Как засыпают водители за рулем
Сон ценою в жизнь: мифы и факты о засыпании за рулём
Исследование компании Ford показало, что российские водители засыпают за рулём в полтора раза чаще европейских. Цифры пугающие: хотя бы раз во время вождения дремала треть российских автомобилистов! Помогает ли кофе, достаточно ли поспать 15 минут и как распознать засыпание – в материале 74.ru.
Сон за рулем незаметен
Случались ли у вас «провалы памяти» во время вождения? Например, видите заправку в километре и вдруг она уже рядом. Если да, то знайте – вы тоже спали за рулем, другое дело, что лишь недолго.
Главная проблема: сон за рулем не обнаруживается самим водителем и плохо заметен со стороны. Опасная фаза начинается еще до того, как он уснул в классическом смысле: уронил голову, захрапел, отпустил руль. Первые секунды он продолжает сидеть прямо и сохранять видимость бодрствования, но мозг уже отключился от реальности.
– Главный «симптом» начальной фазы сна – водитель не помнит, как проехал последний участок пути, – поясняет специалист по нарушениям сна «Центра медицины сна» Наталья Белинская. – Предотвратить подобный сон усилием воли водитель не в состоянии просто потому, что он не замечает его начало. Ему кажется, что он просто моргнул, на самом же деле несколько секунд ехал в состоянии сна.
Внешние наблюдатели могут заметить аномальную частоту морганий водителя: либо очень частые, либо наоборот редкие. Стекленеет взгляд, снижается активность, разговорчивый человек вдруг становится угрюм и молчалив – все это косвенные признаки скорого засыпания. Однако медики предупреждают, что использовать их в качестве надежного критерия нельзя: человек может заснуть и без «симптомов».
Кратковременный сон помогает ненадолго
Излюбленный совет бывалых: поспать 15 минут, запарковавшись на обочине или заправке. Такой способ имеет право на существование, если водитель осознает его ограниченность.
– 15 минут недостаточно, чтобы организм восстановил силы, поэтому использовать такой способ в дальней дороге я бы не стала, – говорит Наталья Белинская. – Если вы не доехали до дома 50 километров и смертельно хотите спать, можно остановиться на четверть часа или чуть больше. Но если вы планируете после 15-минутного сна одолеть еще 500 км – это большой риск. После некоторого облегчения сон накатит с удвоенной силой.
Как не попасть в транс
Засыпанию способствует любая монотонность. Например, однообразная долбежка музыки, пусть даже громкой, является неплохим «снотворным» для уставшего водителя. Безделушки, болтающиеся на зеркале заднего вида – еще один способ впасть в транс. К слову, врачи, вводя человека в состояние гипноза, используют монотонные колебания маятника, а водители по незнанию вешают подобные маятники добровольно.
Усыпляет и однообразный ритм езды по пустой ночной трассе, поэтому особенно осторожны будьте на дороге, которая кажется легкой.
И старайтесь исключить любую монотонность. Например, медики советуют вместо альбома любимого исполнителя слушать радио: постоянная смена ритма, новостные включения, голос ведущего действуют как раздражители. Помогает разговор с пассажиром, который, кроме прочего, сможет контролировать бодрствование водителя.
Сон ценою в жизнь: мифы и факты о засыпании за рулём
Кофе и другой «допинг»
Популярный рецепт от засыпания – выпить кофе, крепкого чая или энергетиков. Как и кратковременный сон, такой способ имеет право на жизнь, но крайне важно понимать его ограниченность.
Во-первых, действие тонизирующих веществ индивидуально, поэтому «эликсир бодрствования» нужно подбирать под себя: кто-то предпочитает черный или зеленый чай, кто-то кофеиновые напитки.
Во-вторых, любой стимулятор действует ограниченный промежуток времени, и, как правило, через полчаса-час провоцирует еще большую сонливость.
– Научно доказанные факты: кофе и прочие энергетики на время повышают тонус, но за фазой возбуждения всегда наступает фаза спада сил, когда засыпание наиболее вероятно, – поясняет Наталья Белинская. – Поэтому, как и в случае с недолгим сном, рекомендовать такой способ можно лишь с осторожностью. Если водителю осталось проехать всего ничего, можно взбодриться чашкой кофе, но ехать сутками напролет, регулярно употребляя кофе или другие тонизирующие напитки, крайне рискованно: в какой-то момент они не разбудят, а усыпят.
Семечки, чипсы, огурец
Один из сравнительно простых и действенных способов слегка взбодриться – есть за рулем что-то, что требует некоторых усилий. Грызть в машине семечки или чипсы захочет не каждый, но врачи советуют, например, морковь или яблоки. Процесс требует сосредоточенности и повышает общий тонус. Автору в недавней поездке помогли садовые огурцы, разогнавшие утреннюю сонливость в первые часы. Некоторые советуют есть лимон: его резкий вкус действует ободряюще.
Однако воздержитесь от плотного обеда: многие после него чувствуют сонливость, даже если выспались накануне.
Все народные методы являются лишь полумерами, которые не спасут от засыпания, а в лучшем случае отсрочат его на час-другой. Единственным надежным способом является остановка для полноценного сна. Опытом делится водитель-дальнобойщик Эдуард Белкин:
– Все симптомы засыпания позволяют лишь отловить критический момент, ну а дальше совет один – спать. Не следует планировать непременно доехать именно до какого-то пункта, особенно если опыт дальних поездок небогат; дорога и самочувствие покажут, где пора ночевать. Мотелей, гостиниц и даже частных домов для этой цели достаточно. На многих популярных трассах к вечеру появляются аборигены с табличками «Ночлег» – вполне достойный вариант. Что касается методов взбадривания, то мне, например, помогает крепкий чай. Не пакетики с пылью цейлонских дорог и тёпленькая водичка из кулера, а хороший листовой, обязательно свежезаваренный, почти без сахара. Несколько часов бодряка гарантированы. Но лучше, конечно же, отдохнуть.
Врачи, в свою очередь, предупреждают, что опасно не только засыпание, но и предшествующая ему сонливость.
– Дело же не только в том, что водитель вот-вот отключится, – комментирует Наталья Белинская. – Накануне засыпания нарушается концентрация внимания, время реакции, адекватность оценки обстановки, и это также провоцирует аварии. У сотрудников ГИБДД, кстати, есть критерии, по которым они определяют, что ДТП произошло по причине засыпания или сонливости водителя, скажем, отсутствие следов торможения.
Длительность нормального сна зависит от человека, но, как правило, составляет не менее восьми часов. Если спали меньше или плохо, учитывайте это обстоятельство при планировании маршрута.
Помните: сон за рулем накатит незаметно, а проснуться можно уже на больничной койке. Если вообще проснуться.
Артём Краснов
Фото: Полина Авдошина (инфографика), Марина Фомина
Не спать! 7 способов побороть сонливость за рулем
Около четверти всех аварий на дороге происходит по вине заснувшего водителя. Даже у хорошо отдохнувшего человека скорость реакции снижается в два раза через 4 часа непрерывной езды. 103.by расскажет, как понять, что появился риск засыпания за рулем, и какие меры предпринять, чтобы это не привело к трагедии.
Человек в процессе езды часто не замечает, что у него снизился уровень концентрации. Многие предупреждающие звоночки игнорируются, и тогда как следствие — «внезапное» отключение водителя за рулем.
Появление следующих признаков понижения концентрации внимания должны вас насторожить:
Также необходимо учитывать, что у уставшего водителя может наблюдаться так называемый микросон (отключение внимания на 10-20 секунд при открытых глазах). Поэтому бороться с сонливостью нужно уже при ее первых признаках.
Дальнобойщики делятся секретом, что не заснуть за рулем им помогают перекусы. Именно перекусы, а не плотные ужины, после которых еще больше клонит в сон. Для этого в дороге подойдет пища, которую можно достаточно долго жевать или рассасывать, при этом еда должна обладать выраженным вкусом (цитрусовые, кислое яблоко, орехи, сухофрукты, горький шоколад). Как показывает практика, эффективнее всего с сонливостью борется долька лимона, подложенная под язык.
Многие водители совершают распространенную ошибку — берут с собой в дорогу различные напитки на основе кофеина, чтобы суметь вовремя взбодриться. Но действие такого питья весьма краткосрочное (всего 1 час), а негативные последствия в виде учащенного сердцебиения и расфокусировки внимания длительные. Более того, на сильно уставшего человека ни один кофеинсодержащий напиток в должной мере подействовать не сможет.
Так что пить за рулем кофе, чай и энергетики абсолютно бессмысленно. В отличие от минеральной воды, воды со льдом и лимоном, цитрусовых соков, неспиртовых настоек женьшеня, эхинацеи и элеутерококка.
Один из способов, которые часто рекомендуют дальнобойщики, — использовать против сна резкие запахи. Конечно, можно просто купить ароматизатор, но, как показывает практика, к их запаху водитель быстро привыкает и уже максимум через 2 часа практически на него не реагирует.
Хорошей альтернативой могут стать натуральные эфирные масла. Пары капель на бумажной салфетке вполне хватит, чтобы эффективно отогнать сон на 1-1,5 часа. После этого можно использовать другое масло. К тонизирующим ароматам относятся все цитрусовые, эвкалипт, сосна, ель, корица, кардамон, гвоздика и тимьян.
Пассажир — пожалуй, лучший способ не дать водителю заснуть за рулем. Общение идеально помогает избавляться от сонливости, к тому же попутчик сможет контролировать состояние автомобилиста, следить за глазами и реакциями и вовремя растормошить его. Если за рулем придется провести четыре и более часов, лучше не только разговаривать, но и играть в логические игры. Даже простая игра в слова поможет мозгу работать в нужном режиме.
При этом пассажиры могут представлять и опасность для водителя. Происходит это в том случае, если они засыпают в машине. Поэтому сонных попутчиков лучше пересаживать на заднее сидение.
Совет №5: Двигайтесь
Заставить мозг проснуться помогает физическая активность. Поэтому если водитель чувствует, что постепенно проваливается в дрему, можно интенсивно подвигать плечами, сделать несколько наклонов головы. А лучше всего остановиться, выйти из машины и пару раз интенсивно присесть, наклониться, произвести несколько резких вдохов-выдохов. Такая зарядка займет всего 2-5 минут, а бодрости хватит еще на несколько часов дороги.
Кроме этого, во время остановки можно выполнить зарядку для глаз, даже не выходя из машины: последовательно переводить и фиксировать взгляд на руле, дальней точке дороги, в зеркале заднего вида, в боковом зеркале, на встречной полосе и так далее. И после того как глаза отдохнули, продолжать движение.
Очень хорошо для длительных поездок составлять свой плейлист, в котором не будет медленных и расслабляющих песен. Важно подбирать композиции со знакомыми текстами, ведь многим водителям помогает избавиться от сна пение.
Во время пения легкие начинают работать интенсивнее, а значит, кровь лучше насыщается кислородом, и это тоже оказывает бодрящее действие на организм. Если есть возможность, нужно на короткое время открывать в машине окно: свежий воздух усилит эффект.
Вдобавок вспоминать текст песни — работа для мозга, а пока он занят, засыпания не произойдет.
Если все средства борьбы со сном не помогают дольше, чем на 30 минут, это значит, что организм уже предельно изможден. Продолжать езду в таком состоянии крайне опасно: что бы ни делал водитель, его мозг в ближайшее время все равно отключится. Даже если микросон займет 5-10 секунд, этого хватит для трагических последствий.
Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — остановиться у обочины и дать себе поспать хотя бы 15 минут.
Страховщики определили типы засыпающих за рулем водителей
Около 40% всех аварий на дорогах ФРГ происходит из-за усталости водителей, сообщается в исследовании (есть у «Газеты.Ru») немецкой страховой компании BG ETEM. К такому выводу специалисты пришли после того, как опросили различные категории водителей, а также проанализировали обстоятельства дорожно-транспортных происшествий, произошедших на дорогах Германии в прошлом году.
В частности в 24% дорожных инцидентов водитель заснул перед тем как врезаться в другое транспортное средство. Еще в 17% аварий автомобилисты не спали, но находились в утомленном состоянии, что стало важнейшим обстоятельством при выявлении причин аварии. В каждом третьем дорожном инциденте с заснувшим водителем на дороге погиб хотя бы один человек.
Немецкие специалисты отмечают, что в 76% случаев за рулем засыпали мужчины. Статистика аварий показала, что наиболее подвержены риску уснуть во время движения люди двух совершенно разных возрастных категорий:
начинающие водители в возрасте от 20 до 29 лет и люди более старшего поколения — от 50 до 59 лет.
Кто еще в зоне риска
Чаще всего (примерно в 40% случаев) склонность ко сну проявляется у водителей, которые перед поездкой находились на работе более восьми часов, а каждый десятый автомобилист, попавший в ДТП, садился за руль после ночной смены, сообщается в отчете компании.
В ходе исследования выявился также парадоксальный факт: оказывается нередко водители, отправляются в путь в уставшем состоянии, в надежде на то, что современные системы безопасности — типа экстренного торможения, адаптивного круиз-контроля и системы удержания в полосе — предотвратят потенциальную аварию.
Эксперты страховщика предупреждают, что такие инструменты отнюдь не гарантируют безопасность движения, они лишь могут немного подстраховать и то, не во всех случаях. Поэтом специалисты страховой компании резюмируют свое исследование хоть и банальным, но единственным верным выводом —
любому водителю даже профессионалу нужно отдохнуть, перед тем, как садиться за руль.
Почему водитель пропускает тревожный звонок
Президент «Российского общества сомнологов» (врачи, занимающиеся лечением нарушений сна – «Газета.Ru»), доктор медицинских наук Роман Бузунов отмечает, что повышенная сонливость среди вышеозначенных категорий (молодых и пожилых) водителей имеет принципиально разные причины.
«Молодые люди часто засыпают за рулем, из-за того, что стараются все успеть и часто пренебрегают необходимостью прерваться на сон. Что же касается людей старшего возраста, то у них отмечается накопленный пул болезней. Основная причина – это апноэ сна», — рассказал он «Газете.Ru».
Острый эпизод удушья, связанный со спадением дыхательных путей в области глотки, может длиться от 10 секунд до двух минут, описывает Бузунов эффект апноэ. Из-за недостатка кислорода, поясняет он, происходит стрессовая реакция, мозг просыпается и дает команду на открытие дыхательных путей. Человек в этот момент громко всхрапывает. Но как только мозг насытился кислородом, дыхательные пути сузились – организм опять засыпает. Этот цикл может повторяться 200-500 раз за ночь.
«Сколько бы такой человек ни спал – выспаться он не может, и в результате развивается тяжелейшая сонливость. Порой люди, страдающие апноэ, даже не замечают, что начинают засыпать, в том числе и за рулем», — констатирует медик.
По его словам, с 2016 года
в Евросоюзе апноэ включено в перечень заболеваний, при наличии которых действие водительского удостоверения может быть приостановлено или даже аннулировано.
«Если у автомобилиста выявляется такой диагноз, и он не лечится, – это является основанием для отзыва водительской лицензии. У нас такого правила в законодательстве нет», — отмечает Бузунов.
И все же поспите
Водителям, планирующим отправиться в дальний путь, эксперты рекомендуют прежде всего хорошо отдохнуть перед дорогой. При этом, чтобы монотонное движение не стало причиной потери бдительности, руководитель «Казанской школы высшего водительского мастерства» Олег Шатов советует автомобилистам взять в дорогу пакет семечек или орешков.
«В отличие от энергетических напитков или кофе, которые быстро повышают тонус, но при этом столь же резко заканчивают свое действие на организм, горсть съеденных фисташек или периодическое «щелканье» семечек оказывают на водителя длительный эффект», — делится наблюдениями Шатов.
Неплохим способом, позволяющим не уснуть за рулем, может служить положенная под язык долька лимона или аскорбинка:
кислота во рту будет способствовать повышению концентрации и внимания. А вот печенье, конфеты и прочие сладости, считает он, напротив, еще больше расслабляют организм.
Эксперт отмечает, что первыми признаками засыпания за рулем может служить постоянное «ерзанье» в кресле и более длительная фокусировка взгляда (например, когда автомобилист некоторое время не может считать показания приборов). Своеобразным «последним звоночком», предупреждающим о том, что скоро наступит сон, является ситуация, когда автомобилист начинает замечать, что он часто моргает и трет глаза.
«В этом случае надо срочно искать место для парковки, и хотя бы 20-30 минут посидеть с закрытыми глазами или поспать. Продолжать поездку в таком состоянии просто нельзя», — подчеркивает Олег Шатов.
Пять симптомов засыпания за рулем
Психологи утверждают, что наиболее объективно водители оценивают дорожную обстановку, когда суммарно проехали от 4 до 100 тысяч км. Если водительский стаж превышает 3-4 года вождения, а пробег — 100 тыс., высокий уровень профессионализма может привести к потере осторожности. Летом многие люди отправляются в дальние поездки, и существует реальная опасность уснуть за рулем во время движения.
Согласно статистике разных стран, сон за рулем является причиной около 5% ДТП, обычно с тяжелыми последствиями, потому что водитель отключается и не пытается предотвратить столкновение. От 15 до 35% ДТП в разных странах мира частично обусловлены усталостью водителя, недостатком внимания и концентрации.
Какие факторы способствуют засыпанию за рулем?
В этот день, 11 апреля 2015 года, трое моих друзей разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. На фото выше последний кадр с их регистратора.
Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: «Наверное, парень был неопытный или излишне самоуверенный. Со мной такого точно не случится». Но в тот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые в течение последних десяти-пятнадцати лет, постоянно, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Все они прекрасно чувствовали наступление усталости, и старались вообще не водить в сонливом состоянии. Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего лишь один раз, но хватило всем троим.
Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я одним прекрасным солнечным утром мог бы точно так же оставить свои мозги на подголовнике.
И это заставляет задуматься. У меня был целый арсенал разных способов взбодриться в дороге: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и т.п. Ну тут я понял, что ни один из этих способов не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это ни что иное, как способы продолжить движение, а главное — знать когда пора остановиться ни смотря ни на что!
И здесь не годится народная мудрость «Устал — отдохни», которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?
Эти критерии должны быть явными и однозначными.
В общем, сейчас у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же сменяюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.
Итак, объективные признаки того, что мозг уже отключается:
1) Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!
3) Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.
5) Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли.
В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать что искать, и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.
И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже, фактически, на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: «Подумаешь, проеду еще XX км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь».
Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо стараться до них не доводить, а если хоть один из них наступит — сразу же останавливаться. Но это скорее необходимое, чем достаточное условие безопасности. Единственным вариантом, в котором я уверен на все 100%, я вижу плюс ко всему этому, езду с напарником и постоянными беседами. Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но отступать от него смертельно.
Кого не убедил, приглашаю посмотреть видео с регистратора
Почему водители засыпают за рулем?
Как снизить вероятность засыпания во время вождения?
Водитель должен быть максимально сконцентрирован на дороге. Малейшая невнимательность может стоить тем, кто находится в транспортном средстве, жизни. Поэтому статистика, которая говорит о том, что каждый восьмой автомобилист хотя бы один раз в жизни засыпал за рулем, по-настоящему пугает. А каждый третий водитель при опросах отметил, что был очень близок к этому, но в последний момент смог себя пересилить.
Интересно, что причиной засыпания в дороге не всегда является отсутствие полноценного отдыха накануне. Организм может реагировать подобным образом и на другие факторы.
Вибрация автомобиля
Австралийские ученые провели исследование проблемы сонливости за рулем. В испытаниях приняли участие 15 добровольцев. Их протестировали на симуляторе автомобильной кабины, который двигался, имитируя езду по асфальтированной дороге.
В процессе «вождения» при помощи специальных датчиков у испытуемых контролировали частоту сердечных сокращений. При этом для некоторых добровольцев к движению кабины добавили низкочастотные колебания (4-7 Гц), подобные тем, которые возникают во время движения по шоссе с ровным покрытием.
Источник изображения: abart-tuning.pl
Было установлено, что участников эксперимента, подвергшихся вибрации, уже через 15 минут начинало клонить в сон: им становилось все труднее концентрировать внимание. А через полчаса сонливость становилась практически неконтролируемой. Пульсовый ритм с 75-80 ударов в минуту замедлялся до 60-65 ударов. Это говорило о том, что человек с минуты на минуту заснет. У тех же, кто вибрациям не подвергался, подобных явлений не наблюдалось.
По результатам эксперимента ученые сделали вывод, что низкочастотные колебания являются ключевой причиной засыпания во время вождения. Вибрации автомобиля при движении убаюкивают тех, кто находится внутри. Они напрямую влияют на парасимпатическую нервную систему и активизируют в головном мозге процессы торможения. Если человек, к тому же, испытывает усталость, это делает его еще более уязвимым.
Социальные факторы
На аварийность в нашей стране косвенно влияет тяжелая экономическая ситуация. В стремлении заработать как можно больше денег многие автомобилисты пренебрегают сном. Человек может проехать несколько сотен километров за один день, ни разу при этом не отдохнув. Транспортные компании, в свою очередь, экономят на сменщиках, ставя водителям непосильные задачи. А поскольку найти достойную альтернативу даже такой работе крайне тяжело, сотрудники мирятся с данной ситуацией и трудятся, превозмогая себя.
Многие молодые водители переоценивают свои силы. Новички часто пытаются преодолеть за один прием слишком большое расстояние. А если окончание поездки приходится на ночное время, опасность уснуть за рулем возрастает в разы.
Источник изображения: img2.goodfon.ru
Если человек спешит, он может ехать длительное время без остановок. Между тем однообразие поездки тоже является фактором риска. Монотонная картина за лобовым стеклом и непрерывный шум двигателя способствуют расслаблению.
Этот эффект усиливают однообразная музыка из магнитолы и даже аксессуары, висящие на зеркале заднего вида. Раскачиваясь, они завладевают вниманием уставшего человека. Ведь врачи, практикующие гипноз, для введения человека в транс тоже используют колебания маятника.
Что же можно сделать?
Изменение частоты колебаний кузова – задача инженеров-конструкторов. Кстати, работы в данном направлении уже ведутся. В то же время каждому водителю под силу организовать свою поездку так, чтобы свести вероятность засыпания за рулем к минимуму. Для этого следует помнить о факторах риска и стараться избегать их.
Если ваша деятельность напрямую связана с вождением, накануне рабочего дня постарайтесь как следует выспаться. Перенапряжение может приводить к бессоннице в ночное время, а вот за рулем водителя начинает укачивать. Не следует пытаться решить эту проблему при помощи алкоголя. Обратитесь к врачу, который подберет подходящее лекарство, которое не влияет на концентрацию внимания. Если вы сядете за руль отдохнувшим, поездка будет намного безопаснее.
Сонливость во время вождения усиливается после плотного приема пищи. Поэтому если вы понимаете, что вас непреодолимо клонит в сон, остановитесь, закройте глаза и отдохните хотя бы 20-30 минут.
Источник изображения: bolsamania.com
Если у вас есть возможность спланировать поездку, выбирайте для путешествия светлое время суток. Ночью вероятность засыпания за рулем увеличивается в несколько раз. Дело в том, что в темноте в организме человека вырабатывается гормон мелатонин, который обладает снотворным действием.
Во время длительной поездки хотя бы 1 раз в час останавливайтесь на 5-7 минут. Выйдите из машины, выпрямите спину и разомнитесь. Это полезно не только в качестве профилактики засыпания. Пребывание в вертикальном положении поможет восстановить кровоснабжение конечностей и предотвратить смещение позвонков. А для мозга такой перерыв станет своеобразной перезагрузкой.
Не стоит надеяться на такие стимуляторы, как энергетические напитки и крепкий кофе. Эффект от них кратковременный, а после того, как он заканчивается, сонливость усиливается еще больше прежнего.
И еще. Уберите из поля зрения лишние раздражители: снимите с зеркала заднего вида раскачивающиеся предметы. А если во время поездки вы слушаете музыку, периодически меняйте радиостанции. Резкая смена ритма поможет побороть сонливость, мешающую вождению.