Как называется армянский национальный костюм
Армянская национальная одежда
Армянский народ является одним из самых древних на нашей планете. Их официальная история насчитывается более двух тысяч лет. У народа очень богатая культура, интересные обычаи и традиции.
Не менее интересны и национальные костюмы этого народа. Они отличаются самобытностью, красотой, особенным отношением к деталям.
Яндекс картинки
Женская
Национальный армянский костюм получил название тараз. Армянские народные костюмы насчитывают многовековую историю. Они выполняли эстетическую функцию, несли особый смысл. Армянский тараз свободных и замужних девушек немного отличалась. Семейные женщины с помощью костюма демонстрировали свой статус, а свободные — привлекали внимание яркими одеждами.
Женские платья были сатиновыми, шелковыми или более теплыми — бархатными. Гардероб армянской женщины состоял из: платья (свободного или более зауженного фасона), безрукавки, жилеты. Платье имело прорезь в рукаве, завязывалось на запах. Обязательно подвязывалось поясом с традиционным орнаментом.
Жительницы западных районов страны носили разнообразные платья (хатифа, хрхна, антифа, джуппа). Отличались модели выбором ткани для шитья. Хатифа (хрха, путали) имели фасон с широким рукавом и без боковых разрезов.
Поверх платья надевался фартук. Его орнамент, цвет, форма могли рассказать о принадлежности хозяйки к определенному району страны.
Цветовая гамма женского костюма основывалась на красных, синих, желтых и изумрудных оттенках.
Представительницы зажиточных семей вышивали свою одежду серебряными или золотыми нитками. Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Женщины любили украшать себя серьгами, браслетами, дорогими поясами, аксессуарами для висков. Существовала традиция наследовать драгоценности от одного поколения другому.
Еще одним основным аксессуаром женского и мужского национального костюма Армении являлись теплые носки (голпа). Очень редко это были однотонные изделия, чаще полосатые или с узором. Они входили в основной список приданного девушки, выходящей замуж. Часто их дарили на праздник крестин.
Яндекс картинки
В некоторых частях страны было принято вставлять в нос бирюзовые украшения.
Нательная
Под любую одежду надевалось нижнее белье — длинная рубашка, которая называлась халав. Она имела достаточно простой крой. Цветовая гамма могла иметь белый или красный оттенок.
Еще одна деталь нижнего белья — шаровары похан. Шились они из хлопковой ткани алого цвета. Манжеты похана были обшиты золотыми нитками или узорной тесьмой.
Яндекс картинки
В армянской культуре считалось, что использование в армянской национальной одежде сочетания красных и золотых оттенков приносит благополучие и жизненные силы.
Верхняя
Различные виды распашных и нераспашных платьев являлись верхней одеждой армянок. Отличались наряды только материалом, из которого пошита одежда. Изделия были плюшевыми, бархатными, шелковыми.
Кафтан из бархата — наиболее популярная укороченная верхняя одежда армянских женщин. Он обязательно расшивался золотом.
Яндекс картинки
Более зажиточные женщины утепляли воротники своих кафтанов или длинных пальто натуральным куньим мехом. В некоторых местностях принято было носить утепленные безрукавки.
Головные уборы
Поша — популярный женский головной убор. Представлял из себя небольшую бархатную шапку — тюбетейку с бисерной, золотой расшивкой. В отдельных районах было принято свои длинные косы украшать золотистыми кисточками и подвязывать волосы под поясной шарфик на спине. Пошу было принято обматывать платочком из шелка в виде тюрбана.
Яндекс картинки
В Южных районах страны головные уборы имели более сложную конструкцию. На виски, лоб девушки свисали длинные украшения, прикрепленные к шапочке.
В других краях было принято носить платок, который закрывал еще и нижнюю часть лица. Делалось это из-за восточных традиций, религиозных соображений.
Не последнюю роль в женском армянском костюме играли высокие ободки из дерева. Было принято оборачивать такую конструкцию бархатной тканью и вышивать разнообразные орнаменты: звезда, солнце, небо (котик). Или украшать ободок золотыми монетами, большими пуговицами. Одевается на красную шапочку с кисточками. Называется такой головной убор вард.
Девушки любили вплетать в многочисленные косички шерстяные нитки, по цвету совпадающие с оттенком волос. На нитки крепились золотые шарики и колечки. Это придавало прическе дополнительный объем и привлекательность.
Яндекс картинки
При выходе на улицу женщина накрывала голову большим покрывалом с вышитым орнаментом (каймой). У пожилых дам вышивка была в синих тонах, а у молодых — в белых.
Обувь
Основой обуви у армян были плотные высокие вязаные носки (голпа). Одевали их как мужчины, так и женщины. В зависимости от региона проживания и материального состояния, чулки были хлопковыми, шерстяными или шелковыми.
Расцветка была очень разнообразной, яркой. В некоторых частях страны голпы было принято шить однотонными.
Яндекс картинки
Традиционной обувью были кожаные лапти — поршни. Использовалась кожа крупного рогатого скота. Подвязывались поршни шерстяными, кожаными шнурками. Носили такую обувь все крестьяне, независимо от возраста и пола.
Еще один вариант женской обуви — туфли, сшитые из двух одинаковых кожаных кусочка. Это была выходная обувь. Для молодых девушек — желтого цвета, а для дам в возрасте — желтого или красного.
Чмушк — женская обувь с длинным загнутым носом. У этого вида обуви не было задника. Женский вариант изготавливался в зеленом цвете. Основная часть таких тапочек была расшита разнообразными орнаментами. Была предназначена для зимнего сезона.
Яндекс картинки
В конце 19 века в обиход армянских женщин вошла обувь, изготовленная на фабрике. Это были туфли со шнуровкой или тремя пуговками. Такую закрытую обувь могли позволить себе женщины из зажиточных слоев населения.
Мужская
Мужской армянский национальный костюм (тараз) состоял из кафтана, шароваров, штанов, рубахи. Рубашка была пошита из ситца или шелка, имела одну обязательную деталь — воротничок-стойка с боковой пуговицей. Передняя часть рубахи украшалась длинными кисточками (хвостами) — полосками из бахромы с разноцветной вышивкой.
Более обеспеченные городские жители могли себе позволить пошив арлауха — кафтан, который одевается поверх рубахи. От женской модели он отличался своей длиной. Мужской был более укороченным. Выбор цвета арлауха зависел от района проживания.
Яндекс картинки
Выбор цвета, ткани мужского армянского тараза зависел от региона проживания. Чаще всего верхняя армянская одежда была шерстяной, суконной, сатиновой. Нижняя — шелковой и хлопковой.
Поясня
Армянские мужчины отдавали предпочтение штанам темных оттенков. Носились они в комплекте с арлаухом, имели свободный фасон.
Еще один вид мужской одежды — шалвары. При пошиве использовались хлопчатобумажные или шерстяные материалы. Этот предмет гардероба был распространен в Западных частях страны. Шалвары имели широкий покрой и затягивались на поясе с помощью шнурка. Распространенными оттенками были коричневый и белый. Иногда использовалась более яркая ткань с узорами. Боковую часть украшали лампасы. Шалвары было принято заправлять в высокие сапоги или носки.
Яндекс картинки
Самым ярким аксессуаром мужского костюма был пояс. Эта деталь могла рассказать о статусе, материальном положении, месте проживания владельца. Богатые армяне носили пояса, украшенные монетами и металлическими элементами. Крестьяне обвязывались более простым материалом, но обязательно яркого цвета.
Верхняя
Наиболее распространенным видом верхней мужской одежды была чуха. Этот напоминающий черкеску распашной кафтан, было принято носить круглый год.
Еще один вариант верхней одежды — бурка. Изготавливалась она из валяной овечьей шерсти и являлась традиционным элементов всех кавказских народов. Носили, накинув на плечи без застежек и прочих фиксирующих элементов. Наиболее популярна бурка была среди пастухов, наездников.
Еще один вариант верхней одежды для холодного времени года — безрукавки, утепленные овечьим мехом.
Яндекс картинки
Головные уборы
Для теплого времени года использовались тюрбаны, обмотанные яркой однотонной тканью или шарфами с бахромой. Шились они из войлока, сукна.
Носили вязаные или хлопковые тюбетейки (плоские шапочки, прикрывающие макушку) с разнообразными орнаментами, вышивкой.
Яндекс картинки
В комплекте с чухой надевались меховые папахи. Это высокий утепленный головной убор, распространенный у кавказских мужчин. Такая шерстяная шапка могла уберечь даже от самых сильных морозов. Папаху носили как каракулевую, так и с длинным ворсом.
Среди армянских мужчин обязательным было правило снимать головной убор при посещении церкви, встрече похоронного шествия или в знак уважения к собеседнику.
Обувь
Наиболее распространенным видом обуви у армян были лапти из грубой кожи (трех). Обувались они на высокие носки (ноговицы). Вязались из разноцветных шерстяных или хлопковых ниток. Одевались на носки, фиксировались с помощью длинного шнурка под коленкой.
Городские мужчины носили сапоги с загнутым носком. Эта обувь имела толстую подошву, каблук. При изготовлении использовалась мягкая кожа красного цвета — джзма.
На Западе страны на гулпу обували туфли с невысоким каблуком (солер). Мужские модели изготавливались в черных и красных цветах.
Яндекс картинки
Орнамент
Орнамент на армянской народной одежде играл роль оберега. Узоры располагались вокруг рукавов, подола, шейных вырезов. Считалось, что узор защищает от неблагоприятного энергетического воздействия. Традиционным орнаментом были украшены пояса, фартуки, вязаные носки, нагрудники.
Техника нанесения орнамента на традиционный армянский костюм:
Вязке и вышивке уделялось особое внимание. Считалось, что орнамент, нанесенный данными техниками, защищал от нечистой силы.
Яндекс картинки
При нанесении узоров, тщательно подбиралась цветовая гамма. Женская палитра была более разнообразной, яркой. Мужская — сдержанной, с преобладанием однотонных темных, белых оттенков. Каждый цвет нес в себе особое значение:
Женщины украшали свою одежду разнообразными материалами: бисером, блестками, пуговицами, ракушками с чешуей, выловленными из моря.
Яндекс картинки
Орнамент костюма делился на три группы: растительность, геометрия, зооморфность.
Растительный (флора)
Выражается в изображении листьев, веток, деревьев. Бесконечный жизненный путь, силу духа изображали в виде длинной зигзагообразной линии с лепестками на каждом изгибе. Деревья означали плодородие, материнское счастье, беременность.
Яндекс картинки
Цветы украшали одежду молодых невинных девушек. Узоры миндалевидной формы оберегали от плохого взгляда, злых людей.
Зооморфный (фауна)
Редкий орнамент, передавался в виде характерных отличительных признаков животных. Наиболее популярным было изображение рогов крупного скота (овен, корова, бык). Считалось, что эта деталь приносит богатство, повышает плодородие.
Яндекс картинки
На оружии, подносах, украшениях, одежде часто изображали змею. Она символизировала семейное счастье, мудрость, приносила удачу в делах.
На свадебной атрибутике можно было увидеть изображение петуха. Его считали покровителем молодоженов. Головной убор жениха обязательно украшался перьями этой птицы для поддержания мужской силы.
Геометрический
Самыми популярными геометрическими фигурами в орнаменте были:
Сохранилось большое количество археологических материалов, подтверждающих существование армянской национальной одежды много веков назад. Благодаря фрескам, скульптурам, горельефам, щитам и шлемам, ученые смогли восстановить все детали национального костюма.
Современные дизайнеры часто выпускают коллекции с использованием этнических направлений, традиционных орнаментов и цветовых сочетаний.
Армянский национальный костюм – отображение богатой истории страны
На заре зарождения Урартского царства (больше 3 тыс. лет назад) началась история армянского костюма (или «тараза»). Следующим шагом развития национальной одежды стало образование Арташесидского царства. Территория попала под арабское владение в VIII веке, что обусловило появление в костюме восточных мотивов. Армянский народ научился выживать среди сражений и мирных периодов, пронеся сквозь века традиции пошива национальной одежды. Об обладателях армянского костюма без слов расскажет покрой, тип и цвет ткани, узоры и самобытная вышивка.
Разновидности
Образцы старинной одежды передавались через поколения, несмотря на модные веяния. Традиционный армянский национальный костюм насчитывает многовековую историю, отличается набором одежды для восточных и западных жителей страны. Общая черта – просторная рубашка с воротником. Сверху в восточных регионах принято носить «архалух» – удлиненный кафтан, застегивающийся от воротника до пояса, а в западных – жилетку «елак» с прорезями для рукавов.
Представители обоих полов поддевали под рубашку шаровары, закрепленные у щиколоток специальной техникой. Верхнюю одежду по типу черкески надлежало подвязать на линии талии расшитым поясом или шарфом.
Женская национальная одежда
Армянские женские костюмы не имели существенного различия относительно региона. Составляющие национальной одежды для девушек:
Завершающим одеянием стала шерстяная накидка, закрывающая силуэт от посторонних взглядов. В зимний период богатые армянки носили бархатное пальто алого цвета, отороченное лисьим или куньим мехом.
Детские наряды
Для малышей до наступления года шились просторные рубашки, но уже после первых именин наряд дополняли «архалухом». Одежда мешала ребенку нормально передвигаться и исследовать окружающий мир, но зато упрощала уход за проказником.
Не существовало различий в армянских костюмах ребят до семилетнего возраста. Позже девочек и мальчиков воспитывали по отдельности, а первую взрослую одежду дети получали с 10-12 лет.
Национальные костюмы подростков расшивали скромными узорами без использования вычурных украшений. В этом случае орнаменты носили защитный характер, были призваны оберегать молодое поколение от влияния темных сил, сглаза или порчи.
Родители подготавливали для дочери на выданье несколько национальных костюмов, чтобы красавица к моменту замужества обладала богатым приданым.
Мужской армянский костюм
Армянину следовало внимательно подбирать детали костюма, ведь глава семьи должен отличаться презентабельным видом, внушать уважение соратникам. Прослеживается разница между одеждой жителей восточных и западных регионов.
Мужскому армянскому костюму больше характерны изменения ввиду влияния чужеродной культуры. Жители восточных регионов носили «архалух», который западными армянами был изменен на короткую жилетку «елак» с вырезом в области груди. Укороченную курточку под названием «бачкон» носили поверх «елака».
На западе укрепилась традиция обильно расшивать узорами рубаху, жилетку, куртку и даже шаровары. Вместо пояса часто повязывали широкую шаль, складки которой служили вместилищем для ношения мелочей.
Особенности и отличия
Национальный армянский костюм «тараз» богато расшивался золотыми и серебряными нитями, отличался разукрашенными поясами и аксессуарами. По качеству и типу ткани судили о зажиточности владельца, его статусе в обществе. Простые армяне шили одежду из домотканого полотна, богатые жители выписывали дорогой материал из-за границы.
От количества и материала украшений на армянке узнавали о зажиточности супруга. Если изделия из серебра и золота носили замужние женщины, то юные кокетки предпочитали ободки из цветов (так называемые «барты»). После замужества надлежало самостоятельно расшить фартук защитными мотивами (как знак создания счастливой семьи).
По цвету армянского костюма определяли возраст носительницы. Молодые армянки предпочитали одеваться в одежду светлых тонов, старшее поколение облачалось в темные костюмы.
Мужская одежда не призывала подчеркивать красоту обладателя, в народе упор делался на акцентирование силы и доблести.
Вышивать золотыми и серебряными нитями разрешалось мужчинам. Для женщин такая работа оказалась под запретом, как и изготовление ювелирных украшений к национальному костюму.
Цвета и узоры
Выбор цветовой гаммы армянской одежды зависел от места проживания армян. Светлые и яркие мотивы выбирали молодые люди, солидные представители рода носили одежду сдержанных темных тонов.
Цветовая гамма армянского костюма:
Армяне с предубеждением относились к оттенкам желтого цвета в национальном костюме, привлекающим голод и засуху. Хотя желтый приближал женское увядание, иную нагрузку несли золотые аксессуары, блеск которых равнялся солнечным лучам, несущим жизнь с благосостоянием.
Узорные мотивы на армянской одежде призваны охранять владельцев от магического влияния, что объясняет нанесение народной вышивки и аппликаций вокруг шеи и конечностей. Охранительные орнаменты также вышивали на передники, носки, нагрудники, нательную одежду.
Мотивы для узоров:
Для декорирования использовали шелковые или шерстяные нити, в ход шли пуговицы и раскрашенные ракушки, бисер и бусины. С целью приворота мастерицы вплетали в одежду избранника волосы, хотя чаще вшивали бирюзовые камешки для магической защиты человека.
Ткани
Выбор материала для пошива армянского костюма зависит от региона и зажиточности владельца. Хлопковая ткань часто использовалась при раскрое нательных рубашек и штанов. Для «архалука» подходил материал по типу ситца, сатина или шелка. Плотные шерстяные ткани или сукно выбирали для пошива верхней одежды.
Зажиточные армяне предпочитали носить плюшевые, шелковые, бархатные или парчовые одеяния. Бедные жители довольствовались домотканым полотном.
При пошиве мужских штанов «вартик» вдевали полоску ткани, почти равной ширине полотнища. Сложный крой предполагался при изготовлении мужского «архалуха». Если спереди выкраивали два полотна, то спинку делали из нескольких клинышков.
При раскрое женского варианта «архалуха» с отрезной спинкой предполагался вырез на линии груди, по бокам изделие разделялось на три полотнища. Нижняя рубашка шилась по простой схеме (достаточно наметить просторные рукава и округлый вырез горловины).
Перед свадьбой в дом невесты приглашали женщин из рода жениха для раскроя торжественного костюма. Разрезать и размечать материал надлежало супруге посаженного отца, но если та в процессе отбросит ножницы и откажется дальше работать, свадьба отменится. Чтобы женщина стала сговорчивее, необходимо было одаривать капризницу сладостями и деньгами.
Красота свадебного наряда
Армянские свадебные платья полностью повторяли по крою традиционный национальный костюм. Вместо хлопковых тканей для раскроя использовали дорогие тяжелые материалы, расшитые серебряными и золотыми узорами. В зависимости от возможностей невесты для платья выбирали бархат, плюш, сатин или парчу.
Древние армянские костюмы вышивали нитками зеленого и красного цвета. Невесте по традиции надлежало надеть алые носки (как оберег от сглаза). Обязательная часть свадебного обряда – вручение молодой супруге от родителей расшитого серебряного пояса.
В стране уже отошли от заветов старины, и под алтарь красавицы отправляются в платьях европейского образца. Только невесты также получают в дар серебряный пояс.
Аксессуары и украшения
Головные уборы разнились от региона проживания. Если жители Средней Азии предпочитали тюбетейки, то в Армении существовали специальные национальные шапочки. Западные армяне носили вязаные или тканевые уборы по типу полусферы, восточные – меховые. Женские шапки отличались изысканностью, вышивкой и аксессуарами.
Восточные армянки носили склеенную из хлопковой материи шапочку «баспинд», закрывающую лоб. На уборе вышивали традиционные геометрические орнаменты или обвязывали узорчатой лентой. Под шапочкой на лбу закрепляли полоску ткани или ленты с золотыми или серебряными монетами. Убор богатых армянок отличался рядами золотых монет, женщины со средним достатком довольствовались серебряными украшениями, но старались прикрепить посредине хотя бы одну золотую монету.
От висков свисали шарики из серебра или кораллов. Полотнищами белой хлопковой материи закрепляли шапочку по диагонали, закрывая шею и нижнюю часть лица. В таком уборе женщины отправлялись спать на специальной подушке, не снимая «бастинд».
Западные жительницы предпочитали деревянные ободки «вард» или «котик». Ободки обтягивали шелком или бархатом, вышивали золотыми нитями, прикрепляли жемчуг. К «котику» часто крепили обереги из дерева, называя такую деталь «кнар» или «махча».
Украшением незамужних армянок служили 40 заплетенных косичек. Особенным образом в плетение продевались нитки из шерсти в одном цвете с волосами, укреплялись декоративные кисти и металлические шарики.
Жительницы древней Армении испытывали благоговение перед украшениями. Женщины обожали носить кольца, браслеты, серьги, ожерелья и бусы.
Обувь
На территории Армении носили обувь «трехи», сделанную из кожи животных. Она отличалась вытянутыми носками и шнуровкой до колен. Обязательно под «трехи» надевали носки. Женские назывались «гулпа», также входили в приданое. Ноговицы мужчины вязались или шились из натуральной ткани.
Девушки на выход держали туфельки на каблуке без задника. Городские мужчины щеголяли в сапогах с загнутыми носками.
Западные красавицы обладали мягкими сапожками из кожи («махсер»), сверху надевались туфли без задников («шмек»).
Стилизованные модели
Армянские национальные костюмы снова возвращаются в моду. Дизайнеры отшивают одежду по старинным образцам, используют мотивы народной вышивки. Коллекции представлены дизайнером Геворгом Шадояном, а вот Аревик Симонян органично сочетает костюмы с ювелирными изделиями. Стиль народа отображают армянские костюмы для танцев, сшитые из фабричных тканей по мотивам родного региона.
Сочетание расшитого нагрудника с приталенной рубашкой смотрится креативно, а пояс в национальных мотивах украсит строгий костюм.
Как сделать армянский костюм своими руками
Для швеи несложно сшить армянский костюм своими руками. Начинающему мастеру лучше обратиться к простым выкройкам, потренироваться на дешевом материале. Желательно начать с раскроя пояса, вышить национальными орнаментами. После нужно раскроить материал для нательной рубашки и широких штанов.
Сложнее наметить материал на «ерек», представляющий платье с длинными фалдами. При желании раскроить и сшить армянский костюм достаточно просто, важно лишь обладать вдохновением, чтобы вскоре предстать во всей красоте национальной одежды.
Армянские национальные костюмы – красочное напоминание о прошлом героичной страны, воспитавшей поколение гордых людей с твердым характером. Сохранение и приумножение самобытности среди разрухи войн за территорию отображено в деталях и орнаментах армянского одеяния.