Как красиво написать об увольнении
Заявление на увольнение по собственному желанию
Каждый наемный работник, исходя из собственных потребностей и желаний, может разорвать трудовые отношения с работодателем. Требуется выполнить лишь одно условие – написать соответствующее заявление за десять дней (рабочих) до даты ухода с должности. Предполагается, что за это время работодатель сумеет подыскать увольняющемуся замену, а тот, в свою очередь, успеет передать дела преемнику.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Особенности заявления
Стандартной унифицированной формы для написания такого заявления не разработано — каждый сотрудник вправе писать его в свободной форме. Главное – указать в нем название предприятия и дату, с которой имеется желание прекратить трудовые взаимоотношения с работодателем, а также поставить свою подпись. Но одно непреложное правило соблюсти необходимо – данное заявление должно быть написано исключительно по собственному добровольному волеизъявлению сотрудника. При этом, если руководство компании и подчиненный придут к соглашению, то трудовой договор можно разорвать и прежде, чем пройдет двухнедельный период.
Следует учесть, что сотрудник имеет право известить работодателя о расторжении трудовых отношений как непосредственно во время рабочего процесса, так и во время больничного, во время планового и др. видов отпуска и т.д.
Пример заявления на увольнение по собственному желанию
Как уже говорилось выше, написание заявления на увольнение по собственному желанию – задача совсем не сложная.
Опишем его поэтапно:
После написания заявления
Как гласит трудовое законодательство РФ, после написания заявления любой работник может дать ему обратный ход, но только тогда, когда с момента его написания не прошло двух недель. Правда, если на место уходящего сотрудника уже принят другой человек и с ним заключен соответствующий трудовой договор, отменить заявление на увольнение не получится.
Бывает, что десятидневный срок предупреждения благополучно миновал, а сотрудник продолжает работать по той причине, что руководство предприятия не оформило вовремя его заявление. В этом случае уволить его администрация уже не имеет права (если сотрудник по каким-либо обстоятельствам передумал увольняться). Таким образом, действие трудового договора пролонгируется, а оформленное до этого заявление на увольнение по собственному желанию — аннулируется.
Если сотрудник добросовестно «отрабатывает» двухнедельный период, работодатель не вправе в одностороннем порядке уволить его по личной инициативе до конца этого срока, за минусом случаев, когда работник грубо нарушает порядок, установленный на предприятии (является в пьяном виде и т.п.).
В каких случаях работник может потребовать увольнения без ожидания в две недели
Закон четко указывает причины, когда работодатель обязан подписать заявление на увольнение и отпустить сотрудника без двухнедельной «отработки» именно в тот день, который указывает увольняющийся в своем заявлении:
Все вышеназванные пункты должны иметь доказательную базу.
Отсутствие на рабочем месте сотрудника после написания заявления на увольнение без важных на то оснований до прохождения двухнедельного срока, может вполне законно повлечь за собой увольнение за прогул. Эта информация может быть внесена в его трудовую книжку и личную карточку.
Перед тем, как работник отработает последний день, кадровик или руководитель компании должен выдать ему трудовую книжку, оригиналы и копии (по запросу) прочих документов и сделать с ним завершающий денежный расчет. Данное правило лучше не нарушать, поскольку в противном случае могут возникнуть вопросы от государственных надзорных служб.
Как правильно увольняться: алгоритм красивого ухода
⏱ Время прочтения — 3 минуты
Заранее сообщите непосредственному руководителю о своем уходе
Начнем с того, что, если вы только думаете об уходе, потому что вас что-то не устраивает на нынешнем месте, не стоит делать резких движений и заявлять об увольнении — поговорите тет-а-тет со своим прямым руководителем. Иногда финансовые или внутрикорпоративные причины, по которым вы хотите покинуть компанию, легко решаемы, достаточно о них просто сообщить.
Если же ваше решение уйти окончательное, скажите об этом как можно раньше, чтобы компания успела найти вам замену. В короткий срок подобрать нового сотрудника и передать ему дела почти невозможно. Будет идеально, если вы сами заранее начнете готовить себе преемника, особенно это касается руководящих позиций, на которых завязаны важные процессы и лежит большая ответственность.
Если вы были лояльны к месту работы, сообщите руководителю настоящую причину ухода и дайте честную обратную связь, чтобы он мог что-то улучшить. Даже если вы уходите к конкурентам, скажите об этом лично, потому что коллеги всё равно узнают. Так лучше пусть узнают от вас.
Передавайте дела тщательно и «лично в руки»
Моя искренняя рекомендация: дождаться выхода нового сотрудника на вашу должность и передать дела напрямую. Если вы сделаете это через коллег или оставленный «мануал», может потеряться хронология или материалы, получится «испорченный телефон». Это повлияет на качество оказания услуг клиентам.
Вам нравится эта компания, но вы просто выросли из нее? Предложите замену сами. Это поможет HR-отделу, да и вам будет легче «сдать пост», если на вашу должность возьмут вашего кандидата.
Передавайте дела детально в четком шаблоне, со всеми контактами и ссылками даже на старые версии документов. Период адаптации у новичков достаточно сложный, и, если вы проявите себя как хороший наставник, будете отвечать даже на их незначительные вопросы, это создаст вам позитивный имидж в профессиональной среде.
Отвечайте на вопросы бывших коллег и вашего преемника и после ухода
Если вы вели большой сложный блок, велика вероятность, что в первое время после ухода к вам будут обращаться с уточняющими вопросами. Проявите терпение и профессионализм, не добавляйте бывших коллег в «черный список». Не спешите удалять из компьютера и смартфона переписки и документы по задачам уже бывшей работы — информация из них может пригодиться для помощи бывшим коллегам и сотруднику, сменившему вас. Вам не сложно, а ваш бизнес-имидж станет только лучше.
Поставьте… красивое многоточие
В последний день на работе напишите сообщение в общий чат или письмо, что вы уходите, но открыты к коммуникации и остаетесь на связи. Можно пригласить коллег на небольшой фуршет, если в вашей компании это принято, чтобы красиво сказать «До свидания» и попрощаться на приятной ноте.
Вы не можете знать, когда и где встретитесь снова со своими руководителями и коллегами, поэтому на этапе увольнения будьте максимально корректны, не давайте волю эмоциям, завершите все дела, поблагодарите всех за совместную работу и пожелайте удачи в будущем. Оставьте о себе хорошую память как о профессионале и о человеке.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
Ухожу красиво: как подготовить идеальное увольнение?
Если вы мечтаете воплотить этот сценарий в жизнь, хочу вас огорчить: скандалы запоминаются лучше, чем вовремя сданные отчеты, а с коллегами, начальником и даже с HR-менеджером Леночкой вы можете еще не раз пересечься. Поэтому готовить свое увольнение и сохранять адекватность и рабочий настрой важно до последнего дня.
Всю подготовку можно разбить на следующие блоки:
Шаг 1: оцените свои карьерные возможности в компании
Леонид перед уходом из компании узнал, что департамент маркетинга, в котором он работал, готовится к расширению. Там были и интересная роль, и возможности обучения, и статус руководителя креативной команды. Но решение было принято (о чем впоследствии Леонид очень пожалел).
Поэтому, прежде чем пускаться в активные поиски, можно поступить так:
Шаг 2: аудит проектов и задач
Уходить в середине проекта, в разгар работы с бюджетом, аудиторской проверки или прочих активностей — плохая идея. Если вы четко понимаете, что будете искать работу, старайтесь не набирать большое количество новых проектов или включаться в недавно созданные рабочие группы. Завершенные задачи или хотя бы описанные инициативы — признак зрелого профессионала, которому дадут хорошие рекомендации.
А вот уходить в разгар важного проекта, да еще и использовать это как «“рычаг давления» на босса — неудачный вариант. Возможно, зарплату вам поднимут, но осадочек останется, и в долгосрочной перспективе вам все равно придется покинуть компанию.
Светлана Хомко, директор по персоналу компании AppFollow, советует подготовить почву для ухода: «Под почвой я имею в виду привести свои дела в порядок, закрыть подвисшие «невыясненные» вопросы в проектах, подготовить четкий план по передаче дел, чтобы тому, кто будет забирать дела, было максимально комфортно (насколько это возможно) принять проекты, собственно, и подумать над тем, кто может принять эти дела».
Шаг 3: выстроить грамотную коммуникацию с руководителем и командой
Правильно сообщить о своем уходе — это целое искусство. И не стоит в этом отношении переоценивать мессенджеры или уведомлять руководителя письмом — это некорректно. Например, мой коллега (тимлид) как-то был поражен, когда его сотрудник написал ему на выходных СМС такого содержания: «Я тут прохожу интервью в одной компании, тебе позвонят по поводу моих рекомендаций».
Светлана Хомко, директор по персоналу компании AppFollow: «Нужно заранее обговорить свою ситуацию и причины увольнения с руководителем (чтобы это не было сюрпризом для него со стороны кадров), продумать легенду, которую будут транслировать команде, чтобы в причинах ухода не звучали жесткие демотивирующие факторы. При этом важно обговорить с руководством вариант передачи дел существующему коллеге из команды с возможностью его повышения (если таковые имеются), обсудить с этой потенциальной заменой о возможности. И, безусловно, любые негативные эмоции при уходе держать при себе, в разговоре с руководителем быть максимально честным, но конструктивным. Для команды же нужна более мягкая формулировка, без явных демотивирующих факторов».
Валерия Бабич, бизнес-партнер компании Devexperts, считает, что самое важное в момент увольнения — сохранить отношения и уходить на позитивной ноте:
«Я часто вижу во время увольнений, как сотрудники активно пользуются фразеологизмом «сжигать мосты». Возможно, это их кредо по жизни, но я бы порекомендовала его пересмотреть. Неизвестно, как будут развиваться события. Возможно, вы встретитесь с бывшими коллегами на новом месте работы. Или в нерабочем проекте. Но оставленное впечатление будет сложно исправить. Я много раз встречалась с ситуациями, когда сотрудники возвращались на прошлое место работы (на ту же или на должность выше). И еще чаще видела, как «сожженные мосты» не давали возможностям реализоваться. Грамотное увольнение может оказаться не закрытой дверью, а новой возможностью. Бывший работодатель может дать хорошие рекомендации или положительную обратную связь о вас. Вас могут позвать в интересный проект или поделиться экспертизой. Или это может обернуться манящим офером».
Еще немаловажный момент перед увольнением — это общение с командой, коллегами, клиентами и партнерами. Ваш работодатель будет признателен вам, если общение будет конструктивным, четким и без «подковерных игр».
Шаг 4: помощь с заменой, передача дел и введение в должность
Зрелый и взвешенный уход — это когда вы не только передали дела, но и посоветовали кого-то на свое место. От этого выигрывают все: у вашего руководителя не болит голова, кто теперь будет делать подвисшие задачи, ваш протеже будет вам очень признателен за рекомендацию, а вас будут меньше дергать после ухода. Поэтому подумайте, есть ли кто-то в вашем окружении, кто справится с этой работой. Возможно, это кто-то инициативный из младших коллег, знакомый с профильной конференции или однокурсник с программы повышения квалификации.
А если такого человека нет? При этом вы четко понимаете, что ваша помощь может потребоваться и стандартными двумя неделями здесь просто не обойтись? В этом случае можно предложить проектную или консультационную помощь. Вашему работодателю будет спокойнее, а вы получите дополнительные деньги.
Так, например, поступила Анна, менеджер по персоналу. Уже после увольнения она провела несколько финальных интервью (помогая оценить навыки и знания кандидатов), а затем еще месяц в онлайн-режиме помогала новому человеку адаптироваться. Да, дополнительные задачи занимали до двух часов в день, но зато Анна получила достойное вознаграждение за завершение проекта.
В заключение назову еще несколько моментов — чего точно не стоит делать перед увольнением. Это досадные промахи, которые перечеркнут все, что вы сделали для работодателя, и могут стать впоследствии основанием для негативных рекомендаций.
Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно
Увы, молча уйти не получится.
Здесь и далее фото unsplash.com
Как сказать начальнику об увольнении по собственному желанию — вопрос не из простых. Причины, по которым ты решил сменить место работы, могут быть самыми разными: от предложения более интересной позиции или переезда — до того факта, что ты терпеть не можешь своего босса.
Что бы это ни было, мы уверены: ты не собираешься громко хлопать дверью и заинтересован в том, чтобы сделать это красиво и без скандала.
Как сообщить начальнику об увольнении, чтобы попрощаться на дружественной ноте? Ниже тебя ждут полезные подсказки.
Как сказать начальнику об уходе: 8 основных шагов
Ты принял решение уволиться. Возможно, у тебя даже уже назначен первый день вступления в новую должность в другой компании. Отлично, дело осталось за малым, но очень важным: поставить в известность своего босса. Согласны, разговор не из приятных, но, следуя нашим советам, ты с этим справишься.
1. Заранее подготовь свое официальное заявление об увольнении
Еще до разговора с начальником нужно подготовить официальное заявление об увольнении, чтобы у тебя и работодателя была официальная запись о твоей отставке. Это письмо должно выражать твою благодарность, указывать твой официальный последний рабочий день и содержать готовность помочь с обучением или подготовкой твоего преемника, если это применимо.
Ты должен предоставить распечатанную копию письма, когда будешь присутствовать на личной встрече с боссом, чтобы твоя отставка была как можно более профессиональной.
Твое официальное заявление об отставке должно включать в себя многие из тех же элементов, которые ты будешь использовать при устном обсуждении лично с начальством, например:
Вот пример того, как написать заявление об увольнении:
Уведомление об отставке: Андрей Петров
Уважаемый Сергей Михайлович, я очень высоко ценю время, проведенное в ООО «Компания», но вынужден сообщить вам, что принял решение об увольнении по собственному желанию.
Моим последним рабочим днем станет пятница, 16 августа. За время работы в компании я приобрел ценные связи и расширил набор навыков, что позволило мне расти и использовать более продвинутые возможности в своей карьере. Я очень благодарен вам за этот опыт.
Если я могу чем-то помочь до своего последнего рабочего дня, пожалуйста, дайте мне знать. Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы, а также проведу обучение своего преемника в течение последних двух недель.
Желаю всего наилучшего.
Не исключено, что в твоей компании существует стандартная форма составления подобных заявлений, и если у тебя есть возможность незаметно получить образец, воспользуйся им. Если нет, то при необходимости перепишешь этот документ в соответствии с установленными правилами.
2. Будь краток и вежлив
Прежде чем ты поговоришь со своим начальником на эту нелегкую тему, реши, как лучше всего объяснить, что ты уходишь. Хитрость заключается в том, чтобы свести детали к минимуму и сосредоточиться на позитиве.
Тебе не нужно говорить своему боссу или кому-то еще, в какую именно компанию ты собираешься перейти, и уж точно не нужно объяснять, почему ты принял решение покинуть свое текущее место.
Конечно, если хочешь, можешь об этом сообщить, если ты не переходишь на сторону прямых конкурентов или не оставляешь место из-за того, что люто его ненавидишь.
Даже если тебе кажется, что начальник с пониманием отнесется к твоему решению, постарайся не вдаваться в подробности того, насколько шикарное предложение ты получил, и как тебя достала твоя нынешняя работа.
Ограничься общими фразами. И обязательно будь последователен в своей истории, чтобы избежать любых слухов или ложной информации, которые могут появиться в связи с этой ситуацией.
Как увольнять сотрудников вежливо и без сожалений
Долгое время в корпоративном мире было распространено мнение, что увольнение подобно смертной казни. Ничего глупее быть не может. Если увольнение – это смертная казнь, неудивительно, что менеджеры до последнего тянут, лишь бы не увольнять работника, который не справляется.
Здесь более уместна другая метафора: увольнение – это полюбовный развод. Как бы ни было больно сейчас, развод даст толчок, который поможет исправить ошибки и позволит двигаться дальше к более приемлемому для обеих сторон будущему. Если все сделать правильно, таким толчком может стать и увольнение. Вот пошаговое руководство к действию.
Начните с плана на переходный период
Назначьте время увольнения. У экспертов нет единого мнения о том, когда именно стоит увольнять сотрудника, но все они сходятся на том, что выбор времени для такого решения должен быть обоснован. Если вы сообщите сотруднику о принятом решении в начале дня и в начале недели, он быстрее сможет приступить к поиску новой работы и, возможно, не проведет все выходные в подавленном настроении или, что еще хуже, в мыслях о мести. С другой стороны, если уволить кого-то днем в пятницу, остальных сотрудников это практически не затронет.
При любом решении руководствуйтесь интересами компании. Вероятно, вам приходится мириться с отсутствием результата вот уже несколько месяцев в надежде, что ситуация исправится сама собой. Теперь, когда конец близок, распланируйте переходный период так, чтобы минимально затронуть работу компании и остальных сотрудников.
Поищите резервы внутри компании: возможно, на освободившееся место можно кого-то назначить. Пока вы подбираете кандидата и готовите его к вступлению в должность, с увольнением можно и повременить. Возможно, стоит ненавязчиво оповестить клиентов и партнеров о том, что в ваших рядах предстоят изменения.
Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных
Чтобы у вашего решения было прочное основание, представьте, что вы выступаете с речью перед судом и даете показания, а адвокат сотрудника всячески пытается доказать, что вы уволили его без всяких причин или, что еще хуже, в отместку за что-нибудь. Попробуйте найти в обосновании вашего решения все, что можно счесть пустой отговоркой или свидетельством личной неприязни.
Действуйте постепенно
Все проблемы при увольнении возникают из-за необдуманных действий. Если хочется что-то сказать, не торопитесь. Запишите ключевые мысли на листе бумаги и сверяйтесь с ним. Нужно четко понимать, что происходит. Это не сеанс у психотерапевта. Вы сообщаете человеку о том, что принято решение его уволить, и это решение – окончательное. Поэтому действовать нужно так:
1. Начните с самой сути. Вместо светских разговоров перейдите к делу. Вот пример того, как можно начать встречу с увольняемым: «Садитесь, у меня для вас плохие новости». Если вы с самого начала сообщите человеку о том, что ему предстоит услышать что-то неприятное, он сможет морально подготовиться и будет слушать вас внимательнее.
2. А теперь переходите к неприятному. В одном-двух предложениях расскажите сотруднику о том, что его увольняют и почему это происходит. Говорите в прошедшем времени, то есть «принято решение вас уволить», а не «вас увольняют». Вот пример: «Знаете, Мэри, мы уже говорили о проблемах с качеством в вашем отделе. По данным отчета за прошлый месяц, ваш отдел все еще на последнем месте по показателям качества. Мы решили, что нужно что-то менять, поэтому с сегодняшнего дня вы уволены».
О чем следует помнить, когда вы сообщаете сотруднику об увольнении:
Неправильные слова: «Знаю, что вы сейчас чувствуете». На самом деле вы не знаете, как себя чувствует человек, которого увольняют.
Не говорите: «Я знаю, что сейчас вам плохо, но потом вы поймете, что это было только к лучшему». Это не так. Увольнение – это очень травматичное событие.
Не оправдывайтесь («Вы должны были понимать, чем это грозит»).
На всякий случай приготовьтесь к слезам и эмоциям.
Инстинкт выживания очень силен, поэтому дайте сотруднику время осмыслить сказанное. И не забывайте о золотом моральном правиле: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
3. Выслушайте сотрудника. Все люди реагируют на сообщение об увольнении примерно одинаково. Наиболее часто встречающиеся реакции – шок, отрицание, гнев и печаль. Послушайте, что скажет сотрудник. Так вы поймете, как он воспринял это известие, и сможете продумать, как действовать дальше.
Четыре вида реакций на увольнение
Шок
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не спорьте и не оправдывайтесь; повторите и закрепите сказанное.
Отрицание
Как реагировать: убедитесь, что собеседник понял, что вы сказали; повторите сказанное; повторяйте до тех пор, пока сотрудник не поймет, что вы сказали.
Гнев
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не пускайтесь в подробные разъяснения о причинах решения; не оправдывайтесь; говорите твердо и настойчиво.
Печаль
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; продолжайте разговор; сделайте акцент на будущем.
4. Обговорите все важные моменты. Опишите увольняемому во всех подробностях о том, что будет дальше. Сообщите обо всем, что касается выплат, пособий, неиспользованного отпуска, рекомендательных писем, содействия в трудоустройстве, объяснений коллегам, текущих проектов и т. д. В этот момент вы не можете позволить себе фразу: «Мы с вами обсудим это позже».
5. Не стоит сопереживать тем, кто этого не заслужил. Почти все мои знакомые руководители – чуткие и внимательные люди. Однако, когда приходит время кого-то уволить, они начинают жалеть совсем не тех. Они так волнуются за судьбу сотрудника, которого им предстоит уволить, что напрочь забывают о людях, которые в отличие от увольняемого все-таки справлялись с работой, несмотря на аналогичные сложности, например, в личной жизни.
На самом деле, когда из компании уходят лентяи и те, кто не справляется, оставшимся становится легче, ведь это им приходилось пахать за двоих или доделывать чужую работу. Если увольнения обоснованны, а сотрудников оповещают об этом в уважительной и доброжелательной форме, всем становится ясно, что в компании царит хорошая профессиональная атмосфера.
А вот в организациях, где слабые сотрудники и откровенные лентяи продолжают ходить на работу как ни в чем не бывало, у талантливых и энергичных людей появляется ощущение, что их не ждет ничего хорошего. Те, кто сможет найти другую работу, уйдут. Если же они останутся, это будет означать, что их устраивает компания с низким уровнем требований к персоналу.
И напоследок – самое плохое в увольнениях заключается в том, что зачастую сотрудников увольняют слишком поздно. Приняв решение расстаться с кем-то и двигаться дальше, не нужно тешить себя пустыми надеждами, будто с этим сотрудником что-то еще может получиться. Так не бывает. Помните: самый большой вред бывает не от тех, кого вы уже уволили, а от тех, кого вы еще не уволили.-
Об авторе: Дик Грот – консультант, автор книги How to Be Good at Performance Appraisals («Как оценивать работу сотрудников»), выпущенной издательством Harvard Business Review Press