Как называется непокрытый глазурью фарфор
Красота непокрытого глазурью фарфора
Ведущие керамические заводы Европы известны не только роскошной посудой, но и не менее изысканной мелкой пластикой, имеющей высокую художественную ценность. Особенной красотой отличаются статуэтки и предметы декора из фарфора, непокрытого глазурью, так называемые бисквитные. Материал обладает нежным, сливочным оттенком и матовой, слегка бархатистой поверхностью, напоминающей полированный мрамор. Начиная с XIX века, появились и цветные разновидности «бисквита», которые окрашивались специальными составами на основе пигментов.
Описание материала
Бисквитным называется фарфор после первого, утильного обжига. На этом этапе происходит дегидратация каолиновой массы и разложение примесей, формируются основные качества черепка: плотность, водонепроницаемость, пористость и прочность. Утильный обжиг производится при температуре 900-1000°С в течение 10-12 часов. Такая продолжительность необходима, чтобы вода из сырой продукции испарялась постепенно и не возникали трещины.
Внешний вид бисквитных изделий зависит от состава керамической массы. Мягкий фарфор после обжига имеет пористую структуру, шероховатую поверхность и приятный тёплый тон, напоминающий оттенок человеческой кожи. Это – идеальный вариант для скульптурной пластики. Изделия получаются достаточно хрупкими, но при этом поражают скрупулёзной проработкой мельчайших деталей. Черепок из твёрдого (настоящего) и костяного фарфора, намного прочнее, твёрже и устойчивее к внешним воздействиям. При этом он тонкий и полупрозрачный, хорошо пропускает свет. Цвет изделий – чисто белый, поверхность гладкая, с лёгким «сатиновым» блеском.
Мягкий бисквитный фарфор использовали в основном итальянские и французские мануфактуры. Твёрдый характерен для немецких и австрийских предприятий, а костяной – для английских. «Бисквит» не покрывают глазурью. Он не пригоден для утилитарного использования, выполняя исключительно декоративную функцию. Отсутствие глазурного покрытия вынуждает с особой тщательностью обрабатывать поверхность изделий, что значительно повышает их стоимость.
История возникновения
Стадию «бисквита» проходят все фарфоровые изделия. Но остановиться на ней впервые пришло в голову мастерам Венсенской мануфактуры под Парижем. В 1751 году предприятие, впоследствии известное всему миру как Севрская фарфоровая фабрика, представило серию скульптурных миниатюр из неглазурованной керамики, имитирующей белый мрамор. Инициатива оставить фарфор на стадии утильного обжига, сделав технический приём обработки художественным, принадлежала директору Венсенской мануфактуры Жан-Жаку Башелье.
Триумфальному открытию «бисквита» предшествовали годы экспериментов, далеко не всегда удачных. Первая керамическая масса для производства посуды и предметов декора была изобретена мастерами Венсена ещё в начале XVIII века, но значительно отличалась по составу от китайского прототипа. Вместо каолина использовался каолинит – осадочный материал с многочисленными добавками, ухудшающими качество глины, а в роли присадок выступали мыльный камень, молотое стекло и кремень. Изделия из подобного сырья, известного как «мягкая паста», после первого обжига оставались очень непрочными и разрушались даже от слабого удара. Поэтому требовалось двойная обработка при высоких температурах, чтобы повысить плотность и спекаемость черепка.
Именно в то время возникло название «бисквит» от французского bis – «повторный». В 1745 году после открытия залежей каолина вблизи Лиможа, Венсенское предприятие перешло на мягкий фриттованный фарфор, значительно улучшив качество продукции. Необходимость в двойном обжиге отпала, остался лишь термин, вкратце описывающий процесс создания неглазурованной керамики.
Интересно, что кондитерский бисквит изначально тоже выпекался дважды. На первом этапе готовили пышные коржи из воздушного, хорошо взбитого теста, а на втором – частично подсушивали их. Полученная в итоге выпечка предназначалась для нужд военно-морского флота. Бисквитные сухари долго сохраняли свежесть, не плесневели и не черствели.
Расцвет производства
Венсенская фабрика, выпускавшая всё более изысканную продукцию, приближавшуюся к непревзойдённому Мейсену, пользовалась особым покровительством короля Людовика XV. Но настоящее процветание предприятия началось, когда им заинтересовалась небезызвестная маркиза де Помпадур – одна из самых влиятельных женщин и меценаток XVIII столетия.
В 1756 году по приказу могущественной фаворитки короля мануфактуру перенесли в Севр, а ещё год спустя её главным скульптором был назначен Этьен Морис Фальконе – автор многих всемирно известных статуй, в том числе «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. Вступление на новый пост мастер отметил серией изящных путти – амуров в стиле рококо, выполненных из неглазурованного фарфора. Статуэтки входили в парадный столовый сервиз, выпускаемый мануфактурой. Фальконе привлекал к сотрудничеству видных скульпторов и художников, среди которых был Франсуа Буше, создавший эскизы для популярных многофигурных сценок-пасторалей.
Мода на миниатюрные настольные скульптуры быстро распространилась не только во Франции, но и в других странах Европы. Как следствие, крупнейшие фарфоровые заводы взялись за их выпуск в подражание Севру.
От классики до наших дней
Когда в XIX веке на смену рококо пришёл классицизм, малая пластика из бисквитного фарфора оказалась востребованной как никогда. На Севрской мануфактуре под руководством художника Альберта-Эрнеста Карье-Беллёза, в дополнение к статуэткам начало развиваться производство декоративных вазонов с белыми лепными медальонами на цветном фоне. Аналогичные изделия выпускались и другой знаменитой фабрикой – Веджвуд, в английском графстве Стаффордшир, однако для них использовалась не фриттованная, а костяная фарфоровая масса. Там же изготавливали бисквитные вставки для мебели и плакетки.
Настольные скульптуры и портретные бюсты из непокрытого глазурью фарфора, как белого, так и цветного, производили Мейсен, Венская мануфактура Аугартен, неаполитанская фабрика Каподимонте и некоторые другие. Все перечисленные предприятия до сих пор выпускают лимитированные серии из «бисквита», копируя собственные старинные образцы и предлагая новые, актуальные предметы декора.
Паросский бисквитный фарфор
В 1845 году стаффордширский гончарный завод Mintons – второй по важности после Веджвуда, стал выпускать ещё одну разновидность «бисквита», названного в честь греческого острова Парос. Там в древности добывался высококачественный мрамор, отличавшийся изысканной мелкозернистой структурой и молочной белизной. Из редкой красоты минерала были изготовлены такие шедевры, как Ника Самофракийская или Венера Медицейская.
Паросские декоративные сосуды и статуэтки, отлитые из фарфорового шликера (жидкой глиняной массы) и прошедшие только утильный обжиг, тоже имитировали резьбу по мрамору. Их главным достоинством, кроме художественности, была возможность массового производства, благодаря использованию форм, а не ручного труда.
За право называть паросский фарфоровый «бисквит» своим изобретением боролось ещё одно английское предприятие – «Коупленд», также расположенное в графстве Стаффордшир. Его директор и одновременно художник Томас Баттам считал себя автором новой методики литья, которую он называл «скульптурным фарфором». Обе фабрики искали финансовой поддержки государства для расширения производства паросских изделий, но их претензии по поводу первенства так и не были удовлетворены экспертами.
Литьевой шликер отличался по составу – в нём преобладал полевой шпат, что снижало температуру плавления изделий и делало их поверхность более стекловидной и гладкой, чем у других видов «бисквита». Декоративная керамика «под мрамор» вызвала большой интерес потребителей, в результате чего в 60-х годах XIX века сразу несколько ведущих британских предприятий взялись за её производство. Среди них выделялись Веджвуд, Вустерширская королевская мануфактура и североирландская компания Belleek Pottery.
Из-за постоянного расширения объёмов качество выпускаемой продукции ухудшалось, что привело в начале XX века к падению покупательского спроса. Сегодня популярный некогда паросский «бисквит» производит только Belleek Pottery Ltd. Предприятие из графства Фермана в Северной Ирландии известно также неповторимой кружевной посудой ручной работы из неглазурованного фарфора.
Особое направление – бисквитные куклы
В 1860-1900 гг. французские и немецкие производители стали выпускать очень реалистичные игрушки из фарфорового «бисквита», которые пришли на смену более ранним, полностью глазурованным аналогам. Куклы викторианской эпохи были абсолютно функциональными и предназначались в первую очередь для детей, а не для украшения интерьеров. Неглазурованная глина позволяла очень точно передавать бархатистость и естественный тон кожи, а румянец дорисовывали с помощью пигментов. Кукольные головки проходили несколько обжигов, в процессе которых закреплялись отдельные элементы росписи: брови, ресницы, губы. Глаза чаще всего использовались стеклянные.
Чтобы куклы были долговечнее, их тело изготавливали из небьющихся материалов: ткани, дерева, папье-маше или особого композита на основе целлюлозы. Однако небольшие по размеру игрушки делали полностью бисквитными, часто используя шарнирные соединения на руках и ногах. Вначале куклы изображали взрослых модниц, одетых с невероятной роскошью – только очень состоятельные семьи могли позволить себе такую покупку. Однако в конце XIX века лица изысканных «светских барышень» приобрели выраженные детские черты, а их наряды избавились от ненужной помпезности и вычурности. Тогда же сначала немецкие, а затем и французские фабрики стали выпускать кукольную продукцию эконом-класса, доступную широкому кругу потребителей.
Ведущие производители бисквитных кукол во Франции:
В начале XX века европейский и американский рынок окончательно покорили немецкие производители, в основном из Тюрингии, на востоке Германии. Богатые залежи глины, пригодной для производства прочного «бисквита» сливочного оттенка, привели к открытию здесь сразу нескольких крупных фабрик. Ставка была сделана на кукол «с характером», их личики передавали те или иные эмоции и отличались большой выразительностью, что очень нравилось детям.
На заметку коллекционерам
В 1920-30-х годах бисквитные куклы стали сдавать позиции, уступая место бюджетным и прочным изделиям из целлулоида или композита, выпускаемым в США. К настоящему времени массовым производством подобных игрушек занимается только Китай, который предлагает ширпотреб, не имеющий никакой художественной ценности. Параллельно с этим, в Америке и Европе примерно с середины прошлого века, налажено индивидуальное производство кукол-репродукций викторианской эпохи. Для них используются копии оригинальных пресс-форм 1860-70-х годов.
Но самое яркое современное направление – эксклюзивные куклы ручной работы от признанных мастеров. Среди самых известных имён следует упомянуть канадскую художницу и ювелира русского происхождения Марину Бычкову, основателя мирового бренда The Enchanted Doll. Её шарнирные куклы из бисквита, высотой не более 40 см, отличаются уникальным стилем, напоминая то ли врубелевскую Царевну-лебедь, то ли васнецовскую Алёнушку.
Как называется не покрытый глазурью фарфор?
В социальных сетях должны быть группы где продают или хотят обменяться куклами,в одноклассниках точно была такая,только названия не помню,можно еще на авито посмотреть или тематические форумы поискать.
Фарфор очень ценился всегда. Но китайский и немецкий фарфор ввозился из-за границы и стоил больших денег.
Тогда Петр 1 решил создать в России свой фарфор. И в Москве в 1724 году Афанасий Гребенщиков создал завод. Но этот завод производил не фарфор, а майолику, из которой делались трубки и изразцы к печам.
А вот уже во время царствования Елизаветы Петровны в 1744 году в Санкт-Петербурге был создан первый фарфоровый завод. Приглашались иностранные специалисты, но они никак не могли сделать хороший фарфор из местной гжельской глины.
Когда директором завода стал Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова, тогда им удалось из гжельской глины, алебастра и олонецкого кварца создать фарфор не хуже китайского.
Но всё равно изделия даже из местного сырья были настолько дорогими, что их могли купить только богатые люди. Зато завод уже работал не на французской и английской глине, а нашей глуховской.
За свою историю завод много раз переименовывали «Императорский фарфоровый завод», Государственный фарфоровый завод» имени Ломоносова, Ломносовский завод. Сейчас он опять «Императорский фарфоровский завод.
На этом заводе работали такие мастера и художники, как Пименов, Воронихин, Казимир Малевич, Илья Чашник, Николай Суетин.
Завод был дважды эвакуирован. Во время революции в Петрозаводск, а во время войны на Урал в Ирбит. Сейчас он снова в Санкт-Петербурге, на берегу Невы на проспекте Обуховской Обороны.
Это большое предприятие со своим музеем (по приказу Александра 3). Еще при царях завод имел свою больницу, школу для детей рабочих, церковь.
Изделия этого завода известны всему миру и находятся в разных музеях мира.
Фарфор
Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Содержание
Свойства
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Твёрдый фарфор
Мягкий фарфор
Мягкий фарфор (англ.) русск. более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40% каолина, 45% кварца и 30% полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Способы декорирования фарфора
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.
При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.
Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).
Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10—12 %) обжигаются при температуре от 720 до 760 градусов (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый — «настоящий» — фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине.) Золотые, серебряные люстры, полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовый вид и цируются агатовым карандашом (наносится узор примерно как простым карандашом по бумаге, только с растушёвкой узора ошибиться нельзя, так как это потом исправить нельзя никак. Мастер в этом случае должен быть очень высокой квалификации) Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Однако за всю историю создания фарфора и его технологий ничего лучше и дешевле декорирования фарфора глянцем не было изобретено.
Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.
Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.
История
Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.
Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.
Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) — тонкой керамики, яшмового фарфора. [2]
Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.
Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.
Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.
В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.
В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.
В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.
Какие способы покрытия фарфоровых изделий существуют
Каждый попадающий в руки коллекционера ценный предмет волнует своим очарованием. Красота этих предметов зовет нас к знаниям. Тайны былых времен возрождаются, захватывая наши мысли и чувства.
Сегодня, открыв книгу «Фарфор и фаянс частных заводов России» Ирины Красильниковой, нашла краткое описание способов покрытия изделий, которое хочу расширить своими дополнениями и комментариями по фарфоровым фабрикам.
Итак. Виды изделий и способы их покрытия можно разделить:
Майолика – названный в честь острова Майорка, вид крупнопористых керамических изделий из цветной обожженной глины, покрытой глазурью. При низкой температуре обжига обладает и низкой прочностью. По форме изделия массивны и скорее предназначены для использования в декоре. Майолика привлекательна мягкими, округлыми формами и яркой разноцветной росписью. Впервые на российском рынке такую посуду начал выпускать завод Гребенщикова. Если заглянуть в каталоги, можно найти много интересных примеров майолики известных заводов, таких как завод Масленникова и заводы М.С. Кузнецова. Такие изделия высоко ценятся на рынке антиквариата и цена их высока. Так, например, ваза Масленникова может стоить в районе 5 000 долларов.
Фаянс – мелкозернистый однородный материал белого цвета. Поскольку он пористый, то в неглазурованном виде пропускает воду и газы. Из фаянса делают посуду, статуэтки, облицовочные плитки и многое другое. Изделия из фаянса легки и экономичны в производстве. Стоимость фаянсовых изделий ниже, чем у фарфоровых. Многие наверно замечали, как фаянсовая посуда со временем покрывается кракелюром и точками, в которые попадает грязь. Кто-то любит фаянс за его теплоту, кто-то наоборот не берет в свою коллекцию из-за низкой прочности. Сейчас на рынке антиквариата можно встретить много кузнецовской фаянсовой посуды различной степени сохранности. Цена на фаянсовую тарелку М.С. Кузнецова начинается от 300 рублей, на особо красочные и хорошо сохранившиеся экземпляры, цены бывают и по 5000 рублей за штуку, на более редкие коллекционные экземпляры из фаянса цена определяется частным образом. Например, даже простенькую фаянсовую тарелку завода Иконникова в хорошем состоянии очень тяжело встретить на рынке, поэтому цена на нее может начинаться от 5000 тысяч и быть выше. Влияет, конечно, на цену и то, готов ли продавец ждать ценителя, или ему нужно быстро продать.
Опак – это фаянс высокого сорта, близкий к фарфору, но все же не фарфор. Сейчас в магазинах антиквариата можно встретить много изделий фабрики Гарднера с маркировкой опакъ. Они достаточно хорошо сохранились и имеют интересный разнообразный декор. Цены у фаянса и у опака почти одинаковые.
Фарфор – считается самым благородным видом керамики. Белый, тонкий и прозрачный фарфор любим за свои свойства и качества. Фарфор в отличие от фаянса пропускает свет, он более мелодичный и плотный. Фарфор так же хорош тем, что не пропускает воду и газы, а значит, в него не попадает грязь. Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Непокрытый фарфор называют бисквитом. Даже сейчас высококачественный фарфор ассоциируются с роскошью. А предметы антикварного русского фарфора в хорошем состоянии тяжелее встретить на рынке антиквариата чем их европейские аналоги, следовательно, цены на них в разы выше.
Глазурь – стекловидное защитное покрытие на керамике. Закрепляется обжигом. Глазури бывают цветные, кристаллические, с металлическим отблеском, восстановительного огня, самосветящиеся, потечные, кракле, эмаль. Делятся так же на прозрачнее и непрозрачные, легкоплавкие и тугоплавкие.
Полива — является синонимом глазури, обозначая всякое стекловидное покрытие.
Эмаль – тонкий, более или менее легкоплавкий и прозрачный слой стеклянного сплава. Наносится на поверхность изделия в порошковом виде.
Люстры – покрытие поверхности изделия тонким прозрачным слоем, который дает металлический отблеск. Смотрится красиво и напоминает перламутровые переливы. Иногда можно встретить кузнецовскую посуду с люстром. Ее не так много в общей массе кузнецовских изделий. Но она хорошо выделяется среди других предметов за счет своего перламутрового блеска.
Как отмечено выше, изделия выпускались разные, чтобы удовлетворить все вкусы и пожелания. Это и позволят нам современным коллекционерам выбирать среди всего разнообразия то, что нам ближе к сердцу и кошельку.
А еще, чтобы не пропустить новые заметки из серии #моифарфоровыеистории можно подписаться на нас в facebook или на сайте