Как назвали американцы су 57
Тандем «Су-57 — «Охотник-Б» преподнесёт ряд сюрпризов НАТО
На фоне эскалации напряженности на Восточноевропейском условном ТВД пристального внимания заслуживает информация о поставке в ВКС России модернизированных БПЛА С-70 «Охотник-Б». Отталкиваясь от недавних заявлений замминистра обороны РФ Алексея Криворучко, а также замгенерального конструктора ОКБ «Мотор» Сергея Кузьмина, можно анонсировать долгожданное обретение боеготовности версии «Охотника-Б», оснащённой турбореактивным двухконтурным двигателем с плоской конфигурацией сопла.
Поставка первой партии серийных ударно-разведывательных БПЛА С-70 данной модификации в строевые части Воздушно-космических сил России может стартовать уже в первой половине 2024 года, в рамках начала реализации Государственной программы вооружений на 2024 — 2033 годы. Предметом же наибольшего интереса в данном случае становится спектр оперативно-тактических преимуществ данной версии «Охотника-Б» в сравнении с ранней модификацией машины, располагающей классическим соплом круглого сечения.
Подобная конфигурация соплового блока обеспечивает значительное уменьшение площади сечения реактивной струи, что в свою очередь способствует двух-трехкратному снижению инфракрасной сигнатуры новой модификации БПЛА С-70 в сравнении с первым опытным прототипом. В боевых условиях (на театре военных действий) данная техническая особенность позволит добиться заметного снижения дальности обнаружения строевых «Охотников-Б» посредством бортовых оптико-электронных прицельных комплексов, интегрированных в БРЭО многоцелевых истребителей противника и функционирующих в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.
Так, если «Охотник-Б» с круглым соплом обнаруживается посредством оптико-электронных комплексов Pirate-IRST и Skyword-G/SHU (размещены на истребителях Typhoon и JAS-39E/F Gripen-NG) на удалении порядка 90 — 100 км в переднюю полусферу и при нефорсажном «максимальном» режиме работы ТРДДФ, то модификация с плоским соплом пеленгуется на дистанции 55 — 70 км.
Не менее важной конструктивной особенностью, обеспечивающей снижение инфракрасной сигнатуры обеих модификаций С-70 «Охотник-Б», является закрытая (внутрефюзеляжная) конфигурация размещения мотогондолы турбореактивного двигателя АЛ-41Ф. Напомним, что все многофункциональные истребители и бомбардировщики линейки Су-27/30МК (включая Су-34, Су-35С), а также перспективные малозаметные истребители 5-го поколения Су-57 по-прежнему сохраняют классическую открытую архитектуру мотогондол, превращающую данные машины в весьма теплоконтрастные объекты.
Что касается внутрефюзеляжной архитектуры мотогондолы, воплощённой в планере «Охотника-Б», то она позволяет минимизировать теплопередачу непосредственно от корпуса силовой установки к конструктивным элементам хвостовой части планера. Подобная особенность также может быть достигнута за счет облачения корпуса двигателя в специализированный теплопоглощающий/теплоотводящий «рукав», оснащённый капиллярными воздуховодами, «запитываемыми» от основного воздухозаборника.
Сопловой модуль усовершенствованной модификации БПЛА С-70 «Охотник-Б». Иллюстрация: sigma-z.ru
Стоит отметить и тот факт, что плоское сопло трапециевидно-клинообразной компоновки обеспечивает снижение эффективной поверхности рассеяния/ЭПР (радиолокационной сигнатуры) дрона «Охотник-Б» при облучении радиолокационными средствами противника в заднюю полусферу (с ракурсами ±30 градусов). Если с круглым соплом она составляла порядка 0,4 кв. м, то плоское сопло снижает её коэффициент до 0,2 кв. м, что уже приближается к показателям эффективной отражающей поверхности задних проекций планеров российского ударно-разведывательного БПЛА «Гром», а также его американского и британского аналогов XQ-58A Valkyrie и LANCA (Lightweight Afordable Novel Combat Aircraft).
Опытный экземпляр плоского сопла для БПЛА С-70 «Охотник-Б» на стенде газодинамических испытаний. Иллюстрация: naukatehnika.com
Не перестаёт удивлять и спектр операций, осуществляемых БПЛА С-70 «Охотник-Б» как в автономном режиме, так и в режиме «беспилотного ведомого», снискавшего в осведомлённых кругах ВВС США и западноевропейских государств классификацию Loyal Wingman. В данном режиме система управления вооружением «Охотника-Б» (включая бортовую РЛС, оптико-электронный комплекс, а также датчики системы предупреждения об облучении и радиотехнической разведки), синхронизируется с «информационным полем» кабины пилота ведущего истребителя 5-го поколения Су-57. Для сопряжения могут быть применены терминалы помехозащищённой двухсторонней асинхронной линии обмена данными типа К-ДлИ (с дополнительным телеметрическим радиоканалом), функционирующие в частотном диапазоне от 960 до 1215 МГц и защищаемые кодом Рида-Соломона, а также псевдослучайной перестройкой рабочей частоты.
Посредством данной линии обмена тактической информацией пилоты Су-57 располагают возможностью выдачи целеуказания «Охотникам-Б» посредством удалённой загрузки в БЦВМ их системы управления вооружением специализированных «файлав сопровождения» с координатами подлежащих удару целей. Последние же могут быть заблаговременно обнаружены как АФАР-модулями бортовой РЛС Н036 «Белка» и оптико-электронными комплексами ОЛС-50М, так и сторонними средствами радиолокационной и радиотехнической разведки, синхронизированными с терминалами обмена данными пилотов Су-57.
При этом экипажи Су-57 могут не только избавить себя от необходимости входа в радиусы действия зенитно-ракетных комплексов большой и сверхбольшой дальности противника, прикрывающих атакуемый объект, но и исключить вскрытие собственного местоположения современными высокоэнергетическими многофункциональными РЛС противника, построенными на базе АФАР и функционирующими в S- и X-диапазонах. К радиолокационным комплексам подобного класса относятся перспективные РЛС AN/TPS-80 G/ATOR и высокопотенциальные многофункциональные РЛСN наведения AN/TPY-2, интегрированные в радиолокационную архитектуру противоракетных комплексов THAAD.
Более того, в ходе осуществлённых годом ранее натурных испытаний оперирования в «связке» с Су-57, ударно-разведывательные БПЛА С-70 «Охотник-Б» продемонстрировали способность осуществления перехвата воздушных целей с условным (виртуально смоделированным) задействованием учебно-лётных ракет ближнего воздушного боя УЗР-73/74 и РВВ-СД-УЛ (программно-аппаратных имитаторов Р-73РМД-2/74 и РВВ-СД) по целеуказанию ведущего Су-57.
Бесспорно, перечень данных, полученный в ходе успешной отработки данной задачи, уже в обзримом будущем может открыть перед пилотами Су-57 невиданные ранее горизонты в достижении и сохранении устойчивого доминирования ВКС России в задачах по завоеванию господства в воздухе на ТВД, изобилующих эшелонированными противовоздушными зонами A2/A/D.
Су-57: критический взгляд с Запада
Мнения экспертов
На днях американская исследовательская организация RAND (Research and Development) представила довольно резкую оценку программы разработки российского истребителя пятого поколения. Одним из первых на материал обратил внимание небезызвестный блог bmpd.
Мы неоднократно слышали восторженные и критические настроения относительно Су-57: чаще все они исходили от блогеров и публицистов, которые в широком смысле просто выражали свое мнение. В случае с Research and Development ситуация иная. RAND является некоммерческой организацией, которая выполняет функции стратегического исследовательского центра. Она работает по заказам правительства США, американского Минобороны и структур, связанных с ними. Центр основали еще в 1948 году: за все время существования в его стенах трудились больше 30 нобелевских лауреатов. Часть работ засекречена, но некоторые, как представленный недавно материал, доступны широкой публике.
Старые песни о главном
О чем же рассказали в Research and Development? Если кратко, то программа разработки российского истребителя пятого поколения является не тем, чем ее видели изначально. RAND не пишет об этом напрямую, но данный вывод можно сделать исходя из довольно критической оценки ситуации. Приведенные Research and Development трудности можно разделить на несколько условных категорий, которые не всегда соприкасаются друг с другом.
Концептуальные проблемы. По мнению американских экспертов, главная трудность кроется в неготовности двигателя второго этапа, известного как «Изделие 30». Организация напоминает, что все 76 машин, которые, как ожидается, ВВС РФ получат в 2020-х годах, не будут иметь «двигателя второго поколения». И не ясно, когда он будет готов.
Американские специалисты правы. По крайней мере, частично. Все построенные на данный момент прототипы Су-57 действительно используют двигатель АЛ-41Ф1, разработанный на основе советского АЛ-31Ф, установленного на Су-27. Это же касается и первых серийных истребителей.
АЛ-41Ф1 имеет тягу на форсаже 15 000 кгс, в то время как у «Изделия 30» она должна составлять 18 000 кгс. Установка нового двигателя — важный этап, ведь без него самолет не будет иметь требуемых характеристик пятого поколения, таких, например, как выполнение бесфорсажного сверхзвукового полета на всех диапазонах требуемых высот и с разными вариантами полезной нагрузки.
Между тем сложно согласиться, что двигатель является главным вызовом для создателей Су-57. Его разработка, насколько можно судить, идет плановыми темпами. Напомним, еще в 2017 году выполнил первый полет прототип истребителя Т-50-2 с установленным в левой мотогондоле «Изделием 30».
Важнее другое. При всей значимости силовой установки для истребителя пятого поколения куда важней другой параметр: речь о малозаметности. Якобы именно из-за несоответствия заявленным требованиям по этому показателю от самолета ранее отказались индийцы. Трудности хорошо заметны. Это «выглядывающие» из воздухозаборника лопатки компрессора двигателя, резко снижающие малозаметность. Это и отсутствие беспереплетного фонаря, а также плоских сопел (как на F-22 Raptor). И «шарик» оптико-локационной станции в носовой части, также не идущий на пользу малозаметности.
Материал RAND по какой-то причине почти не упоминает об этом, зато напоминает, что «успешная разработка этой передовой авионики была и будет оставаться серьезной проблемой для российской авиационной промышленности». По мнению экспертов, Россия имеет неудачный опыт использования в полной мере плодов революции в информационных технологиях, которая наступила после окончания «холодной войны». Усугубляется это, по мнению Research and Development, западными санкциями, а также оборванными отношениями с украинским военно-промышленным комплексом.
Доведение до боеготового состояния. Другой спектр критики со стороны RAND связан с тем, что Россия так и не получила до сих пор боеготовый истребитель: с двигателем второго этапа или без него. И хотя в СМИ мелькала информация о применении Су-57 в Сирии (речь, напомним, идет о прототипах) управляемых ракет класса «воздух-поверхность», де-факто ничего подобного не было. При этом сам факт отправки машин в Сирийскую Арабскую Республику сомнений у американцев не вызывает.
Вышесказанное в целом не вызывает никаких сомнений. С другой стороны, нужно понимать, что доведение самолета до боеспособного состояния — долгий и трудоемкий процесс. Россия не имеет средств и возможностей, сравнимых с американскими. Еще в 2010, когда самолет совершил первый полет, мало кто из экспертов предполагал, что серийная машина появится в 2020 году. Де-факто программа разработки российского истребителя пятого поколения идет именно так, как можно было ожидать: на многочисленные заявления пропаганды мало кто из специалистов обращал внимание. Также мало у кого были иллюзии относительно смысла отправки в Сирию прототипов Су-57: чаще всего это рассматривали в качестве своего рода пиар-акции, которая едва ли напрямую касается разработки самолета.
Экспортные поставки. Research and Development не выделяет конкретно этот или один из других ранее поставленных вопросов из общего числа. Однако очевидно, что в организации уделяют экспорту Су-57 особое внимание.
По словам американцев, российскому авиастроению для его выживания критически важны иностранные инвестиции. И продажа партнерам Су-57 может решить часть проблем. Увы, таких партнеров, по мнению RAND, у России на данный момент нет. К числу вероятных относятся Китай, Турция, Вьетнам и Алжир, с явным преобладанием роли последнего.
Не так давно появились слухи о возможной продаже арабской стране партии этих самолетов. В своем отчете Research and Development напоминает, что подтверждения этих слухов мы до сих пор не услышали. Одна из причин — Россия не уложится в сроки разработки самолета. «Маловероятно, что полностью разработанный и готовый к серийному производству Су-57 появится в продаже до конца 2020-х годов», — говорится в материале организации. Другая проблема кроется в требованиях алжирцев проводить тесты машины на их территории, на что не согласится Российская Федерация.
В целом, по мнению американских специалистов, по своим возможностям Су-57 будет близок к F-15EX четвертого поколения, что, конечно, сложно назвать позитивным результатом программы. Однако никто не говорит, что это будет действительно так. Между машинами лежит целое поколение, пусть и весьма условное.
В НАТО присвоили кодовое обозначение для Су-57
НАТО присвоила российскому истребителю пятого поколения Су-57 кодовое обозначение Felon, что в переводе с английского означает «преступник», сообщил журнал Scramble Magazine, посвященный авиационной тематике.
«Технически Felon — это любой, кто был осужден за серьезное преступление, но вы также можете использовать Felon, чтобы описать любого, кто, по вашему мнению, совершил что-то ужасное», — отметили в статье.
Там обратили внимание, что во время разработки машину назвали Frazor — близко по значению к слову «изматывать». Это название, как пояснили в журнале, относилось к программе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) и проходящим испытания прототипам Т-50, но его изменили для серийных самолетов. Официального подтверждения этой информации пока нет.
По сведениям журнала, первый такой истребитель должен появиться к концу текущего года.
Североатлантический альянс использует кодовые обозначения для условного обозначения и классификации военной, морской, авиационной и ракетной техники, производимой вероятными противниками — Россией, Китаем и в редких случаях другими государств.
Су-57 разработали в Объединенном конструкторском бюро имени П. О. Сухого. Он способен нести вооружение класса «воздух — воздух» и «воздух — земля» и обладает малой заметностью. В российском Минобороны утверждают, что самолет оснащен новейшими средствами поражения и его характеристики превосходят западные аналоги.
Разработчики обратили внимание на сочетание высокой маневренности с возможностью выполнения сверхзвукового полета. К тому же современный комплекс бортового оборудования и малая заметность обеспечивают самолету превосходство над конкурентами.
Впервые этот истребитель поднялся в воздух в 2010 году. Его серийное производство началось в 2019 году, а за год до этого Су-57 проходили испытание в Сирии. Минобороны РФ заключило госконтракты на поставку 76 таких самолетов до 2028 года.
На сегодняшний день ряд стран проявляет интерес к этим истребителям. Как сообщал 9 октября журнал Military Watch, этими самолетами заинтересовалась Мьянма.
По информации издания, программа модернизации ВВС государства предполагает закупку тяжелых истребителей.
Годом ранее Мьянма уже приобрела у России шесть многоцелевых истребителей Су-30 и собирается купить еще несколько, отметили журналисты. Они подчеркнули, что их мощности может не хватить для оказания противодействия сопернику в воздухе, зато Су-57 даже в меньшем количестве могут существенно усилить оборону страны. В издании подчеркнули, что их приобретение позволило бы государству держать под контролем Японию и другие страны Юго-Восточной Азии.
В издании отметили, что истребитель способен поражать морские цели на дальнем расстоянии. Он также может быть оснащен дальнодействующей управляемой ракетой P-37, подчеркнули в статье.
Еще один возможный потенциальный покупатель этой техники — Турция, о чем в конце августа говорил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. Он сообщил о переговорах с Россией по этим вопросам, передавал телеканал NTV.
Турецкий лидер указал на сотрудничество Анкары с Москвой в сфере закупок вооружения, которое уже реализуется в рамках контракта по российским зенитным ракетным системам (ЗРС) С-400.
«Но после того, что мы увидели на выставке [МАКС-2019], наши ведомства — минобороны, управление оборонной промышленности — продолжили переговоры с российской стороной», — ответил президент на вопрос, были ли предприняты дальнейшие шаги после того, как в Москве Эрдогану представили истребитель Су-57.
По словам главы государства, он видит «перспективу широкого взаимодействия в сфере оборонной продукции».
Он имел в виду, в том числе, боевые беспилотники и разведывательные дроны. Турецкий лидер подчеркнул, что в этом вопросе стороны взаимно делают определенные шаги.
«Если Америка продолжит вести себя прежним образом (исключит Турцию из программы по производству истребителей пятого поколения F-35. — «Газета.Ru»), мы позаботимся о себе. То есть оценим — Су-35 или F-35, Су-57 или что-то другое. Когда начнутся соответствующие переговоры, мы выдвинем свои условия на основании того, что будет необходимо нашей оборонной сфере», — отметил Эрдоган. Он также уточнил, что на соответствующих переговорах Анкара поднимет вопросы совместного производства и кредитования.
Британский клон С-400: зачем НАТО открыло охоту на российские истребители Су-57
Если верить сообщениям Минобороны Великобритании, новая система с зенитными управляемыми ракетами CAMM (Common Anti-Air Modular Missile) в ближайшее время должна будет заменить стоящие с 1971 года на вооружении Британской армии зенитные комплексы Rapier. Всего, по неофициальным данным, британские военные планируют получить 24 комплекса.
Станции наблюдения и наведения, а также пусковые платформы первыми получат военные 16-го полка Королевской артиллерии, однако в секретариате Минобороны страны отмечают, что комплексы будут разворачиваться «по всему миру».
Sky Sabre propels @BritishArmy to the very forefront of ground-based air defence missile technology.
✅Missile distance increased three-fold
✅Missile speed up to 2,300mph
✅Radar range increased by 100km
Заместитель министра обороны Великобритании Джереми Куин заявил, что этот комплекс «ощутимо повысит боеготовность Британской армии и нейтрализует угрозу с воздуха». В политика тут же полетели палки и камни — западные аналитики наперебой начали заявлять, что система не поможет британским военным «противостоять самым передовым средствам воздушного нападения». Главным доводом экспертов стала «чудовищно низкая дальность» действия комплекса, но этому почти сразу было дано разумное объяснение. Минобороны страны объяснило, что Sky Sabre — это комплекс ПВО ближнего радиуса действия, однако он, по словам британских военных, — «самый современный в мире».
Достать невидимку: Россия может поднять британский истребитель F-35 со дна Средиземного моря
Основные компоненты Sky Sabre включают в себя радар наблюдения Saab Giraffe Agile Multi-Beam (AMB) 3D, установленный на выдвижной мачте и имеющий дальность действия до 120 километров. До интеграции в Sky Sabre этот же радар уже использовался в Британской армии для таких задач, как воздушное наблюдение и противодействие ракетам, артиллерии и миномётам, поэтому назвать его ультрасовременной разработкой нельзя даже с большой натяжкой.
Ракеты и систему наведения комплекса спроектировала израильская компания Rafael. Компьютер управления огнём SAMOC может одновременно наводить 24 ракеты на отдельные цели, однако сведений о способности Sky Sabre перехватывать высокоскоростные сверхзвуковые крылатые ракеты нет. После того как цель захвачена, в дело вступает ракета Common Anti-Air Modular Missile, или CAMM, также известная как Land Ceptor. Та же ракета используется британскими ВМС уже много лет, в том числе с борта военных кораблей Королевского военно-морского флота Великобритании. Она оснащена активной радиолокационной ГСН и системой наведения Advanced Short-Range Air Missile (ASRAAM), которую применяют в истребителях Typhoon.
Комплекс ПВО С-400, с которым Sky Sabre почему-то сравнивают британские эксперты, находится вне зоны досягаемости по целому ряду параметров, например высоте и дальности обнаружения и пуска, а также скорости наведения ракет на цель.
Офицер войск ПВО в запасе Андрей Сурок пояснил, что выдающихся данных по комплексу Sky Sabre британцы не представили.
Офицер войск ПВО в запасе
Отличительная черта Sky Sabre — практически самая высокая в классе скорость полёта. Ускорители позволяют разогнать ракету-перехватчик до 3,7 тысячи километров в час, в то время как ракеты некоторых российских ЗРК, например «Бук», развивают скорость от 3 до 3,5 тысячи километров в час. Однако скорость — единственный козырь британского ЗРК, а дальность пуска, которая в таких системах часто является определяющей величиной, заметно скромнее не только российских, но даже иранских и китайских комплексов ПВО.
Красная линия для ВСУ: Лайф сравнил армии Украины и России
Почти сразу после новости о принятии комплекса на вооружение британское издание The Times, ссылаясь на источники в Минобороны Великобритании, сообщило: основная задача новых британских зенитных систем — борьба с российскими истребителями, особенно с новейшими Су-57. Подполковник ВВС России в запасе Андрей Головин пояснил, дальность действия британского комплекса Sky Sabre для таких машин, как российские истребители пятого поколения, — это «технология курам на смех».
У Су-57 действительно есть ракеты, дальность пуска которых составляет 50–80 километров, и в теории британцы, конечно, правы: чтобы поразить Sky Sabre, истребителю нужно зайти в зону действия радара. Но это секундное дело — долетел куда надо и сразу пуск. Дальше — отворот и назад. Судя по всему, разработчики делают такие заявления, не изучив до конца, как именно действуют истребители, не учитывают, что перед ними «прополоть» поле могут беспилотники. Не говоря уже о том, что есть дальняя авиация с ракетами по несколько сотен километров дальностью
Подполковник ВВС России в запасе
Пилот объяснил, зачем американцы называют русский истребитель Су-57 худшим
Эксперты США заявили, что русская крылатая машина не идет ни в какое сравнение с американскими и китайскими аналогами.
В американской прессе все чаще встречаются публикации о так называемом худшем российском истребителе Су-57. Заслуженный пилот РФ Юрий Сытник объяснил, с какой целью в США унижают русскую крылатую машину. Об этом пишет ФАН.
Известно, что сейчас современные истребители пятого поколения есть только у трех стран: США, Китая и России. Нелестный отзыв о российском самолете оставил ветеран Корпуса морской пехоты США Алекс Холлингс. По его мнению, машина ВКС РФ явно уступает американским и китайским образцам.
Причем в международном сообществе именно истребитель Штатов — самолет F-35 — имеет дурную репутацию. Его называют «бесполезным» из-за множественных недоработок, однако Вашингтон по-прежнему старается навязать союзникам свой образец. И наоборот, российским Су-57 интересуются за границей, несколько государств Юго-Восточной Азии решаются на приобретение истребителя.
По мнению российского пилота Юрия Сытника, материалы о «худшем» Су-57 являются частью недобросовестной конкуренции. Он подчеркнул, что самолет по характеристикам обходит иностранные аналоги.
«На самом деле они глубоко ошибаются. Наш самолет в несколько раз превосходит их машины — F-22 и F-35. Естественно, это у них вызывает бурю негодования и бурю протеста. Пусть успокаиваются, однополярного мира нет и уже не будет никогда. Наш самолет — лучший», — заключил пилот.
Ранее американский ученый назвал главную ошибку США в конкуренции с Россией. Он считает, что Штаты должны использовать права человека в качестве инструмента в борьбе за мировое лидерство. Об этом писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.