Как называется парламент в швейцарии
Федеральное собрание Швейцарии
Федеральное собрание Швейцарии нем. Bundesversammlung фр. Assemblée fédérale итал. Assemblea federale ромш. Assamblea federala | ||
Парламентская система | двухпалатный | |
---|---|---|
Президент Национального совета | Хансйорг Вальтер | |
— из партии | Швейцарская народная партия | |
Президент Совета кантонов | Ханс Альтерр | |
— из партии | СДП. Либералы | |
Депутатов | 246 200 Национальный совет Швейцарии 46 Совет кантонов Швейцарии | |
Политические группы (фракции) | Швейцарская народная партия (ШНП)(60) социал-демократическая партия(42) Христианско-демократическая партия Швейцарии (24) | |
Последние выборы | 11-25 ноября 2007 | |
Веб-сайт | www.parliament.ch |
Содержание
Основные функции
Комитеты
Существуют также несколько наблюдательных комитетов и Комитет по помилованию.
Палаты
Совет кантонов
В состав верхней палаты Федерального собрания входят 46 членов, по два от каждого кантона и по одному от полукантонов независимо от их численности населения.
Каждый кантон сам выбирает процедуру для избрания своего представителя. В кантоне Юра используется пропорциональная система выборов, в остальных кантонах депутаты избираются большинством голосов.
Национальный совет
Нижняя палата парламента представлена 200 членами, избираемых народом. Выборы в Национальный совет проводится каждые четыре года по пропорциональной системе. Каждый кантон является избирательным округом, который избирает по крайней мере одного депутата в пропорции к численности населения, даже если его население составляет ниже среднего национального уровня населения на одно место (которое составляет 38 000 на конец 2007 года). Таким образом, Цюрих имеет 34 места, Аппенцелль — Иннерроден, Аппенцелль — Ауссерроден, Гларус, Нидвальден и Обвальден имеют каждый по одному.
См. также
Ссылки
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Полезное
Смотреть что такое «Федеральное собрание Швейцарии» в других словарях:
Федеральное собрание — Федеральное собрание наименование парламента в некоторых государствах с федеративным устройством: Федеральное собрание Австрии Федеральное собрание Российской Федерации Федеральное собрание Швейцарии … Википедия
Федеральное собрание (значения) — Федеральное собрание наименование парламента в некоторых государствах с федеративным устройством: Федеральное собрание Австрии Федеральное собрание Российской Федерации Федеральное собрание Швейцарии … Википедия
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России — ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, представительный и законодательный орган (парламент (см. ПАРЛАМЕНТ)) Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации 1993 года. Федеральное Собрание состоит из двух палат Совета Федерации (см. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ) … Энциклопедический словарь
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — (ФС) 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Юридический словарь
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Ф.С. создано в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Оно состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу … Юридическая энциклопедия
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Ф.С. создано в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Оно состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу … Энциклопедический словарь экономики и права
Федеральное Собрание (ФС) — 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Большой юридический словарь
Федеральное Собрание — (ФС) 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Большой юридический словарь
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ФС) — 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Юридический словарь
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) представительный и законодательный орган Российской Федерации. Состоит из двух палат: верхней Совета Федерации и нижней Государственной Думы. Палаты Ф.С. заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ … Политология: словарь-справочник
Парламент Швейцарии
Парламент Швейцарии — Федеральное собрание, состоящее из двух палат: большой (Национальный совет) и малой (Совет кантонов).
Парламент Швейцарии — не главный законодатель
Как и во многих других странах, парламент Швейцарии фокусируется на принятии законов, т.е. демократически легитимированных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения с участием заранее не известного круга лиц.
Несмотря на важную роль в процессе правотворчества, швейцарский парламент не является главным законодательным органом Конфедерации. Данную функцию посредством референдума вместе выполняют швейцарцы и кантоны.
Последний факт выражается, например, в том, что парламент Швейцарии не имеет права вносить изменения в Конституцию Швейцарии. Палаты могут лишь предложить изменение Конституции, однако оно в обязательном порядке выносится на всенародное голосование. Только, если большинство швейцарцев и кантонов выразит своё согласие с изменением Конституции, оно будет считаться принятым.
Другой пример: почти что все законы, за которые проголосовал парламент Швейцарии, принимаются с оговоркой, что против них не будет организован (факультативный) референдум. После принятия законопроекта обеими палатами любая группа лиц, имеющих гражданство Швейцарии, имеет право в течение 100 дней собрать против закона 50 тысяч подписей. В случае успеха закон выносится на общенародное голосование. Чтобы быть принятым, ему нужно получить большинство голосов швейцарцев (без большинства кантонов). Если же большинство швейцарцев закон не поддержит, то он, несмотря на то, что ранее был одобрен парламентом, так и останется макулатурой.
Палаты (камеры)
Как верно: палата или камера?
В Швейцарии мы обычно используем слово «камера». Тем не менее, нет веских причин против термина «палата». В текущем тексте данные дефиниции используются в качестве синонимов.
«Нижняя» и «верхняя»?
Многие страны (особенно, федерации) имеют двухпалатный парламент. В большинстве из них (например, в Германии и России) палаты наделены разным объёмом компетенции и играют различную роль в процессе законотворчества. Из-за факта различного правового статуса палату, которая представляет население, часто называют «нижней»; палату, представляющей субъекты федерации, — «верхней».
Применительно к парламенту Швейцарии данные термины неуместны. Обе палаты Федерального собрания являются равноправными. Кроме того, у них нет изначально заданной роли в процессе законотворчества: как Национальный совет, так и Совет кантонов может стать первой палатой, которая инициировала и/или приступила к рассмотрению соответствующего законопроекта.
Кстати, Википедия применительно к палатам парламента Швейцарии оперирует терминами «нижняя» и «верхняя». Повторюсь, данная информация неверна.
Большая камера
Национальный совет — палата парламента Швейцарии, состоящая из 200 членов и представляющая население страны.
Зал заседаний Национального совета, г. Берн. Графика: Swiss Federal Parliamentary Service
Малая камера
Совет кантонов — палата парламента Швейцарии, состоящая из 46 членов и представляющая кантоны Швейцарии.
Зал заседаний Совета Кантонов, г. Берн. Графика: Parlamentsdienste der Bundesversammlung
Каждый кантон представляет 2 членов Совета кантонов; исключение — так называемые «полукантоны«. Последние изначально сами были (полными) кантонами, но в ходе истории распались на 2 части. Чтобы не нарушить соотношение политических сил в Совете кантонов в результате возникновения новых кантонов, было принято решение, что они получал лишь по одному месту в малой палате парламента Швейцарии.
«Федеральное собрание» и «Объединённое Федеральное собрание»
Очень часто термины «Федеральное собрание» и «Объединённое Федеральное собрание» используются в качестве замены выражения «Парламент Швейцарии». Тем не менее, с юридической точки зрения, между терминами имеется существенная разница.
В то время, как «Федеральное собрание» действительно является синонимом «Парламента Швейцарии», термин «Объединённое Федеральное собрание» обозначает особое состояние принятия решений парламентом.
Исходным пунктом является общее правило, что Национальный совет и Совет кантонов заседают и голосуют раздельно. Данный принцип служит обеспечением равноправия палат. Иначе при совместном заседании и голосовании получалось бы, что Национальный совет (200 членов) мог бы хотя бы только численно переголосовать членов Совета кантонов (46 членов).
Тем не менее, Конституция Швейцарии предусматривает случаи, когда обе камеры заседают и голосуют совместно. Именно в этом (и только этом!) контексте можно говорить об «Объединённом Федеральном собрании». Случаи его созыва:
Политическое устройство Швейцарии
В серии статей о политическом устройстве различных стран «Логика прогресса» возьмёт несколько наиболее интересных государств для изучения. Полученная информация будет использоваться для разработки такой системы органов власти, которая будет лучше всего подходить для России.
Законодательный орган
В Швейцарии федеральным парламентом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат.
Первая палата – Совет кантонов (кантон — это регион в Швейцарии). В состав этой верхней палаты (часто верхняя палата именуется сенатом) Федерального собрания входят 46 членов, по два от каждого из двадцати кантонов и по одному от полукантонов независимо от численности их населения (нужно отметить, что это единственное между ними различие).
При этом из-за своей региональной специфики, по Конституции каждый кантон сам выбирает процедуру выборов своего представителя. Оговаривается лишь то, что эти процедуры должны быть демократическими. Из-за этого имеются свои особенности. Так, в кантоне Юра используется пропорциональная система выборов, то есть люди голосуют за списки кандидатов от партий. В полукантоне Аппенцелль-Иннерроден представитель избирается непосредственно собранием народа на центральной площади в его столице Аппенцелле. Связано это с тем, что сам кантон очень маленький как по площади, так и по численности населения (16 128 человек на декабрь 2019 года 4 ). В остальных кантонах граждане избирают самих кандидатов (мажоритарная система).
Вторая палата – Национальный совет: это большая палата, в которой 200 депутатов, что закреплено в Конституции (а именно в статье 149.1).
Photo © Béatrice Devènes
Она избирается чисто по пропорциональной системе. При этом число депутатов в данной палате зависит от численности населения в отдельных кантонах. Исключение составляют 2 маленьких кантона и полукантоны, где из-за численности населения избирается всего 1 депутат.
Почему мы указали только, каким образом избираются эти палаты? Потому, что данные палаты равноправны, то есть они обе имеют равные полномочия, так что называть их верхней и нижней палатой, пожалуй, не совсем корректно, правильнее всё-таки было бы называть их малой и большой палатой из-за разницы в количестве депутатов.
«Запрос» / Motion. Парламентарий или группа парламентариев поручает правительству разработать определённый закон к определённому времени или принять определённые меры в определённой проблемной сфере. Запрос / Motion должен пройти обе палаты парламента и быть там одобренным для того, чтобы стать обязательным поручением для правительства. Motion – это один из важнейших инструментов парламентской деятельности.
«Постулат» / Postulat. Этот инструмент похож на Motion, но не столь обязателен для правительства. Его цель – дать задание правительству только лишь «проверить», не назревает ли в той или иной области необходимость законодательного вмешательства.
«Промежуточный запрос» / Interpellation. Этот инструмент является обращением к правительству с требованием дать отчёт о проделанной им работе. Ответ со стороны правительства обычно следует в письменной форме на следующей сессии парламента.
«Час вопросов и ответов» / Fragestunde. Два раза за сессию, то есть всего восемь раз в год, члены правительства в течение 90 минут устно отвечают на вопросы парламентариев. Вопросы представляются в правительство в письменной форме накануне Fragestunde.
Полномочия и функции парламента (каждой из палат по отдельности):
Также есть особые полномочия совместного Объединённого Федерального Собрания (то есть двух палат вместе):
Какие ещё полномочия, а также задачи выполняет парламент? Согласно статье, Федеральное Собрание имеет следующие задачи (статья 173):
а) Оно принимает меры для сохранения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии;
b) Оно принимает меры для сохранения внутренней безопасности;
с) Если чрезвычайные обстоятельства этого требуют, оно может издавать постановления или простые союзные решения для выполнения задач, предусмотренных пунктами «а» и «b»;
d) Оно распоряжается о мобилизации на действительную военную службу и о приведении с этой целью в готовность армии или её частей;
е) Оно принимает меры для проведения в жизнь союзного права;
f) Оно принимает решения о признании действительности заявленных народных инициатив;
g) Оно участвует в составлении важных планов государственной деятельности;
h) Оно принимает решения об индивидуальных актах, поскольку союзный закон это прямо предусматривает;
i) Оно разрешает споры о компетенции между верховными союзными властями;
k) Оно дарует помилование и принимает решения об амнистии.
Коллективный глава государства
Каждый глава занимается своим департаментом, но исполнительные решения принимаются коллективно (при этом результаты голосования между членами Совета хранятся в тайне в течении 50 лет). Выражается это, помимо прочего, ещё и в том, что им запрещено выступать друг против друга на публике, и они должны защищать решения правительства, вне зависимости от своих взглядов, так как по традиции в Совете отвергается партийная принадлежность.
Глав департаментов избирают депутаты обоих палат Швейцарского парламента, а именно Федеральное собрание, сроком на 4 года, так как после новых выборов в парламент депутаты переизбирают членов Совета. При этом должность Президента существует, но по факту он представляет собой первого среди равных, и он не обладает никакими полномочиями, кроме того, что он является представителем страны на международной арене.
Президента также избирает Федеральное Собрание, из членов Федерального Совета сроком на 1 год, при этом после окончания срока человек, который занимал эту должность, не может сразу пойти на второй срок. Также избирается вице-президент, который по давнему соглашению на следующий год становится президентом (бывший президент при этом не может после своего ухода стать вице-президентом).
Какими полномочиями обладает Федеральный Совет? Его члены выполняют исключительно исполнительные функции, этот коллективный орган полностью подотчётен парламенту и избирается парламентом. Вот эти функции:
Федеральный Совет имеет, кроме того, следующие задачи и полномочия (статья 187):
Работает Федеральный Совет 4 года, но может произойти смена правительства, так как в Совете нет ограничений по пребыванию в нём – это исполнительная власть коллектива, а не личности и подчинённых.
В чём разница между этой моделью и обычной парламентской? Они в принципе очень схожи, но основное различие заключается в коллегиальности: данная модель упраздняет институт Президентства в привычном нам понимании, и создаёт коллективный орган, который будет принимать решения. В парламентской республике Президент имеет определённые полномочия, в частности он подписывает федеральные законы, а во многих даже избирается, но эта должность по факту очень формальная и в теории не имеет никакого смысла вообще в том виде, в котором она есть. Коллегиальность подразумевает, что решения принимаются несколькими людьми: на практике это оказывается эффективно, так как несколько разных мнений могут помочь в формировании сбалансированных решений.
Проблемы могут заключаться в замедлении принятия решений и возможности конфликтов, и если первое может негативно повлиять на эффективность работы, то второе встречается не часто, ввиду особого метода формирования, при котором Федеральный Совет всегда формируют несколько партий, вне зависимости от результатов выборов. В целом можно сказать, что модель с коллективным главой государства очень похожа на классическую парламентскую модель, но в отличии от этой модели тут правительством является Президент в виде Федерального Совета.
«Формула» существовала в своём неизменном составе (по два места у либералов, социал-демократов и христианских демократов, одно – у представителей народной партии) до 2003 года. А предикат «магическая» (из-за столь долгого срока: 1959-2003) ей уже «приклеили» журналисты. Но термин оказался удачным и потом даже вошёл во все учебники по швейцарской политологии. Но система стала давать сбой, так как в 2003 году по два места получили социал-демократы, народники и либералы, а демохристиане, откатившись на четвёртое место, получили только одно место. А к 2007 году в результате внутрипартийного конфликта в Швейцарской народной партии, в Совете 2008 года вместо народников было 2 представителя новой Бюргерско-демократической партии, а в 2009 в Совете стало аж 5 партий (так как Эвелин Видмер-Шлумпф, которая была членом Совета с 2007-2015 годах, когда избралась в Совет, представляла «народников», а после раскола стала членом новой партии — Бюргерско-демократической партии) и система стала выглядеть как «2+2+1+1+1» (2 социал-демократа, 2 либерала, 1 «народник», 1 демохристианин, 1 член Бюргерско-демократической партии). Система вернулась к прежнему формату 2+2+2+1 только в 2015 году, но она перестала быть такой, какой была с 1959 по 2003 год, и стала такой, какой была в 2003-2007 годы (2 социал-демократа, 2 «народника» (Швейцарская народная партия), 2 либерала и 1 христианский демократ).
Также система стала терять идейность, так как «Зелёные» в 2019 году заняли 4 место на федеральном голосовании, и должны были получить 1 место вместо христианских демократов (место им не дали из-за исторических причин, так как христианские демократы – это партия проигравших гражданскую войну 1847 года, по швейцарским меркам это было недавно, и, если эту партию выгнать из кабинета, то могут возникнуть проблемы с идеей всеобщего примирения и «конкорданса» 12 ), и данное действие может в будущем навредить, если, конечно, «Зелёные» не займут лидирующие места в 2023 году, или «формулу» не обновят.
Федерация
В Швейцарии существует единая Конституция (помимо кантональных) – последняя была принята в 1999 году. В Швейцарии существуют органы власти, чья власть распространена на всю территорию Союза (Федеральное Собрание, Федеральный Совет, различные Федеральные Суды и так далее).
Швейцарию можно назвать мягкой федерацией, так как кантоны имеют достаточно широкие права (кроме тех, которые переданы Федерации):
Собрание в Гларусе, 2006
Исполнительная власть представлена в виде коллегиального органа (название варьируется от кантона), состоящего из 5-7 человек, и который формируется в результате народного голосования. Главой является председатель коллегии, который выбирается между членами коллегии сроком на 1 год (есть и исключения – например, в Ури, Швиц, Гларус, Цуг и Аппенцелль-Иннерроден он избирается на 2 года) и он является «первым среди равных».
Также стоит уточнить, что, хоть большинство регионов по закону являются кантонами, но по факту существует разделение на 20 кантонов и 6 так называемых «полукантонов». Что такое полукантоны? Это регионы, которые когда-то были частью кантонов, но были исторически разделены столетия назад. В принципе у них всего два различия, и если первое (число мест в Совете кантонов) было указано выше, то второе будет связано с референдумами, о чём будет сказано далее. И это два самых основных различия между ними.
Муниципалитет
На данном уровне всё опять-таки зависит от кантонов, в Конституции которых определяется внутренняя организация кантона, включая степень автономии, предоставляемая муниципалитетам, и которая варьируется, но почти всегда включает в себя право взимать налоги и принимать муниципальные законы; некоторые муниципалитеты имеют свои собственные полицейские силы.
Но что представляет из себя муниципальный уровень? Муниципалитеты в Швейцарии называются «коммунами» и они очень разные по размеру, но все они представляют собой либо города (Цюрих, Женева, Берн (де-факто столица страны) и так далее), либо деревни (Монибль, Клавалейр и так далее).
Им предоставлены широкие возможности принятия решений на самом низовом уровне (обычно это образование, медицинские и социальные услуги, общественный транспорт и сбор налогов). Также за ними закреплены некоторые неотъемлемые права: на объединение с другой коммуной, невмешательство сверху, если не нарушается федеральная или кантональная Конституция, определение структуры управления в рамках кантонального законодательства, свобода действий в рамках полномочий, не входящих в компетенцию кантонального или федерального уровня власти.
Коммуны могут дробиться, образовываться, а в некоторых кантонах коммуны объединяются в районы (они есть не везде и имеют разные названия). Политически они просты: исполнительная власть представлена советом, во главе которого стоит мэр (он всего лишь председатель совета и избирается на 1 год), а законодательная власть осуществляется на городском собрании всех граждан или в муниципальном парламенте, в зависимости от размера муниципалитета.
В Швейцарии действует фактически система тройного гражданства, то есть граждане Швейцарии являются гражданами своего кантона и, в первую очередь, гражданами муниципалитета. Так что, являясь гражданином коммуны, вы являетесь гражданином кантона и гражданином страны (но это гражданство надо приобрести в соответствии с федеральным законодательством).
Референдумы
Пример агитации по референдуму в кантоне Берн против получения гражданства лицами, совершившими уголовное правонарушение; получателями социальной помощи; плохо владеющими официальным языком; и другими, плохо интегрированными в швейцарское общество
Но появляется вопрос: если народ проголосовал «за» или «против», но по кантонам результат иной, то что делать? Согласно 139 статье Конституции, если так произойдёт, то проект в силу не вступает. Помимо федеральных, также проводятся референдумы как кантональные, так и муниципальные.
Подытожив, можно отметить, что в системе политического устройства Швейцарии есть некоторое количество интересных идей (коллективный глава страны, более широкая автономия регионов и так далее), которые можно использовать при разработке политического устройства других стран, в том числе и России.
Источники
Студент факультета политологии. Придерживается прогрессивных левых взглядов.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.