Как мы можем прославить бога
Зачем мы хвалим Бога?
Основы веры с Сергеем Худиевым
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Одни из аспектов молитвы — прославление Бога. Обычно под молитвой понимают прошение — когда люди обращаются к Богу с какими-то просьбами. Понятно, когда мы о чем-то просим — у нас есть нужда, иногда отчаянная нужда, и мы взываем о помощи к кому-то, кто мог бы с ней что-то сделать. Это понятно. Часто людям бывает менее понятно прославление Бога. Зачем это Ему? Люди часто ищут славы по своим, чисто человеческим причинам — им не хватает внимания, признания, они мучительно хотят попасть в новости, иногда идут ради этого на всякие глупые выходки. Иногда люди ищут славы, видя в ней залог коммерческого успеха. Иногда они ищут власти, контроля над другими — как диктаторы, которые требуют прославления от подданных. То и другое, и третье неприменимо к Богу — Он ни в чем не нуждается, наша хвала не добавляет Ему ничего, не восполняет какие-то его потребности и не укрепляет Его власть. Когда люди ищут славы друг от друга — это что-то, как правило, больное и греховное.
Но даже в нашем мире мы можем найти более достойные примеры прославления. Художника прославляют за его картины, а композитора — за его симфонии. Врача или пожарника прославляют за спасенные ими жизни. В этом случае прославление — это достойная, правильная реакция на что-то хорошее, ценное, на нравственную высоту или художественную гениальность. Воздавая славу гению или герою, мы не компенсируем какие-то их нужды, а признаем ценность того, что они совершили. В признании «Бах — гениальный композитор» мы не тешим самолюбие Баха (ему это давно уже не нужно), и не помогаем ему подзаработать — мы признаем некоторую реальность, в данном случае, реальность художественной гениальности. Когда мы воздаем славу московскому врачу и благотворителю XIX века Фридриху Гаазу, мы не укрепляем его власть — которой у него не было и нет — а воздаем должное, справедливое его личности и его поступкам.
Есть и более теплый, семейный пример — влюбленные в «Песни Песней» прославляют друг друга: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» (Песн.1:14,15) Любовь видит в близком человеке что-то, возможно, сокрытое от остальных — и достойное признания и славы.
Прославление Бога — это достойная и праведная, должная и спасительная реакция на то, Кто Он есть и что Он совершил. Как поют спасенные в Апокалипсисе:
«достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11)
«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр.5:9-14)
Прославление отзывается на Божие присутствие и в это присутствие вводит. Мы осознаем и исповедуем, что находимся в присутствии Святого — Который слышит, когда мы взываем к Нему. Прославление — особенно литургическое — вводит нас в великое собрание ангелов и святых, с бесконечным ликованием, радостью и любовью взирающих на Господа.
Иногда нам помогает понять это тишина; иногда — музыка, потому что великая музыка ближе к тишине, как плохая — к шуму. Это может быть и что-то личное — для меня, например, слава Божия ассоциируется с гимном испанского композитора XVI века Томаса Луиса де Виктории «O magnum mysterium»:
О великое Чудо и преславное Таинство
что животные видят новорожденного Господа,
лежащего в яслях
О благословенная Дева,
чрево Которой удостоилось носить Господа Иисуса Христа
Алилуйя!
Это может быть, прежде всего, общая молитва Церкви, когда мы все вместе, как народ Божий, воспеваем славу нашему Создателю и Искупителю; это может быть уединенная молитва, когда мы благодарим и прославляем Бога за Его неисследимое величие и жертвенную любовь. Это источник величайшей радости, утешения и подъема.
Но бывает и по-другому — никакого подъема мы не чувствуем, а просто повторяем положенные слова из простого послушания. И это очень важно — потому что путь к радости всегда лежит через послушание. Вы не можете радостно бегать на вывихнутых ногах — сначала Вам надо вправить вывих. И прославляя Бога, мы его вправляем — мы устанавливаем для себя правильную систему ценностей, в которой Бог находится над всем, и Его слава — превыше всякой другой славы. Имя Иисуса Христа — и только Его — «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф.1:21)
Когда мы склоняемся перед Ним и прославляем Его, мы выправляем то, что сломано и испорчено в нас самих и в мире, восстанавливаем разрушенную связь, соединяем провода и свариваем трубы, по которым в наш мир только и может течь радость, мир и исцеление. Хвала — это то, что соединяет наш мир с Небесным Иерусалимом, и выдает в нас его граждан.
На анонсе Марк Шагал. Песнь песней. Эскиз. 1958
Зачем мы хвалим Бога?
Одни из аспектов молитвы — прославление Бога. Обычно под молитвой понимают прошение — когда люди обращаются к Богу с какими-то просьбами. Понятно, когда мы о чем-то просим — у нас есть нужда, иногда отчаянная нужда, и мы взываем о помощи к кому-то, кто мог бы с ней что-то сделать. Это понятно. Часто людям бывает менее понятно прославление Бога. Зачем это Ему? Люди часто ищут славы по своим, чисто человеческим причинам — им не хватает внимания, признания, они мучительно хотят попасть в новости, иногда идут ради этого на всякие глупые выходки. Иногда люди ищут славы, видя в ней залог коммерческого успеха. Иногда они ищут власти, контроля над другими — как диктаторы, которые требуют прославления от подданных. То и другое, и третье неприменимо к Богу — Он ни в чем не нуждается, наша хвала не добавляет Ему ничего, не восполняет какие-то его потребности и не укрепляет Его власть. Когда люди ищут славы друг от друга — это что-то, как правило, больное и греховное.
Но даже в нашем мире мы можем найти более достойные примеры прославления. Художника прославляют за его картины, а композитора — за его симфонии. Врача или пожарника прославляют за спасенные ими жизни. В этом случае прославление — это достойная, правильная реакция на что-то хорошее, ценное, на нравственную высоту или художественную гениальность. Воздавая славу гению или герою, мы не компенсируем какие-то их нужды, а признаем ценность того, что они совершили. В признании «Бах — гениальный композитор» мы не тешим самолюбие Баха (ему это давно уже не нужно), и не помогаем ему подзаработать — мы признаем некоторую реальность, в данном случае, реальность художественной гениальности. Когда мы воздаем славу московскому врачу и благотворителю XIX века Фридриху Гаазу, мы не укрепляем его власть — которой у него не было и нет — а воздаем должное, справедливое его личности и его поступкам.
Есть и более теплый, семейный пример — влюбленные в «Песни Песней» прославляют друг друга: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» (Песн.1:14,15) Любовь видит в близком человеке что-то, возможно, сокрытое от остальных — и достойное признания и славы.
Прославление Бога — это достойная и праведная, должная и спасительная реакция на то, Кто Он есть и что Он совершил. Как поют спасенные в Апокалипсисе:
«достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11)
«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр.5:9-14)
Прославление отзывается на Божие присутствие и в это присутствие вводит. Мы осознаем и исповедуем, что находимся в присутствии Святого — Который слышит, когда мы взываем к Нему. Прославление — особенно литургическое — вводит нас в великое собрание ангелов и святых, с бесконечным ликованием, радостью и любовью взирающих на Господа.
Иногда нам помогает понять это тишина; иногда — музыка, потому что великая музыка ближе к тишине, как плохая — к шуму. Это может быть и что-то личное — для меня, например, слава Божия ассоциируется с гимном испанского композитора XVI века Томаса Луиса де Виктории «O magnum mysterium»:
О великое Чудо и преславное Таинство
что животные видят новорожденного Господа,
лежащего в яслях
О благословенная Дева,
чрево Которой удостоилось носить Господа Иисуса Христа
Алилуйя!
Это может быть, прежде всего, общая молитва Церкви, когда мы все вместе, как народ Божий, воспеваем славу нашему Создателю и Искупителю; это может быть уединенная молитва, когда мы благодарим и прославляем Бога за Его неисследимое величие и жертвенную любовь. Это источник величайшей радости, утешения и подъема.
Но бывает и по-другому — никакого подъема мы не чувствуем, а просто повторяем положенные слова из простого послушания. И это очень важно — потому что путь к радости всегда лежит через послушание. Вы не можете радостно бегать на вывихнутых ногах — сначала Вам надо вправить вывих. И прославляя Бога, мы его вправляем — мы устанавливаем для себя правильную систему ценностей, в которой Бог находится над всем, и Его слава — превыше всякой другой славы. Имя Иисуса Христа — и только Его — «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф.1:21)
Когда мы склоняемся перед Ним и прославляем Его, мы выправляем то, что сломано и испорчено в нас самих и в мире, восстанавливаем разрушенную связь, соединяем провода и свариваем трубы, по которым в наш мир только и может течь радость, мир и исцеление. Хвала — это то, что соединяет наш мир с Небесным Иерусалимом, и выдает в нас его граждан.
Прославление Бога
. Если кто делает что-нибудь, то должен помнить о Творце предлежащей вещи; т. е. если видишь свет, не забудь о Даровавшем его тебе; если видишь небо и землю, море и все существующее, удивляйся и прославляй Создателя; если надеваешь на себя одежду, познавай, чей она дар, и воспевай Промышляющего о твоей жизни. И просто: всякое движение да будет тебе поводом к славе Божией, и вот – ты непрестанно молишься. От всего этого радуется душа, по слову Апостола (см.: 1Сол. 5, 16–17 ), ибо памятование о Боге веселит ее. (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 169).
Возвеличивает же славу тот, кто может показать законы, по которым все создано, по которым все содержится, по которым, после здешнего домостроительства, все приведется на суд. Кто возмог сам созерцать все в подробности, в ясных и неслитных представлениях, и после того, как сам созерцал, может и другим изобразить благость Божию и праведный суд Его, – тот приносит Господу славу и честь, равно как и тот, кто проводит жизнь, сообразную с таковым созерцанием; потому что свет его светится перед человеками, и Отец Небесный прославляется от него и словом, и делом, и всякого рода доблестями. Но не приносит Господу славы и чести, кто пристрастен к славе человеческой, кто уважает деньги, кто дорого ценит плотские удовольствия, кто дивится учениям, чуждым богочестия: ибо как добрыми делами приносим славу Господу, так худыми делами производим противное (свт. Василий Великий, 5, 200). Источник.
. Разумно поспешающий к блаженству возносит Бога; а идущий противоположным путем (невозможно и выразить, в какой степени) унижает Бога (свт. Василий Великий, 5, 216). Источник.
Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его, а бесчестит Бога, кто преступает закон Его (свт. Василий Великий, 5, 421).
В какой мере Божие славословие, распространенное спасенными верою, умножается на земле, в такой же пренебесные силы, радуясь нашему спасению, воспевают и славословят Бога (свт. Василий Великий, 6, 172).
. Когда Бог прославляется и благословляется людьми, тогда Он, обыкновенно, подает обильнейшее благословение Свое тем, ради которых Сам благословляется (свт. Иоанн Златоуст, 47, 309).
Не будем. считать. хвалу делом маловажным, но прежде уст пусть возносит ее жизнь наша, и прежде языка пусть взывает наше поведение. Тогда и молча мы можем хвалить Бога и, взывая, будем совершать стройную песнь жизнию (свт. Иоанн Златоуст, 48, 322).
. Должно хвалить не только словами, но и делами, и Бог желает особенно такой хвалы, такой славы. (свт. Иоанн Златоуст, 48, 322).
Какое, по твоему мнению, существует расстояние между Богом и человеком? Разве не такое же, какое между людьми и червями? Впрочем, указав и такое расстояние, я еще ничего не сказал, да и вообще нельзя об этом сказать ничего определенного. Но неужели ты пожелаешь от червя иметь великую и громкую себе славу? Итак, если ты и при сильном стремлении к славе не пожелал бы этого, то будет ли нуждаться в твоем прославлении Тот, Кто свободен от такого желания и бесконечно выше тебя? Однако, и не имея нужды в твоем прославлении, Он говорит, что желает его ради тебя. И если Он не погнушался сделаться рабом ради тебя, то почему ты удивляешься, что по тому же побуждению Он принимает и другое? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 577). Источник.
. Если бы не было обещано и никакой награды, то удостоиться славить Бога само по себе было бы славою (свт. Иоанн Златоуст, 52, 577).
. Проводящие достойную удивления жизнь, хотя безмолвствуют, но славят Бога, когда через них другие славят Его (свт. Иоанн Златоуст, 52, 729). Источник.
Небеса славят Бога не тем, что они издают звук, но посредством созерцания побуждают других к славословию; однако же и о них говорится, что они возвещают славу Божию (свт. Иоанн Златоуст, 52, 729). Источник.
. Слава Богу воздается тогда, когда мы живем в союзе и единении, когда единодушно благословляем Бога, переносим того, кто немощнее нас, и не презираем отторгающегося члена (свт. Иоанн Златоуст, 52, 820). Источник.
Божество ни в чем не нуждается. Итак, для чего же Он желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того, чтобы через это соделать теплее нашу любовь к Нему (свт. Иоанн Златоуст, 54, 11). Источник.
. Если мы будем воздавать Ему честь, то через это себе самим доставим честь. Подобно тому как человек, который открывает глаза для того, чтобы видеть солнечный свет, себе самому доставляет через это пользу, удивляясь красоте этого светила. Так точно и даже гораздо больше (бывает, когда обращаемся) к Богу: кто с удивлением взирает на Бога и воздает ему честь, тот снискивает самому себе спасение и получает величайшую пользу. Каким же образом, спросят, Бог прославляется, если он ничего не приемлет от славы, нами воздаваемой? Таким же, как говорится о Нем, что он терпит голод и жажду: все наше Он присвояет Себе, чтобы, по крайней мере, этим привлечь нас. Чтобы хотя бы этим внушить нам страх; а мы, несмотря даже на это, не приближаемся к Нему (свт. Иоанн Златоуст, 54, 618).
В теле прославляет тот, кто не предается блуду, кто не упивается, кто не пресыщается, кто не печется о внешнем украшении, кто настолько показывает заботливости о себе, насколько это нужно только для здоровья, кто не прелюбодействует, равно как и та, которая не намащает себя благовониями, не расписывает красками своего лица, которая довольна тем видом, каким наделил ее Бог, и ничего не прибавляет к тому искусственного (свт. Иоанн Златоуст, 54, 649).
Тогда прославляем Бога, когда мы во всех отношениях бываем праведны; за то и сами будем прославлены. (свт. Иоанн Златоуст, 54, 652).
. Хвалите Его во гласе трубнем ( Пс. 150, 3 ). Если домогаешься разъяснить себе понятие об этой упоминаемой в Писании музыке, то должно разуметь о ней так: хвалите Господа во гласе трубном, т. е. в памятовании о воскресении, которое, как написано, будет по звуку трубному (ср.: 1Кор. 15, 52 ). Хвалите Его во псалтири и гуслех, т. е. языком и устами, когда, как бы в бряцало какое, ударяет в нас Дух. Хвалите Его в тимпане и лице, т. е. во плоти и в душе, от которой, подобно ликам, восходят прошения к Богу. Хвалите Его во струнах и органе, т. е. в сердце и во всей внутренности, что Пророк и назвал органом. Хвалите Его в кимвалех доброгласных ( Пс. 150, 35 ), т.е. устами, которыми псалмопение приводится в стройное сладкозвучие (прп. Исидор Пелусиот, 00, 256–257). Источник.
Прославляет Бога в себе не тот, кто словами только благоговейно чтит Бога, но кто ради Бога из-за заповедей терпеливо переносит страдания и труды. Таковой взаимно Богом прославляется славою сущею в Боге, нося в себе благодать бесстрастия как награду за добродетель по причастию. Ибо всякий, прославляющий Бога в себе. прославляется через бесстрастное озарение Божественными лучами в состоянии созерцания (прп. Максим Исповедник, 91, 243).
Никто не может истинно благословлять Бога, если он не освятил тело добродетелями и душу не просветил истинными познаниями. Благорасположение к добродетели есть лицо умозрительствующего ума, как на небо, подъемлемое на высоту истинного ведения (прп. Максим Исповедник, 91, 275).
Слава Богу есть делание и хранение заповедей Его; всякий христианин, который не славит Бога исполнением повелений Его и хранением заповедей Его, хуже неверного (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 254). Источник.
Некогда пришел преподобному Елиазару помысл: творю ли я угодное Богу и что значат мои труды и моления? Он помолился с особенным усердием: «Владыко, Боже, Отче Вседержителю, вразуми меня, как прославлять пресвятое имя Твое!» После этой молитвы он услышал небесный голос: «Всякий день молись, говоря: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Господи прибежище был еси нам в род и род. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранится нам» (113, 98–99).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Прославление Бога — как цель всей христианской жизни
Какое место прославление Бога должно занимать в жизни христианина? Почему и для чего мы стали христианами и какова цель нашей христианской жизни? Не для того, чтобы быть христианами, и не для того, чтобы следовать заповедям. Мы стали ученикаи Христа для того, чтобы быть с Отцом нашим небесным. Ученичество – не цель, а средство. Наша цель – быть в Его присутствии. Мы пользуемся метро не для того, чтобы ездить, а чтобы добраться до нашей цели. Метро – это средство достижения цели, но не сама цель.
Прославление Бога
Давайте заглянем в прошлое, как все начиналось: когда Бог создавал человека, Он не создавал его для того, что бы человек был христианином, чтобы он проповедовал или не грешил. Он создал человека, чтобы он ходил с Ним. Наша цель от самого сотворения – быть в Его присутствии. И у нас есть такая возможность уже здесь, уже сейчас.
Давайте теперь заглянем вперед, что же нас ждет там, на Небесах. Откровение 4:10-11,19:1-7.
«Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откровение 4:10-11).
Что же там происходит? Хвала и прославление! Вот об этом я и хотел сегодня поговорить.
Хвала и прославление имеют потрясающую силу, это то, что может невероятно изменить наши жизни.
К сожалению, люди не всегда придавали хвале должного значения (что и сейчас иногда происходит). Это не просто мало прославления, чуть-чуть хвалы, это катастрофа для людей, и это не я придумал, так говорит Писание:
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Послание Римлянам 1:21-24).
Что стоит на первом месте в списке причин, из-за которых Бог оставил человека в его похотях? Они не прославили Его, как Бога. Не то, что они стали прелюбодействовать, красть или убивать, но не прославили Его, как должно. Недостойное прославление стоило человеку Его присутствия.
В истории про десять прокаженных из Евангелия от Луки 17:12-19, лично мне кажется, что этот Самарянин был единственным, кто не дошел до священника, в то время как все остальные, послушавшись Христа, пошли и показались священнику. Вроде бы, даже получается, что этот человек ослушался Иисуса, но мы не видим даже намека на укор в его сторону, более того, Иисус ставит его в пример. В чем же причина? Он пришел и воздал славу Богу!
Интересно, что Иисус отметил его веру. А в чем же Он её разглядел? В случае с сотником все понятно, он [сотник] сказал, что Иисусу не обязательно даже приходить к нему, достаточно просто повелеть. А что такого сделал этот человек, в чем Иисус разглядел веру? Хвала!
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Послание Евреям 11:1).
Уверенность в невидимом! Только вера дает возможность славить Бога в любых обстоятельствах!
Еще одна удивительная история в Евангелии от Луки 7:36-47 про фарисея Симона, который устроил званый пир для Христа, но не проявил должного уважения ко Христу и женщину, которая умастила Его ноги елеем и отерла своими волосами.
“Если бы вы захотели обесчестить или унизить человека, вошедшего к вам в дом, то вам следовало не велеть своим слугам омыть ему ноги. Это правило омовения ног особенно тщательно соблюдалось в доме фарисея, для которого внешняя чистота означала все. Иисус ясно сказал, что когда Он вошел в дом Симона, никто не умыл Его ног (Евангелие от Луки 7:44). Казалось, что Симон хотел прихода Иисуса, но он не захотел Его почтить. Как часто мы хотим, чтобы Бог присутствовал на наших собраниях, но отказываемся почтить Его так, как должно, и пренебрегаем поклонением?”, (Томми Тинни, Искатели Бога, стр. 171);
… «Мария отвергла свою славу, чтобы послужить Мне». Если все ученики были в том доме, то там было, по крайней мере, еще 12 человек, и ни один из них не достиг той близости, какую она приобрела в тот день. Ученики упустили эту возможность, хотя они были хорошими людьми, подобными Петру, Иакову и Иоанну.
Друг, послушай меня: ты можешь быть учеником, даже делать то, к чему призваны ученики, но при этом пренебрегать поклонением! Неужели ты всерьез думаешь, что мы нужны Богу, потому что Ему нужны делатели? Не Он ли – Творец, который вышел на балкон небес и пригоршней зачерпнул семь морей? Не Бог ли воздвиг горы на земле? Ясно, что ты не нужен Ему, как работник. Чего Он действительно хочет от тебя – так это поклонения» (Томми Тинни, Искатели Бога, стр. 173)
«Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанн 4:21-24).
Мы не нужны Богу, как работники! Он не нуждается ни в чем из того, что мы можем сделать. Бог ищет людей, которые бы поклонялись Ему! Поклонение — это не дела, это состояние нашего сердца перед Ним! Это благоговейный трепет в Его присутствии, это преклоненные колени перед Его троном, это руки, простирающиеся к Нему, это слова хвалы и прославления.
Поклонник — это человек, который познал Бога! Невозможно узнать Его и не упасть на колени перед Ним! Бог ищет тех людей, которые бы знали Его!
«Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Псалтирь 21:4).
Спрос определяет предложение. Жажда определяет меру Божьего присутствия.
Есть две версии толкования этого отрывка: 1. Сначала Бог приходит, и из-за этого все начинают восхвалять Его; 2. Сначала прославление, затем Он приходит. Лично я склоняюсь ко второй точке зрения и вот почему: Бог первоначально был среди Своего народа, но когда они переставали поклоняться Ему, Он оставлял их. Их притесняли, уводили в рабство и т.п. Но когда они начинали взывать к Нему, Он приходил вновь и миловал.
Прославлять Бога важно для нас самих
«А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокаивать тебя. И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне. Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним.
И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу. И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем. И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1-е Царств 16:14-23).
Удивительно, но каким-то образом звуки музыки могли оказывать воздействие на духовные реалии!
Наше прославление на собраниях, я верю, может влиять на наше духовное (душевное) состояние. Духовные песнопения, сопровождаемые музыкой – великая сила в руках Бога!
«И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам. И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его!
«Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» (Деяния 16:22-26).
Жизнь во Христе – это духовная жизнь, жизнь в Духе, а чтобы нам быть в Духе, необходимо чтобы Дух был в нас, и у нас есть верный способ исполняться Божьим Духом:
«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Ефесянам 5:18-21).
Позвольте привести несколько цитат из книги Кеннета Хейгина «Непознанная сила хвалы»:
«Чем больше вы говорите, как плохо вы себя чувствуете и как вы подавлены, тем хуже вам становится. И с другой стороны, чем больше вы начинаете славить Бога за все, что Он сделал для вас, тем лучше вы себя чувствуете, и тем ярче начинает светиться ваша жизнь».
«Одно из благословений хвалы заключается в том, что хвала переводит ваш взгляд с вас самих на Бога. Хвала помогает вам побеждать эгоизм, потому что по мере того, как вы проводите время в присутствии вашего Небесного Отца, Он начинает работать с вами и изменять ваш эгоизм и неблагодарность».
«Если мы можем переживать за футболиста, бегающего за мячом, мы также должны быть способны не только глубоко почитать Бога, но и восторгаться об искупившем нас Иисусе Христе! Пришло время нам научиться ценить и почитать то, что действительно достойно нашей хвалы – Господа Иисуса Христа и нашего Небесного Отца!»
«Поражение приходит тогда, когда мы фокусируем свой взгляд и свое внимание на обстоятельствах. Например, когда Петр шел по воде навстречу Иисусу и перевел свой взгляд с Господа на обстоятельства – на ветер и громко ревущие волны – он сразу же начал тонуть (Евангелие от Матфея 14:30). Но до тех пор, пока Петр смотрел на Иисуса, он не мог потерпеть поражение независимо от происходящего вокруг! Когда вы вверяете свою ситуацию Иисусу, хвала поможет вам продолжать смотреть на Него, Он является господином любой ситуации, Он поможет не смотреть на обстоятельства. Когда ваш взгляд устремлен на Властелина всякой ситуации – вы не сможете потерпеть неудачу!»
Позвольте привести еще одно сравнение. Представьте: над головою темные-темные тучи, дождь, гром, молнии. Солнца не видно, сыро, холодно. Ты садишься в самолет, он начинает медленно подниматься всё выше и выше. Вот уже и те самые грозовые тучи над самой головой! Но еще несколько мгновений и… тучи остались внизу, а ты ослеплен сиянием солнца. И тучи никуда не исчезли, и солнце осталось там же, где и было, но… Ты поднялся над тучами! Часто в наших жизнях возникают подобные «тучи» (проблемы на работе, в семье…). Но у нас есть эти «крылья», на которых мы можем подняться выше всяких туч и оказаться в сиянии «Солнца». Эти крылья – хвала и прославление!
Прославление во время христианских собраний
«Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Псалтирь 149:1)
Петь и хвалить Бога во время наших собраний — очень естественно, если мы осознаем, Кому мы служим! И здесь, как и во многих других отрывках, говорится именно о пении и хвале. Очень часто мы славим Бога изучением Библии, общением, служением и многим-многим другим, практически забывая о хвале в чистом виде, о пении.
Автор послания к Евреям говорит: «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Послание Евреям 13:15). «Плод уст», а не дела рук, не служение, не общение или изучение Библии, но прославление Бога! Более того, он призывает делать это непрестанно, а не только 15 минут во время наших воскресных собраний! Так почему же мы не в состоянии отложить все наши дела на 15 минут в неделю ради того, чтобы воздать Богу хвалу, которой Он достоин?
Вы когда-нибудь слышали такое в церкви: «Я люблю и уважаю Бога, и то, что я разговариваю во время пения, совсем не значит, что я Его не уважаю». И глядя на жизнь этих христиан, на их преданность, веру и служение и правда не скажешь, что они беззаконники и еретики: это очень служащие и верные Богу люди. Но быть может нам всем «одного не достаёт»: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Псалтирь 49:23). Вот как Бог хочет, чтобы мы проявляли свое почтение и уважение к Нему!
«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся (поклоняться, кланяться, воздавать почесть, упав на колени поклониться до земли) и Ему одному служи (служить, поклоняться, нести служение, нести службу)» (Евангелие от Матфея 4:8-10).
В этом небольшом диалоге Иисус сумел сказать несколько невероятно важных вещей, которые нам нужно усвоить.
Как мы знаем, это была третья попытка сатаны искусить Иисуса Христа. Обратите внимание, что на первые два выпада сатаны Иисус давал ему конкретный ответ на конкретное предложение, но стоило сатане заговорить о поклонении, как Иисус говорит ему «отойди от Меня!», как будто показывая важность поклонения, как бы говоря «А вот на это даже и не думай покушаться!» Сатана замахнулся на что-то очень важное, и тогда Иисус отвечает очень радикально. И дальше Он говорит о двух вещах в наших взаимоотношениях с Богом – поклонение и служение. Иисус как бы разделяет эти две вещи, и нам не следует их «смешивать» и заменять одно другим.
Мы очень хорошо научены и привыкли служить друг другу, и зачастую выдаем это за наше служение и поклонение Богу. Но это неверно! Это тоже крайне важная вещь в нашей духовной жизни, но это не поклонение!
Когда-то давно родители одного мальчика попросили меня быть другом для их сына, и я согласился. Мы проводили с ним время, гуляли, играли, делали уроки и т.п. Я дружил с ним и служил ему. Конечно, родители были тоже рады этому, в каком-то смысле это тоже было служение и им, но это не могло заменить моей дружбы непосредственно с ними и моего служения лично им. Это две разные вещи. Одно может подразумевать и включать в себя другое, но никак не заменять. Наше служение друг другу и общение друг с другом – крайне важная составляющая нашей духовной жизни, Библия четко говорит об этом, но кроме этого в нашей жизни должно присутствовать служение НЕПОСРЕДСТВЕННО Самому Богу и ПОКЛОНЕНИЕ Ему!
В мире нередки такие семьи, где отец очень много времени проводит на работе, зарабатывая на безбедную жизнь своей семьи, и у него совершенно нет времени на общение с женой и детьми. Но он верит, что делает все это ради своей семьи. Хотя детям и жене гораздо больше хотелось, чтобы их отец был рядом. За нашим служением нам ни в коем случае нельзя забыть о поклонении, прославлении и служении Самому Богу.
Есть очень серьезное предупреждение на страницах книги пророка Малахии 1:6-2:2. Представь, что твой начальник вызвал тебя к себе и просит дать отчет о чем-то. Ты начинаешь рассказывать, объяснять, но вдруг замечаешь коллегу, проходящего мимо. Ты отвлекаешься, бежишь здороваться с ним, спрашивать как у него дела, а потом как ни в чем ни бывало возвращаешься к начальнику и продолжаешь доклад. Моему начальнику бы такое не понравилось. И для нас это понятно, мы более или менее приучены соблюдать субординацию. Не многим из нас нравится, когда нас перебивают, мы хотим, чтобы нас уважали. Но почему же при всем при этом мы позволяем себе так вести себя с Богом? Мы поем, тут же мы переключаемся на человека рядом с нами, а потом снова «включаемся» в пение. Неужели Бог не заслуживает того, чтобы нам не отвлекаться от Него? Или Он не настолько важен и уважаем в наших глазах, как наши земные начальники? («Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя?- говорит Гоподь Саваоф» Малахия 1:8).
Сыны Илии в ситуации, описанной в 1-я Царств 2:12-17, крайне пренебрежительно относились к жертвам Господу, что было неугодно Богу. Они не уважали и не соблюдали того порядка жертвоприношений, который был установлен. В наших собраниях тоже есть некоторый порядок: пение, молитва, изучение Писания, общение (ну или какой-либо другой). Уважаем ли мы его? Поем ли мы во время пения? Молимся ли во время молитвы? Или мы «за малость считаем речь к Богу?» (по мотивам Иов 15:4)
Вина сынов Илии усугублялась еще тем, что они были сопричастны к священству. От людей, которым больше дано, больше и ожидания. От людей, которые ведут нас в прославлении (хор, группа пения и т.д.) больше ожиданий, чем от тех, кто не несет этого публичного служения. Эти люди должны быть примером для Церкви в отношении к прославлению Бога. Так почему же, когда эти люди оказываются в зале во время пения, они так же пренебрегают прославлением и сами начинают общаться и заниматься своими делами, вместо того чтобы возносить хвалу Господу?
Если мы заметили, что эти вещи касаются нас, то нам необходимо покаяться, обновиться и пересмотреть свое отношение к тому, какую жертву мы несем на алтарь – лучшую из того, что у нас есть, или «хромую и увечную».
И дело не в том есть у нас голос или нет (сейчас я говорю не о группе пения), или какой у нас слух, но о наших сердцах. Что влечет наши сердца, к чему они стремятся – войти в Его присутствие. «Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его», как в Псалме 99:4 или заниматься там своими делами?
«И поставил на христианскую службу пред ковчегом Господним [некоторых] из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа Бога Израилева» (1-я Паралипоменон 16:4).
Нашу речь дал нам Господь, и у Него есть ожидания от нас и относительно этой части нашей жизни.