Как назывался корабль джеймса кука
Корабль Джеймса Кука
Американские и австралийские подводные археологи объявили, что им удалось обнаружить на дне бухты Род–Айленда обломки знаменитого корабля «Индевор», на котором Джеймс Кук совершил в 1768 – 1771 годах кругосветное плавание.
Изначально «Индевор» звался «Граф Пемброк» и был угольщиком – торговым судном, предназначенным для перевозки угля и других грузов. Его построили под руководством кораблестроителя Томаса Фишберна по заказу Томаса Милнера в порту Уитби в Северном Йоркшире и спустили на воду в июне 1764 года. Местные моряки называли суда такого типа «кошками из Уитби». Они имели небольшую осадку и уплощенное дно, что позволяло им хорошо ходить по мелководью. Такие суда можно было легко вытащить на берег для погрузки и разгрузки, а также ремонтировать без захода в док. Корпус «Графа Пемброка», внутренние палубы и футоксы были сделаны из белого дуба, киль и ахтерштевень – из вяза, три мачты – из сосны и ели.
16 февраля 1768 года Лондонское королевское общество обратилось к Георгу III с просьбой финансировать научную экспедицию в Тихий океан для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца в 1769 году и для других исследований. Королевское согласие было получено, а Адмиралтейство решило соединить научное путешествие с тайной миссией по поискам гипотетического континента Terra Australis Incognita.
Королевское общество предложило поручить командование экспедицией шотландскому географу Александру Далримплу. Но первый лорд Адмиралтейства Эдвард Хоук сказал, что предпочел бы отрезать правую руку, чем дать командование военно-морским судном не профессиональному моряку. Хоук хорошо знал, что произошло в 1698 году, когда офицеры корабля «Парамур» отказались выполнять приказы гражданского руководителя экспедиции Эдмунда Галлея. Выход был найден, когда Адмиралтейство предложило кандидатуру Джеймса Кука, морского офицера с хорошей подготовкой работы в математике и картографии. Ученых эта кандидатура устроила. Тогда же для экспедиции присмотрели подходящее судно, и «Граф Пемброк» был приобретен у владельца за 2840 фунтов 10 шиллингов и 11 пенсов, еще 2294 фунта были затрачены на переоборудование корабля.
27 мая 1768 года Джеймс Кук принял командование кораблем, который получил название «Барк Индевор», чтобы не возникало путанице с уже имевшимся на флоте небольшим военным кораблем «Индевор». Когда ремонтные работы были закончены, корабль 30 июля прибыл в Плимут, чтобы принять на борт экипаж и запасы провизии (в том числе живых свиней, кур и козу). 26 августа знаменитое первое кругосветное плавание Джеймса Кука началось.
«Индевор» посетил Таити, Новую Зеландию, где Джеймс Кук открыл пролив между Северным и Южным островами, а также доказал, что они не являются частью неведомого южного материка. Затем он отправился вдоль восточного побережья Австралии. Там он сел на мель и получил серьезную пробоину, в результате чего долгое время приходилось плыть, постоянно откачивая воду из трюма. За время этого пути был открыт пролив между Новой Гвинеей и Австралией. Наконец, «Индевор» прибыл в Батавию (нынешнюю Джакарту), где его отремонтировали. Затем через Кейптаун экспедиция вернулась в Англию.
О первом путешествии Кука написано многое, куда менее известна дальнейшая судьба «Индевора». После возвращения он был направлен в доки Вулвича, где его переоборудовали в транспортное судно. В таком качестве «Индевор» под командованием лейтенанта Джеймса Гордона совершил три плавания к Фолклендским островам (1771 – 1774). Примечательным было второе из них, когда «Индевор» должен был доставить на Фолкленды малый корабль «Пингвин», предназначенный для несения там службы, но неспособный пересечь Атлантику самостоятельно. «Пингвин» разобрали на части, погрузили их на «Индевор», на борт также поднялись моряки «Пингвина» и четыре плотника, которые собрали корабль по прибытии на место назначения.
В сентябре 1774 года «Индевор» был выведен из состава флота, а в марте следующего года продан частному судовладельцу Мазеру за 645 фунтов. Известно, что в качестве частного судна он совершил по меньшей мере один рейс в Россию – в порт Архангельск.
Когда началась война с североамериканскими колониями, Адмиралтейство нуждалось в судах для перевозки через океан войск и военных грузов. Мазер решил продать корабль государству, но получил отказ, так как «Индевор» был признан слишком старым и ветхим. Тогда владелец переименовал корабль в «Лорд Сэндвич» и вновь предложил Адмиралтейству купить его, но обхитрить военно-морское ведомство ему не удалось. Пришлось провести серьезный ремонт и только тогда Адмиралтейство приняло корабль под названием «Лорд Сэндвич II». В 1776 году в составе крупного флота он перевозил войска, которые потом участвовали во взятии Нью-Йорка, затем использовался при переброске войск на Род-Айленд, где ему довелось также служить плавучей тюрьмой для военнопленных.
Когда в начале 1778 года в войну на стороне американцев вступила Франция, они попытались отбить у англичан Ньюпорт на Род-Айленде. При этом по суше на город наступали американские войска, а с моря ему угрожал французский флот. Командующий британским гарнизоном Джон Брисбен принял решения заблокировать вход в гавань, затопив там излишки судов. 7 августа 1778 года «Лорд Сэндвич II» был затоплен в порту Род-Айленда.
Историки далеко не сразу проследили судьбу легендарного «Индевора». Статья, где говорилось, что он, вероятно, лежит на дне возле Ньюпорта, была впервые опубликована в местном журнале «Провиденс» в 1834 году. Однако долго была популярной альтернативная версия, согласно которой корабль уцелел и в 1790 году был продан Мазером французам, которые дали ему название «Ла-Либерте». Затем он затонул возле Род-Айленда в 1793 году. Об этом сообщил бывший французский консул в Род-Айленде со слов владельцев судна. Но потом оказалось, что «Ла-Либерте» – это совсем другой «Индевор». Также в журнал «Провиденс» поступило письмо, где утверждалось, что еще в 1825 году некий отставной моряк в Лондоне устраивает для желающих прогулки по Темзе, показывая остатки затонувшего корабля и утверждая, что это бывший «Индевор» Джеймса Кука.
С 1991 года организация Rhode Island Marine Archaeology Project (RIMAP) начала исследование всех тринадцати транспортных судов, затопленных во время боев за Род-Айленд. В 1999 году ее сотрудникам удалось раскопать в лондонских архивах сведения о том, что среди этих судов был «Индевор» и узнать его новое название. В 2000 году к исследованиям присоединились сотрудники Австралийского национального морского музея (плавание Джеймса Кука – важная часть австралийской истории, поэтому ученые из Австралии проявили большой интерес к судьбе его корабля).
Тогда же на дне был найден первый из затонувших кораблей, который поспешили объявить «Индевором». Но сомнение в его идентификации оставались. За последующие шесть лет было определено местонахождение восьми кораблей, некоторые из которых тоже могли быть кораблем Кука. Наконец, теперь исследователи утверждают, что с шансами в «80 – 100 %» знаменитый корабль находится среди обломков пяти кораблей, затопленных в гавани рядом друг с другом. Сейчас RIMAP ищет средства на продолжение подводных археологических работ, а также на подъем и реставрацию фрагментов корабля.
Индевор (корабль)
Инде́вор (англ. HMS Endeavour — усилие) — первый корабль, которым командовал британский исследователь, картограф и первооткрыватель XVIII столетия капитан Джеймс Кук. Этот корабль Кук использовал в своей первой экспедиции.
Содержание
История создания
Индевор появился в 1764 году. Он был построен в доках приморского городка Уитби, расположенном в графстве Йоркшир, где началась карьера Джеймса Кука. Таким образом, и капитан и его корабль начали свою «морскую жизнь» в одном месте. Корабль принадлежал к разряду «кет-билт» – судов с прямым широким носом. В документах первого плавания Джеймса Кука Индевор неизменно называют барком. Особенностями корабля были три мачты, прямые паруса на фок-мачтах и грот-мачтах и бизань без реев. На корабле было 22 пушки, из них 12 на поворотных лафетах. Первый биограф знаменитого мореплавателя, его современник Киппис утверждал, будто Кук сам выбрал Индевор в период подготовки к экспедиции, хотя современные исследования склонны утверждать, что корабль был подобран случайно и без участия Кука. Агенты Корабельной палаты (Navy Board) приобрели судно у владельца 28 марта 1768 года, причём когда покупатели осматривали корабль в Дептфордских доках оказалось, что обшивка, мачты и такелаж требуют основательного ремонта.
Дальнейшая судьба
Судьба судна окутана тайной. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком. По одной – парусник окончил свои дни на Темзе. Согласно другой версии, корабль после кругосветного плавания продали, французу-торговцу, переименовавшему его в «La Liberte» – «Свобода». Француз, в свою очередь, переправил его в Северную Америку, чтобы использовать как китобойное судно. В Америке легендарный барк был сильно повреждён британским кораблём; его останки, возможно, захоронили совладельцы в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
Интересные факты
Смотри также
Источники
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Индевор (корабль)» в других словарях:
Индевор (кратер) — Кратер Индевор, снятый орбитальным аппаратом Марс Одиссей … Википедия
Индевор — Индевор: Индевор (корабль) корабль, которым командовал британский исследователь Джеймс Кук. Индевор (шаттл) многоразовый транспортный космический корабль НАСА, пятый и последний космический челнок … Википедия
Индевор STS-134 — п· Полётные данные корабля Название корабля STS 134 Орбитальный модуль «Индевор» Полёт шаттла № … Википедия
Индевор (шаттл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Индевор. Символ «Индевора» «Индевор» (англ. Endeavour … Википедия
Индевор STS-130 — п· Полётные данные корабля Название корабля STS 130 Орбитальный модуль «Индевор» Полёт шаттла № … Википедия
Индевор STS-126 — п· Полётные данные корабля Название корабля STS 126 Орбитальный модуль Индевор Полёт шаттла № … Википедия
Индевор STS-123 — п· Полётные данные корабля Орбитальный модуль «Индевор» Полёт шаттла № 122 Полёт «Индевор» № 21 … Википедия
Жюль Верн (грузовой космический корабль) — Жюль Верн ATV 001 … Википедия
Буран (космический корабль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Буран (значения). Старт комплекса «Энергия Буран» 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур «Буран» орбитальный корабль космоплан советской многоразовой транспортной космической… … Википедия
Челленджер (космический корабль) — «Челленджер» (англ. Challenger «Бросающий вызов») многоразовый транспортный космический корабль НАСА. «Челленджер» второй спейс шаттл, был передан в эксплуатацию НАСА в июле 1982 года. Шаттл «Челленджер» был назван по имени морского судна,… … Википедия
История первого судна Джеймса Кука барка «Endeavour»
История первого судна Джеймса Кука барка «Endeavour»
«Стремиться и достигать!»
(девиз жизни Джеймса Кука)
Имя Джеймса Кука ( 1728- 1779гг) величайшего шотландского мореплавателя своей эпохи окутано мифами и до сих пор привлекает внимание.
Английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских ВМС. Им были совершены три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана. Вряд ли найдется человек который за столь короткий срок совершил столько географических открытий. Его труды по обследованию малоизвестных и редко посещаемых частей Ньюфаундленда и восточного побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов легли в основу картографии. Многие из составленных им карт по своей точности так и не были превзойдены на протяжении последующих десятилетий и служили мореплавателям вплоть до второй половины XIX века.
Третья экспедиция 1776-80 на двух судах «Резольюшен» и шлюп «Дисковери» была направлена на поиски Северо-Западного прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль берегов Северной Америки и захвата новых земель. Зимой 1777-78 Кук натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова и в январе 1779 встал на якорь у о.Гавайи. Когда спустя время Кук вынужден был высадиться на берег, чтобы починить сломанную фок-мачту, между англичанами и туземцами возникла ссора.Из рапорта лейтенанта Джеймса Кинга: «Он был уже у самой воды, когда один вождь ударил его в шею и плечо острой железной палкой; капитан упал лицом в воду. Индейцы кинулись к нему с громким криком, сотни их окружили тело, добивая упавшего кинжалами и дубинками. «
На мемориале, который сооружен в Англии в память о капитане Джеймсе Куке, выбиты слова:
«Он обладал в выдающейся степени всеми качествами, требуемыми для великих начинаний».
Индевор (англ. HMS Endeavour – усилие) – первый корабль который капитан Джеймс Кук использовал в своей первой экспедиции на новые земли.
«Индевор» строился для перевозки угля и появился на свет в июле 1764 году. Первоначально он носил имя «Earl of Pembroke» (Граф Пемброкский) и был куплен и переоснащён Королевским флотом 28 марта 1768 года. Он был построен в доках того же приморского городка Уитби в графстве Йоркшир, где началась и морская карьера Джеймса Кука. Таким образом и капитан и его корабль начали свою «морскую жизнь» в Шотландии, родине знаменитого виски Джон Уокер и не менее знаменитых путешественников. Корабль принадлежал к разряду «кэт-билт» – судов с прямым широким носом. Как и португальские каравеллы, это судно было построено на основе хорошо известной мореплавателям арабской дхоу. В документах первого плавания Джеймса Кука его неизменно называют барком.«Индевор» был некрасивым, но крепким судном с отличными мореходными качествами. Он имел небольшую осадку и полностью деревянную обшивку. Две из трех его мачт (фок и грот) несли прямые паруса, на бизани поднимали крюйсель и контр-бизань. Под бушпритом располагались блинд и бом-блинд. При хорошем ветре «Индевор» мог идти со скоростью до 8 узлов, что было очень неплохо по тем временам.Плоское дно корабля хорошо подходило для плавания на мелководье в руслах рек и позволяло подходить к берегу для погрузки и разгрузки грузов, а также вставать на капитальный ремонт, не требуя сухого дока. Его корпус, внутренние полы, надстройки были построены из традиционного белого дуба, киль и ахтерштевень из вяза, а мачты из сосны и пихты. На корабле было 22 пушки из них 12 на поворотных лафетах.Тоннаж «Индевора» составлял всего лишь 375 метрических тонн, длина по килю не превышала 35 м, наибольшая ширина была 9 м с лишним. Для сравнения напомним, что водоизмещение флагмана первой флотилии Колумба «Санта-Марии» было 120 тонн при длине по килю 18,5 м и ширине 7,8 м.
В Дептфорде специально для Индевора построили командирский катер, баркас (для подвоза еды и припасов) и ял.
26 августа 1768 года капитан Джеймс Кук вышел на корабле «Индевор» из английского Плимута и взял курс на Таити. Официальной целью этого путешествия стало исследование астрономического явления:прохождения Венеры по диску Солнца, неофициальной же – поиски Южного материка и исследование южных широт. Возглавлял экспедицию английский ученый Джозеф Бэнкс.
10 апреля 1769 года «Индевор» бросил якорь у берегов Таити. Как ни странно, но англичане вели себя довольно миролюбиво, еду и воду старались выменивать у местных жителей, а не брать силой. Здесь, на Таити, команда Кука и наблюдала прохождение Венеры через Солнечный диск. И так как официальная миссия путешествия была выполнена, «Индевор» отправился к берегам Новой Зеландии. Джеймсом Куком было открыто, что Новая Зеландия состоит из двух островов, разделенных проливов. В последствии этот пролив был назван проливом Кука.
В апреле 1770 года Кук достиг восточного берега Австралии и бросил якорь в заливе, где исследователями находящимися на борту было обнаружено множество неизвестных растений. Кук назвал этот залив – Ботаническим. К несчастью, 11 июня 1770 года«Индевор» сел на мель и значительно повредил обшивку. И хотя на время пробоину заткнули парусиной, кораблю все же требовался капитальный ремонт. Но «Индевор» был отрезан от берегов Австралии Большим Барьерным Рифом, и судну с повреждением пришлось пройти более 360 миль, чтобы обогнуть риф. Во время этого вынужденного обхода, был обнаружен пролив, разделяющий Новую Гвинею и Австралию. Пройдя этот пролив «Индевор» проследовал в Индонезию, где встал на ремонт в порту Батавия. И хотя на корабле никто не умер от цинги, в Индонезии на корабле началась эпидемия малярии. Весной 1771 года «Индевор» достиг африканского Кейптауна. К этому времени на корабле от болезней погибло 22 члена экипажа, команду пришлось доукомплектовать. 11 июня 1772 года после четырёхлетнего путешествия когда «Индевор» вернулся в Лондонский порт он представлял собой жалкое зрелище.
Главным достижением этой экспедиции стало признание Австралии Английской колонией, к тому же были присоединены к Англии ряд островов, произведено исследование и описание островов Тихого океана и берегов Австралии. Считается, что «Индевор» — первый корабль, на котором наиболее точно была определена долгота. Хотя некоторые исследователи считают, что вполне вероятно Джеймс Кук пользовался картами составленных арабскими лоцманами, а те в свою очередь составили их на основе карт китайского адмирала Чжена Хе, совершивших свои кругосветные путешествия еще в период с 1405 по 1433-е годы.
Сведения о судьбе корабля Кука после путешествия противоречивы: по одной версии «Индевор» был продан французскому купцу, переименован в «La Liberte» («Свобода») и переправлен в Северную Америку, по другой версии парусник просто догнивал у берегов Темзы, а потом был разобран.
В честь знаменитого парусника «Индевор» в 1971 году был назван командный модуль девятого пилотируемого космического корабля «Аполлон-15». А в 1993 году на воду была спущена реплика легендарного парусника, построенного Джоном Лонгли.
На этом я завершаю вторую часть истории о которой мне поведало фото с бутылкой виски и чертежами на столе.
Капитан Кук, его открытия и его корабль indeaver
Конечно, мне хотелось представить Индевер таким, но на самом деле он значительно проще. И его настоящий вид я позже дам в Приложении. Но английский флаг на нём такой, какой он был во времена Кука.
Об этом человеке и английском морском офицере я знаю давно.
Он совершил три великих экспедиции, расширяя границы Британской империи до краёв света.
Величайший первооткрыватель в истории капитан Джеймс Кук.
Он стал знаменитостью. Это был человек новой эпохи. Он интересовал всех: от русской императрицы до короля Англии.
***
Я долго думал, как соотнести жизнь и подвиг этого величайшего мореплавателя и его открытия с нашим временем.
Главным кредо в его жизни были: «Не играй в карты на деньги, не пей водку, не прелюбодействуй». И он всегда и всю жизнь следовал этому правилу.
***
Раньше играли в карты на деньги! Сейчас на деньги играют без карт!
Ради этой фразы и написано это произведение.
***
Можем ли мы сегодня в наше время похвалиться таким кредо и как ему следовать?
Полезно было бы всем над этим задуматься!
Другой такой личности в истории я не знаю, поэтому и взял его жизнь в пример!
Джеймс Кук. Детство и юность.
280 лет назад маленькому Джеймсу было десять лет.
Йоркшир, Англия 1738 год. Десятилетний мальчик карабкается на холм. Так начиналось путешествие, изменившее мир.
Он совершит три великих экспедиции, расширяя границы Британской империи до краёв света.
. Это был человек новой эпохи.
Его история тогда стала известна всем. Его превозносили, он был фетишем.
Но была и малоизвестная страница в его истории: это была история о женщине, стоявшей за героем империи, это Элизабет Кук – его жена и мать его детей.
За четырнадцать лет брака Элизабет и Джеймс провели вместе всего шесть лет.
Восемь остальных он провёл в Океане, совершая свои великие открытия.
У них было шестеро детей и Элизабет похоронила их всех одна.
Она пережила Джеймса на пятьдесят шесть лет. Незадолго до смерти в возрасте девяносто трёх лет она сделала нечто странное: сожгла все письма, которые писал ей Кук.
Частная жизнь этого публичного человека превратилась в дым.
Что поведали бы нам эти письма? Что пыталась скрыть Элизабет?
Другие, уже современные люди, отправлялись в путешествия, чтобы выведать правду об этом гениальном первооткрывателе.
Добрые люди приняли участие в его судьбе, оплатили его обучение в школе. Позже двумя годами его семья переехала в прибрежный городок у моря, и его прежний хозяин устроил его в бакалейную лавку и одновременно его обучили всем тонкостям мореходства, так как везде он проявлял ум и хорошие способности.
И уже вскоре он плавал на кораблях в Северном море, постигая уже на деле управление кораблями, перевозившими уголь из Ньюкасла в Лондон.
Впоследствии он поведёт эти надёжные универсальные корабли на край света.
Джеймс Кук. Поступление в военно-морской флот Англии. На пути к карьере.
В Уитби – Северный Йоркшир, Англия было много молодых людей, обучающихся морскому делу, и уже вскоре попечитель Кука предложил ему стать капитаном торгового судна. Но Кук отказался.
Он отправился в Лондон и поступил в военный флот простым матросом. Он решил попытать удачи, и удача улыбнулась ему. Всего месяц спустя он уже стал помощником штурмана. А менее, чем через два года – капитаном. В те времена карьера молодого человека зависела от его происхождения. У Кука не было благородного происхождения, но он выделялся своими необыкновенными способностями.
Будучи капитаном, Кук отвечал за навигацию корабля. С чем же ему приходилось работать? Прежде всего – это карты. Карты тогда датировались 1698 годом, и не обладали большой точностью, а шёл уже 1754 год. Нужны были точные карты, и потребность в них возрастала.
По ряду совпадений и начавшейся семилетней войной между Францией и Англией, уже на территории современной Канады (в то время Канада называлась Новой Францией), Кук встретил картографа Холанда. Они подружились. И Холанд обучил Кука составлять точные карты при помощи своего прибора. Кук понял, что его дальнейшая жизнь будет связана с картографией.
Зарождалась новая наука Геодезия. Командир Кука всячески поощрял работы Кука и поручил ему составить точную карту современной Канады. Без покровителей тогда не обходилось нигде.
Проведя множество ночных съёмок фарватера реки Св. Лаврентия, Кук позволил 164 английским кораблям пройти этот фарватер и высадиться на берег Канады. Французские офицеры поняли, что они проиграли войну. Так впервые в мире картографы помогли победить в войне.
Кук стал необычайно известен. Проведя в Канаде пять лет, он вернулся в Лондон.
Начинался новый беспримерный виток его необычайной жизни.
Летом Кук отправляется на остров Ньюфаундленд – это немного северо-восточнее Канады, зимой возвращается в Лондон – оформлять свои карты.
(В наши дни карты береговой линии, снятые со спутника, с большой точностью совпали с составленными Куком очертания береговой линии этого острова).
Первое трёхлетнее плавание Кука на поиски Южного континента.
Адмиралтейство снарядило корабль, а командование над ним доверили штурману Куку.
Только Кук не знал, что была ещё одна причина для этой экспедиции. Он узнает об этом только в следующем году, когда откроет запечатанный приказ на другом конце света.
В XVIII веке треть земли оставалась загадкой. Никто не знал, что находится под белым пятном на юге. В мире думали, что некий Южный континент полон золота и других несметных богатств. Поэтому послали Кука, чтобы он привёз точные карты этого континента.
Флот уже подобрал ему корабль с плохо звучащим названием. Но Кук присвоил кораблю новое имя: INDEAVER (ИНДЕВЕР), что в переводе с английского означало УСИЛИЕ (или делать усилие).
Вернувшийся к моменту отплытия Кука фрегат Дельфин, привёз точные координаты острова Таити, откуда можно было наблюдать момент прохождения Венеры возле Солнца.
В день отплытия INDEAVER Элизабет родила четвёртого ребёнка- мальчика Джозефа.
INDEAVER отправился в неизвестность. Три года он проведёт в этом плавании.
Подняли паруса и вышли в море. На борту 94 человека. Если плавание окажется успешным, Кук окажется на следующей ступени флотской иерархии.
Но на самом деле абсолютной неизвестности не было. Фрегат «Дельфин» привёз точные координаты острова Таити, откуда можно было наблюдать момент прохождения Венеры возле Солнца. Поэтому курс Куку был известен. А неизвестность крылась в секретном приказе Адмиралтейства Англии, который Кук должен был открыть, находясь на другом конце света. Адмиралтейству нужен был такой человек: умелый штурман и выдающийся картограф, коим и являлся в те времена только один лишь Кук. Он не был джентльменом и не входил в элиту Адмиралтейства, но другого выхода не было. И поэтому послали его.
Итак, Индевер взял курс к берегам Таити. Корабль был так устроен, что можно было взять на борт много всякого груза. Меньше всего тогда заботились о размещении личных вещей команды.
В те времена ничего не знали о витамине С. Но и свежих овощей и фруктов на корабль, идущий в дальнее плавание, нельзя было взять. Однако, моряки того времени хорошо знали, что такое цинга, хотя это слово ещё не употреблялось в обиходе. Чисто по интуиции Кук взял на борт большое количество квашеной капусты. Он стал заставлять команду есть эту квашеную капусту. Поначалу все отказались. Тогда Кук сел вместе с моряками и на глазах у всех съел целый кочан капусты. И вскоре этот овощ стал любимым лакомством всех членов экипажа. Самое главное по прошествии полугода никто не заболел, ни у кого не стали выпадать зубы и на теле не появлялись язвы. Вся команда была здорова.
Спустя месяц после ухода Кука в океан, малыш Джозеф, родившийся в день его отплытия скончался. Элизабет будет хоронить своих детей одна. А Кук узнает об этом лишь три года спустя.
Кук своим простым обращением с командой без напыщенности капитанов той поры, заслужил уважение и любовь моряков к себе, их безграничную преданность к себе.
Его гений и настойчивость привели его в такие места, которые и не снились европейцам. После четырёх месяцев плавания Индевер обогнул оконечность Южной Америки. Теперь корабль вошёл в воды, которые прославят Кука. Индевер вошёл в воды Тихого океана, загадочного и неизвестного в ту пору никому.
Он знает, что первым большим испытанием для него станет райский остров (Таити).
Но ещё его ждёт секретный приказ, который направит его на поиски южных земель с невообразимым богатством. Он вступит в контакт с новыми народами и новой культурой. Он поймёт, что Тихий океан больше никогда не станет прежним. А так же поймёт, что жизнь его и его людей будет зависеть от сострадания и их жестокости.
Здесь я не буду описывать встречи Кука с аборигенами Таити. Всё, что там произошло, то произошло.
А у Кука были точные координаты Таити, но не было точного представления о Новой Зеландии. И он направляет Индевер к берегам Новой Зеландии.
Обойдя вокруг этого континента, он и его команда увидели, что Новая Зеландия не единый остров, а состоит из двух отдельных больших островов, разделённых проливом. В последствии этот пролив назовут проливом Кука.
Он с большой точностью нанёс координаты Новой Зеландии на карту, в результате этого ею пользовались все мореплаватели вплоть до конца двадцатого века. Это открытие прославило бы любого мореплавателя.
Шестнадцать лет спустя в Британии начался кризис. Тюрьмы были переполнены и преступников перевели на прогнившие суда на Темзе. Флот отконвоирует их очень далеко – в Ботанический залив. Таким образом, первыми поселенцами – европейцами в Австралии оказались преступники, сосланные В Австралию на поселение.
Было много споров в части первенства открытия Австралии, но история присудила в этих спорах первое место Куку.
6 мая 1770 года Кук отправился вдоль восточного побережья Австралии (она тогда называлась Новой Голландией).
В течение трёх месяцев он методично и точно составлял карту новых земель.
Если бы он делал это с берега, то ему потребовались бы годы, но у него их не было. И он составлял карты с корабля, находящегося в движении. Команда с особым старанием помогала ему.
Но тем не менее в команде росло напряжение. Они были в плавании не месяцы, а годы. И многим было непонятно, что делает их капитан, и для чего он проводит свои исследования в этих Богом забытых местах. Все инциденты, происходившие в это время на корабле, Кук считал своим личным оскорблением.
После двух лет плавания экипаж хотел, как можно быстрее, вернуться на родину.
Однако, контроль над экипажем был наименьшей проблемой Кука. Лотовый (матрос измеряющий глубину) сообщил, что глубины стали постоянно чередоваться с мелководьем.
Кук не знал, что продвигаясь вдоль восточного побережья Австралии он вёл Индевер прямо в ловушку – Большой барьерный риф! Это морское минное поле – коралловый риф длиной две тысячи километров.
Кук вёл корабль вперёд и задавал себе вопрос: когда они выйдут на глубину?
11 июня 1770 года лотовый сообщил, что они вышли на глубину. Но, прежде чем он успел забросить в следующий раз лот-линь, Индевер врезался в риф!
На борту Индевера- сотня человек, бесценные коллекции, собранные за два с лишним года плавания Джозефом Бенксом, наблюдения за прохождением Венеры, карты Новой Зеландии – всё это бесценно, и все ждут, что Кук спасёт их. Ему предстоит нелёгкое испытание.
Один из матросов предложил подвести парус под днище, где была пробоина. И им это удалось. Вода перестала пребывать. Корабль пришёл в удобную бухту, команда вытащила его на берег и завалила на бок. Никого не интересовало кто разжёг костёр на берегу. Плотники стали проделывать сложную работу, чтобы заделать пробоину, используя весь подручный материал.
Никто не знал сможет ли корабль вернуться в Англию, но это был настоящий корабль- сокровище. Отсюда до Британии было около 16 тысяч километров.
Они прошли огромные расстояния ни разу не сев на мель, и только один раз напоролись на риф. Они провели на берегу почти два месяца и встретились со странными загадочными существами. Тогда европейцы впервые увидели кенгуру.
Встреча с местными аборигенами не принесла им успеха, но интуиция Кука в очередной раз спасла их от катастрофы. Они, конечно, пополнили запасы еды, но это вызвало недовольство аборигенов. К счастью всё обошлось миром.
Наконец, 4 августа 1770 года Кук попрощался с этим народом. После чего он лично проложил курс через лабиринт Большого Барьерного рифа. Это был поистине подвиг для парусника.
18 дней спустя Кук снова причалил к берегу и совершил самый спорный поступок за время всего путешествия. Он заявил, что всё восточное побережье Австралии принадлежит Британии и назвал его Новый Южный Уэльс.
13 марта 1771 года – мыс Доброй надежды. Это южная оконечность Африки. Порт Кейптаун. Люди его умирали уже в цивилизации, привезя болезни с собой.
12 июля 1771 года после двух лет и одиннадцати месяцев плавания люди увидели белые скалы Дувра. Это была Англия.
Величайшее трёхлетнее плавание завершилось.
Я не знаю напишу ли я второе и третье кругосветное плавание Кука в последующие годы, но я и не преследовал эту цель. Эта первая часть далась мне с большим трудом. Не только в том, что сложно описывать важные открытия, сделанные Куком более двухсот лет назад, не в этом причина.
Причина в другом. Она лежала в поразительной честности этого человека, его большой ответственности перед государством. И неважно, что это государство присоединило многие континенты к своей империи. Кук только открыл их. Важно, что он перед своим государством был честен и никогда ни одного цента не украл у империи. И уже позже, много лет спустя, Империя не ответила благодарностью о памяти Кука. На родине ему не поставили памятника, а осталась мемориальная доска на его полуразрушенном доме. Ему стоит красивый памятник в Сиднее и о нём знает там каждый школьник.
Нам бы так. У нас нет выдающихся чиновников, и памятники им никто не поставит.
Зато мы помним наших великих людей: адмиралов П.С. Нахимова, Ф.Ф. Ушакова, фельдмаршала А.В. Суворова, М.И. Кутузова, маршала Г.К. Жукова, Юрия Гагарина, конструктора Королёва, и многих других выдающихся людей, прославивших нашу Родину.
О ком будут помнить наши потомки, и будут ли делать они Усилия в создании нашего государства, какие делал Кук на своём корабле Индевер, что в переводе с Английского
обозначает Усилие. Это название кораблю дал Кук, исходя из своих принципов. А они написаны мною в начале рассказа.
Я желаю всем государственным людям быть похожими на Кука и преданными своей Родине.