В чем заключается основной смысл присяги херсонеситов

ПРИСЯГА ГРАЖДАН ХЕРСОНЕСА (Документ)

ПРИСЯГА ГРАЖДАН ХЕРСОНЕСА

(Документ)

«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и укрепленными пунктами херсонесцев. Я буду единомышлен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса, Кер-кинитиды, Прекрасной гавани и прочих укрепленных пунктов и из остальной территории, которою херсонесцы управляют или управляли, ничего никому, ни эллину, ни варвару, но буду оберегать все это для херсонесского народа.

Я не буду ниспровергать демократического строя и не дозволю этого предающему и ниспровергающему и не утаю этого, но доведу до сведения государственных должностных лиц.

Я буду врагом замышляющему и предающему или отторгающему Херсонес, или Керкинитиду, или Прекрасную гавань, или укрепленные пункты и территорию херсонесцев.

Я буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан.

Я буду охранять для народа „Састер“ [значение этого слова точно не выяснено] и не буду разглашать ничего из сокровенного ни эллину, ни варвару, что должно принести вред государству.

Я не буду давать или принимать дара во вред государству и гражданам.

Я не буду замышлять никакого несправедливого дела против кого-либо из граждан, не отпавших, и не дозволю этого и не утаю, но доведу до сведения и на суде подам голос по законам.

Я не буду составлять заговора ни против херсонесской общины, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа; если я вступил с кем-нибудь в заговор или связан какой-либо клятвою или заклятием, то мне, нарушившему это, и тому, что мне принадлежит, да будет лучшее, а соблюдавшему — противоположное.

Если я узнаю о каком-либо заговоре, существующем или зарождающемся, я доведу об этом до сведения должностных лиц.

Хлеб, свозимый с равнины, я не буду ни продавать, ни вывозить с равнины в какое-либо иное место, но только в Херсонес».

Вопросы и задания

1. В чем заключается основной смысл присяги?

2. Какие сведения о Херсонесе можно почерпнуть из текста присяги?

Читайте также

Херсонесская присяга

Херсонесская присяга Развалины греческого города Херсонеса находятся возле нынешнего Севастополя. Там была демократия афинского образца с советом и архонтами, называвшимися «демиургами». После какого-то покушения на эту демократию (как раз в конце IV в. до н.э.) все

Глава 35 Последняя ночь Херсонеса

Глава 35 Последняя ночь Херсонеса И еще. Говоря о Севастополе, следует напомнить, что политическое руководство, возглавляемое Мехлисом, объявило, а после агитпроп растиражировал, сообщения о героизме защитников военно-морской базы флота, но ничего — о трагедии

И не предам Херсонеса …

И не предам Херсонеса … Если я не устремлюсь на врага, Когда дело идет о спасении моей Родины, Я не гражданин! Д. Дидро Как жили херсонеситы? Чему служили? Во что верили? В многовековой истории Херсонеса меня более иных поразил тот факт, что в отличие от своего соседа

От Херсонеса к Севастополю

От Херсонеса к Севастополю Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки. О. Мандельштам Если будете в Священном городе, пройдитесь не торопясь по его улицам. Архитектура Севастополя необычна и неповторима. Именно она

Присяга

Присяга — Фриц, а у немцев клятва была?— У немцев все была. Хойте нету, нету унд нету…— Я знаю, что сегодня у вас нету… Тогда вы нашу возьмите! Клятва у нас мировенская! Теперь она присягой называется, потому что войны уже нету. Но зато у нас лучшая в мире присяга! Будь

Два Херсонеса

Два Херсонеса На территории нынешнего Севастополя стоял когда-то большой античный город — Херсонес Таврический. И по сей день сохранились его руины. Херсонес заложили в конце V века до н. э. греческие колонисты (вероятно, на месте поселения древних жителей Крыма —

Присяга на верность

Присяга на верность В ноябре 1943 года Чедвик поинтересовался у Фриша, не хочет ли тот работать в Америке. «С большим удовольствием!» — ответил Фриш. «Но для этого вам придется стать британским подданным», — предупредил Чедвик. «На это я тем более готов», — признался физик.

Присяга

Присяга На утверждение коммисеи между Найяснейшим Янош Казимером з-ласки Божой Королем Польским Шведским, Великим Князем Литовским, Руским, Пруским, Мазовецким п проч., и между речу посполитою з-едной и великим Гетманом войск Запорожских з-другой стороны под Гадячом року

ФЕНОМЕН ХЕРСОНЕСА

ФЕНОМЕН ХЕРСОНЕСА Античные и средневековые строители морских портов, конечно, не могли предположить, что они попутно возводят верстовые столбы времени. Кто из них мог представить, что обычные гидротехнические сооружения превратятся в будущем в своеобразные метки,

Присяга на верность

Присяга на верность Будущий полководец родился 17 сентября 1843 года в том самом Комендантском доме Петропавловской крепости, на котором сегодня находится посвященная ему мемориальная доска. Его дед, который состоял адъютантом у Кутузова, и его отец тоже был генералом.

УПАДОК ХЕРСОНЕСА

УПАДОК ХЕРСОНЕСА Катастрофичными для Херсонеса были события XII века. С помощью венецианцев Византийская империя победила норманнов, но за это ей пришлось уступить Венеции всю черноморскую торговлю. Черное море стало ареной торгового соперничества венецианцев и

КУЛЬТУРА И БЫТ ПОЗДНЕГО ХЕРСОНЕСА

КУЛЬТУРА И БЫТ ПОЗДНЕГО ХЕРСОНЕСА В архитектурной планировке Херсонеса в XII-XIII веках произошли существенные изменения. Город в целом, особенно его северо-восточная часть, до конца сохранил основу старой разбивки улиц, унаследованной от античности. Однако внутри

ПРИСЯГА

ПРИСЯГА В начале жизненной дорогиРаисе Дмитриевне Мелюшиной, два года назад отметившей девяностолетие, никто не дает таких почтенных лет – столько в ней жизненной силы, подвижности, оптимизма. Работа всегда горела в ее руках, ни минуты не сидела она праздно без дела.

Глава пятая. Штурм Севастополя. Ликвидация остатков 17-й армии вермахта в районе Херсонеса

Глава пятая. Штурм Севастополя. Ликвидация остатков 17-й армии вермахта в районе Херсонеса Семь дней потребовалось советским войскам, чтобы освободить почти весь Крым.Историки ФРГ признавали, что «достигшие Севастопольского укрепрайона дивизии 17-й армии были в плачевном

Гикия — гражданка Херсонеса

Гикия — гражданка Херсонеса Вторая история, которую я хочу рассказать, тоже родила легенду, и легенда дошла до наших дней. Гикия, героиня этой истории, была дочерью первого архонта города Херсонеса, то есть, очевидно, самой богатой и знатной девушкой в нем. А город гордился

Источник

Присяга жителя Херсонеса

Одним из документов, важных для изучения государственного устройства и общественной жизни Херсонеса, является Присяга, относящаяся к концу IV – началу III вв. до н. э. Ее текст (57 строк) был вырезан на мраморной плите высотой 1,39 м. Разбитая пополам, она найдена при раскопках в центре города (хранится в Херсонесском историко-археологическом музее). Надпись гласит:

Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою,

богами и богинями олимпийскими,

героями, владеющими городом, территорией

и укрепленными пунктами херсонесцев.

Я буду единомышлен о спасении

и свободе государства и граждан

и не предам Херсонеса,

Керкинитиды, Прекрасной Гавани

и прочих укрепленных пунктов из остальной

территории, которою херсонесцы управляют

или управляли, ничего никому,

ни эллину, ни варвару, но буду оберегать

все это для херсонесского народа.

Я не буду ниспровергать демократического строя

и не дозволю этого предающему

и ниспровергающему и не утаю этого,

но доведу до сведения государственных должностных лиц.

Я буду врагом замышляющему

и предающему или отторгающему

Херсонес или Керкинитиду или

Прекрасную Гавань или укрепленные пункты

и территорию херсонесцев.

Я буду служить народу и советовать ему

наилучшее или наиболее справедливое для государства и граждан.

Я буду охранять для народа састер

и не буду разглашать ничего из сокровенного

ни эллину, ни варвару, что должно

принести вред государству.

Я не буду давать или принимать дара

во вред государству и гражданам.

Я не буду замышлять никакого несправедливого дела

против кого-либо из граждан, не отпавших

не дозволю этого и не утаю,

но доведу до сведения

и на суде подам голос по законам.

Я не буду составлять заговора

ни против кого-либо из граждан,

кто не объявлен врагом народа.

Если я вступил с кем-либо в заговор

или связан какой-либо клятвою

или заклятием, то мне, нарушившему это,

и тому, что мне принадлежит,

да будет лучшее, а соблюдающему – противоположное.

Если я узнаю о каком-либо заговоре,

существующем или зарождающемся, я доведу

об этом до сведения должностных лиц.

Хлеб, свозимый с равнины, я не буду

ни продавать, ни вывозить с равнины в какое-либо

иное место, но только в Херсонес.

Зевс, Гея, Гелиос, Дева, божества олимпийские!

Пребывающему во всем этом да будет благо мне самому

и потомству и тому, что мне принадлежит,

не пребывающему же да будет злое и мне самому

и потомству и тому, что мне принадлежит,

и пусть ни земля ни море не приносят мне плода,

пусть женщины не разрешаются от бремени благополучно.

Из слов: «. буду служить народу и советовать ему наилучшее или наиболее справедливое для государства и граждан» видно, что каждый гражданин мог быть избранным в Совет и в исполнительные органы государства. О том же говорят слова «…на суде подам голос по законам».

Весьма ценные сведения сообщает Присяга о социальной борьбе. В особых пунктах ее: «Я не буду ниспровергать демократического строя», «. не буду составлять заговора ни против херсонесской общины, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа» содержится прямое указание на имевшие место, но неудачные попытки свергнуть демократический строй, предпринятые теми, кого впоследствии объявили врагами народа. Врагами народа были аристократы, знатная верхушка общества; они неоднократно принимали меры для свержения демократии и в более позднее время. В тот период, к которому относится Присяга, аристократы солидаризировались, по-видимому, с варварами-скифами, отпали (в Присяге они так и названы – «отпавшие») от Херсонеса и перешли на сторону скифов, недовольных установлением господства Херсонеса над степной частью Крыма, некогда составлявшей их собственную территорию.

Еще более острыми были противоречия между свободным населением (греками) и рабами-скифами. На рабов был возложен весь тяжелый труд в ремеслах, в сельском хозяйстве и домашнем быту рабовладельцев. Такое положение рабов приводило к восстаниям; одно из них, как стало известно в последнее время, произошло в конце II века до н. э.

Население занималось земледелием в степной части херсонесских владений, а виноградарством и виноделием – на Гераклейском полуострове. Развиты были морские промыслы: рыболовство и тесно связанное с ним добывание соли в озерах на Херсонесском мысу; добывались также устрицы и мидии, раковины которых обильно насыщают культурный слой городища.

Из ремесел достигло широкого развития строительное дело, вызванное большими работами по сооружению крепостных стен, жилых домов и общественных зданий.

При раскопках, произведенных Государственным херсонесским историко-археологическим музеем в 1955 – 1957 гг., вблизи юго-восточного участка крепостных стен археологи обнаружили несколько мастерских и девять печей для обжига. Удалось выяснить их устройство и размеры, найдена и готовая продукция: амфоры, кувшины с росписью, столовая чернолаковая посуда, грузила, терракотовые статуэтки. Раскопки последнего времени в северном районе города открыли остатки печей и тигли для плавки металла, большое количество отходов меди, найдены также матрицы для изготовления украшений и других предметов. Таким образом, можно сделать вывод, что в Херсонесе эллинистического периода производилась обработка металла. В одном из домов обнаружена мастерская по окрашиванию тканей: в его помещениях оказались четыре ванны с красной краской. Все эти материалы характеризуют эллинистический Херсонес как крупный центр художественного ремесла.

Источник: Херсонес-Корсунь. Г. Д. Белов

Источник

В «Херсонесе Таврическом» рассказали о романтичной версии объяснения загадочного слова

В чем заключается основной смысл присяги херсонеситов. 3f764ac48e94aae7a9b4757a8275c5de. В чем заключается основной смысл присяги херсонеситов фото. В чем заключается основной смысл присяги херсонеситов-3f764ac48e94aae7a9b4757a8275c5de. картинка В чем заключается основной смысл присяги херсонеситов. картинка 3f764ac48e94aae7a9b4757a8275c5de

Существует множество версий о его переводе. Большинство ученых сошлись во мнении, что слово не греческое, а заимствовано из местного (таврского) языка. Возможно, это был некий сакральный объект, например, упоминаемое в античных источниках святилище богини Девы. Чаще всего его располагают на Фиоленте, где его даже воспел в своих стихах Пушкин.

Также допускалось, что это все же искаженное греческое слово, обозначающее золотую монету, а фраза должна обозначать банальное сохранение казны. В музее-заповеднике рассказали о еще одной более романтичной версии.

Культ Геракла играл заметную роль в Херсонесе.

Точного указания где находилась страна амазонок в мифах нет, но позже их страну «поместили» в Северное Причерноморье. Скорее всего этому поспособствовали и сарматские воительницы — девушки у сарматов до выхода замуж сражались наравне с мужчинами.

Пояс и подпоясывание играли большую символическую роль и у древних греков и у других народов. Отсюда например выражение в русском языке «распоясался» о том кто ведет себя неподобающе.

Так что не исключено что херсонеситы клялись поясом поверженной Гераклом королевы амазонок.

Ранее мы писали о положении женщин в херсонесском обществе.

Также читайте о загадочных артефактах Гераклейского полуострова.

Источник

В чем заключается основной смысл присяги херсонеситов. userinfo v8. В чем заключается основной смысл присяги херсонеситов фото. В чем заключается основной смысл присяги херсонеситов-userinfo v8. картинка В чем заключается основной смысл присяги херсонеситов. картинка userinfo v8ucmopucm

Что наша жизнь?

Город Херсонес Таврический был основан в VI в. до н.э. греками-дорийцами на месте нынешнего Севастополя.
Причиной выселения будущих основателей Херсонеса были политические распри между демократической и аристократической “партиями” гераклейского общества, в результате которых демократы были вынуждены удалиться в изгнание.

Принятие присяги в древнем Херсонесе. Художник В. Воскресенский
Присяга высечена на плите из белого мрамора, украшенной вверху карнизом и фронтоном.

Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями,
кои владеют городом, областью и укреплениями херсонеситов:

не нарушу демократии и желающему предать или нарушить,
не дозволю и не утаю вместе с ним, но заявлю демиургам, правящим в городе;

буду врагом злоумышляющему и предающему или склоняющему к отпадению Херсонес,
или Керкинитиду, или Прекрасную Гавань, или укрепления и область херсонеситов;

буду служить демиургом,
и членом совета как можно лучше и справедливее для города и граждан;

и ΣАΣТНРА> народу охраню и не передам на словах ни эллину, ни варвару ничего тайного,
что может повредить городу;

не дам и не приму дара ко вреду города и сограждан;

не замыслю никакого неправедного деяния против кого либо из граждан не отпавших
и никому злоумышляющему не дозволю и не утаю вместе с ним,
но заявлю и на суде подам голос по законам;

не вступлю в заговор ни против общины херсонеситов,
ни против кого-либо из сограждан, кто не объявлен врагом народу;

и если я узнаю какой-либо заговор, существующий или составляющийся, то заявлю демиургам;

и хлеба вывозного с равнины не буду продавать и вывозить с равнины в другое место, но только в Херсонес.

Источник

Присяга гражданина Херсонеса

Присяга гражданина Херсонеса – каменные плиты, дошедшие до нас из III века нашей эры и расшифрованные в конце ХIХ века, — сегодня были выставлены на всеобщее обозрение в музее-заповеднике «Херсонес Таврический».

Однодневную выставку посвятили 125-летия со дня обнаружения настоящей гордости музея-заповедника — стелы с текстом Присяги.

В марте 1891 года, во время раскопок центральной площади Херсонесского городища, была найдена вторая, основная часть плиты, на которой высечена присяга, датируемая III веком до н.э. Присяга гражданина Херсонеса хорошо сохранилась, её текст практически полностью переведён и интерпретирован.

Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и укрепленными пунктами херсонесцев.
Я буду единомышлен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной гавани и прочих укрепленных пунктов и из остальной территории, которою херсонесцы управляют или управляли, ничего никому, ни эллину, ни варвару, но буду оберегать все это для херсонесского народа.
Я не буду ниспровергать демократического строя и не дозволю этого предающему и ниспровергающему и не утаю этого, но доведу до сведения государственных должностных лиц.
Я буду врагом замышляющему и предающему или отторгающему Херсонес, или Керкинитиду, или Прекрасную гавань, или укрепленные пункты и территорию херсонесцев.
Я буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан.
Я буду охранять для народа «састер» и не буду разглашать ничего из сокровенного ни эллину, ни варвару, что должно принести вред государству.
Я не буду давать или принимать дара во вред государству и гражданам.
Я не буду замышлять никакого несправедливого дела против кого-либо из граждан, не отпавших, и не дозволю этого и не утаю, но доведу до сведения и на суде подам голос по законам.
Я не буду составлять заговора ни против херсонесской общины, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа; если я вступил с кем-нибудь в заговор или связан какой-либо клятвою или заклятием, то мне, нарушившему это, и тому, что мне принадлежит, да будет лучшее, а соблюдающему — противоположное.
Если я узнаю о каком-либо заговоре, существующем или зарождающемся, я доведу об этом до сведения должностных лиц.
Хлеб, свозимый с равнины, я не буду ни продавать, ни вывозить с равнины в какое-либо иное место, но только в Херсонес.
Зевс, Гея, Гелиос, Дева, божества олимпийские! Пребывающему во всем этом да будет благо мне самому и потомству и тому, что мне принадлежит, не пребывающему же да будет злое и мне самому и потомству и тому, что мне принадлежит, и пусть ни земля, ни море не приносят мне плода, пусть женщины не разрешаются от бремени благополучно…

Как следует из теста присяги, в городе происходило волнение, обострилась политическая ситуация, разделившая гражданское общество на два противоборствующих лагеря. Присяга гражданина Херсонеса стала символом возрождения демократии, примирив общество. Она гарантировала неприкосновенность демократии, подчеркнула её значение для города. Не самое плохое напоминание для ХХI века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *