Как музыка влияет на эмоции
Почему музыка вызывает у нас эмоциональную реакцию
Анна Веселко
Пока что никто не может сказать наверняка, почему музыка так сильно влияет на наши эмоции: заставляет танцевать от радости, чувствовать моральный подъем или грусть, даже если ничто, кажется, не предвещало упаднических настроений. И тем не менее ряд недавних исследований, возможно, вот-вот приоткроет завесу тайны над феноменом влияния музыки над человеком и предложит несколько интригующих ответов на поставленный вопрос. Разбираемся в механизмах, благодаря которым мы эмоционально реагируем на звуки музыки.
В 2001 году нейробиологи Энн Блад и Роберт Заторре из Университета Макгилла в Монреале, кажется, сумели найти ответ на этот вопрос. Используя магнитно-резонансную томографию, они показали, что у людей, слушающих музыку, которая им приятна, активны участки мозга, называемые лимбической и паралимбической областями, которые связаны с эйфорическими реакциями вознаграждения. А это, к слову, те же самые реакции, которые человек испытывает от хорошего секса, вкусной еды и, к сожалению, наркотиков. Ощущение приятного «мозгового» вознаграждения исходит от потока нейромедиатора, называемого дофамином. Так что выражение «музыка — это наркотик» не так далеко от истины, как кажется на первый взгляд.
И, по утверждению Мейера, музыка как раз и работает как та самая чашка кофе или любовь. Она формирует некоторые звуковые паттерны и закономерности, которые побуждают нас делать бессознательные предсказания о том, что будет дальше. И если мы правы, мозг дает себе небольшую награду — выброс дофамина. Таким образом, постоянное лавирование мозга между музыкальным ожиданием и результатом оживляет его приятной игрой эмоций.
Но почему нас так заботит то, оправдаются ли наши музыкальные ожидания или нет? Не похоже, что новый альбом Билли Айлиш или кого-либо еще — это нечто, от чего зависит наша жизнь. Однако, по мнению музыковеда Дэвида Гурона из Университета штата Огайо, возможно, что однажды дело обстояло именно так. Прогнозы о нашей окружающей среде (то есть интерпретация того, что мы видим и слышим, сформированная на основе частичной информации) когда-то могли иметь важное значение для выживания. Более того — они остаются таковыми и в некоторых ситуациях в современной жизни, например когда мы переходим дорогу и слышим шум едущей машины или звуковой сигнал светофора.
Обходя логический мозг и сокращая путь к примитивным лимбическим цепям, контролирующим эмоции, мысленная обработка звука может вызвать выброс адреналина, внутреннюю реакцию, которая сигнализирует о потенциальной опасности еще до того, как мы ее реально осознаем
Все это в совокупности также подразумевает, что музыка — это не только хорошие вибрации, она может вызывать и другие чувства вроде беспокойства, скуки и даже гнева. Композиторы и исполнители ходят по тонкому льду, подстраиваясь под ожидания аудитории
Все это может объяснить, почему мы испытываем эмоции от определенных музыкальных мелодий и перформансов. Совсем недавно идеи Мейера получили дальнейшую поддержку в исследовании Заторре и его коллег по сканированию мозга, которое показало, что награды, стимулируемые музыкой, услышанной впервые, особенно зависят от связи между эмоциональными и логическими цепями в мозге. Наша эмоциональная реакция на мелодии также может быть обусловлена множеством других факторов — например, реакции разные, когда мы слушаем музыку одни или в компании или когда связываем определенную песню с прошлым опытом, хорошим или плохим.
Как музыка влияет на человека и его психику
У всех нас имеются любимые мелодии, зачастую ассоциирующиеся с определенным жизненным этапом. Влияние музыки на человека бесспорно, и замечено не одно столетие назад. Оказалось, что различные ритмы могут положительно сказаться на настроении, психике и здоровье. В статье вы узнаете, как именно музыка влияет на человека и его самочувствие, и в чем ее главная польза.
Как музыка влияет на организм человека
Вопросы влияния музыки на человека актуальны давно. Уже в древние времена выяснилось, что мелодии вызывают грусть, радость, снимают раздражительность и боль. В Древнем Египте хоровое пение излечивало от бессонницы, несло эффект обезболивания. Древнекитайские врачи вписывали в курс лечения прослушивание мелодий. Знаменитый ученый Пифагор был убежден, что музыка влияет на человека, избавляя его от пассивности души, гнева, заблуждений, ярости. В свою очередь Авиценна эффективно использовал музыку при лечении душевнобольных.
Звон колокольчиков применялся на Руси для лечения головной боли, снятия сглаза, болезней суставов, порчи. По мнению современных ученых, звон имеет ультразвуковое и резонансное излучение, уничтожающее множество вирусов.
Позднее появились научные доказательства способности музыки влиять на человека, повышая и снижая уровень кровяного давления и участвуя в ЦНС, газообмене, сердечном ритме и других процессах жизнедеятельности. Пожалуй, вред может нанести лишь слишком громкая музыка, вызывая звучанием головные боли. Депрессивные песни при серьезном стрессе могут усугубить положение.
Воздействие музыки на мозг человека
Мозг человека имеет центры удовольствия. Происходит что-то приятное? Мозг вырабатывает гормон дофамин, отвечающий за положительные ощущения. При малой выработке дофамина, человек испытывает стресс.
Проводились многочисленные эксперименты, призванные определить, как музыка влияет на человека. В ходе одного из них команде испытуемых было предложено послушать несколько десятков музыкальных композиций. В период эксперимента, мозговая активность участников фиксировалась аппаратом МРТ. Итог: нравящаяся музыка больше всего воздействует на область мозга, получившую название прилежащее ядро. Она же приходит в активность на стадии полового возбуждения или опьянения. Чувствуете смятение, но не имеете под рукой способа повысить уровень упомянутого гормона? Слушайте музыку!
Прослушивание композиций воздействует на выработку дофамина, соответственно, занятия музыкой в любом возрасте оказывают положительное влияние на развитие человека. Между правым и левым полушариями распределяются психические функции, улучшается моторика, усиливается концентрация внимания.
Влияние классической музыки на психику человека
Влияние музыки на человека бесспорно, и особенно актуально в случае с классикой. Подберите нужный музыкальный фон для поднятия настроения или сосредоточивания на работе. Классические хиты способны помочь.
Работа мозга стимулируется произведениями Антонио Вивальди – одного из ярчайшего композитора всех времен. Он творил в период барокко, и его произведения отличились размеренным темпом и высокочастотными гармоническими обертонами, дающими эмоциональную наполненность. Каково ее воздействие на настроение? Небыстрый ритм ведет к успокоению, не затормаживая умственный процесс. Эффект подтвержден на научном уровне.
Изучая с томографом работу мозга при прослушивании барокко, исследователи заметили, что пиковая активность мозга происходит в короткие мгновения тишины между музыкальными частями. Объясняется определенной долей непредсказуемости музыки барокко: слушатель подсознательно строит прогнозы и анализирует возможные мелодические комбинации в следующем музыкальном фрагменте.
Аналогичное влияние музыки на человека фиксируется и при прослушивании Генделя, Баха, Альбинони. Вслушайтесь в хиты времен барокко, зарядите мозг на активную работу. Постарайтесь использовать терапию не для сопровождения умственной деятельности, а предшествуя ей.
Интересные факты: музыка и здоровье человека
Некоторые интересные факты о влиянии музыки на человека:
Благодаря длительному влиянию музыки на человека, предотвращается потеря слуха. В ходе простого исследования, участниками которых стали 160 испытуемых (половина из них бывшие музыканты), было предложено несколько тестов. Выяснилось, что даже 70-летний музыкант различает речь в шумной обстановке лучше, чем обычный человек или, например, 40-летний музыкант.
Как жанр музыки влияет на мировосприятие
Согласно опытам, проведенным исследователями HWU, доказано, что музыка влияет на человека и на его характер: узнав, какой жанр предпочитает человек, вы можете многое о нем сказать.
В испытаниях провели участие свыше 36.000 людей, что позволило ученым сделать выводы, определяющие характеристики личности поклонников того или иного жанра:
Как правильно слушать музыку
Музыка влияет на человека положительно, и для достижения максимального эффекта стоит учесть некоторые нюансы:
Просмотр клипа и прослушивание музыки – это несколько разное. Чтобы ощутить нужный эффект, не обязательно сопровождение визуального ряда. Включите мелодию, закройте глаза, представьте ситуацию, описанную в куплетах. Не понимаете текст? Положитесь на восприятие музыкальных мотивов, их эмоциональный окрас.
Не игнорируйте свои эмоции, позвольте чувствам трансформироваться под воздействием услышанных звуков.
Послушайте микротоновую музыку. Возможно, вы ощутите новую эмоциональную реакцию, услышав что-то отличное от привычных звуковых сочетаний. На просторах интернета немало композиций подобного типа.
Включите «Времена года» Вивальди, и если вы мало знакомы с его творчеством, попробуйте, не смотря на названия, на слух угадать, какому сезону соответствует то или иное произведение. Вы изумитесь, насколько яркими могут оказаться иллюстрации в вашем воображении.
Любите слушать музыку в наушниках? Пользуйтесь только качественными. Плохие наушники не позволят сполна насладиться замыслом автора и могут испортить впечатление от хорошей музыки.
Плачь и танцуй: Почему музыка вызывает у нас эмоции
Минувшим летом мы уже разобрались в том, почему от музыки бывают мурашки. В этой статье расскажем, чего добились ученые, пытающиеся объяснить, почему музыка вызывает у нас эмоции.
/ Фото Broo_am (Andy B) / CC
Пользователь сайта Quora, музыкант и композитор Ян Эткин (Ian Atkin) объясняет, что музыка задействует те области мозга, которые отвечают за движение, планирование, внимание и память. Это выяснилось в результате исследования, которое провёл Дэниел Абрамс (Daniel Abrams) во время написания докторской диссертации в Школе медицины Стэнфордского университета.
Участники эксперимента, люди без музыкального образования, прослушали четыре симфонии Уильяма Бойса, пока им делали МРТ мозга. В результате этого исследования выяснилось, что музыка влияла на всех его участников практически одинаково.
Нейробиолог Дэниел Левитин написал книгу «This is your brain on music», в которой сделал вывод о том, что музыка отвечает за установление социальных связей и улучшение физической формы. Также он говорит, что музыка — это единственная сила, которая может заставить присоединиться к беснующейся двадцатитысячной толпе, и ничто другое на это не способно.
Исследования также показали, что определённая музыка может помочь с обучением языку. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что существует связь между мелодией и памятью. Музыка доставляет удовольствие и часто ассоциируется с приятными моментами: вечеринками, общением, дружбой и релаксацией. Некоторые исследования проводят параллель между ощущениями от музыки и наркотическим опьянением.
Левитин также объяснил: «Прослушивание музыки изменяет химию мозга. И мы знаем, что люди используют музыку так же, как и наркотики. В конце дня вы приходите домой, включаете музыку, которая вас расслабит и улучшит настроение. То, что одни называют «хэви метал», другие назовут лёгким классическим роком. Но когда есть подходящая музыка, она всегда настроит вас на хороший лад – или на плохой лад, если пожелаете».
Выяснилось также, что прослушивание успокаивающей музыки поднимает уровень серотонина и окситоцина в организме. Вполне вероятно, что активируются и нейрорецепторы, восприимчивые к другим гормонам. Правильная музыка может не только осчастливить, но и, например, привести человека в возбужденное состояние.
Другие пользователи quora высказывают мнение, что музыка может не просто повлиять на наше настроение. Она отражает те эмоции и чувства, которые мы испытывали раньше и которые связаны в нашем восприятии с определенной мелодией. Это музыка из прошлого или музыка, связанная с конкретным событием или человеком.
Без сомнения, большое тут значение имеет память, которая играет определяющую роль в создании и связывании воспоминаний, собирая всё, что касается событий, отношений, прошедших и текущих моментов, всё, что было в прошлом или настоящем, и связывает это с определённой музыкой. Разные исполнители ассоциируются с хорошими или плохими событиями, с грустью или весельем.
Дети уже в раннем возрасте начинают реагировать на песни из ТВ-реклам или на музыкальные заставки к детским программам. С возрастом ничего не меняется. Мы также ассоциируем происходящее с музыкой, каждый по-своему. В научном мире этим вопросом занимается музыкальная психология.
Почему из-за музыки так хорошо
Музыка движет людьми разных культур уже много тысячелетий. Доктор Вэлори Сэлемпур (Valorie Salempoor) и другие нейрофизиологи пытаются с помощью сканирования мозга выяснить, почему музыка, не имеющая с точки зрения эволюции большой «практической» ценности, оказывает на нас такое глубокое влияние.
Ранее исследователи из Стэнфорда сообщили, что при прослушивании классической музыки у разных людей активируются одинаковые области мозга, что, предположительно, значит получение некоторого универсального опыта. Однако, получаемый опыт у всех не одинаков. Группа Сэлимпур выяснила, что когда человек слушает песню впервые, сила некоторых нервных связей может показать, насколько человеку нравится эта музыка. Этот феномен основывается на прошлом опыте, на той музыке, которая нравилась ранее.
Спустя несколько лет исследований Сэлимпур провела сканирование мозга нового типа, во время которого участники исследования слушали музыку, которая вызывает у них мурашки или «холодок по телу». Во время испытания исследователи отслеживали уровень дофамина (нейромедиатор и гормон, отвечающий за мотивацию и вознаграждение) в организмах участников эксперимента. С помощью методики, которая называется позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), выяснилось, что спустя 15 минут после прослушивания любимой музыки мозг испытуемых был буквально «наполнен» дофамином.
Система выработки дофамина стара с точки зрения эволюции – животные так же восприимчивы к его количеству в организме, как и люди. «Но животные не получают удовольствия от музыки, — говорит Сэлимпур, – значит, тут должно быть что-то ещё».
В новом исследовании учёные использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ), чтобы отслеживать мозговую активность в режиме реального времени. Участникам предложили послушать первые 30 секунд шестидесяти незнакомых песен. Для того, чтобы оценить, насколько песня им понравилась, испытуемым предложили купить полную версию песни за собственные деньги с помощью приложения, чем-то напоминающего iTunes. Программа построена по принципу аукциона со ставками, так что участники могли предложить за песню от 0 до 2 долларов.
Сканированию подвергли область мозга испытуемых, которую называют «центр удовольствия». Оказывается, связь между этой областью и рядом других участков мозга может предсказать, как много денег готов потратить участник эксперимента на ту или иную песню. Область включает миндалевидное тело, участвующее в обработке эмоций, гиппокамп, который отвечает за обучение и память, а также вентромедиальную префронтальную кору, которая участвует в процессе принятия решений.
Так почему же один человек готов заплатить за песню 2 доллара, в то время, как другой пропустит этот же трек? Сэлимпур говорит, что выбор основывается на прошлом музыкальном опыте. «Независимо от того, какие жанры вы любите, восточные, западные, джаз, хэви метал, поп, все они следуют собственным правилам и законам, и все они записаны у вас на подкорке» — говорит она. «Осознаёте ли вы это или нет, но каждый раз, когда вы слушаете музыку, в вашем мозгу активизируются заложенные там шаблоны».
Используя эти шаблоны, «центр удовольствия» действует как компьютер, говорит она. Он предсказывает награду, которую вы получите от прослушивания музыки, основываясь на аналогичных мелодиях, которые вы слышали в прошлом. Таким образом, если музыка нравится больше, чем предсказывал «центр удовольствия», вам становится приятно. Если меньше — то становится скучно и вы разочаровываетесь.
Всё взаимосвязано
Исследователи выяснили, что музыка сильно влияет и на мимику. Например, весёлая музыка делает счастливые лица ещё более довольными, в то время, как грустная добавляет лицам меланхолии. Таким образом, музыкальные эмоции «кросс-модальны», то есть легко передаются от сенсорной системы к другим.
Все эти исследования показывают, что музыка заставляет испытывать конкретные эмоции, но до сих пор непонятно, почему. Почему таких эмоций не вызывает человеческая речь или крики животных? Почему всем так нравится слушать музыку?
Забудьте посыл, который передают тексты грустных песен о любви. Передаче эмоций способствуют не только (и не столько) стихи, но и перепады мелодии и темпа. Но есть ли на самом что-то такое в музыке, что «попадает нам в мозг» и вызывает конкретные эмоции? Или же это просто созвучие музыкальных инструментов, которое позже становится частью нашей культуры?
На YouTube-канале It’s ok to be smart Джо Хэнсон (Joe Hanson) и Майк Рагнетта (Mike Rugnetta) с канала PBS Idea рассказали, что одинаковые типы мелодии вызывают схожие чувства даже через культурные барьеры.
Означает ли это, что мы способны уловить смысл песни, не зная языка? Вряд ли. Однако это чувство общности у разных людей, которым нравится одна и та же мелодия, – явно нечто большее, чем просто социализация. А поскольку среди ученых любителей музыки не меньше, чем среди представителей других профессий, нам стоит ожидать новых интересных исследований на стыке музыкальной теории, физиологии и психологии.
Почему музыка вызывает в нас чувства? [перевод]
Чуть ли не каждый день случается такое, что я всплакну при прослушивании какой-нибудь песни. Слезинка-другая или даже не слезинка вовсе, а так — всхлип, внезапно нахлынувшее чувство. Как правило, с этой композицией меня не связывают никакие воспоминания — нередко я слышу ее впервые. Если спросить, что вызвало во мне эмоциональный отклик, я смогу указать на специфичное гитарное звучание или тембр вокала. Но за этим следует вопрос: почему именно они подействовали на меня таким образом?
Естественно, то же касается и прочих эмоций, вызываемых музыкой: будь то радость или раздражение. Лично я не могу объяснить это явление, но, к счастью, существует немало научной литературы по данной теме. Попробуем спросить у экспертов.
Элизабет Х. Маргулис
Заведующая Лабораторией музыкальной когнитивистики в Принстонском университете, автор книги «На повторе: как музыка играет с разумом»
В своей классической работе Патрик Жюслен (Patrik Juslin) и Даниэль Вастфьялл (Daniel Västfjäll) выделили несколько механизмов, лежащих в основе эмоционального отклика на музыку.
Самый базовый уровень: рефлексы ствола мозга обеспечат испуг при столкновении с внезапными громкими звуками. Если же определенная последовательность звуков будет регулярно появляться в паре с некоторым объектом или обстоятельством, то будет закреплена ассоциативная связь — сработает своего рода условный рефлекс.
Музыка способна вызвать в человеке процессы, отзеркаливающие ее настроение, и таким образом породить эмоции. Она запускает воображение, наводит на мысли и воспоминания, которые сами по себе вынуждают на эмоциональный отклик. Наконец, она может удовлетворить или, напротив, не оправдать ожиданий слушателя.
Я бы добавила к этому вот еще что: музыка может вывести человека из привычного состояния наблюдения за миром, делая его субъектом, соучастником, создателем тех звуков, которые многие находят столь прекрасными. Несомненно, я назвала лишь часть из великого множества способов, как прослушивание или сочинение музыки может влиять на наши чувства.
Сайки Луи
Ассистент кафедры изучения креативных практик в Северо-Восточном университете, заведующая Лабораторией музыки, визуализации и нейронной активности
В моей лаборатории мы изучаем влияние музыки на наш мозг. Меня всегда интересовало, каким образом музыка заставляет нас чувствовать те самые покалывания, еще называемые мурашками. В одном из наших исследований мы задались вопросом: существуют ли какие-то различия в структуре мозга, которые могли бы объяснить индивидуальную реакцию на прослушивание музыки?
Мы запустили онлайн-опрос, в котором поучаствовало несколько сотен людей. Выяснилось, что некоторые люди регулярно испытывали покалывания при прослушивании музыки, в то время как часть опрошенных почти никогда не ощущает этих мурашек. Мы пригласили подопытных из этих двух групп в нашу лабораторию, проведя дополнительный отбор по возрасту, полу, уровню музыкального образования и прочим личностным факторам.
Сперва мы удостоверились, что испытуемые, подверженные влиянию мурашек, и вправду реагировали на уровне физиологии: определенные музыкальные фрагменты заставляли их сердце биться чаще, а кожу – лучше проводить жидкости (в частности, пот). Затем мы просканировали мозг подопытных из обеих групп и выяснили, что у восприимчивых к мурашкам людей наблюдается более высокая концентрация белого вещества, соединяющего две области мозга: отвечающую за восприятие звуков и связанную с эмоциями и социальным опытом.
Так что проводимость мозга, а именно связь между слуховыми и эмоциональными центрами, по всей видимости, в ответе за то, как мы воспринимаем музыку. Можно сказать, что музыка служит аудиальным каналом к эмоциональным центрам мозга. Быть может, вот почему мы составляем плейлисты для тех, кого любим.
Дэниел Шэнэхэн
Доцент кафедры музыкальной теории и когнитивистики в университете штата Огайо
Это так странно, что люди зачастую намеренно слушают музыку, заставляющую испытывать грусть. Многие из нас так делают, но не вполне понятно зачем. Исследование 2011 года, проведенное Сандрой Гарридо и Эмери Шубертом, показало, что около половины опрашиваемых людей согласились или даже уверенно согласились с утверждением «Я люблю слушать музыку, от которой мне становится грустно или плохо».
Печаль и грусть — крайне обширные и сложные понятия, однако я полагаю, что они должны быть связаны с эмпатией и сопереживанием. Исследователи Дэвид Хьюрон и Йонна Вуоскоскиарге подтверждают, что любители грустной музыки показывают высокие результаты в тестах на эмпатический отклик — другими словами, у них гораздо лучше развито чувство сострадания. Такое социальное поведение обладает серьезными эволюционными преимуществами, так что в этом нет ничего странного. Посмотрим, какие еще результаты в этой области нам смогут дать будущие исследования.
Что касается ностальгии, то существует немало работ, изучающих связи между музыкой и триггерами воспоминаний. Похоже, мы склонны лучше запоминать события, связанные с некоторыми периодами жизни (в частности, с подростковым возрастом). Вероятно, дело в том, что в эти периоды мы переживаем большое количество изменений.
Как мне кажется, именно в этом состоит причина популярности плейлистов «Капсула времени» от Spotify. Представляется не слишком трудным вычислить ваш возраст, музыкальные предпочтения и затем просто запустить ностальгические триггеры, поставив в очередь самые популярные и значимые композиции времен вашей юности.
Кроме того, музыка помогает нам почувствовать связь друг с другом. Думаю, одна из важнейших эволюционных черт музыки состоит как раз в обеспечении этих социальных связей и усилении чувства сплоченности. Примером тому может служить танец и, вообще, любой ритуал.
Когда в марте 2020 года весь мир ушел в локдаун, многие удивились количеству людей, вышедших на свои балконы, чтобы помузицировать всем вместе. Но ведь это совершенно логично! Мы остро нуждались в социализации и эмпатии, а музыка — пожалуй, лучшее средство в подобной ситуации.
Диана Дойч
Профессор психологии Калифорнийского университета в Сан-Диего и автор книги «Слуховые иллюзии и фантомные слова: как музыка и речь раскрывают тайны нашего мозга»
Желание исполнять и слушать музыку присуще всем человеческим культурам без исключения, а о причинах такого поведения ученые спорят столетиями. Еще в XIX веке Чарльз Дарвин утверждал, что дело тут, главным образом, в ухаживаниях за самками.
Вскоре после него Герберт Спенсер предложил более сложное объяснение: по его мнению, музыка не только создавалась для «брачных игр», но и порождалась широким спектром вокализаций — звуков, издаваемых под воздействием различных эмоциональных импульсов: чувства радости, превосходства, горя или ярости.
Недавнее масштабное исследование Гарвардского университета показало, что мы действительно можем идентифицировать различные типы музыки — любовные мелодии, танцевальные мотивы, колыбельные — вне зависимости от культуры и этноса. Так что музыка служит самым разным целям и способна воспроизвести множество эмоций вроде любви, радости, злости, чувства единения и пр.
Чтобы музыка стала успешной, мы должны хотеть ее слушать. Что же именно заставляет нас прослушивать ту или иную мелодию снова и снова? В 20-е годы прошлого века Ирвинг Берлин предложил ряд указаний по написанию популярных песен. По его мнению, здесь очень важна простота, а также узнаваемость элементов мелодии.
«Нет такого понятия, как новая мелодия», — настаивал он и объяснял, что успешные композиторы просто «соединяют кусочки известных мотивов в новом порядке, чтобы все вместе звучало, как новая вещь». Эти советы оказались чрезвычайно действенными.
Кроме того, основная причина, по которой некоторые песни так сильно «привязываются», в том, что они состоят из повторяющихся фраз. Эти повторы заставляют мелодию заедать у нас в голове. Да и в целом, чем более знакома нам песня, тем больше хочется послушать ее снова.
Мариуш С. Козак
Доцент кафедры музыки и музыкальной теории в Колумбийском университете и автор книги «Введение в музыкальный размер: телесный опыт новой музыки»
Эмоциональный музыкальный опыт всегда крайне индивидуален. Я могу слушать ту же песню, что и вы, но ощущать абсолютно иные вещи. Либо можно слушать одну и ту же песню при разных обстоятельствах — и каждый раз испытывать новые эмоции. Вот почему, как мне кажется, музыка не продуцирует в нас эмоции непосредственно, но создает структуру, некоторый шаблон, позволяющий нам воспринимать подчас невероятно сильные эмоции.
В моей работе я пришел к восприятию музыки в качестве технологии, созданной человеком на заре его развития как вида с целью организации и поддержания общества. Эта технология работает на трех уровнях: физиологическом, когнитивном и социальном.
На физиологическом уровне изменения базовых акустических свойств — ритма, тембра и громкости — заметно влияет на работу нашего тела. К примеру, быстрый темп или повышение громкости может послужить к учащению сердечного ритма, а резкий скрипящий звук заставит нас напрячься и съежиться. А поскольку эти звуки порождаются конкретными объектами вокруг нас, мы выстраиваем ассоциативные ряды и наделяем те или иные звуки позитивными или негативными коннотациями. То же самое происходит и с более сложными эмоциональными откликами.
Следующий уровень — когнитивный. Все мы воспитаны на музыке, принадлежащей к нашей культуре, и вырабатываем понятие о стиле и форме, исходя из нее. К примеру, большинство слушателей, с детства знакомых с западной поп-музыкой, легко определят границу между куплетом и припевом в любой незнакомой им песне. Или же смогут уловить начало затухания мелодии, когда песня подходит к концу.
Эти знания настраивают нас на некоторые ожидания от прослушивания: мы интуитивно чувствуем, какой аккомпанемент или ритм-секция лучше подойдут к той или иной мелодии. Музыканты же используют эти наши ожидания, создавая напряженные и расслабляющие моменты в музыке, заставляя нас испытывать сложно передаваемые ощущения вроде тех же мурашек.
Наконец, переходим к социальному уровню — пожалуй, самому значительному в контексте разговора об эмоциях в музыке. По всему миру музыка почти всегда звучит в контексте некоторого социального взаимодействия множества людей. В этих ситуациях она предлагает структуру для взаимодействия — а именно, синхронизирует наши эмоции. Конечно, в первую очередь, это происходит благодаря ритму.
В свою очередь, этот эффект ведет к позитивным переживаниям: мы ощущаем свою социальную принадлежность и чувство единения, которые служат укреплению и процветанию общества.
Комментарии
Мне еще нравится такая формулировка:
Действительно «не научен», но это значит что этому можно научиться. Я вот например с интересом и удовольствием воспринимаю новую незнакомую музыку, нехарактерную относительно привычных стилей, как то напевы австралийских аборигенов или эскимосов. Этот навык тренируем
Не могу вспомнить сего человека, но высказывание понравилось: Возможно человек и произошёл от обезьяны, но обезьяна обрела разум не тогда когда взяла в руку палку, а когда начала напевать у костра.
И никаких графиков, что характерно!
Видимо, требуется пояснение.
Любой человек, как разумное, мыслящее существо, имеет право выбирать, следовать, любому выбранному мировоззрению.
Желаю вам Удачи и успехов!
Гармоническая звуковая волна воздействуя на кожные покровы проникает вглубь организма, вызывая микроколебания тканей, способствующих ускорению внутриклеточного метаболизма, движению межклеточных жидкостей и выводу из тканей загрязнений (например, с отделением пота). Последовательность и спектральный состав колебаний наиболее эффективно воздействующий на организм, может вызвать у индивидов экстатический восторг, сопровождаемый выделением жидкости из слёзовыводящих каналов.
Полезные акустические колебания можно создать самостоятельно, используя собственный голосовой аппарат. Аналогично к этому прибегают животные и птицы.
Верхняя граница частотного диапазона (приблизительно)
А откуда такие данные? Можно источник, пожалуйста?
ну так вы без хабры своими словами скажите, в какой это коммерческой фонограмме обеспечена такая граница?
Уже гораздо интересней! Благодарю!
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.