Как назвать программу воспитания в школе
Растим личность по ФГОСу: что нужно знать о новой воспитательной программе в школе
Алена Ковалева
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте требуют сделать подход к воспитанию школьников более системным. В приоритете государства — личностное развитие, современные практики и самостоятельно созданные педагогами материалы. По следам августовского онлайн-педсовета ГК «Просвещение» рассказываем, какие методы помогут учителям справиться с новой задачей.
Зачем нужна программа воспитания
По оценке заместителя директора Лицея МГИМО МИД России (Москва) Ильи Демакова, подходы к воспитанию в школе постоянно меняются, и сейчас система образования находится в поисках нового консенсуса. Ситуацию осложняет то, что многим учителям непонятно, что такое воспитательное действие. Если с учебными все проще: их можно спланировать и детализировать, то воспитание — более запутанный вопрос.
Внести ясность помогает аналогия с игрой: чтобы она состоялась, требуется установить правила. Именно это происходит сейчас с программой воспитания — чтобы она заработала, система образования определяет правила и устанавливает границы.
Кроме того, когда работа ведется в одной системе и определенных рамках, у педагогов появляется возможность оценивать ее эффективность.
«Бояться нормирования не стоит — в данном случае это не формализм и не имитация», — убеждена доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Ольга Журавлева.
Примерная программа воспитания позволяет соблюсти баланс между творчеством педагога и общими целями и задачами, которые заложены в образовательном стандарте. Кроме того, в ней заложен проектный, сценарный подход и гибкость: есть инвариантные модули (курсы внеурочной деятельности) и вариативные.
Как проектировать программу
Большую часть работы по проектированию уже выполнила рабочая группа, и сейчас наступил этап обсуждения в школах. Предполагается, что программа не будет чем-то застывшим — в нее будут вносить изменения и коррективы, а педагоги смогут напрямую влиять на ее содержание.
«Когда мы проектируем программу воспитания, мы отвечаем на вопросы «зачем?», «почему?», «как?» и «какие будут результаты?», — поясняет заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук Алексей Кисляков, — Так учитель понимает свою роль в реализации программы».
Что следует помнить, работая над программой воспитания
1. Содержание важнее формы.
Сначала определите, что вы хотите донести до школьников и какое содержание вкладываете в воспитательное действие, а затем определите его форму. Нелепо до сих пор использовать сценарии школьных мероприятий, которые были в ходу еще 20 лет назад.
2. Универсального шаблона нет.
Соотнесите шаблонные наработки с реальной образовательной и воспитательной средой, людьми и ресурсами, которые есть в вашей школе, и адаптируйте их.
3. Авторская разработка — самая эффективная.
Большинство не хотят тратить время на разработку и предпочитают адаптировать готовые сценарии. Как правило, дальше планов добавить что-то свое дело не доходит. Но для воспитательного процесса важно, чтобы учителя сами создавали уникальные программы под конкретные ситуации или задачи.
В помощь педагогам ГК «Просвещение» разработала новый цифровой сервис — «ПРОвоспитание». Это цифровой конструктор, который поможет в создании программ воспитания классным руководителям, заместителям директоров и другим специалистам. В нем предусмотрена возможность автоматизировать самоконтроль и самоанализ в вопросе воспитательной работы.
Кроме того, сервис включает:
Ознакомиться с сервисом подробнее и оставить заявку на участие в его закрытом тестировании можно уже сейчас.
Какие трудности ждут учителей
Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СО «Гимназия № 11 (Базовая школа Российской академии наук)» (Самара) Юлия Дюльдина, выделяет четыре сложных момента, с которыми придется столкнуться педагогам-разработчикам воспитательной программы.
1. Временные затраты.
Прошлогодний дистант стал катализатором для поиска новых форм работы с детьми. Но цифровой контент не систематизирован и не адаптирован к потребностям школы, и, кроме того, не всегда достоверен. В итоге учителям придется тратить слишком много времени на подготовку материалов.
2. Риск «заиграться».
Погоня за новыми форматами воспитательных мероприятий может привести к тому, что потеряется их суть. Школьникам нравится разнообразие и они воспринимают новые программы на ура. Но задача педагога помнить, что у подобных мероприятий, есть четкая цель и структура. Например, они всегда должны завершаться фазой рефлексии. Без нее нельзя оценить, достигнута воспитательная цель или нет.
3. Дефицит родительского времени.
Сложнее всего вовлекать в воспитание всех участников образовательных отношений: учителей-предметников, классных руководителей, детей и родителей. Если с коллегами можно договориться, то родители часто не могут или не хотят посещать школьные мероприятия.
4. Отсутствие критериев оценки.
Фокус программы воспитания — личностный рост и развитие ребенка. Но если для измерения образовательных навыков есть целый арсенал средств, то как измерить результаты воспитания — загадка.
Как отмечает руководитель гуманитарного профиля ГБОУ школы № 1514 (Москва) Марина Бельфер, в целом воспитание учеников зависит от простых вещей. То, как учитель выглядит, говорит о своем предмете и какие учебные материалы (а в случае с литературой — тексты) использует, уже способно серьезно повлиять на детей.
«Сегодня нужно воспитывать человека, который сможет быть открыт к диалогу, критически мыслить, сопереживать, видеть не только текст, но и подтексты, принимать другого, понимать себя, не навязывая что-либо кому-либо», — говорит Бельфер.
Запись лектория «Воспитание в современной школе: имитация или системный процесс?», а также презентации экспертов доступны по ссылке.
Педсовет «Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации»
Педагогический совет № 2 от 17.02.2021 года
«Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации»
Князева Светлана Николаевна –
заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №5»
Уважаемые коллеги, воспитательная работа в нашей школе – традиционно одно из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива.
В этой связи выбранная мною тема педагогического совета по вопросам воспитательной работы на 2020 – 2021 уч. год: «Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации» с учётом оснащения школы современными цифровыми технологиями и образовательными и цифровыми ресурсами.
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.
Основание для разработки программы воспитания: 31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Что нового записано в данном законе:
Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся:
• Чувства патриотизма и гражданственности;
• уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества;
• уважения к закону и правопорядку;
• уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения;
• бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации;
• бережного отношения к природе и окружающей среде.
Введение таких документов по организации воспитательной работы, как:
• «рабочая программа воспитания»
• «календарный план воспитательной работы».
Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих документов.
· «Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса».
· «Цель и задачи воспитания».
· «Виды, формы и содержание деятельности».
· «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
Календарные планы воспитательной работы.
Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
Это краткая информация о:
• специфике расположения школы;
• источниках положительного или отрицательного влияния на детей;
• значимых партнерах школы;
• особенностях контингента учащихся;
• оригинальных воспитательных находках;
• важных для школы традициях воспитания.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания».
Общая цельвоспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
• Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации и проведения;
• реализовывать потенциал классного руководства в воспитании младших школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; создание актива класса;
• вовлекать школьников в кружки, творческие объединения и курсы внеурочной деятельности, работающие по школьным программам дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
• использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
• инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне классных сообществ;
• организовывать профориентационную работу со школьниками;
• организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями;
• организовывать для школьников экскурсии, пешие прогулки и походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
• развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности.
Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности».
Инвариантные (обязательные) модули :
• «Курсы внеурочной деятельности».
• «Работа с родителями».
• «Ключевые общешкольные дела».
• «Экскурсии, экспедиции, походы».
• «Организация предметно-эстетической среды».
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
1. Результаты воспитания:
• Критерием является динамика личностного развития школьников каждого класса.
• Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов.
• Способом получения информации о результатах воспитания школьников является педагогическое наблюдение.
• Внимание уделяется следующим вопросам:
ü какие проблемы личностного развития школьников удалось решить, какие не удалось и почему;
ü какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
· Критерием является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
· Осуществляется анализ заместителем директора по ВР, классными руководителями, родителями.
· Способами получения информации о совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.
Сосредотачиваемся на вопросах, связанных с качеством:
· проводимых общешкольных ключевых дел;
· совместной деятельности классных руководителей и их классов;
· организуемой в школе внеурочной деятельности;
· проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
· профориентационной работы школы;
· организации предметно-эстетической среды школы;
· взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа ВР является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»
Задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа. В процессе школьных (классных) взаимоотношений формируются основы нравственности, кристаллизуется самооценка, самосознание, характер, мировоззрение, уровень жизненных притязаний и жизненные планы.
Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые технологии в работе с ученическим коллективом. Формы работы определяются, исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.
Технология – это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Выбору современной технологии воспитания предшествует такой важный фактор, как диагностика.
В современном обществе никакая профессиональная деятельность, в том числе и воспитательная деятельность классного руководителя, не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания результативности этой деятельности. А потому диагностика результативности организованного в классе процесса воспитания – одна из актуальнейших задач классного руководителя и школы в целом.
Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько организованный в классе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания в каждом классе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Если основными задачами организации воспитательного процесса в классе являются развитие личности школьника и формирование классного коллектива, то и основными критериями ее результативности надо считать: динамику развития личности школьника; уровень развития классного коллектива и положение ребенка в этом коллективе как важнейшие условия этого развития.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.
При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: урочную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в школе является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и обогащает профессиональное сознание классного руководителя.
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
• Организационно – деятельностный компонент.
• Контрольно – управленческий компонент.
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Все технологии условно можно разделить на две группы: традиционные и современные.
Много лет в школе используются с большим успехом традиционные технологии:
· Технология организации и проведения группового воспитательного дела.
· Гуманно – личностная технология.
· Технология коллективного творческого воспитания.
· Технология гуманного коллективного воспитания.
В последнее время большое распространение получили также современные воспитательные технологии:
· Технология личностно-развивающего диалога.
· Технология педагогического разрешения конфликта.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
· по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
· по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
· по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
· по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
· по подходу к ребенку
Но все современные технологии воспитания осуществляются по определённому эффективному алгоритму:
1) подготовительный этап (диагностирование);
2)пробуждение интереса к знаниям у ребёнка;
3) психологический настрой (вступительное слово);
4) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности);
5) завершающий этап;
6) планы на будущее.
Технология КТВ (коллективное творческое воспитание)
Этот эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях, не потерял своей актуальности. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
· Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»).
· Интеллектуальные КТД (пример: «Инженерный бум»).
· Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество).
· Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).
· Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы).
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.
Главная задача воспитательного процесса в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Внеурочная деятельность, как правило, имеет более выраженный творческий, игровой, и, что очень важно, практический характер. Наиболее благоприятные условия для проявления творческих способностей детей возможно создать именно во внеурочной работе школы. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.
Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети. Неоднородность всякого общества как бы изначально предполагает, что ребёнок подрастёт, займёт социальную позицию и взрослые должны помочь ему в этом. Ведь образование – это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, это воспитание, развитие личности, ее социализация.
Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Спасибо за внимание!
Проект решения педагогического совета:
1. Педагогическому коллективу школы изучить методические
рекомендации по разработке программ воспитания в течение 3 триместра.
2. Создать оперативные группы, по разработке модулей вариативной
и инвариантной части программы воспитания в течение марта 2021
3. В срок до 1 сентября 2021 года привести образовательные
программы в соответствие с положениями Федерального закона от
31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания
Программа воспитательной работы в образовательной организации «Рабочая программа воспитания»
АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«ВТОРАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ С.З. И Г.З. ПИСУКНОВЫХ»
307050, Курская область, Медвенский район, д. Губановка, д. 6А
Тел./факс: 8 (47146) 4-87-24,
на заседании педагогического совета
протокол от __ августа 2021 г. №__
Председатель педагогического совета:
Приказом от___ августа 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа воспитания МОКУ «Вторая Рождественская средняя общеобразовательная школа имени С.З. и Г.З. Пискуновых» Медвенского района Курской области (далее – программа воспитания) является обязательной частью основной образовательной программы. Назначение программы воспитания – помочь образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего (далее – Школе) создать и реализовать воспитательную работу в школе, направленную на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель и др.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать нашу школу воспитывающей организацией.
В центре Программы воспитания в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программу воспитания необходимо воспринимать как конструктор воспитательной работы в школе, который позволяет каждому классному руководителю скорректировать свою работу в соответствии с реальной деятельностью в сфере воспитания.
Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела.
Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором школа кратко описывает специфику своей деятельности в сфере воспитания. Здесь размещена информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей сформулирована цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором показано, каким образом школа будет осуществляться достижение поставленной цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких вариативных и инвариантных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантные модули: «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация».
Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогических работников образовательной организации в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы» содержит информацию о том, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводятся не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений. Программа воспитания описывает конкретное содержание предстоящей работы с обучающимися. К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. Сама по себе программа не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами, отношением. Программа воспитания лишь позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание обучающихся.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа воспитания разработана в соответствии с требованиями к результатам ФГОС обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования, и традициями, сложившимися в МОКУ «Вторая Рождественская средняя общеобразовательная школа имени С.З. и Г.З. Пискуновых».
В школе работает дружный педагогический коллектив (17 педагогов; из них 9 классных руководителей). Большая часть педагогов школы родились в Медвенском районе или переехали сюда в школьные годы, некоторые учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями.
Школа занимает важное место в жизни каждого ребенка, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, благодаря своему воспитательному потенциалу, помогает в определении ориентации личности каждого ученика.
Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшими из которых являются:
1. воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ, осуществляющееся на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых в общеобразовательном учреждении;
2. умение классных руководителей (иных педагогов образовательного учреждения) управлять воспитательным процессом обучающихся, уже в школе способных активно взаимодействовать с окружающим социумом.
Таким образом, организация воспитательной работы является составной частью образовательных программ, включающих воспитание всестороннего духовного, нравственного и интеллектуального развития обучающихся, воспитания в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско- взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.
1.1. КОНЦЕПЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Концепция рабочей программы воспитания МОКУ «Вторая Рожде6ственская средняя общеобразовательная школа имени С.З. и Г.З. Пискуновых» (далее по тексту-школа) подразумевает, что школа создает условия для самореализации и самоутверждения обучающихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выходит в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания. Разрабатывая Рабочую программу воспитания школы, педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании обучающихся.
Педагоги школы уделяли всегда и уделяют в настоящее время значительное внимание развитию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе.
В школе сложилась своя воспитательная система, которая включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
1. Воспитание в процессе обучения.
2. Внеурочная (внеучебная) деятельность.
3. Внешкольная деятельность.
Выполнение основных поставленных задач реализуется через работу педагогического и ученического коллективов и работу с родителями и включала в себя такие направления работы как: работа по профилактике правонарушений, работа с библиотекой, социально-психологическая работа, дополнительное образование, работа с родителями, работа с классными руководителями, Совет лидеров.
В школе функционируют выборные коллегиальные органы управления: Родительский комитет, Совет лидеров, Совет школы. Наличие в штате учебного заведения педагога-психолога и учителя-логопеда позволило расширить воспитательные и развивающие возможности образовательного учреждения.
К особым условиям осуществления воспитательной деятельности можно отнести:
Ø Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста», «Успех каждого ребенка»
Ø спортивный клуб «Олимпиец»,
Ø волонтерский отряд «Золотое сердце»,
Ø юнармейский отряд «Альтаир»,
Ø служба школьной медиации,
Ø пресс-центр «Большая Перемена»,
Ø лагерь с дневным пребыванием детей «Солнышко».
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие :
· стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
· важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
· в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
· в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
· педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
· ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
1.2. Комплекс основных характеристик воспитательной работы Рабочая программа воспитания определяет комплекс основных характеристик воспитательной работы по соответствующей основной образовательной программе: цель, задачи, основные направления и темы воспитательной работы, возможные формы, средства и методы воспитания, включая использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), подходы к индивидуализации содержания воспитания с учетом особенностей обучающихся, показатели эффективности воспитательной работы, в том числе планируемые личностные результаты воспитания, и иные компоненты.
Воспитательная работа в школе предполагает организацию мероприятий и акций с учетом дифференцируемого подхода в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования школьников, что рассматривается как одно из перспективных средств воспитания и осуществляется согласно календарным планам воспитательной работы и содержит конкретный перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, организуемой школой и (или) в которых школа принимает участие.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В качестве ценностно-целевой основы составляемой Программы выступает Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая даёт представления о современном национальном воспитательном идеале: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Данный идеал выступает в роли идеальной цели программируемого процесса воспитания учащихся образовательного учреждения.
2.1. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Исходя из воспитательного идеала, учитывая приоритетные ценности детско- взрослого сообщества школы, а также учитывая требования ФГОС и особенности учебного заведения определяется общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Методической целью разработанной Программы является «Формирование у педагогического коллектива школы системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися».
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
2.2. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся, соответствующие трем уровням общего образования
Уровень начального общего образования (воспитание детей младшего школьного возраста (1-4 классы) Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Полученные знания станут базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте
Целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
Ø быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
Ø быть трудолюбивым, следуя принципу
«делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
Ø знать и любить свою Родину – свой родной дом, улицу, село, район, область, свою страну;
Ø беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
Ø проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
Ø стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
Ø быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
Ø соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
Ø уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
Ø быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Уровень основного общего
обучающихся среднего возраста ( 5-9
классы). Выделение данного
приоритета в воспитании
обучающихся на ступени основного
общего образования связано с
подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как
личность в системе отношений,
свойственных взрослому миру. В
этом возрасте особую значимость
для обучающихся приобретает
становление их собственной
жизненной позиции, собственных
Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития
социально значимых отношений
В воспитании обучающихся подросткового
возраста приоритетом является создание
благоприятных условий для развития социально
значимых отношений обучающихся, и, прежде
всего, ценностных отношений:
Ø к семье как главной опоре в жизни
человека и источнику его счастья;
Ø к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
Ø к своему отечеству, своей малой и
большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи,
которая завещана ему предками и которую
Ø к природе как источнику жизни на Земле,
основе самого ее существования, нуждающейся
в защите и постоянном внимании со стороны
Ø к миру как главному принципу
человеческого места проживания, условию крепкой дружбы, налаживание отношений с
сверстниками сейчас, коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
Ø к знаниям как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но
увлекательного учебного труда;
Ø к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни,
которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
Ø к здоровью как залогу долгой и активной
жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
Ø к окружающим людям как безусловной и
как равноправным социальным партнерам, с
которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку радость общения
и позволяющие избегать чувства одиночества;
Ø к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Уровень среднего общего образования (воспитание обучающихся юношеского возраста 10,11 класс) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.
Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
Ø опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
Ø трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
Ø опыт дел, направленных на пользу своему родному району или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
Ø опыт природоохранных дел;
Ø опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
Ø опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
Ø опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
Ø опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
Ø опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
Ø опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
2.3. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
8) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
9) организовывать профориентационную работу со школьниками;
10) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;
12) развивать социальное партнерство школы и организаций, учреждений д. Губановка, п. Медвенка и г. Курска;
13) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Реализация этих целей и задач предполагает:
• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
• Развитие различных форм ученического соуправления;
• Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Системообразующим и системоинтегрирующим фактором организации воспитательного процесса в школе выступает деятельность по обеспечению самореализации учащихся. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое их которых представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Данный модуль рабочей программы воспитания раскрывает уникальность гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивно-трудовая деятельность учащихся, учителей, родителей и представителей социума, их гражданственность, инициативность, ответственность, коллективизм, целеустремленность.
на внешкольном уровне
района, области, страны.
• проводимые для жителей села и организуемые совместно с социальными партнерами и с семьями учащихся культурно-массовые мероприятия которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих.
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
-онлайн-конференции, день открытых дверей
-спортивные состязания, праздники, представления
-открытые уроки, декады, фестивали
на школьном уровне
общешкольные дела, связанные с развитием
-торжественные линейки в
воспитательной составляющей учебной деятельности
рамках празднования памятных
дат в соответствии с
РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры;