Как назовешь корабль так и поплывешь
Как корабль назовешь…
Как корабль назовешь…
Таинственную связь между судьбой корабля и его названием заметили уже давно. Не случайно говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Атеист Троцкий не верил ни в Бога, ни в предопределение, однако по иронии судьбы в ссылку из СССР его отправили на пароходе «Ильич». А чекист Глеб Бокий, имя которого при жизни присвоили пароходу, возившего первых узников Соловков, был потом расстрелян. Именем Сталина называли города, заводы, фабрики. А вот ни одного корабля с таким названием в СССР не было. Опасались, а вдруг «Сталина» пустят на дно?
Греки – самая древняя в Европе нация моряков. Под новогоднюю елку там ставят не Деда Мороза, а миниатюрный кораблик. А потому они избегают называть корабли фамилиями конкретных людей, особенно с трагической судьбой. Чаще всего греческим судам присваивают ласковые женские имена: Мария, Ольга, София и т. д.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
9. Корабль на рифы!
9. Корабль на рифы! Разумеется, хватало мнений, сваливавших вину на сам народ, который, как водится, был неправильный, какой-то не такой. Митрополит Антоний говорил тогда, что русский народ «как бы обратился с ног до головы в гнойный труп. В верхних слоях его отступление от
2. Пьяный корабль
2. Пьяный корабль Если вновь сравнить Россию с кораблём, то аналогии получатся ещё более шизофреническими. На сей раз и команда, и пассажиры гуляют напропалую, взломав склады с офицерской провизией и винный погреб, под гармошку пляшут на палубе, баб примащивают прямо меж
Корабль
Корабль Двадцатого июля, около шести часов вечера, окончив работу в доме, Альбанов отправился готовить ужин. Остановившись на площадке перед домом передохнуть после усиленной работы в затхлом помещении и подышать свежим воздухом, он смотрел в даль моря. Погода была тихая
Наш корабль
Наш корабль Россия, не зная курса, Плывет себе наугад. Как первый отсек от «Курска», Оторван Калининград. Не просвещен, не обучен Вовремя наш экипаж. И по борьбе за живучесть Не проведен инструктаж. Гибнем в подъездах и штреках — Страшен кровавый след. Но «Осмотреться в
9. Корабль на рифы!
9. Корабль на рифы! Разумеется, хватало мнений, сваливавших вину на сам народ, который, как водится, был неправильный, какой-то не такой. Митрополит Антоний говорил тогда, что русский народ «как бы обратился с ног до головы в гнойный труп. В верхних слоях его отступление от
2. Пьяный корабль
2. Пьяный корабль Если вновь сравнить Россию с кораблем, то аналогии получатся еще более шизофреническими. На сей раз и команда, и пассажиры гуляют напропалую, взломав склады с офицерской провизией и винный погреб, под гармошку пляшут на палубе, баб примащивают прямо меж
КОРАБЛЬ У ПРИСТАНИ
КОРАБЛЬ У ПРИСТАНИ Лёгкий бриз покачивал небольшой корабль, что стоял на якоре невдалеке от берега. День обещал быть жарким, хотя ещё не совсем рассвело. В уши врывался неумолчный утренний стрекот цикад, а ноздри ощущали благоухание майского цветения. Тем не менее
7.1. Космический корабль «Фау»
7.1. Космический корабль «Фау» Первыми, кому довелось прикоснуться к будущему, рожденному в недрах Третьего рейха, стали англичане.Поскольку в ходе наступления им досталось довольно большое количество готовых к употреблению ракет «V-2», британское командование приняло
«Длинный» корабль
«Длинный» корабль Но самым оригинальным остается «длинный» корабль, легкий крейсер, созданный для быстрых переходов, — этакое «беговое» судно. Не вызывает сомнений, что благодаря ему ахейцы континентальной Греции не только вытеснили с рынков широкие минойские суда как
4.2. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт
4.2. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт Только 300 человек, каждый из которых знает всех остальных, управляют судьбами Европы. Они выбирают своих наследников из собственной свиты и держат в руках средства, достаточные, чтобы покончить с любым государством, которое они
1. Корабль «Ваза»
1. Корабль «Ваза» В 2013 году Т.Н. Фоменко и А.Т. Фоменко посетили известный музей «Ваза» в Стокгольме, где выставлен огромный военный корабль «Ваза» (или «Васа») начала XVII века. Он затонул в 1628 году в бухте Стокгольма, пролежал на дне 333 года и был поднят на поверхность в 1961
Непотопляемый корабль?
Непотопляемый корабль? Джозеф Брюс Исмей крепко спал в своей роскошной каюте первого класса, но раскачивание корпуса после столкновения вернуло его к яви. Опасаясь, что «Титаник» потерял лопасть винта, он надел пальто поверх пижамы и пошел узнать, в чем дело. На мостике он
Корабль тонет
Корабль тонет Конец наступил ровно в 2.20 ночи 15 апреля 1912 г. На протяжении последних двух с половиной часов нос «Титаника» опускался все ниже и ниже, а корпус заполнялся водой. Несколькими минутами ранее послышался оглушительный треск: передняя труба корабля переломилась
«Рижский корабль»
«Рижский корабль» «Этот парусный корабль — высокобортная 14,3-метровая ладья, напоминающая курземские и сааремские рыбацкие лодки более поздних времен, — был обнаружен летом 1939 г. при проведении раскопок на территории Старой Риги. Когда-то именно здесь, в районе нынешней
Как назовешь корабль так и поплывешь
20 декабря 2017, 11:59
Сергей Леликов, бренд-консультант: «Не переоцениваем ли мы роль имени при создании бренда, как со стороны заказчика, так и со стороны разработчика?»
Знакома ли вам ситуация?
Первый вариант. Вы взялись за разработку имени компании по наитию, без разработки стратегической платформы бренда, руководствуясь брифом. В результате ни одно название клиентом не принято…
Второй вариант. Вы провели аудит конкурентной среды, описали потребителя, его мотивы и ценности, разработали стратегическую платформу бренда, утвердили направление образной, визуальной части, но ни одно название клиентом так и не принято…
Два разных подхода, но результат зачастую один:(
Почему так происходит? Попробуем разобраться
Клиенту, как правило, нужно «гениальное название»! «Как корабль назовешь, так он и поплывет»,- слышится очередной раз на брифинге»… Поиск «сакрального» в имени бренда, активно подогревается самим клиентом и копирайтерами для обозначения важности своей работы и оправдания ее немалой стоимости – что вполне понятно. Ведь каждый считает наиболее важным именно свой участок работы при строительстве бренд-комплекса.
Что такое «гениальное название», руководствуясь какими критериями оценки мы это определяем? Однозначного ответа нет — критерии «гениальности названия» у каждого свои. Лучше задумаемся, а не слишком ли большое внимание мы уделяем имени, одному из компонентов бренда? Нет ли здесь искусственного смещения акцента? Всем известно, что бренд это не только внешняя оболочка — название и логотип, а целый комплекс составляющих. Может быть важнее то, в чем его особенность, польза и удобство для потребителей, какую проблему он лучше других решает? Какой определяем ему вектор развития, куда плывем? Как будем управлять этим «кораблем», мастерски обходя рифы?
Например, вместо названия супермаркета «Ашан» вполне могло быть другое, так же ничего не говорящее потребителю. И от этого он не стал бы менее успешным, так как у него отлично проработана бизнес и маркетинговая стратегия, вопросы логистики, инвестиционная политика. Или если бы бренд Apple мы изначально узнали бы под именем Kivi? Что бы изменилось? Абсолютно ничего. Предполагаю, что «яблочное название» появилось лишь потому, что Стив Джобс создавал компьютер для конечного потребителя и интуитивно выбирал названия, понятные простому потребителю, а не аббревиатуры, доминирующие на тот момент на корпоративном рынке.
Разрушаем устоявшийся, неправильно понятый стереотип
Для начала надо осознать, что общеупотребимая пословица «как корабль назовешь, так он и поплывет» это совсем не про имя… Это буквально понятая массовым сознанием метафора, образное сравнение, фигура речи если угодно. Основная суть этого афоризма в следующем – перед тем как, что-то сделать, надо определить куда мы плывем, с кем, продумать маршрут, по возможности учесть все детали и уже затем пуститься в путь. Кстати у «Титаника» было вполне мощное, говорящее само за себя имя)…
Три вербальных идентификатора бренда, их триединство и комбинаторика
Первый — это имя бренда. Оно бывает «говорящим» и не «говорящим». Имеется ввиду, говорит ли имя косвенно или впрямую о виде деятельности компании, сфере применения продукта, или нет.
Второй — это, так называемая «категорийная текстовая поддержка» by line или descriptor. Представляет из себя краткий текст, указывающий на принадлежность бренда к определенному виду услуг или сфере деятельности.
Третий – это слоган. Краткий текст, девиз, доносящий или обозначающий стратегическое позиционирование бренда. Слоган иногда одновременно выполняет и роль категорийной поддержки. (LUSH – косметика ручной работы)
Пример комбинации трех составляющих:
Тур-оператор, специализирующийся на «теплых странах» придумал ключевую метафора бренда: Мы не просто продаем туры в теплые страны, а образно говоря,»витаминизируем» наших клиентов, вывозя их зимой из офисов бледных и обессиленных, и возвращая пропитанных солнцем, витаминами, полными сил.
Название ВИТАМИН – Д, задает четкую отстройку от конкурентов и стереотипов тур-индустрии (названия с приставкой «тур», «тревел» или имена владельцев). Но, название может вызывать у потребителя ассоциации с фармакологией. В этом случае нам на помощь приходит descriptor – «туристическое агентство».
А образное название ВИТАМИН-Д задает дизайнерам отличное направление для визуализации образа бренда.
Очень важно научится работать комбинацией этих трех составляющих бренда. Это сообщающиеся сосуды — где-то убыло, где то прибыло. Поэтому, если имя бренда построено на метафоре из другой области вещей, то в первичных коммуникациях надо обязательно подключать «категорийную поддержку». Со временем надобность в ней отпадет. Если же по названию бренда сфера деятельности компании понятна, то жесткой необходимости в «категорийной поддержке» нет.
Вывод. Все три вербальных идентификатора бренда комплексно работают на цельное восприятие бренда потребителем
Бренд-мейкерам и клиентам агентств необходимо для себя четко осознать, что на вербальном уровне потребительского восприятия ничто не является главенствующим — есть лишь гармоничное триединство бренда — имя, слоган, descriptor. При разработке вербальной части бренда их надо рассматривать в единой взаимосвязи. Все они, при правильно распределенной смысловой нагрузке несут единую информацию о бренде и отвечают за его правильное восприятие потребителем. Дальнейший визуальный ряд в свою очередь призван лишь усилить необходимый бренд-эффект, завершая картину, начатую вербальным рисунком…
Но вернемся к имени бренда. Почему мы так зациклены на имени? В чем причины?
Почему значительная часть имен компаний, предложенных клиенту копирайтерами не находят отклика у самих клиентов? Почему клиент так неуверен в предложенных вариантах, казалось бы логически вытекающих из уже утвержденной концепции и настойчиво предлагает свои? Почему он почти всегда спрашивает мнения своего близкого окружения? Это может быть кто угодно — жена, коллеги, друзья или кто-то другой в зависимости от окружения… Может быть потому, что процесс выбора имени напоминает ему ситуацию с выбором имени для собственного ребенка? Ведь мой ребенок особенный, а имя дается на всю жизнь!
Вопрос к читателю. На минуту, вспомните, чем руководствовались лично вы при выборе имени вашему ребенку, на чье мнение опирались и чем разрешилась ситуация? Что повлияло на ваш выбор? Потому, что так звали прадеда, или зовут мужа (жену), рок-звезду, и т. п…? Что-то мне подсказывает, что поиск имени бренда зачастую, идет ровно по тому же принципу, по которому мы выбираем имя своему ребенку. Попробуем использовать образное сравнение — «компания как ребенок» и проведем необходимые параллели.
Как мы выбираем имя своему ребенку и компании? Есть ли что-то общее?
Чтобы найти ответ, я задал этот вопрос десяткам респондентов. Приведу лишь некоторые из них.
Александр
Данила — в честь героя Бодрова в фильме «Брат», а по факту руководствовались описанием судьбы в словаре имён.
Павел
Совместный подбор «нравится-не нравится», просмотр энциклопедии имен, фоносемантический анализ. В итоге старшую хотели назвать Настей. Жена посмотрела в роддоме на дочь и решила, что она не Настенька ни фига, а Дарья Павловна.
Сергей
Симона — девочка моей мечты! И ещё повлиял фильм с «Симона» с Аль Пачино!
Затем я задал тот же вопрос собственникам компаний: Чем вы руководствовались при выборе имени своей компании?
Сергей
Сфера – консалтинг, имя – SenseCraft как «мастерство создания смыслов» родился сам, перебором похожих вариантов… Какое-то время возился со словом «УмноЖение», но выбросил.
Ольга
Назвали компанию по буквам наших имен ОЛьга и АНаТолий, а потом не смогли придумать название магазинам, да так и оставили ОЛАНТ…
Елена
Нас назвали заказчики. Пришли к одному из них в офис, а там папка с нашими документами подписана «Павловы дизайн».
Какие можно сделать выводы?
Вывод первый. Имя бренда не несет того сакрального значения, которое ему приписывают бренд-мейкеры и сами клиенты. Не стоит «искать черную кошку в черной комнате»…
Вывод второй. Выбор имени бренда — это ментальная территория клиента, куда он за свои деньги приглашает в гости копирайтеров бренд-мейкеров… Поэтому имя часто не является логическим продолжением разработанной и утвержденной стратегической платформы бренда, как бы нам этого не хотелось. И это не плохо и не хорошо. Отнеситесь к этому нейтрально.
Вывод третий. Имя лишь один из трех компонентов, создающих идентификацию бренда на вербальном уровне. Имя может быть почти любым, но с единственной оговоркой. При подборе имени не надо противоречить здравому смыслу и простой человеческой логике. Не давать, например бренду асфальтоукладчика имя «Стремительный». Не называть завод металлоизделий — «Эллегия» и не давать потребительским продуктам имя в виде тяжелых, ничего не говорящих аббревиатур.
Самое главное, при разработке бренда добиться того, что я называю «эффектом бренда» — единого восприятия бренда конечным потребителем и всеми целевыми аудиториями от которых зависит будущее вашего бренда!
Сергей Леликов
Бренд-консультант, создатель Школы практического брендинга BRANDEFFECT
«Как корабль назовешь – так он и поплывет», Великий корабль Кингдома Брюнеля. Великобритания, XIX век.
Наверное, популярная пословица: «Как корабль назовешь – так он и поплывет», — действительно является не просто словами, а истиной, которая не раз подтверждалась реальными событиями.
Неопровержимым подтверждением этого мудрого высказывания служит «Великий корабль», построенный Брюнелем. Многие, кто не знаком с историей этого гиганта, который не раз становился причиной гибели людей, могут возразить: «Каким образом его название «Great Eastern», дословно переводящееся, как «Великий корабль», могло стать причиной смерти моряков и строителей, да и сыграло с самим кораблем злую шутку?
Дело все в том, что еще во время своего строительства, корабль носил совершенно иное название «Левиафан». А вот Левиафан, если делать выводы по Ветхому завету – это огромное чудовище, морской змей, часто нападавший на людей. Более того, Левиафан в Библии очень часто упоминается, как падший ангел.
Естественно, все вышеперечисленное, это лишь страшная легенда и миф, которыми, к слову, постоянно обрастало детище Изамбарда Кингдома Брюнеля, являвшимся гениальным кораблестроителем и тем человеком, который хотел построить в то время самый огромный в мире корабль.
Его желание не было попыткой доказать миру свой талант, он лишь хотел, чтобы по океанам ходил корабль, который был бы в состоянии доплыть до Востока вокруг Африканского континента, добраться до Индии, страны восходящего солнца, Поднебесной и, даже, до Австралии без дозаправки углем.
Первый свой проект гигантского корабля Изамбард Кингдом Брюнель набросал еще в 1852 году. Проектом судна, которое способно было нести в специальном трюме чуть более 15 тысяч тонн угля, являвшегося в те времена основным видом топлива, заинтересовалась компания «Истерн Компани». Еще бы, во время пути с Англии через Калькуту, мыс Горн до Австралии и обратно, кораблю пришлось бы дозаправляться углем всего один раз! Впечатляло количество пассажиров и груза, которое мог перевезти на такое расстояние этот гигант. Брюнель смог убедить всех: заказчиков, владельцев верфи и финансистов.
В качестве основных аргументов он приводил те данные, что корабль будет оснащен двойным дном из специальной стали, (никакие столкновения с рифами ему не страшны), а также сразу двумя тяговыми элементами: гребными колесами и винтом. Сомнений в проекте Брюнеля не возникло, и на постройку огромного корабля было выделено сразу 600 000 фунтов стерлингов. Стоит оговориться, что в 19-м веке такая сумма считалась огромной, на нее можно было построить большой завод или, к примеру, канализационную систему для всего Лондона с очистными сооружениями, которая, кстати, обошлась дешевле.
Для строительства корабля использовалась верфь на реке Темзе, детали, для тогда еще «Левиафана», собирались на острове, носящем название Дог Айленд. Постройка судна длилась ровно 1000 суток. Дело все в том, что многие рабочие трудились и по ночам. По некоторым документам, которые уцелели до наших дней, «Левиафан» был защищен более чем 30 000 стальными листами, каждый из которых весил более 300 килограмм. 3 000 000 заклепок было использовано при строительстве «Великого корабля» Брюнеля.
Торжественный спуск на воду достижения талантливого инженера из Великобритании был назначен на 2 декабря 1857 года. Правда, перед инженером тут же возникла практически неразрешимая задача: оказалось, что корабль настолько большой, что при спуске на Темзу его нос уперся бы сразу в противоположный берег. Немного подумав, Брюнель решил применить боковой спуск судна на воду, который уже применялся для кораблей, имеющих большое водоизмещение. Видимо, заподозрив что-то неладное в своих расчетах, Брюнель попросил спустить корабль на воду без присутствия ликующей толпы.
Но финансистам было необходимо начать хоть как-то возмещать свои затраты, и они продали более 100 000 билетов всем желающим посмотреть на спуск гигантского «морского чудовища». Кроме простых обывателей на торжественное мероприятие явилась сама королева Виктория и другие высокопоставленные лица Туманного Альбиона.
Сто тысяч человек кричали так, что команды Брюнеля, рабочие, даже при всем своем желании, не могли услышать, и инженер решил в срочном порядке начать отдавать сигналы при помощи специальных ярких флажков. Спуск «Левиафана» начался, увы, трагично. Направление движения корабля пошло неравномерно, барабан одной из лебедок словно «взбесился» и начал раскручиваться с огромной скоростью. Пять человек навсегда остались инвалидами, получив тяжелейшие увечья: это были не последние и, как оказалось, даже не первые жертвы «Великого корабля» Брюнеля.
Судно так и не было спущено на воду и, для того чтобы подготовить новый спуск, Брюнелю и его команде понадобилось еще три месяца и… еще 120 000 фунтов стерлингов. С такими растратами финансисты больше мириться не хотели, они уволили инженера и предложили спустить «Левиафан» на воду за собственные средства судостроителя, а не рассчитывать на их поддержку. Сколько еще было попыток спустить судно на Темзу — сложно подсчитать. Брюнель был в полнейшем отчаянии и, по словам его современников, находился на грани умственного помешательства.
Кто знает, но видимо сама природа решила помочь несчастному инженеру: в последних числах января 1858 года поднялся сильнейший ураган и прилив. Произошло чудо, «Левиафан» без чьей-либо помощи был спущен на воду. Команда инженеров и строителей возликовала: всего за год они установили котлы, турбины и выполнили роскошную отделку кают.
Казалось, неприятности остались позади. Предстояло только испытать гигантское судно. 7 сентября 1859 года уже «Great Eastern», а не «Левиафан», отправился на ходовые испытания. Как же хотелось Брюнелю провести свое многострадально детище в его первое плавание: увы, он был тяжело болен, и не смог лично присутствовать на церемонии отплытия «Великого корабля». Корабль, который назывался раньше именем морского чудовища, не желал подчиняться воле человека, ровно через два дня после отплытия на судне взорвался котел.
Только в середине лета 1860 года корабль отправился в свое первое длительное плавание. Судно, обошедшееся почти в 800 000 фунтов стерлингов, пошло из Саутгемптона в огромный Нью-Йорк. Путешествовать на этом несчастливом судне пожелали только 43 пассажира. Прибыв в один из самых богатых городов Соединенных Штатов Америки, были организованы экскурсии, благодаря которым удалось собрать почти 80 000 долларов, кроме этого, корабль предлагал морские прогулки американцам, что также хоть как-то обогащало компанию, приобретшую это судно. К слову, в обратный рейс на судне было уже более 100 пассажиров. Как жаль, что этот, пусть и совсем маленький триумф, не увидел создатель «Левиафана».
До 1862 года кораблю стали доверять все большее и большее число пассажиров, как оказалось, зря. Судно было «проклято», в конце августа того же года «Великий корабль» Брюнеля столкнулся с подводной скалой: только второе дно, которое придумал Брюнель, спасло более 800 человек от верной гибели. Увы, ни одного дока в 19-м веке, в котором можно было произвести ремонт этого гиганта, не существовало. Кое-как починив пробоину, «Великий корабль» сделали кабелеукладчиком.
Всего в 1865-1874 гг. «Грейт Истерн» проложил 5 трансатлантических кабелей и один из Бомбея в Аден общей длиной более 25 000 км. Так же, не без злосчастных приключений.
После этого корабль был продан за 26 000 фунтов стерлингов и стал на время плавучим цирком, но даже в качестве развлекательного аттракциона он приносил лишь убытки.
В конце концов, на торгах он был реализован за мизерную сумму в 16 000 фунтов и его решили разобрать.
Корабль разбирали 18 месяцев. Между двумя слоями корпуса (зазор между ними достигал 1 м.) было обнаружено 2 скелета: взрослого человека (рабочего-клепальщика) и мальчика-подмастерья — погибших ещё при постройке судна, причём в случае с первым, вероятно, имело место преднамеренное убийство, так как в предположительный день пропажи рабочего-клепальщика, происшествий на верфи не было зафиксировано. Одной из причин неудачной судьбы корабля как раз и называли тот факт, что «куда бы ни шёл корабль, он вёз с собой 2 трупа»…
Параметры достигнутые «Грейт Истерн» были превзойдены лишь много десятилетий спустя: по длине — лайнером «Океаник» 1899 год.
По ширине и водоизмещению — лайнером «Лузитания» спущен на воду в 1906 году.
По пассажировместимости — лайнером «Император» 1913 год постройки.