Как называют крестьян в афганистане
Афганистан для «чайников». Часть 1: Кто такие афганцы?
Название Афганистан состоит из двух слов. «Афган» с тюркских языков переводится как «ушедший» или «скрывшийся». А «стан» – это «страна» с персидского. Получается «страна, где можно скрыться». Действительно, название оправдывает это место. Афганистан на 80 процентов состоит из гор. Такая география была весьма удобна для племен, в разные периоды истории пытавшихся скрыться от различных завоевателей, в том числе от Чингисхана и Тамерлана. В некоторых источниках, например в «Энциклопедии Ираника», афганцы приравниваются к этнической группе пуштуны. Однако на территории страны проживают свыше 20 этнических групп.
Пуштуны – оплот Талибана
Таджиков больше, чем в Таджикистане
Вторая этническая группа Афганистана – таджики – не сильно-то и уступает пуштунам.
По разным оценкам, они составляют от 27 до 39% населения страны. В Афганистане (10-14 млн) таджиков проживает больше, чем в самом Таджикистане (9 млн). Таджики живут в основном в северо-восточных, северных и западных районах Афганистана – Кабул, Герат, Балх, Бадахшан. Из 34 провинций таджики составляют большинство в 15. В Герате, Балхе и Бадахшане их больше 70%, а в провинции Панджшер – 100%. В Кабуле таджики составляют половину населения. К слову, один из главных участников политических событий конца 20 века – вторжения СССР в Афганистан (1979-1989 гг.) Ахмад Шах Масуд – этнический таджик. Советские войска предпринимали против него девять безуспешных операций, после чего он получил прозвище «Пандшерский лев». Большинство афганских таджиков – сунниты, в меньшей степени – шииты.
Потомки Чингисхана
Третья по численности этническая группа Афганистана – хазарейцы. Это народность монголоидного типа насчитывает около 2-3 млн человек. Его название восходит к слову «хезар» (тысяча), что свидетельствует об их связях с воинами Чингисхана, завоевавшими Афганистан в 1221-1223 годах. По версиям авторитетных историков (Л. Темирханов), хазарейцы – смесь монгольских, тюркских и персоязычных племен. Они ведут кочевой или полукочевой образ жизни и живут в юртах. Выдающиеся скулы говорят о монгольских корнях, а язык – хазарейское наречие – культурно сближает их с таджиками. Хазарейцы проживают в центральных провинциях Афганистана, исповедуют шиизм.
Тюркоязычная диаспора
В положении меньшинства в Афганистане находятся также узбеки (3 млн) и туркмены (1 млн). Узбеки и туркмены – тюркоязычные народы, исповедующие суннизм. Они проживают, в основном, в северных провинциях Афганистана, граничащих с Туркменией и Узбекистаном. Эти народы занимаются преимущественно сельским хозяйством, скотоводством и ковроткачеством. Этнический узбек Абдул-Рашид Дустум считается сейчас одной из самых влиятельных политических фигур в Афганистане. В период коммунистической власти он воевал на стороне правительства Наджибуллы против моджахедов, затем переметнулся на их сторону. После воцарения талибов бежал в Турцию, но вернулся, чтобы принять участие в операции США против Талибана в качестве одно из командиров «Северного альянса». Дустум – вице-президент Афганистана, в июне 2020 года получил звание маршала. Из тюркских народов можно отметить также киргизов, обитающих в северо-восточных районах. Они составляют лишь 1% от населения страны.
Белуджи, чараймаки и нуристанцы
Следующая по численности после узбеков этническая группа – чараймаки. Их еще называют аймаками. Понятие «аймак» восходит к тюрко-монгольским языкам. Первое упоминание о них встречается в мемуарах завоевателя Индии Бабура. Говорят чараймаки на персидском языке. Они составляют примерно 5% от населения республики. Ведут полукочевой образ жизни и проживают в западных провинциях.
По одному проценту (по 0,5 млн) от всего населения Афганистана приходится на долю белуджей и нуристанцев. Белуджи – ираноязычная этническая группа, в большинстве своем исповедующая ислам суннитского и ханафитского толка. Ведут кочевой образ жизни. Про белуджей важно знать потому, что они компактно проживают также на территории Пакистана и Ирана. Основная их часть живет в Пакистане – 6,2 млн, около 2-3 миллионов – в Иране. С 1948 года белуджи борются за свою независимость и создание государства Белуджистан. В Иране фактором их идентичности служит религия – суннизм в противовес шиитам, а в Пакистане – иранское происхождение. Пакистан не раз обвинял спецслужбы Индии в поддержке Освободительной армии Белуджистана, а Иран винил США в связях с экстремистской структурой Джундалла. Обе организации борются за независимость белуджей.
Нуристанцы – самая древняя ветвь индоевропейцев в Афганистане, к которым относятся также пуштуны, таджики и чараймаки. Сами по себе нуристаны представляют группу племен, говорящих на языках кати, ашкун, вайгали, прасун и трегами. Основная зона расселения – северо-восток Афганистана. Эти высокогорные районы в долине трех рек так и называются Нуристан. До конца XIX века регион называли «Кафиристан» (страна неверных), а жителей – кафирами. Такое название придумали мусульмане соседних районов в период войн Тамерлана против немусульман в период его завоеваний в Индии. Вплоть до покорения региона афганским эмиром Абдуррахман-ханом в 1896 г. жители Нуристана оставались язычниками, и даже после часть из них все равно осталась при своей религии.
Как видно, Афганистан – довольно пестро населенная многонациональная страна. Наряду с большим количеством соседей, преследующими собственные интересы, это одна из причин того, почему страна пребывает в состоянии перманентного хаоса.
Новое в блогах
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах
Изначально советских военнослужащих, составлявших контингент СССР в Афганистане во время афганской войны, так называли моджахеды, бойцы мотивированных исламской идеологией нерегулярных вооруженных формирований, боровшихся против правительственных войск Афганистана, которые, в свою очередь, поддерживал Советский союз.
Впоследствии это название перешло в практику общего употребления среди афганского населения и потеряло свой негативный оттенок, став более нейтральным, а впоследствии, в том числе — после выхода советских войск из Афганистана, приобрело положительный окрас. В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами.
Так, военный корреспондент Суханов отмечает, что если раньше на улице каждый афганец уверял его, что дрался с шурави, то сегодня, спустя 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана, он все чаще слышит от местного населения:
Сегодня «шурави» называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области.
А согласно опросам, 90% населения Афганистана сегодня вспоминают шурави с уважением. Даже если в то время они были в числе их противников.
АФГАНЦЫ
Полезное
Смотреть что такое «АФГАНЦЫ» в других словарях:
АФГАНЦЫ — (самоназвание пуштуны, патаны) народ, основное население Афганистана. Общая численность 30550 тыс. чел. Основные страны расселения: Пакистан 19500 тыс. чел., Афганистан 10000 тыс. чел. Другие страны расселения: Ирак 1000 тыс. чел., Индия 10 тыс.… … Современная энциклопедия
АФГАНЦЫ — (самоназвание пуштун патан), народ, основное население Афганистана (св. 10 млн. человек, 1992). Св. 19 млн. человек (в основном кочевники и полукочевники) живут на северо западе Пакистана. Сохраняются племенные объединения (афридии, вазиры,… … Большой Энциклопедический словарь
АФГАНЦЫ — АФГАНЦЫ, ев, ед. нец, нца, муж. 1. Народ, составляющий основное население Афганистана. 2. Военнослужащие советской армии, воевавшие в Афганистане в 1979 1989 гг. (разг.). | жен. афганка, и (к 1 знач.). | прил. афганский, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Афганцы — (самоназвание пуштуны, патаны) народ, основное население Афганистана. Общая численность 30550 тыс. чел. Основные страны расселения: Пакистан 19500 тыс. чел., Афганистан 10000 тыс. чел. Другие страны расселения: Ирак 1000 тыс. чел., Индия 10 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Афганцы — Афганцы: Афганцы все жители и народы Афганистана Афганцы крупнейший народ Афганистана (самоназвание пуштуны) «Афганцы» распространённое в СССР прозвище ветеранов Афганской войны (военнослужащих Советской Армии); см. также воины интернационалисты… … Википедия
афганцы — ев; мн. 1. Народ, основное население Афганистана; представители этого народа; жители этой страны (ср. пуштуны). 2. Разг. О советских воинах, принимавших участие в военных действиях на территории Афганистана (1980 1989). Льготы для афганцев. Поэты … Энциклопедический словарь
афганцы — ев; мн. см. тж. афганец, афганка, афганский 1) Народ, основное население Афганистана; представители этого народа; жители этой страны (ср. пушту/ны) 2) разг. О советских воинах, принимавших участие в военных действиях на территории Афганистана… … Словарь многих выражений
Афганцы — (самоназвание паштаны, ед. число пуштун; у вост. А. пахтаны и пухтун) нация, составляющая свыше половины населения Афганистана (св. 8 млн. чел., оценка 1967). Говорят на афганском языке (Пушту или пашто), распадающемся на ряд диалектов и… … Большая советская энциклопедия
Афганцы — I мн. 1. Народ иранской этноязыковой группы, составляющий основное население Афганистана. 2. Представители этого народа. II мн. разг. Военнослужащие советской армии, принимавшие участие в военных действиях на территории Афганистана в 1979 1989 гг … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
афганцы — афг анцы, ев, ед. ч. нец, нца, твор. п. нцем … Русский орфографический словарь
«Русский афганец»: Почему советский солдат ушел жить в аул к душманам
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Душманы ему стали роднее русских
Когда зауральского парнишку призвали в армию и отправили служить в Афганистан, он и представить себе не мог, что врагами для него станут вовсе не чужеземцы-душманы, а ребята-ровесники из его же призыва, даже не «деды». Дело в том, что сослуживцы почему-то невзлюбили Сергея. Как вспоминал потом мужчина, они постоянно оскорбляли его и издевались, а ответить он не мог. И вроде бы серьезных причин для такой всеобщей ненависти не было: со слов Сергея, они просто «не сошлись характерами». Аутсайдер пытался пожаловаться командирам, но тем было все равно. В и без того стрессовых условиях войны паренек чувствовал себя одним против всех – и против афганцев, и против «своих». Это поразительно, но душманы показались ему более милосердными. И под конец службы он решил уйти к ним.
Когда солдат явился к чужеземцам, те поначалу приняли его недоверчиво и недели три продержали взаперти, приставив к нему охрану и сковывая на ночь кандалами. А потом в ущелье приехал их командир и приказал освободить парня со словами: «Раз пришел к нам сам, то можешь сам и уйти». Но Сергей не ушел.
Затем были непростые месяцы адаптации: юноша никак не мог выучить чужой язык, привыкнуть к незнакомой культуре и аскетической жизни в горах, перенес несколько опасных болезней, чудом оставшись в живых. Но постепенно привык. Пришел к выводу, что Бог один и неважно, в кого ты веришь – Иисуса или в Аллаха.
Поначалу душманы приглядывали за перебежчиком и не позволяли ему никуда уезжать – видимо, все никак не могли поверить, что тот и правда решил остаться с ними. Но когда тот женился на афганке (по их же настоятельным советам), все-таки признали в Сергее своего и предоставили ему полную свободу.
Он стал настоящим афганцем
Сейчас у Сергея шестеро детей. Внешне они белокурые – больше похожи на отца, чем на мать. Сам он работает прорабом на строительстве дорог и подрабатывает электромехаником на гидроэлектростанции, зарабатывая больше тысячи долларов ежемесячно (по местным меркам, это очень приличные деньги).
Каждый вечер после работы он спешит домой. Дети выбегают ему навстречу, зная, что папа наверняка принес им гостинцы.
Городок Чагчаран, расположенный в центральном Афганистане, состоит их однотипных двухэтажных домишек. Жизнь в этих местах не отличается разнообразием, и кажется, что цивилизация их особо и не коснулась. Но Сергей всем доволен. Планирует построить в городе большой дом (сейчас он живет за городом, в ауле) – начальство обещало помочь.
Внешне этот человек уже мало чем отличается от соседей-афганцев: такая же длинная борода, рубашка, широкие штаны. Да и имя у него теперь другое – Нурмомад.
Некоторое время назад с Сергеем-Нурмомадом встретился российский фотограф Алексей Николаев – он стал первым отечественным журналистом, пообщавшимся с «русским афганцем» и запечатлевшим на камеру его жизнь.
Другие «русские афганцы»
Случай с Сергеем Красноперовым – далеко не единичный. Вот лишь несколько похожих примеров.
Бахретдина Хакимова призвали в армию в 1979-м, а через год он пропал без вести после боя в Герате. Оказалось, что парня тяжело ранили в голову и он попал к афганцам. Он частично потерял память и практически забыл родной язык. Местные выделили Бахретдину комнатушку в музее Герата. В этих краях он остался насовсем.
Николай Быстров оказался в плену в 1982-м. На базе афганцев-моджахедов он познакомился с полевым командиром Ахмадом Шахом Масудом и впоследствии стал его охранником. Через некоторое время Николай женился на афганке и стал мусульманином. А в 1999-м он вернулся на родину в сопровождении афганской супруги и дочери.
Юрий Степанов попал в плен в 1988 году, и близкие парня ошибочно думали, что он погиб. Но, как оказалось, он почти двадцать лет прожил в Афганистане: принял исламскую веру, взял в жены местную девушку и стал отцом. Лишь в 2006-м Юрий вместе с женой-афганкой и сынишкой вернулся в Росси.. Семейство живет в башкирском селе.
Почему некоторые советские бойцы, попавшие в плен к моджахедам, оставались жить в Афганистане даже в том случае, если потом у них была возможность вернуться? Многие из них отвечают так: боялись, что их посчитают предателями. Да и бросить насиженное место (тем более, если у тебя афганская жена и дети) уже непросто.
Тем, кто интересуется культурой афганского народа, рекомендуем взглянуть на чудо Афганистана: Голубую мечеть Хазрат-Али.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
С чего начался конфликт в Афганистане, и почему эта страна была постоянным очагом нестабильности?
Люди, помнящие события в Афганистане в 1990-2000-х гг. наверняка испытывают чувство дежа-вю: стоило НАТО вывести войска, исламисты тут же взяли под контроль всю территорию республики. Проамериканский режим пал даже быстрее, чем правительство Наджибуллы, продержавшегося ещё три года после ухода советских войск.
У старшего поколения афганцев на фоне разгула терроризма и насилия даже появилась тоска по временам «шурави» (так называли советских солдат). Тем не менее, ни у СССР, ни у США так и не получилось создать в Средней Азии более-менее стабильное государство с сильной властной вертикалью. Можно сказать, НАТО наступили на те же грабли, что и СССР. Какие же факторы влияют на обстановку внутри Афганистана? Почему именно эта страна стала очагом терроризма и насилия?
С древнейших времён и до Новейшего времени
Для начала следует сделать экскурс в историю Афганистана. Само слово «афган» переводится, как «немой», или «изолированный». Словом «афганец» называли жителей высокогорья Памира и Гиндукуша. Значительная часть Афганистана покрыта горами. Племена жили почти в полной изоляции ввиду затруднённых коммуникаций.
Сама территория была малопригодна для ведения сельского хозяйства, потому народы промышляли разбоями и грабежами. В основном набеги совершались на территорию Индии. Сами афганцы притом легко уходили от преследования, используя преимущество гористой местности. Отсюда и пошло название горного массива – Гиндукуш, что переводится как «убийца индусов».
Афганские эмиры вынуждены были считаться с племенными вождями, и для ведения междоусобных войн им требовалось заключить соглашение с племенами, чтобы они их поддержали. В этих племенах, как нигде, была сильна круговая порука. Ослушаться вождя не смел никто.
Наконец, в XIX веке начинается колониальная экспансия Великобритании в Афганистан. Опасаясь усиления России, британцы вторглись в Афганистан в начале 1839 года, и поначалу им удалось достичь заявленной цели – свержения эмира Дост-Мохаммеда, однако Шудж-Хан, английский ставленник продержался недолго, и уже в 1842 году он был свергнут. Война легла тяжким бременем на британскую казну, и англичане вскоре решили заключить мирное соглашение с афганским эмиром, страна сохранила свою независимость, но лишилась части южных провинций, которые отошли Британской Индии.
По прошествии тридцати лет Россия начинает экспансию в Среднюю Азию, прирастая Туркестаном. Британцы были обеспокоены этим, и чтобы сохранить буферную зону между Индией и Россией, начинают новую войну в 1878 году, по итогам которой, в 1880 году, Афганистан становится британским протекторатом, а в 1890-х годах, после серии приграничных провокаций, наконец, окончательно оформляются границы Афганистана.
Формально страна сохранила независимость, однако местные эмиры не могли поддерживать связь с другими государствами без одобрения английских эмиссаров. Так Афганистан попал в полную финансовую зависимость от Великобритании.
Английские солдаты в Афганистане
По окончании Первой мировой войны Британская колониальная империя приросла новыми владениями в Африке и Азии. Однако в этот же момент стало ясно, что контролировать столь огромные территории сложно, и в колониях то и дело вспыхивали народно-освободительные войны. Так в январе 1919 восстала Ирландия, а 28 февраля 1919 года взошедший на престол эмир Аманулла-Хан провозгласил независимость Афганистана, что вызвало резкое недовольство правительства Британской Индии. Осознавая неизбежность войны, эмир стал искать помощи на стороне и обратился к Советской России с предложением о взаимном признании и установлении дипломатических отношений. Ленин ответил согласием, и уже 27 мая 1919 года Афганистан стал первым государством, признавшим большевиков, и, по сути, окном в мир. В июне того же года в Ташкенте открылось посольство новообразованной монархии, пока в самом Афганистане продолжались бои с индо-британскими интервентами.
Война закончилась победой афганцев и признания Великобританией независимости эмирата. Так Афганистан вернул утраченный суверенитет, а Советская Россия получила союзника.
Однако, в отличие от Монголии, союз СССР и Афганистана строился исключительно на торговле и совместных проектах по строительству дорог и коммуникаций. Афганское правительство также оказывало помощь СССР в поисках и ликвидации басмачей, скрывавшихся на территории Афганистана.
В 1933 году Афганистан провозглашается королевством, и король Мохаммед Закир-Шах проводит ряд реформ, призванных модернизировать страну. Однако его влияние было минимальным даже в столице, и не по причине противодействия правительства, а по причине обособленности племён, привыкших жить по своим собственным законам. Многие народы жили за счёт контрабанды, и король вынужден был с этим считаться, вследствие чего налоги были довольно низкими. А в высокогорных районах и вовсе контроль правительства был весьма условным, потому афганские племена продолжали жить по своим, особым законам, подчиняясь строгой кланово-племенной иерархии.
Король Мохаммед Закир-Шах
Таким образом, даже в относительно стабильные времена в Афганистане не было сильной властной вертикали. Можно сказать, что страна так и осталась пороховой бочкой Азии.
В начале 1970-х страну поразил экономический кризис, а вслед за ним – засуха, массовый падёж скота и голод. Кроме того, тысячи рабочих, занятых в строительстве коммуникаций, спроектированных советскими инженерами, были уволены. Трон под королём уже вовсю шатался – повсюду вспыхивали вооружённые мятежи, чем не преминул воспользоваться двоюродный брат монарха – Мохаммед Дауд. В 1973 году монархия была свергнута, а Афганистан провозглашён республикой во главе с президентом.
Дауд не забыл и своих ближайших сподвижников – социалистов, которые и помогли ему взять власть. Многие представители НДПА получили министерские должности, и стали активно продвигать прогрессивные реформы.
Так при Дауде был утверждён нормированный рабочий график, право на пенсии и социальную защиту. Однако это коснулось лишь ничтожной доли населения – горожан, занятых на государственной службе. Положение же крестьян, большей части населения, не сильно улучшилось. Более того, у консервативно настроенных народов предпринимаемые меры вызывали раздражение, потому Дауду так и не удалось навести порядок в стране.
Мохаммед Дауд
Власть Дауда продержалась пять лет, и вскоре начинается настоящая властная чехарда: в апреле 1978 года случается новый переворот и власть берёт социалист Нур-Мохаммед Тараки, всецело поддержанный СССР. В этот же момент в правящей партии случается раскол, и некогда верный соратник Тараки, Хафизулла Амин, становится в оппозицию к главе государства.
СССР оказал поддержку дружественному режиму, однако в КПСС открыто выражали опасение, что Тараки не сможет удержать власть, поскольку хочет претворить все реформы нахрапом, не учитывая этно-культурной специфики Афганистана. Действительно, афганский лидер проявил удивительную недальновидность, решив сразу резать по живому. В столь религиозной стране, как Афганистан, прогрессивные меры были восприняты в штыки, и снова страну стали сотрясать вооружённые мятежи.
Тем временем, в СССР пришли к неутешительным выводам: Амин похоронит то немногое, что удалось достигнуть предшественникам, и Афганистан ждёт полный хаос, поэтому было принято решение о вводе войск, и, следовательно, ликвидации Амина. Стимулом послужил также тот факт, что Амин решил переориентироваться на США в вопросах внешней политики.
Руины дворца Тадж-Бек
Советские войска покинули Афганистан в 1989 году. С уходом «шурави» закончился и относительный порядок, царивший в стране. Исламисты стали представлять реальную угрозу центральной власти, поскольку смогли под своей эгидой сплотить многие племена, даже враждебные. Упор делался именно на веру, кроме того, в одной из беднейших стран было легче вербовать сторонников.
В 1996 году Афганистан был провозглашён исламским эмиратом. Несмотря на крайне жёсткие репрессии по отношении к населению, некоторые афганцы говорят, что при талибах [запрещённая в РФ организация] был порядок.
Вот, что писало издание «Foreign Policy», приводя интервью одного из жителей Кабула:
Талибы облагали всех данью, но при них был порядок, было безопасно. Не было коррупции. Не было воровства. У талибов была справедливая, беспристрастная система правосудия. Проблемы людей решались быстрее. Талибы помогали нуждающимся. Они не допускали преступлений.
Притом внутри самого движения нередки разногласия, обусловленные как политическими, так и этническими мотивами. Однако исламисты оказались единственной силой, способной создать какую-никакую, но систему, способную объединить разномастные племена в пёстром по этническому составу Афганистане.