Как мыши кота хоронили главная мысль
«Как мыши кота хоронили» — читательский дневник по сказке В. Жуковского
Василий Жуковский написал сказку «Как мыши кота хоронили» в 1831 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Жуковский Василий Андреевич
Название произведения: «Как мыши кота хоронили»
Жанр: сказка
Год написания: 1831
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2004
Главные герои и их краткая характеристика
Мышонок-рассказчик — cын царицы. В молодости наивный и доверчивый, сейчас опытный мышь.
Прасковья — мать рассказчика и царица мышей.
Онуфрий — царь мышей.
Клим Бешеный хвост — мышиный поэт. Глумливый и хвастливый. Погиб на похоронах.
Онуфрий — крыса, считает себя опытным, любит выпить. Погиб на похоронах.
Степанида — старая мышь, когда-то пострадавшая от Мурлыки. Осторожная, недоверчивая, разумная.
Мурлыко — сибирский пушистый кот. Хитрый и коварный.
Краткое содержание и сюжет
Мышонок вспоминает, как первый раз увидел кота Мурлыко. Он был совсем маленьким и хотел выглянуть во двор. Царица Прасковья и крыса Онуфрий его не выпустили, но мышонок выглядывал из щелочки.
Он видел залитый солнцем двор. Птичек, которые весело играли, и странного зверя, усатого и бархатного, с которым мышонку сразу захотелось познакомиться. Но только мышонок собрался вылезти, как появился странный урод, со шпорами, гребешком, загнутым носом, на ходулях. И как закричит.
Крыса Онуфрий сказал мышонку, что то был петух, и спас он его, неразумного, от знакомства с котом Мурлыкой.
Однажды во подполье прошел слух, что кота Мурлыко повесили. Мыши обрадовались и собрались кота погребать. Их мышиный поэт сочинил стихотворение, мыши отправились к коту.
Они увидели, что Мурлыко висит на бревне, вытянувшись и смотря в землю немигающими глазами. Храбрые мыши полезли на бревно, чтобы перегрызть веревку, но оказалось, что Мурлыко висел просто на когтях. Он упал на землю и не шевелился. Поэтому первый испуг мышей быстро прошел и они стали сновать по коту туда-сюда.
Только старая и опытная мышь Степанида, забрала своих мышат и ушла, сказав, что ей это кажется подозрительным.
И вот поэт Бешеный хвост начинает читать свое стихотворение, забравшись на пузо Мурлыке. И в середине прочтения, кот оживает и начинается побоище.
Около двадцати мышей погибли, еще больше оказались ранены, королеву с трудом спасли, царь получил рубец на носу, а поэт Клим и Онуфрий первыми погибли. Закончился мышиный пир бедой.
Очень краткое содержание для читательского дневника
План пересказа
Основная мысль
Любой слух следует внимательно проверять, потому что чаще всего он оказывается лживым. Не верь врагам, всегда будь осторожен.
Чему учит
Сказка учит всегда быть разумно осторожным и предусмотрительным. Не доверять непроверенным слухам, верить только фактам, которые видел своими глазами. Учит не радоваться прежде времени.
Отзыв и что понравилось
Забавная история про хитрого кота, которому было лень ловить осторожных мышей по одной и он решил собрать их всех вместе. Конечно же его выдумка удалась, и сам кот Мурлыко мне больше всего нравится в этой сказке. Он сумел показать противным мышам, кто в доме хозяин.
Вывод и мое мнение
Не стоит лишний раз играть в кошки-мышки, когда велика вероятность нарваться на неприятности, тем более быть начеку, когда старшие из рода соплеменники предостерегали заранее! Надо слушаться старших, — они мудрее!
Жуковский Как мыши кота хоронили читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Василий Андреевич Жуковский – русский поэт, литературный критик, переводчик и педагог; автор стихотворений, сказок, баллад и элегий. В 1831 году Жуковский написал сказку «Война мышей и лягушек», в которую входила история о том, «Как мыши кота хоронили».
Краткое содержание для читательского дневника
1) Рассказчик, юный мышонок, впервые увидел красивого, усатого и бархатного зверя и захотел с ним познакомиться; от глупого поступка его спасло появление Петуха, который своим криком и страшным видом заставил мышонка спрятаться.
2) Крыса Онуфрий, узнав об этом, объяснил мышонку, что этот зверь — кот Мурлыка, злодей и враг всех мышей, и посоветовал держаться от него подальше.
3) Каждый день мыши страдали от кота; и вот однажды разнёсся слух, что Мурлыку повесили, и будто бы мышиные лазутчики своими глазами видели, что их обидчик погиб.
4) Обрадовались мыши, устроили пир и собрались кота хоронить; только мышь Степанида не поверила в происходящее, и спряталась со своими мышатами в подполье.
5) Неразумные мыши на радостях стали скакать вокруг кота, тормошить его, дергать за хвост, а поэт Клим забрался на пузо Мурлыки и начал читать поминальное стихотворение.
6) И вдруг мёртвый кот ожил, и набросился на мышей; многие не вернулись домой, а ещё больше было раненых и искусанных, и даже премудрый Онуфрий и поэт Клим погибли от лап Мурлыки.
Главные герои
1) Рассказчик – молодой мышиный принц, любопытный, доверчивый; не послушался старших и забыл об осторожности.
2) Мурлыка – хитрющий, расчётливый кот, плут и проказник; обманул мышей, притворившись мёртвым.
3) Степанида – старая, опытная и недоверчивая мышь, предупреждала, что коту верить нельзя.
4) Онуфрий – старая крыса, учил молодого мышонка, а сам, несмотря на свою мудрость, попал в беду.
5) Клим «Бешеный хвост» – поэт, который очень любил славу и спешил прочитать панихиду над погибшим котом.
Главная мысль
Не стоит верить всему, что говорят. И даже то, что видишь собственными глазами, может оказаться неправдой. Поэтому любую информацию лучше хорошо проверить. Нужно всегда помнить об осторожности и слушать советы старших и более опытных.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
воскресенье, 26 августа 2018 г.
Жуковский В. «Как мыши кота хоронили»
Жуковский В. сказка «Как мыши кота хоронили»
Жанр: литературная сказка о животных
Читайте краткое содержание других сказок Жуковского:
«Тюльпанное дерево»
«Война мышей и лягушек»
Главные герои сказки «Как мыши кота хоронили» и их характеристика
Чему учит сказка «Как мыши кота хоронили»
Сказка учит всегда быть разумно осторожным и предусмотрительным. Не доверять непроверенным слухам, верить только фактам, которые видел своими глазами. Учит не радоваться прежде времени.
Отзыв на сказку «Как мыши кота хоронили»
Забавная история про хитрого кота, которому было лень ловить осторожных мышей по одной и он решил собрать их всех вместе. Конечно же его выдумка удалась, и сам кот Мурлыко мне больше всего нравится в этой сказке. Он сумел показать противным мышам, кто в доме хозяин.
Пословицы к сказке «Как мыши кота хоронили»
Доверяй, но проверяй.
Не говори Гоп!, пока не перепрыгнешь.
Бойся бед, пока их нет.
Не посмотрев на святцы, да бух в колокол.
Коли не веришь нам, так пощупай сам.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как мыши кота хоронили»
Мышонок вспоминает, как первый раз увидел кота Мурлыко. Он был совсем маленьким и хотел выглянуть во двор. Царица Прасковья и крыса Онуфрий его не выпустили, но мышонок выглядывал из щелочки.
Он видел залитый солнцем двор. Птичек, которые весело играли, и странного зверя, усатого и бархатного, с которым мышонку сразу захотелось познакомиться.
Но только мышонок собрался вылезти, как появился странный урод, со шпорами, гребешком, загнутым носом, на ходулях. И как закричит.
Крыса Онуфрий сказал мышонку, что то был петух, и спас он его, неразумного, от знакомства с котом Мурлыкой.
Однажды во подполье прошел слух, что кота Мурлыко повесили. Мыши обрадовались и собрались кота погребать. Их мышиный поэт сочинил стихотворение, мыши отправились к коту.
Они увидели, что Мурлыко висит на бревне, вытянувшись и смотря в землю немигающими глазами. Храбрые мыши полезли на бревно, чтобы перегрызть веревку, но оказалось, что Мурлыко висел просто на когтях.
Он упал на землю и не шевелился. Поэтому первый испуг мышей быстро прошел и они стали сновать по коту туда-сюда.
Только старая и опытная мышь Степанида, забрала своих мышат и ушла, сказав, что ей это кажется подозрительным.
И вот поэт Бешеный хвост начинает читать свое стихотворение, забравшись на пузо Мурлыке. И в середине прочтения, кот оживает и начинается побоище. Около двадцати мышей погибли, еще больше оказались ранены, королеву с трудом спасли, царь получил рубец на носу, а поэт Клим и Онуфрий первыми погибли.
Закончился мышиный пир бедой.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Как мыши кота хоронили»
«Как мыши кота хоронили» главные герои, мысль, отзыв как и что написать?
Как мыши кота хоронили главная мысль
Жуковский Как мыши кота хоронили главная мысль
Жуковский Как мыши кота хоронили основная мысль
Как мыши кота хоронили главные герои
Жуковский Как мыши кота хоронили главные герои основная мысль
Сказка Жуковского «Как мыши кота хоронили» главные герои, какая основная мысль и отзыв? Что написать в читательский дневник?
«Как мыши кота хоронили» главные герои, главная мысль, отзыв
В. Жуковский «Как мыши кота хоронили».
Главные герои:
Главная мысль сказки такая: не стоит сразу верить слухам и домыслам, сначала нужно убедиться, что это действительно правда, потом предпринимать какие-либо действия. К любой информации следует относиться с осторожностью.
Подходящая пословица:
«Доверяй, но проверяй.»
Главные герои сказки про похороны кота:
1 Мышонок который рассказывает историю по своей натуре неопытный любознательный и доверчивый.
3 Мышиный царь Иринарий получил рану на носу вовремя яростного нападения кота.
4 Старая крыса Онуфрий,славился среди мышей очень опытным и умным но был съеден котом одним из первых.
6 Умудрённая жизнью мышь Степанида не доверяла коту даже мёртвому и была права.
7 Кот Мурлыко хитрый притворщик который обманул мышей и вдоволь поживился мышиной добычей.
Главная мысль: слухи нельзя воспринимать как правду их нужно перепроверять много раз.
Кроме мышонка-рассказчика, упоминаются и участвуют следующие персонажи.
• царь Иринарий, который тоже «хоронил» со всеми остальными сородичами кота и едва спасся, оставшись со шрамом на носу
• видавший много всего на свете крыса Онуфрий
• котище Мурлыка, которого рассказчик наделяет эпитетом «хитрющий»
• поэт-сочинитель Клим, которого за его привычки еще называют «Бешеным хвостом»
Теперь, зная всех героев рассказа, можно сказать о сути содержания и главной мысли сказки.
Но кот-то притворялся, чтобы обмануть мышей и те потеряли бдительность, а потом попались в лапы!
Отзывы самые лучшие: рассказ легко читается, слог его особенный и необычный, который заставляет прислушиваться к каждому слову!
Поучительная и полезная история с выводами для тех, кто помладше и для учеников начальных классов.
Эта сказка Жуковского посвящена беспечности, когда теряется чувство опасности.
В сказке повествуется о мышином семействе, которые поверив в гибель их главнейшего врага, решили похоронить кота, но кот помирать не собирался и всю мышиную « траурную процессию» разогнал, покалечил или вовсе съел.
Главными персонажами этой сказки являются :
Главная мысль этой сказки говорит о том, что не нужно верить слухам и сплетням, тем более радоваться чужим неприятностям. Не нужно недооценивать других и не принимать поспешных решений.
Главные герои сказки Жуковского «Как мыши кота хоронили»:
Главная мысль сказки «Как мыши кота хоронили»:
Для написания краткого отзыва о произведении Жуковского- Как мыши кота хоронили, предлагаю воспользоваться простым планом и по каждому пункту дать по два-три предложения. В моём понимании того, что такое отзыв, этого вполне себе достаточно.
Рассказ Василия Андреевича Жуковского интересен уже своим названием «Как мыши кота хоронили», а также необычным слогом произведения.
Главной мыслью рассказа я бы назвала такую мысль: не все, что мы видим своими глазами, является истиной, нужно стараться понимать суть явлений, чтобы предотвратить плохие последствия своей легкомысленности.
Героев данного произведения несколько.
Это неопытный принц мышиного королевства, который и является рассказчиком.
Кот, хитрый и коварный, по имени Мурлыка.
Мышиная царица, которую зовут Прасковья.
Мудрая старая мышь Степанида.
Рассказ понравился не только своим выразительным стилем написания, но и моралью, заложенной в него.
Главная мысль: не стоит верить слухам и непроверенной информации. Нет смысла подвергать свою жизнь опасности ради любопытства. Лучше проявлять мудрость и осторожность. Иногда даже не стоит верить собственным глазам, а лучше все проверять, проявляя осмотрительность.
Отзыв: эта сказка показалась мне очень необычной. Мне было жалко бедных мышей, но они поступили очень неразумно. Кот оказался хитрее их. Эта история поучительная.
Главные герои произведения «Как мыши кота хоронили» Жуковского:
Не стоит из-за любопытства лезть к разным животным, это может быть опасно для жизни.
Сказка Ушинского «Мена» легко читается и имеет занимательный сюжет, поэтому я её прочла в считанные минуты. Но она имеет глубинный смысл и раскрывает нам секреты благополучия в семье.
Мужик много раз совершал обмены, которые не принесли ему выгоды. В итоге вместо куска золота он получил иглу, но это его совершенно не расстроило. Он хотел порадовать супругу скромным подарком, поэтому не жалел о потере куска золота.
Мне понравилось, что супружеская пара и дальше жила без ссор и дрязг, в полном ладу друг с другом. Я поняла, что никакие богатства не могут сделать людей счастливыми. Самое главное: здоровье и благополучие всех членов семьи.
Кроме того, сказка учит нас не доверять незнакомым людям, которые могут подталкивать нас к совершению глупых поступков. Прежде, чем соглашаться на предложения других людей, нужно хорошенько подумать.
Сказка поучает, как быть заботливым, внимательным, чутким, видеть все, что происходит вокруг и помогать, по мере сил. История воспитывает быть смелым и отважным. В случае опасности, когда приходит лисица, петушок «уводит» хищницу, притворяясь больным и подраненным, подальше от своего выводка.
Дети видят, что охотник не трогает куропаток, пока она выхаживает потомство.
Очень важно в детях вырастить добрые чувства, отзывчивость, сочувствие к тем, кому нужна помощь.
n_dank
N.Dank. Согревая ладошки луж.
Лубок «Как мыши кота хоронили». Происхождение сюжета. Сатирический сюжет в народном творчестве.
Знаменитый мотив русского лубка «Как мыши кота хоронили» является не только сказочным сюжетом, но и одним из самых востребованных на протяжении многих столетий примеров острой социальной сатиры.
Фотографии сделаны в Русском музее в 2017 году. Резная скульптура Фёдора Дмитриевича Ерошкина (1879–1936)
Ерошкин Ф. Д. Коллекция Русского музея. Санкт-Петербург.
Я была уверена, что кот притворяется, а глупые мыши рано радуются. Уверенность моя основывалась на знаниях, почерпнутых когда-то из детской сказки «Как мыши кота хоронили» в пересказе Василия Андреевича Жуковского. У Жуковского хитрый и опасный кот Мурлыка обманул мышей и устроил настоящее мышиное побоище. Оказывается, история эта пришла из глубины веков, и рассказывал её всяк на свой лад.
Рисунки к произведению Жуковского выполнил русский художник Георгий Нарбут (1886—1920).
Издательство: Стрекоза, 2017 год. Серия: Школьная программа
Лубочная картинка XVIII века.
Стасов подробно рассматривает оттиски на бумаге и делает вывод:
* с Резани в тексте 1858 года написано через «е»
Ещё один вариант. Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год (б-ка им. Н. А. Некрасова). Примечание: написание фамилии автора через «о».
На этой гравюре «мышка тянет табачишка», сидя в коляске — верхний ряд справа.
Снегирёв, в свою очередь, ориентируется на описание гравюры, сделанное Стасовым:
«Г. Стасовъ почитаеть етотъ естампъ оттискомъ, сдѣланнымъ въ XVIII вѣкѣ съ досокъ, рѣзанныхъ ранѣе того времени, именно въ первой половинѣ тогоже столѣтія, но съ нѣкоторыми только подробностями, принадлежащими XVII вѣку. Въ етой редакции всѣхъ фигуръ 23, между тѣмъ какъ въ позднѣйшей, составленной по образцу первой, ихъ 66; при томъ многія оконечности и надписи прибавлены. Намъ неизвѣстно, когда именно и кѣмъ сочинена и пересочинена ета картинка; но послѣдующая изданія, рѣзанныя на мѣди, не похожи на вышеприведенную нами».
Летний вариант гравюры с 66 мышами. Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год
Снегирёв даёт описание каждой из 66 мышей, текст можно увеличить (жаргонизмы он запикивает точками):
«Появившиеся на Москве около половины XVII века Немецкие потешные печатные листы – картинки забавного содержания продавались вместе с печатными книгами, рукописями, писчею бумагой, молотковыми и простыми картами в Овощном ряду, потом на Спасском мосту ‹. › Немецкие потешные листы, без сомнения, перерабатывались у нас в особенных исключительных формах; их переделывали на русский лад или, находя в русской жизни подобные предметы для воспроизведения их в художестве, олицетворяли и в лубочных картинках; нередко черты отечественных поверий и обычаев вставлялись в иностранные рамы, а иногда сцены из немецкой жизни облекаемы были в русские формы и наоборот».
Сюжет с охотником в сопровождении зверей был очень популярен во многих европейских странах. Вариантов процессии очень много, какой именно из вариантов обсуждают Снегирёв и Стасов, не знаю.
Снегирёв, так же как и Стасов, видят сходство сюжетов с немецкими картинками, в частности, с Нирембергской (Нюренбергской) картинкой.
«Здесь почти вся обстановка старинных похорон знатной особы, где смешано старое с новым, русское с иностранным; исключено только всё священное и церковное, между тем как на Нирембергской картинке лисица с крестом в лапах явно представляет духовную особу.
Очевидно, целью сочинителя была не одна забава и балагурство; но он хотел олицетворить в каррикатуре освобождение слабых от гонителя, в утешение гонимым и в урок гонителям. Мышам только он присвоил человеческие страсти: лицемемерие, ненависть, злопамятность; внутренняя радость у них прикрыта наружного печалью. Так «Рязанская мышь горько плачет, а сама в присядку пляшет » ; «Мышь веселая в волынку играет, песни напевает, Кота проклинаетъ. Применение этого изображения к случаям в жизни простого народа было весьма близко и легко: по сему, вероятно, эта картинка усвоилась ему. В коте он видит обидчика, в мышах обиженных, в смерти его освобождение и торжество других, отрадный конец гоненениям». стр. 126-127.
Снегирёв вслед за Стасовым пытается углубиться в историю в поисках первообраза:
«Если верить г. Макарову, то в Чешской хронике Венцеслава Гайка 1553 года, изданной в Вене 1782 года, в том самом месте, где упоминается о покушении Римского Первосвященника привлечь Россию к Римской Церкви, на поляхъ отмечено : «приготовили было такую же сатиру, какую Лютеране о погребении кота мышами». На сём основании г. Макаров и предполагал, что первообразом этой Русской простонародной картинки была сатира в лицах, выпущенная в свет сперва Лютеранами, потом Чехами по случаю смерти Папы Пия V, или Григория XIII, преследовавшего и тех, и других. Но так как, к сожалению, г. Макаров не досказал, когда, кем именно и на каком языке сделана приписка: то подобного свидетельства нельзя принять в основание к заключению, что действительно сатира эта сочинена на современного Царю Ивану Васильевичу Римского Первосвященника ».
Далее Снегирёв рассказывает историю о коте царя Алексея Михаиловича, гравюра с оного хранится в Императорской библиотеке, а также поднимает вопрос о том, кому Алексей Михаилович был ненавистен, если речь всё-таки о нём. Снегирёв допускает возможность иностранного первоисточника, но подчеркивает, что эстамп был переработан в национальных формах и применим к отечественным событиям. В своём исследовании он приходит к выводу, что наиболее соответствуют рассматриваемаму сюжету времена Петра I, следовательно картинка выпущена была не ранее начала или середины XVIII века.
Подробнее версии событий в интерпретации Снегирёва:
Ровинский в очередной раз перечисляет различные версии поиска первоисточника. Он считает, что «родословіе кота нашего отъ Лютеранъ и Чеховъ XVI вѣка не под тверждается никакими данными». Ещё менее вероятным кажется вариант из древней Индии, некоторые исследователи приводили в доказательство «индійскую народную картинку, представляющую кота Видало и рисованную отъ руки индійскимъ богомазомъ въ новѣйшее время». Там изображён рыжий с чёрными пятнами и чёрным хвостом кот Видало в окружении мышей. И далее перечисляются похожие сюжеты:
Хотелось бы обратить внимание на ошибку или же путаницу, которую допускает Ровинский. Речь вот об этом портрете кота:
Чешский художник Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота Великого князя Московского. 1663 год.
Ровинский сообщает, что Снегирёв писал про изображение любимого кота Ивана Грозного ↑. Это не так, в данном случае он вводит читателей в заблуждение. Путаница с котом произошла по вине некого Чижова (или Чижева), который сообщал, что видел в Дрездене экземпляр гравюры с изображением кота, но без датировки, обрезанным снизу, и Чижов решил, что кот принадлежал царю Иоанну IV Грозному. И. М. Снегирёв в книге «Лубочные картинки русского народа в Московском мире» рассматривал, как один из возможных, вариант интерпретации, в котором лубок «Мыши кота погребают» является сатирой на царя Алексея Михайловича. Гравюра чешского художника Вацлава Холлара «Подлинный портрет кота Великого князя Московского», выполненная в 1660-е годы, могла послужить «предметом к сочинению такой картинки». Изображённый на гравюре Холлара кот в работе Снегирёва именуется как «любимый Царём Алексеем Михайловичем кот». Но вариант о сатире на Царя Алексея Михаиловича не окончательный вывод, более вероятной Снегирёв в своём труде называет версию о том, что лубок «Мыши кота погребают» является сатирой на Петра I (см. выше две страницы: Подробнее версии событий в интерпретации Снегирёва).
Ровинский, как и Снегирёв, полагает, что автором лубочной картинки про кота и мышей был скорее всего ожесточённый гонениями раскольник, враг петровских нововведений:
«Раскольники имѣли полное право радоваться котову погребенію, потому что этотъ котъ особенно преслѣдовалъ ихъ и ихъ бороды; они звали его Антихристомъ и лютымъ звѣремъ крокодиломъ, а на картинкѣ „отъ Христа паденіе Антихриста» даже нарисовали этого послѣдняго въ образѣ Петра».
Ровинский приписывает раскольникам авторство ещё нескольких лубочных картинок, которые считаются направленными против Петра. Такова, к примеру, картинка, изображающая драку бабы Яги с крокодилом: драка, вероятно, произошла из-за сткляницы вина.
Д. А. Ровинский обращает внимание, что это мог быть ответ на картинку с изображением цирюльника, который собирается остричь раскольнику бороду, — эта картинка, по мнению Ровинского, была сочинена и пущена в народ по приказу самого Петра. Но петровская картинка в ход не пошла, и повторения не имела, — «а время показало, насколько Петр был неправ в этом деле, даже смотря на него с современной ему точки зрения».
Цирюльник хочет раскольнику бороду остричь, тот упирается со словами: «слушай, цирюльникъ, я бороды стричь не хочу, вотъ гляди я на тебя скоро караулъ закричу».
«Въ словѣ о брадобритіи, приписываемомъ патріарху Адріану, даже упоминается, что въ Вильнѣ новокрестившіеся Антоній, Іоаннъ и Евстафій пострадали за брадобритіе отъ невѣрнаго князя Ольгерда и причтены за это къ лику святыхъ. «Безбородому невозможно и въ царствіе небесное внити!» Борода есть Богомъ данная мужскому полу красота! И вдругъ, ни съ того ни съ сего, вышелъ указъ, что бородa-де лишняя тягота».
Кот казанский, ставший героем фольклорных и лубочных сюжетов, представлен на отдельной лубочной картинке XVIII века. Был кот нрава крутого: ««когда въ живности пребывалъ, по цѣлому мышенку глоталъ», и много изобидѣлъ онъ въ жизни своей народа; за то эти обиженные и собрались посмотрѣть на своего недруга и съ радостію привѣтствуютъ стараго лиходѣя. »
«Кот брысь, он же Алабрыс», он же «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…»
Самый полный зимний вариант гравюры, порядка 90 фигур. Текст можно увеличить.
Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год
Таким образом, рассмотрены следующие исследования:
1. Стасов на сочинения Равинского, 1858 год
2. Снегирёв, со ссылкой на Стасова, 1861 год
3. Ровинский со ссылкой на Снегирёва и др. 1881 год.
Можно долго гадать о том, какая важная персона изображена на русской лубочной картинке в образе кота, от которого натерпелось мышиное племя. Но меня интересует не столько сама картинка, сколько сюжет. Сюжет гораздо старше всех известных картинок, и является он прежде всего сатирическим. Не мягкий юмор, не просто потешки-небылицы, а жёсткая сатира. Тексты написаны эзоповым языком. Как писал Соловьёв: «Басни на лубочныхъ картинкахъ, по большей части, Езоповы. »
Это только присказка ↑. Новую интересную информацию я нашла в книге «CARICATURE & GROTESQUE In Literature and Art. BY THOMAS WRIGHT» London, 1865.
Книга рассказывает о карикатурных и гротескных фигурах, изображенных на древних манускриптах или используемых в декоративном оформлении древних храмов. В данном случае речь о процессии с лисой, которая на картинке очень напоминает белку. Носилки несут козел и кабан, собака дергает кабана за хвост. Заяц несёт зажженную свечу, впереди него – волк, несущий крест, и медведь, держащий в одной руке сосуд со святой водой, а в другой – кропило. Утверждается, что это скульптурный орнамент Страсбургского Штрасбургского собора, находится он где-то на колонне рядом с алтарём. Я о таком никогда не слышала.
Штрасбург (нем. Strasburg) — город в Германии, в земле Мекленбург-Передняя Померания, может быть там находится орнамент с животными (?) Или в Австрии(?) Подтверждения я пока не нашла, не понимаю о каком городе и каком соборе речь.
Английский археолог и писатель Thomas Wright (1810–1877) по поводу данного сюжета ссылается на произведения английского баснописца XIII века Odo of Cheriton (c. 1185–c. 1247):
Odo de Cirington, the fabulist, tells us how, one day, the wolf died, and the lion called the animals together to celebrate his exequies. The hare carried the holy water, hedgehogs bore the candles, the goats rang the bells, the moles dug the grave, the foxes carried the corpse on the bier. Berengarius, the bear, celebrated mass, the ox read the gospel, and the ass the epistle. When the mass was concluded, and Isengrin buried, the animals made a splendid seast out of his goods, and wished for such another funeral.
Баснописец Одо Херитон рассказывает про волка, чью кончину празднуют созванные львом звери: заяц несёт святую воду, ежи – свечи, козы звонят в колокола, вол читает проповедь и т. д. Добро волчье поделено, звери довольны.
То есть басня об освобождении от ненавистного правителя существовала, как минимум, за 300 лет до начала правления Ивана Грозного, а уж к какой конкретной персоне на каком историческом отрезке времени относились шутки-басни-картинки надо разбираться в каждом конкретном варианте отдельно.
Об опасности сатиры.
Фёдор Григорьевич Солнцев (1801—1892) — художник, архитектор, историк, академик и профессор Императорской Академии художеств — «МОЯ ЖИЗНЬ І ХУДОЖЕСТВЕННО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ», 1876 год.
События 1834 года.
Анна Алексеевна Оленина — дочь президента Петербургской Академии художеств Алексея Николаевича Оленина.
«В это именно время случилось происшествие, которое могло кончиться для меня неприятностью. Однажды Анна Алексеевна Оленина, которой я давал уроки по рисованию, вместе с подругами своими, графиней Блудовой и Уваровой, попросили меня нарисовать картину «Погребение кота мышами». Милые, умные и любезные просительницы рассказывали, как следовало сделать мышей, в каком мундире нарисовать кота и проч. Всё это исполнял я в точности, ничего не подозревая. Когда картина была готова и я уже забыл о ней, как раз пришел я к Алексею Николаевичу; он открыл бюро, вынул мой рисунок и спросил:
— «Это ты рисовал?»
— Точно так.
— «Ты можешь больно поплатиться за эти шалости. Мы с тобой должны ехать к графу Бенкендорфу».
— Помилуйте, Алексей Николаевич, — сказалъ я, — ведь я ни в чем не виноват: рисовал в вашем доме и под диктовку Анны Алексеевны.
— «Всё равно, надо ехать к шефу жандармов. Я получил предложениe— тебя доставить к нему».
Мы поехали.
— «Это вы рисовали?» — спросил меня Бенкендорф, показывая мой рисунок.
— Я.
— «Знаете, что это каррикатура над известными в столице лицами, — сказалъ мне граф. — Рисунок ваш получил я от императрицы».
Все это было для меня крайне неожиданно. »
Ох, какова Анна Алексеевна! Совершенно непонятно, каким образом рисунок попал к императрице, но это исторический факт, о котором не следует забывать.
Солнцеву поставили на вид, не более того, однако, история запомнилась.