с выборами атамана. Об этом специально для ИА «ДОН 24» рассказала этнолингвист, старший научный сотрудник ЮНЦ РАН Татьяна Власкина.
Новогодье в старину
Традиция отмечать Новый год в привычном сегодня виде появилась у казаков в середине XVIII века, когда на Дону стали складываться собственная земледельческая система и связанная с ней календарная традиция. Так возник казачий зимний праздничный цикл, включающий Рождество и Святки, который лишь отчасти связан с известным нам сегодня новогодьем. Однако он отличался от классического сценария празднования, характерного для Центральной России.
«На Дону, как периферии Российского государства, некоторые элементы классических русских календарных праздников были утрачены. В то же время сохранились некоторые архаические элементы, которые оказались забыты в метрополии, – свидетельствует Татьяна Власкина. – Последовательность совершения обрядов смешивалась, в их ткань впитывались культурные традиции переселенцев, прибывших на Дон из других, и разных, земель. Новгородцы, например, приносили одни традиции, тамбовцы – другие, а черниговцы – третьи. Что-то возникало непосредственно на Дону, отказавшемся на первых порах в свой «вольный» период от отеческого наследия. Здесь древние тексты колядок могли использоваться как колыбельные, а военные песни и строфы старин (былин) могли, наоборот, исполняться при рождественских обходах».
Отмечали по-разному
Единого донского казачьего сценария празднования не существовало. Обряды северных территорий отличались от южных, дельты – от Задонья. Даже в соседних хуторах могли праздновать по-разному.
«До смешного доходит: в одних станицах «настоящие казаки» – это те, кто кутью на Рождество носит, а в других – кто не носит, – говорит Татьяна Власкина. – Например, в некоторых присальских селах до сих пор празднуют Никольщину – день почитания святого Николая зимнего. Он приходится на день зимнего солнцестояния. Селяне всегда с нетерпением ждали праздника, поскольку в этот период варят особый вид горячительного напитка – никольскую брагу и собирают братчину – шумное мужское застолье».
За пределами этой сравнительно небольшой территории о Никольщине вообще никто на Дону не знает. Ни в Новочеркасске, ни в Старочеркасске, ни в Вешенской. Что это за загадка? На Украине св. Микола (св. Николай) – это, своего рода, малороссийский Дед Мороз. В старину в его честь варили пиво, праздновали Миколины святки. Но и в России на Новгородчине говорили: «На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут друзья». И тоже гуляли с пивом и брагой. Так что нельзя сказать точно, откуда пришел этот обычай на Дон и почему прижился так точечно.
Атаман во дворе
Тем не менее были и общие традиции – казаки колядовали, посевали, разносили кутью. По дворам с праздничным повещаньем ходили самые уважаемые люди – почетные старики во главе с атаманом. Это была статусная процедура. Принимать такую компанию у себя дома считалось почетным.
«В казачьей культуре велико значение традиций, связанных с воинской службой, – воинские парады и состязания (демонстрация военной мощи), войсковые панихиды (чествовавшие погибших воинов). Новогодний цикл включал в себя выборы атамана и связанные с этим торжества», – рассказала Татьяна Власкина.
По дворам ходили не только дети, как сейчас, а и взрослые, и даже пожилые казаки. По словам ученых ЮНЦ, ватаги собирались по возрасту и полу. Одни славили хозяев, желали им достатка и счастья в новом году, другие славили Христа, третьи кликали Авсеньку.
Зимние обычаи имели глубокий смысл – Новый год символизировал рубеж, конец старого мира и его новое рождение, восстановление из хаоса. Непременной частью этого периода стали так называемые бесчинства – шуточные театрализованные представления, когда молодежь рядилась, вела себя разнузданно: ребята крали продукты и домашнюю утварь, буянили (например, переворачивали телеги, чтобы перегородить дорогу). А могли затащить каюк (лодку) на крышу дома, забить тряпками трубу, чтобы дым шел в прямо хату.
Ученые считают, что за такими «развлечениями» стоят древние представления. Считалось, что под Новый год наступает хаос, граница миров размыкается и покойники выходят из могил. Ряженые, молодежь изображали нечистую силу, разгулявшуюся раз в год, или покойников, пришедших в гости к родственникам. Их нельзя было гнать или обижать. Наоборот, вся станица должна была ублажать шумных гостей. Их нужно было утихомирить и наградить деньгами, а чаще продуктами.
В святочные дни девчата накрывали стол в хате у какой-нибудь вдовы или жалмерки (солдатки), пели, плясали, гадали на женихов.
«На праздниках молодежь могла, что называется, оторваться, но она никогда не переходила границ. Подобные бесчинства не превращались, как это произошло бы сейчас, в настоящее хулиганство – тогда четко понимали, что можно и когда, а чего нельзя. Настоящая цель новогодних бесчинств – «сыграть» хаос, чтобы потом вернуть мир к порядку», – говорит Татьяна Власкина.
Без елки
Донские казаки елки не наряжали. Традиция ставить и украшать елку пришла на Русь из Германии при Петре I. Причем долгое время это было дворянское и в основном столичное, городское удовольствие. До провинции елка добралась только в преддверии революции, в конце XIX – начале XX веков.
Источник: Российская национальная библиотека
Однако на селе в некоторых районах Ростовской области вплоть до 50-х годов прошлого века елка была только в школе, она была элементом общественного досуга. «Дома елку никто тогда не ставил, – пояснила Татьяна Власкина. – И не только потому, что было сложно найти ее в нашей степной местности. А потому, что не считали нужным – елка не была частью казачьей культуры. Даже на Верхнем Дону, где имелись хвойные насаждения – сосны и ели, – массово наряжать домашнюю елку стали только после Великой Отечественной войны».
В старину новогодний цикл начинался с Рождества, потом отмечался Васильев день (новогодье, 1 января), потом шла Святочная неделя и заканчивалось все Крещением. В этом была своя внутренняя логика.
Когда в 1918 году Россия перешла на григорианский календарь, это внесло сумятицу в среду верующих, в том числе казаков. Перемешались сроки праздников, а Новый год с его обильным мясным столом оказался встроен неудобным образом в середину Рождественского поста: традиционные запреты касались не только пищи, но и этики поведения. Например, в пост были исключены танцы и игры, петь разрешалось только духовные стихи. Это повлияло на состав новогодних блюд, сценарий развлечений и, в конечном счете, для верующих, особенно пожилых, кульминация праздника сместилась на Старый новый год – 13 января.
Когда наступила эпоха государственного атеизма, из новогодних обычаев исчез религиозный подтекст, а народные традиции стали постепенно забываться, остался сам факт наступления Нового года, торжества по этому поводу, и ничего больше. Собственно, таким для большинства жителей Дона этот праздник остается и сегодня.
Как казаки новый год встречали
Для жителей 21 века главный праздник в году – Новый год. А в прежние времена на Руси с таким же упоением и радостью отмечали только Рождество Христово.
Для жителей 21 века главный праздник в году – Новый год. А в прежние времена на Руси с таким же упоением и радостью отмечали только Рождество Христово.
Веселая повинность
Петр I рекомендовал подданным также украшать деревья, сосновые, еловые и можжевеловые ветки, катать детей в санках, чинить стрельбу из ружей и пушек и зажигать огни. Между тем для жителей Кубани новшества вовсе таковыми не стали. В наших краях издавна повелось в начале января ходить друг к другу в гости, посещать родителей невесты, дети приходили к бабушкам и дедушкам. В семьях обязательно пекли праздничные блюда. По улицам гуляли ряженые, молодежь устраивала массовые гуляния с хороводами, веселыми играми и обязательными катаниями на санях с горок.
Идет коза рогатая
— Толпа ряженых ходила от двора ко двору, спрашивая у хозяев пустят ли они в дом «козу»? – рассказала Светлана Катунина, заведующая экскурсионным отделом краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Фелицина. – Как правило, люди охотно пускали «козу» в дом. А вот дома, где жили скупые, жадные и злые люди ряженные обходили стороной. Даже если те сами звали «козу».
Коза в народных обрядах является символом и стимулятором плодородия, богатства. Поэтому казаки верили, что в доме, в котором побывала «коза» в следующем году будет достаток и благополучие.
Все лучшее сразу
Практически в каждом доме в казачьих станицах перед новым годом смолили свиные туши – это было одно из главных праздничных блюд. Список праздничных блюд у всех был примерно одинаков: колбаса, кутья, узвар (компот), пирожки с фасолью, орехом и картофелем.
Собираясь в гости, казаки брали с собой угощения для хозяев: бублики, семечки, печеный кабак или конфетки из кабака, а также моченые яблоки и арбузы. На стол клали только то, что бралось в руки. Обязательно пили вино, но Вино на стол всегда ставили только хозяева, гости его никогда не приносили с собой.
В Екатеринодаре самые шикарные угощения были, конечно, в домах местных богатеев. Доподлинно известно, что в Новый год горожан приглашали на праздник купцы Богарсуковы. В их доме на улице Гимназической (где сейчас размещен государственный историко-археологический музей-заповедник им. Фелицина) приглашались все желающие. Гости веселились и развлекались. Но главным сюрпризом новогодних вечеринок был непременный лимонный пирог, которым купцы угощали земляков. Каждый человек уносил домой по кусочку этого лакомства.
Секрет лимонного пирога заключался в том, что слои песочного теста перемежались в тонко нарезанными дольками лимона, посыпанными сахаром. В процессе приготовления, пирог пропитывался вкусом и запахом фрукта и, по воспоминаниям, современников, был необычайно вкусным.
Мировое дерево
Традиция устанавливать в домах на Новый год наряженные елки пришла к нам из Европы. Там зеленые деревья впервые внесли в дом в 17-м веке. Они символизировали мировое дерево, из которого. Согласно представлениям древних, вышли все люди. Правда, поначалу хвойные красавицы подвешивали к потолку вверх корнями. Считалось, что именно так росло то самое Дерево, давшее жизнь людям. И лишь двести лет назад елки стали устанавливать макушкой к небу. Так оказалось удобнее.
Елку обвешивали маленькими игрушками для детей, угощениями, орехами, которые раздавали детям в конце праздника. Примечательно, что раньше главная новогодняя красавица должна была находиться в доме не больше 7 дней с 6 по 13 января.
А вот после революции 1917 года традиция отмечать Новый год на некоторое время исчезла, как буржуйская. Нежелательным элементом праздника пушистая красавица была вплоть до 1935 года, когда правительство страны решило возродить традицию организации праздников. Советские елки – как торжества стали обязательным элементом торжеств в школах, детских домах, дворцах пионеров, детских клубах, кино и театрах.
Новогоднюю ночь жители Кубани, как и полагается отмечали шумно и весело. Не забывали палить из ружей и пушек, как обязывал указ Петра I. Известно, что в Екатеринодаре в полночь 31 декабря каждый год раздавалось три пушечных выстрела из городской крепости. Так начинался Новый год.
Впервые 1 января был объявлен нерабочим днем в 1947 году.
Подготовила Людмила Малютина