Как корректно спросить про оплату
Личный опыт: как договариваться с клиентами об оплате и не стесняться
Договариваться о зарплате неловко. И если наёмные работники сталкиваются с этой проблемой один раз на собеседовании, то фрилансеры вынуждены всякий раз испытывать «синдром попрошайки». Мастер на все руки Илья Емельянов рассказал о том, как договариваться с клиентами об оплате и не стесняться этого.
Я занимаюсь всеми видами работ: ремонтирую квартиры под ключ, чиню и собираю мебель, провожу мелкие электромонтажные работы и меняю смесители. Иногда работаю один, иногда с напарником. Всё это проектные работы или занятия «мастера на час». Ни о каком окладе речи, конечно, не идёт. Поэтому каждый вызов – это ещё и упражнение в арифметике: нужно уметь соотносить не только количество оказанных услуг, но и потраченное время, соблюдая при этом баланс в свою пользу. Если вы фрилансер, в таком режиме приходится работать постоянно. И неважно, заняты вы на стройке или стрижете собак.
Если в вас силён внутренний бухгалтер, вы не пропадете. Но определенная финансовая ясность – это ещё и дело опыта. Когда вы берётесь за первые заказы, многое оказывается в новинку. Не все клиенты ведут себя одинаково, не все работы проводятся одинаково, даже если вы прикручиваете кран одной и той же марки. Всегда есть место непредвиденным обстоятельствам. Нужно быть осмотрительным и максимально подготовленным к форс-мажорам. Особенно это касается денег.
Когда просить оплату
Требовать денег можно до, во время или после работ. Всё зависит от того, что вам предстоит сделать, понадобится ли покупка расходных материалов и на сколько дней может растянуться работа. Если это что-то краткосрочное (в моём случае, это, скажем, крепёж люстры или картины), можно попросить денег и после. Если планируется работа на несколько дней, разбейте её на части и договоритесь о поэтапной оплате.
Отдельный вопрос – покупка материалов. Мастер всегда лучше знает, какие материалы нужны в каждом конкретном случае. К примеру, необходимо поменять замок. Он стоит порядка 2500 рублей. Я покупаю его, но прошу, чтобы мне перечислили его стоимость на карту. Это своего рода залог и предоплата. Естественно, я предоставляю на него чек. В случае, если что-то сорвётся по вине заказчика, у меня будет замок, который я либо поставлю ещё кому-то, либо смогу вернуть его в магазин и получить обратно денежные средства.
Если заказчик забыл, что надо заплатить
Бывают такие ситуации, когда работа сделана, а заказчик говорит «спасибо» и машет ручкой. Мало ли, забыл, может быть, человек. Или делает это намеренно. И просить заплатить как-то неудобно, что ли. Есть у некоторых из нас альтруистическая черта в менталитете. Такое случается, но не со мной. Серьёзно, как можно не взять оплату? Ведь вы потратили своё время. В первую очередь, начните уважать себя и свой труд, а уже потом занимайтесь благотворительностью, если у вас есть в этом такая необходимость.
Если вас коробит от фразы «С вас столько-то рублей», используйте более нейтральную – «Вам удобно рассчитаться наличкой или сбросить на карту?». Это очень удобный ход, потому что сразу после этого вопроса идёт уточнение стоимости, если были какие-то дополнительные работы.
Другое дело, если вас действительно хотят «кинуть». Главное спасение – это предоплата. Я всегда беру минимум половину от указанной цены. Кроме того, есть ещё множество схем, которые лучше пресекать в самом начале. Например, вы договорились сделать работу с одним человеком, а на объекте оказался другой. Сразу спросите у него, в курсе ли он, что ему надо будет с вами рассчитаться.
Спасти вас сможет и осмотрительность. Однажды меня пригласили ремонтировать крышу. Это был сторонний объект, который к заказчику не имел никакого отношения. Как только я спросил про оплату, он тут же выстроил передо мной очень странную схему: «Деньги тебе отдаст человек, который в другом подъезде».
Чтобы не попасть в подобные ситуации, постарайтесь заранее прозондировать заказчика. Например, на сайте YouDo.com я всегда сначала читаю отзывы о клиентах. Если же меня кто-то порекомендовал, я спрашиваю, кто именно.
Человеческий фактор – тоже вещь немаловажная. С заказчиками обязательно нужно выстраивать доверительные отношения. У меня есть постоянные клиенты, которые не только никогда не забывают мне платить, но и отдают свою карточку, чтобы я купил нужные материалы. При этом сумма покупки может достигать 300 000 рублей.
Как сказать, что стоимость работы возросла
Часто на месте работа оказывается сложнее, чем это предполагалось. Заранее в мельчайших подробностях выясните, что именно вам нужно сделать. Попросите прислать фотографии или видео. Я сначала детально обсуждаю всё с заказчиком в чате и только потом выезжаю на место. Если уже на объекте вы понимаете, что работы займут больше времени, или понадобятся дополнительные материалы, предупредите заказчика сразу. Объясните, что и как, и почему это повлияет на итоговую стоимость. Не ставьте клиента перед фактом, когда всё уже выполнено.
Некоторые заказчики сразу спрашивают о дополнительной стоимости, другие – не спрашивают. В последнем случае может получиться очень неудобно, потому что человек рассчитывал на одну сумму, а вышло больше. Составьте прайслист и не стесняйтесь знакомить с ним своих клиентов.
Но и тут есть тонкий момент – надо, помимо прочего, уметь соотносить общее потраченное время и возникшие дополнительные работы. К примеру, я приехал что-то починить. Мне за это заплатят 4 000 рублей (2 часа работы). У меня уходит на всю починку 40 минут. И тут меня просят сделать что-то ещё, что займёт у меня ещё минут 10. Я сделаю это бесплатно, потому что моё время оказалось, грубо говоря, оплачено вперёд. Иногда люди сами оценивают такой добрый жест и добавляют что-то сверху в качестве благодарности. И все остаются довольны.
Не бойтесь говорить с заказчиками. Так вам удастся избежать неловких моментов в работе и обезопасить себя. И главное: не стесняйтесь денег, и тогда деньги не будут стесняться вас!
Как фрилансеру говорить о деньгах: пять советов
Я выработал несколько правил, которые помогают мне зарабатывать больше, тратя меньше нервов. Делюсь ими с теми, кому это может быть полезно — такими же фрилансерами, как и я, или более талантливыми, но менее прижимистыми.
Вокруг денег создано много мифов: коучеры учат притягивать их, платные онлайн-тренинги кажется больше забирают дохода, чем приносят, гадалки, маги, прорицатели — все рассказывают как вам быть с вашими денежками. Мне бы не хотелось становиться одним из них. Я расскажу о правилах финансовой гигиены, которыми пользуюсь сам.
Мой друг сходил на тренинг по финансовой успешности и уже через полгода он смог позволить себе сходить ещё на один.
Попробуйте приобрести билет на самолет оплатив перелёт только после посадки. Как успехи? В случае работы с фрилансером, клиент порой рассчитывает оплатить услуги не просто после приземления, но и с условием, что в городе прибытия будет солнечная погода. То есть он хочет оставить за собой право решать: платить вам за работу или нет. Нет уж. Давайте вы всё-таки будете брать деньги за свой труд.
1. Вам неудобно говорить о деньгах. Тем не менее о деньгах вам придется заговорить. И лучше это сделать раньше, чем позже. Все договорённости должны быть сделаны на берегу.
2. Вы не уверены, что выполните работу так, что она понравится клиенту, и не хотите связывать себя обязательствами перед ним. Бросьте это немедленно. Результат, который не устроил клиента — не всегда означает отсутствие результата. Начните верить в себя: вы добросовестны, вы стараетесь выполнить задачу наилучшим способом. Возможно у вас не всегда будет хватать компетенции, но и клиент знает к кому обращается, он должен понимать ваш уровень.
3. Вам приятно знать, что в ваш бюджет будут ещё поступления. Вы думаете, что если деньги будут у вас до выполнения работы, вы их немедленно протранжирите. Ну, а если деньги будут у вас постфактум, что помешает вам их так же спустить? Не делайте из клиента своего банкира. Вам трудно распоряжаться деньгами? Что ж, может быть самое время начать учиться?
Возможно вы ещё не осознали, но любой заказ фрилансера сопровождается дополнительной работой: получить деньги. Заказ выполнен — и работа по получению оплату целиком ложится на плечи исполнителя. Заказ горит и его нужно сделать как можно скорее — заказчик сам замотивирован, чтобы вы с наименьшими усилиями получили деньги.
Если вы сотрудничаете с крупной компанией, вас будут просить подъехать в бухгалтерию, дождаться пока освободится главный бухгалтер, заполнить документы. После этого счета отправят на подпись гендиректору, и через пару дней можно будет приехать после обеда в кассу, чтоб забрать ваши 12 500 рублей.
— Но когда я прошу предоплату у заказчика, он отвечает, что его фирма платит только постфактум!
— Бывает и часто. Если фирма платит без просрочек, возможно стоит согласиться получать оплату после работ. А вот если начинаются задержки с выплатами, то запрашивайте предоплату.
Как правило задержки бывают по разгильдяйству лиц, которые отвечают за вашу оплату: где-то неправильно заполнили документ, где-то забыли отдать на подпись. Им самим будет легче, если вы не будете одолевать их бесчисленными напоминаниями и звонками. Деньги у вас, и от вас теперь можно требовать результат немедленно, здесь и сейчас.
Если вы работаете с частным предпринимателем или небольшим бизнесом, они могут забегаться, закрутиться и забыть о вас. После того как вы выполните работу, вам придётся потратить усилия, чтобы напомнить о себе. В это время вы могли бы решать новую задачу и заработать дополнительно.
— Алло! Привет, через неделю 8 марта, нам нужно срочно собрать в промостраницу для акции к празднику!
— Понял тебя! Срочно переводи оплату!
— Я переведу в течение двух часов, ты пока начинай!
— Отлично! Я тогда за эти два часа пока доделаю один проект, и как только придут деньги начинаю делать промостраницу!
Мы работаем в секторе где проекты небольшие и срочные. Пока клиенту от вас срочно, что-то нужно, он будет идти вам навстречу и переведёт предоплату. И, да, берите 100%.
Я писал об этом принципе в предыдущей статье, сейчас хочу его объяснить чуть подробнее.
Вы удивитесь, но макет можно переслать по имейлу за 1 минуту, а получать оплату можно 3 месяца.
Если вы как и я самозанятый и выставляете счета на оплату, выставляйте счёт как можно скорее. В бухгалтерии вам ещё три раза вернут его назад и попросят исправить наименование работ. Если вы фрилансер-пират-нелегал, каким я был несколько лет назад — как можно скорее присылайте номер банковской карты, или выезжайте на ресепшн армянского салона красоты, где администратор Наира передаст вам заветные 5700 рублей, и попросит расписаться на неведомом бланке с изображением горы Арарат.
Деньги для нас — это как воздух. Пока запаса дыхания хватает, мы можем доставать жемчуг со дна океана. Если почему-либо дыхание сбилось, то тут не до приключений — успеть бы всплыть наверх.
Над каким бы проектом вы ни работали, и вы и клиент будете чувствовать себе увереннее, если все работы будут описаны и каждой проставлена стоимость.
Любая работа включает в себя ряд задач, каждая из которых имеет стоимость. Составьте смету. Включите в неё работы, которые сделали, проставьте каждой цену. Клиент увидит, что вы не взяли стоимость с потолка.
Лайфхак. Когда вас попросят уступить в цене, идите клиенту навстречу. Скажите, что можно снизить стоимость, если отказаться от некоторых работ.
Никогда не снижайте стоимость просто так.
Уличные приёмы торга без правил фрилансера-одиночки: предложите выбор: оплата 150% стоимости при постоплате или 100% — при полной предоплате до начала работ. Если спросят откуда такая скидка, объясните, что выбивать оплату это труд и вы делаете скидку за избавление вас от этого труда.
Если вам пересылают деньги простым переводом на карту или вы получаете их на руки — присылайте ответное письмо, что получили оплату.
Поверьте, даже если вы фрилансер-нелегал, никакая налоговая вами не заинтересуется, пока ваши обороты меньше хотя бы 300 тысяч рублей в месяц. Вместе с тем важно, чтобы каждая оплата была подтверждена письмом. За мою практику не раз случалось так, что клиент не переводил оплату, потому что было несколько работ в течение месяца и потом мы не могли найти концов, что оплачено, а что — нет.
А бывало наоборот. Я брал предоплату, забывал о ней и требовал с клиента всю сумму, после чего мы начинали выяснять, какую часть он уже переводил мне. (Мне кажется на этом месте любой мало мальски опытный дизайнер работающий как ИП сделал фейспалм, но я лично знаю нескольких фрилансеров, у которых полная неразбериха с платежами).
В предущей статье, я писал как важно вести учёт времени и проектов. Это важно делать ещё потому, что вас могут попросить предоставить список работ, что вы выполнили в прошлом месяце. Вы должны быть способны всегда предоставить полный перечень всех задач, которыми занимались. Часто от этого зависит сумма, когда вы работаете по постоплате или частичной предоплате.
Выделяйте хотя бы 1-2 часа в неделю на неоплачиваемые проекты.
Это такие задачи как работа над собственным портфолио, помощь социальным проектам, написание статей вроде этой, рисование логотипа для друга, где он предоставляет вам полную свободу действий.
Благодаря таким проектам вы совершенствуетесь, приобретаете уверенность в своей компетенции и полезные связи. Вы получаете моральное право просить именно ту сумму, которую считаете справедливой, когда занимаетесь коммерческими проектами — ведь вы уже занимаетесь безвозмездной помощью.
Для меня таким проектом стала разработка мерча Троицка — города, где я живу. Я выпустил календари и кружки с иконками зданий моего города. Мало того, что я отбил все вложенные деньги и даже заработал, я получил уникальный для меня опыт. Посмотрел на свою работу глазами заказчика, который с помощью дизайна решает свои финансовые задачи.
Напоследок только для вас, дорогие мои читатели опишу ещё пару приёмов как говорить о деньгах.
1. На вопрос о стоимости работы, расскажите о диапазоне бюджета проектов, с которыми вы работаете. Тут важно получить принципиальное согласие заказчика, что его бюджет входит в этот диапазон. В моём случае я работаю с проектами от 30 до 200 тыс рублей. Меньше неинтересно, больше не потяну.
2. Потом делаете предварительную смету проекта. Оформляете в коммерческое предложение.
3. Если стоимость, которую вы насчитали, не устраивает клиента, произносите фразу: «Понимаю вас. Скажите, на какой бюджет вы рассчитываете, я подготовлю предложение на эту сумму».
4. После этого пишете новое предложение накидав туда столько работ, насколько клиент сократил первоначальную сумму. Например сокращайте число уникальных шаблонов, по которым будут верстаться типовые макеты. Или сужайте область где окончательное решение будет за клиентом. Или давайте скидку за полную предоплату работ.
В итоге вы получаете возможность заняться проектом в тех объёмах, которые интересны вам.
Вежливое письмо с просьбой об оплате 2021 Примеры лучшего формата
Запрос на оплату: чтобы требовать платежа профессионально, малые предприятия всегда должны излагать свои платежные запросы вежливым, но прямым языком. Дайте клиенту возможность не сомневаться и сначала убедитесь, что он получил рассматриваемый счет. В этой статье вы найдете примеры вежливого письма с просьбой об оплате, внимательно прочтите их.
Письмо с просьбой оплата записывается, когда клиент или клиент не могут оплатить поставленные товары или услуги по согласованию с поставщиком Такое письмо написано поставщиком или производителем, предоставляющим товары или услуги.
Это официальный документ, который содержит подробную информацию о доставленных товарах и сумме деньги Ожидается, что будет оплачено. Это письмо важно для поддержания хороших деловых отношений между поставщиком и клиентом.
В качестве дополнительной поддержки примите дополнительные меры предосторожности, чтобы у клиента были все шансы заплатить вам вовремя и в полном объеме:
Советы по написанию письма для оплаты
Как запросить оплату профессионально
1. Проверьте, что клиент получил счет
Чтобы запросить платеж профессионально, важно сначала убедиться, что не было ошибки или недопонимание о счете-фактуре.
Отправьте вежливое электронное письмо своему клиенту с объяснением того, что платеж уже просрочен, и попросите убедиться, что он получил первоначальный счет и проблем с ним не было.
2. Отправить краткое письмо с просьбой оплаты
Если вы не получили ответ от клиента после первой регистрации или ваш клиент подтвердил, что он получил счет, но вы все еще не получили своевременную оплату, отправьте краткое профессиональное электронное письмо. Укажите срок оплаты счета и сколько дней назад он был должен.
3. Поговорите с клиентом по телефону.
Это может показаться неловким и пугающим, но если ваши запросы на оплату по электронной почте не приводят к тому, что клиент оплачивает ваш счет, лучшим способом будет заставить вашего клиента позвонить по телефону, чтобы разобраться в основной проблеме.
При звонке идентифицируйте себя и спокойно и вежливо объясните, что вы неоднократно сообщали по электронной почте о позднем платеже.
4. Подумайте о прекращении будущей работы
Если обещание оплаты, которое вы получили по телефону, не выполнено вашим клиентом, или если вам приходилось несколько раз предварительно откатывать платеж от этого конкретного клиента, вы можете подумать о прекращении связей с компанией и отказе от дальнейшей работы.
Если вы уже начали работу над другими проектами, вы можете прекратить работу до завершения проекта, если вы можете сделать это по контракту.
5. Исследовательские коллекторские агентства
Если ваши предыдущие попытки отследить просроченные платежи не увенчались успехом, возможно, вы захотите еще больше обострить ситуацию, наняв агентство по сбору платежей, которое поможет вам обезопасить платеж от клиента.
6. Проверьте свои юридические возможности
Если после всех ваших попыток вы все еще не можете получить платеж от клиента, возможно, пришло время рассмотреть ваши законные варианты.
Если у вас есть юридически обязывающий контракт с клиентом, в котором описывается работа, которую вы были обязаны выполнить, причитающаяся сумма платежа и крайний срок платежа и включающий обе ваши подписи, у вас есть хорошие основания для судебного процесса.
Пример запроса на оплату
Письмо для запроса платежного шаблона
Когда платеж задерживается, важно вежливо запросить платеж. Ниже приведены образцы писем с просьбой об оплате, которые вы можете написать клиенту на вежливом и профессиональном языке.
7 советов, которые помогут быстрее получать оплату от клиентов
Вы доставили свой продукт или услуги вовремя, и ваш клиент был в восторге от вашей работы. Но, вот проблема! Срок оплаты в отправленном вами счете просрочен на несколько недель, и это не первый раз, когда это происходит с этим клиентом.
Медленно платящие клиенты – проклятие бизнеса.
Независимо от того, каким бизнесом вы занимаетесь, вы обязательно столкнетесь с ними. Фактически, 80% малых предприятий испытывают трудности с получением платежей и просрочкой платежей от клиентов.
Я думаю, что в большинстве случаев имеет смысл дать покупателям возможность сомневаться; большинство из них – действительно благонамеренные люди и компании, которые намереваются и обычно платят… в конце концов.
Однако, их «привычка» просрочивать платежи может повредить вашему денежному потоку. Это плохо для финансового здоровья вашего бизнеса, поэтому стоит принять меры, чтобы пресечь проблему просроченных платежей в зародыше и не дать новым клиентам превраться в поздних плательщиков.
С чего начать? Используя одну или несколько из следующих тактик, вы сможете мотивировать ваших клиентов платить вовремя:
Выберите правильные условия оплаты
Исследование Xero показало, что, в среднем, клиенты платят с опозданием на две недели. Так что, независимо от того, какие условия оплаты вы выберете, вы должны добавить две недели, чтобы оценить фактическую дату, когда вы получите платёж. Например: если вы хотите получить оплату в течение 30 дней, рассмотрите возможность использования условия оплаты не более 13 дней.
Тщательно подбирайте слова
Согласно другом исследованию, использование таких фраз, как «оплата в течение 20 дней», а не «чистые 20», упрощает для клиентов определение сроков, в которые должен быть произведён платеж. И хотя «срок при получении» может показаться срочным, это даёт вашим клиентам слишком много места для маневра.
Предложите небольшую скидку за досрочную оплату
Небольшое положительное подкрепление может помочь вам получить деньги вовремя. Подумайте о том, чтобы предложить клиентам скидку в размере 1-2%, если вы получите платёж за определенное количество дней до даты оплаты счета.
Установите штраф за просрочку платежа
Не все клиенты заинтересованы в возможности сэкономить. Однако, они скорее заплатят, если опоздание обходится дорого. Даже сумма в 1,5% может привлечь их внимание.
Предоставьте возможность совершать электронные платежи
Предоставляя клиентам возможность мгновенной оплаты через сервис онлайн-платежей, вы делаете оплату более удобной. И это позволяет клиентам, которым не хватает средств, расплачиваться своими кредитными картами. Таким образом, вы не застрянете в ожидании, пока у них появятся деньги в банке.
Отправьте легкое напоминание, если счёт просрочен на неделю
Во многих случаях счета-фактуры просто теряются. Вежливо напомните клиенту о платеже после того, как счёт-фактуры просрочен на неделю, вы можете вернуть его в поле зрения своего клиента.
Не выполняйте дополнительную работу, если счет просрочен на 30 дней
Иногда временное прекращение предоставления услуг или продуктов – единственный способ убедить клиента, что платить вам обязательно.
Сохраняйте спокойствие
Хотя нет никакой гарантии, что какое-либо из этих действий предотвратит просрочку платежей, это сработает с некоторыми клиентами – и вы будете спокойны, зная, что делаете всё возможное, чтобы решить эту проблему.
Независимо от того, как вы решите свести к минимуму проблему просроченных платежей, убедитесь, что вы заранее изложили свои условия оплаты в клиентском соглашении и в своих счетах. Четкое сообщение и недопущение неправильного толкования даёт вам преимущество при отслеживании клиентов, которые задержали оплату.
Я также призываю вас никогда не недооценивать силу поддержания гармоничных профессиональных отношений со своими клиентами. Независимо от того, насколько вы расстроены, сохраняйте хладнокровие и проявляйте уважение при проверке просроченных счетов.
Как правильно напомнить другу об одолженных деньгах?
Итак, вы одолжили своему другу определенную сумму денег. Прошло время, но друг не напоминает о долге и, к сожалению, не возвращает его. Вам нужны эти деньги, но вы не хотите портить отношения со своим товарищем.
Как попросить вернуть долг, не обидев человека и не поставить под угрозу вашу дружбу? В этой статье мы хотим рассказать вам, какие простые способы можно использовать, чтобы напомнить о долге.
Прежде всего, вежливо спросите друга об этих деньгах
Люди часто не могут просить у кого-то денег, им стыдно и очень неловко.
«Что обо мне подумают? Я как попрошайка, я нуждаюсь в этой сумме, значит она у меня последняя. » и так далее. Но, посмотрите, ваш друг уже первый сделал этот шаг и попросил у вас денег в долг. Причем эти деньги дали ему именно вы. Поэтому переживания по поводу того, что вы просите его вернуть свои деньги совсем не обоснованы, и вы зря волнуетесь о том, как это будет выглядеть со стороны.
Предложите другу способ отработать свой долг удобным способом
Если другу по-прежнему проблематично отдать долг и у него сложности с деньгами, то, возможно, вы сможете предложить ему выполнить какую-то услугу, которую он может сделать для вас, чтобы вернуть долг.
Предложите рассчитаться обменом, а не наличными деньгами
Это еще один хороший способ вернуть деньги, не заставляя вашего друга искать наличные. Есть ли у вашего друга есть что-то, что вы могли бы взять в оплату долга, предложите ему этот обмен.
Это должно быть равноценно той сумме, которую вы одолжили. Не просите телевизор с плоским экраном, потому что вы одолжили ему 1500 рублей. Предложите равноценный обмен. Это хороший способ сделать всех довольными.
Осторожно напомните в непринужденной беседе о его долге
Почему бы не напомнить о долге между делом в обычной беседе? «Как дела с ремонтом машины? Все в порядке?». Этого должно быть достаточно, чтобы сообщить человеку, что вы не забыли о деньгах, которые вы дали ему на ремонт этой машины и что он должен вернуть эти деньги.
Откажитесь от определенных действий, сообщив другу, что у вас нет денег
Если ваш друг попросит вас пойти с ним на обед, вы можете сказать: «Я бы с удовольствием сходил с тобой, но у меня сейчас очень мало денег». Если он попросит вас пойти с ними в город, просто скажите ему прямо: «У меня нет денег, чтобы сделать это прямо сейчас».
Если ваш друг осознает простые вещи, он должен понять вашу ситуацию и предложить вам деньги или попросту заплатить за вас, когда вы идете с ним обедать.
Предложите составить план возврата денег
Итак, вы обсудили эту тему со своим другом, но он отказывается вернуть вам деньги в данный момент времени. В этом случае предложите ему гибкий план возврата долга. Может быть ему действительно сложно сейчас вернуть всю сумму сразу. Но если он может возвращать деньги в рассрочку в течение нескольких месяцев, это будет хорошим выходом из ситуации. Если вы не уверены, что он будет соблюдать устное соглашение, напишите договор и составьте определенный план на бумаге. Или рассмотрите возможность использования сервиса онлайн-платежей с внесением ежемесячных сумм. Надеемся, что вам не придется идти на такие неприятные меры с вашим другом.
Скажите ему, что вам срочно нужны эти деньги
Правда ли вы нуждаетесь в денежной сумме или нет, это касается только вас. Если вам не нужны деньги срочно, но у вас есть ощущение, что вы никогда не получите деньги обратно, не потребовав их, этот подход вполне уместен. Сообщите другу, что вы находитесь в сложной финансовой ситуации и нуждаетесь в тех деньгах, которые одолжили ему. Небольшое чувство вины, возникшее у друга и в дополнение ваша просьба могут серьезно дать понять ему, что он должен вернуть деньги как можно скорее.
Поймайте момент, когда другу сложно будет отказать вам в возврате долга
Вам действительно нужны ваши деньги обратно. Что можно сделать?
Например, пойдите вместе в магазин и возьмите еды. Затем на кассе попросите друга оплатить вашу часть покупок в чеке. Большинство людей на этом этапе будут иметь деньги при себе и могут почувствовать стыд за отказ в оплате покупок. Если он откажется, скажите ему, что вы ждали эти деньги, рассчитывали на них и не можете сами заплатить за покупки или обед в ресторане прямо сейчас. Знайте, если друг пошел с вами в бар или в ресторан, у него есть с собой какая-то определенная сумма.
Попросите кого-нибудь из близких напомнить или спросить у друга о долге
Если вам неловко и неудобно спрашивать самому у друга про долг, обратитесь к его близким людям и попросите их помочь вам в этом деле. Может быть, это сделает супруг, другой друг или член семьи. Попросите их посодействовать вам, чтобы вы не испортили отношения со своим товарищем. Они могут спокойно сказать ему: «Твой друг одолжил тебе немного денег, не пора ли тебе вернуть ему долг?». Все зависит от тех людей, к кому вы обращаетесь за помощью и их отношений с человеком, который должен вам деньги.
Предложите погасить долг кредитной картой
Времена изменились. В прошлом идея о выплате 1000 рублей с помощью кредитной карты была бы неслыханной. В конце концов, вы не магазин с торговым счетом. Но теперь вам не нужно им быть, чтобы получить деньги.
Друг может использовать простой сервис онлайн платежей, которые перечисляют деньги на электронные кошельки пользователей. Вы даже можете попросить друга отправить вам деньги с помощью функции «попросить деньги» или «перевод другу», «помощь другу».