Как звали ежика в тумане
Ёжик в тумане
Алексей Баталов,
Мария Виноградова,
Вячеслав Невинный
Содержание
Сюжет
По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости считать звёзды. Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звездное небо. Оно висело над крышей, прямо за печной трубой. Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика.
История Ёжика
Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках. Из-за туч вышла луна и, улыбаясь, поплыла по небу. «Ммм-у. » — вздохнула корова за рекой. Залаяла собака, и сорок лунных зайцев побежали по дорожке. Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нём по грудь, и теперь казалось — большая белая утка плывет в тумане и, отфыркиваясь, опускает в него голову. Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещенную лунным светом долину, затопленную туманом. Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему все это? А комарики не уставали играть на своих скрипочках, лунные зайцы плясали, а собака выла. «Расскажу — не поверят!» — подумал Ёжик, и стал смотреть ещё внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту. «Вот и звезда упала, — заметил он, — и трава наклонились влево, и от елки осталась одна вершина, и теперь она плывет рядом с лошадью… А интересно, — думал Ёжик, — если лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?» И он стал медленно спускаться с горы, чтобы тоже попасть в туман и посмотреть, как там внутри. — Вот, — сказал Ёжик. — Ничего не видно. И даже лапы не видно. — Лошадь! — позвал он. Но лошадь ничего не сказала. «Где же лошадь?» — подумал Ёжик. И пополз прямо. Вокруг было глухо, темно и мокро, лишь высоко сверху сумрак слабо светился. Полз он долго-долго и вдруг почувствовал, что земли под ним нет, и он куда-то летит. Бултых. «Я в реке!» — сообразил Ёжик, похолодев от страха. И стал бить лапами во все стороны. Когда он вынырнул, было по-прежнему темно, и Ёжик даже не знал, где берег. «Пускай река сама несет меня!» — решил он. Как мог, глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению. Река шуршала камышами, бурлила на перекатах, и Ёжик чувствовал, что совсем промок и скоро утонет. Вдруг кто-то дотронулся до его задней лапы. — Извините, — беззвучно сказал кто-то, кто вы и как сюда попали? — Я — Ёжик, — тоже беззвучно ответил Ёжик. — Я упал в реку. — Тогда садитесь ко мне на спину, — беззвучно проговорил кто-то. — Я отвезу вас на берег. Ёжик сел на чью-то узкую скользкую спину и через минуту оказался на берегу. — Спасибо! — вслух сказал он. — Не за что! — беззвучно выговорил кто-то, кого Ёжик даже не видел, и пропал в волнах. «Вот так история… — размышлял Ёжик, отряхиваясь. — Разве кто поверит?!» И заковылял в тумане.
Создание
Сценарий основан на одноимённой сказке Сергея Козлова.
Сам Норштейн о фильме говорил следующее:
— «Мир анимации или анимация мира», автор Ирина Марголина, студия Ф.А.Ф., 2002 год.
Роли озвучивали
Актёр | Роль |
---|---|
Алексей Баталов | Рассказчик Рассказчик |
Мария Виноградова | Ёжик Ёжик |
Вячеслав Невинный | Медвежонок Медвежонок |
Профиль Ёжика
Влияние на культуру
Образы, созданные в мультфильме, стали легкоузнаваемыми, цитируемыми, у некоторых авторов они приобрели символическое значение.
Одна серия мультсериала «Смешарики» «Ёжик в туманности» создана по мотивам культового произведения «Ёжик в тумане».
Популярность персонажа привела к появлению ряда мультфильмов по другим сюжетам Сергея Козлова («Как Ёжик и Медвежонок встречали новый год», «Трям! Здравствуйте!», «Зимняя сказка», «Осенние корабли», «Удивительная бочка» и др.).
Классик японской анимации Хаяо Миядзаки называл «Ёжика в тумане» среди своих самых любимых работ, признавая Норштейна выдающимся художником.
Ежик в тумане
Ежик в тумане
Ёжик в тумане | |
---|---|
‘ | |
Тип мультфильма | перекладки |
Режиссёр | Юрий Норштейн |
Автор сценария | Сергей Козлов |
Роли озвучивали | Алексей Баталов, Мария Виноградова, Вячеслав Невинный |
Композитор | Михаил Меерович |
Мультипликаторы | Юрий Норштейн |
Мультипликаторы | <<<Мультипликаторы>>> |
Оператор | <<<Оператор>>> |
Звукооператор | <<<Звукооператор>>> |
Студия | «Союзмультфильм» |
Страна | СССР |
Время | 10 мин. 29 сек. |
Премьера | 1975 |
BCdb | подробнее |
IMDb | ID 0073099 |
Аниматор.ру | ID 2684 |
Содержание
Создатели
режиссёр | Юрий Норштейн |
сценарист | Сергей Козлов |
художник-постановщик | Франческа Ярбусова |
аниматор | Юрий Норштейн |
оператор | Александр Жуковский |
композитор | Михаил Меерович |
звукооператор | Борис Фильчиков |
редактор | Наталья Абрамова |
роли озвучивали | Алексей Баталов Мария Виноградова (Ёжик) Вячеслав Невинный (Медвежонок) |
монтажёры | Надежда Трещёва |
Цитаты
Профиль Ёжика
Существуют противоречивые свидетельства, послужил ли профиль Людмилы Петрушевской прототипом Ёжика. С одной стороны, этот эпизод прямо описан в книге Петрушевской. [4] С другой стороны, сам Норштейн описывал процесс появления Ёжика иначе. [5]
Дальнейшая судьба Ёжика и Медвежонка
Кроме «Ёжика в тумане» сценарист Сергей Козлов написал сценарии ещё для нескольких мультфильмов про Ёжика и Медвежонка:
Однако все прочие мультфильмы создавались другими творческими коллективами и потому их анимация и озвучивание сильно отличаются от мультфильма Юрия Норштейна.
Интересные факты
В январе 2009 года в Киеве, на пересечении улиц Золотоворотской, Рейтарской и Георгиевского переулка был установлен памятник Ёжику. Фигура Ёжика выполнена из дерева, колючками послужили шурупы. Он изображён сидящим с узелком на высоком пне. [6] [7] [8]
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Ежик в тумане» в других словарях:
Ежик в тумане — несчастный, запутавшийся, жалкий человек. назв. известного мультфильма Ю.Норштейна … Словарь русского арго
Ежик в тумане (мультфильм) — Ёжик в тумане Тип мультфильма перекладки Режиссёр Юрий Норштейн Автор сценария Сергей Козлов Роли озвучивали … Википедия
Ёжик в тумане — Ёжик в тумане … Википедия
Ёжик в тумане (мультфильм) — Ёжик в тумане Тип мультфильма перекладки Режиссёр Юрий Норштейн Автор сценария Сергей Козлов Роли озвучивали … Википедия
Фиштик, Елена Владимировна — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Киностудия «Союзмультфильм» — Крупнейшая в России студия мультипликационных фильмов Союзмультфильм (до 20 августа 1937г. Союздетмультфильм) образована 10 июня 1936 г. приказом главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) в результате объединения различных мастерских… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Юрий Борисович Норштейн — Режиссер‑ мультипликатор, сценарист, художник Юрий Борисович Норштейн родился 15 сентября 1941 г. в деревне Андреевка Пензенской области, куда его мать, Бася Гиршевна Кричевская, была эвакуирована во время Великой Отечественной войны. В 1943 г.… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Ярбусова, Франческа Альфредовна — Франческа Ярбусова Дата рождения: 13 октября 1942(1942 10 13) (70 лет) Место рождения: Алма Ата, Казахская ССР, СССР Гражданство … Википедия
Франческа Альфредовна Ярбусова — Франческа Ярбусова Дата рождения: 13 ноября 1942 Место рождения: Алма Ата, СССР Гражданство: Россия Профессия: художник постановщик анимационного кино … Википедия
Франческа Ярбусова — Дата рождения: 13 ноября 1942 Место рождения: Алма Ата, СССР Гражданство: Россия Профессия: художник постановщик анимационного кино … Википедия
Как звали ежика в тумане
История с мультфильмом «Ежик в тумане» развивалась следующим образом. Мы с Франческой Ярбусовой — моей женой и художником-постановщиком одновременно — сделали мультипликационный фильм «Лиса и заяц». И когда его показали, в самом начале 1974 года, раздался звонок. Незнакомый мне человек представился: «Я сказочник Сергей Козлов». И добавил, что он видел наш фильм и хотел бы показать свои сказки. Мы встретились, он принес штук 40 сказок — они действительно были хорошо написаны. Видно было, что талантливый человек. Но если бы там не было «Ежика в тумане», я бы ничего не стал делать.
Сказка изначально была несколько другой: она была написана буквально на одном листочке. Да и от этого листочка в фильм попала ровно половина. А дальше была работа над сценарием, идею которого предложил уже я. Потому что сказка — сказкой, но сценарий — сценарием. И фильм — это совершенно другое искусство. Я предложил Козлову идею о том, что Ежик ходил все время к Медвежонку в гости и однажды заблудился в тумане. Когда он вышел из тумана, он был уже другим. «Другим человеком», как я говорю. И еще важная деталь: когда он блуждал в тумане, он все время слышал крик кого-то, кто его звал. Это был Медвежонок.
Что касается изобразительной части фильма, тут я должен сказать, прежде всего, о Франческе Ярбусовой. Она очень хорошо чувствует природу, знает ее. И она довольно долго билась над Ежиком. Ведь этот мультипликационный персонаж участвует во многих фильмах, но нам нужен был абсолютно другой герой. И сделать его стоило огромных творческих усилий. Хотя, как вы знаете, персонаж очень простой по своему абрису. И в то же время — он отличается от всех мультипликационных ежиков, которые мелькают на экране.
И есть еще один человек, о котором необходимо сказать, — это кинооператор фильма Александр Жуковский. Вообще кинооператорская работа в мультипликации для меня не менее важна, чем в игровом фильме. И я полагаю, что, если бы не Александр Жуковский, фильм был бы совершенно другим. С его стороны это была не просто творческая помощь — тут речь идет о творческом соавторстве. Хотя, когда я рассказал о предполагаемом фильме Александру Борисовичу, он прежде всего меня спросил: «Ну и как ты предполагаешь сделать туман?» Я ему рассказал технический ход. И он ответил: «Да, правильно. Я это знал. Мне интересно было, что ты по этому поводу думаешь». Так что в нашем случае было проявлено творческое единство всех участников – режиссера, художника-постановщика и кинооператора.
История с мультфильмом «Ежик в тумане» развивалась следующим образом. Мы с Франческой Ярбусовой — моей женой и художником-постановщиком одновременно — сделали мультипликационный фильм «Лиса и заяц». И когда его показали, в самом начале 1974 года, раздался звонок. Незнакомый мне человек представился: «Я сказочник Сергей Козлов». И добавил, что он видел наш фильм и хотел бы показать свои сказки. Мы встретились, он принес штук 40 сказок — они действительно были хорошо написаны. Видно было, что талантливый человек. Но если бы там не было «Ежика в тумане», я бы ничего не стал делать.
Сказка изначально была несколько другой: она была написана буквально на одном листочке. Да и от этого листочка в фильм попала ровно половина. А дальше была работа над сценарием, идею которого предложил уже я. Потому что сказка — сказкой, но сценарий — сценарием. И фильм — это совершенно другое искусство. Я предложил Козлову идею о том, что Ежик ходил все время к Медвежонку в гости и однажды заблудился в тумане. Когда он вышел из тумана, он был уже другим. «Другим человеком», как я говорю. И еще важная деталь: когда он блуждал в тумане, он все время слышал крик кого-то, кто его звал. Это был Медвежонок.
Что касается изобразительной части фильма, тут я должен сказать, прежде всего, о Франческе Ярбусовой. Она очень хорошо чувствует природу, знает ее. И она довольно долго билась над Ежиком. Ведь этот мультипликационный персонаж участвует во многих фильмах, но нам нужен был абсолютно другой герой. И сделать его стоило огромных творческих усилий. Хотя, как вы знаете, персонаж очень простой по своему абрису. И в то же время — он отличается от всех мультипликационных ежиков, которые мелькают на экране.
И есть еще один человек, о котором необходимо сказать, — это кинооператор фильма Александр Жуковский. Вообще кинооператорская работа в мультипликации для меня не менее важна, чем в игровом фильме. И я полагаю, что, если бы не Александр Жуковский, фильм был бы совершенно другим. С его стороны это была не просто творческая помощь — тут речь идет о творческом соавторстве. Хотя, когда я рассказал о предполагаемом фильме Александру Борисовичу, он прежде всего меня спросил: «Ну и как ты предполагаешь сделать туман?» Я ему рассказал технический ход. И он ответил: «Да, правильно. Я это знал. Мне интересно было, что ты по этому поводу думаешь». Так что в нашем случае было проявлено творческое единство всех участников – режиссера, художника-постановщика и кинооператора.
Ежик в тумане 1975 — если тебя нет, то и меня нет тоже…
Одним из самых выдающихся достижений советского кинематографа стал довольно необычный мультфильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане». Те, кто не смог понять, каков в мультфильме Ежик в туман смысл, посчитали ленту тусклой и скучной, а персонажей – нелепыми и посредственными.
Чаще всего это те, кто ни разу не попытался разобраться в показанном мультипликаторами. Возможно, подробный анализ детища Норштейна поможет этим людям изменить свое отношение к культовой ленте
Краткое содержание мультика
Начинать разбор смысла «Ежика в тумане» желательно с краткого пересказа сюжета мультфильма.
Персонажи
Главные герои мультика – два друга Ежик и Медвежонок. Каждый вечер они собирались вместе, пили чай и считали звезды.
Однажды Ежик, как обычно, отправился в гости к другу, прихватив с собой гостинец – малиновое варенье. Несмотря на то, что зверек ходил по одной и той же тропинке, он каждый раз открывал для себя что-то новое.
Ему все было интересно и любопытно. Вот лужица на дороге и в ней отражаются звезды. Интересно герою заглянуть и в колодец, погукать и, дождавшись ответного эха, следовать дальше.
Интересно! Для создания образа главного героя использовалось несколько пленок, на которых по отдельности были нарисованы иголки, глаза, лапки. Это позволяло двигать ими под стеклом.
Ежик настолько был увлечен окружающей природой и собственными мыслями, что не замечал следующую за ним и повторяющую всего его движения Сову.
Неожиданно впереди себя зверек увидел белоснежную Лошадь, окутанную туманом. Маленькому герою стало интересно, не утонет ли Лошадь, если уляжется спать. И он решает свернуть с тропинки, посмотреть – что там в тумане.
Потеряшка
Попав в туман, малыш теряет из виду Лошадь. Ежику становится страшно одному в незнакомом, страшном месте. Он боится даже листика, сорвавшегося с дерева. В тумане герою все кажется необычным. Даже маленькая улитка кажется огромной, похожей на слона.
В страхе Ежик теряет узелок с вареньем. Он вспоминает о гостинце только оказавшись возле огромного дерева. Огорченный зверек начинает метаться в поисках узелка, но с одной стороны летучая мышь, с другой – сова пугают героя.
Тут из тумана выбегает огромная собака. Несмотря на свои размеры, пес оказывается очень добрым и приносит Ежику узелок.
Интересно! Для создания тумана авторы использовали обычную кальку, прикрепив ее к стеклянной стенке. Персонажей размещали позади стенки, приближая либо отдаляя по мере надобности.
Внезапно издалека слышится голос Медвежонка, зовущего друга. Побежав на голос Медвежонка, Ежик падает в реку.
Побарахтавшись, герой смиряется и ложится на спину, позволяя реке нести его. Внезапно он чувствует, как кто-то трогает его за лапку и раздается голос, предлагающий ему свою помощь. Ежик садится на спину Кого-то и тот довозит его до берега.
На берегу зверька уже ждет обеспокоенный друг. Медвежонок рассказывает другу, как искал его, разжег веточек можжевеловых, самовар поставил. А Ежик все думал и думал о Лошади, как она там в тумане.
Смысл мультфильма Ежик в тумане
Особенность картины Норштейна в том, что в мультфильме Ежик в тумане смысл сюжета можно трактовать с разных точек зрения.
Самое простое объяснение сути мультика, находящееся на поверхности – это рассказ о дружбе и верности. В этом случае Сова воспринимается как символ мудрости, а Ежик – символ наивности.
В то же время это история о борьбе со страхами, возникшими в детстве и не отпускающими во взрослом состоянии.
Наличие архетипов, переданных с помощью определенных символов, позволяет разглядеть в сюжете «Ежика в тумане» философский смысл. На это указывают тончайшие психологические нюансы.
Блуждая в тумане, Ежик рассуждает о загадочности окружающего мира, пытаясь понять таинство бытия. Раздвоенное дерево – это символ познания. Пройдя сквозь него, многое начинаешь понимать.
Это позволяет зрителям отожествить себя с главным героем и понять его мироощущение.
Интересно! Основой для мультфильма «Ежик в тумане» послужило одноименное произведение Сергея Козлова, переработка которого кардинально изменила изначальный смысл сказки.
Сказочную повесть можно интерпретировать и с точки зрения мифологии. Если предположить, что герой путешествует между двумя мирами – реальным и потусторонним, то символы приобретают другое значение:
Параллели с античной мифологией и несовершенство форм персонажей «Ежика в тумане» позволяют разгадать смысл сюжета от самого автора.
В чем суть концовки
В мультфильме Ежик в тумане смысл концовки столь же неоднозначен, как и во всем сюжете.
Пережив множество невероятных приключений, Ежик добирается до друга. Но герой никак не может отойти от наваждения, все время думая об оставшейся в тумане Лошади.
С одной стороны такая концовка «Ежика в тумане» подтверждает воспитательный и дружеский смысл мультфильма. Хорошо, когда есть друзья, которые беспокоятся и ждут тебя. Благодаря им удается преодолеть все страхи и вырваться из тумана, обретя покой и радость.
Но финал «Ежика в тумане» содержит и скрытый смысл. Упоминание Медвежонком можжевеловых веточек наводит на мысль о сакральном значении чаепития. Можжевельник в мифологии символизирует бессмертие. Недаром Ежиком овладевает покой и умиротворение.
Такая концовка напоминает финал «Мастера и Маргариты» Булгакова. В романе Иешуя тоже награждает Мастера и Маргариту покоем, отправив их в «вечный дом».
В сказке Норштейна каждый видит свое. И не важно, кто как понимает смысл мультика «Ежик в тумане» и о каком из миров говорится. Главное иметь рядом того, с кем можно считать звезды.
12 фактов о «Ежике в тумане»: чей голос у ежика, из чего «сделан» туман, и каким предполагался финал
В день 80-летия отечественного мультипликатора Юрия Норштейна «Фонтанка» рассказывает о самой известной его работе.
Обладатель огромного количества регалий, Юрий Норштейн всю жизнь снимает волшебные мультфильмы в неповторимом авторском стиле. Самое известное его произведение — мультфильм «Ежик в тумане». 10-минутный анимационный фильм был создан в 1975 году на киностудии «Союзмультфильм», и до сих пор различные профессиональные опросы отдают ему звание лучшего мультфильма всех времен. «Фонтанка» собрала самые интересные и малоизвестные факты о «Ежике в тумане».
1. Писатель Сергей Козлов сам позвонил Норштейну и предложил ему поставить мультфильм на один из своих рассказов. Из большого цикла про обитателей Леса режиссер выбрал историю про туман и Лошадь — ему понравилась необычная атмосфера произведения, увлек эффектный образ тумана. Правда, в этой сказке Козлова Медвежонок не появляется. В первоисточнике рассказывается о том, как на Лес спускается туман и Ежик, гуляя в нем, падает в реку. Как и в мультфильме, кто-то невидимый (у Норштейна это большой сом) помогает Ежику добраться до берега — на этом сказка Козлова заканчивается.
2. Скорее всего, на известный зрителю финал Норштейна вдохновила другая сказка Козлова, под названием «Не смотри на меня так, Ежик». Там как раз Медвежонок ищет пропавшего друга, который упал в волчью яму и просидел там неделю. Медвежонку помогает и Филин, возит косолапого на спине в ночных поисках Ежика. Когда Ежик находится, то пребывает в шоке — примерно как норштейновский персонаж в финале мультфильма — он смотрит «тихими глазами» и молчит.
6. Никто не верил в успех мультфильма, и на комиссии, где Норштейн защищал замысел будущего произведения, его спросили, почему он выбрал для постановки такой скучный рассказ. Режиссер процитировал Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Этот мультфильм часто толкуют как притчу, а реку, в которую падает Ежик, сравнивают с рекой мертвых Стиксом или Летой. «Однажды он попал в туман и вышел другим человеком. Это история о том, как наше привычное состояние внезапно может перейти в катастрофическое под воздействием каких-то обстоятельств, о которых мы не подозреваем, что они существуют», — объясняет сам режиссер.
8. В мультфильме использованы комбинированные съемки, соединение анимации и видео реальных физических объектов. Так лист, который несется, подхваченный ветром, а потом падает на Ежика, снимали в естественных ракурсах, прикрепив за нитку. Воду в луже, которую Филин взбалтывает лапой, снимали в обычном тазу.
9. Норштейн часто повторяет в интервью, что без оператора Александра Жуковского не родился бы мультфильм. Пройдя учебу на операторском факультете ВГИКа, он оказался в мультипликации по причине тяжелой травмы на съемках документального фильма. Вместе с Норштейном для съемки «Ежика в тумане» он создал авторский съемочный станок с системой ярусных стекол и подвижной камерой. Чтобы Ежик уходил в туман и возвращался из него, стекла отдаляли и приближали к камере. Важную роль играла правильная запыленность стекол. Оператор не разрешал дотрагиваться до них, считая, что лучший фильтр — это естественно появившийся тончайший слой пыли. Когда у режиссера в Швеции спросили о секретах производства, он ответил — у вас так не получится, вы стекла моете.
10. Когда мультфильм получил всевозможные награды и прославился на весь мир, вопросы о нем так надоели его создателям, что появилась поговорка, которой они предупреждали все разговоры о своем знаменитом произведении: «Лучше портвейн в стакане, чем ежик в тумане».
11. Финальный кадр мультфильма выглядит так: на бревнышке сидят справа Ежик и слева Медвежонок. Кадр меняется и показывает героев со спины, опять слева Медвежонок, а справа Ежик. Понятно, что в таком ракурсе они должны были поменяться местами. Норштейн признается, что специально нарушил физическую логику, чтобы кадр не «прыгал».