Как можно проверить самозанятого человека
Как проверить статус самозанятого
Если компания платит самозанятому, который на самом деле не самозанятый, налоговая может выставить штрафы за отчеты и потребовать доплатить взносы и НДФЛ. Рассказываем, как проверить статус исполнителя.
Зачем проверять регистрацию самозанятого
Компания вправе работать с исполнителями-физлицами и самозанятыми. Самозанятые — те, кто зарегистрировались как плательщики налога на профессиональный доход.
С гонорара самозанятому компания не платит налоги, взносы и не сдает отчеты. Заплатили, и всё. Но, когда компания переводит деньги, например дизайнеру-физлицу, она должна вместе с переводом оплаты:
Если заплатить исполнителю и не отчитаться, будут штрафы.
Штрафы, если заплатить исполнителю и не отчитаться
С самозанятыми ничего этого делать не надо, достаточно просто напрямую оплатить услуги. Но если фрилансер говорит, что самозанятый, а на самом деле он не самозанятый, то однажды налоговая это заметит и попросит заплатить за всё время работы. Поэтому лучше всё-таки проверить статус фрилансера самим.
Как проверить, самозанятый исполнитель или нет
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых. Чтобы узнать статус исполнителя, компании понадобится его ИНН.
Для проверки переходим по ссылке, открывается окно с двумя строками: поисковый запрос — сюда вводим ИНН исполнителя — и дата.
Вводим ИНН и дату, нажимаем кнопку «Найти». Если исполнитель зарегистрировался как самозанятый, ответ будет таким:
Второй вариант ответа сервиса — «не является плательщиком налога на профессиональный доход». Значит, исполнитель не самозанятый.
Советуем проверить статус самозанятого перед оплатой и сделать скриншот результатов. На всякий случай.
Как компании платить самозанятому
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Как проверить, что самозанятый – точно тот, за кого себя выдает
Новая категория самозанятых бизнесменов появилась в России относительно недавно. Поэтому многие компании еще пока не сталкивались с такими контрагентами и по-старинке привлекают для выполнения работ исполнителей из числа физлиц или ИП.
Однако количество самозанятых уже перевалило за миллион и это еще не предел. Их будет еще больше, ведь старт новому спецрежиму в некоторых регионах был дан только несколько месяцев назад.
Все когда-то бывает в первый раз, в том числе и договор с самозанятым исполнителем. Что нужно учесть при заключении такого договора, как компании обезопасить себя и не попасть ненароком в неприятную историю с доначислением налогов? Этим вопросам посвятим новый пост нашего блога.
Проверьте статус
Допустим, вы где-то по рекламному объявлению, или с помощью сарафанного радио нашли человека, который может выполнить для вас работу и он утверждает, что является плательщиком НПД.
Отлично! Значит не придется платить за него взносы, удерживать НДФЛ, отчитываться. Налицо экономия денег и времени.
Но на радостях не забудьте проявить бдительность и проверить, действительно ли данный гражданин на данный момент является самозанятым.
Причем узнать статус исполнителя можно как на текущую дату, так и на любую другую.
В описании к сервису ФНС указывает, что с его помощью можно бесплатно узнать, является ли человек самозанятым, при работе с которым не нужно удерживать НДФЛ и начислять на его вознаграждение страховые взносы, а также, что сформированные им чеки действительно отправляются в налоговую, и ИП и юрлицам можно учитывать их в расходах.
Составьте договор
При составлении договора будет нелишним в преамбуле указать, что исполнитель является налогоплательщиком налога на профессиональный доход. Таким образом уже из шапки договора будет понятно, что никаких взносов компания-заказчик за этого исполнителя платить не будет.
Если же плательщик НПД — это действующий индивидуальный предприниматель, то обычно в договоре не указывают применяемый им режим налогообложения.
Иногда может возникнуть такая ситуация, когда договорные отношения с ИП длятся уже давно, но в процессе он решил сменить режим налогообложения и перешел на НПД. У заказчиков возникает вопрос, что делать с договором — перезаключать его или составлять доп.соглашение?
ФНС, рассматривая такую ситуацию, успокаивает: ничего делать не надо. Заключение нового договора может потребоваться, если до применения НПД предприниматель был на общем режиме, являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала НДС. Тогда для урегулирования цены можно заключить новый договор или допник.
Если после перехода исполнителя-ИП на НПД существенные условия договора не изменились, заключать новый договор или вносить изменения в уже существующий не требуется.
Еще раз проверьте статус
Допустим, вы проверили исполнителя по реестру на сайте ФНС. Но жизнь не стоит на месте. Если гражданин на момент заключения договора являлся самозанятым, это не значит, что он все еще пребывает в этом статусе к моменту перечисления ему денег за выполненную работу.
Поэтому перед тем, как отправить платеж, целесообразно еще раз проверить — есть ли запись в реестре по этому гражданину.
Что будет, если самозанятый уже не самозанятый
Увы, но может произойти неприятная ситуация, когда к моменту перечисления денег (или уже после этого) заказчик узнает, что исполнитель либо сам отказался от статуса самозанятого, либо его регистрация была аннулирована по ряду причин.
В случае с исполнителем-ИП потеря им статуса плательщика НПД не принесет головной боли заказчику, потому что свои налоги ИП в любом случае платит сам.
А вот с обычным физлицом все гораздо сложнее.
В общем, мороки много и лучше в такие неприятные ситуации не попадать.
Можно оптимизировать процесс сотрудничества
Бухгалтеру не придется волноваться, проверять статус исполнителя, тратить на всю эту суету свое время и нервы, если нанять самозанятого специалиста через специальную биржу.
БиржаАутсорсинга.рф — это онлайн-площадка, предназначенная для контакта заказчиков с самозанятыми исполнителями.
Мы проверяем исполнителя и отстраняем от работы на бирже, если он утратил статус самозанятого.
Также перед допуском к выполнению работ наш сервис проверяет действительность всех документов исполнителя, и наличие противоправных действий на территории РФ.
БиржаАутсорсинга.рф — это современный инструмент управления исполнителями. Мы сокращаем время на рутину, повышаем эффективность.
Вся правда о проверках и штрафах для самозанятых
Недавно СМИ облетела радостная новость — налоговикам запретили проводить проверки самозанятых без разрешения Управления оперативного контроля ФНС (Письмо ФНС от 26.06.2019 № ЕД-4-20/12490@). А за что вообще можно оштрафовать самозанятого? Возможно ли это сделать без проверки (в привычном «бухгалтерском» смысле)? И как вообще проверяют самозанятых?
Сразу оговоримся — в качестве самозанятых мы имеем в виду плательщиков налога на профессиональных доход (НПД). Какими еще бывают самозанятые — смотрите здесь.
Нарушен порядок формирования чека для покупателя
Загадка из российских налоговых реалий: кто может не применять онлайн-кассу, но чек покупателю обязан выдать? Правильный ответ: официально зарегистрированный самозанятый.
Система «Мой налог», по сути, исполняет функцию ККМ. Плательщик НПД должен передавать данные о каждом случае получения дохода в ФНС. И формировать чек для передачи покупателю.
Если это не сделать, вот вам первый повод оштрафовать самозанятого по ст. 129.13 НК РФ — за нарушение порядка выдачи чека. Обратите внимание: подобным нарушением порядка считается невыдача чека или выдача неправильного чека. Сроки, в которые надо выдать чек, оговорены отдельно.
Чек сформирован с опозданием
В какие сроки и как надо выдавать чек, прописано достаточно подробно (п. 3 ст. 14 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Если оплата производится наличными деньгами и (или) с использованием электронных средств платежа, то чек нужно выдать в момент расчета — в электронном или бумажном виде.
Интересный момент — в расчетах между самозанятым и его покупателем может быть посредник (п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Видимо, имеется ввиду ситуация, когда некое лицо (критерии в законе не уточняются) набирает самозанятых и действует как агент, получая деньги и передавая самозанятым их долю.
Если в расчетах участвует посредник, то самозанятому формировать и выдавать чек не надо. Можно предположить, что заниматься выдачей чеков должен тот самый посредник (чеков из «Мой налог» или чеков ККМ — история пока тоже умалчивает).
Обо всех расчетах через посредника налогоплательщику НПД все равно нужно известить свою ФНС не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Видимо, надо все-таки выбить один чек на посредника на сумму заработанных через него денег за месяц.
Если не сформировать чек вовремя — ждите штраф по ст. 129.13 НК РФ.
Размер штрафа
Если самозанятый попался на мухлеже с чеком в первый раз, предусмотрен штраф в размере 20% от суммы, которую он не пробил или пробил с опозданием.
Если попался повторно в течение 6 месяцев — в «штрафной» бюджет придется отдать всю сумму, по которой накосячил с чеками.
Как же проверяют самозанятых?
Пока налоговики не придумали ничего лучше старой доброй практики «подсадных уток».
Например, предлагаете вы услуги помощи в домашнем хозяйстве через интернет. С вами связывается заказчик, вы приходите, что-то делаете, получаете оплату, а чек не выдаете. Ваш заказчик гордо демонстрирует вам удостоверение инспектора ФНС и далее по сюжету. Метод отработан налоговиками еще на кассах-«не онлайн». Просто, надежно и практично, как говорится…
Еще возможен вариант, когда получатель услуг самозанятого окажется чем-то недоволен и «настучит» в ФНС, что данный самозанятый еще и чеки не выдает. Но такие случаи в нашей стране все-таки редкость.
Ну и, конечно, налоговики могут запросить данные о поступлении денег на счета самозанятого и сравнить их с тем, что прошло через «Мой налог» (правда, запрос в банк возможен, когда в отношении самозанятого инициирована налоговая проверка). И если налоговая докажет, что это выручка,— поступившие суммы будут считаться доходом самозанятого.
Кстати, презумпция невиновности налогоплательщика, провозглашенная п. 6 ст. 108 НК РФ, далеко не всегда на практике срабатывает.
А если регистрации самозанятого нет?
Если у вас вообще нет регистрации в качестве самозанятого и вы попались на оказании платных услуг, то штрафовать вас будут иначе — как ведущего предпринимательскую деятельность без регистрации этой деятельности и уплаты налогов с нее.
А главное — вас не будут рассматривать как самозанятого, чтобы на вас не распространялись поблажки по запрету на проверки, предусмотренные на 2019 год.
Выводы
«Не проверять самозанятых» на практике вовсе не означает, что не будут проводить проверки «физиков», которые заняты какой-то приносящей доход деятельностью вне трудовых договоров и ГПД.
Максимум, на что может рассчитывать официально зарегистрированный самозанятый, который попался на «хитростях» с чеками, — это на то, что без разрешения спецуправления ФНС налоговики «на месте» не станут проверять движение денег по счетам за весь период деятельности.
Вместе с тем, ничто не мешает инспекторам заявить в спецуправление, что у них имеется подтверждение нарушений в работе самозанятого. И вполне возможно, что разрешение на детальную проверку они таким образом получат.
Ну а если «физик» не зарегистрирован никак, действуют вообще другие правила: проверять и штрафовать будут по полной программе как за незаконную предпринимательскую деятельность и неуплату налогов.
Как проверить статус самозанятого гражданина
Проверка самозанятого на сайте ФНС онлайн — это процедура контроля плательщика налога на профессиональный доход. Введите ИНН контрагента и узнайте его текущий статус.
Зачем проводить проверку
Самозанятость подразумевает льготы в работе с контрагентами: покупатель не платит налоги и взносы с сумм оплаты за товары, работы, услуги. Плательщики НПД освобождены от НДФЛ и страховых взносов, они платят единый налог на профессиональный доход. Заказчикам, которые сотрудничают с такими налогоплательщиками, необходимо проверить самозанятое лицо заранее, до заключения договора гражданского правового характера. Если юрлицо заключит соглашение и перечислит деньги физическому лицу без статуса самозанятости, его ожидают штрафы и разбирательства с налоговой инспекцией, блокировка счетов от банка.
По этой же причине надлежит проверить чек самозанятого при его получении. Плательщик НПД обязан формировать чеки по каждой операции — при фактическом получении дохода. В чеке стоит отметка о принадлежности к самозанятости и QR-код с уникальным кодом по каждому расчету.
Информация о каждом плательщике НПД содержится в реестре самозанятых, который ведет Федеральная налоговая инспекция (ст. 5 422-ФЗ от 27.11.2018). Для всех пользователей доступна проверка статуса самозанятого по ИНН на сайте налоговой, причем абсолютно бесплатно. У заказчика есть возможность заранее узнать, относится ли его контрагент к плательщикам налога на профессиональный доход, действуют ли льготы на расчетные операции и вправе ли организация учитывать чеки самозанятого в затратах при исчислении налоговых вычетов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ИП стать самозанятым. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как проверить статус самозанятого
У заказчика есть два варианта — собственная проверка на самозанятость по ИНН бесплатно или справка о постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД. Справку по КНД 1122035 предоставляет сам плательщик профессионального налога по запросу контрагента. Документ формируется в личном кабинете налогоплательщика или в мобильном приложении «Мой налог» (письма ФНС № СД-4-3/10848@ от 05.06.2019, № ЕД-4-20/18515 от 13.09.2019). Справка оформляется в электронной форме, ее подписывают усиленной квалифицированной ЭЦП и передают по электронной почте.
Контроль через сервис ФНС доступен абсолютно всем и производится в любой момент по запросу пользователя. Регистрация на сайте ФНС не требуется, плата за сервис не взимается.
Пошаговая инструкция, как проверить регистрацию самозанятого по ИНН через сервис Федеральной налоговой инспекции:
Шаг 1. Перейти по ссылке на сайт ФНС.
Шаг 2. Ввести ИНН контрагента.
Шаг 3. Указать дату, на которую необходимо узнать статус.
Шаг 4. Нажать кнопку «Найти».
Шаг 5. Получить результат проверки.
Пользователю проверить самозанятого по Ф.И.О. на сайте ИФНС нельзя, проверка осуществляется только по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН). Помимо сайта ФНС, проверка доступна и на специальном ресурсе для налогоплательщиков ПД — Самозанятые. РФ. Порядок действий аналогичен: ввести идентификационный номер и дату, на которую необходимо получить сведения.
Что делать, если человек не зарегистрирован как самозанятый
В нормативах налоговой указано, как можно узнать, человек зарегистрирован или нет как самозанятый, — через специальный сервис ФНС. Кроме того, такая опция теперь действуют во многих банках при совершении онлайн-платежей.
Если проверить по Ф.И.О. в реестре самозанятых граждан в 2021 году или по ИНН не удалось, запросите у налогоплательщика по ПД справку по форме 1122035. Документ является юридическим подтверждением самозанятости.
Работа с фрилансерами без статуса самозанятости грозит заказчику штрафами и пенями. Накажут и незарегистрированного предпринимателя — его оштрафуют и лишат права оформить самозанятость, чтобы задекларировать доходы и получить льготный статус в текущем году. За ведение коммерческой деятельности без регистрации положены:
Если подтвердить незадекларированный доход документально не получится, налоговая инспекция посчитает прибыль по усредненным отраслевым показателям на основании статистических сведений.
Легализовать доход и не переживать из-за налоговой: 10 вопросов о режиме для самозанятых
Отвечает эксперт по праву Антон Дыбов
В России уже 2 миллиона самозанятых. Вместе они заплатили налогов на 8 миллиардов рублей.
Налоговый режим для самозанятых самый простой. Чтобы стать самозанятым, достаточно скачать приложение «Мой налог» и зарегистрироваться. Но все равно многие испытывают сомнения: можно ли легализовать серую зарплату, как вносить доходы задним числом и что делать, если заработал за год больше, чем допустимо по правилам режима. Эксперт по праву Антон Дыбов ответил на все вопросы, а мы собрали 10 из них в подборку.
Что делать, если превысил годовой лимит по доходам?
Если превышен лимит в 2,4 млн рублей, с нового календарного года можно снова применять режим НПД, пока доход не достигнет 2,4 млн, и так каждый год?
Все верно. Если превысить в 2021 году, 1 января 2022 можно снова регистрироваться как самозанятый. Если, скажем, к сентябрю самозанятый заработал больше 2,4 млн рублей, он не может применять этот режим до конца года. И да, должен зарегистрироваться вновь 1 января. И так каждый год. Если же нарушения условий НПД не было, перерегистрация, конечно, не нужна.
Другое дело, если такое происходит регулярно. Тогда стоит задуматься о регистрации ИП на УСН либо о патенте. Что до лимита доходов, то каждый год он обнуляется. Считать поступления с даты регистрации самозанятым не нужно.
Может ли налоговая проверить, скрывает ли самозанятый часть доходов?
Как контролирующие органы проверяют, в полном ли объеме я указал доход? Например, я сдаю в аренду несколько объектов недвижимости, но указываю доход и плачу налог с меньшей суммы, чем на самом деле. Если налоговая выявит один или два объекта — скажу, что заплатил налог именно с них. Но все объекты они не выявят. И еще вопрос: когда плачу налог, нужно ли указывать, за какой объект недвижимости и от кого получил доход?
Давайте по порядку.
Как проверят. В теории у налоговиков есть право назначить выездную проверку физлица, в рамках которой они могут провести контрольную закупку. Не будет чека — и вот она, недоимка.
Указывать ли источник дохода и объект недвижимости, за который заплатили. Если вам платит физлицо без статуса ИП, идентифицировать его в приложении не нужно. А вот когда плательщик — ИП либо организация, надо указать ИНН и ФИО либо название компании. В законе и письмах нет четких указаний, насколько подробно нужно описывать поступление. Так что решайте сами.
НПД разрешено платить только с доходов от сдачи в аренду жилой недвижимости. От нежилой — нет. А это, например, гаражи, машино-места, дачи.
Могут ли неучтенные поступления на карту вызвать подозрения у налоговой?
Хочу стать самозанятым, но немного переживаю, что личные переводы на карту налоговая может счесть за доходы и придется что-то доказывать. Случались ли такие прецеденты?
Налоговая не видит никакие поступления ни на чью карту, будь то карта организации, ИП или обычного физлица. Это миф.
Чтобы получить доступ к счету, нужно запустить выездную проверку. Это не по щелчку пальцев делается. А в отношении физлиц без статуса ИП — почти никогда. Поэтому нет, прецедентов не было. Опасения напрасны.
Можно ли вносить часть зарплаты как доход по самозанятости?
Я работаю сварщиком у частника, который часть зарплаты платит официально, а вторую, большую часть — в конверте. Планирую брать ипотеку. Могу ли я зарегистрироваться как самозанятый, чтобы вывести из тени вторую часть зарплаты? Для ипотеки ведь нужно показать хороший доход. Насколько мне известно, налоговая может выдать справку о доходах самозанятым. Возможно ли это в принципе?
Как самозанятый вы не можете сотрудничать с текущим работодателем. А если уволитесь, нанять вас в этом качестве он не вправе еще два года. То есть такая схема не сработает.
А так справку о доходах самозанятые получить могут — через приложение «Мой налог». Она будет заверена электронной подписью ИФНС.
Могут ли самозанятые получать доход в иностранной валюте?
Если я оформила статус самозанятого в России, а заказы международные, нужно ли платить дополнительные налоги? И вообще — подразумевает ли статус самозанятого получение доходов в другой валюте?
Нет, ничего дополнительно платить не нужно. Вы как самозанятая находитесь в России и имеете полное право считать ее территорией ведения деятельности, пусть и заказчики иностранные. И да, самозанятые вправе получать доходы в любой валюте. Только пересчитывать их в рубли нужно по официальному курсу ЦБ, не банка, на дату поступления.
Как убедить клиентов сотрудничать по самозанятости?
Успешно работаю как самозанятая с физлицами и иностранными юрлицами, а вот российских юрлиц что-то не удается уговорить. Я говорю, что есть статус самозанятой. Они отвечают, что скажут это в бухгалтерии, а потом — привет, НДФЛ. Речь идет об услугах по договору ГПХ. Что нужно говорить, на что напирать? Может, есть какой-то пароль, который надо в бухгалтерию передавать?
Пароль примерно такой: «Я самозанятая, и на выплаты в мою пользу не придется начислять страховые взносы. А это экономия до 30% от суммы вознаграждения. Кроме того, доходы самозанятых не облагают НДФЛ. Так что, пожалуйста, давайте закрепим мой статус в договоре и пропишем сумму на руки без удержания НДФЛ. Я сэкономлю на налоге, вы — на взносах».
Обязательно ли отправлять чек заказчику?
После формирования чека в приложении «Мой налог» обязательно ли его отправлять заказчику? Это как-то отслеживается и предусмотрен ли штраф?
Ситуация интересная: обязанность есть, а ответственности за ее неисполнение по закону нет. Если вы внесли доход в приложение «Мой налог», но чек заказчику не отправили, государство вам ничего сделать не может.
Однако когда заказчик — организация либо ИП, то санкции за такое обычно прописывают в договоре с самозанятым. Ведь контрагент рискует доначислением НДФЛ и взносов, а также невозможностью включить выплату самозанятому в налоговые расходы. Одним словом, загляните в договор.
Но чисто по-человечески лучше не игнорировать отправку чеков: вы подставляете партнеров, это рано или поздно скажется на репутации и заказах.
Можно ли заплатить налог на доходы задним числом?
Если я в течение года периодически получал доход наличными, но как самозанятый не оформлялся, могу ли я зарегистрироваться в декабре как самозанятый и ввести в приложение одной суммой весь полученный за этот год доход, чтобы заплатить налоги и получить скидку по их уплате?
Формально нет, не можете. Задним числом режим самозанятости не действует. Но в жизни многие так делают. Налоговые проверки самозанятых фактически запрещены, так что обнаружить нарушение почти невозможно. Да и зачем? Спасибо, что хотя бы что-то в бюджет отдали.
Но никаких скидок за внесение доходов в приложение «оптом» нет.
Может ли банк не принимать справки из приложения «Мой налог»?
Да, некоторые банки по инерции справки самозанятых не воспринимают. Хотя их официальный статус подтверждали и ЦБ, и ФНС. Тем не менее последнее слово остается за конкретным банком.
Как перестать быть самозанятым?
Предположим, я работала как самозанятая, а потом решила закончить свою трудовую деятельность. Как мне отказаться от своего статуса?
Регистрация и ее прекращение — все через приложение «Мой налог». Сняться с учета можно в любое время, и займет это пару минут. В Т—Ж разбирали технические подробности.
AMA. Эксперты и герои Т—Ж отвечают на вопросы о чем угодно
Редакция, признайтесь, вы эту статью сегодня выпустили, чтобы потроллить учительницу английского в Москве с доходом 200 000 ₽, автора сегодняшнего дневника?))
Евгений, они выпустили дневник, под статью
Вот до сих пор не понимаю выгоды самозанятости для налогоплательщика.
Вычета нет, соцпакета нет, ипотеку одобрят со скрипом, в автокредите откажут.
Dinara, но ведь получить кредит все же больше шансов, будучи самозанятым, чем безработным, правильно? Потом, мне кажется, может быть полезно для подтверждения дохода для получения визы, например. Ещё приходит в голову ситуации, когда родители при разводе начинаю судиться из-за детей. Подтверждённый доход будет плюсом, чтобы суд принял решение, с кем оставить ребёнка, я думаю.
Alexandra, верно подметили. Делаем партнёром по свмозанятости банк Тинькофф. Далее по счету самозанятогр выписку на английском или ином иноземном языке. Проверено. Все работает.
Dinara, предлагали, как самозанятому, на вторичку за 6,3%. Как ране писал есть много банков, которые неособо себя рекламируют и продвигают в развитие бэкофисов.
Уточнение ипотека бралась для расширения того направления, в котором работаю, как самозанятый.
Это тоже важный момент.
Dinara, выгода есть, если в организации работаешь по договору гпх и у тебя вычитают 13% ндфл, а теперь ты самозанятый и налог всего 6%
Наталья, налог меньше, но вычета все равно нет. А по гпх можно профессиональный вычет получить. Так что выгоды нет.
Dinara, есть выгоды, если работать с юр. лицами, тк самозанятость гораздо выгоднее, чем ИП (если доход не регулярный и укладываешься в годовой лимит)
Dinara, согласен. По мне так одни минусы. При доходе от 100 тыс. руб. самозанятым быть не выгодно.
Dinara, этот режим нужен для налогонеплательщиков 🙂
Dinara, вот давно пора в России научиться считать свои доходы до вычета налога. Работодатель не со своего кармана ваши налоги платит, а с вашего.
Dinara, по ГПХ вы должны платить 13%, а если ваш клиент юрлицо, то еще и взносы, в режиме самозанятого, ваш гонорар может быть выше на сумму взносов, при этом налог вместо 13 будет 6%. Если вы работаете с физлицами, и не платите налог по ГПХ, то при крупной покупке могут возникнуть вопросы откуда деньги.
Dinara, если уж сравнивать такой подход, то так: если ваш клиент сейчас на ГПХ тратит на вас, грубо говоря, 100000 и сам вычитает 13%, то получаете вы 87000. Если с переходом на самозанятость он будет тратить те же 100000, то уже вы будете платить налог, но 6%, и оставаться у вас будет 94000. Та же история и с ИП, впрочем.
Разница между самозанятостью и ИП по финансам лишь в отсутствии фиксированных взносов, но я лично не вижу в этом никакой проблемы: если вы зарабатываете больше примерно 685 тысяч рублей в год (57 тысяч в месяц до вычета налогов), то фиксированные взносы целиком и полностью помещаются в налог УСН 6%, то есть вы ничего лишнего не платите.
Вопрос. Международные заказчики, оплату за заказы перечисляют на PayPal, а собственно оттуда уже перечисляю другие суммы на карты банка. Каким образом учитывать этот доход самозанятому? Кому выписывать чеки? Ведь доход приходит не непосредственно от заказчика, а от PayPal.
Nilkoff, тоже интересен этот момент. Сюда можно добавить иностранные стоки типо shutterstock, cgtrader и так далее
Было бы прекрасно, если бы справка о доходах выдавалась ещё и на английском языке, а то непонятно что делать если хочешь подать справку в консульство другого государства
Dan, заказать перевод и заверить его?
Наоборот сейчас рассказывают о такой тактике рейдов: проверяют владельцев нескольких объектов недвижимости, чтобы прояснить, как они используются. То есть заход именно со стороны списка недвижимых объектов, а не с поступлений на карту.
Dinara, интересно, в чем мотивация вашего контрагента работать с вами по договору ГПХ и платить за вас все налоги, а не сотрудничать с вами как с ИП, коим вы судя по всему и являетесь
Плюсы, особенно когда подключился к программе и ПФР РФ: низкие налоги и сам решаешь сколько отчислять и главное в пользу кого из членов семьи часть дохода, которую сам определяяешь, на пенсионные накопления. Скажут а стаж как подтверждать. Ну это давно известно у ПФР есть «курс стажа», даже в помощь калькулятор, сколько надо заплатить за покупку 1 года или пенсионных баллов.
Минуса самозанятости,честно, пока не вижу, можно это связано из-за малого срока общероссийского эксперимента. Но одно точно: большинство банков, кто сидел на одном месте и не чего не делал- Тинькофф банку особый привет, тот сейчас будут локти кусать. Конечно, речь идёт не только о стандартной услуге, как платежный партнёр самозанятого по получению дохода и формированию платежей на оплату налога, но и о других продуктах: то же кредитование на льготных условиях. Радует, что этот недочёт уже исправляется, прада, не частными( очередной косой взгляд в сторону Тинькофф) банками.
У меня вопрос! К примеру, я самозанятый и шью шапки. Покупатель скидывает на карту оплату за шапку, я соответственно отправляю покупателю чек. Но как быть с расходными материалами? Шапка к примеру стоит 1000 руб. потратил я чтобы пошить шапку 500 руб. соответственно прибыль 500 рублей! А чек я выдаю на 1000 руб. и соответственно налог плачу тоже с 1000 рублей! Как быть в данном случае?
Alex, налог платиться с оборота, а не с дохода. Поэтому учитывайте в цене шапки те 6% которые надо заплатить.
Alex, переходить в статус ИП доходы минус расходы. Но там расходы надо подтверждать. На нпд только на общую сумму чек выдаётся и со всего платится. Либо добавлять налог к стоимости шапки
Я самозанятая уже два года, и мне тоже много вопросов задают, и я на них постоянно отвечаю. Поэтому могу сказать, что вопрос «Могут ли неучтенные поступления на карту вызвать подозрения у налоговой?» требует более развёрнутого ответа. Дело в том, что если прикрепить в приложении свою карту, то на все платежи, приходящие на нее (от физлиц), автоматически формируется чек и отправляется в налоговую. Его, конечно, можно отменить в пару кликов, но это лишние движения + вероятность пропустить что-то, и тогда перевод от мамы будет расцениваться как доход по самозанятости и на него нужно будет заплатить налог. То есть надо уточнить, что на самом деле налоговая «видит» (в виде чеков) все поступления от физлиц на карту, прикрепленную к аккаунту самозанятого.
Поэтому есть три варианта: 1. вручную просматривать все платежи и отменять лишние чеки (долго и ненадёжно); 2. не привязывать карту и формировать все чеки вручную, вбивая сумму и дату поступления (ещё дольше и ненадёжно). 3. завести отдельную карту чисто под самозанятость и использовать ее только для таких поступлений — тогда чеки будут формироваться и улетать в налоговую автоматически и только на платежи по самозанятости, это оптимальный вариант. (Но чеки для юрлиц все равно придётся делать ручками, потому что там еще ИНН надо указывать.)
Ирина, нет никаких проблем не привязывать карту.
Я выставляю чеки вручную, но я работаю с юр. лицами и чеки, конечно, не каждый день
Afanasiy, это не апостиль, а простой перевод с нотариальным заверением у нотариуса. А апостиль это заверение в государственных органах.
Dinara, при самозанятости тоже можно указывать сумму на 6 % больше
Есть ещё система такая, о которой не все знают, даже Налоговая путается: ип на самозанятости. Если бы рассказали подробнее об этой системе, было бы интересно почитать)
Ирина, я недавно перешёл с Ип усн на Ип самозанятый. Консультировался с налоговой. Они сказали, что можно не закрывать Ип, а только написать им заявление на прекращение усн и в Мой налог зарегиться как самозанятый. Расчётный счёт закрывать тоже не стал, просто обнулил его.
Все теперь расчеты через дебетовую карту.
Да, и с контрагентами юрлицами я просто поменял банковские реквизиты в договорах через допсоглашения.
Олег, А разве нельзя было использовать для ИП самозанятый тот же счёт (ИП на УСН)? Или поменяли из за лишних тарифных расходов?
Ирина, тоже интересно по этому поводу. Нужно ли ИП декларацию тогда сдавать? Как перейти на другой режим после нпд,в начале года или в любое время?У меня после установки экваринга выходит почти так же как ИП на УСН 6%,зато там из страховых можно налог вычитать,а в нпд нет такого. А тут хоть в пенсионный капать будет.. НПД не сильно продумано в этом плане,только на маленький доход.
Ирина, а в чём сложности? У меня ИП с НПД, проблема была только в доказательстве налоговой,что так можно.
Ирина, есть ИП на разных режимах налогообложения, а есть самозанятый. Это разные вещи. Вы наверное имеет ввиду ИП на УСН.
Оформила бы самозанятость, если б с инвестиций 4% брали. Но нет, берут 13, жаль.