Как называется троеточие в литературе

Многоточие

Многото́чие () — знак препинания в виде нескольких (в русском языке трёх) поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу автора.

Содержание

Русский язык

В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный». В просторечии многоточие также иногда называют «троеточием».

В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:

Иногда многоточие применяют с вопросительным или с восклицательным знаками. В этих случаях после знака ставится только две точки: «. » и «. ». Примеры:

Многоточие в других языках

Многоточие существует и в других языках, но правила его употребления меняются от языка к языку.

В английском языке (как и в русском) в многоточии три точки, однако в китайском языке оно состоит из 6 точек (2 группы по 3 точки).

Математика

В математике многоточие используется в значении «и так далее» и, в частности, означает:

Употребление в языках программирования

В некоторых языках программирования (Си/С++ и др.) многоточие используется для обозначения произвольного количества неизвестных аргументов в описании функции. Например:

означает, что у функции printf первый аргумент имеет тип const char *, а дальше может быть любое число аргументов с произвольными типами.

Многоточие в элементах меню и на кнопках обычно означает, что пользователю потребуется заполнить ещё форму.

Типографика

Единого мнения по поводу того, как правильно набирать многоточие (одним символом, «…», или несколькими «. ») нет. Сторонники первого варианта набора приводят в качестве аргумента тот факт, что коль скоро такой символ существует — он служит для обогащения текста. Кроме того, этот вариант набора позволяет экономить байты. В пользу второго варианта (сторонником которого выступает, например, Артемий Лебедев [2] ) свидетельствуют две особенности, недостижимые при неразрывности точек в многоточии:

Источник

Всё ли так просто с многоточием?

Как называется троеточие в литературе. 3cea07fb5e75b2dd7693f64685993ff6. Как называется троеточие в литературе фото. Как называется троеточие в литературе-3cea07fb5e75b2dd7693f64685993ff6. картинка Как называется троеточие в литературе. картинка 3cea07fb5e75b2dd7693f64685993ff6

Многоточие (эллипсис, от греч. ellipsis — незаполненность) — самостоятельный типографский знак, разновидность отточия, состоящий из трёх точек идущих подряд, используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.

Многоточие бывает горизонтальным, вертикальным и диагональным.

Техническая справка

Историческая справка

Многоточие использовалось ещё и назвать точные даты появления этого символа не представляется возможным и не является необходимым в контексте этой статьи. Многоточие использовалось ещё в Древней Греции для замены того «что и так всем понятно», например, многоточием можно было бы закончить фразу «не суй нос не в свои дела», вот так: «не суй нос…». Это самый примитивный пример, аналогию можете придумать сами. Так же греки и римляне использовали многоточие в синтаксических конструкциях, которые выглядели незавершёнными и в конструкциях обусловленных особенностями латыни.
Но даже понятные конструкции с многоточиями в случае их многократного объединения превращаются в пучок несвязных слов, не имеющего границ. О чём и говорил Квинтилиан (Квинтилианус, на латыни) в своих трудах, призывая использовать многоточие только в тех случаях где «всё и так понятно»! Это, естественно, вызывало споры: как разобраться где и так понятно, а где нет. Хочу повториться что эти проблемы были вызваны, во многом, особенностями языка и свойственны европейскому сообществу, но не русскому, русский язык отличается языковыми конструкциями.

Первым использовать многоточие в России стал Карамзин в XVIII веке. И изначально оно применялось как художественный приём, в основном в прозе, для выражения эмоциональной составляющей и лишь затем перекочевало в обычные тексты как символ недосказанности и незавершённости, прерывистости,
закончилась прелюдия и мы можем приступить к реальным вопросам применения многоточия на практике. Ура!

Правила употребления

Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:
Маркс писал, что «язык… есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».

В начале текста или предложения с целью отразить сбивчивость мысли, либо большой временной интервал отделяющий предложение от предыдущего.
«…Ва… ва… ва… ваше превосходительство,» — шептал Попов.

В местах где окончание фразы общеизвестно, например:
«с кем поведешься…»
«хотели как лучше…»

Для обозначения интервалов (наряду с тире и знаком деления ÷ )
+7…+9С
15…19 килограмм

В математике

Для пропуска чисел в последовательности:
1 + 2 + 3 +…+ 10

Для записи периодических дробей или трансцедентых чисел:
1/3 = 0,33333333…
Пи = 3,14159…

В Рунете

Для отображения продолжающегося списка страниц, например в поисковой выдаче, иногда оформляется как ссылка:
… 2 3 4 5 6 7… 1
1…15 16 17

Как список номеров элементов отображаемых на текущей странице или следующих в списке навигации по страницам:
1…15 16…30 31…45 2

В новостях, в добавление к «далее»:
далее… 3

Правила использования

Примечание

Вообще такую формулировку последнее время используют всё меньше, заменяя её подходящей по смыслу фразой:
Некоторое время назад мы рассказывали вам о запуске сервиса Mooteam.ru и, получив массу полезных комментариев, решили рассказать о новой возможности на сайте — сервисе свиданий — и ещё раз послушать конструктивную критику.

/>Пункты 10, 11 полностью скопированы из справочника Розенталя.

Источник

Многоточие как знак препинания

Как называется троеточие в литературе. Mnogotochie znak prepinaniya. Как называется троеточие в литературе фото. Как называется троеточие в литературе-Mnogotochie znak prepinaniya. картинка Как называется троеточие в литературе. картинка Mnogotochie znak prepinaniya

Многоточие знак препинания, впервые указанный в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Правда, в то время известное нам многоточие называлось совсем другим словом — знак пресекательный. Возможно, это наименование в большей степени отражает пунктуационный смысл знака препинания.

Интонация многоточия

Современному русскому языку трудно обойтись без многоточия. С помощью этого знака передается такое специфическое чувство, как смятение или незавершенность, обрывочность фраз и суждений, чувство смущения.

Без многоточия литераторам было бы гораздо труднее передать смысл многих предложений. Давайте сравним две абсолютно одинаковые фразы, различающиеся лишь знаком препинания в конце:

Правда, во втором случае смысл фразы меняется? Если первое предложение звучит уверенно и стойко, характерно скорее для взрослого человека, то вторая фраза может принадлежать более молодой особе, которая только делает первые шаги во взрослой жизни.

Передача подобных оттенков очень важна. Многоточие это не просто знак препинания. Это настоящий полноценный инструмент, с помощью которого литератор может выразить такие мысли, какие невозможно передать никакими другими средствами русской словесности.

Когда нужно многоточие

Многоточие знак препинания, который применяется во многих случаях. Разберем некоторые случаи более подробно, дабы читатель и сам научился пользоваться широчайшими возможностями, которые дарит многоточие.

Незаконченность высказывания

Правильно иные говорят, что многоточие это следы на цыпочках ушедших слов. Если надо передать незаконченность суждения, лучшим другом литератора становится уже знакомое нам многоточие.

Давайте посмотрим, как это выглядит, на живом примере:

«Да-да, помню… Были мы тогда в Москве»

В этом рассказе однозначно чувствуется, что, несмотря на то что герой утверждает о живых воспоминаниях, в реальности они не такие уж и живые. Не так уж хорошо герой помнит, что тогда было. Возможно, были в Москве. Но с той же степенью вероятности говорящий может заблуждаться и говорить о своих ложных воспоминаниях.

Надо понимать, что означает многоточие, чтобы грамотно пользоваться инструментом. Это серьезный знак препинания, который не следует ставить при любых сомнениях говорящего. Подобно тому, как не следует разбрасываться сильными словами, чтобы не обесценить их, так и не следует разбрасываться знаками препинания. Они этого не любят и жестоко наказывают автора за непочтительное отношение к себе.

Как называется троеточие в литературе. Mnogotochie 1. Как называется троеточие в литературе фото. Как называется троеточие в литературе-Mnogotochie 1. картинка Как называется троеточие в литературе. картинка Mnogotochie 1

Если не учитывать, когда ставится многоточие, и использовать знак препинания просто так, тогда читатель не поймет, где же действительно сильные эмоции и переживания, а где таковыми можно пренебречь. Увы, предложение с многоточием востребованно относительно редко, но упустить его, не поставить знак препинания — это такое же преступление перед русской словесностью, как и разбрасываться столь важными элементами языка.

Продолжение изложения

Порой предложения с многоточием используются, когда автор или герой произведения вполне уверены в себе и своих знаниях. Но, если надо указать на продолжение начатого ранее рассказа, нет ничего лучше знакомого нам многоточия.

«Не удостоив ответа, незамедлительно продолжил: …А потом пошел еще в магазин за продуктами и встретил своего закадычного друга»

Вот что такое многоточие в русском языке и в чем его сила! Все три точки, но сколько в них сторон и насколько разными способами они проявляются в предложениях в зависимости от текущего контекста! Воистину, если бы не было многоточия, его бы обязательно следовало придумать.

Многоточие в случае продолжения начатого ранее рассказа говорит не столько об интонации рассказчика, сколько об особенностях повествования. Здесь многоточие используется в основном в утилитарных целях, но не пренебрегайте им! Не думайте о многоточии свысока. Без него читатель не понял бы, что перед ним только продолжение повествования и что в первой части может быть очень важная информация.

Обычно многоточие знак, используемый в этом случае с целью:

Переход от одной мысли к другой

Каждый человек ведет внутри себя диалог. Иногда разговор затухает, порой раздувается вновь. Случаются паузы, за которые мысль переходит от одного объекта к другому, меняется настолько сильно, что, если бы кто-то задумал вести стенограмму внутреннего диалога, такой переход обязательно надо было бы обозначить.

В этом опять поможет знак пресекательный из девятнадцатого века, или знакомое многоточие. Разумеется, этот способ записи одинаково подходит как для стенограммы внутреннего диалога, так и просто для описаний.

«Павел не отвечал… Вдруг достал бутылку с водой и осушил половину»

Очевидно, это не то же самое, что:

«Павел не отвечал. Вдруг достал бутылку с водой и осушил половину»

В первом случае перед нами смятение и напряжение. Почему Павел не отвечает? Не знает? Боится? Что-то скрывает? Чувствует напряжение? Затем Павел подтверждает нарастающий драматизм ситуации тем, что быстро осушает половину бутылки с водой.

Но, если обратить внимание на второй случай, здесь все гораздо проще и даже как-то буднично. Павел не отвечал, но это не произвело достаточного эффекта. Потом достал бутылку, осушил половину. Вероятно, просто пересохло в горле и сразу после утоления жажды наш герой вновь включится в разговор.

Пауза при переходе от одной мысли к другой — мощный инструмент, которым пользуются мастера русской словесности, когда хотят передать напряжение. Драматическая остановка, пауза — тот самый момент, когда что-то вот-вот произойдет, об этом все знают. Но до тех пор, пока развязка не случилась, герои произведения и сам читатель могут представить кульминацию или додумать ее.

Ожидание очень часто волнует больше самого события.

В цитатах

Порой многоточие востребованно в цитатах. Здесь знак препинания вновь употребляется с сугубо утилитарными задачами — как указание на пропуск места. Хотя правила русского языка допускают цитирование с пропусками, ни в коем случае не следует выдергивать фразы из контекста и предлагать их в качестве самостоятельной цитаты.

Мало того что это дурной тон, вдобавок такой автор приобретет не самую хорошую репутацию. Если мысль автора станет интересна читателю, захочется познакомиться поближе с процитированным первоисточником.

Что же там будет обнаружено? Доказательства того, что автор крайне безответственно обошелся с процитированным материалом. Хорошо еще, если по собственной неосторожности или невнимательности. Такое случается со всеми, и надо просто извиниться перед читателем за такую ошибку.

Гораздо хуже, если ошибка случилась по злонамеренной воле. В этом случае печальная слава автору гарантирована, и в будущем придется сильно постараться, чтобы обелить самого себя.

В качестве примера правильного цитирования можно привести слова Александра Сергеевича Пушкина:

«А поэзия… должна быть глуповата»

В оригинале слова поэта звучат следующим образом:

«А поэзия, прости господи, должна быть глуповата»

Хотя речевой оборот пропущен, смысл слов не поменялся и читатель не был введен в заблуждение.

Богатство многоточия

Богатство ситуаций, при которых может применяться многоточие, порой поражает. Трудно представить себе научно-популярную литературу или серьезный публицистический текст без многоточия. В таких книгах, вероятнее всего, знак препинания используется для цитирования прямой речи или передачи важных сведений.

В художественной литературе многоточие обязательно будет востребовано неуверенным в себе герое. Те же самые три точки. Но в зависимости от ситуации они проявляют себя то так, а то совершенно иначе.

Горе тому человеку, кто попробует нарушить красоту инструментария русского языка и использовать символ неподобающим для него образом. И да славится тот мастер русской словесности, который использует по делу многоточие знак препинания!

Средний рейтинг 4.5 / 5. Количество оценок: 4

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Источник

I. Многоточие в конце литературного произведения.

1) «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина. Иона увлекается и рассказывает ей все. » (А. Чехов «Тоска»)

2) «С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратным воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иной счастливой жизни, которую я еще не прожила в настоящую минуту. » (Л. Толстой «Семейное счастье»)

3) «Лиза сказала, что она, слава богу, счастлива, что она не бедна, что муж ее добрый человек, которого она любит. Но вдруг, среди речи, глаза ее наполнились слезами, голос упал, она отвернулась и склонилась на церковный помост, чтобы скрыть от людей свое горе». (Ф. Достоевский «Слабое сердце»)

II. Многоточие перед началом абзаца.

1) «Сколько я не просил жандарма, он печку все-таки закрыл. Мне становилось не по себе, в голове кружилось, я хотел встать и постучать солдату; действительно встал, но этим и оканчивается то, что я помню. »

2) «. Когда я пришел в себя, я лежал на полу, голову ломило страшно. Высокий, седой жандарм стоял, сложа руки и смотрел на меня бессмысленно-внимательно, в том роде, как в известных бронзовых статуэтках собака смотрит на черепаху». (А. Герцен «Былое и думы»)

. В то утро, когда мы ехали на передний край Ленинградского фронта, наши командировки первая военная застава проверяла у ворот большого завода еще в черте города». (О. Берггольц «Говорит Ленинград»)

III. Многоточие умолчания

1) «Все это было дико, мрачно, нелепо, но ведь положение мое тоже было и дико, и мрачно. Я посмотрел на крепко запертую дверь, на железную печку, на стены каменного мешка. Здесь можно погибнуть безвестно и навсегда. Потом пришел в голову, что если закрыть эту печку с угаром.

Вообще начинался какой-то странный кошмар. » (В. Короленко «Искушение»)

2) «Жена его. впрочем, они были совершенно довольны друг другом». (Н. Гоголь «Мертвые души»)

Рассмотренные знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) требуют определенной интонации, присущей мелодики русской речи. Прежде чем остановиться на чтении тире и скобок, рассмотрим особый прием, называемый «приемом вводного», без владения которым невозможно прочитать фразу, имеющую скобки и тире.

«Прием вводного» заключается в следующем:

1) Вводная часть предложения отделяется от главной части паузами, голос на слове, предшествующем группе вводного, повышается.

2) Затем вводное предложение произносится с понижением голоса, монотоном, с некоторым ускорением или замедлением темпа, но с обязательным повышением голоса на ударном слове.

3) После произнесения группы вводных слов голос вновь возвращается к той же высоте, с которой произносилась главная часть предложения.

Скобки

Слова, заключенные в скобки, обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания и целые предложения. Скобки всегда окружены паузами и читаются «приемом вводного».

«Стрельцы, народ, мальчишки | (Алексашка с Алешкой) | ворвались во дворец, | разбежались по сотням комнат». (А. Толстой «Петр Первый»)

Упражнения

1) «И сейчас (в карете) ни одна жилка на лице не дрогнула». (А. Толстой «Петр Первый»)

2) «Величественность речи, да близость моря (мало ли что может зайти сюда из финского залива!) разожгли любопытство». (В. Солоухин «На Колокше»)

4) «В комнате стояли: стол, две садовые скамейки на железных ногах (на спинке одной из них было глубоко вырезано имя «Коля») и рыжая филармония». (Ильф и Петров «Двенадцать стульев»)

5) «Она умерла еще молодой и вскоре после смерти была забыта. Но при жизни пользовалась известностью, слыла «русской Сафо» (как, впрочем, многие русские поэтессы)». (И. Бунин «Из записей»)

6) «Рощин чувствовал, что ноги его примерзают к земле. Стиснув зубы (болело плечо, поясница, разбитое колено), он также поднялся и побрел за вереницей раненых». (А. Толстой «Хождение по мукам»)

Кавычки

Кавычки ставятся для того, чтобы выделить слово, группу слов или целое предложение. Слова, стоящие в кавычках, интонационно подчеркиваются: с помощью пауз, окружающих кавычки, ударением на слове, поставленном в кавычки, изменением высоты голоса и так далее. Кавычками выделяются цитаты.

«В особенности Бунин предостерегал от литературных штампов, всех этих «косых лучей заходящего солнца», «мороз крепчал», «воцарилась тишина», «дождь забарабанил по окну», и прочего, о чем еще до Бунина говорил Чехов». (В. Катаев «Трава забвенья»)

Перед цитатой и после нее необходима пауза. Цитата произносится с изменением высоты голоса (в сравнении с основным текстом) и с некоторым замедлением темпа речи на ней для выделения приводимых чужих слов.

Кавычками выделяются слова, употребленные иронически, или слова, необычные для данного текста. В подобном случае обязательно выделяется стоящее в кавычках слово.

«Выпрямляясь, Александров с удовольствием почувствовал, что у него I «вытанцовывалось». (А. Куприн «Юнкера»)

Автор употребляет слово, заключенное в кавычки по отношению к поклону на официальном приеме, тем самым подчеркивая хорошее настроение героя и его иронический настрой к событию.

Кавычками также выделяются названия книг, журналов, газет и так далее. Перед или после названия, стоящего в кавычках, надо сделать небольшую паузу и несколько выделить ударением название.

«Роман Толстого «Война и мир» следует прочитать: «Роман Толстого | «Война и мир».

Кавычки, заключающие в себе прямую речь или мысли героя, его внутренний монолог, произносятся так, как считает нужным исполнитель. Тут могут быть переданы особенности речи героя, его отношение к фактам, которые он сообщает или о которых думает и прочее.

Упражнения

I. Кавычки при цитировании

1) «Кто теперь скажет ей, с любовью засматривая в глаза: «Вам эта зеленая юбка до того под стать, Луша! Вы в ней позвончее офицерши старого времени». Иль словами бабьей песенки: «Ты прости-прощай, красавица. Красота твоя мне очень нравится». (М.Шолохов «Поднятая целина»)

2) «Где-то когда-то давно-давно тому назад я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною. но первый стих остался у меня в памяти: «Как хороши, как свежи были розы. » (И. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы»)

3) «Лаевский разделял ее мнение. Он был совершенно не знаком с естественными науками и потому никогда не мог помириться с авторитетным тоном и ученым, глубокомысленным видом людей, которые занимаются муравьиными усиками и тараканьими лапками, и ему было досадно, что эти люди, на основании усиков, лапок и какой-то протоплазмы (он почему-то воображал ее в виде устрицы), берутся решать вопросы, охватывающие собою происхождение и жизнь человека». (А. Чехов «Дуэль»)

II. Кавычки при названиях

1) «Между прочим, написал юмористическую поэму «Сашка», пародируя «Онегина». (А. Герцен «Былое и думы»)

2) «Однажды учитель словесности поставил мне двойку за сочинение, написанное для одной гимназистки пятого класса на тему: «Положительные черты в характерах Скалозуба и Молчалина». (М. Горький «Вода и ее назначение в природе и жизни человека»)

3) «Месяц назад вы «Дон-Кихота» перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше «рыцаря бедного». (Ф. Достоевский «Идиот»)

III. Кавычки иронические

1) «Она жалуется, что она и уборщица, и «кульер», а платят ей только как уборщице; а по штату «кульеру» полагается особо». (В. Панова «Сережа»)

2) «Эти самодельные печки получили впоследствии широко распространенное название «буржуек» или «пчелок». Они честно послужили человечеству во все время военного коммунизма». (А. Толстой «Хождение по мукам»)

Логическое ударение

Выделение слова или группы слов среди других слов в предложении или группе предложений с помощью звуковых средств называется логическим ударением.

Целью ударения являются наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие саму суть текста.

Одинаковое ударение на всех словах в предложении ничего не значит. Оно настолько же бессмысленно, как и фраза, в которой совсем нет ударений. Фраза, в зависимости от перемещения в ней логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Акцент зависит от того, что именно хочет сказать говорящий.

Предложение может иметь одно главное и несколько второстепенных и даже третьестепенных ударений.

Существуют следующие виды ударений:

Ударение слова внутри речевого такта называется тактовым. Выделение главного по смыслу речевого такта в предложении называется фразовым ударением I. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым II.

«Нормальные женщины | почти не страдают». (А. С. Писарева «Счастье»)

Автор эту фразу вкладывает в уста героя, который без особого сочувствия относится к своей жене, подарившей ему ребенка. Но слова эти глубоко ранят женщину.

«Дочь, | Екатерина Ивановна, | молодая девушка, | играла на рояле». (А. Чехов «Ионыч»)

В приведенных примерах можно выделить логические ударения, отметить паузы, но передать все модуляции голоса, все оттенки интонации на бумаге отобразить невозможно.

Нужно много практически работать над разбором, ибо он является хорошей, крепкой основой для дальнейшей работы над литературными текстами.

Выделение главного по смыслу слова может быть достигнуто различными способами: замедлением темпа речи на этом слове, усилением, повышением или понижением голоса.

Ударное слово можно выделить, если с остальных слов снять или почти снять ударения во избежание многоударности и бессмыслицы. Станиславский придавал огромное значение умению снимать лишние ударения. Он рекомендовал актерам снимать ударения с тех слов, которые не несут главной мысли и предлагал специальный прием: «нарочито неторопливая, бескрасочная интонация, почти полное отсутствие ударений»[13].

Трудности в постановке логических ударений заключаются в том, что в начале работы большое количество речевых тактов, тактовых ударений и это затрудняет чтение; читающему сложно разобраться сразу, ему начинает казаться, что все является главным. От перегрузки ударениями текст становится непонятным. Надо научиться «скелетировать» фразу, то есть снимать ударения со слов, не несущих главной мысли, а точно определять смысловые центры предложения и именно их выделять ударением.

Станиславский рекомендует при определении ударений в первую очередь выбирать среди всей фразы одно самое важное слово, выделяя его ударением. Затем сделать то же с менее важными, но все-таки выделенными словами. А второстепенные, не главные слова отодвинуть на задний план.

В первый этап работы над логическим разбором надо понять, какую мысль мы хотим сообщить слушателю и отталкиваясь от этого определять место логических ударений в предложении.

Фразовое ударение I содержится не в каждом предложении. Его наличие или отсутствие зависит сугубо от контекста литературного произведения, от его основной мысли.

Фразовое ударение I несет значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

У фразового ударения II еще более активная позиция в том или ином сюжетном куске. Оно поистине выполняет функцию «указательного пальца», отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль выбранного литературного отрывка.

В первом предложении фразовым ударением выделяются: «Глаза у него были несравненные» и «только этот взгляд существует».

Особенность русского языка в том, что ударение тяготеет к концу фразы и чаще всего получает наиболее сильное ударение.

Автор не случайно ставит на последнее место определение «несравненные», так как считает его очень важным.

«Это взгляд гения» выделяется фразовым ударением II.

Определение «гения» является главным ударным словом всего отрывка. Это слово есть смысловой центр, ибо именно оно характеризует взгляд Маяковского.

Сильнее фразового ударения логическое ударение. Оно может приходиться на любой такт во фразе и даже на любое слово в зависимости от цели высказывания. «Чаще всего логическое ударение связывают с актуальным членением предложения, с выделением темы высказывания. Логическим признается смысловое ударение сильно акцентируемое и выполняющее функцию выделения «психологического сказуемого», нового во фразе или/и функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления»[14].

«Я был в театре» (а не ты).

«Я был в театре» (это уже случилось).

«Я был в театре» (именно там, а не где-либо еще).

Чтение курсива

В некоторых случаях сами писатели прибегают к выделению ударных слов с помощью курсива. Когда в тексте встречается курсив, надо обязательно обращать на него внимание, выделяя его в звучании.

«Однако же он был поэт и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи». (А. Пушкин «Египетские ноги»)

Здесь автор употребляет курсив, называя вдохновение дрянью и желая показать всепоглощающий захват творчеством, которое лишает поэта времени.

Но курсив не часто встречается в литературе и поэтому ориентироваться на него при определении ударных слов вряд ли возможно.

Упражнения

2) «Мне стало еще досаднее и совестнее, и чтобы загладить чем-нибудь свой отказ, я поспешил сообщить, что я не буду дома, потому что должен быть у князя Ивана Ивановича, у княгини Корнаковой, у Ивина, того самого, что имеет такое важное место и что, верно, буду обедать у княгини Нехлюдовой». (Л. Толстой «Юность»)

3) «Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась». (К. Паустовский «Золотая роза»).

5) «Вы теперь мой, и принадлежите моему семейству на целый день». (Ф.Достоевский «Дядюшкин сон»)

В русском языке есть ряд законов и правил выделения смысловых ударений. К законам относятся закон о новом понятии, закон противопоставления, закон сравнения.

Закон нового понятия

«Если будете подходить к площади, | то (,) верно (,) на время остановитесь полюбоваться видом: | на ней находится лужа, | удивительная лужа!| Единственная какую нам только удавалось видеть! Она занимает почти всю площадь. ПРЕКРАСНАЯ лужа! (Н. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем»)

В этом отрывке первое «появление» лужи заставляет нас выделить ее с помощью сильного ударения. Но читая текст дальше, с большей силой мы будем выделять слова, характеризующие «достоинства» лужи: «удивительная», «единственная», занимающая «почти всю площадь», «прекрасная».

Упражнения

1) «Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.

И через нее, эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат. Завоеватель и полно!» (И. Тургенев. Стихотворение в прозе ««Мы еще повоюем»)

3) «Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве, на обочине дороги, что-то блестело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочел забытые слова: «В разны годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я». (К. Паустовский «Михайловские рощи»)

Закон противопоставления

Противопоставление бывает ярким и скрытым. Противительные союзы «а», «но» указывают на явное противопоставление.

«На платье ее были нашиты не цветы, а какие-то сушеные грибы». (А. Пушкин «Роман в письмах»)

на противопоставлении построены многие пословицы, скороговорки.

1) «У осы не усы, не усищи, а усики».

2) «С добрым дружишь, а лихого берегись».

3) «Что посеешь, то и пожнешь».

Явное противопоставление может быть и без противительных союзов.

«Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются, расстилается сын перед батюшкой». (Из былин)

Скрытое противопоставление часто выявляется только в контексте с другими фразами.

«Новый план созрел у него в голове» (Ю. Тынянов «Кюхля»)

Здесь ударным будет прилагательное «новый», так как в контексте есть противопоставление старых планов Кюхли новому.

Закон противопоставления подчиняет себе целый ряд правил расстановки логических ударений, но правила могут нарушаться, если присутствует явное или скрытое противопоставление.

В русском языке местоимения не принимают на себя ударений, но если во фразе имеется противопоставление, в этом случае, местоимение выделяем ударением.

В этом примере мы сталкиваемся с явным противопоставлением, следовательно «он» и «я» будут выделены ударением.

Упражнения

1) «Маленькая бабушка слушала разговор молча, но потом и ей захотелось поговорить». (В. Белов «Гудят провода»)

2) «Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет». (К. Паустовский «Золотая роза»)

3) «Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды». (А. Чехов «Каштанка»)

4) «В прошлом году на трудодень выдали по тридцать копеек, а в этом году уже пятый месяц не авансировали колхозников». (Ф. Абрамов «Вокруг да около»)

5) «Сенька было начинал дремать, но от ее последних слов повернулся, забеспокоился, приподнялся на локте». (А. Чапыгин «Гулящие люди»)

6) «Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало». (Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)

7) «Бывает старость величественная, бывает гадкая, бывает жалкая старость. Бывает и гадкая и величественная вместе. Старость пегого мерина была именно такого рода». (Л. Толстой «Холстомер»)

Закон сравнения

«Появилась звезда в этой зеленеющей пустоте, переливаясь, как вымытая». (Л.Толстой «Хождение по мукам»)

В приведенном примере сравнение «как вымытая» выделяется ударением, неверным будет выделение ударением глагола «сверкала».

Есть случаи, когда паузы на запятых сохраняются, и тогда сравнительный оборот читается приемом вводного.

«В домах | боялись зажигать огни, | густая тьма | заливала улицы, | и в этой тьме, | точно рыба в глубине реки, | безмолвно мелькала женщина, | с головой закутанная в черный плащ». (М. Горький «Сказки об Италии»)

Упражнения

1) «Одетые в бушлаты и кожаные куртки, они чернели на снегу, как стая присевших на отлете грачей». (М. Шолохов «Тихий Дон»)

2) «Кучка встряхнулась, рассыпалась, люди по говору зашагали вперед, и было так, точно в обед открылись ворота маслобойки или махорочной фабрики, и мастеровые поспешно разбегаются по домам». (К. Федин «Inferno»)

3) «Над тусклой полосой заката в зеленом небе теплилась чистая, как льдинка, звезда». (А. толстой «Детство Никиты»)

4) «В зловещем, темном тумане этого дела истина показала мне бесстрастное свое лицо, глубокое и спокойное, как вода озера, баюкающего трупы и водяные лилии, но озеро ни сквернее, ни чище, и так же смотрит в него небо и человек». (А. Грин «История Таурена»)

5) «Я закрыл руками лицо и весь трепеща, как былинка, невозбранно отдался первому сознанию и откровению сердца, первому, еще неясному «прозрению моей природы. » (Ф. Достоевский «Маленький герой»)

7) «Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, так посажены на блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых «змиев с разверстыми пастями. » (А. Телегой «Князь Серебряный»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *