Как называется путешествие на поезде
На чем уехать в прошлое: 6 атмосферных ретропоездов в России
Со стоимостью билетов от 300 рублей до 600 тысяч
Летом 2020 года я прокатилась на двух ретропоездах.
В Карелии мы ездили на «Рускеальском экспрессе», а в Сочи — на ретроэлектричке в Гагру. Эти туристические аттракционы залечили душевную рану, которая была у меня со времен ежегодных студенческих поездок летом в жару в плацкарте Мурманск — Адлер.
Теперь при слове «поезд» я представляю не ад на колесах с вареными яйцами, пьющими соседями и орущими детьми в вагоне с температурой воздуха под +45 °C, а комфортные купе с интерьером в стиле конца 19 века и красивый паровоз, похожий на «Хогвартс-экспресс».
Хочу прокатиться на остальных туристических ретропоездах — в России их шесть. Они ходят сквозь сибирскую тайгу и тверские леса, по берегу Байкала и в Подмосковье. Еще есть специальные туры РЖД с экскурсиями. На многие рейсы действуют стандартные скидки РЖД для детей, пенсионеров, льготников и в день рождения.
Расскажу, куда можно стильно укатить, попивая чай в подстаканнике, и сколько стоят ретропоездки.
«Рускеальский экспресс»
Маршрут: Сортавала — Рускеала
Цена билета: от 399 Р
Как часто ходит: каждый день
Подробности: на сайте РЖД и в инстаграме
Мало что приводило меня в такой восторг летом 2020 года, как ретропоезд «Рускеальский экспресс». В эпоху Айфонов паровоз прошлого века впечатлил не меньше, чем «Прибытие поезда» братьев Люмьер в 1896 году. Он красивый, задорно гудит, из труб вырывается черный и белый дым, а его колеса почти с меня высотой.
«Рускеальский экспресс» везет туристов из Сортавалы в Рускеалу. Он отправляется от ретроплатформы, на которой есть вывески в стиле 19 века и небольшой колокол. У входа в вагон стоят проводники в форме позапрошлого столетия.
Перед паровозом выстраивается очередь из желающих сфотографироваться на его фоне. Но стоять в ней совсем не обязательно: в Рускеале будет много времени, чтобы спокойно сделать фотографию без десятков туристов на ней.
Скидочные тарифы на «Рускеальском экспрессе» на сайте РЖД
Если не хотите ехать с посторонними, советую выкупить первое купе. Оно меньше обычного, в нем всего три места.
В поездке можно успеть выпить чаю в буфете с интерьером салона 19 века. Здесь играет пианистка, а на столах лежат газеты «Рускеальскiй экспрессъ». В меню есть калитки с брусникой или форелью, облепиховый сбитень.
Мы всю дорогу ехали в буфете. Желающих попить чаю в салоне под аккомпанемент пианино много, у стойки была небольшая очередь. Видимо, поэтому теперь в «Рускеальском экспрессе» два вагона-ресторана. Второй — без пианино, но с нарядными стульями.
Поезд отправляется из Сортавалы в 10:40, через 20 минут после прибытия «Ласточки» из Санкт-Петербурга. В Рускеалу приезжает в 11:50. Обратный рейс — в 17:30
В конце 2020 года на платформе Рускеалы появился новый аттракцион — поворотный круг. Это постамент с рельсами, который поворачивается на 180 градусов вместе с паровозом. Раньше тут был тупик, поезд не мог развернуться и прицепиться к составу с другой стороны, чтобы отправиться в обратный путь, — для этого приезжал еще один паровоз из Сортавалы. Вокруг устройства сделали деревянную платформу для зрителей, откуда удобно наблюдать за вращением паровоза.
Туристический поезд «Сочи»
Маршрут: Туапсе — Гагра
Цена билета: от 893 Р из Туапсе, от 761 Р из Сочи
Как часто ходит: летом — ежедневно, в несезон — во все дни, кроме вторника
Подробности: на сайте РЖД и в инстаграме
В поезде «Сочи» можно почувствовать себя звездой советского кино, как будто отправляешься с режиссером Якиным в Гагру, только не на самолете. Интерьер здесь — позднесоветского периода 1970—80-х годов.
Сами купе пока не выглядят диковинкой: поезда не слишком изменились с конца прошлого века. Но это новые вагоны, с нормальными чистыми туалетами, множеством розеток, гобеленами и советскими плакатами на стенах. В сувенирном отделе продают тетрисы, блокноты в форме счастливого билетика и советскую атрибутику.
Лучшее в этом поезде — вагон-ресторан. Здесь на стенах висят авоськи с минералкой, на столах вместо ламп — старые фотоаппараты. Мы ехали из Адлера и долго просидеть тут не успели: во время перехода границы пришлось отправиться в свой вагон. Но позавтракать яичницей с помидорами все-таки смогли.
Турпоезд в Гагру, на мой взгляд, — удобный способ пересечь российско-абхазскую границу в курортный сезон, когда там бывают большие очереди. Правда, и здесь на это уйдет 1,5 часа: примерно столько поезд стоит на границе. Но в это время можно спокойно сидеть в купе, пить чай или читать книгу, а не стоять в очереди или сидеть в автомобиле.
Ретропоезд по Кругобайкальской железной дороге
Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД) построили в 1899—1905 годах на берегу Байкала. На ней расположены 39 тоннелей, несколько десятков мостов и виадуков. Поездка по КБЖД — это захватывающие виды Байкала и экскурс в историю архитектуры железных дорог.
На ретропоезд продают комплексные туры с проездом по железной дороге, на пароме и в автобусе. Поезд отправляется из Иркутска в 07:46, едет до станции Слюдянка, затем — вдоль берега озера до станции порт Байкал. По пути поезд делает пять остановок, где проходят экскурсии.
Дальше пассажиры пересаживаются на паром до поселка Листвянка, затем — на автобус обратно в Иркутск. Путешествие на ретропоезде заканчивается в 18:25. Поездки на пароме и автобусе занимают еще 2,5 часа. Тур завершается в Иркутске в 21:00. В цену — 5000 Р — входят поездки на всех видах транспорта и экскурсии во время остановок.
В Слюдянке показывают облицованный белым и розовым мрамором вокзал и нетипично красивую водонапорную башню с архитектурой в стиле модерн с элементами готики. В Ангасолке осматривают инженерные сооружения железобетонного и металлического мостов, виадука, тоннеля и подпорных стенок. На Половинной станции проводят экскурсию по самому длинному тоннелю КБЖД с выходом к Байкалу.
В пункте «Ручей Киркирей» туристы осматривают два тоннеля с акведуком. У итальянской стенки расположены несколько объектов: Шумихинский мыс с тоннелем, бухтой, пляжем и каменной трубой через реку, мост, виадук и подпорные стенки. Одна из них арочная, ее построили при участии мастеров из Италии.
Можно проехать по зеркальному маршруту: утром на автобусе уехать в Листвянку, пересечь Ангару на пароме, сесть в ретропоезд, отправиться в поездку по берегу Байкала и вернуться в Иркутск.
В путешествии может понадобиться удобная одежда и обувь: на экскурсиях придется ходить по шпалам и берегу озера. Летом РЖД рекомендует брать средства от клещей и комаров, купальники, покрывала для отдыха на берегу, очки, солнцезащитный крем и даже мясо для шашлыков, шампуры и продукты для пикника.
Поезд «Императорская Россия»
Самая долгая и дорогая поездка в этом списке — на поезде «Императорская Россия». Она больше похожа на круиз, только вместо лайнера — вагоны с псевдоцарскими интерьерами, а вместо океана — рельсы-рельсы, шпалы-шпалы.
Ретропоезд «Императорская Россия» идет из Москвы по Транссибирской магистрали и проезжает через Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, озеро Байкал, Улан-Удэ, Хабаровск. Поездка завершается во Владивостоке. Можно проехать и в обратном направлении.
В каждом городе, включая Москву и Владивосток, проходят обзорные экскурсии, иногда с выступлениями местных фольклорных коллективов и кулинарными мастер-классами. Ужины в поезде сопровождают скрипачи и баянисты. В пути проходят лекции о России, мастер-класс по росписи матрешки.
Судя по программе и стоимости в евро, тур рассчитан на иностранцев. В цену входят:
Как написала жительница Нидерландов, поезд далеко не такой роскошный, как его представляют покупателям тура. Кондиционер шумел и мешал, в душе часто была холодная вода, а дверь в него не закрывалась, вайфая в поезде нет. Днем она заставала в вагоне-ресторане спящих на столах и стульях сотрудников.
«Золотой орёл» — самый роскошный и дорогой поезд России
Железнодорожные туры считаются новинкой в сфере развлекательного туризма. Представьте, как едете в комфортабельном поезде, любуетесь пейзажами за окном, слушаете гида, а во время остановок гуляете по местным достопримечательностям. И все это без суеты и спешки. Не нужно искать рестораны, продумывать маршрут, беспокоиться о звездности отелей. К тому же поезд — идеальное решение для тех, кто боится перелетов или находит путешествие на автобусе слишком утомительным.
«Золотой орел» считается самым дорогим поездом России. По внутреннему убранству он похож на дворец: массивные шторы, ковровые дорожки, мягкие диванчики, все обшито дорогими тканями и украшено резьбой.
По пути шеф-повар готовит блюда национальной кухни, которая разнится от региона к региону: будет и борщ, и копченый байкальский омуль, и водочка с икрой, и сибирские пельмени. На борту присутствует врач, тур-менеджеры и даже персональные носильщики.
Если вы мечтали прокатиться на таком чуде, давайте разберемся, куда «Золотой орел» следует, в какую сумму обойдется и чем запомнится поездка.
Маршрут «Золотого орла»
Поезд следует по Транссибирской магистрали — самому длинному железнодорожному маршруту в мире. Обычный пассажирский экспресс домчит от Москвы до Владивостока за неделю, а «Золотой орел» — за 12-14 дней (в зависимости от программы). По пути вы будете останавливаться в самых интересных местах страны: Казани, Екатеринбурге, Монголии и многих других. Некоторые дни вы целиком проведете под стук колес, размышляя об увиденном и просто наслаждаясь поездкой.
Самый популярный вариант старта — из Москвы. Но по желанию можно ехать не с запада на восток, а наоборот — из Владивостока в Москву. В первом случае вас ждет приветственный ужин с элитными винами и закусками в пятизвездочном отеле Four Seasons Moscow, который находится неподалеку от Кремля, Красной площади и Большого театра. Во втором случае приветственный ужин будет проходить в Lotte Hotel Vladivostok.
Еще один вариант маршрута — в Монголию. Он повторяет транссибирский путь с той лишь разницей, что после Улан-Удэ останавливается на трое суток в столице Монголии — Улан-Баторе.
Здесь вас пригласят на экскурсию в монастырь Гандан. Также доведется побывать на веселом фестивале Наадам с горловым пением и конными скачками. Прощаются с пассажирами за ужином в одном из классных монгольских отелей: Shangir-La, Kempinski или Ramada — на ваш выбор.
Остановки и экскурсии «Золотого орла»
1 и 2 дни – Москва
Отдохнув после прибытия в Москву и вкусно поужинав, второй день пассажиры тоже проводят в столице. На «Золотом орле» путешествуют, как правило, иностранцы. Им в новинку Красная площадь, Кремль и Оружейная палата. Но даже если знаковыми достопримечательностями уже не удивишь, тур-менеджеры организовывают экскурсии по самым красивым станциям метро, в Третьяковскую галерею или Музей космонавтики. Обед — в атмосферном «Кафе Пушкин», обстановка которого переносит во времена царской России с ее шиком и излишествами.
Когда все нагулялись, вас на трансфере привозят на Казанский вокзал — именно отсюда «Золотой орел» отправляется в путь-дорогу. Там все отдыхают до прибытия поезда в бизнес-зале с бокалом шампанского. Потом появляются носильщики и сопровождающие. И вот, мы расселись по местам, загремели реборды — «Золотой орел» тронулся!
3 день – Казань
Остановка третьего дня — Казань.
Столица Татарстана встречает сияющим куполом Кул Шариф, величественным Кремлем и нарядными башенками Благовещенского собора — все это вы посмотрите на эксклюзивной экскурсии. Куда Казань без радушия и гостеприимства! После прогулки вас ждет обед с блюдами национальной кухни: от знаменитых эчпочмаков до чак-чака и коштеле. Плюс, все желающие могут заглянуть на кулинарный мастер-класс. И раз Казань — родина Шаляпина, этот день не обходится без концертов. Вас ждет частное выступление певцов и танцоров в «Туган Авылым» — колоритной татарской деревушке в миниатюре.
4 день – Екатеринбург
На четвертый день поезд прибывает в столицу Урала — Екатеринбург.
Где еще вам предложат выпить шампанского, стоя одной ногой в Азии, а другой — в Европе! Этот день полностью посвящен царской семье и революции.
5 день – Новосибирск
Продолжение русской истории будет на пятый день путешествия: мы въезжаем в Новосибирск, где советское архитектурное наследие гармонично соседствует с цитаделью высокого искусства — монументальным Оперным театром.
6 день – день в пути
На протяжении всего дня в пути пассажирам «Золотого орла» доступны все удобства поезда: два вагона-ресторана, вагон-бар с роялем и библиотекой, комфортные купе.
7 день – Иркутск
Проведя сутки в дороге, на седьмой день «Золотой орел» останавливается в Сибирском Париже — Иркутске. Тут экскурсовод проведет вас по Музею декабристов, «кружевному дому» купцов Шастиных, этнографическому комплексу «Тальцы». Под конец — отдых на традиционной русской даче и мастер-класс по русской кухне. Для большей атмосферности гостей развлекают концертом — как говорится, с песней веселее.
8 день – День в пути. Байкал
Байкал — как вишенка на торте, хоть и не последний день в пути. О самом глубоком в мире озере слышали все, но увидеть его воочию — вот, от чего захватывает дух! Долгий поход вдоль живописных утесов завершает поездка на паровозе советской эпохи, который будет тянуть за собой «Золотой орел». Только представьте, какие шикарные фотографии получаются из вагонов: вдалеке высятся подернутые дымкой горы, кругом густой лес, а до Байкала, кажется, подать рукой.
9 день – Улан-Удэ
После подобного удивить будет трудно, однако тур-менеджерам «Золотого орла» все-таки удалось: следующая остановка — поселение старообрядцев в Улан-Удэ.
Бурятия встречает горами, бескрайними просторами и разбросанными по степям юртами. Здесь вас не только накормят, а еще споют и станцуют.
10 день – Монголия
Десятый день открывает Монголия — загадочный край кочевников. Чтобы проникнуться духом этой страны, вам устроят конную прогулку и даже познакомят с традиционной кочевой семьей.
Памятников, дворцов и музеев здесь огромное множество — и все в вашем распоряжении.
11 и 12 дни – Владивосток
Заканчивается наше путешествие на берегу Японского моря — во Владивостоке. Тут и легендарные пирожки пян-се, и огромный мост через Золотой Рог, и прогулка по подводной лодке… Столь насыщенный день, да и все путешествие заканчивается на приятной ноте — прощальным ужином в фешенебельном отеле.
Утром вас доставят в аэропорт Владивостока, и домой вы вернетесь свежими и полными новых впечатлений.
Виды размещения в «Золотом орле». Цены
Imperial Suite – президентский люкс
Президентский (он же императорский) люкс самый просторный: его площадь составляет целых 11,1 квадратных метров.
Внутри — огромная двуспальная кровать, личная гостиная и даже туалетный столик. В этом купе есть собственная ванная комната, мини-бар и гардеробная. Хотите больше приятностей? Пожалуйста! В президентском люксе и полы с подогревом.
А если вдруг станет скучно, в вашем распоряжении небольшая библиотека и телевизор. Постояльцы этого купе получают частного гида и личный автомобиль для экскурсий. Вот уж точно все включено!
Золотое и серебряное купе
Эти два типа номеров различаются разве что площадью и декором. Золотое купе чуть больше — 7 квадратных метров, а серебряное — 5,5 квадратных метров. В обоих вариантах есть своя ванная комната с душем и туалетом.
Кровати тоже идентичны: нижняя двуспальная и верхняя односпальная. Панорамные окна, собственная гардеробная, сейф, отопление и кондиционер с пультом управления — все для комфорта пассажиров. Естественно, банные принадлежности, мягкие тапочки и уютные халаты уже включены в стоимость.
Отдельно оплачивается только прачечная.
Что еще входит в стоимость тура
Приятная особенность железнодорожного круиза на «Золотом орле» — никаких скрытых платежей. Вы платите обозначенную сумму, и в вашем распоряжении будет абсолютно все. Например, в стоимость включены услуги туристических менеджеров и гидов, которые занимаются планированием и проведением экскурсий. Также в общий чек входят трансферы, размещение в отелях, приветственные и прощальные ужины, услуги носильщиков и любого другого обслуживающего персонала, который будет держать руку на пульсе круглые сутки. А еще вам предоставят персональную гарнитуру, чтобы можно было слушать гида и всегда быть в курсе событий.
Если вам что-то понадобится на борту — просто позовите проводника. Медицинское обслуживание тоже входит в стоимость: в дороге может приключиться что-угодно, приятно знать, что рядом есть врач — от этого куда спокойней. О чем еще не придется беспокоиться, так это о чаевых — они тоже включены в общую сумму. Ну и шикарное меню с завтраками, обедами, ужинами и любыми напитками также входят в стоимость тура.
Вагоны-рестораны. Меню и кухня
К слову о вкусностях. Каждое утро в двух вагонах-ресторанах пассажиров ждет шведский стол: наберетесь сил перед экскурсиями.
В меню каши, хлопья, цитрусовые фреши, свежие фрукты и холодные закуски. Если захочется чего-то более сытного, шеф-повар приготовит для вас завтрак поосновательней.
Но самое интересное начинается во время обеда и ужина, это целая церемония! Перед трапезой к вам подойдет менеджер, чтобы пообщаться о кухне тех мест, где уже довелось побывать по мере поездки.
Учитывая, что в каждом городе и регионе вас угостят традиционными блюдами, у вас уже будет собственная гастрономическая карта.
Если вам что-то особенно понравилось или запомнилось, шеф-повар повторит это блюдо персонально для вас. Например, можно заказать байкальскую рыбу или казанский щербет. Помимо этого в меню блюда русской кухни, икра лосося, осетрина. Плюс, можно заказать что-нибудь из интернационального меню.
Отдельного упоминания заслуживает винная карта — ее составлял основатель компании Тим Литтер. Каждый сорт тщательно подобран к определенным блюдам. А игристые вина станут постоянным гостем на столе — вот такое ощущение праздника.
Вагон-бар
Идеальное место для отдыха после насыщенного дня — лаундж с панорамными окнами. Здесь можно поболтать с попутчиками, расслабиться на мягких диванах и понаблюдать за сменяющимися за окном видами. Учитывая, что путешествуют на «Золотом орле» в основном иностранцы, им будет особенно интересно послушать лекции о русском языке — их проводят в качестве развлечения. Может быть, вы тоже узнаете что-нибудь новенькое — великий и могучий как-никак.
Когда выдается день без остановок, в лаундже устраивают культурные вечера. Например, пассажирам рассказывают об обычаях и истории регионов, которые встречаются по пути. По вечерам здесь играет пианист. Ночью бар остается открытым, пока не уйдет последний пассажир — вдруг так увлечетесь беседой, что романтично встретите в поезде рассвет?
И в заключение
Поезд «Золотой орел» — это как шикарный отель на колесах, где все создано для максимального комфорта постояльцев. Наверное, если бы не такая классная экскурсионная программа, из него не хотелось бы уходить. Всего за 12-14 дней вы побываете в разных уголках России, причем настолько разных и колоритных, что будет сложно поверить, будто это одна страна. Каждый день сулит новые впечатления и уникальный опыт: культура, традиции, пейзажи, вкусы — незабываемо!
Железнодорожные круизы по России: что это и почему стоит попробовать
Мерный стук колес и реборд, проплывающие за окном пейзажи, а в руках — ароматный чай в той самой стеклянной кружке с резной металлической подставкой и любимая книга. Да-да, вы в поезде, однако движетесь не просто из точки А в точку Б — вы в круизе.
Что такое туристический поезд
Так что это за формат путешествия такой и чего от него ждать? Железнодорожный круиз — это поездка на комфортабельном поезде, который является не просто средством передвижения, а еще и мобильным отелем, рестораном и развлекательным центром с экскурсиями. Круизный поезд еще принято называть туристическим поездом.
Одним из ярких примеров туристических поездов от РЖД является поезд № 927/928 «Сочи» маршрутом «Туапсе – Сочи – Гагра».
Интерьеры круизных поездов отличаются от традиционных безымянных составов регулярного сообщения РЖД. Так, например, у туристического поезда «Сочи» интерьер выдержан в стилистике 70-80-х годов.
Состав вагонов такой же: есть плацкартные и купейные вагоны, а также вагоны СВ и даже люксы. Само собой, вас порадует вагон-ресторан! Здесь вас всегда вкусно и сытно накормят блюдами той кухни, маршрутом которой следует поезд. Например, русской и абхазской кухни, которые шеф-повара готовят по оригинальным рецептам.
Некоторые поезда могут похвастаться также и вагон-баром.
Сам же состав любого туристического поезда современный. Здесь всегда можно найти кондиционеры, биотуалеты (никаких санитарных зон!), розетки и USB-порты для подзарядки гаджетов.
Маршруты круизных поездов пролегают по красивым городам и просто интересным локациям. В таких местах поезд может сделать остановку, а путешественники — погулять в сопровождении гида и вдоволь нафотографироваться. Причем, зачастую экскурсии, питание и прочие удобства входят в стоимость билета — ни о чем не беспокойтесь и наслаждайтесь поездкой.
Как правило, маршруты железнодорожных круизов круговые. Например, туристов забрали в Санкт-Петербурге, а по окончанию тура в Санкт-Петербург же и привезли. Однако бывают исключения. Так круизный поезд «Золотой Орел» движется из Москвы во Владивосток, а обратно путешественников доставляют на самолете.
В любом случае вы с комфортом доберетесь домой, по пути размышляя об увиденном.
Что входит в стоимость ЖД круиза
Стоимость железнодорожных круизов варьируется от их продолжительности. Она может составлять 6 часов в пути в одну сторону (например, у поезда «Сочи»), а может составлять 4 дня/3 ночи (ЖД круиз «Карельский Вояж»).
В стоимость чаще всего входят:
Не забудьте также о дополнительных расходах, которые могут вам понадобиться:
Кому подходят железнодорожные круизы
У этого формата путешествий много положительных сторон:
Хочется неспешной поездки в красоте и уюте, и чтобы без беготни с рюкзаком за плечами? Тогда железнодорожный круиз — точно ваш вариант. Удобное кресло, бокал вина и огромные окна с мелькающими за ними русскими красотами — чем не сказка? Когда захочется размяться, можно погулять по нарядным улочкам старинных городов или сходить в музей: времени на экскурсию отводится достаточно, успеете купить сувениры и сделать крутую фотосессию. А потом снова на борт, и вперед, в новые места!
Примеры ЖД круизов. Цена
Давайте рассмотрим программу и стоимость путешествия на примере одного из новейших железнодорожных круизов, предлагаемых РЖД, под названием «Гостеприимный Кавказ».
Маршрут ЖД круиза по программе «Гостеприимный Кавказ» очень живописен и займет целых 7 дней/6 ночей! Судите сами:
В данном круизе вас ждут завтраки на борту поезда, а обеды и ужины – в кафе посещаемых городов.
Стоимость на 1 человека в ЖД круизе «Гостеприимный Кавказ»
В стоимость включено:
Цены на туристический поезд «Гостеприимный Кавказ»:
Пассажиры | Купе | СВ | Люкс | Люкс SNGL |
Взрослые | 59 900 | 66 950 | 73 900 | 114 600 |
Дети от 10 до 17 лет | 57 300 | 66 950 | 73 900 | – |
Дети от 5 до 9 лет | 40 400 | 50 300 | 40 400 | – |
Где приобрести ЖД туры
На текущий момент предлагается ряд популярных ЖД круизов:
Название | Продолжительность | Цена |
Карельский Вояж | 4 дня/3 ночи | от 23750 |
Золотое кольцо России | 3 дня/2 ночи | от 11500 |
Гостеприимный Кавказ | 7 дней/6 ночей | от 59900 |
Лев Толстой. Вкус эпохи | 3 дня/2 ночи | от 13300 |
Соловки – гармония Севера | 3 дня/2 ночи | от 22350 |
Русские ганзейские города | от 17500 | |
Дорогами казанских ханов | 4 дня/3 ночи | от 23330 |
ЖД туры можно приобрести в офисах компании «РЖД Тур», которая входит в состав холдинга «РЖД», а также на сайте компании RZDTOUR. Либо по телефонам:
В Москве и Санкт-Петербурге расположены офисы компании.