Как называется испанский танец имитирующий корриду
Пасодобль в Испании
Что сразу приходит в голову, когда слышишь словосочетание «испанский танец»? Конечно же, в первую очередь мы думаем о фламенко. Однако в современной программе бальных танцев есть еще один «чистокровный испанец» – пасодобль, танец, вобравший в себя испанскую страсть, ставший одним из культурных феноменов этой страны. Наряду с фламенко ритмы пасодобля определяются слушателями во всем мире как традиционная испанская музыка.
Что такое пасодобль?
«Пасодобль» можно перевести с испанского как «два шага» или «двойной шаг». Название «пасодобль» относится к нескольким явлениям испанской культуры. Прежде всего это маршевое движение, используемое на военных парадах. Оно предполагает ускоренный шаг пехоты, движение со скоростью 120 шагов в минуту. «Военное» происхождение пасодобля породило также версию о том, что этимология слова восходит к французскому «pas rebouble», т. е. «скорый марш».
Пасодоблем называется и маршевая музыка с бинарным ритмом, под которую осуществлялось движение пехоты. На театральных представлениях и праздниках под подобную музыку стал исполняться парный танец, получивший также название пасодобль.
Символика танца. Пасодобль и коррида
Маршевая музыка в стиле пасодобль использовалась в качестве аккомпанемента к одному из самых кровавых и самых известных испанских развлечений – корриды. Многие исследователи считают, что именно коррида и ее интерпретации в культуре породили пасодобль как музыкальный жанр и испанский танец. Сам танец пасодобль воспринимается в виде своеобразной инсценировки корриды, где партнер исполняет роль тореадора, а партнерша олицетворяет быка.
История возникновения и развития пасодобля
Возникновение пасодобля как танца часто связывают с развитием тонтадильи, жанра испанской музыкальной комедии, получившего популярность в Испании в XVIII веке. Один из сторонников данной версии – испанский музыковед Хосе Субира. Он указывает на сохранившиеся рукописи сценариев представлений, в которых описываются бои быков, что еще раз подтверждает тесную связь пасодобля и корриды, специфических испанских культурных явлений.
По другой версии пасодобль имеет более древние корни и восходит к примитивным танцам, исполняемым на городских праздниках в XVI–XVIII веках. Также нельзя сбрасывать со счетов и влияние военной музыки.
Правильнее всего будет сказать, что пасодобль формировался на базе взаимного влияния разных пластов испанской культуры – народного, военного и театрального. Музыка пасодобля, возникнув как аккомпанемент для солдатского марша, зазвучала на арене корриды и стала неотъемлемой частью музыкального театра, узнаваемой в классических мелодиях опер и оперетт в Испании и за пределами Пиренейского полуострова.
Там, где необходимо было показать «испанский колорит», композиторы использовали пасодобль. Яркий пример тому – опера «Кармен» французского композитора Жоржа Бизе. Среди произведений испанской классической музыки, где звучит пасодобль, стоит в первую очередь назвать оперу Мануэля Пенеллы «Дикая кошка». Пасодоблем вдохновился и известный испанский композитор Хоакин Турина, написав свою «Молитву тореадора», которая не является пасодоблем, но мотивы этой страстной музыки и тема корриды явно прослеживаются в произведении.
Танец пасодобль в виде, близком к современному, сформировался на рубеже XIX-XX веков. Родившись в глубинах испанской традиционной культуры, он был впервые исполнен во Франции в 1920-х годах. Сегодня пасодобль входит в программу латиноамериканских бальных танцев, куда он был включен после Второй мировой войны.
Тот факт, что пасодобль входит в латиноамериканскую танцевальную программу, вовсе не удивителен, хотя его родина – Испания. Культура Латинской Америки испытала огромное влияние Испании, и многие современные латиноамериканские танцы имеют корни в континентальной, иберийской культуре.
Возникнув в Испании, пасодобль был принят «как родной» на южноамериканском континенте и получил большую популярность. Именно благодаря развитию пасодобля как спортивного бального танца в Латинской Америке, началась вторая волна его европейской популярности.
Особенности танца пасодобль
Пасодобль – очень простой танец. Он исполняется на два счета, что очевидно из «испанской» версии его названия. Однако рисунок движений не такой уж легкий, каким кажется на первый взгляд. Пасодобль – драматичный, сюжетный танец. Техника в пасодобле имеет второстепенное значение, главное – артистизм, чем пасодобль и отличается от своих латиноамериканских «собратьев».
Партнеры начинают танец, стоя друг напротив друга, корпус слегка наклонен влево. Очень важным для исполнения пасодобля является правильное положение корпуса танцора: грудь приподнята, плечи, наоборот, опущены, такая позиция придает ему мужественности, делает похожим на непобедимого тореадора. Голова при этом должна быть жестко зафиксирована.
Испанский пасодобль: известные мелодии
В музыкальном стиле пасодобль написано множество музыкальных произведений, некоторые из них уже стали визитной карточкой испанской музыки. Пожалуй, самой известной мелодией является композиция «короля пасодобля» Паскуаля Маркины Нарро «España Cañí», написанная в 1925 году и посвященная его другу – цыганскому барону. Отсюда и первоначальное название песни – «Покровитель цыган».
Пасодобль «España Cañí» впервые прозвучал в исполнении Мадридского оркестра инженерных войск. Мелодия быстро завоевала популярность по всей стране, звучала на многих представлениях корриды.
Еще один популярный испанский пасодобль – «Вздохи Испании». Его сочинил композитор Антонио Альварес Алонсо в 1902 году в Картахене. В 1938 году племянник композитора написал к этой музыке слова. Песня прозвучала в одноименном фильме в исполнении Эстрельиты Кастро.
Произведение «Благодарность богу», написанное в 1880 году и прославившее своего автора Рамона Ройг-и-Торне, также было написано в Картахене и считается одной из самых старых мелодий в стиле пасодобль.
Эти три мелодии можно назвать символами испанского пасодобля. Палитра этого жанра в Испании очень широка. Испанская музыка включает множество популярных и интересных мелодий пасодобля, которые на слуху у меломанов и танцоров всего мира.
Центр услуг в Испании
Латиноамериканские бальные танцы. Пасодобль
Пасодо́бль (исп. Paso doble — «двойной шаг») — испанский танец, имитирующий корриду.
Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Партнер изображает тореро, а партнерша — его мулету или капоте (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда — второго тореро, и совсем редко — быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер музыки соответствует процессии перед корридой (el paseíllo), которая обычно проходит под аккомпанемент пасодобля.
Основное отличие пасодобля от других танцев — это позиция корпуса с высоко поднятой грудью, широкие и опущенные плечи, жёстко фиксированная голова, в некоторых движениях наклонённая вперед и вниз.
Музыка состоит из 3 основных частей («акцентов/тем»). Первая тема делится на вступление и основную часть. Чаще всего третья тема является повторением первой. На соревнованиях по спортивным бальным танцам чаще всего исполняются две первые темы.
1. Испанский общественный танец XIX века в маршевом характере. Музыкальный размер – 2/4, ¾, 6/8. Темп умеренно быстрый. Изображает ключевые моменты испанской корриды: торжественный выход тореро, приёмы работы с плащом, поединок с быком, победу в схватке, ликование. Исполняется в паре, с активными передвижениями по площадке.
2. Общественный бальный танец 1920-30-х годов, основанный на народном образце. Музыкальный размер – 2/4, ¾, 6/8. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре, энергично и чётко, с передвижениями по залу.
3. Спортивный бальный танец, входящий в Латиноамериканскую Подгруппу танцев Международной спортивной программы. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый, 60 тактов (120 ударов) в минуту. Исполняется в паре, следуя драматическому характеру музыки, с активными передвижениями по площадке.
4. Обязательный танец в спортивных танцах на льду под музыку Пасодобля. Музыкальный размер – 2/4 или 6/8. Темп 56 тактов (112 ударов) в минуту. Начинается в Позиции Танго. Исполняется в Закрытой Позиции и Открытой Позиции на всём пространстве катка.
Этот танец более всех других оправдывает зрелищный характер танцевального спорта. Выразительные взмахи рук, характерные «испанские» позы, вызывающий маршевый ритм музыки – всё работает на драматический дуэтный образ, в котором отвага человека противостоит невообразимой звериной мощи. Противостояние смертельной опасности и её преодоление– в этом заключается глубинный смысл испанского танца Пасодобль.
Считается, что Пасодобль возник в Испании из старинного уличного шествия участников корриды. Эта своеобразная народная Пассакалья [исп. Pascalle, от pasar – проходить и calle – улица] под стук барабанов с молчаливыми остановками на перекрёстках усиливала, и без того гнетущую, напряжённость перед кровавым зрелищем. В XIX веке уличную проходку сопровождала музыка воинственных маршей и шествие местами превращалась в нечто, похожее на парад тореадоров.
К началу XX века парадная проходка тореадоров трансформировалась в Пасодобль – парный общественный танец, в котором демонстрировались повадки разъярённого быка и приёмы его укрощения при помощи красного плаща и острой шпаги. Пасодобль по-испански означает «двойной шаг» [исп. Pasodoble, от paso – шаг, и doble – двойной, сдвоенный]. Может быть, это название выражает двойственную природу самого танца, в котором исполнитель порою одним движением изображает и быка, и тореро?
В 1920-е годы танец Пасодобль появился в парижских публичных танцевальных залах, а в 1930-х стал популярен в высшем обществе. Из Франции он распространился по Европе, взяв в употребление французские наименования танцевальных фигур. Некоторое время он пользовался популярностью в Соединённых Штатах. Там его назвали «Испанский Тустеп» [англ. Spanish Two Step] и перевели названия большинства фигур на английский язык.
С тех пор в этом танце принято пользоваться французскими названиями движений наряду с английскими. Так продолжается и после того, как в конце 1940-х англичане ввели его в Международную программу танцевальных соревнований. Надо отметить, что по танцевальному взаимодействию в паре Пасодобль сильно отличается от прочих европейских танцев. Кроме того, Пасодобль имеет распространение в Мексике, где публика также любит развлекаться боями быков. Видимо, поэтому этот чисто испанский танец был помещен в Латиноамериканскую подгруппу спортивных танцев.
Позиции и характер движений Пасодобля сильно отличается и от латиноамериканских танцев. В нём отсутствуют выраженные движения бёдрами, пружинистые и скачущие шаги. Отличается даже осанка танцора: верх корпуса высоко поднят, плечи широко расставлены и опущены вниз, голова жестко фиксирована. В некоторых движениях голова наклонена вперед, а затылок тянется вверх, как будто танцующий старается заглянуть в пространство позади себя. Вес тела держится впереди, хотя многие шаги выполняются на каблук.
Кроме этого, в отличие от латиноамериканских танцев, в которых на первом плане красуется партнёрша, Пасодобль считается мужским танцем. Внимание зрителей должно быть обращено исключительно на тореадора. Партнер изображает мужественный и героический характер. Его партнерша, почти как в европейских стандартных танцах, следует его шагам и сигналам. А в некоторых случаях она какбы превращается в плащ тореадора.
В музыке танца присутствуют характерные акценты и усиления, которые танцоры стараются артистически обыграть. Многие танцевальные фигуры Пасодобля позволяют это, так как представляют собой стилизацию боевых приёмов тореро: Атака [англ. Attack], Бандерильяс [англ. Banderillas], Разделение [исп. Separation], Вероника [исп. Veronica] и др.
Примеры движений и фигур бального танца Пасодобль
АППЕЛЬ [франц. Appel – вызов, призыв]
АТАКА [англ. Attack]
Представляет собой стилизацию профессионального приёма тореро в бою с разъярённым быком. При выполнении этой фигуры партнёр воображает себя тореадором и управляет партнёршей, как будто она является его плащом.
ВОСЬМЕРКА (Уи) [франц. Huit]
Танцевальная фигура Пасодобля, в которой партнёр изображает матадора, гипнотизирующего быка взмахами своего плаща. Он вертит плащ вперёд-назад по фигуре «восьмёрки» и при этом успевает принимать эффектные позы.
ДРОБЬ ФЛАМЕНКО [англ. Flamenco Taps]
ИСПАНСКАЯ ЛИНИЯ [англ. Spanish Line]
Танцевальная фигура Пасодобля, включающая совместный ход пары вперёд, раздельный разворот обратно и принятие партнёром и партнёршей особой испанской позы – позы тореро перед восторженных толпой зрителей. Партнёр и партнёрша стоят, развернувшись спиной друг к другу.
КУ-ДЕ-ПИК [франц. Coup de Pique – букв. «удар пикой»]
Представляет собой последовательность шагов, включающую характерные острые выведения ноги, шаги накрест и, не менее характерные, шаги вбок.
Другое название: Пике.
РАЗДЕЛЕНИЕ [англ. Separation]
Танцевальная фигура, в ходе выполнения которой партнёр делает один небольшой шаг вперёд, а затем совершает шаги на месте. В это время партнёрша, в характерной манере Пасодобля, быстро отодвигается от партнёра на расстояние вытянутой руки, а затем постепенно приближается и встаёт в Закрытую Позицию в паре.
СЮР ПЛЯС [франц. Sur Place – на месте]
Представляет собой последовательность из восьми шагов на месте. Может выполняться с поворотом пары вправо или влево.
ШЕСТНАДЦАТЬ [англ. Sixteen]
Представляет собой последовательность из шестнадцати шагов, в ходе выполнения которых пара принимает разные позы, двигаясь в ракурсах Променадной Позиции и Контрпроменадной Позиций.
ШАССЕ ВПРАВО [англ. Shasse to Right]
Представляет собой последовательность простых шагов и шагов с приставкой, в ходе выполнения которых пара принимает характерные «испанские» позы. Шаги выполняются вправо относительно партнёра.
Жизнь – это борьба. Танец пасадобль именно об этом.
Гордые и темпераментные испанцы считали, что только победитель-тореро достоин жизни, достоин успеха, достоин любви.
Мой бонус – Пассодоблю все возрасты покорны:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов