Как набраться смелости и уволиться
Как правильно увольняться: алгоритм красивого ухода
⏱ Время прочтения — 3 минуты
Заранее сообщите непосредственному руководителю о своем уходе
Начнем с того, что, если вы только думаете об уходе, потому что вас что-то не устраивает на нынешнем месте, не стоит делать резких движений и заявлять об увольнении — поговорите тет-а-тет со своим прямым руководителем. Иногда финансовые или внутрикорпоративные причины, по которым вы хотите покинуть компанию, легко решаемы, достаточно о них просто сообщить.
Если же ваше решение уйти окончательное, скажите об этом как можно раньше, чтобы компания успела найти вам замену. В короткий срок подобрать нового сотрудника и передать ему дела почти невозможно. Будет идеально, если вы сами заранее начнете готовить себе преемника, особенно это касается руководящих позиций, на которых завязаны важные процессы и лежит большая ответственность.
Если вы были лояльны к месту работы, сообщите руководителю настоящую причину ухода и дайте честную обратную связь, чтобы он мог что-то улучшить. Даже если вы уходите к конкурентам, скажите об этом лично, потому что коллеги всё равно узнают. Так лучше пусть узнают от вас.
Передавайте дела тщательно и «лично в руки»
Моя искренняя рекомендация: дождаться выхода нового сотрудника на вашу должность и передать дела напрямую. Если вы сделаете это через коллег или оставленный «мануал», может потеряться хронология или материалы, получится «испорченный телефон». Это повлияет на качество оказания услуг клиентам.
Вам нравится эта компания, но вы просто выросли из нее? Предложите замену сами. Это поможет HR-отделу, да и вам будет легче «сдать пост», если на вашу должность возьмут вашего кандидата.
Передавайте дела детально в четком шаблоне, со всеми контактами и ссылками даже на старые версии документов. Период адаптации у новичков достаточно сложный, и, если вы проявите себя как хороший наставник, будете отвечать даже на их незначительные вопросы, это создаст вам позитивный имидж в профессиональной среде.
Отвечайте на вопросы бывших коллег и вашего преемника и после ухода
Если вы вели большой сложный блок, велика вероятность, что в первое время после ухода к вам будут обращаться с уточняющими вопросами. Проявите терпение и профессионализм, не добавляйте бывших коллег в «черный список». Не спешите удалять из компьютера и смартфона переписки и документы по задачам уже бывшей работы — информация из них может пригодиться для помощи бывшим коллегам и сотруднику, сменившему вас. Вам не сложно, а ваш бизнес-имидж станет только лучше.
Поставьте… красивое многоточие
В последний день на работе напишите сообщение в общий чат или письмо, что вы уходите, но открыты к коммуникации и остаетесь на связи. Можно пригласить коллег на небольшой фуршет, если в вашей компании это принято, чтобы красиво сказать «До свидания» и попрощаться на приятной ноте.
Вы не можете знать, когда и где встретитесь снова со своими руководителями и коллегами, поэтому на этапе увольнения будьте максимально корректны, не давайте волю эмоциям, завершите все дела, поблагодарите всех за совместную работу и пожелайте удачи в будущем. Оставьте о себе хорошую память как о профессионале и о человеке.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
7 советов психолога для тех, кто хочет уволиться с работы
Вы давно хотите уйти с надоевшей работы, но не можете на это решиться? Вам кажется, что вы совершите ошибку, покинув привычное место, но у вас больше нет сил занимать неинтересную должность? Игнорируйте внутренний голос, убеждающий вас в том, что вы не найдете работу лучше той, что имеете сейчас. Взгляните на свою жизнь со стороны.
Осознайте, что находясь в длительном стрессе, мозг утрачивает способность к принятию важных решений. Вам будет казаться, что стабильная старая работа не так уж и плоха, но это только уловка, посылаемая измученным организмом.
К тому же, нередко человек настолько сильно устает от нелюбимой должности, что у него просто не хватает сил и мотивации на то, чтобы подыскать место получше. Да и потенциальные работодатели вряд ли заинтересуются вялым и безынициативным кандидатом. Если вы чувствуете себя выжатым, как лимон, вам надоела ваша работа, стоит покинуть ее как можно быстрее, даже если вы не успели найти что-то на замену.
Пять причин уйти с работы
Если вы хотите уволиться, но боитесь, обратите внимание на свое состояние. Иногда стресс становится настолько сильным, что немедленный уход из организации является единственным верным выходом.
Вы не хотите увольняться, пока не найдете новую должность? В некоторых случаях с уходом можно повременить, но существуют поводы, при возникновении которых увольняться нужно немедленно. Лиз Райан (создатель консультационной компании Human Workspace) сообщает о пяти таких причинах.
Вы не чувствуете себя в безопасности
Если ваша организация находится на опасной территории (неблагоприятный район, зона боевых действий, местность с повышенным уровнем радиации), не стоит раздумывать над тем, чтобы остаться на старой должности. Даже если у вас проблемы с финансами, увольняйтесь с опасной работы как можно быстрее. Ваше самочувствие намного важнее высокого заработка.
На безопасность могут посягать и действия коллег. Вы стали жертвой домогательств или травли? Сообщите об этом руководству. Начальник не спешит разбираться с волнующей ситуацией?
Работа подрывает ваше здоровье
Подумайте, не влияет ли нежеланная работа на ваше психическое или физическое здоровье? Если атмосфера в коллективе вызывает стресс, лучше уйти с работы, даже если сейчас вам кажется, что найти что-то на замену не выйдет. Потенциальные работодатели не оценят ваше психическое напряжение или проблемы со здоровьем, поэтому разрешите себе немного отдохнуть, побыв какое-то время безработным. Пока вы будете перебирать вакансии, ваше самочувствие улучшится, и вы вольетесь в коллектив с новыми силами.
Вы ощущаете неуверенность в себе
Вы настолько устали от раздражающей работы, что готовы променять ее на любое, даже неинтересное занятие? Это значит только то, что вам действительно пора увольняться.
Но не спешите соглашаться на первое попавшееся предложение. Возможно, должность в компании друга или несложная подработка принесет вам облегчение.
Вам нужна передышка
Вы слишком устали от своей работы и не справляетесь с объемами, но у вас нет сил на то, чтобы найти что-нибудь другое? Самое время бросить нелюбимую должность и дать себе время на отдых.
Именно так поступил Александр. Александр уволился вопреки уговорам коллег. Несмотря на то, что мужчина уходил в никуда, его моральное состояние значительно улучшилось. Уже через неделю молодой человек прошел стажировку в крупной компании и получил подходящую должность. Новая работа отличается от предыдущей, она менее оплачиваемая, но Александр рад, ведь он занимается любимым делом.
У вас нет времени на себя
Если работа забирает у вас все силы, не оставляя времени на увлечения и отдых с родными, вам будет интересен опыт Барбары, чья ситуация схожа с вашей.
Женщина почувствовала себя лучше, только уволившись по собственному желанию с раздражающей должности. Несмотря на то, что Барбара не сразу устроилась на новую работу, за время поисков она смогла понять, чего действительно хочет от жизни, избавившись от постоянного источника напряжения.
Вы постоянно чувствуете себя уставшим? Искать новую должность в таком состоянии — бесполезное занятие. Скорее всего, вы откликнетесь на первое попавшееся предложение, променяв утомляющую работу на что-то похожее.
Не бойтесь того, что вам какое-то время придется побыть безработным. Иногда это единственный способ восстановить силы и понять, куда стоит двигаться дальше.
Что делать: 7 советов психолога для тех, кто решился
Если вы поняли, что вам неинтересна старая работа, не стоит ждать, что волнующая вас ситуация разрешится сама собой. Психологи советуют выполнить несколько простых шагов, чтобы уволиться с минимальными потерями.
Ищите ближе
Часто офисные работники мечтают кардинально сменить сферу своей деятельности. Они думают, что жизнь станет намного проще, если заменить душный кабинет на домашнее кресло, скучные поручения на творческие проекты. Кто не представлял себя фотографом или художником со свободным графиком? Но в реальности только малая часть бывших офисных работников уходит в другую профессию.
Большая часть недовольных своей жизнью людей так и остается на скучной работе, временами грезя о других способах заработка. Некоторые все же решаются попробовать себя в чем-то новом, но быстро терпят крах, понимая, что работа мечты в реальности не такая хорошая, какой она казалась изначально. Часто все заканчивается печально потому, что человек, которого не устраивает его должность, не пытается понять, в чем причина недовольства, а просто хочет сбежать от надоевшей работы в другую сферу деятельности.
Если вы боитесь уходить с работы из-за того, что вам страшно пробовать что-то новое, не переживайте. Необязательно менять специальность, есть много хороших должностей, близких к вашему профилю. Надо только понять, что конкретно вам не нравится в вашей деятельности, чтобы найти вакансию, которая не будет содержать раздражающих поручений.
Помните, что лучшее — это не всегда что-то кардинально другое. Рассмотрите все вакансии, связанные с вашей специальностью. Скорее всего, какая-нибудь из них окажется работой вашей мечты.
Расширьте круг интересов
Вы твердо решили сменить сферу деятельности? Не спешите увольняться. Сначала разберитесь в своих интересах, решите, какие профессии кажутся вам наиболее привлекательными. Справившись с этой задачей, вы станете на шаг ближе к новой жизни.
Сотрудники, которые много лет не меняют место работы, часто попадают в «профессиональный туннель». Они стараются совершенствовать знания в своей отрасли, но забывают, что могут стать хорошим специалистом и в чем-то другом. Такие люди вскоре осознают, что у них не осталось увлечений кроме работы. Посмотрите на себя со стороны. Не имеете ли вы той же проблемы?
Если вы понимаете, что находитесь в «профессиональном туннеле», начать выход из этого состояния нужно с поиска интересов. Запишитесь на разные курсы и мастер-классы, и очень скоро вы обнаружите у себя склонность к конкретным сферам деятельности.
Не надо бороться с собой и совершать какие-то серьезные поступки. Посвятите это время поиску себя, узнайте что-то новое о своей личности, прежде чем переходить к активным действиям.
Действуйте
Если вы примерно понимаете, к чему имеете склонность, но ничего не делаете, самое время начать действовать. Можно годами размышлять о профессиональном предназначении и оставаться на том же месте, если не применять свои знания на практике.
Пробуйте себя в новых ипостасях, не бойтесь делать что-то непривычное. Вы так и не узнаете, подходит ли вам профессия, пока не отработаете хотя бы день в этой сфере.
Пробуйте себя в новых ипостасях, не бойтесь делать что-то непривычное. Вы так и не узнаете, подходит ли вам профессия, пока не отработаете хотя бы день в этой сфере.
Не вводите себя в заблуждение, думая, что ваше предназначение — быть специалистом в одной профессиональной области всю свою жизнь. Помните, что сферу деятельности довольно легко поменять. Выбирайте область, в которой хотели бы работать, исходя из ваших интересов. Если вы не можете понять, что вам нравится, вспомните, чем вы любили заниматься несколько лет назад. Но учтите, что нужно не просто любить свою профессию, а еще и относиться к ней серьезно. Если ваши увлечения для вас не больше, чем ненавязчивое хобби, положить их в основу постоянной работы, скорее всего, не выйдет.
Вам удалось найти профессиональную область, вызывающую интерес? Не спешите покидать рабочее место. Дайте себе немного времени на то, чтобы узнать больше об этой профессии. Ходите на курсы, считайте литературу по теме, развивайтесь. Вы должны быть подготовлены к работе на новом поприще.
О том, что не стоит зацикливаться на одной области, говорит в своей книге «100 способов изменить жизнь» и Лариса Парфентьева.
Лариса Парфентьева «100 способов изменить жизнь»
Проведите тест-драйв мечты
У вас уже давно есть сокровенная мечта, которую вы не решаетесь осуществить? Начните двигаться к цели уже сейчас. Осознайте, что если в этот момент вы не сделаете шаг навстречу тому, что хотите иметь, через 30 лет тоже ничего не изменится.
Посвятите свой отпуск небольшому тест-драйву, чтобы понять, действительно ли профессия вашей мечты такая, какой вы ее представляете. Хотите стать писателем? Начните регулярно писать по несколько страниц. Думаете о карьере режиссера? Снимите пару короткометражных фильмов. Грезите о своем отеле? Поселитесь в гостинице, выясните, с какими подводными камнями придется столкнуться.
После тест-драйва вы окончательно убедились в том, что эта область вам подходит? Смело меняйте профессию.
Если вы поняли, что новая работа оказалась совсем не тем, о чем вы грезили, не опускайте руки. Попробуйте себя в чем-то другом. Рано или поздно вы найдете ту профессию, которая придется вам по душе.
Избавьтесь от страхов
Вы убедились в том, что другая профессия нравится вам больше, но не спешите уходить со старого места? Скорее всего, вы просто боитесь перемен.
Любой человек пытается достичь стабильности. Всегда страшно увольняться с работы с уже устоявшимся графиком, заработной платой и списком обязанностей. Далеко не все готовы променять стабильное место на что-то новое и ненадежное.
Страхи при смене работы нормальны, но вы не должны подчиняться им. Елена Резанова (специалист по карьерным стратегиям) отмечает, что стремление к стабильной нелюбимой работе очень похоже на желание женщины сохранить неблагополучный, но долговременный брак.
Вы должны осознать, что привычное не всегда является хорошим. Именно новая работа может стать тем занятием, которое будет приносить вам удовольствие.
Вы можете беспокоиться и из-за снижения дохода. Но разве для того, чтобы стать счастливым, нужны деньги? Будете ли вы чувствовать себя хорошо, имея большую зарплату, но посещая нелюбимую работу каждый день? Не лучше ли получать меньше, занимаясь при этом любимым делом? Когда ваши приоритеты будут расставлены правильно, финансовая составляющая перестанет пугать.
Вы не имеете других страхов, но думаете, что не сможете стать успешным в новой деятельности? Не позволяйте таким сомнениям останавливать вас на пути к цели. Если бы каждый шел на поводу у своих беспокойных мыслей, никто бы так и не начал заниматься тем, что ему нравится. Сконцентрируйтесь на любимом деле. Отбросьте предрассудки, и тогда все получится.
Брайан Трейси (автор книги «Выйди из зоны комфорта») советует делать все зависящее от вас, не допуская мыслей о поражении. Только позитивное мышление и полная ответственность за все свои действия могут привести к цели.
Брайан Трейси, автор книги «Выйди из зоны комфорта»
Помните, что жизнь проходит очень быстро. Если уже сейчас не начать двигаться к тому, чтобы заниматься любимым делом в будущем, вы рискуете навсегда остаться на нелюбимой работе. И, скорее всего, вы об этом пожалеете.
Научитесь спокойно воспринимать неудачи
Всем хочется, чтобы на пути к цели не было препятствий, но это невозможно. Нужно понять, что вам не всегда будет улыбаться удача. Иногда вы будете переживать тяжелые дни, когда захочется отказаться от любимого занятия. Но промахи и ошибки не должны сбивать вас с истинного пути.
Если у вас что-то не выходит, не спешите сдаваться. Продолжайте стараться, и очень скоро прогресс станет довольно ощутимым. Запомните, что промахи — это тоже часть опыта. Прежде чем вы станете настоящим специалистом, придется пережить еще много неприятных ситуаций, действуя методом проб и ошибок.
Подумайте, что будет с вами через 10 лет
Вы чувствуете, что работа забирает последние силы, но не можете уйти оттуда? Выполните небольшое упражнение. Представьте себя на этом же месте через 10 лет. Будете ли счастливы, выполняя все те же обязанности? Сможете ли вы гордиться собой, получив повышение в этой сфере?
А теперь подумайте, как бы вы себя чувствовали через 10 лет, если бы занимались любимым делом? Стала бы ваша жизнь лучше и интереснее? Какие люди находились бы рядом? Ваши впечатления от представленного помогут понять, стоит ли уходить с нелюбимой работы.
15 советов о том, как уволиться из компании без боли
В отличие, например, от Японии, в наших широтах пожизненный найм — диковинка. Рано или поздно приходит момент, когда пора покинуть компанию — даже любимую, и коллег — даже лучших в мире, чтобы двигаться дальше в своем развитии.
Как понять, что пришла пора менять локацию? Уйти из офиса, но сохранить отношения? С какими проблемами можно столкнуться и как их решить, мы спросили у наших экспертов — коуча по карьере и самореализации Анны Меламед и карьерного консультанта Сергея Проценко.
1. Уходите, пока не хочется сбежать
Порой мы склонны рубить сплеча. Но иногда впадаем в другую крайность: несем чемодан без ручки долгие километры. Или сами становимся таким «токсичным» чемоданом для коллег. Анна Меламед убеждена: уйти из компании вовремя — это целое искусство. «Не нужно писать заявление об увольнении при первой же сложной или конфликтной ситуации. Решайте задачи и договаривайтесь, — отмечает эксперт. — Но важно научиться отслеживать, есть ли еще в этой работе то, ради чего вы сюда когда-то пришли».
Эксперт напоминает, что у каждого свои мотивы: деньги, знания, карьера, статус или развитие. «Если вы понимаете, что вас больше ничего на этой работе «не греет», не нужно накапливать такие сигналы», — резюмирует эксперт. По мнению Анны, один из самых заметных внутренних «маячков» о необходимости что-то менять — скука. «Даже если окружающим вы по-прежнему кажетесь крутым профессионалом, но вам скучно — не игнорируйте свои ощущения», — говорит эксперт.
Причины ухода могут быть и внешними. Например, ухудшение условий труда или ситуации на рынке, на котором вы работаете, смена коллектива или руководителя, а за ним — и подхода в управлении. «Если вы понимаете, что не можете повлиять на изменившиеся внешние условия или подстроиться под них, — начинайте просматривать вакансии», — рекомендует коуч.
Анна Меламед полагает, что с компанией лучше прощаться, когда ощущаешь свои силы, чувствуешь уверенность в себе, осознаешь свои цели, но по каким-то причинам не можешь реализовать все это на данном месте работы. Не стоит доводить ситуацию до выгорания, потери ценности — и профессии, и своей как специалиста.
2. Снимите розовые очки
Порой решение человека покинуть работу продиктовано ощущением, что нас недооценивают. Часто так и есть — сменив компанию, можно получить условия лучше и зарплату выше.
Но гарантии нет: прежде чем менять работодателя, не помешает объективно оценить свой бэкграунд, просмотреть резюме и вакансии с аналогичными данными и уровень оплаты по ним, возможно, сходить на несколько собеседований. Может оказаться, что кандидат — действительно нарасхват. А может, придется посмотреть правде в глаза и признать: нынешний работодатель здорово переоценивает своего сотрудника. И задуматься о том, что пора повысить квалификацию.
3. Сделайте выбор — обет молчания или карты на стол
Период, когда человек увольняется из компании, часто становится лакмусовой бумажкой его отношений с коллективом и руководителем. Но даже если отношения прекрасные — стоит ли сразу сообщать о решении уволиться нынешнему работодателю? Сергей Проценко уверен, что нет. «До тех пор, пока вы не достигните как минимум принципиальных договоренностей с новым работодателем», — уточняет эксперт. По его мнению, озвучив свое намерение, человек часто становится для руководителя и коллег «чужим», даже если до этого момента отношения были хорошими. «Но главный риск в том, что вы не знаете, когда найдете новое место работы и найдете ли его вообще», — отмечает Сергей.
Открывает ли решение все-таки сказать о своем уходе какие-то преимущества? «Только возможность провести переговоры о повышении зарплаты и улучшении других значимых для вас условий работы», — полагает эксперт. Но и эта возможность открывается не для всех, а только для самых ценных сотрудников, например, с критично важными для компании знаниями и опытом.
Правда, эксперт отмечает, что и молчание не дает 100% гарантий сохранить свое намерение в тайне от окружающих: порой человека выдает поведение. Шушуканье по телефону с рекрутерами или отпрашивание на собеседования под разными предлогами. Работодатель может узнать о вашем решении и с помощью соседей по кабинету.
4. Поищите клад под домом
Лучший бой — тот, который не состоялся. Иногда это правило справедливо и в поисках новой работы.
Представим, что вам повезло. Компания вас ценит и в ней не принято воспринимать увольнение как измену. Бывшие коллеги запросто заходят на огонек, и никто не смотрит на них волком. Причиной желания уйти может быть ощущение «потолка», когда кажется, что расти дальше некуда. При хороших отношениях есть смысл обсудить свои перспективы с руководителем или HR-менеджером. Конечно, есть управленцы, которые могут воспринять такие амбиции подчиненного негативно. Тогда и решение уволиться кажется оправданным.
Но грамотные руководители ценят людей, которые стремятся к развитию, и понимают: лучше помочь человеку найти новые возможности в компании, чем потерять его вовсе. Главное — заявлять о своем желании расти и подтверждать его результатами. Понять, чего именно не хватает — вдруг это стремление можно реализовать и на нынешнем месте работы? Например, стать ментором для новичка, принять участие в ротации сотрудников между отделами, войти в команду кросс-функционального проекта или даже претендовать на релокацию в другую страну, если бизнес международный.
5. Сообщите новость
Если вы уже получили отличное предложение от другой компании и решительно настроены уйти, об этом рано или поздно придется сказать руководителю. Важно, чтобы он узнал именно от вас, а не случайно услышал в столовой. Причем лучше все же не в последний момент — ведь работу без вас необходимо будет перестроить и найти замену.
Говорить с руководителем важно тет-а-тет, в относительно спокойное время, когда нет авралов и важных встреч. Старайтесь быть искренним, объяснить причины ухода — будь то низкая зарплата, переезд, семейные обстоятельства или новый проект, который вам интересен. Но быть честным — не значит хамить и изливать напоследок все обиды с первого дня работы.
В зависимости от личности руководителя, можно встретить разную реакцию: от агрессии и даже угроз до предложения остаться, но с повышением зарплаты или возможностью отдохнуть наконец-то в июне, а не в ноябре. Важно заранее предусмотреть несколько сценариев и свою реакцию на них.
Нередко такие разговоры используются сотрудниками как способ манипуляции работодателем. Стоит ли так поступать — вопрос философский. Это может сработать, но редко приносит пользу в долгосрочной перспективе, и уж точно не улучшает качество отношений.
Затем новостью важно поделиться и с коллективом — желательно сделать это лично, собрав команду в одном месте, и заранее подготовиться к расспросам о причинах и новом месте работы: скорее всего, они будут.
6. Откажитесь от чувства вины
Очень часто на практике, увы, сотрудник, который увольняется из компании, часто считается беглецом. А нередко и сам чувствует вину перед работодателем и коллегами. «Люди чувствуют вину, если уйти из компании мирно не получилось», — считает Анна Меламед. — То есть с компанией нужно корректно завершить все отношения: изначально создать с руководством договоренности о процессе увольнения, озвучить причину, передать дела, сохранить наработанную информацию, поблагодарить за опыт и возможности».
По наблюдениям Анны, эти шаги позволяют качественно подвести итог, завершить все процессы, и для чувства вины не будет повода. При этом, по мнению эксперта, следует признать: некоторые люди по своей природе очень лояльные, и даже если все этапы расставания пройдены адекватно, продолжают чувствовать ответственность за «брошенную» компанию.
7. Передайте дела
Чтобы вас не поминали лихом, важно передать тем, кто остается в компании, дела. «Прежде всего, разделите свою зону ответственности на самостоятельные блоки, которые могут выполняться параллельно или последовательно», — рекомендует Сергей Проценко. Например, для HR-менеджера это такие участки, как рекрутинг, адаптация, обучение, мотивация, корпоративы, кадровое делопроизводство и т. д.
Что из ваших задач можно передать в виде информации? «Соберите библиотеку файлов и архив выполненных задач, и отправьте эти материалы тем, кто принимает ваши дела, — рекомендует эксперт. — А в личной коммуникации передайте текущие задачи и пошаговый алгоритм выполнения типовых обязанностей». При этом важно уточнить статус каждой задачи — на каком этапе выполнения она находится.
8. Оставайтесь «включенным»
Порой люди, которые ранее были ответственными сотрудниками, в последние дни мысленно находятся уже в другом месте, а текущую работу доделывают спустя рукава. Это замечают коллеги. Лучше собраться и довести дело до конца.
Оповестите клиентов и внешних партнеров, с которыми работали, что покидаете компанию. Представьте им коллегу, который приходит вам на смену: это упростит коммуникацию в дальнейшем, и этим вы покажете, что вам не все равно. Оставьте тому, что перенимает дела, важные контакты, проинформируйте о нюансах работы с тем или иным клиентом. Можно предложить звонить в случае возникновения вопросов в будущем. Конечно, на новой работе у вас хватит и своих забот, но люди ценят такие поступки, и вряд ли будут злоупотреблять.
Удалите с компьютера личную информацию. Если в ваших делах царит живописный беспорядок — постарайтесь все-таки систематизировать их. К тому же, если дела будут в порядке, после ухода вам будут звонить, чтобы узнать, что нового, а не выяснить, куда запропастилась та «очень важная красная папка».
9. Оставьте преемника
Принцип «Я уйду — а там хоть трава не расти» не работает в тесном мирке профессионального сообщества. Это не лучший подход к построению имиджа. Если вы цените уже почти бывшую компанию, вполне логично оставить преемника после своего ухода.
Во многих организациях этот процесс вплетен в повседневную работу, есть системы преемничества и подготовки кадрового резерва. А если нет, то вы, например, по своей воле можете передать знания кому-то из коллег или порекомендовать на свое место знакомого специалиста из другой компании. Или даже из собственной: руководители могут не знать ваших коллег из других функций так же хорошо, как вы. В таком случае обратите на него внимание начальства и HR-менеджеров.
Передать эстафету — это не обязанность, а право. Но не будем забывать, что отношения с компанией не заканчиваются днем увольнения. В частности, вам еще понадобятся рекомендации для будущих работодателей.
Кстати, это тоже важно: заранее спросите у руководителя и коллег, смогут ли они дать вам рекомендации, и поблагодарите их в случае согласия.
10. Не жгите мосты
Мир меняется: сегодня компании и сотрудники все реже ставят в отношениях точку, и все чаще — запятую. Бывшие сотрудники могут наниматься в одну компанию не раз.
Принимать ли «возвращенцев», то есть давать ли второй шанс — к этому работодатели относятся по-разному. Одни категорически против, другие учитывают ситуацию — ценность специалиста и причину его ухода: если это не скандал, а поиски себя — то почему бы и нет? А есть работодатели, которые и вовсе оставляют дверь открытой: обещают не нанимать никого на место уходящего сотрудника какое-то время, чтобы дать ему шанс вернуться, если в новой компании что-то пойдет не так.
Но штатный сотрудник — не единственная роль, в которой можно вернуться. Бывшие сотрудники становятся ценными консультантами, надежными партнерами и лояльными клиентами. Некоторые компании создают для экс-работников сообщества — приглашают на «встречи выпускников» и делятся новостями, или такие «клубы эксов» создаются по инициативе сотрудников.
11. Защитите свои границы
Многие работодатели расценивают увольнение как предательство. По мнению Сергея Проценко, в 80% случаев. «Так устроен корпоративный мир: «кто не с нами, тот против нас, — делится наблюдениями эксперт. — Избежать роли «крайнего» сложно в принципе, поскольку работодатель находится в сильной по отношению к сотруднику позиции. Расчет бонусов, выдача «серой» части зарплаты, трудовой книжки и многое другое может зависеть от настроения руководителя». Ставку, по словам эксперта, важно делать на дипломатию и создание четких договоренностей на период выхода из компании.
Что делать, если работодатель в лице коллег и руководителя пытаются «наказать» уходящего сотрудника, напоследок возложив на него максимум ответственности и задач? Заключите пакт. Проговорите, а затем обязательно пропишите, что именно успеете сделать до завершения работы в компании. Настаивайте на реалистичных объемах работы, пообещайте грамотно передать дела и выполните это обещание. Соблюдайте принятые в компании гласные и негласные правила, не ввязывайтесь в чужие конфликты. Это увеличит ваши шансы на цивилизованное расставание и сохранение собственных границ.
12. Сначала зажгите огонек
Часто причиной увольнения становится профессиональное выгорание. В таком случае увольнение не решит проблему — человек унесет ее с собой. «Выгорание характеризуется растерянностью, опустошением, потерей ориентиров снаружи и опор внутри», — объясняет Анна Меламед.
По наблюдениям эксперта, если такое состояние затянулось, человек может сам этого не осознавать, но выгорание не скрыть от окружающих. «На собеседовании соискатель в таком состоянии не покажет себя с лучшей стороны, не сможет сформулировать свои достижения и планы», — отмечает Анна. И добавляет: даже если отрепетировать речь для интервью, около 70% информации считывается невербально. «Такое нересурсное состояние оттолкнет работодателя, — уверена эксперт. — А если кандидат продолжит ходить по собеседованиям, не решая эту проблему, то соберет целую коллекцию отказов, и только еще глубже впадет в состояние выгорания и обесценивания».
Коуч убеждена, что сначала необходимо заняться восстановлением — физическим, социальным и ментальным. Полезно переключиться на другие задачи, отдохнуть с выключенным телефоном, пересмотреть свои приоритеты. И искать новую работу только в ресурсном состоянии, когда будут силы работать и желание смотреть вперед. А возможно, когда решится сама проблема, и желание покинуть прежнюю компанию исчезнет.
13. Приручите страх неизвестности
Распространенное чувство при смене работы — страх неизвестности и перемен. Часто именно это заставляет людей месяцами или даже годами держаться за надоевшую работу.
«Внесем ясность: бояться неизвестности — абсолютно нормально, все мы — живые существа, и это инстинкты», — акцентирует внимание Анна Меламед.
Но как помочь себе справиться с этими ощущениями? «Прежде всего нужно четко понимать, ради чего вы меняете работу, то есть к чему вы стремитесь, — отмечает коуч. — Беспокойство может снять фокусировка на конкретике — если определить основные критерии будущей работы, такие как сфера, должность, мотивация, интересные задачи, требования к работодателю».
Кроме того, по мнению эксперта, важно составить план поиска работы, проанализировать, хватает ли квалификации для того, чтобы занять желанную должность — и если нет, пройти дополнительное обучение.
14. Запросите обратную связь
Уход из компании — идеальное время для того, чтобы лучше понять, как вас воспринимают коллеги. Поскольку уже нет былой скованности: завтра утром вы не встретитесь возле кулера. В будущем работодатели, скорее всего, будут собирать отзывы руководителей и коллег о вас. И очень полезно знать, что им скажут, и быть к этому готовым. В некоторых компаниях практикуется проведение т. н. выходного интервью — то есть беседы с увольняющимся сотрудником, на которой есть шанс открыто рассказать о причинах своего ухода и о том, что работодатель может улучшить. И не только — можно запросить обратную связь руководителя и HR-менеджера о себе, о том, над какими навыками стоило бы поработать. Принимать критику сложно, но это необходимо всем, кто хочет расти.
15. Расстаньтесь на позитивной ноте
Если вы уходите из компании, но хорошо относитесь к людям, с которыми работали — возможно, у вас есть желание каким-то образом поставить точку. «Этот момент зависит от корпоративной культуры, от сложившихся отношений и от самого человека, — полагает Анна Меламед. — Иногда коллеги и сами устраивают уходящему сотруднику прощальные вечеринки с сюрпризами и подарками, и это лучшая оценка и прощальная нота». Но если есть желание поблагодарить коллег и руководителей, по мнению Анны, вполне возможно сделать такой прощальный жест и самому.
Рассылка с письмом благодарности, пост в соцсети, камерная вечеринка, памятные презенты, общие фотографии — можно выбрать любой способ попрощаться красиво, который вам по душе. Подведите итог. Поделитесь воспоминаниями о том, что хорошего сделали друг для друга. Если вы расстаетесь в непростых отношениях — что ж, любой опыт имеет ценность. А если в отличных, и вам жаль уходить — не грустите, что это прошло. Улыбнитесь, потому что это было.