Как называется торговля чужим товаром

ИП продал рюкзак за 350 рублей и потеряет десятки тысяч. Все из-за картинки

Предпринимательница продает в магазине недорогие товары. Детский рюкзак у нее стоит 350 рублей, шапка — 69. Для Подмосковья это дешево.

И тут у нее покупают рюкзачок с картинками из известного мультфильма. Сама по себе картинка на цену рюкзака не влияет — он стоит копейки. Других рюкзаков с такими героями в магазине нет. Может быть, предпринимательница вообще не обращает внимания, что нарисовано на недорогих товарах.

Зато покупатель обращает. Им оказался представитель компании, у которой есть права на товарные знаки — «Машу» и «Медведя». Чек и видеозапись процесса покупки правообладатель несет в суд и требует с хозяйки магазина 80 тысяч рублей — по 20 тысяч за каждую картинку на рюкзаке. Цена рюкзака — 350 рублей.

Конечно, предпринимательница не согласилась столько платить — и начались суды. Расскажем, что узнали из этой истории. Если честно, зачитались судебной практикой: юристам других компаний стоит брать пример с «Маши и Медведя», а предпринимателям — следить за товаром.

Почему компания пошла в суд из-за картинок?

Герои мультфильма официально зарегистрированы как товарные знаки. Один человек их нарисовал, а потом передал исключительные права ООО «Маша и Медведь».

Теперь только эта компания решает, где можно использовать изображения героев, на каких товарах можно их рисовать и сколько производитель или продавец этих товаров должен за это заплатить. Рисовать Машу или Медведя из мультфильма где угодно на свое усмотрение нельзя. Продавать товары с этими героями без разрешения — тоже.

Если правообладатель обнаружит, что его товарными знаками распоряжаются без разрешения, он может потребовать компенсацию — минимум 10 тысяч рублей за один товарный знак. А если захочет, то и больше.

Но ведь рюкзак стоит всего 350 рублей! За что такая компенсация?

Цена рюкзака не имеет значения. Права нарушены — есть основание требовать деньги. Доказывать свой реальный ущерб от продажи рюкзака компания не обязана. Так работает закон.

В судебной практике есть много историй, в которых истцом выступает та же компания. Она требует компенсацию за картинку на товаре за 390 рублей и выигрывает 60 тысяч. Даже за изображение на копеечной детской шапке правообладатель получает несколько тысяч. Тексты судебных решений легко найти в открытом доступе. В расписании заседаний арбитражных судов много таких исков к разным предпринимателям по всей стране. Осуждать за это компанию нельзя: она действует по закону.

Магазин заплатил компенсацию?

Добровольно предпринимательница платить не захотела. Компенсация была намного больше цены рюкзака. Кстати, его стоимость тоже нужно было возместить вместе с госпошлиной и судебными расходами.

Дело рассматривали в трех инстанциях, и это еще не конец. Суды хоть и признали нарушение прав на товарный знак, но делали противоречивые выводы по поводу суммы выплат. Разбираться пришлось в Верховном суде.

Что сказали суды?

Первая инстанция и апелляция 👎👍

Есть чек и видео — это доказательства продажи рюкзака. На рюкзаке герои из мультфильма, которые защищены как товарный знак. Правообладатель не разрешал их использовать и требует денег. Имеет право.

Минимальная компенсация за нарушение исключительных прав — 10 тысяч рублей. Меньше быть не может, а больше — запросто, даже до 5 млн.

Компания просит по 20 тысяч за каждый рисунок на рюкзаке. Судам показалось, что это много. В 2016 году похожее дело разбирал Конституционный суд. И тогда он даже признал некоторые нормы закона неконституционными.

В постановлении № 28-П есть условия, когда компенсацию от ИП можно уменьшить:

Здесь вроде бы все совпало — суд решил уменьшить компенсацию в восемь раз — до 10 тысяч за все. Плюс почтовые расходы и госпошлина. Апелляция не помогла — решение оставили в силе. Компания с таким не согласилась и дошла до Верховного суда.

Факт нарушения прав на товарный знак никто не оспаривает. Рюкзак с картинками из мультфильма действительно продавался, а разрешения правообладателя не было.

В законе написано, что минимальная компенсация за незаконное использование товарного знака — 10 тысяч.

Два суда почему-то решили ее уменьшить. Якобы нарушение ИП первое, негрубое, а ущерб небольшой. Как будто Конституционный суд разрешил так делать.

Он и правда так говорил, но суды не разобрались и уменьшили компенсацию незаконно.

Важное условие для уменьшения — ответчик обязан доказать, что компенсация намного больше реальных убытков правообладателя. Суд должен изучить эти доказательства и только потом снижать компенсацию.

Просто так назначить компенсацию ниже минимального размера суд не имеет права. Минимальный размер — 10 тысяч.

Это точно не первое нарушение, а значит, условия Конституционного суда не соблюдаются. Но две инстанции почему-то этого не заметили.

Итог. Решение об уменьшении компенсации до 10 тысяч отменили. Предпринимательнице придется заплатить 40 тысяч рублей — примерно как сто таких рюкзаков.

Но она же не сама напечатала рисунки на рюкзаке, а купила его где-то. Почему оштрафовали не производителя, а продавца?

Правообладатель имеет право предъявить иск к тому, кто нарушил его права. Он не обязан разбираться, кто напечатал рисунок и где купили рюкзак. А вот предприниматель несет ответственность за свои действия — он должен убедиться, что продает легальный товар и ничего не нарушает.

Производство, продажа, демонстрация товара на выставке или размещение логотипа на сайте — это самостоятельные факты нарушений. Даже ввоз в страну с целью продажи — это уже нарушение. Правообладатель сам решает, к кому предъявлять претензии. Может и ко всем сразу.

Это, наверное, один такой случай. Остальным ничего не будет.

Это не один случай. Компания, которой принадлежат права на изображения героев мультфильма, уже добилась компенсации от десятков предпринимателей по всей стране. Вы не представляете, сколько этих дел уже рассмотрено и запланировано.

Предприниматели продают дешевые товары с изображениями девочки и зверей и теряют десятки тысяч рублей. Бывает такое, что иск к ним подают спустя годы, когда и торговая точка уже закрыта. ИП уже не работает и даже забыл, что там продал в 2014 году, а тут ему иск на 30 тысяч за детскую кофту с тремя рисунками и ценой 210 рублей.

Не все дела доходят до Верховного суда и не все суды уменьшают компенсацию. Они правильно рассуждают, что это невозможно независимо от цены товара.

Если у правообладателя хорошие юристы, они отсудят компенсацию и не посмотрят на масштаб бизнеса, цену товара и раскаяние продавца. Незнание закона тоже не спасет, а ИП отвечает по своим обязательствам всем имуществом, даже личным.

Это касается только героев мультфильмов?

Конечно, нет. Это касается вообще всех товарных знаков и прав на интеллектуальную собственность: фотографий, текстов, рисунков, логотипов, слоганов и названий.

Эта история наглядная, потому что никто не задумывается о нарушении прав, когда продает шапки, кофты, пеналы и рюкзаки с рисунками известных персонажей. Кажется, что Человек-паук, Маша, миньоны и волшебницы Винкс — это общее достояние. Или что можно поставить галочку на спортивном костюме — и за это ничего не будет. А на три полоски на кроссовках вроде бы уже давно никто не обращает внимания, и доказать ничего нельзя. Кажется, что можно скачивать чужие книги и петь под чужие фонограммы: никто не станет этим заниматься.

Но этим занимаются — и весьма успешно. Певцы, блогеры, дизайнеры, фотографы и художники защищают свои права и получают деньги от тех, кто без разрешения использует их работы.

Если вы надеетесь, что вас это не коснется, то рискуете потерять деньги. Правообладатели легко доказывают нарушения и выигрывают суды. А если до магазина или сайта не доберется правообладатель, это сделает государство.

А государство здесь при чем?

Кроме компенсаций владельцам товарных знаков есть штрафы в пользу государства. В магазин героини этой истории однажды пришли сотрудники МВД с проверкой. Нашли там кроссовки с тремя полосками, а подтверждений, что это обувь известного производителя с его завода, не нашли.

Это продажа контрафактной продукции. За такое штрафуют даже без претензий правообладателя — например, на 50 тысяч рублей.

Как законно использовать товарные знаки, чтобы не потерять деньги?

Если товарный знак или другой объект авторских прав не принадлежит вам или вашей компании, вы не можете использовать его без разрешения. Это просто нужно запомнить.

Чтобы разместить логотип на сайте, напечатать слоган на футболке или продать рюкзак с рисунками из мультфильма, нужно разрешение правообладателя. Отсутствие запрета — это еще не разрешение.

Используете товарный знак — подтвердите документами, что делаете это законно. Как вариант можно покупать товар только у официальных дилеров или зарегистрировать свой товарный знак.

Вариантов оформления может быть много. Правильный вам подскажет юрист, который на этом специализируется.

Если вы уже попались и от вас требуют компенсацию, попробуйте ее уменьшить. Вам в помощь постановление КС № 28-П об условиях уменьшения компенсации. Еще недавно появился интересный кейс коньячной марки, которая судилась 2 года, рассчитывала на 10 млн рублей и даже выиграла в Верховном суде. Но все равно получит только 100 тысяч, потому что ответчик сумел грамотно собрать доказательства.

Источник

Дропшиппинг: как открыть онлайн-магазин без склада и доставки

Зарабатывать на продаже товаров можно тремя способами: запустить собственное производство, закупаться оптом у производителя или дистрибьютора или, что проще всего, работать по схеме дропшиппинга. Разберемся, что это такое и как наладить успешный бизнес из любой точки мира.

Что такое дропшиппинг?

Дропшиппинг — это когда вы продаете товар, а поставщик сам доставляет его покупателю. Это работает так:

Покупатель: оформляет заказ в вашем интернет-магазине

Вы: сообщаете поставщику, какой товар купил клиент и куда его отправить

Поставщик: упаковывает товар и отправляет напрямую покупателю

Вам не нужен стартовый капитал, не нужно искать и арендовать склад, вы можете даже никогда не видеть вживую товар, который продаете. Это самый простой способ открыть свой магазин.

И почему так проще?

В дропшиппинге нет проблем, которые возникают при собственном производстве или закупке оптом.

При запуске своего производства вы не зависите от поставщика, с которым нужно делить прибыль, но нужно наладить производство — а это требует хорошей идеи, стартового капитала и сноровки.

Если закупать товары оптом у производителя или дистрибьютора, вы будете привязаны к складу. Придется самому заниматься упаковкой, доставкой и возвратами товаров.

В дропшиппинге вы занимаетесь только привлечением клиентов и продажами, а всё остальное берет на себя поставщик.

А можно подробнее про преимущества?

Минимальный стартовый капитал. Вам не нужно запускать производство продукции или закупать партию товаров. Деньги нужны только на создание сайта и первую рекламу. Поначалу вы можете самостоятельно обрабатывать все заказы.

Нет заморочек со складом. Не нужно искать и содержать склад, а значит вы не привязаны к городу, где он находится.

Вся логистика на поставщике. Вам не нужно заниматься упаковкой и доставкой товара. За возвраты тоже отвечает поставщик.

Можно расширять ассортимент. Если захотите, можете договориться с другими поставщиками и попробовать разные товары. По схеме дропшиппинга, как правило, не бывает эксклюзивных договоров.

Можно продавать из любой точки мира. Вы не привязаны к какому-то месту. Чтобы заниматься продвижением сайта и обрабатывать заказы, достаточно ноутбука с интернетом.

Но и недостатки наверняка есть?

Выручка меньше. Поставщик сам занимается упаковкой и доставкой товаров, поэтому стоимость товара для вас становится выше. Вы не всегда можете компенсировать это дополнительной наценкой: стоимость должна оставаться конкурентной на рынке.

Вы не контролируете качество. Если товар доставят с опозданием или он будет бракованный, покупатель обратится с претензией к вам и ваша репутация пострадает.

Поставщик может переманить клиента. Чтобы доставить товар, вы передаете поставщику имя, телефон и адрес покупателя. При желании он может внести его в свою базу и в следующий раз продать продукцию без вашего участия.

Кому подойдет дропшиппинг?

Начинающим предпринимателям, которые хотят открыть свое дело с минимальными вложениями. Бизнес на дропшиппинге поможет выбрать нишу и заработать первые деньги.

Владельцам магазинов, которые планируют расширить товарную линейку. Например, вы продаете детскую одежду: магазин прибыльный, продажи налажены, есть постоянные клиенты. Вы можете добавить в ассортимент детское питание и игрушки — так вы увеличите средний чек и привлечете новых клиентов.

Начинающим маркетологам, чтобы потренироваться в продвижении сайта, закупке рекламы, SEO-оптимизации и так далее.

Бизнесменам из других ниш, которым дело перестало приносить деньги или удовольствие. Дропшиппинг поможет протестировать новую сферу без больших трат.

Кажется, мне это подходит. С чего начать?

Определитесь с товарной линейкой. Проще всего найти продукт с уже сформированным высоким спросом. Спрос можно оценить в сервисе подбора слов «Яндекса» или в Google Trends.

Как называется торговля чужим товаром. Snimok ekrana 2019 07 18 v 13.34.32. Как называется торговля чужим товаром фото. Как называется торговля чужим товаром-Snimok ekrana 2019 07 18 v 13.34.32. картинка Как называется торговля чужим товаром. картинка Snimok ekrana 2019 07 18 v 13.34.32
140 тысяч человек ежемесячно ищут в «Яндексе» магазин детской одежды

Найдите поставщика на специализированных сайтах. Просто напишите в поиске «дропшиппинг поставщик», и вы увидите десятки сайтов-агрегаторов, на которых можно найти поставщиков. Вот несколько таких площадок:

Поставщик должен не только обладать нужными вам товарами, но и быть готовым работать по договору дропшиппинга. Желательно, чтобы это был сам производитель товаров или официальный дистрибьютор — чем больше посредников, тем ниже ваша прибыль с продажи.

Обращайте внимание на условия доставки и возврата товара: готовы ли вы разместить эти условия на своем сайте — ведь всей логистикой будет заниматься поставщик.

Подпишите договор. Внимательно прочитайте договор, прежде чем подписать его. Если самостоятельно разобраться сложно, привлеките юриста, который поможет понять нюансы и неочевидные пункты. Особое внимание уделите условиям оплаты, например, требует ли поставщик разовые или ежемесячные минимальные взносы.

Хорошо, товары есть. Что дальше?

Сделайте онлайн-магазин и разместите товары. Можно заказать сайт в веб-студии или найти фрилансера-разработчика. Услуги фрилансера будут стоить от 50 000 ₽, а веб-студии — от 300 000 ₽. Главный минус такого подхода — время: на разработку уйдут месяцы. Для быстрого запуска магазина лучше подойдут конструкторы сайтов с готовыми инструментами для продажи товаров онлайн.

Продвигайте магазин. Есть несколько способов:

Не хочу заморачиваться. Есть волшебная кнопка, которая всё сделает за меня?

В конструкторе сайтов от Mail.ru вы сможете быстро собрать сайт и подключить специальное приложение для дропшиппинга — Printful. Вам не придется самостоятельно искать поставщика, который готов работать по такой схеме: к приложению уже подключены производители, которые предлагают разные категории товаров.

Я готов попробовать. Как начать?

Вот пошаговая инструкция:

2. Нажмите «Подключить», затем «Перейти в сервис». Выберите шаблон интернет-магазина.

Как называется торговля чужим товаром. 2. Как называется торговля чужим товаром фото. Как называется торговля чужим товаром-2. картинка Как называется торговля чужим товаром. картинка 2

3. Подключите пробный период тарифа «Интернет-магазин». Вы получите бесплатный доступ на 7 дней, чтобы протестировать сервис.

Как называется торговля чужим товаром. 3. Как называется торговля чужим товаром фото. Как называется торговля чужим товаром-3. картинка Как называется торговля чужим товаром. картинка 3

4. Найдите и подключите приложение Printful. Для этого зайдите в «Дашборд» → «eCommerce».

Как называется торговля чужим товаром. 4. Как называется торговля чужим товаром фото. Как называется торговля чужим товаром-4. картинка Как называется торговля чужим товаром. картинка 4

5. Далее выберите «Приложения» → «Dropshipping» и нажмите «Установить».

Как называется торговля чужим товаром. 5. Как называется торговля чужим товаром фото. Как называется торговля чужим товаром-5. картинка Как называется торговля чужим товаром. картинка 5

Приложение входит в стоимость пакета «Интернет-магазин», за него отдельно платить не нужно.

Источник

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Базовые знания для начинающего импортера

Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.

Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.

Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.

Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.

Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту

Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.

Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.

Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.

Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.

Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.

Какие документы нужны импортеру

Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.

Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.

По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.

Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:

Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.

Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.

Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.

Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.

Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.

А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.

Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.

Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.

Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:

FCA Berlin, Incoterms 2020.

FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.

Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.

И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.

Это счет на оплату, где указаны:

Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.

Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.

Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.

Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.

Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.

Виды транспортных документов

Способ доставкиНазвание транспортного документа
Автодорожным транспортомМеждународная товарно-транспортная накладная, CMR
СамолетомГрузовая авианакладная, AWB
ПоездомЖелезнодорожная накладная международного сообщения, SMGS
КораблемКоносамент, он же Bill of landing

Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.

Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.

Как оплатить инвойс в банке

Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью процедуры валютного контроля.

А сделки стоимостью от 3 млн рублей попадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.

За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.

Как происходит ввоз товаров в Россию

Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.

Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.

Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.

Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.

Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444PDF, 533 КБ

При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.

Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.

В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.

Что такое тарифное регулирование

Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.

Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.

Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.

Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Berlin — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Берлина. Таможенная стоимость определяется так:

Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Берлина до границы России.

Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.

Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.

Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.

Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.

Какие бывают виды таможенных платежей

Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.

В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:

Расскажу про каждый платеж подробнее.

Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.

Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.

Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.

Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.

Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.

Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.

Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.

Как рассчитать таможенные платежи

На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:

Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.

Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.

Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.

Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на август 2020 года.

Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 91 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.

Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.

Пошлина за ввоз составит:

2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €

А в рублях по курсу ЦБ:

3120 € × 84,91 Р /€ = 264 920 Р

Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.

Тогда таможенная стоимость составит:

Переведем в рубли по курсу ЦБ:

Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:

(1 870 757 Р + 264 920 Р + 8530 Р ) × 20% = 428 842 Р

Как внести таможенные платежи

Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете Федеральной таможенной службы. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.

Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на свой ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать код платежа — так таможня поймет, что именно вы оплачиваете.

В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с лицевого счета импортера.

Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ

Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только уплатить таможенные сборы и налоги, но и получить необходимые разрешительные документы от госорганов. Проблема в том, что для разных видов товаров нужны разные разрешения. И выдают их в разных учреждениях — система действительно сложная.

Например, к лекарственным и косметическим средствам Росстандарт предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.

На пищевые продукты и предметы личной гигиены необходимо оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава РФ. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.

Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.

Например, для ввоза, хранения и продажи пуховиков необходимо оформить декларацию о соответствии товаров требованиям технических регламентов таможенного союза — ТР ТС. Этот документ подтверждает, что товары безопасны и могут продаваться на территории страны.

Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.

Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования необходимо предоставить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.

А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать продемонстрировать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. В моей практике такое происходило несколько раз.

Если импортер решил сэкономить и каким-то образом оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. В такой ситуации выход один: получать декларацию соответствия заново. На это, как правило, уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет храниться на складе временного хранения за счет импортера.

Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.

Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения самостоятельно, а работаю сразу с несколькими агентами. Существует огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.

Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у этих органов и лабораторий право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.

Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр. Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на складе временного хранения. Естественно, за счет импортера.

Расходы на импорт пуховиков из нашего примера

Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС

Если импортируемый товар попадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что товар, который ввозится на территорию страны, прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности.

Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.

За что могут оштрафовать импортера

Т⁠—⁠Ж уже писал о статистике за 2019 год: самые большие штрафы российские предприниматели получали именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Таможенный инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.

Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.

Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.

Недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на склад временного хранения, представить в таможенный орган документы и начать процесс таможенного декларирования.

Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 Р с конфискацией товаров или без нее.

По моему опыту, это очень распространенное нарушение у предпринимателей, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.

Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Например, импортер ввозит б/у или восстановленные телефоны популярных марок: «Самсунг», «Эпл», «Сони». Или он везет партию фирменных кроссовок «Адидас» или «Найк».

Просто так привезти эти товары нельзя: в стране уже есть официальные дилеры с эксклюзивными правами на импорт. Чтобы не заморачиваться с получением разрешения на ввоз и вывоз от владельцев торговой марки, недобросовестные поставщики и импортеры пытаются скрыть названия брендов. Для этого они видоизменяют маркировку на упаковках или вообще обходятся без нее.

Как избежать: с Европой таких проблем обычно не бывает, а вот китайских поставщиков лучше попросить прислать фотографии коробок с товаром перед отправкой.

Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможенный орган и заявить таможенный режим «Таможенный склад».

Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники компании-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.

Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.

Как избежать: проследите, чтобы продавец промаркировал документы и упаковки с товарами.

Как сэкономить на импорте

Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги.

Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки у разных компаний могут сильно различаться.

Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самостоятельно, чтобы сэкономить. Такая экономия может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.

Например, импортер решил самостоятельно заполнить декларацию, но допустил ошибки: выбрал не тот код товара и ошибочно посчитал таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.

В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.

При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет, в особенности это касается цен на авиаперевозки. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.

При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.

Во второй половине ноября Европа начинает готовиться к католическому Рождеству: начинаются распродажи, компании стремятся закрыть квоты по контрактам до конца года. Нагрузка на транспортные компании резко возрастает, и цены на их услуги несутся вверх.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *