Как называется игра рэп батл
| Инди-игра в стиле «Ритм-Баттл» | Игра которая заставит попотеть твоим пальцам | Обзор на игру «Friday Night Funkin»
К играм этого жанра я отношусь хорошо. Они вызывают интерес своими новыми идеями по геймплею, сюжету, и графике.
Могу порадовать вашего внутреннего еврея, игра полностью бесплатная! Её можно скачать на сайте «itch.io». Ещё вы можете поддержать разработчиков, и скинуть им денег в виде доната. Тут уже вам решать.
И так, это обзор на игру «Friday Night Funkin», с вами NikitaTea, наливайте себе чай, а я начинаю!
Сюжет
В этой игре вы не найдёте выдающегося сюжета, да и напоминают нам про это в описании игры ещё на сайте. Текста или кастцен в игре нету.
Геймплей
Friday Night Funkin является ритм-игрой. Во время музыкальной битвы, вы должны повторять нажатия стрелок как у врага, вовремя успевать в ритм с песней.
Иногда вы будете подпевать врагу, или синхронно нажимать с вашим противником стрелки. И тут заключается вся сложность… Вам открыты 5 недель (вместе с туториалом), где в каждом свой противник, и все эти недели можно пройти на лёгком, нормальном, и сложном уровне сложности.
Различаются уровни сложности в количестве стрелок, которые надо нажимать и иногда высокой скоростью. У каждого противника будет по три битвы (у одного противника две битвы), и все три битвы различаются сложностью и музыкой, о музыке есть что сказать, но не сейчас. Какие ритм игры вы знаете? Beat Saber? Crypt of the Necrodancer? А какие игры вы знаете, которые похожи на Friday Night Funkin? Серия Guitar Hero? Уже лучше! Похожих ритм игр вы сможете найти на просторах интернета с лёгкостью. Неужели игра обзора просто скопирована, и ничего интересного там нету. На самом деле есть. Рисовка и музыка.
Графика
Игра выполнена в мультяшном виде, с большими пропорциями. То есть картинка персонажа, картинка противника, и всё остальное больше чем надо. Хотелось бы отодвинуть камеру назад, чтобы глазам не было так некомфортно. Ну а в целом, рисовка мне понравилась! Простенько, но со вкусом.
Приятный момент! Есть у нас на выбор последний противник, который считается красавчиком в аниме. И весь бой (противник, главный герой, задний фон, стрелки на которые надо вовремя нажимать) нарисованы в стиле пиксель-арт. Очень красиво выглядит, и глазам не больно.
Музыка
Какая ритм-игра, и без музыки?! Спасибо человеку, отвечающему за неё в игре, он сделал свою работу на все 100%. Когда ты играешь очень даже классно слушать. Некоторые треки я вообще хотел бы сохранить у себя в плейлисте.
Игра как будто говорит: «Здесь сражаются музыкой, как в рэп баттле!». И это ясно видно. Когда мы нажимаем вовремя на стрелку, то наш герой издаёт звук под ритм, как будто он поёт. Прикольно ещё то, что если вовремя не нажать на стрелку, то наш главный герой скукожится 🙂
Я как-то упомянул про противника «Красавчик в аниме», и вся музыка которая будет с ним, сделана в пиксельном виде (как 8-битная музыка). Приятно услышать что-то в новом стиле.
Моё мнение
Сама Friday Night Funkin оказалось маленькой игрой, и пройти её можно за 3-4 часа (это если попробовать все уровни сложности). Так что обзор тоже получился маленьким, это лучше, чем вообще не делать обзор.
Какую оценку я могу поставить?
Моя оценка игры: 8/10
Игра получилось очень приятной. Она обрадует музыкальных людей, и хардкорщиков. Сразу видно, что музыку поставили на первый план, всё приятно слушать. Жду, когда можно купить (на крайний случай спиратить) саундтреки из игры. Визуально всё сделано тоже хорошо, но видны некоторые недочёты, например, линия у формы для стрелочек. Казалось бы, мелочь, но мозолит глаза. Мало контента, хотелось бы поиграть побольше. Надеюсь в игру будут добавлять ещё противников, и может быть даже новые режимы. Можно было бы добавить сетевой режим, чтобы твой друг и сам ты попытались как можно лучше сыграть саундтрек.
Если вы хотите попробовать что-то ритмичное, с хорошей музыкой и с хардкором, то это игра для вас! (Даже для тех, кто не хочет хардкора)
Концовка
Что ж, надеюсь вам понравилось узнать о новой игре, в таком не масштабном обзоре. Может быть я могу сделать рубрикой «Обзоры инди игр», или что-то в этом роде. Ну ладно, не буду тебя задерживать. На этом я откланиваюсь, и заканчиваю обзор. Встретимся в будущем!
Что такое батлы: виды, направления и разновидности батлов
Позже любители рэпа, увидев, что такое батлы, и оценив преимущества подобных соревнований, начали создавать целые группировки. Они собирались в клубах специально для того, чтобы принять участие в битве и завоевать звание лучшего чтеца. В ходе состязаний вырабатывались правила, которые необходимо было неукоснительно соблюдать.
Что означает слово «батл»?
Термин «батл» происходит от английского слова battle, что переводится как «битва, баталия». Считается, что создателями подобных соревнований стали американские рэперы, которые поочередно читали свои произведения в попытке завоевать право называться лучшим среди конкурентов.
Постепенно батлы вышли за рамки рэпа и стали использоваться повсеместно среди творческой молодежи. В ходе баталий вырабатывались определенные правила их проведения и своеобразные заповеди, которые требуют неукоснительного исполнения всеми участниками.
Что такое батл?
По сути, батл – это соревнования в каком-либо творческом направлении, проводимые с целью повысить свой рейтинг и продемонстрировать превосходство над соперниками. Чаще все они устраиваются перед публикой, в общественных местах, и представляют собой своего рода бескровное сражение, вызывающее небывалый азарт у зрителей.
В зависимости от жанра искусства участники батла доказывают, кто из них лучше танцует, читает рэп, поет, рисует граффити, выполняет какие-либо другие действия.
Развитие и направления
С учетом того, что направление только развивается, оно показывает отличные темпы роста и становится популярнее с каждым разом. Более того, батлы проделали большой путь, прежде чем приобрести такой формат:
Это превосходно помогало выплеснуть энергию, а также решить споры. Зрители – чаще всего жители дворов или же соперники. Основная возрастная категория – подростки до 17-19 лет;
Что называют батлом в музыке?
Как и в момент своего зарождения, музыкальный батл используется преимущественно среди рэперов. Исходя из целей проведения, соревнования могут быть нейтральными, то есть устраиваться для разогрева публики, или заказными, происходящими по просьбе зрителей. Наиболее интересным и зрелищным считается турнирный батл, в котором принимает участие большое количество музыкантов. Проигравшие уходят со сцены, а само состязание проводится до тех пор, пока из участников не останется только один – победитель.
Грубость и оскорбления в таких состязаниях не приветствуются – недовольная публика, выступающая жюри, может освистать нарушителя. Наиболее увлекательными считаются батлы, которые основываются на импровизации, то есть когда участники должны читать непродуманный заранее текст.
Основные правила батл-рэпа
На сегодняшний день уже существует несколько видов боев:
Тем, кто решит принять участие в битве, необходимо для начала узнать, что такое батл-рэп, а также выучить несколько основных правил, несоблюдение которых может повлечь за собой удаление с площадки и лишить возможности выступать в будущем. Каждый исполнитель должен быть харизматичным, читать оригинальный, интересный публике текст, поддевать противника, но не переходить за рамки дозволенного.
Откровенные оскорбления и грубость не приветствуется публикой, которая выступает в качестве жюри и может освистать некорректного исполнителя. Особенно интересно проходят фристайлы, где читается не продуманный заранее текст. Данный стиль основан исключительно на импровизации. В качестве ответа на вызов соперника нужно сочинить продолжение его текста.
Направления батлов
Как уже было сказано раньше, основные направления батлов – это рэп, танец и батлы в интернете. Причем если раньше самыми популярными были батлы в танцах, сейчас их заметно притеснители реперы – вышло это не только благодаря росту популярности жанра, но и из-за того, что такое направление очень сильно раскручено в интернете.
Если говорить о каждом жанре по отдельности, то получается следующая картина:
Существуют три направления музыкальных батлов – нейтральные, заказные и турнирные батлы. Первый устраивается для того, что порадовать зрителей. Соперников во втором типе выбирают сами зрители.
Третий же является самым интересным среди всех типов. Заключается он в том, что проходят соревнования между командами. Длиться это до тех пор, пока не останется одна команда – чемпион турнира
Что такое батл в танцах?
Батлы – излюбленное занятие поклонников хип-хопа и брейк-данса. В таких баталиях обычно принимают участие люди, желающие показать свое умение двигаться. На танцполе могут встречаться как одиночки, так и целые танцевальные коллективы.
Командные состязания считаются более сложными, но и более интересными для зрителя. Как правило, перед батлами проводится длительная подготовка, во время которой участники вырабатывают навыки синхронного движения.
В одиночных баталиях танцоры стремятся показать свою ритмичность, удивить связкой движений и новыми танцевальными приемами. В зависимости от формы батла состязание длится от 30 секунд и более, при этом соперники не имеют права касаться друг друга или нарушать очередность (если битва проводится поэтапно).
Иногда в подобных соревнованиях допускается иронизирование над конкурентом, то есть его передразнивание, хотя в целом одна из заповедей танцевального батла – не повторять движений соперника.
Что такое батл в Интернете?
С появлением Всемирной Сети батлы стали устраивать среди интернет-пользователей. В отличие от традиционных состязаний, в режиме онлайн соперники сражаются друг с другом на расстоянии.
Находясь в разных уголках мира, они демонстрируют свои работы, а победителем становится тот, за кого проголосовало наибольшее количество людей. На суд зрителей могут выставляться фотографии или видео-ролики, причем чаще всего они выполняются по заранее обозначенной теме.
Новая оригинальная трактовка – батл «ВКонтакте»
«Версус Батл»: нашумевшее явление в интернет-индустрии
Versus Battle – это интернет-шоу, которое снимается в Санкт-Петербурге. Идея его создания не нова, так как за рубежом подобные проекты выпускаются систематически. Изначально такие новинки не привлекали внимание молодежи. Только после начала еженедельных выпусков, стартовавших в 2013 году, многие заинтересовались вопросом, что такое «Версус Батл». Примечательно, что участникам битвы среди хип-хоп- и рэп-исполнителей позволяется использовать ненормативную лексику, допускаются даже выходки против публики, судей.
Возможно, подобное поведение поощряется для того, чтобы сделать шоу нетривиальным, привлечь все большее количество зрителей. На сегодняшний день исполнителей, желающих принять участие в битве, так много, что для малоизвестных и неопытных рэперов запущен еще один проект «Версус: свежая кровь». Теперь вы знаете, что такое батлы, какими они бывают.
От бадибэга до байта: гид по рэп-сленгу, после которого можно сразу залетать на баттл
Я приготовил бадибэги всем ноунеймам, кто нас диссит. Playboy флексит вместе с групис, Playboy флексит даже в кризис.
Здесь и далее фото unsplash.com
Буквально несколько лет назад российское общество сотрясла новость о противостоянии двух матерых рэперов — Оксимирона и Гнойного. Они встретились в рамках проекта Versus Battle, облили друг друга грязью в стихотворной форме и на несколько недель стали главной культурной сенсацией современности.
Двух артистов обсуждали буквально все — от главных телеведущих федеральных каналов и солидных политиков в галстуках до простых обывателей (не шарящих за рэп) и их любопытных бабушек. Надо признать, что далеко не все поняли, почему вокруг какого-то интернет-события поднялось столько хайпа, и почему эти ноунеймы так много сквернословили, называя свои строчки рил током.
Но процесс уже было не остановить. Культура баттлов, да и рэпа в целом еще плотнее вошла в повседневность непритязательного российского слушателя, дав ему новые смыслы и потребность быть в теме.
Несмотря на то, что сейчас в России рэперские батлы почти полностью утратили свою актуальность, вернувшись в дремучий андерграунд, интерес к самому рэпу по-прежнему остается большим. Вместе с этим растет потребность понимать, о чем вообще читают все эти эмси, выдавая в каждой строчке по новому неизвестному слову.
Будучи рэпером со стажем (рил ток), я постараюсь ввести тебя в курс дела и познакомить с основными понятиями, которыми оперируют современные артисты. После того, как все запомнишь, можешь смело залетать на баттл (если их еще где-то проводят).
Рэп-баттл: история, развитие, лучшие баттлы
Рэп-баттл – словесное сражение двух или более MC.
В сердцевине баттла лежит противостояние, конфликт: соперники с помощью панчлайнов – строчек, которые созданы для того, чтобы как можно сильнее унизить противника – пытаются зацепить за живое соперника, вывести из себя или просто втоптать в пол.
Некоторые использует прямые и плоские шутки про внешность оппонента, его болезни или близких; некоторые же использует сложные и замысловатые словесные конструкции.
Наиболее сильными баттлами считаются те, в которых явно прослеживается конфликт интересов или же когда у оппонентов есть обоснованные реальные претензии друг к другу.
Существует 4 вида рэп-баттлов:
Словесные противостояния могут проводиться в разных форматах. Среди основных выделяют:
История и развитие рэп-баттлов
Истоки рэп-баттлов прослеживаются до боксера Мухаммеда Али в 1960-х с его ритмичным трэш-током, который он произносил до и после боев. К слову, его альбом “I Am the Greatest” является прототипом первого рэп-альбома.
Принято считать, что рэп-баттлы появились на Восточном побережье США в конце 1980-х. Один из самых ранних баттлов произошёл в декабре 1982 в Нью-Йорке между Kool Moe Dee и Busy Bee Starski.
В 1980 был основан фестиваль New Music Seminar на котором батлили многие известные рэперы, включая Busy Bee, Melle Mel, MF Grimm, Koll G Rap. Наибольший расцвет рэп-баттл получил в 1980-1990-хх, когда несколько баттлов вошли в историю. Про них мы расскажем ниже.
В период с конца 90-х и до конца 2000-х особую популярность набрали фристайл-баттлы. Крупнейшими площадками этого вида баттлов стали 2 фестиваля – Scribble Jam и Rocksteady.
В начале 2000-х фристайл перекочевал на телевидение и появился в телешоу на американских каналах. Также в этот период появляется Freestyle Friday – новаторское состязание фристайлеров. Баттл состоял из 2 раундов по 30 секунд (изначально из одного раунда). Участникам запрещалось использовать ненормативную лексику и сексуальный подтекст. В конце состязания определялся победитель большинством голосов, который проходил дальше в турнирной таблице. Рэпер мог пройти 7 раундов и попасть в Зал Славы.
К слову, наиболее ярко и точно эру фристайла в баттл-рэпе описывает фильм “8 миля” с легендарным рэпером Eminem в главной роли.
Fight Klub – одна из самых ранних баттл-лиг, которую показывали на телевидении. Её показывали на канале MTV2 в 2006 году. Многие участники лиги (Arsonal, Jin и Hollow da don) стали легендами в баттл рэпе.
Также в 2006 в Лондоне состоялся первый в мире мировой турнир с участием английских и американских рэперов.
Постепенно баттлы стали популярным направлением рэпа и распространились на весь мир.
На Кубе, например, большую популярность имеет фристайлинг, который имеет политический подтекст и описание социального различия и проблем кубинцев.
Филиппины славятся своей баттл-лигой FlipTop. Лига имеет наибольшее количество просмотров в YouTube в данном сегменте, а по количеству лайков канал второй после российского VersusBattle.
В настоящее время наиболее известными и влиятельными турнирами по рэп-баттлу являются King of the Dot (Канада), Don’t Flop (Великобритания), Ultimate Rap League (США), GrindTimeNow (США), FlipTop (Филиппины), Versus Battle (Россия).
Самые лучшие рэп-баттлы
Рэп процветает на баттлах. С незапамятных времен люди всегда вымеряли свою ценность против других людей. Рэп ничем не отличается. Биф (противостояние) так же, как и сольное творчество, является частью рэп-игры.
В данном ТОПе перечислены десять лучших зарубежных и десять лучших отечественных, по-нашему мнению, рэп-баттлов.
Зарубежные рэп-батлы
Kool Moe Dee VS Busy Bee
Один из первых рэп-баттлов состоялся в 1982 между Kool Moe Dee и Busy Bee. Член группы Treacherous 3 Kool Moe Dee решил сразиться с Busy Bee. Впоследствии он выиграл из-за того, что в его рукаве было парочку действительно сильных и грубых рифм.
Illmaculate VS Swann
Eyedea VS P.E.A.C.E
The Saurus & Illmaculate VS QuestMcCody and Marv Von (2 баттл)
Яркий пример британской школы рэп-сражений JumpOff.TV, которая вышла на международный уровень на двух турнирах World Rap Championship.
Iron Solomon VS Math Hoffa
Одна из самых спорных и влиятельных битв, которая тем не менее навсегда вошла в историю
Juice VS Supernatural
Легендарная битва двух известных фристайл рэперов.
Отечественные рэп-баттлы
Хайд VS Чейни
В основе баттла лежит реальный конфликт между организатором баттл-лиги Slovo и рэпером из петербуржской филии данной лиги. Сражений между участниками можно назвать классическим, ведь в нём присутствовало всё: искренняя ненависть, желание “выйти поговорить” и полное непризнание друг друга.
Sector VS Пиэм
Один из самых ярких примеров сражений, где оппоненты не испытывают ненависть и презрения, а наоборот уважают друг друга.
Эрнесто Заткнитесь VS Alphavite (2 баттл)
Данное сражение – столкновение двух абсолютно разных стилей баттла. Участники баттла были настолько хороши, что до самой последней минуты не было понятно, кто станет победителем.
PLC VS 13/47
Ещё один пример реальной вражды двух рэперов. 13/47 (Руслан Султаев) восстал против бывшего начальника, основателя SLOVO –PLC. Почти час зритель наблюдал тонны негатива и взаимных обвинений. К слову, споры о том, кто победил, не затихают до сих пор.
Корифей VS Abbalbisk
Яркий пример того, как легкость, зрелищность и напускная агрессия не всегда может перевешивать грязную игру и аморальщину
МЦ Похоронил VS Teeraps (финал Versus Fresh Blood 3)
Баттл который показывает как смесь юности, искренности, самоиронии и холодной мести, торжествует над однообразной тактикой и напускной серьезностью.
VS94SKI VS Seimur
Классический пример того, как андердог, пробиваясь медленно и уверенно к успеху, может с легкостью победить опытного баттловика
Эрнесто Заткнитесь VS Гнойный
Один из немногих баттлов, который закончился в ничью. В данном сражение два компонента – агрессия и актерское мастерство, которые не могут не завораживать.
Oxxxymiron VS Слава КПСС (Гнойный)
Одно из главных событий 2017 года. И первое и пока единственное поражение Окси (проиграл со счётом 5:0). Баттл переполнен панчами, обвинениями и подколками, которые хочется переслушивать снова и снова
Oxxxymiron VS Dizaster
Первый баттл в котором представитель русского рэп-баттла сразился с американским коллегой. Баттл показал как Окси очень хорошо разбирается в зарубежных мемах, а Dizaster неплохо владеет русским. Баттл вышел ярким и запоминающимся, особенно тем, что Oxxxymiron буквально раскатал оппонента по полу.
Стюарты, Гумилев и много мата: что такое рэп-баттл и почему мы это смотрим?
19 февраля на YouTube вышел баттл «Гуф против Птахи». Бывшие друзья и некогда 66% хип-хоп-группы Centr поставили своеобразный рекорд — это, пожалуй, худший баттл в истории лиги Versus. Тем не менее первый миллион просмотров собрался за 7 часов, за сутки — 3 миллиона. Столько же, в рублях, заработали оба участника за выступление (сами они утверждают, что даже больше — за счет рекламных контрактов).
Несмотря на весьма посредственное полоскание грязного белья, больше похожее на скандал в эфире «Пусть говорят», веха важная. Объясняем, почему.
Тезис о том, что русский рэп — главное музыкальное явление в стране, нынче как будто бы не требует доказательств. В статистике поисковых запросов «Яндекса» за 2017 год рэп-баттлы на 7-м месте — после криптовалюты, спиннеров и айфона Х. В топ-10 категории мемов из рэпа три явления: эщкере, «изи-изи, рилток, синк эбаут ит» и хайп. В паблике «Рифмы и панчи» больше 2 млн подписчиков. Каждая
новая схватка рэперов вызывает массу внимания, после «исторических» баттлов с участием Оксимирона представить себе что-то, что вызовет не меньший ажиотаж, было действительно сложно. Так откуда такой интерес публики и рекламодателей?
В рэпе неважно твое происхождение, напротив — поощряется история того, как ты поднялся со дна и «сделал себя сам». Благодаря виральному распространению «годного» контента рэп — как золотые прииски: занятие романтичное, благородное (тяжелый труд), в котором, если все сложится и тебе повезет, то ты можешь обеспечить себе достойную жизнь. Рэп крайне удобен для коммерческой работы с брендами. Поскольку культура по умолчанию подразумевает хвастовство и мерение материальными благами, то продакт-плейсмент максимально органичен. Баттлы генерят рекламу — туда ушли казино, которые
закрыли по всей стране почти пять лет назад, но они живы онлайн. И это огромные рекламные контракты.
Флайтинг (от староанглийского и древнескандинавского flyting — «перебранка», «провокация») — состязания по поэтическому унижению соперника с помощью оскорблений, сарказма, прочего красноречия и шуток ниже пояса — активно практиковался в Англии и Шотландии с V века. Такие вербальные поединки иногда даже устраивали при дворе в качестве увеселения. В частности, два Стюарта, короли Шотландии Яков IV и V, были
известными ценителями жанра. Так, в одном из «баттлов» в начале XVI века между двумя почтенными мужами Уолтер Кеннеди, правнук короля Роберта III, назвал соперника Уильяма Данбара, одного из крупнейших шотландских поэтов, «a shit without a wit» — это первое письменно зафиксированное употребление слова в качестве личного оскорбления. Так эпоха Возрождения ознаменовала новую эру сортирного юмора.
История баттл-рэпа: Америка 80-х, «Сникерс» и Путин
Первые рэп-баттлы начались в Америке в 80-х (согласно одной из теорий, шотландские рабовладельцы таки имели к этому историческое отношение). В 90-х стали популярны фристайл-баттлы — где выступали без подготовки, сочиняя рифмы на ходу. В 2000-х такие соревнования активно пробрались на телевидение — их показывали и MTV, и HBO.
Начало жирных нефтяных двухтысячных позволило брендам в России вплотную заняться молодежной аудиторией: триумвират «пепси — пейджер — MTV» помог другим компаниям обратить внимание на «уличную культуру». Тогда под этим понимались преимущественно граффити, брейк-данс и экстремальный спорт — велосипеды BMX, скейтборд и ролики. «Сникерс» придумал целый фестиваль «Сникерс Урбания», где стимулировал эту культуру и, соответственно, потребление.
Несмотря на то что все эти составляющие — атрибуты культуры хип-хопа, музыка была не главным аспектом, поскольку достойного рэпа / хип-хопа на русском в то время было сравнительно немного, так что фестиваль фокусировался на альтернативности: с соревнованиями по битбоксингу и эмсиингу соседствовали выступления рок- и панк-рок-артистов. На виду широкой общественности был Децл с деньгами папы, были Шеff / Bad Balance / Лигалайз, был «Мальчишник», Мистер Малой и Богдан Титомир (последние воспринимаются, в общем-то, шуткой). Остальное оставалось весьма андеграундной, маргинальной историей. Бал в стране правили рок, шансон и попса. Но в разных уголках страны рэп подпольно качал мышцу: в Ростове появились «Каста» и Баста, в Екатеринбурге — «АК-47», в Москве обозначился тот самый Centr: их «Город дорог» с припевом от Басты звучал из каждого утюга («Спасибо „Центру“ за это!»).
Фильм «8 миля» с Эминемом, вышедший в 2002-м, впервые в популярной массовой культуре показал мир баттл-рэпа, вдохновив молодежь по всему миру. Lose Yourself получила «Оскар» как лучшая песня к фильму — это первая рэп-композиция, удостоившаяся «Оскара» (а заодно и двух «Грэмми»). Но если в Америке баттлы жили на улицах, то в России баттл-рэп начал свою несмелую поступь онлайн. Первые русские баттлы проходили на форуме hip-hop.ru — участники записывали читку на заданную тему под вольный бит; не прошедшие в следующий тур по судейским критериям отсеивались, в следующем этапе тема менялась. Там же, кстати, засветился и будущий титан жанра — Оксимирон. Также существовали текстовые баттлы — в назначенное время на форуме озвучивалась тема, через 15–20 минут нужно было выложить свой текст в ветке форума. К 2008-му даже на «Муз-ТВ» показывали «Битву за респект». Появление тогдашнего премьер-министра Владимира Путина на проекте, где он наградил победителя третьего сезона Рому Жигана, легализовало рэп в глазах широкой аудитории. В том же году были созданы основные лиги баттлов — канадская KOTD (King of the Dot) и британская Don’t Flop. В следующем появилась американская URL (Ultimate Rap League). Сейчас в топ-5 мировых лиг, помимо этих трех, входят также женская лига Queen of the Ring и российский Versus.
В наиболее популярном сейчас формате баттла два участника в трех раундах по очереди высказываются без музыки, судьи выносят вердикт. Нельзя перебивать и физически дотрагиваться до соперника. На подготовку есть время (иногда это несколько месяцев), текст пишется и заучивается, а потом исполняется на глазах публики. Приветствуются «флипы» — это когда во время выступления противника ты быстро придумываешь ответ на его аргументы и в своем раунде этой импровизацией «зарабатываешь очки». Важно не только техническое мастерство — ритмичность и рифмы в повествовании, но и харизма с артистизмом.
Помимо фристайл-баттлов (один из мастеров фристайла в России — Noize MC), существуют также BPM-битвы — когда выступление готовится
известный бит. Кроме того, существуют «комплиментарные» поединки: задача — нахваливать соперника, делая комплименты, но используя сарказм, абсурд и подачу таким образом, чтобы его тем не менее словесно уничтожить. Этот трюк известен в дипломатических дебатах, например в ООН: когда исчерпано разрешенное регламентом количество выступлений «за» то или иное вносимое предложение, делегат может выступить «против», но приводя аргументы от обратного так, что присутствующим будет понятно, что это выступление «за».
Oxxxymiron: два в одном
Разница между рэпом и баттл-рэпом — примерно такая же, как между спортивной гимнастикой и боксом. Обе дисциплины требуют таланта, упорства и серьезных тренировок, но в боксе, как и в баттл-рэпе, главная задача — искусно и целенаправленно бить соперника, максимально больно, особенно в лицо. Преуспевать в одном совершенно не значит быть успешным и во втором — мало кому это удается. В этом и есть величие Оксимирона — ныне активно концертирующего артиста со стадионными турами и прославленного баттл-эмси, сыгравшего ключевую роль в популяризации баттл-рэпа и рэпа вообще. Мирон Федоров из Петербурга, сын физика-теоретика и библиотекарши, поживший с семьей и в немецком Эссене, и в английском Слау (графство Беркшир), обладатель диплома Оксфордского университета по средневековой английской литературе, в доинтернетную эпоху был уверен, что изобрел русский рэп. Пусть позже он и узнал, что не был первопроходцем, но быстрый ум, недюжинные амбиции и готовность упорно трудиться и скрупулезно оттачивать свое мастерство, несмотря на непростую жизнь в эмиграции и биполярное расстройство, вкупе с предприимчивостью и деловой хваткой позволили ему построить империю, о которой он мечтал. Сейчас он исполнительный директор агентства Booking Machine, которое занимается концертами и русских, и зарубежных исполнителей, обладает солидными рекламными контрактами с Reebok и MТС, на СТС с успехом прошел сериал «Лондонград», вдохновленный жизнью Мирона в Англии, да и сам он вскоре дебютирует в большом кино.
Несмотря на то что вначале было Slovo (российская площадка офлайн-баттлов была основана в Краснодаре, но быстро обзавелась филиалами по всей стране), мировую славу русскому баттл-рэпу принесла лига Versus — с 2015 года это самый популярный баттл-канал в глобальном YouTube. Стратегическая разница вот в чем: Slovo фокусировался на молодых именах и на высокохудожественной и техничной «деконструкции образа оппонента», а «Версус» сразу же начал привлекать известных артистов, делать ставку на артистизм, юмор и прямые оскорбления.
В апреле 2015-го битва Oxxxymiron vs Johnyboy набрала первый миллион просмотров за сутки, это и стало переломным моментом: внимание на русских рэперов обратили организаторы лиги KOTD и один из главных мировых баттл-эмси Dizaster. На данный момент у этого баттла 42 миллиона просмотров. Баттл обсуждали все, и школьники во «ВКонтакте», и интеллектуалы: к тому моменту прогрессивная общественность уже давно приняла Оксимирона в качестве нового героя.
Столь эрудированного, беспардонно талантливого, техничного поэта, который за годы карьеры вырастил в себе отменного шоумена, управляющего толпой, выдерживающего драматические паузы, правильно работающего с камерами и выверенным движением срывающего пластырь со свеженабитой татуировки с цифрами «1703» (это название бара, где проходят «версусы», и, разумеется, год основания родного Петербурга), современная российская поп-культура ждала очень давно.
В следующий раз мир баттл-рэпа изменился летом прошлого года: в рамках поединка между лигами Versus и SlovoSPB столкнулись заносчивый герой и непобедимый император Оксимирон и талантливый и продуктивный, но неприятный трикстер-нигилист с говорящим ником Гнойный (Вячеслав Мошнов, также известный под псевдонимами Слава КПСС, Дуня Мармеладова, Бутер Бродский и др.). Мирон был низвержен с горы всухую — пять судей присудили победу Гнойному. Мирон Федоров как будто настолько был уверен в своей непобедимости, что не снизошел до ударов-панчей, а просто танцевал на ринге, углубляясь в абстрактные размышления — пересказывал содержание книги Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами» и цитировал «Слово» Гумилева, за все выступление ни разу не прибегнув к нецензурной лексике. Гнойный, будучи сильным баттл-рэпером, играл по правилам — «панчил» и дурачился без остановки, его выступление сразу же разобрали на цитаты. За первые сутки баттл набрал 10 миллионов просмотров, 32 миллиона за полгода на момент написания текста. О баттле писали даже Time и The Huffington Post. Не исключено, что проигрыш Оксимирона был умным расчетом: поскольку высокомерные герои часто начинают вызывать отторжение, то шокирующий проигрыш вдруг придал ему человечности — спустя три месяца Мирону предстояло взобраться на настоящий Олимп, в результате случился солдаут — 22 тысячи билетов в «Олимпийский» проданы.
Главная высота была взята в декабре прошлого года: впервые русский рэпер участвовал в баттле на английском языке. Известный своей неконтролируемой агрессией Dizaster, американец ливанского происхождения, с почти сотней баттловых побед в анамнезе и лишь тремя записанными рэп-композициями, вызвал Оксимирона на баттл еще в 2015-м, был готов приехать в Россию, но поскольку большинство русских недостаточно владеют английским, было решено провести встречу в Лос-Анджелесе. Скепсиса было много. Претензии были и к якобы акценту Мирона, он сам никогда не писал текстов на английском, никто не знал, чего ожидать. Настроение было спорным — с одной стороны, не хотелось излишне очаровываться, потому что шансов на победу, казалось, ничтожно мало, с другой — очень хотелось верить, что это может быть достойно: русский парень на чужом языке, на чужой земле, которая этот жанр родила.
Такого не ожидал никто: Мирон выступал на английском как на русском — с той же глубиной подтекстов, культурных референсов, порой переходя на немецкий и арабский, рассуждал о расизме, терроризме и проповедовал дружбу народов. Официально этот баттл не судился, но даже Дизастер признал победу Оксимирона. Об этом писали и мировые СМИ, и российские федеральные, а Дизастер даже снялся в рекламе «Клинского».
Несмотря на очевидную агрессивность, рэп — искусство сотрудничества, изначально появившееся от того, что диджеи стали использовать семплы (фрагменты чужих музыкальных произведений), а эмси — выкрикивать сверху свой текст. Сотрудничество — про связь с племенем, возможность быть частью чего-то, комьюнити. То, что для широкой публики выглядело как overnight sensation, — на самом деле многолетний путь. И хорошего в этом гораздо больше, чем видно неискушенному взгляду.