Как зовут мужчину изображенного на картине
Мужской портрет и скульптура
Многие известные художники были весьма симпатичными мужчинами.
Портрет молодого мужчины.
Не красавец, но, по-моему, есть в нем обаяние.
Также был весьма симпатичным мужчиной.
Автопортрет с другом (Рафаэль слева, с длинными волосами)
Помимо всем известной «Весны» и «Рождения Венеры», писал отличные мужские портреты. Вот один из них.
Портрет молодого человека, 1483
Питер Пауль Рубенс
Портрет герцога Букингема, 1625
Автопортрет с Изабеллой Брандт (первой женой)
Тот самый неловкий момент, когда муж красивее жены.
У Тициана много красивых мужских портретов.
Мужской портрет, 1544-1545 (фрагмент)
Юноша с разорванной перчаткой, 1523
Портрет мужчины в красной шапке, 1516
Портрет Ариосто, 1510
Итальянцы часто писали мужчин с горячим взором
Мужской портрет (Франческо Боссано)
Портрет молодого человека, ок. 1517
Портрет молодого человека с книгой, 1530
Начитан и интеллегентен либо хочет казаться таковым.
Рождение Адама (фрагмент росписи в Сикстинской капелле) (надеюсь, не потрут за пропаганду порнографии)
Умирающий раб (некоторые утверждает, что он тут явно не умирает. )
Давид (эталон мужской красоты всех времен и народов)
В отличие от итальянцев Веласкес не льстил никому, даже королям. Поэтому всего лишь пара портретов с неклассическими красавцами, но совершенно замечательными по исполнению. Их хочется рассматривать.
Мужской портрет, 1635
Франсиско де Риоха, поэт
Находится в Эрмитаже. Фото не показывает всю красоту картины. Но те, кто видел его вживую, наверняка подтвердят, что Ван Дейк там очень хорош.
На этом фрагменте можно рассмотреть лицо вблизи
Писал людей с красивыми и выразительными глазами, вытянутыми чертами лица. Мужские портреты не исключение.
Хорхе Теотокопулос (сын художника)
Портрет монаха (фрагмент)
Именно он создал множество прекрасных фонтанов по всему Риму и наваял много красивых статуй, которые теперь стоят в музеях. Был весьма привлекательным и, по преданию, пылким мужчиной. За что чуть не угодил в тюрьму.
«Юноша с лютней (Лютнист)», 1595
Мальчик с корзиной фруктов, 1593
Голландцы не стремились к приукрашиванию людей. Но уж если им попадались красавцы, они их и рисовали таковыми.
Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия. Фрагмент. 1627
Перенесемся в 19 век
Еще один художник-красавец.
Портрет Энгра кисти Жана-Пьера Коро
Портрет Поля Варлена
Еще один портрет черноглазого горячего мужчины
Писал в основном женщин во всевозможных ракурсах, но есть у него и весьма привлекательные мужчины
Портрет Леона Бонна (тоже художника)
Портрет Леона Рьезенера, 1835
Ну а вот так бы выглядели наши звезды в классическом обрамлении. По-моему, оригиналы все-таки лучше.
Оставьте свой голос:
Подпишись на наш дайджест
TOP 5
And just like that: жизнь после сорока
Почему я почти не слушаю российскую музыку. У меня на это пять причин
Джоан Роулинг вошла в чат
На позитиве 🙂
Скандальная женщина Оливия Манн
Комментарии Скрыть комментарии
_stirlitz_, тот самый.
Lizbeth, да, я уже в Вики посмотрела. я почему-то думала, что Людовик ХIII был позже, чем 1625
Прекрасная подборка! Какое современное лицо у Леона Бона 🙂
Красоту Рафаэля еще лучше видно на вот этом портрете http://eng.civita.it/var/plain_site/storage/images/mostre_e_musei/mostre/raffaello_e_urbino/raffaello_autoritratto_1506_firenze_galleria_degli_uffizi/287183-1-ita-IT/raffaello_autoritratto_1506_firenze_galleria_degli_uffizi.jpg
P.S.А если бы автор еще и обошелся без комиксового уровня сплетен про ничем не подтвержденную ориентацию художников, то вообще было бы супер. Тот же Караваждо, помимо известных банальностей про портреты «миловидных юношей», писал грандиозные полотна на религиозную тематику, например абсолютно гениальное «Призвание апостола Матфея»!
Я искренне верю, что культурный уровень сплетниц таков, что им будет интересно читать про великие картины и живописцев и без жареных сплетен о них.
Lizbeth, спасибо за комплимент ))) но версия про ориентацию Караваджио и лиц, изображенных на приведенных мною портретах, взята из абсолютно серьезных источников. его грандиозные полотна я видела и не могу не отдать им должное. их величие мною не оспаривается.
alfa-omega, неужели в серьезных источниках было написано про ориентацию, но забыли упомянуть про то, что в молодости и по бедности (не было денег на натурщика)свои портреты Караваджо писал с самого себя, и вот так получилось, что он был миловиден и очарователен. Поэтому это не портреты его «любовей», а многочисленные изображения его самого?
Lizbeth, слышьте, ну, в среде артистов, художников гомосексуализм был, есть и будет. свободная, творческая среда, нацеленная на эксперименты, в том числе и с сексуальной ориентацией. зачем так агрессивно относиться к этой версии происхождения портретов караваджо? да, он был беден, да, он писал преступников и прочих маргинальных элементов. но пересказанная мною версия тоже имеет право на существование, т.к. портреты не подписаны как автопортреты. и более поздние автопортреты караваджо не показывают явного сходства с юношами на этих картинах. но в то же время на них виден явный сексуальный подтекст: у юношей томные позы, глаза с поволокой, полные, красные и чувственные губы, кокетливо съехала рубашка, на нотах на нотах у Лютниста изложен какой-то известный в то время любовный мадригал. вот тут подробнее про текст нот http://www.pressarchive.ru/peterburgskiy-chas-pik/2002/07/25/181579.html
микеланджело тоже был нестандартной ориентации. это уже всем известный факт. зачем отрицать то, что было на самом деле только потому, что это не вписывается в рамки общепринятых ценностей о прекрасном и должном?
лично для меня гомосексуализм великих художников никоим образом не умаляет их достоинств как личностей, а также их произведений.
alfa-omega, вы думаете, гомосексуализм зависит от артистизма? Он есть и будет среди художников, пекарей и шпалоукладчиков, но сексуальная ориентация не является определяющей в человеке. А у вас именно о ней и написано, как если бы в художниках это было главным (( Вы же ни факты биографии не приводите, ни о стиле живописи не пишете, только «и этот мальчиков любил».
Про Караваджо и его картины написана масса научных трудов, так вот никаких подтверждений его гомосексуализму там нет.
Про Микеланджело исследователи до сих пор во мнениях не сошлись, так что не стоит так твердо что-то утверждать.
Я понимаю, что это желтенmrие полуфакты, которыми пестрят все околопопулярные статьи, но так странно, что единственное, что вы нашли сказать про Караваджо или Микеланджело, это их ориентация ((
Lizbeth, перечтите, пожалуйста, внимательно мой пост, в котором говорится всего лишь про одну (!) из версий прохождения картины караваджо, про которую я слышала на экскурсии в эрмитаже от профессионального искусствоведа. тему гомосексуализма вы подняли сами и продолжаете ее муссировать из комментария в комментарий. и, пожалуйста, прочтите внимательно мои комментарии: там что-нибудь говорится про то, что для меня имеет значение сексуальная ориентация великого художника? я там говорю как раз-то об обратном. в подтверждение кидаю ссылку на статью в википедии про гомосексуальность в эпоху возрождения и на этом прекращаю эту бесполезную дискуссию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2_%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D1%83_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
ссылка на вики отразилась не полностью, но если забить в поисковике «Гомосексуальность в эпоху Возрождения» эта статья выйдет первая. там черным по белому написано и про микеланджело и про караваджо.
Seroglazaya, вот я тоже на глаза запала
Seroglazaya, я тоже на тициановского мачо запала. кудри золотые, ах
Seroglazaya, башаров приведен в качестве сравнения с тем что было и что есть.
alfa-omega, ааа, семен семеныч! Все равно фу на него.
ну на превью такие глазки голубые.
у Давида уровень детализации невероятен, все венки, все сухожилия просматриваются, интересно кто-нибудь смог такое повторить
Кто изображён на известном портрете Мемлинга «Портрет мужчины с римской монетой»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Биография художника
Сюжет картины
Детали портрета
В некоторых других портретах, таких как «Диптих Маартена ван Ньивенховена» (больница Св. Иоанна, Брюгге), Мемлинг рисовал части изображения на раме, создавая эффект trompe l’oeil. Сегодня рамка портрета Антверпена утеряна, но весьма вероятно, что изображение первоначально продолжалось на этой рамке.
Личность героя
2. Есть еще одна версия о личности героя полотна. Исследователи считают, что это может быть флорентийский художник Никколо ди Форзоре Спинелли, который умер в Лионе (там же картина хранилась в начале XIX века). Потомок семьи ювелиров (из той самой, из которой вышел художник Спинелло Аретино). Спинелли известен своими медалями, был гравером печати при дворе Бургундии. Из примерно 150 медалей, относящихся к его стилю, только пять подписаны и считаются одними из лучших достижений итальянской медали пятнадцатого века.
3. Также это может быть Джованни ди Кандида. Джованни ди Сальваторе Филанжье из ветви Кандида был представителем благородной неаполитанской семьи. Родился, вероятно, до 1450 года. Он служил в доме Анжу в Неаполе и переехал в Бургундию на службу герцогу Карлу Смелому. Был записан в качестве секретаря герцога в 1472 году. Остаток своей карьеры он прожил в должности дипломата. В сохранившихся письмаъ Кандида называют «summo et oratori et Historico ac sculptoriae artis atque plastices hac aetate omnium consummatissimo» (величайшим из ораторов и историков и самым искусным из всех художников в искусстве скульптуры и лепки в наше время).
Таким образом, Гансу Мемлингу удалось создать поистине великолепный шедевр портретной живописи XV века. По словам историка искусства Ричарда Мютера, доктора философии, «То, чем Боттичелли был для Флоренции, Перуджино для Умбрии, Боргоньоне для Милана и Беллини для Венеции, Ханс Мемлинг был для Нидерландов».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
35 тайн знаменитых картин
Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми.
Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.
Музыка на ягодицах
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.
Фрагмент части триптиха
Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет».
Обнаженная Мона Лиза
Знаменитая «Джоконда» существует в двух вариантах: обнаженная версия называется «Монна Ванна», ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.
Старый Рыбак
В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.
Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).
А был ли кит?
Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».
Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.
Два «Завтрака на траве»
Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863.
Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865.
Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают — ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».
Двойники на «Тайной вечере»
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498.
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.
«Ночной дозор» или «Дневной»?
Рембрандт, «Ночной дозор», 1642.
Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
Перевернутая лодка
Анри Матисс, «Лодка», 1937.
В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус — это отражение первого на глади воды.
Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.
Обман в автопортрете
Винсент ван Гог, «Автопортрет с трубкой», 1889.
Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.
Чужие мишки
Иван Шишкин, «Утро в Сосновом лесу», 1889.
Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.
Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Невинная история «Готики»
Грант Вуд, «Американская готика», 1930.
Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.
Месть Сальвадора Дали
Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.
В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия». Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна». Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.
Двуликая Даная
Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
Желтая спальня Ван Гога
В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.
Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку — средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.
Беззубое совершенство
Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза — совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, — считает эксперт. — Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».
Майор на фейсконтроле
Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848.
Публика, впервые увидевшая картину «Сватовство майора», смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.
Почему Свобода обнажена
Фердинан Виктор Эжен Делакруа, «Свобода на баррикадах», 1830.
Неквадратный квадрат
Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915.
На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картине французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.
Мелодрама Австрийской Моны Лизы
Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907.
На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.
Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.
Картина, вернувшая Гогена к жизни
Поль Гоген, «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897-1898.
Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).
112 пословиц на одной картине
Питер Брейгель — старший, «Нидерландские пословицы», 1559
Питер Брейгель — старший изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие, как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружен до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».
Другие пословицы отражают человеческую глупость.
Субъективность искусства
Поль Гоген, «Бретонская деревня под снегом», 1894
Картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана после смерти автора всего за семь франков и, к тому же, под названием «Ниагарский водопад». Человек, проводивший аукцион, случайно повесил картину вверх ногами, разглядев в ней водопад.
Скрытая картина
Пабло Пикассо, «Голубая комната», 1901
В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под «Голубой комнатой» скрыто еще одно изображение — портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. «Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза», — объясняет возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.
Недоступные марокканки
Зинаида Серебрякова, «Нагая», 1928
Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение — отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды — он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.
Спонтанное озарение
Валентин Серов, «Портрет Николая II в тужурке», 1900
Долгое время Серов не мог написать портрет царя. Когда художник совсем сдался, он извинился перед Николаем. Николай немного расстроился, сел за стол, вытянув руки перед собой. И тут художника осенило — вот он образ! Простой военный в офицерской тужурке с чистыми и грустными глазами. Этот портрет считается лучшим изображением последнего императора.
Опять двойка
© Федор Решетников
Знаменитая картина «Опять двойка» — это всего лишь вторая часть художественной трилогии.
Первая часть — «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.
Вторая часть — «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».
Третья часть — «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».
Как рождаются шедевры
Джозеф Тёрнер, «Дождь, пар и скорость», 1844
В 1842 году миссис Симон путешествовала на поезде по Англии. Внезапно начался сильный ливень. Пожилой джентльмен, сидевший напротив нее, встал, открыл окно, высунул голову и так смотрел минут десять. Не в силах сдержать свое любопытство, женщина тоже открыла окно и стала смотреть вперед. Через год она обнаружила картину «Дождь, пар и скорость» на выставке в Королевской академии художеств и смогла узнать в ней тот самый эпизод в поезде.
Урок анатомии от Микеланджело
Микеланджело, «Сотворение Адама», 1511
Пара американских экспертов в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ. Они полагают, что в правой части картины изображен огромный мозг. Удивительно, но можно найти даже сложные его компоненты, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.
«Тайная вечеря» Ван Гога
Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе», 1888
Исследователь Джаред Бакстер полагает, что на полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. В центре картины стоит официант с длинными волосами и в белой тунике, напоминающей одежды Христа, а вокруг него ровно 12 посетителей кафе. Также Бакстер обращает внимание на крест, расположенный прямо за спиной официанта в белом.
Образ памяти у Дали
Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931
Не секрет, что мысли, посещавшие Дали во время создания его шедевров, всегда были в виде очень реалистичных образов, которые художник затем переносил на холст. Так, по признанию самого автора, картина «Постоянство памяти» была написана в результате ассоциаций, возникших при виде плавленого сыра.
О чем кричит Мунк
Эдвард Мунк, «Крик», 1893.
Мунк так рассказывал о появлении у него идеи одной из самых загадочных картин в мировой живописи: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Но что за закат мог так напугать художника?
Писатель в народе
Александр Иванов, «Явление Христа народу», 1837-1857.
Десятки натурщиков позировали Александру Иванову для его главной картины. Один из них известен не менее самого художника. На заднем плане, среди путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь Иоанна Предтечи, можно заметить персонажа в корчиневом хитоне. Его Иванов писал с Николая Гоголя. Писатель тесно общался с художником в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Гоголь считал, что Иванов «уже давно умер для всего мира, кроме своей работы».
Подагра Микеланджело
Рафаэль Санти, «Афинская школа», 1511.
Создавая знаменитую фреску «Афинская школа», Рафаэль увековечил своих друзей и знакомых в образах древнегреческих философов. Одним из них стал Микеланджело Буонаротти «в роли» Гераклита. Несколько столетий фреска хранила тайны личной жизни Микеланджело, а современные исследователи сделали предположение, что странно угловатое колено художника свидетельствует о наличии у него болезни суставов.
Это вполне вероятно, если учесть особенности образа жизни и условий работы художников эпохи Возрождения и хронический трудоголизм Микеланджело.
Зеркало четы Арнольфини
Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434 г.
В зеркале позади супругов Арнольфини можно увидеть отражение еще двух человек, находящихся в комнате. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. Один из них — ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Так обычно скрепляли контракты.
Как недостаток превратился в талант
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Автопортрет в возрасте 63», 1669.
Безгрешная Венера
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482-1486.
Лютнист или лютнистка?
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Лютнист», 1596.
Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.