Как мусульмане относятся к татуировкам
Какое тату дозволено у мусульман?
В последнее время татуировка становится достаточно массовым явлением. А насколько она популярна среди мусульман? Не противоречит ли тату нормам Ислама? И если оно дозволено, то в какой форме, на каких участках тела и каким материалом можно наносить тату?
То есть грех за татуировку ложится как на мастера, так и на клиента, ибо это один из видов изменения творения Всевышнего, что является тяжким грехом. Ввиду запретности деятельности по нанесению тату, запретен и полученный с этой деятельности заработок.
Это всё касается стандартных татуировок, которые наносятся под кожу путём её прокалывания, вследствие чего рисунок не исчезает.
Но если рисунок наносится лишь на поверхность кожи без прокалывания, и со временем нарисованное стирается (как в случае с хной), тогда при соблюдении определённых условий такой рисунок становится дозволенным, ибо, по сути, это уже не татуировка, а некий вид окрашивания кожи, не препятствующий контакту воды с ней.
При каких же условиях тату становится дозволенным?
– Рисунок не должен быть постоянным, необходимо, чтобы со временем он исчезал.
– Рисунок не должен препятствовать соприкосновению воды с кожей.
– Рисунок не должен быть подобным рисункам, наносимыми грешниками.
– Рисунок не должен содержать какие-либо лозунги или признаки ложной идеологии или заблудшего течения.
– Рисунок не должен содержать изображение чего-либо одушевлённого.
– Нельзя также наносить на тело имена Аллаха или аяты Корана.
– Рисунки нельзя наносить в зоне срамных мест (аврата).
– Женщина не имеет права показывать посторонним мужчинам свои рисунки, при этом незамужней женщине наносить рисунки хной чёрного цвета вообще запретно.
При составлении материала использовалась фетва Ахмада Шарифа ан-Наасан, муфтия региона аль-Баба, Сирия
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Тату в Исламе? Грех ли это?
Татуировки — это уникальная возможность заявить о себе, своих интересах и убеждениях всему миру. Но часто бывает, что они несовместимы с религией. Итак, мы много знаем об основах ислама, в которых есть особое отношение ко многим аспектам современной жизни. Молодые мусульмане пытаются найти ответы на многие вопросы в священных учениях. Одни из самых актуальных — разрешены ли татуировки и грех ли это?
Прежде всего ответы нужно искать конечно же в Коране, важнейшей книге для приверженцев исламской религии. В самой книге нет четкого упоминания татуировок в том виде, в каком мы их знаем сегодня. Стоит сказать, что нет и упоминания о древних надписях на теле, которые были характерны для жителей Африки, Саудовской Аравии, Ирана и части Пакистана. Но в то же время великий аятолла Сейид Садик Хусейн Ширази сказал: «Татуировки считаются Макрух (нежелательные)». Не смотря на это согласно Корану тату нельзя считать чем-то греховным, потому что о них попросту нет упоминания.
Если Коран ничего не говорит о греховности татуировок, почему многие приверженцы ислама до сих пор считают это харамом? Есть ли за это наказание?
Большинство мусульман основывают свои мнения на хадисах (устных преданиях) пророка Мухаммеда. Исходя из них, мусульмане считают татуировки грехом, потому что вы не можете завершить вуду (ритуальное омовение), если у вас есть татуировки. А поскольку вы не можете завершить такой важный ритуал и быть чистым, вы никогда не сможете молиться. Вуду — очень важный ритуал для мусульман. Потому что мусульмане молятся только тогда, когда их тело и разум находятся в ритуальной чистоте. Но не беспокойтесь, что татуировка лишит вас способности молиться, есть и другие соображения. Поскольку татуировка расположена под кожей и никоим образом не препятствует попаданию воды в ваше тело, перманентная тату не может полностью предотвратить вуду.
Также исследователи ислама приводят следующие аргументы. Татуировка — это обезображивание своего тела, то есть издевательство над творением Аллаха, некий обман. К тому же этот процесс болезненный и может привести к заражению. И конечно же не без вечного противостояния религий — татуировка считается имитацией (кафиров) неверующих.
Почему татуировки нежелательны, а пирсинг разрешен?
Следует сказать, что эти аргументы существенно устарели. Ведь если им следовать, то и любые действия на свой организм тоже следует запретить. Тогда как насчет пирсинга? Также запрещено красить волосы и подстригать бороду? И носить цветные линзы? Вам делали ринопластику или другие медицинские процедуры? Автозагар или солярий тоже запрещены? Конечно, многие исламские ученые считают, что женщины могут носить украшения, а значит пирсинг разрешен. Также можно изменить прическу и надеть цветные линзы, если это не навсегда. Значит ли это, что татуировки возможны? Каждый должен сам решить, какого мнения придерживаться.
Важно помнить один момент — в татуировках не должно быть неуместных изображений, связанных с демонической и сексуальной тематикой.
Простит ли меня Аллах, если я сделаю татуировку?
Молодые мусульмане часто задаются вопросом, могут ли они попасть в рай с татуировками. Многие исламские ученые утверждают, что Аллах не простит наличие татуировок на теле мусульманских женщин и мужчин. Почему? Согласно хадису Сахих аль-Бухари, переданному Абу Джухайфой:
«Пророк проклял того, кто носит татуировки, и того, кто делает татуировки».
Но это не совсем так, поскольку Аллах милосерден и прощает все грехи, если вы искренне верите. В хадисе Кудси говорится о милосердии и прощении Аллаха:
«О сын Адама! Даже если бы твои грехи достигли небесных вершин, а потом ты попросил бы у Меня прощения, то Я обязательно простил бы тебя!».
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что мы можем попасть на небеса, если наша вера сильна и наш разум чист. В конце концов мы должны думать о своих поступках, а не об опасностях татуировок.
Татуировка во время Рамадана
Многие юноши и девушки задаются вопросом, можно ли сделать тату во время Рамадана? Как таковых запретов нет, но стоит рассмотреть это с физиологической точки зрения. Поскольку Рамадан предполагает длительное голодание, а процесс нанесения татуировок болезненный, это может негативно сказаться на вашем самочувствии.
Что на счет временных тату?
Известный мусульманский ученый Тафсир аль-Куртуби утверждает, что если говорится о чем-то непостоянном, например о хне или каяле, которые женщины часто используют в качестве украшения, подготовки к свадьбе, то это не татуировка как таковая. Почему? Поскольку это временно, и не меняет творения Аллаха, это не харам. С другой стороны, по словам Сайеда Али Систани, представителя шиитской школы мысли: «Татуировки допустимы, несмотря на то временные они или постоянные».
Если вы мусульманин и все еще не решаетесь сделать себе татуировку, ведь многие приверженцы ислама, особенно старшее поколение считают татуировки грехом. Лучшее решение — временные татуировки, которые не запрещены, но помогут выразить себя.
Можно ли мусульманам делать татуировки
Опираясь на примеры из достоверных научных источников, а также на мнения ученых-факихов, на вопрос, можно ли мусульманам делать татуировки, может быть только один ответ: тату не будет разрешаться шариатом, если принимать за понятие «татуировки» введение краски с целью изменения цвета кожного покрова путем прокалывания кожи иглами и пускания крови.
В качестве примера такого запрета приводится хадис от Ибн Умара, в котором говорится что Пророк Мухаммад ﷺ проклинает не только татуировщиков, но и тех, кому делаются татуировки, как и тех, кто и кому наращивают волосы.
О том, что тату нежелательны, говорили и ряд богословов-маликитов. По мнению ан-Нафрави, наколки можно считать близким к хараму.
Но следует принимать во внимание тот момент, что виды и типы татуировок бывают различными, так что и отношение ислама к ним также отличается. Есть ряд мнений, что если изображение на кожу наносится в лечебных целях, то в запрете можно сделать исключение.
Часто возникает вопрос, можно ли считать наколку наджасом, то есть скверной, нечистым. В данном случае ученые-факихи едины во мнении, что это наджас, потому что кровь в том месте, куда ввели краску, задерживается вместе с краской и тем, что было введено вместе с ней.
В вопросе об избавлении от изображения среди ученых возникают разногласия, поскольку одни из них, представители ханафитского мазхаба, считают, что тату в данном случае требует того же отношения, что и окрашивание от наджаса: когда его смываешь, кожа будет чистой, но след может остаться и его удалить нелегко. Не требуется удалять рисунок огнем или сдирать кожу, чтобы избавиться от него: это будет относиться к наджасу, который прощается, и намаз такого человека будет считаться действительным. Представители же шафиитского мазхаба утверждают, что наколку следует обязательно удалять, не нанося тем самым такой возможный вред коже, после которого придется совершать таяммум. В таком случае мусульманин должен покаяться, и на нем греха не будет. Точно так же обстоит дело, если делать татуировку без согласия человека и до его совершеннолетия: в этом случае удалять необязательно, намаз будет считаться действительным, и этот мусульманин может в намазе быть имамом.
Татуировки для женщин
Шариат разграничивает те украшения, которые наносит мусульманка на тело временно, то есть временные тату, и те, которые мусульманин может татуировать, чтобы они носили постоянный характер.
В настоящее время, среди мусульманок стали популярны татуировки хной, мехенди, которые имеют многовековую традицию и были популярны среди многих мусульманских народов, такие временные татуировки разрешены мусульманкам шариатом, при соблюдении определенных условий:
Если же делать татуировку постоянную, такую, как наколка, то они считаются запретными и ведут к изменению творения Аллаха. К запрещенному уашму относятся тату с помощью иглы, с помощью химических препаратов и хирургического вмешательства, а также любыми методами, с помощью которых рисунки могут держаться на теле длительный срок – год и более. За такие татуировки Аллах может проклясть и самого татуировщика, который выполняет тату, и того, кто носит такое тату.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Почему в исламе запрещено делать татуировки?
Как и многие другие правила, по которым живет исламское общество, запрет на татуирование тела прописан в Коране. Объяснение, почему правоверным мусульманам нельзя таким образом украшать себя, очень простое: тело сотворил Аллах, а все, что им создано, совершенно. Ничего лучше и прекраснее быть не может.
Если человек пытается изменить или приукрасить творение Всевышнего, значит, он недоволен им и считает, что созданное Творцом можно как-то улучшить. Это высокомерие и тщеславие. Хуже всего то, что нанесение тату — это прямое оскорбление Аллаха. Человек, посмевший сделать себе или кому-то татуировку, ставит себя выше Творца.
Наказание за тату
В мусульманских странах не найдешь ни одного салона тату. И понятно почему: человек, украшающий священный храм души рисунками, будет проклят. Деньги, которые он осмелится взять за такую работу, считаются ворованными. По Шариату и само действие, и полученная за него плата прокляты, а этого боится любой нормальный мусульманин.
Что разрешается
Мусульманское общество считается одним из самых консервативных в мире. Ислам налагает на жизнь своих детей много жестких правил и табу, чтобы их души оставались чистыми и преданными Аллаху.
И все же мода на татуировки постепенно завладевает и мусульманскими странами. Перманентные — постоянные — тату, как и прежде, строжайше запрещены. А вот временные рисунки наносить можно, если соблюдать некоторые правила.
Во-первых, изображения на теле должны быть сделаны красками, которые можно смыть маслом или водой. Наносить на них защитные покрытия нельзя. Кожа должна иметь контакт с водой и очищаться согласно правилам. Кроме того, на теле нельзя рисовать лозунги, сомнительные по содержанию призывы, вульгарные изображения, фигуры людей и животных.
Аврат
У мужчин зона аврата начинается в районе пупка и заканчивается коленями. Все, что находится между ними, полагается стыдливо прикрывать. У прекрасной половины аврат — практически все тело. Исключением служат кисти рук и лицо (хотя в некоторых ортодоксальных сообществах закрывают и его).
Также правоверный мусульманин не должен демонстрировать рисунки на своем теле посторонним. Это бесстыдство и большой грех.
Шариатские решения относительно татуировок
Мы живем в трудное время, сызмальства сталкиваясь со многими реалиями и практиками, в корне противоречащими установлениям нашей религии. Особенно это касается молодежи, которую изо всех сил пытаются отдалить от идеалов наших праведных предков. Кого-то пленяют модными веяниями, кого-то – идеологией протеста и борьбы с поп-культурой.
Так, например, татуировки становятся нормой среди молодежи, пока, впрочем, не у мусульманских народов, но эта беда, видимо, скоро коснётся и их. Нельзя забывать, что многие сейчас принимают Ислам и их новая жизнь иногда омрачена следами жизни прежней.
Поэтому необходимо узнать шариатские решения касательно татуировок и прояснить все детали.
Доказательства запретности татуировок
Смысл: «Они взывают вместо Аллаха лишь к существам женского рода. Они взывают лишь к мятежному дьяволу. Аллах проклял его, и он сказал: Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха. Кто сделал дьявола своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток».
قال القرطبي في تفسير هذه الآية :
Имам аль-Куртуби разъясняет этот аят:
«Часть толкователей Корана сказала: под изменением облика имеется в виду нанесение татуировок и подобных вещей в виде изменений для приукрашивания. Это мнение Ибн Масуда аль-Хасана».
«[Что касается] всех этих действиях, то в достоверных хадисах сообщается о том, что совершающий их проклят и что это большие грехи. Ученые разошлись в понимании того смысла, из-за которого это стало запретным. Некоторые сказали, что в этом есть подлог[1], а другие сказали, что это изменение творения Аллаха, например, Ибн Масуд. И это более достоверно и включает в себя также первое значение, и это значение проклятия относится к тому, чьи изменения сохраняются, потому что это изменение облика, сотворенного Аллахом. А то, что не сохраняется, подобно окраске хной или женскому приукрашиванию, то это ученые разрешили.
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах проклял наращивающую волосы и просящую об этом, делающую татуировку и просящую об этом»[2].
Детализация шариатских решений, связанных с татуировками, согласно шафиитскому мазхабу
Автор «Мугни аль-Мухтадж» говорит: «Татуировка (аль-вашм) – это прокалывание кожи иглой до выхода крови. Затем туда наносят индиго (вид краски), чтобы произошло окрашивание в результате смешения [краски] с кровью, полученной от прокалывания иглой. И делать так запрещено (харам), согласно хадису из двух «Сахихов»: «Аллах проклял удлиняющих волосы и просящих об этом, делающих татуировку и просящих этого, делающих татуировку и просящих этого».
Обязательно ее свести, если человек не боится такого ущерба, при котором разрешено совершать таяммум[3]. А если он боится, то ее устранять не обязательно, а на нем не будет греха после раскаяния[4]. И это так, если татуировка была сделана с его согласия, как сказал аз-Заркаши: то есть после его совершеннолетия. А если она была совершена раньше, то ее сводить не обязательно, как сказал аль-Маварди, то есть его намазы и пребывание имамом будут действительны и не будет загрязняться то, что коснется татуировки, будучи влажным»[5].
Страх и опасность, дозволяющие таяммум
Ибн Хаджар пишет в «Манхадж аль-Кавим»: «Человек не совершает таяммум из-за болезни, случившейся или ожидаемой, если только не боится, что от использования воды лишится жизни или органа, либо [боится] за функционирование органа, либо [боится], что удлинится срок болезни, даже если сама болезнь не усилится, либо что она усилится, даже если это не задержит выздоровление, либо боится, что появятся жуткие следы, например, изменится цвет части тела, [боится] дистрофии, паралича, появления отверстий [в теле], нароста мяса»[6].
Поэтому действия, которые могут привести к подобным последствиям, факихи называют «страх и опасность, дозволяющие таяммум», ибо человеку запрещено совершать самоубийство, калечить себя или как-то иначе вредить своему здоровью, и Всевышний Аллах не сделал установления Своей религии причиной этого, кроме некоторых исключений, где пожертвовать жизнью и здоровьем предпочтительно.
Детальный разбор вопроса из «Хашията» ат-Тармаси
Примечания шейха ат-Тармаси к словам Ибн Хаджара аль-Хайтами. Далее для удобства будем его обозначать буквой Т, и они будут выделены курсивом, чтобы не смешались со словами самого Ибн Хаджара.
Ибн Хаджар говорит: «Обязательно свести татуировку…
Т: Не имеет значения, будет ли больно в этот момент, в отличие от того, сохранится ли боль впоследствии.
…потому что она в себе несет наджасу…
Т: Это разъясняет, почему обязательно ее свести. А что касается ее нанесения, то это запрещено в любом случае, потому что в хадисе сказано: «Аллах проклял тех, кто делает татуировки и просит об этом»[7].
…если преднамеренно нарушил установления, потому что татуировка наносится прокалыванием участка кожи до момента выхода крови, а туда наносят хну или нечто подобное. Если же такой человек откажется ее удалять, то правитель должен заставить его это сделать. Если нет опасности запрещенных вещей…
Т: И если не умрет. А если может умереть, то на нем нет обязанности ее устранять, так как это посягает на ценность его жизни.
…дозволяющих таяммум…
Т: Например, если орган покроется уродливыми пятнами или затянется выздоровление, то тогда нет обязанности свести татуировку, так как у человека есть оправдание, и это даже будет запретно для него, и его намаз будет действителен без необходимости восполнения.
…разобранных нами в соответствующем разделе, и если он не преступал установлений[8],
Т: Это мнение, которому следует автор шарха, соглашаясь с ас-Субки в его детализации вопроса: если маасум[9] нарушил установления, то необходимо устранить татуировку, даже если он будет испытывать боль и она покрыта мясом, пока страх не достигнет уровня, дозволяющего совершать таяммум. А если не было нарушений установлений, то, если с ее устранением связаны сложности, которых обычно не бывает, даже если страх не достигает уровня, дозволяющего таяммум, не обязательно сводить ее. Если же нет сложностей, то обязательно.
По этому вопросу ар-Рамли вынес иное решение, следуя общим словам двух шейхов, и посчитал самым достоверным [следующее]: тот, кто не нарушал установлений, не обязан устранять татуировку, даже если не испытает при этом никакой боли.
Аль-Курди сказал: «Из всего сказанного вытекает три мнения: обязательность устранения, пока нет страха, дозволяющего таяммум, во всех случаях, и это мнение высказано в данной книге. [Второе мнение] – обязанность [свести татуировку] не лежит на том, кто не преступал дозволенное, во всех ситуациях, и это мнение ар-Рамли. И [третье мнение] различия в деталях между тем, кто боится трудностей при ее устранении, даже если они не вызывают страх такого уровня, который дозволяет таяммум, и на таком не лежит обязанность ее устранять, и тем, кто не боится, и для него свести татуировку обязательно[10].
…например, ему нанесли ее насильно или он ее сделал, не являясь мукалляфом…
Т: Например, если это сделал несовершеннолетний. Разница в том, есть грех в совершении этого или нет. Если у человека будет возможность свести ее без сложностей, которые ведут к запретному, и без страха, дозволяющего таяммум, из-за совершаемых действий, то он должен устранить татуировку и его намаз при наличии этой татуировки не будет действителен, а то, что коснется ее, будучи влажным, испачкается в наджасе. А если нет[11], то не будет действительным его пребывание имамом.
И первый случай, когда загрязняется то, что касается этого места, будучи влажным[12], – это пока татуировка покрылась тонким слоем кожи, потому что потом кожа препятствует соприкосновению с наджасой, которая является кровью, смешанной с индиго или чем-то другим, как он сказал в «Ат-Тухфат»[13].
…в отличие от мнения части ученых[14], ведь, если он не боится запретного, то нет необходимости оставлять на себе наджасу.
Т: И тогда, если он не свел ее, его намаз не действителен.
А если боится этого,
Т: Боится того, что дозволяет таяммум.
то нет обязанности ее сводить.
В «Хаваши» аль-Мадани сказано: «Для сведения такой татуировки, что ты преступил установления ее нанесением, есть два условия.
Первое – чтобы это относилось к тому, кто обязан ее свести, и поэтому это не обязательно сумасшедшему, если только он не вылечится и для него не станет обязательным намаз, а также менструирующей женщине до ее очищения.
Второе – чтобы человек не умер из-за ее сведения. И сюда добавляется отсутствие боязни того, что дозволяет таяммум. И условий становится три.
А для сведения татуировки у того, кто не нарушал запреты при ее нанесении, ставится два условия: отсутствие страха боли при ее сведении и чтобы она не въелась в мясо»[15].
Автор «Аль-Бушрааль-Карим» говорит: «Обязательно свести татуировку», – потому что человек несет на себе наджасу, нарушив установления Шариата, сделав ее. Если он будет отказываться сводить ее, то правитель должен заставить его сделать это в обязательном порядке, подобно возвращению украденного. И его намаз не будет действителен до сведения татуировки. И все, что коснется этого места во влажном состоянии, загрязняется.
Татуировка запрещена, и обязательной свести ее при соблюдении следующих условий:
Первое – нужно, чтобы в ней не было пользы. Если она несет некую пользу и ее нельзя ничем заменить, то можно ее оставить.
Второе – чтобы она была на том, для кого намаз обязателен. Если же это сумасшедший, то сводить ее не обязательно, если только он не придет в себя.
Третье – чтобы человек был живым. Удалять татуировку с мертвого[16] не обязательно».
Если суммировать все вышеизложенное, то ученые шафиитского мазхаба единогласно утверждают, что если человек сделал себе татуировку добровольно, после достижения им совершеннолетия и для ее устранения нет преград и [в ее сведении] нет опасностей, дозволяющих таяммум, то, во-первых, он обязательно должен ее свести, во-вторых, намазы, совершенные им с этой татуировкой, не действительны и он должен их восполнить, и, в-третьих, если чернила, которыми делалась татуировка, полностью находятся под кожей, то все, что касается этого места во влажном состоянии, не будет загрязняться, а если не полностью, то будет.
Но среди ученых шафиитского мазхаба есть разногласия [в деталях]: имам Ибн Хаджар аль-Хайтами считал, что если человек не впадал в грех из-за нанесения этой татуировки, например, был несовершеннолетним, то он все равно обязан ее свести, но его намазы будут действительными, а имам ар-Рамли считал, что, поскольку человек не впадал в грех за ее нанесение, то и сводить ее он не обязан.
[1] Т. е. искажая свой облик, человек вводит в заблуждение других.
[2] Бухари, № 5937; Муслим, № 2124.
[3] Этот вид ущерба будет разобран далее.
[4] Раскаяние (тауба) за сам факт действия обязательно во всех случаях.
[5] Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 524-525, издание «Дар аль-Файха».
[6] Манхадж аль-Кавим, с. 132.
[7] Бухари, № 5937; Муслим, № 2124.
[8] Это одно из расхождений между Рамли и Ибн Хаджаром, которое будет разобрано подробнее. Автор Мугни, как мы уже сказали, считал, что если татуировка была нанесена, например, до совершеннолетия, то сводить ее не обязательно.
[9] Тот, чья жизнь имеет ценность по Шариату, то есть не кяфир-харби и не муртадд.
[10] Аль-Хаваши аль-Мадани, 1\183.
[11] Т. е. если татуировка будет нанесена не в этом состоянии.
[12] Если татуировка была нанесена добровольно, в состоянии таклифа и в ее устранении нет трудности, дозволяющей таяммум.